УДК 12.31.51
Т.В. Охотникова
ПРОФЕССИЯ: ЛИЧНОСТЬ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЯ?
Правил столько же, сколько поэтов.
Джордано Бруно.
Статья об актуальных вопросах времени: самореализация личности в профессии, непрерывном совершенствовании специалистов, успешном овладении новой техникой и технологиями. Накануне юбилея кафедры, выпускающей режиссеров театрализованных представлений и праздников, автор ищет ответ на вопрос: личность становится успешной благодаря технологиям или своей личной интеллектуальной мощи?
Ключевые слова: роль технологий, личность, опыт, компетентность, интеллект, адаптация к профес-сии, мастерство, творчество, режиссер театрализованных представлений и праздников, наставники, юбилей кафедры, выпускники-специалисты, качественная подготовка кадров.
Ohotnikova T.V. the profession: a personality or technology?
The article covers the most urgent questions of the present. They are the self - realization of a personality in pro-fession, lifelong perfection of a specialist, the successful use of the most modern equipment and technology. On the edge of the department, educating the future directors of the theatrical performances and festivals, the author's looking for the answer to the following question: "Does a personality reach success because of the technologies used or due to its intellectual strengths".
Key words: the role of technology, the personality, the experience, the competence, intellect, the adaption to the profession, mastery, creative, the director of theatrical performances and festivals, the tutor, the anniversary of department, the graduate specialist, the quality education of the staff.
Почему мы сегодня так много внимания уделяем профессиональному определению: кем быть, кА-ким стать, чем заниматься в жизни? Эти вопросы идентичны поиску смысла жизни, который составляет важнейшую сущностную характеристику человека. Человек не рождается с готовыми ответами на эти вопросы, он сам выбирает варианты.
Процесс глобализации, информатизации, автоматизации, инновационной экономики харак-теризует цивилизацию 21 века.
Как сегодня устоять человеку в мире технократии? За счет системы ценностей. А что наиболее цен-но? Знания и образование, мир и душевный покой людей, жизнь и здоровье, талант и способность, культура, свобода, духовность, мораль, богатство человеческой души... Ценность это всегда выбор. И когда выбор сделан, то это уже цель, смысл жизни человека. Все это имеет отношение и к выбору профессии.
Личность и профессия. Плоскость взаимодействия их напрямую зависит от социально-экономи-ческой жизни общества. Изменение политической ситуации, смена идеологических ориентиров, самостоятельная предпринимательская деятельность, безработица (и т.д., и т.п.) всё влияет на взаимоотношения человека и профессии.
Профессиональное становление и профессиональное развитие личности, профессиональное самоопределение и профессиональное поведение личности, профессиональные перспективы - все эти вопросы актуальны сегодня как никогда [5].
С первых лет жизни родители, воспитатели, затем учителя в школе следят за интересом детей к определенному виду деятельности, чтобы определиться в профессиональных намерениях ребенка, в выборе профессионального учебного заведения, в поиске своего места в мире профессий. Выбор профес-сии, успешность, удовлетворенность , профессиональная пригодность, конкурентоспособность, т.е. все что связано с профессиональной картиной мира - это мощный фактор развития личности. Вариантов становления личности много, профессия - один из них.
Профессиональное становление личности происходит всю жизнь: от начала самостоятельной профессиональной деятельности, карьерного роста, вопросов переквалификации, кризиса профессионального развития, до окончания активной профессиональной деятельности. Конечно, за это время у специалиста развиваются профессионально важные качества, обогащается направленность, формируется опыт и компетентность, впрочем, как и качества, деформирующие личность (кризисы, конфликты и т.д.).
Основой развития личности, все-таки, становится профессиональная деятельность, считают совре-менные исследователи. Профессиональная деятельность - это деятельность социально значимая, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков. Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки овладения профессиональной деятельностью и её самостоятельного выполнения приводят к становлению личности как специалиста и профессионала [5].
Успешность работы определяется компетентностью, профессионализмом и личностными качествами.
Что мы отнесём к личностным качествам? Безусловно, это интеллект, богатство чувств, интуиция, сильная воля, работоспособность, высокая активированность, смелость (разума и духа), самовыражение, общительность, адаптивность и др. Определений личности множество, но наиболее удачное (считают ученые психологи) было
дано Г. Олл Портом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение [9, с.341]. Но вместе с тем, подчеркивают исследователи, «если человек сегодня иной, чем вчера, значит, он развивается» [9, с.367], а это одно из требований времени, в котором происходят радикальные изменения. Современное понимание личности не исключает рассмотрения её развития, динамики, изменений [6, с.30]. Процесс формирования личности будущего профессионала опирается и учитывает всё выше перечисленное: личность проявляет себя, реализует свои способности, знания и умения, ориентируясь на ценности и самоопределяясь.
В учебном пособии Пряжникова Н.С. «Мотивация трудовой деятельности» выделены следующие уровни профессионализма:
- допрофессионализм (работает человек, но не обладает ещё полным набором качеств настоящего профессионала);
- профессионализм (человек-профессионал, т.е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);
- суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, вершина профессиональных достижений);
- непрофессионализм и послепрофессионализм (экс-профессионализм) (11, с.317).
И далее - этапы освоения профессии: адаптация к профессии, самоактуализация человека в профессии, гармонизация человека с профессией (почти мастерство), преобразование, обогащение человека своей профессией. Это уровень творчества. Следующий этап свободного владения несколькими профессиями, этап творческого самоопределения себя как личности, который предполагает, что профессия стремится реализовать свою главную жизненную идею, находит для этого возможности и силы (там же).
В нашем случае - речь пойдет о профессионализме. Профессиональная деятельность на протяжении последних десятилетий находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации вследствие гибкого реагирования на постоянно меняющиеся условия, так как обществу-социуму нужен специалист, которого требует современный рынок труда. И одна из главных характеристик, присущая современному специалисту - его профессиональная мобильность. Это способность и готовность личности успешно овладевать новой техникой и технологией, новыми знаниями и умениями, реализуя при этом свою компетентность профессиональную и социальную. А ещё профессионала характеризуют: креативность, инициативность, адаптивность (гибкость, пластичность). При этом - эффективность форм и средств профессиональной подготовки никто не отменял. А все вместе и есть система, которая включает в себя всё: содержание, методы и средства обучения (в том числе и технические: электронная почта, web-серверы, электронные библиотеки, видеоконференции, видеолекции, виртуальные лаборатории, мультимедийные комплексы, электронные учебные материала (учебники, тесты, тренажеры, задачники) [7, с.77], а технологии - это только руководство, действенная помощь в достижении результата.
Следует заметить, что понятия «личность» и «профессионал» здесь характеризуется едино: развитием, динамикой, изменением. То есть человек становится личностью постепенно, как и профессионалом, процесс формирования одного и второго сложен, противоречив, но итог его - формирование личности высокообразованного специалиста, вооруженного знаниями, умениями, навыками в профессиональной деятельности. Развитие, изменение, формирование личности и профессионала происходит благодаря современным технологиям. Технология это определенные шаги, алгоритм по которому делается дело. Технологии наработаны, они существуют. Применение технологического подхода к воспитанию личности и взращиванию профессионала своего дела неоспоримо. Что касается самого термина «технология: в переводе с греческого «techno» означает искусство, мастерство, «logos» - слово, знание, учение. В русском языке за словом технология закрепляется значение «наука о мастерстве» [8, с.115].
Но вернемся к обсуждаемой теме. Что же все-таки важнее: личность в профессии или технологии? И здесь мнения прямо противоположны.
Одни респонденты утверждают, что технологии сегодня важнее, другие, что личность в профессии, его личные достижения, индивидуальная карьера, его статус оказывает огромное влияние на профессиональную ориентацию молодых, начинающих делать себя в профессии людей. Почему существует такое полярное мнение? Почему вообще ставится так вопрос: личность или технологии? Современность противопоставила человека в обществе (компетентного, талантливого, профессионального) - технике, экономике, сверхдинамичным коммуникативным отношениям, ориентированным на интегративность и междисциплинарные взаимодействие. Специализированное пространство, его язык, инновационность, эффективность результатов взаимодействия -это поле личностное. К технологиям отнесём коммерциализацию, маркетинг, массмедийную составляющую работы, имиджевую направленность и ещё многое другое, что окружает профессионала, его деятельность. «Появление новых технологий и практик направлены в первую очередь на демонстрацию значимого ресурса и прием информации, в силу чего творческая составляющая, имманентно присущая научным коммуникациям, не направляется на генерирование нового знания и не включается в число стратегических задач» [9, с.138]. Д.Б.Богоявленская [3] подчеркивает, что человек-личность, его творческий потенциал, опыт и ценностные ориентации важны. Не специфическая способность, а позиция субъекта деятельности (мое отношение к миру, смысл осуществляемой деятельности) определяет возможность творческих достижений, т.е. духовное богатство внутреннего мира личности определяет её действия во внешнем мире» [3, с.197]. Что же мешает через коммуникацию, встречи, и другие интересы (не связанные с профессией) поддерживать свою компетентность. И
всё же, есть опасение, что увлекаясь технологическим процессом, (соблюдая чётко технологию предложенного), профессионал своего дела теряет индивидуальность и личную независимость, что уж тут говорить об активности утверждения собственных позиций на то или иное видение? Творческое самовыражение, которое является частью профессиональной деятельности, особая потребность вовлеченности, эмоциональный отклик, стимулирующие деятельность профессионала - являются ли они элементом технологической цепочки? Доктор филологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ (Москва) О.Н.Астафьева, изучающая эту проблему утверждает, что одно другому не мешает, а только помогает. «Профессиональные знания вкупе с глубинными личностными образованиями-ценностями, смыслами, мотивами, потребностями, идеалами, а также способностью к коммуникации и выбору коммуникативных отражений во многом определяют творческую личность» [9, с.140] и далее продолжает: « в процессах взаимодействия людей важны условия, в которых эти коммуникации порождаются». Иными словами, успешность личности зависит от технологий, но зависимость эта пропорциональна способности выбора личностью тех или иных технологий, которые помогают его становлению, накоплению опыта и профессионализма. Причем, уже не общество отвечает за правильность выбора, а сама личность в этих условиях реализует свою деятельность [2 ].
Ученые, исследующие эту проблему, подчеркивают, что технологии, применяемые в профессио-нальном становлении личности, это есть не что иное, как передача опыта от практики к практике (от учителя к ученику), а личности в профессии - это личное мастерство передачи опыта, знаний, если хотите, личная методика и технология передача этой информации. Следовательно, свобода изобретательства и творчества и здесь возможна. Свой особый дар, талант, идеи необходимо уметь раскрыть, чтобы виделась эта неповторимость и уникальность мастера. А применения современных технологий позволяет признать авторский индивидуальный почерк профессионала.
К слову сказать, каждая профессия выполняет определенные функции. «Названия профессий часто отражает характер труда, сложившийся в предыдущие годы, десятилетия, века» - справедливо замечает Д.Ф.Зеер [5, с.124]. И далее продолжает: «в соответствии с объектом труда выделяются 5 типов профессий»: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художест-венный образ.
Поговорим о последнем: человек - художественный образ. Явление, факты художественные отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий [там же, с.131]. Это и о нас, о нашей профессии - режиссер театрализованных представлений и праздников.
Говоря об истории российского образования в области режиссуры театрализованных представлений и праздников в целом, невозможно не отметить тот факт, что на протяжении всего времени Казанский государственный университет культуры и искусств является кузницей кадров высокой квалификации режиссеров-постановщиков массовых действ. Даже в трудные 90-е годы, когда закрывались промышленные предприятия, рушилось все в стране, люди нашей профессии - режиссеры театра масс были заняты поиском новых форм существования, новых перспектив. Сегодня приятно отметить, что престиж профессии высок. У истоков подготовки кадров данного профиля в Казани стояли Тихомиров А.А., Гордеева Т.А., Короева Н.Г., Мавлюдова Э.К.
Вот как об этом времени вспоминает Тихомиров А.А.: «По инициативе народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР,, профессора ГИТИСа Туманова (Туманишвили) Иосифа Михайловича с 1971 года в стране началась подготовка специалистов по новой специализации «режиссер массовых представлений». Первый набор на новую специальность осуществил Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К.Крупской, а в 1974 году объявил на прием на открывающееся отделение режиссуры театрализованных представлений и праздников Казанский государственный институт культуры.
В 1975 году в Казань из Ленинграда по распределению прибыла первая выпускница по этой специальности Короева Н.Г. (ныне - заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств РТ, режиссер-постановщик Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая).
До её прибытия уже обучались две группы. Н.Г.Короева оказалась единственным специалистом данного профиля среди коллег по кафедре. Пришлось вносить коррективы в преподавание, в планирование будущего развития отделения.
В 1976 году по распределению прибыла Денисова И.В. (второй выпуск), а в 1977 году Тихомиров А.А. (ныне заслуженный деятель искусств РТ, профессор) и ТА.Гордеева (заслуженный работник культуры РТ, доцент -третий выпуск) и Э.К.Мавлюдова, тоже выпускница ЛГИКа, с отделения режиссуры драмы (в 1984 году в молодом возрасте ушедшая из жизни).
Таким образом, Казанский институт культуры оказался единственным в стране вузом с таким коллективом режиссеров-выпускников из Ленинграда, да ещё по направлению театра массовых форм театрального искусства.
За период с 1974 по 1982 год было подготовлено и выпущено 5 групп режиссеров. За это время сложился творческий коллектив единомышленников, накопился некий педагогический опыт преподавания, только-только стали выходить из стен вуза на проведение театрализованных мероприятий на сценические площадки города и, кто-то посчитал, что такие специалисты не очень нужны в Татарстане, лучше всего всю энергию направить на подготовку организаторов-методистов.
В 1982 году прекратился набор на отделение. Педагоги были переброшены на специализацию «организатор-методист», где дисциплина «методика художественно-массовой работы» была по учебному плану предметом не главным, вроде физической культуры. Да и набирались на это отделение совсем не по творческим
данным. Профессиональный рост, постановочный опыт педагогов был заторможен.
С приходом в вуз Беляева Р.К. на должность ректора возобновился прием студентов, сначала на заочное, а в 1991 году на дневное отделение. Он увидел, какая роль и место в культуре и искусстве предназначена режиссеру театрализованных представлений и праздников.
С 2004 года кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников стала самостоятельным подразделением Казанского университета культуры и искусств.
Сегодня кафедра занимает видные позиции в вузе и завоевала заслуженный авторитет в Казани.
Студенты отделения режиссуры театрализованных представлений и праздников постоянно привлекаются в качестве ассистентов, режиссеров, ведущих в постановках вузовского, районного и городского масштаба. Многие выпускники имеют почетные звания Республики Поволжья и РФ, являются лауреатами Международных, Всероссийских и Республиканских фестивалей и конкурсов.
Сегодня на кафедре сложился творческий коллектив, в котором работают выпускники отделения. Педагоги кафедры - режиссеры-постановщики многих акций, проводимых как в вузе, в городе, так и в республике».
Сегодняшний состав кафедры: Охотникова Т.В. - зав. кафедрой, к.п.н., доцент; Бильгильдеев Г.Ю. - ст. препод., заслуженный деятель искусств РТ; Даянова Д.П. - к.п.н., доцент, член-корреспондент МГА «Европа-Азия»; Тихомиров А.А. - заслуженный деятель искусств РТ, профессор; Гордеева Т.А. - заслуженный работник культуры РТ, старший преподаватель; Зайнуллина Ф.К. - к.п.н., доцент; Ковалева И.Г. - заслуженный работник культуры РТ, старший преподаватель; Гордеева Д.С. -к.п.н., преподаватель; Шамсулина М.Р. - преподаватель, Аюпова А.Ф. -преподаватель, Вассерман В.И. - преподаватель.
В этом году кафедре исполняется 10 лет. Профессорско-преподавательский состав уделяет большое внимание совершенствованию подготовки кадров, внедрению новых технологий, подготовке специалистов с активной жизненной позицией, профессионалов своего дела.
Кафедра сегодня представлена компетентными преподавателями, современной учебно-методи-ческой базой. К нам поступают выпускники школ, специалисты со средним профессиональным образованием и студенты, уже получившие первое высшее образование. Это разные типы образования, разные модели, которые требуют качественной работы преподавателя с этими аудиториями. Поэтому в коллективе постоянно идет работа по усовершенствованию личного мастерства. В этом помогают курсы повышения квалификаций (Санкт-Петербург, Москва, Казань), заграничные стажировки, участие в мастер-классах и т.д.. Педагоги на кафедре совмещают и дар преподавания, и знания современных технологий, и творческую деятельность.
К нам абитуриенты идут. Идут за знаниями, умениями, навыками. Наш выпускник способен работать не только на традиционных сценических площадках учреждений культуры и искусств, но и на широких просторах улиц и площадей, на лесных лужайках и набережных, в парках и на стадионах, открытой эстраде и нетрадиционных сценических площадках. Выпускники специальности работают сценаристами, режиссерами и продюсерами театрализованных шоу, рекламных и PR-компаниях, арт-директорами развлекательных центров, организаторами массовых действ в дирекции спортивных презентаций и т.д.
Время сегодня очень быстро меняется, меняемся и мы, стараясь поспевать, осуществляя научно-исследовательскую, творческо-исполнительскую, учебно-методическую, организационно-воспитатель-ную, спортивно-оздоровительную работу помимо преподавания. Мы понимаем, что своим творческим духом, трудом необходимо стимулировать всю эту постоянную перестройку в деле «выращивания» кадров, не терять оптимизма, помнить, что большое значение имеет облик педагога - нравственный, прежде всего. Ну и конечно, качественная подготовка кадров, действие на опережение - общая задача, которую решают преподаватели, вторая - воспитать у студентов интерес к профессии, третья - развивать способности к успешному выполнению профессиональных обязанностей.
Внутри коллектива ведется большая индивидуальная работа с молодыми педагогами: помощь в освоении теории и методов обучения, в повышении «воспитательной квалификации», а ещё наставники учат их работать смело, без оглядки на кого бы то ни было, но не забывая о тактичности, гибкости, дипломатичности. И все отвечают за качественное исполнение работы каждого, как преподавателей, личная ответственность как людей, отвечающих за работу, и глубоко заинтересованных в качестве этой работы. Индивидуальный стиль работы мастерство, профессионализм вносят свои коррективы в обучение и воспитание современности личности.
Сегодня время возрождения личности. Триумф её. «Везде, на всех континентах, мы наблюдаем возрождение личности, её интеллектуальной мощи. Всё больше и больше людей решаются взять на себя заботу о будущем» [4, с.101].
Но Интернет, компьютерные классы, сайты - это действительно реалии сегодняшнего дня. Полученное информационное пространство в глобальной сети (или другой мультимедийный продукт), новейшие информационные и коммуникативные технологии, мир обучения, профессиональное образование и преподавание так быстро изменяется! К тому же, мы знаем, что роль технологий возрастает и это неизбежно. Так все-таки, профессия: личность или технология?
Во многом вопрос остается без ответа, или ответы противоречивы, но ясно одно: цель профессионального образования - стать практичным и ориентированным на запросы работодателей и рынка труда, при этом приоритет должен остаться за качеством образования, а не за экономической эффективностью [1, с.5].
И все же, как хочется уверенно сказать: «В профессии - технологии лишь вспомогательное средство, личность профессионала - главное!» Но, увы, новейшим технологиям уделяется все большее внимание (и это справедливо), уйдут Мастера, Наставники, а вместе с ними - колоссальный накопленный веками опыт, а что на
смену? Век технологий. Технологии есть, а профессии (например, преподавателя - в её классическом понимании) -нет [12, с.5].
Но не будем о грустном! У нас - юбилей. Поздравляем Вас, уважаемые коллеги! Объединим наши таланты и способности в единую мудрость, чтобы адаптировать и активно использовать охватившие мир перемены.
Литература
1. Alma mater. Вестник высшей школы
2. Апель К. «Априори коммуникативного сообщества и основания этики //Трансформация философии: перевод с немецкого./К. Апель.- М.,2001
3. Богоявленская Д.Б.. Вчера и сегодня психология творчеств// Творчество в искусстве - искусство в творчество/ под.ред Л. Дорфмана и др./Д.Б.Богоявленская.-М., 2000
4. Гордон Драйден, Джаннетт Вос. Революция в обучении: Пер. с англ. - М.: ООО «Парвинэ»,2003,с.232
5. Зеер, Э.Ф.Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - изд., перераб, доп.,\ Э.Ф.Зеер, -М: Академический проект; Фонд «Мир», 2006.-336с-
6. Ильин, Г.Л Социология и психология управления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Г.Л. Ильин. -3-е изд. стер.-М.: издат.центр «Академия», 2010-192с.
7. Инновации в образовании. №8,2012
8. Липатова, О.А. Новые образ. технологии как основа деятельности молодого преподавателя в условиях устойчивого развивающегося социума// Соц-гум. образ как методологическое основание устойчиво развивающегося социума ( в контексте синергийно-антропологической парадигмы): монография/под.ред. Г.Г. Зейналова; Морд.гос.пед. ин-т.- Саранск, 2011. с110-121.
9. Личность. Культура. Общество. 2009, том XI вып.4 №51-52, 560с.
10. Немов,Р.С. Психология В 3 кн.кн 1.: Общие основы психологии: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/ Р.С.Немов.- 5-е изд.-М.-Гуманит.изд.центр. Владос, 2008.-687с.
11. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.С. Пряжников.- М.: изд. центр «Академия», 2008,- 368с.
12. Праздник, журнал №9,2012г.
13. Технология личности/ Л.Д.Столяренко, С.Н.Самыгин. - Ростов Н/Д: Феникс, 2009.-575с.
1. Alma mater. Vestnik vysshej shkoly
2. Apel' K. «Apriori kommunikativnogo soobshhestva i osnovanija jetiki //Transformacija filosofii: perevod s nemeckogo./K. Apel'.- M.,2001
3. Bogojavlenskaja D.B.. Vchera i segodnja psihologija tvorchestv// Tvorchestvo v iskusstve - iskusstvo v tvorchestvo/ pod.red L. Dorfmana i dr./D.B.Bogojavlenskaja.- M., 2000
4. Gordon Drajden, Dzhannett Vos. Revoljucija v obuchenii: Per. s angl. - M.: OOO «Parvinje»,2003,s.232
5. Zeer, Je.F.Psihologija professij: Uchebnoe posobie dlja studentov vuzov. - izd., pererab, dop.,\ Je.F.Zeer, -M: Akademicheskij proekt; Fond «Mir», 2006.-336s-
6. Il'in, G.L Sociologija i psihologija upravlenija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. Zavedenij/G.L. Il'in. - 3-e izd. ster.-M.: izdat.centr «Akademija», 2010-192s.
7. Innovacii v obrazovanii. №8,2012
8. Lipatova, O.A. Novye obraz. tehnologii kak osnova dejatel'nosti molodogo prepodavatelja v uslovijah ustojchivogo razvivajushhegosja sociuma// Soc-gum. obraz kak metodologicheskoe osnovanie ustojchivo razvivajushhegosja sociuma ( v kontekste sinergijno-antropologicheskoj paradigmy): monografija/pod.red. G.G. Zejnalova; Mord.gos.ped. in-t.- Saransk, 2011. s110-121.
9. Lichnost'. Kul'tura. Obshhestvo. 2009, tom XI vyp.4 №5152, 560s.
10. Nemov,R.S. Psihologija V 3 kn.kn 1.: Obshhie osnovy psihologii: uchebnik dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij/ R.S.Nemov.- 5-e izd.-M.-
Gumanit.izd.centr. Vlados, 2008.-687s.
11. Prjazhnikov, N.S. Motivacija trudovoj dejatel'nosti: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij/ N.S. Prjazhnikov.-M.: izd. centr «Akademija», 2008,- 368s.
12. Prazdnik, zhurnal №9,2012g.
13. Tehnologija lichnosti/ L.D.Stoljarenko, S.N.Samygin. -Rostov N/D: Feniks, 2009.-575s.