Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЦИФРОВЫЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азаров Артур Александрович, Давыдова Мария Александровна, Лукушин Владимир Андреевич

В статье представлен сравнительный анализ подходов к цифровой трансформации современных университетов. На примере шести крупнейших отечественных университетов социально-гуманитарного профиля (НИУ ВШЭ, РАНХиГС при Президенте РФ, МГИМО, РУДН, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Финансовый университет при Правительстве РФ) рассмотрены ключевые направления цифровизации учреждений высшего образования, определены позитивные эффекты данного процесса, обозначены вызовы, стоящие перед университетами в цифровую эпоху. Авторы приходят к выводу о необходимости встраивания в цифровые процессы руководства вузов и высокой проработке различных аспектов системы цифрового менеджмента. Тем не менее, расширение цифровой инфраструктуры, усиление ее стабильности и функциональности является приоритетным направлением развития университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Азаров Артур Александрович, Давыдова Мария Александровна, Лукушин Владимир Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN UNIVERSITIES: OPPORTUNITIES AND CHALLENGES

The article presents a comparative analysis of approaches to digital transformation of modern universities. Using the example of the six largest Russian universities of the social and humanitarian profile (HSE, RANEPA, MGIMO, RUDN, Plekhanov Russian University of Economics, Financial University under the Government of the Russian Federation), the key directions of digitalization of higher education institutions are considered, the positive effects of this process, outlines the challenges facing universities in the digital age. The authors conclude about the need for embedding into digital processes by the university leadership and a high level of elaboration of various aspects of the digital management system. Nevertheless, expanding the digital infrastructure, enhancing its stability and functionality is a priority for the development of universities.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ»

Наука, культура и образование на грани тысячелетий

УДК 316.77

DOI 10.34823/SGZ.2022.1.51745

A.А. АЗАРОВ

кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ*

М.А. ДАВЫДОВА лаборант-исследователь Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ"

B.А. ЛУКУШИН лаборант-исследователь

Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ ***

Цифровая трансформация

российских университетов:

1

возможности и вызовы'

В статье представлен сравнительный анализ подходов к цифровой трансформации современных университетов. На примере шести крупнейших отечественных университетов социально-гуманитарного профиля (НИУ ВШЭ, РАНХиГС при Президенте РФ, МГИМО, РУДН, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Финансовый университет при Правительстве РФ) рассмотрены ключевые направления цифровизации учреждений высшего образования, определены позитивные эффекты данного процесса, обозначены вызовы, стоящие перед университетами в цифровую эпоху. Авторы приходят к выводу о необходимости встраивания в цифровые процессы руководства вузов и высокой проработке различных аспектов системы

' Азаров Артур Александрович (e-mail: artur-azarov@yandex.ru)

** Давыдова Мария Александровна (e-mail: marchikdavydova@mail.ru)

*** Лукушин Владимир Андреевич (e-mail: lukushin@aol.com)

1 Статья подготовлена по результатам исследований, |выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета

цифрового менеджмента. Тем не менее, расширение цифровой инфраструктуры, усиление ее стабильности и функциональности является приоритетным направлением развития университетов.

Ключевые слова: цифровой менеджмент, цифровые инфраструктуры, цифровизация образования, цифровая среда, цифровая трансформация.

A.A. AZAROV

Candidate of Technical Sciences, Leading Research Fellow, Center for Political Studies, Financial University under the Government of the Russian Federation

M.A. DAVYDOVA Research Assistant, Center for Political Studies, Financial University under the Government of the Russian Federation

V.A. LUKUSHIN Research Assistant, Center for Political Studies, Financial University under the Government of the Russian Federation

Digital transformation of russian universities: opportunities and challenges1

The article presents a comparative analysis of approaches to digital transformation of modern universities. Using the example of the six largest Russian universities of the social and humanitarian profile (HSE, RANEPA, MGIMO, RUDN, Plekhanov Russian University of Economics, Financial University under the Government of the Russian Federation), the key directions of digitalization of higher education institutions are considered, the positive effects of this process, outlines the challenges facing universities in the digital age. The authors conclude about the need for embedding into digital processes by the university leadership and a high level of elaboration of various aspects of the digital management system. Nevertheless, expanding the digital infrastructure, enhancing its stability and functionality is a priority for the development of universities.

Keyword: digital management, digital infrastructures, digitalization of education, digital environment, digital transformation.

Введение. Цифровая революция, новая цифровая реальность - это вызовы современного общества. Обеспечение цифровой трансформации, как процесса перехода к цифровой экономике, который включает в

1 The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds on the state order of the Financial University

себя не только переход к новым технологиям, но и постепенную перестройку привычных принципов управления, изменение подходов к управлению человеческими ресурсами, также диктует и необходимость подготовки высококвалифицированных кадров, способных обеспечить бесперебойное функционирование цифровой экономики.

Существующая парадигма государственного развития в этой сфере предполагает реализацию концепции «государство как платформа», что, в том числе подразумевает создание информационной инфраструктуры, формирование политики работы с данными и их хранения, формирование прикладных сервисов как с точки зрения персонала, обеспечивающего поддержание работоспособности цифровых платформ и загрузку в них данных, так и с точки зрения конечных пользователей платформ. Данная парадигма описана в Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы1. Также на территории Российской Федерации действует утвержденная президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»2. Под цифровой платформой в данной статье подразумевается интегрированная информационная система, обеспечивающая многостороннее взаимодействие пользователей по обмену информацией и ценностями, направленная на снижение общих транзакционных издержек, оптимизацию бизнес-процессов, повышение эффективности цепочки поставок товаров и услуг.

Соответствующей парадигмы придерживается и большинство вузов Российской Федерации, при этом, чаще всего, планы по цифро-визации вуза отражены в программе развития университета, хотя нельзя не отметить того факта, что представленный в ней уровень цифровой трансформации существенно отличается от университета к университету.

Целью настоящей работы является сравнение подходов к реализации цифровой трансформации топ-6 университетов России, вошедших в «QS World University Rankings by Subject 2021» в области «Social Sciences & Management»: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Московский Государственный Институт Международных Отношений (МГИМО),

1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы. Утверждена Указом Президента РФ от 9 мая. 2017 г. № 203. [Электронный ресурс] // Гарант. ru. [веб-сайт]. 2017. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71570570/ (дата обращения 04.10.21)

2 Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Правительство РФ [веб-сайт]. 2018. URL: http://static.govem-ment.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 04.10.2021)

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (РЭУ им. Плеханова), Российский университет дружбы народов (РУДН), Финансовый университет при Правительстве РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Развитие современного российского общества, а также растущие требования граждан к уровню и качеству образования, являются теми вызовами, которые встают перед руководством вузов, и требуют от них активной реализации цифровой трансформации всех своих сервисов и служб.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическая основа исследования представлена несколькими группами теорий и концепций. Концепция постиндустриального общества, в которой в том числе осмысляются последствия информатизации (Э. Тоф-флер1, Д. Белл2); концепция модернизации, которая основу технологического прогресса определяет социальными переменными (С. Хантингтон3); концепция цифровой культуры, а также последствия ее возникновения (Э. Шмидт и Дж. Коэн4); теория «глобальной деревни», характеризующая современный этап развития цивилизации как электронное общество, уходящее в сторону электронных средств (М. Ма-клюэн5); теория «одномерного общества», усмиряющего центробежные силы через применение техники (Г. Маркузе6). Вопросы цифрови-зации образования активно начинают развиваться в конце 90-х года XX века (Бэрглоу Р.7, Хорст Х.А., Миллер Д.8, Смит А.9).

Актуальные исследования формирования новой цифровой реальности в сфере образования представлены в работах коллектива под руководством Бродовской Е.В., разработавшего индикаторы базовых показателей рейтингования вузов для оценки уровня развития циф-ровизации процесса образования10. В исследовании Дубровского

1 Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2008. 557 с.

2 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 2004. 788 с.

3 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2016. 576 с.

4 Шмидт Э, Коэн Дж. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятия государства. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 368 с.

5 Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего. Изд. 2-е. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2013. 256 с.

6 Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: АСТ, 2003. 526 с.

7 Barglow R. The Crisis of the Self in the Age of Information: Computers, Dolphins and Dreams. N.Y.: Routledge, 1994. 227 р.

8 HorstH.A., MillerD. Digital antropology. N.Y.: Berg, 2012. 327 p.

9 Smith A. Is There A Global Culture? // Intermedia, 1992. №20. С. 11-12.

10 Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А. Критерии для рейтингования уровня и качества цифровизации процесса образования в вузах РФ // Вестник

Д.И. обоснованы изменения в различных сферах общественной жизни, сознании, установках, навыках, методах мышления и способах деятельности на основе формирования электронной культуры1. В работах Масланова Е.В. реализовано сравнительное исследование, в котором автор делает акцент на положительные и отрицательные черты процесса появления и интеграции новых цифровых и информационно-коммуникационных технологий, подчеркивая, что наибольшим потенциалом обладают не сами технологии, а проекты конструирования новых социокультурных и технологических условий их использования2. В трудах Тульчинского Г.Л. утверждается появление перед высшим образованием новых вызовов, созданных процессом всеобщей цифровизации: требование рынка труда новых навыков у выпускников, отставание образовательных программ от реальных технологических трансформаций, появление особого рынка он-лайн-образования, изменение статуса преподавателя из носителя знаний и умений в навигатора3.

На основе опроса выпускников вузов и работодателей Можаева Г.В. выявила перечень цифровых компетенций, востребованных в текущей профессиональной реальности, выделив среди цифровых компетенций: информационную цифровую грамотность, умение ставить задачи специалистам в области анализа данных и принимать решения, умение взаимодействие с применение цифровых технологий, умение создавать цифровой контент, обеспечивать информационную безопасность, принимать решения на основе анализа данных4. Евгеньева Т.В. и Усманова З.Р. установили возможности преодоления деструктивного влияния цифровизации на формирование цифровой культуры российской молодежи через формирование иммунитетов: повышения и укрепления цифровой грамотности, осуществление методов коррекции деструкций, создание альтернативы

Волгоградского государственного университета. Серия 4: история, регионоведение, международные отношения, 2020, №2, DOI : 10.15688/|мэ^и4.2020.2.20, С. 268-283.

1 Дубровский Д.И. Электронная культура. Кто против? // Философские науки, 2017, №2, С. 50-57.

2 Масланов Е.В. Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем? // Цифровой ученый: лаборатория философа, 2019, №1, DOI : 10.5840^р12019211, с.6-21.

3 Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки, 2017, №6, с. 121-136.

4 Можаева Г.В, Александрова Л.Д., Пуляева В.Н. Цифровые компетенции в модели актуальных компетенций управленческих кадров // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2020, №6, DOI : 10.26794/2226-7867-2020-10-6-49-55, с. 49-55.

деструктивным аккаунтам1. Бестаева Е.В. приходит к выводу о том, что основа современной науки, промышленности, финансовой, образовательной и других отраслей - цифровые технологии, функционирующие в поле английского языка, при этом в современной реальности сохранение своего родного языка - это норма и необходимость2.

Методология исследования построена на применении нового подхода в области социально-гуманитарных наук Predictor Mining, позволяющему анализировать и прогнозировать общественно-политические процессы посредством сбора и обработки больших данных3.

Методика исследования. Анализ цифровой трансформации вузов осуществлялся в соответствии с гибридной стратегией прикладного исследования. На первом этапе было реализовано когнитивное картирование (более 700 публикаций). На следующем этапе проведен автоматизированный социально-медийный анализ, позволивший определить основное содержательное наполнение информационных потоков о вузах (инструмент «IQBuzz», датасет 120 тыс. сообщений; инструмент «Медиалогия», датасет 200 тыс. публикаций). Анализ содержательного наполнения стратегий развития вузов до 2030 года осуществлялся на основе дискурс-анализа.

Сравнение подходов к цифровой трансформации ВУЗов. Целесообразным представляется сравнение подходов в рамках парадигмы «государство как платформа». Таким образом, критериями сравнения вузов будет сравнение по элементам цифровой инфраструктуры, указанным в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации»: цифровая инфраструктура; обработка, хранение и обновление данных; прикладные сервисы; приложения.

Так, первым элементом является создание цифровой инфраструктуры, то есть элементов, обеспечивающих функционирование цифровой платформы вуза и средств информационного взаимодействия. В большинстве программ развития данные элементы не представлены, но в программе развития Финансового университета есть

1 Евгеньева Т.В., Усманова З.Р. Особенности влияния цифровых коммуникаций на профессиональную культуру и адаптацию студентов социально-политических специальностей //Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2018, №6, DOI : 10.26794/2226-7867-2018-8-6-12-18, с. 12-18

2 Бестаева Е.В. Социолингвистический аспект развития современных цифровых технологий. Преимущества и риски // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2020, №4, DOI : 10.26794/2226-7867-2020-10-4-80-84, с. 80-84.

3 Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н., Синяков А.В. Развитие методологии и методики интеллектуального поиска цифровых маркеров политических процессов в социальных медиа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. №5. С. 79-141.

указание на создание суперкомпьютерного центра, а также обеспечение интеграции в единую информационно-коммуникационную среду всех административных сервисов университета. Также нИу ВШЭ имеет своей целью сформировать информационную инфраструктуру, обеспечивающую поддержку научных, образовательных и административных процессов. Для этого Университет модернизирует цифровую инфраструктуру в части серверного, коммутационного, мультимедийного и терминального оборудования, развития суперкомпьютерного центра, формирования и развития лаборатории новых технологий.

Следующим элементом цифровизации является работа с данными. С точки зрения рассматриваемой парадигмы, работа с данными подразумевает внедрение определенных стандартов их обработки, хранения и обновления. Должны быть соблюдены параметры целостности, конфиденциальности и доступности данных.

Данный элемент также не получил широкого освещения в программах развития рассматриваемых вузов. Вместе с тем, в программе развития Финансового университета анонсировано создание системы интеллектуального анализа "больших данных", а также внедрение технологии обеспечения безопасности использования и хранения данных в интегрированной информационно-коммуникационной среде. РАН-ХиГС, в свою очередь, декларирует, что построение системы управления на основе данных приведет к расширению охвата аудитории электронными системами Академии. НИУ ВШЭ также указывает в своей программе развития на необходимость создания системы интеллектуального анализа больших данных с целью решения задач долгосрочного прогнозирования, анализа рынков и перспективных компетенций. Кроме того, в документе отмечается, что библиотеки НИУ ВШЭ будут преобразованы в современные пространства круглосуточного доступа к информации, сотрудники и студенты будут обеспечены защищенным удаленным доступом к библиотечным ресурсам Университета. Наконец, одной из приоритетных задач Университета в части цифровой трансформации является обеспечение информационной безопасности и законодательных требований при переходе на цифровые технологии, а значит и обеспечение безопасности обрабатываемых в информационных системах университета данных.

Третьим элементом процесса цифровизации как государства в целом, так и в вузе в частности, являются базовые инструменты и сервисы, обеспечивающие функционирование прикладных сервисов. Данные элементы цифровой трансформации имеют широкое освещение почти во всех программах развития университетов. Так, в МГИМО

Также планируется внедрить электронный документооборот и провести интеграцию всех существующих информационных систем в единую цифровую среду, тем самым обеспечив единство данных, удобство использования и значительную экономию времени сотрудников организации. Реализация Программы развития РАНХиГС до 2030 года предполагает создание в Академии единой цифровой экосистемы, предоставляющей всем участникам образовательной, исследовательской и организационной деятельности максимально удобные условия для работы и творчества. В Финансовом университете, в рамках реализации программы развития ВУЗа, разработана и внедрена цифровая платформа универсальных инструментов для обеспечения деятельности административно-управленческих подразделений, включая цифровые регламенты и инструменты для работы финансовых, кадровых, юридических. имущественно-хозяйственных подразделений, а также подразделений, обеспечивающих безопасность. РЭУ им. Плеханова указывает, что подход к стандартизации разрабатываемых продуктов позволит сосредоточить все цифровые ресурсы Университета в единой мобильной платформе (табл. 1).

Стоит отметить, что цифровизация основных бизнес-процессов университета, относящихся к административному блоку, невозможна без оптимизации этих процессов, так как сама по себе цифровизация не может снять имеющихся административных сложностей и противоречий. Для внедрения цифровизации должна быть проведена спецификация всех бизнес-процессов, их картирование, описание собственников и потребителей процессов. Исчерпывающее и полное описание всех процессов позволит выявить имеющиеся проблемы и противоречия, оптимизировать процессы и осуществить качественную цифровую трансформацию вуза. При этом во всех рассматриваемых программах развития данное направление работ не получило существенного освещения или не было включено в программу развития.

Наконец заключительными элементами, которые очень подробно описаны во всех рассматриваемых программах развития, являются конечные приложения, используемые пользователями цифрового пространства вуза. Так, во всех программах зафиксирована необходимость разработки университетами массовых онлайн курсов, что само по себе, очевидно, не является переходом к цифровизации, если отсутствуют элементы, позволяющие, с одной стороны, автоматизировать разработку таких курсов, а с другой - оптимизировать подходы к включению таких курсов в учебные программы. Следующим элементом, общим для всех программ является создание новых цифровых кампусов, в котором будут сконцентрированы все цифровые проекты вузов, в частности, речь идет о внедрении мобильных

платформ, на которых студенты могут получить всю необходимую информацию о расписании, назначить встречи с преподавателями, увидеть программы внеурочной деятельности и многое другое. Например, МГИМО в своей программе развития предлагает к рассмотрению единую цифровую образовательную среду, включающую в себя онлайн курсы, электронное расписание и инструменты бронирования аудиторий,единуюонлайн-библиотекузнаний и подписку на научные базы данных.

Таблица 1

Сравнение вузов по элементам развития цифровой инфраструктуры в соответствии с национальной программой

ФУ ВШЭ РАНХиГС РУДН МГИМО РЭУ

Цифровая структура Есть Есть Нет Нет Нет Нет

Обработка, хранение и обновление Есть Есть Есть Нет Нет Нет

данных

Функционирование прикладных Есть Нет Есть Нет Есть Есть

сервисов

Приложения Есть Есть Есть Есть Есть Есть

Наконец, трендом программ развития университетов является разработка программного обеспечения для формирования индивидуальных траекторий развития каждого студента (индивидуальные образовательные траектории). Данное направление работ было бы наиболее интересно в случае внедрения, также, и рекомендательных систем, основанных на искусственном интеллекте, формирующих индивидуальные программы развития студентов в зависимости от демонстрируемых ими результатов, дополнительных активностей, в которых участвуют студенты и их интересах. Для этого, например, в программе развития РЭУ им. Плеханова рассматриваются возможности для создания цифровых двойников студентов. В Финансовом университете внедрена система цифрового офиса по выявлению талантов и организации международных междисциплинарных школ. Более того, разработана технология построения индивидуальной образовательной траектории обучающего с применением "цифрового следа".

Переходя к результатам социально-медийного анализа, мы можем подчеркнуть отсутствие дискурсов о цифровизации пространства вузов в их внешних информационных потоках в цифровой среде. Несмотря на то, что вопросы цифровой трансформации нахо-

дят активное отражение в 10-летних стратегиях развития рассматриваемых вузов, мы не можем говорить о том, что их информационное пространство существенным образом отражает данную повестку.

Дискурсивно информационные потоки вузов сосредоточены вокруг основных аспектов образовательного процесса, экспертной деятельности, а также специфике работы данного учебного заведения.

Таблица 2

Содержательное наполнение информационного потока ведущих российских вузов в области социальных наук и управления

ФУ ВШЭ РАНХиГС РУДН МГИМО РЭУ

Экономический Страна Центр Государственный Президент Государственный

Экспертиза Город-ский Программа Центр МИД Вуз

Государственный Студенческий Управления Результат Мировой Школа

Меры Экономика Нацпро-екты Жизнь Наука Работа

Аналитика Работать Институт Высокий Компания Ребенок

Прогноз Лекция Проект Мировой История Студент

При этом анализ традиционных медиа позволяет говорить о том, что во внешних информационных потоках в традиционных медиа дискурсы о высоких технологиях фигурируют в потоках таких вузов, как НИУ ВШЭ, РАНХиГС, РУДН, МГИМО и РЭУ им. Плеханова. В данном контексте мы не можем утверждать, что в данных публикациях говорится именно о трансформациях в самих университетах, но при этом вузы активно включаются в саму повестку о высоких технологиях, что способствует их восприятию учебных заведений как технологичных, развитых, активно продвигающихся и включенных в процесс цифровизации.

Таблица 3

Упоминание по рубрикам ведущих вузов в области социальных наук и управления в традиционных медиа в 2021 г.

ФУ ВШЭ РАНХиГС РУДН МГИМО РЭУ

Власть Наука и образование Власть Здоровье и медицина Власть Прочее

Прочее Власть Наука и образование Наука и образование Наука и образование Власть

ФУ ВШЭ РАНХиГС РУДН МГИМО РЭУ

Наука и образо- Прочее Прочее Власть Прочее Наука и образо-

вание вание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень Уровень Уровень Прочее Междуна- Обще-

феде- феде- регио- родные ство и

ральный ральный нальный отношения социальная сфера

Между- Обще- Уровень Общество Уровень Финансы

народ- ство и федераль- и социаль- регио-

ные от- социаль- ный ная сфера нальный

ношения ная сфера

ТЭК Здоровье Общество Междуна- За рубе- Высокие

и меди- и социаль- родные от- жом техноло-

цина ная сфера ношения гии

Финансы Финансы Здоровье Уровень Обще- Сель-

и меди- региональ- ство и со- ское хо-

цина ный циальная сфера зяйство, лесоводство

Уровень Между- Финансы Финансы Культура, Уровень

регио- народ- искусство феде-

нальный ные отношения ральный

Обще- Высокие Отставки Высокие Уровень Между-

ство и со- техноло- и назначе- технологии феде- народ-

циальная сфера гии ния ральный ные отношения

Строи- Уровень Высокие Строитель- Спорт Уровень

тельство регио- техноло- ство и не- регио-

и недви- нальный гии движи- нальный

жимость мость

По результатам социально-медийного анализа можно говорить о том, что вопросы цифровизации не используются вузами для формирования информационных потоков, как в социальных медиа, так и в традиционных медиа. При этом данные аспекты отражены в стратегиях развития вузов до 2030 года и активно реализуются вузами в рамках развития цифровой и реальной инфраструктуры. Потенциально именно эти дискурсы могут становится источниками для формирования более привлекательного бренда, лояльности у внешних аудиторий и привлекать большее число абитуриентов и партнеров.

Заключение. Анализ стратегий развития ВУЗов, входящих в топ-6 университетов России в «QS World University Rankings by Subject 2021» в области «Social Sciences & Management», показал, что данный аспект был серьезно проработан руководством этих вузов. Вместе с тем, остается в недостаточной степени проработанным аспект развития цифровой инфраструктуры, вместе с тем, существенное внимание уделено высокоуровневым пользовательским сервисам, хотя обеспечение их работоспособности неразрывно связано с первостепенным решением инфраструктурных вопросов. Более того, в программах не обозначены такие внутренние процессы, предшествующие цифровизации университета, как оптимизация всех бизнес-процессов вуза. Вероятно, данный факт свидетельствует о постоянном развитии бизнес-процессов, вместе с тем, с точки зрения цифровизации, должны быть составлены паспорта всех бизнес-процессов, проведена их оптимизация и только затем может быть осуществлен переход к разработке новых цифровых сервисов. Таким образом, целесообразным представляется указание данного типа работ в программе развития вуза. В качестве общей рекомендации ко всем программа развития рассматриваемых вузов считаем целесообразным предложить выделение цифровизации вуза в отдельный раздел и приведение этого раздела в соответствие с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации». Такой подход позволит отобразить все необходимые разделы и дать их более подробное описание, что очевидно даст возможность более успешной презентации достижения вузов в области цифровой трансформации. В целом, может быть сделан вывод о высокой степени понимания руководством вузов целей и способов достижения цифровизации пространства университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.