Научная статья на тему 'Профиль гигиениста'

Профиль гигиениста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профиль гигиениста»

ходимости применять дестиллирсванную воду1, что обеспечивает бесперебойную работу вне лабораторных условий". Автор отмечает и простоту выполнения анализа.

Майор мед. службы И. Л. Короткое. Десульфицирование вытяжек при определении витамина С. (Из СЭЛ ДВВО.)

Автор указывает, что определение витамина С в растениях без применения в ходе анализа сероводорода может привести к значительным ошибкам, так как при этом определяется лишь восстановленная форма витамина С. Проведение анализов с применением сероводорода и его последующим удалением в течение длительного времени весьма осложняет ход анализа. Обычно для удаления сероводорода используется или аппарат Кипиа, или баллон с углекислотой.

В целях упрощения хода анализа и придания анализу большей доступности автор предлагает удалять сероводород не током углекислоты, а током воздуха, так как, согласно полученным данным, это практически дает одинаковые результаты. Продувание воздуха производится „или с помощью пипетки через рот, или с помощью резиновой груши, надетой на пипетку" и занимает всего 2—3 минуты2. Такую быстроту вытеснения сероводорода можно частично объяснить его окислением.

Результаты проведенных автором опытов (методика определения витамина С не указана) относятся к объектам со значительным содержанием аскорбиновой кислоты (вытяжки из хвои, лютика, черемши и пр.) и к малому количеству фильтрата (1—2 мл), через который пропускался воздух. В этих случаях замена углекислоты воздухом практически не отразилась (почти во всех случаях) на величине тит-рационных чисел 3.

Автор делает вывод, что предлагаемый им прием замены углекислоты воздухом (при удалении сероводорода) делает „доступным полное определение витамина С в условиях мелких и походных лабораторий, особенно при использовании портативной установки для оора-ботки вытяжек сероводородом".

Н. Я р у?с о в а

Заслуженный деятель науки проф. Г. М. НАТАДЗЕ

Профиль гигиениста4

Четвертая сталинская пятилетка поставила перед учеными нашей страны крупные проблемы во всех областях научного знания. Долг наших ученых заключается в том, чтобы оправдать доверие и заботу партии и правительства.

1 Автором статьи не указывается, какое содержание железа и меди имела водо-

проводная веда, применяемая им в анализах. Концентрация этих металлов имеет

весьма существенное значение для устойчивости аскорбиновой кислоты при слабых ее конщ нт| ациях (как это имеет место в женском молоке). Н. Я-

4 Дополнительное пропускание воздуха в течение 3 и о минут не отражалось ка точности определения.

8 Из текста нельзя сделать заключения, применим ли этот прием (продувание воздуха) при анализе слабых витаминоносителей, кегда для титрования берутся большие (5— 10 мл) объемы экстракта (что удлинит срок продувания воздуха) и когда сам витамин в силу малой концентрации может быть неустойчивым. Н. Я.

* Из выступления на XII Всесоюзном съезде гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов, инфекционистов 14.Х 19^7 г.

Медицинские вузы и научно-исследовательские институ™ должны дать стране не только практические, но и квалифицированные научные кадры.

„Кадры решают все", —учит нас великий Сталин.

Перед гигиенической наукой четвертой сталинской пятилеткой поставлены огромные задачи: надо разрешить проблемы, способствующие дальнейшему укреплению физического состояния населения, повысить его устойчивость, устранить преждевременную изнашиваемость организма человека, продлить его жизнь. Из этих задач и вытекают функции гигиениста. *

Разрешение означенных задач требует глубоких познаний в области гигиены, физиологии, патофизиологии. Этот объем работы может быть охвачен только подготовленным гигиенистом.

Для уточнения профиля гигиениста мы должны хотя бы вкратце охарактеризовать ту функцию гигиениста, которая на него возлагалась. Например, проводится изучение внешней воздушной среды, определяется тот или иной химический состав воздуха; при этом применяется научная методика. На основании полученных результатов дается оценка этой воздушной среды в соответствии с существующими нормативами.

Явствует ли из этого, что при таких исследованиях нужны глубокие медицинские познания или же с таким же и даже большим успехом с данной задачей справится работник другой специальности? Подобная работа, конечно, вызывает большой интерес, но все же, поскольку она не устанавливает взаимозависимости организма и внешней среды, не изучает реакций организма на данную среду, не устанавливает норму и патологию, эта работа представляется нам скорее санитарно-химической, нежели гигиенической.

Нельзя поощрять стремление отдельных санитарных работников выдавать за научный труд, претендующий на научную степень, обычное обследование, проведенное хотя бы с применением некоторой аппаратуры, что должно являться прямой должностной обязанностью.

Не хотелось бы представить себе деятельность санитарного врача без научной работы, ибо в противном случае его с успехом мог бы заменить всякий не имеющий даже диплома.

Министр здравоохранения СССР Е. И. Смирнов дает высокую оценку работника профилактического фронта: „Советские военные эпидемиологи, — пишет он в своей книге, — проявили массовый героизм в борьбе с немецкими ордами и показали себя бесстрашными борцами. Они без всяких колебаний шли в эпидемические очаги и работали там, ежечасно рискуя своим здоровьем и жизнью".

Эти черты героизма и бесстрашия, отмеченные министром, характерны для советских людей, для советской интеллигенции, для советских врачей.

Когда мы поднимаем вопрос об уточнении профиля гигиениста, мы не думаем, конечно, что находимся в тупике, что наши работники заняты исключительно чисто практическими делами или теорией, перегруженной техническими вопросами. Напротив, с каждым днем раздается все больше голосов за физиологическую гигиену, физиологическое мышление в гигиене, концентрацию внимания на человека, за тесную увязку теории с практикой, т. е. за проверку своих теоретических познаний в клинике, вивариуме, на секционном столе.

Научная деятельность гигиениста почти в любом разделе гигиены, за исключением гигиены труда, которая четко оформила свою задачу и свой профиль, поставив на службу себе лаборатории, клиники и вивариумы, подчас ведется оторванно от человека, без учета тех

3* -

35

ответных реакций, которые возникают в организме под влиянием внешних факторов, но с большой перегрузкой санитарно-техническими вопросами.

Большая работа государственного значения ведется работниками госсанинспекции. Их исключительно полезная деятельность в период Великой отечественной войны вполне заслуженно отмечена партией и правительством высокими наградами.

Гигиеническая дисциплина является одним из основных звеньев в системе медицинского образования. Между тем на практике часто получается как бы некоторая оторванность гигиены от основных целей воспитания будущих врачей-специалистов и научных работников.

Обратимся к некоторым фактам. На лекциях освещаются вопросы гигиены жилищ. Прослушав их, можно убедиться, что в передаваемом материале превалируют вопросы санитарии и санитарной техники над гигиеническими проблемами. Лектор далеко не всегда разбирает влияние жилищ на организм, их значение для нормы и патологии человека, не освещает взаимозависимость, не обосновывает гигиено-физиологическое значение жилищ и пр.

Вопросы водоснабжения сводятся почти исключительно к изложению санитарных показателей, санитарных мероприятий, а гигиено-фи-зиологическая оценка питьевой воды дается лишь вскользь.

Между тем освещение вопроса гигиены питьевой воды, ее роли и удельного веса в общем солевом балансе организма было бы весьма серьезным вкладом в медицинскую подготовку.

В специальной гигиенической литературе уделяется слишком мало внимания оценке питьевых вод с гигиено-физиологической точки зрения. Санитарная оценка воды весьма важна, но ведь не менее важна задача определения влияния солевого состава на общий минеральный баланс организма в условиях нормы и патологии организма. Разрешение этого вопроса дало бы основание включить в схему оценки воды и понятие об ее физиологической полноценности.

Гигиена питания обычно освещается с санитарной или товарной точки зрения. Слишком много внимания уделяется товарной характеристике продуктов питания в ущерб их гигиено-физиологической оценке.

В работах гигиенистов уделяется мало внимания роли и значению составных частей того или другого продукта в питании человека, реакции организма на данный пищевой продукт, но довольно пространно говорится о пористости хлеба, о норме влаги в нем, о показателях загрязнения продукта и пр., т. е. больше о кондиционных свойствах хлеба, чем о его гигиенических достоинствах.

Эти данные должны быть хотя и обязательными, но все же лишь дополнительными к определению и характеристике основного гигиено-физиологического значения пищевых продуктов.

Акад. Н. А. Семашко в статье „О преподавании гигиены на лечебных факультетах медицинских институтов" пишет: „ ... изложение предмета на лечебном факультете должно иметь медико-физиологическое направление, т. е. рассмотрение отдельных вопросов должно увязываться с больным или здоровым человеком и не может быть абстрактным". И далее: „В таком медико-физиологическом аспекте гигиена не будет представляться студенту-лечебнику посторонней, лишней для него наукой, как представляется она некоторым студентам теперь".

Специальность предполагает сумму знаний в основном по своей дисциплине. Нам известны случаи (и не один!), когда на должность са-

янтарного инспектора-гигиениста назначался врач совершенно иной специальности. Спрашивается, имеет ли место случай обратного характера, например, назначение гигиениста вместо терапевта? Нет, это справедливо считается недопустимым.

Медицинская наука полностью базируется на присущем ей объекте, т. е. на человеке. Отход от своего объекта изучения неминуемо увлечет нас в другие области знания, где медик может быть далеко не компетентен.

Мы полагаем, что санитарно-гигиенические факультеты в ряде мест не смогли радикально изменить существующее положение, не завоевали должного авторитета и не очертили свой профиль.

Совершенно правильно критикуют А. Н. Шабанов и Л. П. Лобова (в „Медицинском работнике") и постановку подготовки кадров гигиенистов в некоторых вузах..

Прежде всего надо очертить круг деятельности гигиениста, освободить его от работы санитарного инженера, от нагромождения технических вопросов и пр., вернуть его от абстрактных, оторванных от человека вопросов и поставить его в условия врача, имеющего возможность изучать больного и здорового человека всеми доступными современными методами, используя для этих целей и клинику, и любого характера лаборатории и вивариум. Вот тогда мы получим настоящий профиль гигиениста. Этот комплекс методов изучения человека даст также ключ к полному разрешению гигиенических задач.

Мы — гигиенисты-теоретики, однако это не значит, что мы являемся лишенцами от медицины и не должны понимать, следить, учитывать и изучать явления, норму или патологию в клиниках, вивари-уме, на секционном столе. И. П. Павлов был великим ученым-теоретиком, однако он свои выводы часто обобщал на базе клиники.

Гигиенист прежде всего является ученым, изучающим значение и влияние экзогенных факторов на человека (или на коллектив) и устанавливающим определенные нормативы, отвечающие физиологическому статусу человека.

Исходя из этих предпосылок, гигиенист должен в ряде случаев переносить свои исследования в клинику, вивариум, на секционный стол.

Как видно, гигиенисту требуются большие познания) в области медицины в целом. Получение этих знаний и подготовку эрудированных гигиенистов должны обеспечить медицинские вузы и научно-исследовательские институты.

Программы санитарно-гигиенических факультетов по гигиене (как и лечебно-профилактических) и их оснащение не гарантируют получение квалифицированных гигиенических кадров. Овладеть профилактикой можно только в том случае, когда имеются достаточно широкие познания и навыки в области медицины.

Один из основоположников гигиены Ф. Ф. Эрисман следующим образом характеризует цели и задачи гигиены: „Ближайшая цель гигиены— исследовать влияние на человека всевозможных явлений природы, действию которых он подвергается; далее — влияние той искусственной обстановки, среди которой он живет, вследствие своего социального положения, и, наконец, найти средства для смягчения действия всех неблагоприятных для организма условий со стороны природы и общества".

Краткое, н > вполне законченное определение цели гигиены дает второй наш виднейший гигиенист Г. В. Хлопин: „Сделать развитие человека более совершенным, упадок менее быстрым, жизнь более г сильной, а смерть более отдаленной".

Как видно из этих определений целей гигиены, оба ученые видели в гигиенической науке те истоки, которые могут и должны создать

человеку ту среду, которая не только сохранит, но и продлит его жизнь, отдалит наступление преждевременной старости.

Между тем по существу четкий профиль гигиениста отсутствует, а то, что есть, это скорее его стертая форма, без конкретного содержания.

Медицинская наука призвана освещать современные проблемы, касающиеся человека или коллектива в целом, здорового или больного человека. Отсюда вытекают и задачи одной из ответственных медицинских дисциплин, которая должна доказать на основе не только данных медиков других специальностей, негигиенистов, но и путем собственных экспериментов, какое гигиено-физиологическое, а может быть, и патологическое воздействие оказывает то или иное состояние внешней среды, какой эффект наступает при разных режимах питания, причины возникновения алиментарных дистрофий и их клинических проявлений.

Гигиена требует широких опытов и экспериментов по установлению влияния различных микроклиматических условий, по изучению комфортных зон для различных условий труда и влияния внешней воздушной среды на организм человека, по изучению факторов питания и пр. Тут нельзя ограничиться обычными санитарными методами исследования, а необходимо прежде всего широко использовать физиологические методы работы.

Освещая вопросы гигиены в аспекте нормы и патологии человека, производя широкий обзор процессов происходящих в организме под Действием тех или иных факторов, и устанавливая механизмы действия экзогенных факторов на организм, мы тем самым делаем гигиеническую дисциплину понятной, важной и близкой интересам врача любой специальности.

Преподавание гигиены и воспитание молодых научных гигиенических кадров надо поставить на еще большую высоту и решительно устранить известную недооценку ее в деле воспитания полноценного советского врача и ученого.

Наша концепция непосредственно вытекает из задач, поставленных государством перед медицинскими институтами. Наша методология базируется на необходимости создания научных гигиенических врачебных кадров, а также на создании действительно квалифицированных практических деятелей.

Чем скорее установится общая точка зрения в отношении методологии гигиенической науки, чем скорее перестроится исследовательская работа и преподавание гигиены на новые формы, тем быстрее будет достигнуто повышение квалификации работников как санитарии, так и гигиены, тем прочнее гигиена займет свое почетное место в общем комплексе мероприятий по воспитанию врача и тем ярче очертится профиль советского гигиениста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.