Научная статья на тему 'Вечный плен театра масс или к пожизненной любви приговоренные'

Вечный плен театра масс или к пожизненной любви приговоренные Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР МАСС / УЧИТЕЛЯ / НАСТАВНИКИ / 35 ЛЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЖИССЕРЫ ПРАЗДНИКОВ / ЛЮБИМАЯ РАБОТА / КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Охотникова Т. В.

Статья о заслуженных педагогах – мастерах сценарной и режиссерской деятельности Тихомирове А.А. и Гордеевой Т.А., которые встречают личные юбилеи и юбилей трудовой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perpetual captivity of mass theatre or sentenced to life-long love

The article is about the deserued and the masters of scenario and director’s activity Tikhomirov and Gordeeva, who celebrate their personal anniversary and the anniversary of their working activity

Текст научной работы на тему «Вечный плен театра масс или к пожизненной любви приговоренные»

УДК 12.31.51

Т.В.Охотникова

ВЕЧНЫЙ ПЛЕН ТЕАТРА МАСС ИЛИ К ПОЖИЗНЕННОЙ ЛЮБВИ ПРИГОВОРЕННЫЕ...

Статья о заслуженных педагогах - мастерах сценарной и режиссерской деятельности Тихомирове А.А. и Гордеевой ТА, которые встречают личные юбилеи и юбилей трудовой деятельности.

Ключевые слова: театр масс, учителя, наставники, 35 лет преподавательской деятельности, режиссеры праздников, любимая работа, культура и искусство

Okhotnikova T.V. Perpetual captivity of mass theatre or sentenced to life-long love.

The article is about the deserued and the masters of scenario and director's activity Tikhomirov and Gordeeva, who celebrate their personal anniversary and the anniversary of their working activity.

Key words: the mass theater, teachers, educators, 35 years of teaching, the director of festivals, the favorites work, culture and arts.

Судьбы и дороги - выбирают...

Сегодня я хочу познакомить читателей журнала с замечательными людьми, работающими в нашем вузе.

ш

ИПочему познакомить? Они встречаются нам каждый день вот уже 35 лет. Мы привыкли к этому, здороваясь, приветливо кивая головой, останавливаясь на мгновение, спросить: «Как дела?». Мы, вроде бы, уже знакомы. Наверное, можно с этим согласиться, но я утверждаю, что мы их - НЕ ЗНАЕМ. Как это часто бывает: работа, работа, а чем дышат, что радует, огорчает, о чем их думы?

Я представляю вам наших современников, педагогов, организаторов, режиссеров -сценаристов - людей, которые отдают все свои силы, знания на благо служения культуре и искусству. Знакомьтесь: Татьяна Алексеевна Гордеева и Александр Алексеевич Тихомиров.

1Много общего у этих двух прекрасных людей. Их, прежде всего, связывает Ленинградский государственный институт культуры. Они из плеяды первых выпускников кафедры режиссуры массовых представлений, где учились у мастеров театра массовых действ: И.М.Туманова, Д.М.Генкина, Д.НАля, Б.Н.Петрова. Лекции и занятия с классиками массовых форм театрального искусства, яркая комсомольская жизнь, активная жизненная позиция, творческий подход ко всем делам, которые им были поручены, характеризует их студенческую жизнь.

Новая специализация «Режиссура клубных массовых представлений» подразумевала выпуск специалистов, которые проявляли бы рыцарское слу-жение делу - организации праздничных мероприятий и воспитанию досто-йной смены профессионалов праздничной индустрии. Они были

зачинате-лями этой профессии. Полны планами, новыми идеями и творческими дерза-ниями, они появляются в нашем вузе, тогда - филиале Ленинградского инсти-тута культуры. Важной вехой в их творческой биографии стала препода-вательская деятельность. Гастроли, командировки, работа в постоянно меняю-щихся условиях, трудности, возникающие в быту, только закаливали молодых специалистов, постепенно приходило мастерство, уверенность в своих силах, рождался свой неповторимый почерк режиссерский.

За все эти годы они, работая преподавателями вуза, сочинили, поста-вили, организовали и провели огромное количество больших и малых театрализованных концертов, представлений, праздников и других массовых действ на разных сценических площадках: городских, республиканских, региональных, всероссийских. И все кипело, все было пронизано творчеством и поиском новых форм. Их профессиональная компетентность, работоспособность, любовь к своему делу, давали не только художественный результат, но и воспитательный. Театр масс своими средствами и методами воспитывает патриотизм, и гордость, любовь и верность, мужество и самопожертвование. Театр масс - это всегда чувство жизни в гуще событий. В этом его специфика. Вот так и трудились два соавтора, два режиссера - постановщика, два педагога, одинаково заинтересованные в итоговом резуль-тате - пропаганде весомости и особой значимости новой профессии - режиссер театрализованных представлений и праздников.

Татьяне Алексеевне и Александру Алексеевичу не только удается придумывать и воплощать задуманное в праздничной культуре, не только учить студентов делать свое дело творчески, но и повышать квалификацию специалистов социокультурной сферы Поволжья. Они дают мастер-классы, читают лекции на курсах повышения, участвуют во всероссийских семинарах по проблемам жанра для специалистов массовых форм театра и т.п. Они учат как Мастера, и учатся сами всю жизнь, как могут учиться только настоящие Мастера.

Высоких оценок заслужила их сценарная и режиссерская деятельность. Оба удостоены званий: Татьяна Алексеевна - заслуженный работник культуры РТ, Александр Алексеевич - заслуженный деятель искусств РТ.

Т.А.Гордеева и А.А.Тихомиров являют собой уникальный пример плодотворного совмещения режиссерского и педагогического творчества. Разработанные ими курсы «Основы драматургии и сценарного мастерства», «Мастерство актера и режиссера», «Режиссура театрализованных праздников и представлений (теория и практика)», «Учебно-практические занятия по сценарному мастерству», «Мастерство ведущего», «Основы риторики и искусство звучащего слова», «Словесное действие» (и мн.др.) - по сей день читаются студентам специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» не только в нашем вузе, но и Российских вузах культуры. В 2012 году учебная программа подготовки специалистов «Режиссуры театрализованных представлений и праздников» заняла 1-е место в конкурсе на лучшую программу среди высших учреждений России. Оба являются разработчиками и авторами учебных пособий по дисциплинам специализации бакалавриата.

Неутомимые труженики, выдумщики, творцы и сегодня преисполнены жизненной энергией, все так же добросовестно работают над эксклюзивными режиссерскими акцентами, которые делают их массовое действо интересным, динамичным, оригинальным. Прибавьте к этому всех способных талантливых выпускников, воспитанных ими, которые продолжают их дело:

- Афанасьев Е., заслуженный работник культуры РТ;

- Бабкина С., заслуженный работник Удмуртской Республики;

- Баляев Х., заслуженный работник культуры Марийской Республики, лауреат Республиканской премии им. О. Ипая, режиссер (Йошкар Ола);

- Бильгильдеев Г., заслуженный деятель искусств, ст. препод. КазГУКИ;

- Васютин М., министр культуры Мари Эл;

- Гарифуллина Р., доктор педагогических наук, профессор, декан факультета ЭМиТ, КазГУКИ;

- Зайнуллина Ф., к.п.н., доцент КазГУКИ;

- Ларичев А., режиссер драмтеатра г. Тюмень, заслуженный деятель искусств в РФ;

- Максимов Е. заслуженный работник культуры Республики Чувашия;

- Охотникова Т., к.п.н., доцент, зав кафедрой РТПиП КазГУКИ;

- Подшивалов В., заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики;

- Чигунова Л., заслуженный артист Республики Татарстан, доцент КазГУКИ;

- Шавалиева Э., заслуженный работник культуры Республики Татарстан;

- и совсем молодые: Шамсуллина М., Аюпова А., Вассерман В. - аспиранты, преподаватели КазГУКИ и многие другие.

Интересные, масштабные театрализованные проекты по всей России (сегодня уже и за рубежом) осуществляются учениками Мастеров, а многие пошли по их стези - преподают, продолжают традиции. Это далеко не полный список, дающий нам (их ученикам, а сегодня - коллегам) гордиться нашими Наставниками. И здесь хочу коснуться их личной жизни, которая является для нас тоже примером.

Александр Алексеевич - по мужски скуп, не расточает восторгов и похвал, но всегда искренне рад успехам своих студентов и коллег.

Всю жизнь рядом с ним - муза, его жена. Нина Владимировна. Творческая личность, педагог от бога, сердце и душа любой компании. Благородный, милый человек, излучающий свет.

Татьяна Алексеевна всегда «поет» любовь, и сегодня она верит в мечту о справедливости, поклоняется, как и прежде, Александру Пушкину, живет и смиренно молится за нетленность доброты, за мир без печали и разлуки, за помысли чистые и дерзновенные.

Оба они (и Тихомиров, и Гордеева) родили и воспитали детей. У Александра Алексеевича - сын, у Татьяны Алексеевны - двое детей: сын и дочь. Дмитрий работает, женат, воспитывает сына Владислава. Дочка - Дарья (как и Дмитрий) закончила наш вуз, преподает на кафедре «Режиссура театрализованных представлений и праздников», в марте этого года защищает кандидатскую диссертацию.

Продолжатели рода Гордеевых, глядя на свою маму, влюбленную в свое дело, беспокойную, находящуюся в вечном плену тревоги (как уберечься от того, чтоб добро во зло не превратилось?), знают, что необходимость дел - святое.

Заботы, желания, добрые дела всегда находят у них применение. Сегодня они - надежные помощники и верные мамины друзья.

Сын Тихомирова Алексей, уже давно названный в прессе «новым казанским Шаляпиным», дважды выпускник Казанской консерватории (по классу доцента Л. А. Дразниной, 2003 и по классу профессора Ю. В Борисенко, 2006), победитель Первого Международного конкурса имени Галины Вишневской (2006), «Лучший молодой бас Татарстана» (2007), один из ведущих солистов театра «Геликон-опера» в Москве.

В журнале «Казань» (№2) за 2012 год напечатана статья Марины Подольской об Алексее. Вот что она пишет: «Студентом Алексей непременно выступал на новогодних редакционных праздниках, и мы с удовольствием наблюдали, как год от года крепнет его бархатный широкий бас, растет мастерство, расправляются плечи «Бас должен созреть»,— многозначительно кивали казанские знатоки, радуясь чудесной скорости этого процесса, а журнал отмечал его вехи на своих страницах.

Алексей Тихомиров давно живет в Москве, солирует в ведущих театрах мира, с восторгом принят в Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии, но Казань остается его родным и любимым городом. Тут родители, учителя, друзья детства, обожаемая Волга». Далее А. Тихомиров отвечает на заданные ею вопросы. Некоторую информацию я позволю себе озвучить здесь. Алексей выступал в Квинслендской королевской опере Брисбена (на 3,5 тыс. мест), в Римской опере, в Валлонской королевской опере (Льеж, Бельгия), пел в Венской филармонии в «золотом зале Европы», в Мюнхенском Геркулес - зале, в огромном Фестивальшпиль хаусе (Зальцбург), в Лионской национальной опере и др. Только Бориса Годунова играл в 10 странах мира: в оперных театрах Реджио Эмилия (2006, Италия), Масси-опера (2006, Франция), в Софийской национальной опере (2007, Болгария), в Национальной опере Тель-Авива (2008, Израиль), в Оперном театре Мишкольц (2009, Венгрия), в Валлонской льежской королевской опере (2010, Бельгия), в Оперном театре Сантандер (2010, Испания), в Муниципальном театре оперы и балета Сантьяго (2011, Чили).

Он дружит с великими Риккардо Мути, Пласидо Доминго, Лео Нуччи. Работал с такими режиссерами как Дмитрий Бертман, Петер Штайн (Герман), Хуго Ано (Италия).

Алексей много путешествует по миру, благодаря своей гастрольной деятельности. В его репертуаре партии Бориса Годунова и Пимена («Борис Годунов»), Агамемнова («Ифигения в Авлиде»), Озирада («Моисей и фараон»), партия старого цыгана («Алеко»), Руслана («Руслан и Людмила») и мн. др. Он пел в операх Чайковского, Верди, Моцарта, Глинки. В России Алексея Тихомирова часто приглашают сниматься в телепрограмме «Романтика романса» на телеканале

культура, он участвовал в телешоу «Большая опера», пел в юбилейном концерте А. Пахмутовой.

В России и за рубежом гастролирует и работает с российскими дирижёрами В.Федосеевым, М. Плетнёвым, В.Спиваковым, В.Юровским, Д.Юровским, В.Понькиным, Г.Дмитряком, Б.Тевлиным, Н.Некрасовым.

На вопросы Подольской МАлексей отвечает искренне, особенно эмоциональным был ответ о главном событии в его жизни - рождении первенца-сына Тимофея: «Я же мечтал о сыне! Очень!... Я, как гигантский австралийский кенгуру, начал прыгать от счастья по своему номеру - студии в отеле (в Австралии) и кричать: Боже, спасибо!!!Спасибо!!!»

Так у Александра Алексеевича появился долгожданный внук.

Счастливая любовь, любимая работа, хорошие дети, благополучный дом...Это ли не счастье?

Переступив порог этого вуза, вряд ли, много десятилетий назад, знали они о том, что они -крылаты. Своими идеями, фантазиями, творчеством, своими учениками. Что крылья их - ученики, которых уносят вдаль поезда, самолеты, уводят дороги (а они в мире беспредельны) и сердца их учеников так же остаются навсегда плененными магией искусства Театра масс.

Пути вам, удачи!

Говорят, дороги не выбирают, а, может, дороги выбирают нас? Или все таки, судьбы и дороги выбирают?..

Дорогие наши юбиляры!

Татьяна Алексеевна и Александр Алексеевич! Поздравляем вас с личными юбилеями и с юбилеем трудовой деятельности!

Желаем вам здоровья, огромного личного счастья, чтобы оно согревало каждый день вашей жизни, наполняло вашу душу любовью и теплом. Пусть дом ваш будет полной чашей, работа спорится, а вокруг всегда будем мы, готовые подставить плечо, ваши друзья, коллеги и ученики. А молодым, начинающим свою трудовую деятельность, «пробивающимися ростками в огромный мир и отважно тянущимся в бесконечную высоту искусства», хочется сказать словами Иосифа Михайловича Туманова: «Где бы ни творил любой режиссер, где бы он ни работал - в театре, эстраде - дело не в специфике - это только метод, способ отражения мира, «жизни человеческого духа» (по определению К.С.Станиславского). А на самом деле, является ли претендующий на свою роль в искусстве человек режиссером - режиссер он или не режиссер - вот в чем вопрос! А вот творить, режиссировать, доводить свою мысль, свою концепцию до внятного воплощения - он может в любом жанре, в любом виде искусства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.