Научная статья на тему 'Профессор Московского государственного университета В. Г. Карасев (1922-1991)'

Профессор Московского государственного университета В. Г. Карасев (1922-1991) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессор Московского государственного университета В. Г. Карасев (1922-1991)»

Л. В. Кузьмичева (Москва)

Профессор

Московского государственного университета В. Г. Карасев (1922-1991)

Виктор Георгиевич Карасев — заслуженный деятель науки, профессор Московского университета, заведующий кафедрой истории южных и западных славян Исторического факультета МГУОн принадлежит к числу лучших представителей русской интеллигенции XX в. Профессор Карасев был верен принципам и традициям российского университетского преподавания, он достойно продолжал дело славистики в Московском государственном университете, основы которого были заложены в XIX в. Виктор Георгиевич по праву считается одним из основателей отечественной школы югославистов. Он принимал участие в создании большинства фундаментальных трудов по истории Югославии и югославянских народов в Х1Х-ХХ вв.

Виктор Георгиевич Карасев поступил на исторический факультет МГУ в 1939 г. семнадцатилетним юношей и свыше пятидесяти лет, до самой своей смерти в 1991 г., не расставался с университетом. После окончания университета с 1946 по 1949 гг. он учился в аспирантуре под руководством профессора С. А. Никитина. С 1949 г. В. Г. Карасев стал штатным преподавателем кафедры истории южных и западных славян, ассистентом, доцентом, а после защиты в 1971 г. докторской диссертации — профессором. С 1973 г. 18 лет он заведовал кафедрой.

Ученый формируется под влиянием как минимум трех факторов: семья, учителя и научные авторитеты, научное окружение.

Виктор Георгиевич Карасев родился 3 февраля 1922 г. на Калужской земле, в селе Ильино, там же он провел и первые двенадцать лет жизни. В 1934 г. плачущего навзрыд от горя расставания с матерью паренька отправили продолжать учебу в Москву. В Москве, которую он нежно полюбил, прошла вся его последующая жизнь. Но заложенные в детстве основы нравственного воспитания в трудовой крестьянской семье стали стержнем его мировосприятия. Виктор Георгиевич всегда с благодарностью и любовью вспоминал своего деда — пахаря и сеятеля, свою матушку — необыкновенную труженицу. Особое уважение он испытывал к своему дяде — потомственному типографу из Калуги Степану Андреевичу Горбунову. Именно ему, помогавшему мальчику и юноше Карасеву морально и материально,

посвятил Виктор Георгиевич свою монографию «Сербский демократ Живоин Жуевич». Рано оставшись без отца, В. Г. Карасев учился житейской мудрости у матери, у родственников, у деда, у односельчан. Оттуда, из села Ильино, вынес он уважение к труду, внимательное и чуткое отношение к людям, целомудренность и скромность. Эти качества стали определяющими принципами его жизненного, научного и педагогического пути. Чуждый назидательности, поучений и менторского тона, Виктор Георгиевич воспитывал учеников личным примером.

Университетский профессор — высокое звание. Работа эта не терпит суетности, амбициозности, поверхностности. Это непрерывный экзамен не только на эрудицию, мастерство, педагогическое призвание, но и на нравственный авторитет. Ежегодно, каждый семестр, каждый день, на каждой «паре» — экзамен. Студенты сдают их только в сессию, преподаватель — каждый день. Его «экзаменаторы» строги и безжалостны. Почитайте воспоминания выпускников Московского университета XIX в. Они сурово критикуют сухость лекций Погодина, видят изъяны в манере изложения Соловьева и Ключевского. Узнать, как ты сдал свой преподавательский экзамен, доводится не каждому. Оценкой этой чаще всего становится творчество учеников.

Памяти профессора Московского университета Виктора Георгиевича Карасева посвящены пять монографий его учеников (книги докторов исторических наук С. И. Данченко, А. Л. Шемякина, В. И. Ко-сика, Латинки Перович и авторского коллектива под руководством Е. Ю. Гуськовой)2. Это и есть главное свидетельство того, что свой преподавательский экзамен Виктор Георгиевич выдержал. Дело, которым он занимался всю свою жизнь, продолжают его ученики. Они хранят о нем память, а значит, хранят и традиции своего учителя, своей школы — кафедры истории южных и западных славян Московского университета. Кафедра, на которой он проработал всю жизнь, также помнит и чтит своего коллегу, проводит раз в пять лет Кара-севские чтения — научные конференции по югославистике.

Интерес к науке, которой он занимается, сочетался у Виктора Георгиевича с интересом и уважением к работе учеников. Это традиция Московского университета, традиция университетского славяноведения, традиция кафедры.

Этические проблемы вообще всегда волновали Виктора Георгиевича. Совсем непросто было в атмосфере предвоенных и послевоенных лет сохранить в себе уважительное, почтительное отношение к коллегам. Ведь это было время, когда даже особой доблестью считалось публично унизить ученого, обвиняя его в различных «отступлениях, искажениях, извращениях» и т.п. Доносительство поощрялось,

желторотые студенты второго курса поучали на публичных собраниях профессоров и академиков, как им следует заниматься наукой и читать лекции. Шло тотальное наступление на «буржуазные нормы поведения».

Виктор Георгиевич придавал колоссальное значение нравственному облику преподавателя и так сформулировал свои представления об университетской этике: «Каждый сотрудник кафедры призван быть и педагогом и ученым, личностью, достойной подражания во всех отношениях, ибо воспитывает студентов прежде всего личным примером» 3.

Эти же мысли стали главными в его духовном завещании сыну и внуку: «Первый и самый важный вывод из моего жизненного опыта — всегда и везде, при всех обстоятельствах, хороших и плохих, оставаться порядочным человеком.

Что это означает на практике? Как все самое важное — гениально просто: поступать по отношению к другому человеку так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе, поставив себя на его место. Не причинять зла никому, даже врагу. Надо стремиться к достатку, жизни, достойной человека, но ни в коем случае не к богатству, накопительству, довольствоваться малым во имя поставленных целей. Трудиться постоянно, ежедневно, ежечасно физически и духовно. Не останавливаться, ибо в движении жизнь. Не быть злопамятным никогда. Не стремиться оскорбить или уязвить человеческое достоинство. О недостатках надо говорить в подобающей форме и с величайшим тактом».

Виктор Георгиевич не случайно в конце жизни, 25 января 1990 г., в своем заключительном слове на конференции, посвященной 50-ле-тию кафедры истории южных и западных славян, процитировал А.П.Чехова: «Кто не умеет быть слугою, тому нельзя позволять быть господином; кто не умеет радоваться чужим успехам, тому чужды интересы общественной жизни и тому нельзя давать в руки общественное дело». Этот принцип — служения делу и людям — и был отличительной чертой профессора Карасева.

Виктору Георгиевичу необыкновенно повезло в его судьбе историка. Прежде всего потому, что он связал свою жизнь со славяноведением. Кафедра истории славян Московского университета, основанная в 1835 г. и воспитавшая десятки блестящих ученых, безусловно, была одной из сильнейших в научном и методическом плане. Она, несмотря на временное закрытие в 20-30-х гг. XX в., сохранила традиции дореволюционной исторической школы. Во многом это состоялось благодаря академику Пичете. И здесь студенту истфака Карасеву повезло во второй раз. Его учителем был выдающийся уче-

ный и одаренный педагог — В. И. Пичета. Для Виктора Георгиевича на всю жизнь Пичета стал идеалом педагога, наставника, друга и помощника студентов. «Пусть вас не смущает, что студентов-славистов можно пересчитать по пальцам, — сказал академик Пичета пришедшему к нему на специализацию юноше Карасеву. — Я из вас сделаю человека». Карасев стал участником знаменитых семинаров — «пи-четников». Владимир Иванович до самой своей смерти в 1947 г. следил за работой В. Г. Карасева, помогал ему во всем. В. Г. Карасев именно Пичету считал своим Учителем с большой буквы. Чрезвычайно важно, что преемственность в университетском преподавании высочайшего класса благодаря В. И. Пичете сохранилась.

Научным руководителем В. Г. Карасева был другой выдающийся ученый — С. А. Никитин. Непререкаемый авторитет в источниковедении, знаток архивов, глубокий исследователь периодической печати, Никитин вовлекал своих учеников в чрезвычайно важную работу по публикации источников. Виктор Георгиевич продолжил и эту традицию. Он на протяжении всей своей педагогической и научной деятельности стремился к публикации источников и изданию сборников документов для практической работы со студентами. Так, еще в 1952 г. он начал готовить сборник документов, куда вошли бы все конституции и основные законодательные акты Сербии с 1800 по 1914 г. Этот сборник был включен в план научной работы кафедры на 1953-1957 гг.4. Однако решением кафедры «О пересмотре 5-летнего плана научной работы в связи с задачами, поставленными в последних работах тов. Сталина» сборник, как и ряд других, был исключен из научного плана5. Виктор Георгиевич принимал участие в подготовке и издании нескольких чрезвычайно важных документов по истории русско-славянских связей, издании трудов сербских демократов, и, наконец, при его живейшем участии была задумана и издана большим творческим коллективом трехтомная хрестоматия по истории южных и западных славян.

Итак, важнейшее значение в становлении профессора Карасева имели его учителя. Ему действительно повезло учиться у Пичеты, Неедлы, Никитина. Ученых такого класса совсем немного осталось после массовых чисток и гонений 20-30-х гг. и опустошительного военного лихолетья. Историческая наука во многих своих областях создавалась практически заново, на выжженном поле, без всякой" преемственности. К счастью, университетское славяноведение ростки свои, пусть и слабые, но сохранило.

Университетское славяноведение — понятие сложное и многогранное. Прежде всего это научная школа, которой уже больше 150 лет. О русском дореволюционном славяноведении написаны многочис-

ленные труды. Аргументированно доказано, что отечественное славяноведение занимает одно из первых мест в мире. Немалая заслуга в этом и кафедры истории славян Московского университета, признанного центра всей университетской славистики в стране. Именно на базе университетов прошли 12 всесоюзных конференций истори-ков-славистов.

В 1960-1980 гт. в нашей стране сложился большой и профессиональный цех славистов. Кафедра истории славян МГУ и Институт славяноведения и балканистики старались организовать и координировать работы мастеров этого цеха. Для этого создавались советы и комиссии. Проводились совещания и конференции. Виктор Георгиевич был постоянным участником их всех.

Но, пожалуй, самым важным для В. Г. Карасева, особенно на по-' сту заведующего кафедрой, было развитие университетского славяноведения. Здесь стояли три ключевые задачи — организация учебного процесса, создание учебников и учебных пособий и правильная кадровая политика. При решении всех этих задач Карасев следовал направлению, выработанному его предшественниками.

Непрерывность его университетской жизни — от студента до профессора — позволяла ему хорошо видеть основные проблемы высшей школы, сохранять преемственность в деле обучения студентов, поддерживать лучшие традиции отечественной науки в лице Владимира Ивановича Пичеты, Зденека Романовича Неедлы, Сергея Александровича Никитина и Ивана Александровича Воронкова. Задуманные ими планы по совершенствованию учебных программ, созданию учебников и учебных пособий, изменению системы преподавания славянских языков воплощались всеми членами кафедры, в том числе и Виктором Георгиевичем. Становление системы преподавания на кафедре шло последовательно, и с приходом нового заведующего крутых поворотов не произошло. Последовательность и преемственность в работе — это важнейшие условия для научной и педагогической деятельности. Особенно ясно это проявилось, когда заведовать кафедрой стали профессора И. А. Воронков, В. Г. Карасев, а после его смерти профессор Г. Ф. Матвеев, чья жизнь со студенческой скамьи связана с университетом. Они хорошо знали как потребности учебного процесса, так и реальные возможности для осуществления поставленных задач.

Магистральные направления развития кафедры еще в 1939 г. сформулировал В. И. Пичета в докладной записке декану исторического факультета МГУ И. Д. Удальцову 6. Масштаб их был так велик, что для их реализации понадобилось более пятидесяти лет и совместные усилия всех членов кафедры. В 70-80-е гт. основное внимание

уделялось углублению специализации. Необходимо было скорректировать учебный план для более основательного чтения студентам кафедры курсов по истории, историографии и источниковедению изучаемых ими стран.

В. Г. Карасев придавал большое значение вспомогательным историческим дисциплинам и активно способствовал введению на кафедре курса исторической географии славянских стран, поручив в 70-е гг. разработать этот курс пришедшим на кафедру молодым преподавателям — Б. Н. Билунову и Г. Ф. Матвееву.

С начала 80-х гг. был существенно увеличен и объем курса историографии. Немало способствовал этому выход в свет в 1987 г. учебника по историографии, написанного коллективом кафедры в сотрудничестве с ведущими учеными-славистами страйы. В. Г. Карасев был очень рад, что удалось завершить эту работу, задуманную еще профессорами Пичетой и Никитиным. Книга была удостоена Ломоносовской премии. Подобный же многолетний труд по созданию учебника по источниковедению был завершен кафедрой уже после смерти Виктора Георгиевича в 1999 г.

При жизни В. Г. Карасева кафедрой было выпущено три учебника по истории южных и западных славян (1957, 1969, 1979). В написании всех их он участвовал, а второй и третий еще и редактировал. Четвертый, вышедший в 1998 г., задумывался и разрабатывался еще при жизни В. Г. Карасева. Виктор Георгиевич считал выход очередного учебника этапом в жизни кафедры и по этим вехам даже выстроил периодизацию ее деятельности1.

Как руководитель и организатор Виктор Георгиевич думал о перспективных направлениях в научной работе. Он изложил их в статье «Полувековой юбилей кафедры истории южных и западных славян' МГУ» 8. Перспективные направления в развитии кафедры он представил в программе из пяти пунктов и высказал свою заветную мечту — создание при кафедре проблемной лаборатории по изучению общественных и культурнйх связей славянских народов. Он еще раз подчеркнул необходимость воспитания преподавательских кадров для кафедры начиная со студенческих лет, что до сих пор является ее традицией.

В общении с учениками профессора Карасева отличал демократизм, уважительное отношение к молодым коллегам, стремление поделиться с ними всем объемом собственных знаний и предложить оригинальную, интересную тему. Этому, как и многому другому, он учился у С. А. Никитина. Виктор Георгиевич вспоминал, что профессор Никитин с пониманием относился к научным пристрастиям учеников. Дипломную работу В. Г. Карасев под его руководством написал

на тему «Внешнеполитические взгляды Илии Гарашанина». В качестве диссертационного исследования С. А. Никитин предлагал ему тему «Свято-Андреевская скупщина», что было бы вполне логичным продолжением начатой исследовательской работы. Но молодого ученого больше привлекало изучение не либеральной, а революционно-демократической мысли в Сербии XIX в. Когда он сообщил своему научному руководителю о желании писать кандидатскую диссертацию о Светозаре Марковиче, Никитин согласился, объявив, что ему лично этот сюжет знаком мало, но он полагается на исследовательский энтузиазм ученика. Виктор Георгиевич блестяще оправдал доверие учителя. Он не только успешно защитил в 1951 г. кандидатскую диссертацию и опубликовал на русском языке объемный том сочинений Марковича, но и открыл новое направление в изуче-,нии идейного наследия сербского социалиста — русские источники его идеологии.

К выбору тем для своих дипломников В. Г. Карасев подходил очень индивидуально. Он учитывал не только научные интересы студентов, но и их способности, усердие. Вполне естественно, что большая часть его дипломников работала над темами, близкими научным изысканиям самого Виктора Георгиевича. Историей Омлади-ны и деятельностью Св. Марковича занимались 10 человек, общественно-политической борьбой в Сербии в 30-70-е гт. XIX в. — 14, становлением сербской социал-демократической мысли и практики — 17, Восточным кризисом 1875-1878 гт. — 20, Первым сербским восстанием — 8, Сербией накануне Первой мировой войны — 6. Но его студенты-дипломники писали работы и по новейшей истории: о межвоенной Югославии — 5, о Второй мировой войне — 14, о социалистическом строительстве в Югославии — 12 человек.

Правильный-выбор темы дипломной работы порой может определить всю дальнейшую научную судьбу исследователя. Так произошло с учеником В. Г. Карасева Андреем Леонидовичем Шемякиным. Виктора Георгиевича всегда интересовало соотношение личности и эпохи. Его дипломная работа, кандидатская и докторская диссертации посвящены выдающимся деятелям сербской истории XIX в. — Илии Гарашанину, Светозару Марковичу и Живоину ЖуевичуЯ Но был еще один человек, который очень интересовал исследователя. Это — Никола Пашич, с именем которого связано появление самой массовой политической партии Сербии XIX в. и создание в 1918 г. Югославского государства. В 1984 г. Виктор Георгиевич предложил тему дипломной работы о жизни и деятельности Пашича студенту А. Л. Шемякину и не ошибся в своем выборе. Тему эту молодой исследователь продолжил и после защиты дипломной работы. Его кан-

дидатская и докторская диссертации, опубликованные в виде монографий 10, получили высокую оценку в отечественных и сербских научных кругах.

Углубленно занимаясь историей Сербии, профессор Карасев понимал необходимость подготовки специалистов по истории и других югославянских народов. Он ориентировал своих учеников на изучение истории Хорватии, Боснии и Герцеговины, Черногории и Словении. Именно его ученики развивают теперь эти направления в отечественной югославистике. Виктор Георгиевич широко привлекал их к научной и педагогической работе на кафедре. Его бывшие дипломницы И. И. Лещиловская, И. В. Чуркина, Д. Ф. Поплыко, Н. И. Хит-рова читали спецкурсы, участвовали в написании учебников и хрестоматий.

В. Г. Карасев был хорошо известен в стране, которую изучал в Югославии. У него было много друзей в Белграде, Нови-Саде, Сарае-ве, Подгорице и Загребе. Одним из первых советских ученых он приехал в Югославию на стажировку в начале 60-х гг. и с тех пор бывал там почти ежегодно. Много было сделано профессором Карасевым для установления творческих научных контактов между учеными двух стран. Благодаря его усилиям были опубликованы совместные научные труды, издания источников, в которых приняли участие известные ученые нашей страны и Югославии. Виктор Георгиевич хорошо знал язык, культуру, обычаи и людей страны, которую он изучал.

В сентябре-октябре 1991г., когда профессор Карасев был уже серьезно болен, на кафедре спецкурс «Общественно-политическая мысль Сербии в XIX в.» читала профессор из Белграда доктор Ла-тинка Перович. Известный специалист по истории XIX в., она прие-, хала в нашу страну из опаленной войной Югославии в дни августовских событий 1991 г. Она была последней из югославских коллег, кто встречался с Виктором Георгиевичем. Они говорили о науке, о перспективах изучения русско-сербских общественных связей, но самой актуальной темой были происходящие в эти дни распад СССР и СФРЮ. Виктор Георгиевич тяжело переживал эти события. Он очень любил страну и народ, историей которого занимался.

Виктор Георгиевич прожил жизнь достойно: занимался любимым делом, был счастлив в семейной жизни, вырастил сына, продолжаю- __ щего дело отца, воспитал целую плеяду югославистов, оставил по себе добрую память у коллег и учеников. Он подготовил и выпустил 118 студентов-дипломников, 16 его аспирантов защитили кандидатские диссертации. Семь его бывших учеников стали докторами наук — И. И. Лещиловская, Н. И. Хитрова, И. В. Чуркина, Е. Ю. Гусько-ва, С. И. Данченко, А. Л. Шемякин, К. Н. Никифоров.

Как и любой ученый, Виктор Георгиевич радовался признанию коллег, наградам и премиям за научную работу. Такой была Ломоносовская премия. Он не узнал, что ему было присвоено столь дорогое для него звание «Заслуженный деятель науки» в суете августовских событий 1991 г. министерские чиновники ему просто забыли об этом сообщить. Но у него было высочайшее звание, которое он с честью пронес через всю свою жизнь, — выпускник Московского университета. Звание, обязывающее к высокой нравственной позиции в науке и в жизни.

Примечания

1 Биографии и списки трудов В. Г. Карасева см. в: Историки-слависты Московского университета. М., 1979; Историки-слависты СССР. Биобиблиографический словарь-справочник. М., 1981.

2 Памяти В. Г. Карасева посвящен коллективный труд «Югославский кризис и Россия. Документы, факты, комментарии (1990-1993)» (М., 1993). Посвящение гласит: «Ученики посвящают книгу профессору Московского университета Виктору Георгиевичу Карасеву»; А. Л. Шемякин посвятил памяти профессора Виктора Георгиевича Карасева свою книгу «Радикальное движение в Сербии. Зарождение, становление, первые шаги (1875-1883)». М., 1993; С.И.Данченко свою монографию «Развитие сербской государственности и Россия. 1878-1903» (М., 1996), ставшую основой защищенной ею вскоре докторской диссертации, предварила посвящением: «Светлой памяти моего учителя профессора Виктора Георгиевича Карасева посвящаю. Автор»; доктор Латинка Перович (СР Югославия) памяти профессора Виктора Георгиевича Карасева посвятила свою книгу о сербо-русских революционных связях: ПеровиН Л. Српско-руске револуционарне везе. Београд, 1993; В. И. Косик свою монографию «Константин Леонтьев: размышления на славянскую тему» предварил посвящением: «Памяти профессора Московского государственного университета Виктора Георгиевича Карасева» (М., 1997).

3 50 лет исторической славистики в Московском государственном университете. М., 1989. С. 9.

4 Архив МГУ. Ф. 9. Оп. 8,2. Ед. хр. 372. Л. 1 об.

5 Там же. Ед. хр. 320. Л. 22; Ненашева 3. С. Хайретдинов X. X. К пятидесятилетию кафедры истории... С. 71.

6 Историки-слависты Московского университета 1939-1979 гг. К 40-летию кафедры истории южных и западных славян. Материалы и документы. М„ 1979. С. 180-181.

7 50 лет исторической славистики... С. 5-6.

8 Там же. С. 3-12.

9 В. Г. Карасев опубликовал сочинения Св. Марковича, сопроводив их серьезной аналитической статьей и научными комментариями (Маркович Св. Избранные сочинения. М., 1956). Свои многолетние изыскания в области сербско-русских революционно-демократических связей он изложил в монографии: Карасев В. Г. Сербский демократ Живоин Жуе-вич. М., 1974, а также в многочисленных статьях.

10 Шемякин А. Л. Радикальное движение в Сербии. Зарождение, становление, первые шаги (1875-1883). М., 1993; Он же. Идеология Николы Пантача. Формирование и эволюция (1868-1891). М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.