СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 316
© 2009 г.
ПРОФЕССИЯ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
А.В. Белая
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского White [email protected]
Поотупила вредаецию 14.04.2009
Рассматриваются различные подходы к определению социологической категории «профессия». В результате их анализа выделены макро- и микросоциологические направления, в рамках которых конструируются принципиально различные определения данного феномена. Обосновывается двойственный характер категории профессии. С одной стороны, профессия выступает как элемент механизма и выражения дифференциации социальной деятельности и разделения труда. С другой стороны - как сфера деятельности индивида, обусловленная набором имеющихся у него определенных качеств и навыков и обеспечивающая ему средства существования.
Ключевые слова: профессия, макросоциология, трудовые ориентации, трудовое поведение.
Актуальность изучения проблемы профессии обусловлена значимостью
профессиональной принадлежности в определении достигнутого статуса индивида и его места в стратификационной системе общества. Профессиональная принадлежность является одним из критериев идентификации социального положения (П. Сорокин). Работа приносит доход, обеспечивая средствами существования, влияет на социальное признание и одобрение (социальный престиж в концепции М. Вебера), способствует
самореализации личности.
В условиях нестабильной экономической ситуации, когда наблюдаются существенные изменения в структуре рынка труда (в
частности, изменение структуры спроса на представителей тех или иных профессий, массовые сокращения специалистов некоторых профилей), проблема изучения рынка труда и профессий представляется особенно актуальной и значимой.
В социологии профессий, предметом которой являются состояние и тенденции изменения профессиональной структуры общества, а также отношение людей к сфере профессий, выраженное в оценочных суждениях (вербально) и в социальном поведении [1, с. 520], не существует однозначного толкования категории «профессия». В связи с этим важно провести
микросоциология, профессиональная структура,
теоретическое осмысление данной категории в контексте различных социологических подходов и концепций.
В результате анализа выделяются два основных методологических подхода к определению профессии: макро- и
микросоциологический.
Макросоциологический подход ориентирован на анализ крупномасштабных социальных явлений (социальных институтов и организаций, классов, социальных групп). Представители макросоциологии
рассматривают в качестве предмета социологического познания общество и его структурные образования, подчеркивают качественное своеобразие социальных явлений, их несводимость к социально-психологическому уровню. Различные микроявления и процессы (поведение личности, межличностные отношения и т.д.) рассматриваются как проявление закономерностей макроуровня [1, с. 254-255].
В социологии профессий
макросоциологические идеи прослеживаются в концепциях К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, с точки зрения которых рынок труда не является однородным и состоит из определенных структурных элементов.
Для К. Маркса профессия - единица конкретной деятельности внутри производства в отличие от общего разделения труда на роды (земледелие, промышленность, торговля), с одной стороны, и единичного разделения труда внутри мастерской, с другой стороны. Разделение труда начинается с обособления профессий [2]. Тем самым был выделен объективный критерий разграничения профессии и специальности как особенного и единичного уровней в системе разделения труда
[3].
У Г. Спенсера профессия рассматривается как один из социальных институтов, под которыми он понимает: 1) органы
общественного организма, которые делают возможным совместную жизнь и сотрудничество людей; 2) любые устойчивые надорганические формы деятельности, в которых несоциальный человек учится взаимодействовать с другими. Общество, по Г. Спенсеру, - это сложный организм,
состоящий из социальных институтов. Для понимания института (в том числе института профессий) необходимо учитывать его эволюцию. Эволюция предполагает два взаимосвязанных процесса: дифференциацию и интеграцию [4].
Г. Спенсер рассматривает процесс дифференциации в обществе в историческом контексте. Первоначально общество
представляло собой однородное собрание людей, имеющих одинаковую власть и занимающихся одинаковой деятельностью. Первая дифференциация состоит в специализации управленческой функции и выделении управленческого аппарата.
Следующий этап - разделение светской и церковной сфер.
Затем происходит дальнейшая
дифференциация, которая обусловлена все более возрастающим разделением труда и обособлением отраслей промышленности. Разделение труда связано с закреплением определенной деятельности за определенными группами, которые проявляют особую способность к этим видам деятельности. Разделение труда повышает зависимость людей друг от друга, приводит к исполнению ими специальных функций друг для друга. Дальнейшая внутренняя дифференциация промышленной системы проявляется во все большем разделении труда и, соответственно, в развитии промышленных и профессиональных институтов.
Когда в обществе складываются различные подсистемы и институты, его дальнейшее развитие идет по пути углубления взаимозависимости между его составными частями. Достаточно обособившиеся подсистемы общественного агрегата претерпевают дальнейшую дифференциацию, а затем интеграцию и формирование взаимозависимости [4; 5, с. 162-196].
Итак, профессия понимается у Г. Спенсера как один из социальных институтов, который возникает из первичной политико-церковной деятельности. Развитие профессий определяют такие факторы, как рост разделения труда, структур производства и управления производством. Данный институт
конституируется выделением
специализированных функций, их закреплением за определенными группами общества, наконец, системой объединения профессионалов для защиты своих интересов [3].
С точки зрения определения категории «профессия» в концепции Э. Дюркгейма наибольший интерес представляют его работы, посвященные проблеме социальной солидарности и разделения труда [6]. Механизмом создания и поддержания социальной солидарности, по мнению Э. Дюркгейма, является общественное
разделение труда. Разделение труда, фактически отождествляемое им с ростом специализации и дифференциации социальной структуры, всегда предполагает определенное единство человеческого общества, которое нуждается не только в материальных, но и в моральных связях.
Вопрос о том, как разделение труда влияет на социальную солидарность, решается
Э. Дюркгеймом с позиций эволюционного подхода в сочетании со структурно-функциональным. Социальная эволюция направлена от архаических обществ с простыми социальными структурами, для которых характерна
механическая солидарность, к более сложным современным обществам, характеризующимся органической солидарностью [5, с. 79-104].
Для механической солидарности характерны низкий уровень разделения труда (индивиды могут заменять друг друга в выполнении производственных и общественных функций) и слабая дифференциация социальной структуры. Органическая солидарность предполагает
качественно иное разделение труда, связанное с выполнением каждым индивидом
специфических профессиональных и
общественных функций, которые в силу
сложности и специфичности не могут
выполняться всеми. Резко увеличивается количество структур и их функций [6; 7; 8, с. 77-79].
Таким образом, разнообразие профессий и видов деятельности рассматривается Э. Дюркгеймом как выражение общественной дифференциации. Основная функция
разделения труда, основанного на выполнении взаимосвязанных и взаимодополняющих функций, заключается в формировании органической солидарности, в интеграции общества. Это связано с тем, что специализация функций, закрепление их за определенными профессиональными группами приводит к увеличению взаимозависимости членов
общества и, следовательно, к социальной интеграции [6].
Т. Парсонс также связывает процесс
изменений в обществе с процессом
дифференциации. По его мнению, элемент, подсистема или набор элементов и подсистем, обладая своим относительно четко определенным местом в обществе, со временем делится на несколько элементов или систем (обычно две), различающихся одновременно и по структуре, и по функциональной роли в рамках новой, более широкой системы. Эволюция связана с процессом «адаптивного совершенствования». В качестве примера
дифференциации Т. Парсонс рассматривает процесс отделения производственной деятельности, которая первоначально осуществлялась в домохозяйствах, а затем в специализированных местах (мастерских,
фабриках, офисах). При этом каждая вновь отделившаяся подсистема (например, производственная организация) должна быть более приспособлена для выполнения своей первичной функции. Это и есть процесс «адаптивного совершенствования» [9].
Кроме того, значительное внимание ученый уделил изучению профессионального комплекса. Т. Парсонс разделяет понятия «профессия» и «занятие». Структура занятий включает три сферы: бизнес, профессии,
государственное управление.
Под профессиональным комплексом
Т. Парсонс понимал совокупность занятий, концентрирующихся вокруг интеллектуальных дисциплин как элемента современной
культурной системы [10, 11]. По его мнению, профессия в чистом виде - это академическая профессия, профессия поиска и передачи знаний, которая окружена кольцом профессий, посвященных приложению знаний к задачам
общественного порядка (право), здоровья (медицина), эффективности государственных и частных организаций (администрация), эффективного использования ресурсов вне социальной сферы (технология) и т.п. [12].
Т. Парсонс создает оппозицию между мотивацией профессионала и делового человека (бизнесмена). Деловой человек рассматривается как эгоистически преследующий свой собственный интерес, не обращающий внимание на интересы других, тогда как профессиональный человек альтруистически служит интересам других, не обращая внимания на свой собственный интерес.
Профессиональная культура
институционализирует универсалистские
стандарты оказания услуг, независимо от характеристик клиента, которые не сочетаются с профессиональными отношениями. Интеракция между профессионалом и клиентом нейтрально-влияющая, так что эмоциональный компонент отношений не воздействует на качество обслуживания. Техническое качество обеспечения многими профессиональными услугами требует профессионального обращения к клиенту скорее в терминах универсалистских, нежели партикуляристских критериев.
Т. Парсонс полагает, что можно достаточно четко выделить критерии определения профессиональной роли: 1) требование
формальной «технической подготовки», сопровождающейся
институционализированными моделями
контроля над адекватностью образования и в отношении компетенции обученных индивидов;
2) наличие навыков реализации полученных
профессиональных знаний; 3) наличие у
свободных профессионалов уверенности, что их компетенция используется в интересах всей социальной системы.
Как уже отмечалось, Т. Парсонс особо выделяет университеты в профессиональном комплексе. Они выполняют ряд функций, без которых профессиональный комплекс был бы нежизнеспособным. Это: 1) воспроизводство профессионалов; 2) социализация (в процессе обучения индивид усваивает ценности, нормы своей профессиональной группы);
3) производство и передача профессионального
знания; 4) регулирование рынков
профессиональных услуг через выдачу дипломов и сертификатов; 5) легитимация профессионального знания.
Итак, профессиональный тип был охарактеризован Т. Парсонсом в деталях,
включающих три главных элемента:
рациональность, разделение функций и универсализм. Он делает профессии
структурным элементом современного общества, демонстрирует, как экономические мотивы сдерживаются профессиональной этикой: «эгоистический интерес типичного
индивида в целом обуздывается необходимостью поддерживать
институциональный кодекс, который
господствует в его профессиональной сфере» [10, 11].
Подводя итог, отметим, что для представителей макросоциологического
подхода характерным является анализ профессий и рынка труда в контексте
разделения труда и дифференциации социальной деятельности. Для конструирования профессии необходимы по крайней мере два условия: определенное обособление
деятельности (как минимум на видовом уровне), определенная степень
дифференциации деятельности, с одной стороны, и закрепление этой деятельности за отдельной социальной группой, которая использует ее в качестве источника средств к существованию, - с другой. Источником
появления новых профессий является не только видовая и внутривидовая дифференциация сферы труда, но и обширный круг занятий за её пределами (игрового, художественного, развлекательного,
благотворительного, коммуникативного,
познавательного характера) [3].
Картина профессионального пространства предстает как набор самых разных видов деятельности, одни из которых тяготеют к «полноценным» профессиям
(«профессионалы»), другие - к «простым» профессиям (мало- и неквалифицированному труду, где не требуется специальное образование, нет привилегий,
профессиональных ассоциаций и т.д.). Третьи обладают промежуточным статусом и представлены «полупрофессионалами». На основе таких принципов строятся стратификационные модели профессий, среди которых наиболее продвинутой выступает Международная стандартная классификация занятий, разработанная в 1988 г. Международной организацией труда. Здесь по мере продвижения от высших к низшим ступеням происходит переход от свободных и творческих работ к принудительным, навязанным технологией производства [3].
В настоящее время профессиональное поле не является однородным. На российском рынке труда насчитывается более 7,5 тыс. профессий [13]. При этом нет единого общепринятого подхода к классификации профессий. Можно выделить следующие основные подходы к структурированию рынка труда:
1. Создание перечня профессий с
минимальной группировкой. Наиболее
известным примером такого подхода является «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР), который представляет собой перечень профессий, представленных на российском рынке труда, сгруппированных в 2 раздела: профессии рабочих и должности
служащих [13].
2. Выделение групп профессий с
использованием нескольких критериев
классификации. Зачастую таким образом
профессии классифицируются на различных сайтах по трудоустройству. При этом основным критерием классификации выступает сфера
деятельности (например,
маркетинг/реклама/РЯ; медицина/фармация; образование и наука). Дополнительными являются территориальный критерий (работа за рубежом), критерий целевой группы (работа для студентов) и критерий позиции на иерархической лестнице (топ-менеджмент).
3. Дисциплинарно-научный подход к
классификации. Согласно данному подходу, рынок труда сегментирован в соответствии с существующими структурными
подразделениями вузов (факультетами), в рамках каждого из которых осуществляется профессиональная подготовка будущих субъектов рынка труда и, следовательно, в соответствии с изучаемыми дисциплинами.
4. Классификация профессий по критерию
сферы деятельности. Такой подход позволяет, с одной стороны, представить достаточно развернутый, но относительно
немногочисленный перечень категорий, а с другой - производить классификацию по одному критерию (сфера деятельности).
В рамках микросоциологического подхода анализируется сфера непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения и процессы социальной коммуникации в группах, сфера повседневной реальности и т.д.). Сторонники этого подхода настаивают на приоритетном изучении области непосредственно наблюдаемого социального взаимодействия, механизмов коммуникации, интерпретации сферы повседневной реальности
и т. п. Этот уровень признается единственным реально существующим, а макросоциальные явления рассматриваются как неправомерные абстракции, реальность которых нельзя эмпирически доказать [1, с. 254-255].
У истоков этого подхода стоял М. Вебер. В своих работах [14-16] он использует два понятия, которые тесно связаны друг с другом: «призвание» и «профессия» - и изучает
проблему профессиональной этики. В состав профессий включается любое занятие, дающее заработок. М. Вебер соотносит
профессиональную занятость прежде всего с потребностями индивида в обеспечении средств к существованию в соответствии с ценностями общества (протестантской этикой) и только во вторую очередь - с потребностями общества. Добросовестное и рациональное исполнение профессиональных обязанностей приводит к богатству.
Профессия, по М. Веберу, - такая
спецификация, специализация и комбинация функций индивида, которые составляют основу постоянной возможности обеспеченности или заработка [3].
Профессиональную стратификацию и воздействие профессии на развитие личности мы обнаруживаем также в трудах П. Сорокина. Его определение профессии в «Системе социологии» близко к веберовскому. Под профессией он понимает обычно длящееся занятие индивида, дающее ему средства к существованию. Источник дохода и социальная функция индивида связаны друг с другом и образуют в совокупности профессию. В более поздней работе «Социальная мобильность» П. Сорокин обращается к проблеме «высших» и «низших» профессий, основываясь на своей теории социальной стратификации [3].
Другой моделью анализа профессии в рамках микросоциологического подхода является теория человеческого капитала, в которой основное внимание уделяется анализу ресурсов, которыми обладает личность, в том числе выходя на рынок труда и вступая в профессиональное сообщество. В социологии под капиталом понимается накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм [17].
Основными формами человеческого капитала являются подготовка на рабочем месте; формальное образование; другие виды знаний и здоровье. Подготовка на рабочем месте подразделяется на
общепрофессиональную квалификацию,
применимую и вне пределов определенной фирмы, и специальную квалификацию, пригодную лишь для занятия тех или иных мест в данной фирме. Общая подготовка осуществляется также в учебных заведениях, которые, в отличие от фирм, занимающихся подготовкой наряду с производством товаров и услуг, специализируются на образовательной деятельности. Учебные заведения и фирмы часто выступают как взаимозаменяемые
источники конкретных знаний и навыков. К другим видам знаний, составляющим часть человеческого капитала, относятся знания об экономической системе, о производственных и потребительских возможностях в целом, о политической и социальной системе, о возможностях трудоустройства и т.д. Кроме того, одним из способов инвестиций в человеческий капитал является улучшение физического и эмоционального состояния человека, то есть его здоровье [18, с. 50-89].
Итак, в рамках концепций человеческого капитала категорию «профессия» можно определить как совокупность ресурсов личности, необходимых для выполнения
определенной оплачиваемой деятельности. При этом большое значение придается процессу накопления человеческого капитала,
образованию, профессиональной социализации.
В концепциях отечественных социологов XX века (В.Н. Шубкин [19-21], Г.А. Чередниченко [20, 22], Д.Л. Константиновский [21, 23-24] и др.) происходит дальнейшее развитие понятия профессии в рамках микросоциологического подхода. Теперь уже не всякая трудовая деятельность относится к профессии. Наличие квалификации и специальной подготовки
полагается обязательным и всеобщим
признаком профессии. Кроме того,
предполагается возможность свободного выбора профессии для всех членов общества, а профессия выступает формой реализации
жизненного призвания человека. Она
понимается как совокупность специальных качеств личности. Такого рода «субъективизация» профессии выдвигает на первый план рефлексивное содержание профессиональной деятельности
(удовлетворенность работой, профессиональное самочувствие, профессиональный выбор, профессиональные ценности и т.д.), что дает реальный выход на проблемы
микросоциологии.
Профессия характеризуется как «род
деятельности, требующий специальных знаний
и подготовки в достаточно широкой области материального и духовного производства и накладывающий на представителя этого рода деятельности ответственность за эффективность исполнения обязанностей в системе общественного разделения труда» [3].
Таким образом, в рамках отечественной социологии происходит дальнейшее развитие микросоциологического подхода к
определению категории «профессия», которая понимается как совокупность специальных качеств личности. С точки зрения отечественных социологов, не всякая трудовая деятельность относится к профессии. Необходимыми признаками профессии становятся: наличие квалификации и
специальной подготовки; возможность свободного выбора профессии; возможность реализации жизненного призвания человека.
Итак, при анализе рынка труда и профессий в рамках микросоциологического подхода представляется необходимым выделить следующие основные аспекты:
1. Трудовые ориентации (трудовое
сознание). Ориентации в какой-либо сфере понимаются как осознание индивидами вариантов предоставляемых обществом потенциальных возможностей в этой сфере и собственных склонностей к какому-либо из них. Наиболее значимым является показатель привлекательности профессий, то есть
отношение к профессиям, базирующееся на системе ценностных ориентаций индивида, которые формируются под воздействием внешней среды. В привлекательности
профессий выражены предпочтения, на основе которых формируются личные планы - намерения индивидов в отношении возможностей, которые имеются в обществе [23].
Экономическое (трудовое) сознание
включает в себя знание своей профессии, своих трудовых обязанностей; отношение к труду и профессии; потребности и интересы работников; трудовые мотивы; ценностные ориентации [25].
2. Экономическое (трудовое) поведение, которое выступает формой реализации сознания в процессе его превращения в реальную социальную силу. Экономическое сознание не всегда прямо коррелирует с практической стороной своего воплощения в жизнь. В силу объективных и субъективных причин его компоненты не всегда приобретают объективированную форму своего выражения. Экономическое (трудовое) поведение включает
в себя действия; механизм их осуществления; результаты [25].
Под трудовым поведением подразумевается деятельность индивида, связанная с
выполнением обязательств, обусловленных его профессиональной принадлежностью, или направленная на изменение профессиональной принадлежности.
Итак, в рамках микросоциологического подхода понятие профессии соотносится не столько с экономической и социальной структурой общества, сколько с поведением индивида, его жизненным миром и системой ценностей. В центре внимания исследователей находится индивид как субъект рынка труда. При этом рассматриваются такие вопросы, как проблема профессионального выбора, профессиональных ориентаций и трудового поведения.
Рассмотрение макро- и
микросоциологических подходов к анализу категории «профессия» позволяет выделить два основных аспекта в его определении. С одной стороны, это социальный институт, который является внутренне
дифференцированным, неоднородным. В таком случае имеет смысл рассматривать проблему генезиса, или институционализации профессий, как феномена в целом и изучать историю становления отдельных профессий в частности. С другой стороны, профессия выступает как сфера деятельности конкретного индивида, реализации его профессиональных способностей.
Субъективный и объективный аспекты находят отражение в следующем определении профессии: профессия — это устойчивый и относительно широкий вид деятельности, являющийся источником дохода,
предусматривающий определенную
совокупность теоретических знаний,
практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда [26].
Итак, феномен профессии имеет двойственный характер. С одной стороны, профессия выступает как механизм и выражение дифференциации социальной деятельности и разделения труда. С другой стороны - как сфера деятельности индивида, обусловленная набором у него определенных качеств и навыков и обеспечивающая ему средства существования.
Список литературы
1. Российская социологическая энциклопедия / материалах социологических обследований в Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. Новосибирской области. М.: Наука, 1977. 211 с.
М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
672 с.
2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. М.: Политиздат, 1969. 907 с.
3. Александрова Т.Л. Методологические
проблемы социологии профессий // Социологические исследования. 2000. № 8. С. 11-17.
4. Спенсер Г. Основания социологии // Западноевропейская социология. М., 1996. С. 279-321.
5. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под
ред. проф. В.И. Добренькова. Кн. 1. История
социологии (XIX - первая половина XX в.). М.:
ИНФРА-М, 2004. 592 с.
6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 432 с.
7. Гоффман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. 5-е изд. М.:
Книжный дом «Университет», 2001. 216 с.
8. Кравченко С.А. Социология. Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2002. 512 с.
9. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем.
1993. Вып. 2. С. 94-121.
10. Абрамов Р.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по Парсонсу) //
Социологические исследования. 2005. № 1. С. 54-66.
11. Holmwood J. Economics, Sociology, and the «Professional Complex». Talcott Parsons and the Critique of Ortodox Economics // American Journal of Economics and Sociology. Vol. 65. No 1. January 2006.
P. 127-160.
12. Парсонс Т. Система современных обществ.
М.: Аспект-Пресс, 1997. 270 с.
13. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vacancy.net.ru/modules/mydownloads/singlefile.p hp?lid=3
14. Вебер М. Наука как призвание и профессия //
Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс,
1990. С. 707-724.
15. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения: Пер. с нем.
М.: Прогресс, 1990. С. 644-706.
16. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения: Пер. с нем.
М.: Прогресс, 1990. С. 61-208.
17. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. С. 20-32.
18. Беккер Г.С. Человеческое поведение.
Экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 671 с.
19. Шубкин В.Н. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность. М.: Наука,
1984. 213 с.
20. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985. 139 с.
21. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н.
Молодежь и образование. Методологические вопросы и опыт социального прогнозирования на
22. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / Отв. ред. Г. А. Чередниченко. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. 568 с.
23. Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентация и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УрСС, 1999. 344 с.
24. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х:
Самоопределение в новой реальности: Проф.
ориентации рос. старшеклассников 90-х годов: планы и их реализация. М.: Центр социол. образования РАО, 2000. 223 с.
25. Тощенко Ж. Т. Предмет и структура социологии труда // Социологические исследования. 2003. № 3. С. 48-58.
26. Социологический энциклопедический словарь
/ Редактор-координатор - академик РАН Г.В. Осипов. М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА ИНФРА-М), 2000. 481 с.
PROFESSION AS A SOCIOLOGICAL CONCEPT:
THE MAIN APPROACHES TO THE DEFINITION
A. V. Belaya
The article is devoted to the investigation of approaches to the definition of a sociological concept «profession». As a result of analysis both macro and micro sociological directions were found, according to which quite different definitions of the phenomenon are constructed. In the article the duality of the term «profession» is proved. On the one hand, «profession» appears as an element of the mechanism and expression of social activity differentiation and division of labour. On the other - as a sphere of an individual’s activity determined by a number of one’s features and skills and providing his or her living.
Keywords: profession, macro sociology, micro sociology, professional structure, professional orientations, work behaviour.