Научная статья на тему 'ПРОФЕССИЯ ДИПЛОМАТА ВО ВЗГЛЯДАХ АКТОРОВ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: МИФОЛОГИЗАЦИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ'

ПРОФЕССИЯ ДИПЛОМАТА ВО ВЗГЛЯДАХ АКТОРОВ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: МИФОЛОГИЗАЦИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
665
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИПЛОМАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ВОСХОДЯЩАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА / ПРОФЕССИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / КАДРОВЫЕ АГЕНТСТВА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова Елена Юрьевна

Актуальность исследования состоит в том, что в современных реалиях международной напряженности и объективного усиления роли дипломатии в урегулировании возможных конфликтов возрастает потребность в профессиональных кадрах, подготовленных с учетом решаемых в настоящее время и на перспективу задач. В статье изложены некоторые результаты сравнительной оценки представлений о профессии дипломата, отраженных на сайтах кадровых агентств, профориентационных центров, высших учебных заведений, а также мнений пользователей интернет-сайтов, кадровых дипломатов, авторов исследований об особенностях формирования профессиональной группы дипломатических работников. Выделены основные информационные блоки. Критериями анализа интернет-источников явились полнота данных о профессии, их адекватность и смысловая нагрузка; лингвистические особенности текстов; непротиворечивость представленных сведений; польза для аудитории, на которую нацелена деятельность веб-площадок; систематизация спектра мнений по проблеме исследования. Оригинальное онлайн-исследование, отличающееся новизной подходов к определению реального профессионального статуса дипломатов, позволило обнаружить ряд спорных представлений о профессии, сложившихся в обществе. Сформирован модельный образ дипломата, выявлены направления мифологизации профессии, осуществлен их критический анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSION OF A DIPLOMAT IN THE VIEWS OF THE ACTORS OF THE MODERN INFORMATION SOCIETY: MYTHOLOGIZATION AND REALITY

The relevance of the study is that in the modern realities of international tension and the objective strengthening of the role of diplomacy in the settlement of possible conflicts, there is a growing need for professional personnel trained taking into account the tasks currently being solved and for the future. The article presents some results of a comparative analysis of ideas about the profession of a diplomat, presented on the websites of recruitment agencies, career guidance centers, higher educational institutions, as well as the opinions of users of Internet sites, career diplomats, authors of the research on peculiarities of the formation of a professional group of diplomatic workers. The main information blocks are highlighted. The criteria for the analysis of Internet sources were the following: completeness of data on the profession and their adequacy, semantic load; linguistic features of texts, consistency of the information provided; benefits for the audience targeted by the activity of websites; systematization of the spectrum of opinions on the research problem. The original online study which was characterized by the novelty of approaches to assessing the real professional status of diplomats revealed a number of controversial and contradictory ideas about the profession that have developed in society. A model image of a diplomat was formed, the directions of mythologization of the profession were identified and their critical analysis was carried out.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИЯ ДИПЛОМАТА ВО ВЗГЛЯДАХ АКТОРОВ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: МИФОЛОГИЗАЦИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ»

Теория и практика общественного развития. 2021. № 11. С. 37-50. Theory and Practice of Social Development. 2021. No. 11. P. 37-50.

Научная статья УДК 316.354

https://doi.org/10.24158/tipor.2021.11.5

Профессия дипломата во взглядах акторов современного информационного общества:

мифологизация и реальность

Елена Юрьевна Иванова

Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия, ele6248@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8925-7608

Аннотация. Актуальность исследования состоит в том, что в современных реалиях международной напряженности и объективного усиления роли дипломатии в урегулировании возможных конфликтов возрастает потребность в профессиональных кадрах, подготовленных с учетом решаемых в настоящее время и на перспективу задач. В статье изложены некоторые результаты сравнительной оценки представлений о профессии дипломата, отраженных на сайтах кадровых агентств, профориентационных центров, высших учебных заведений, а также мнений пользователей интернет-сайтов, кадровых дипломатов, авторов исследований об особенностях формирования профессиональной группы дипломатических работников. Выделены основные информационные блоки. Критериями анализа интернет-источников явились полнота данных о профессии, их адекватность и смысловая нагрузка; лингвистические особенности текстов; непротиворечивость представленных сведений; польза для аудитории, на которую нацелена деятельность веб-площадок; систематизация спектра мнений по проблеме исследования. Оригинальное онлайн-исследование, отличающееся новизной подходов к определению реального профессионального статуса дипломатов, позволило обнаружить ряд спорных представлений о профессии, сложившихся в обществе. Сформирован модельный образ дипломата, выявлены направления мифологизации профессии, осуществлен их критический анализ.

Ключевые слова: дипломат, профессиональная траектория, восходящая мобильность, профессиональная группа, профессия, образование, профессиональная преемственность, кадровые агентства, профориентация

Для цитирования: Иванова Е.Ю. Профессия дипломата во взглядах акторов современного информационного общества: мифологизация и реальность // Теория и практика общественного развития. 2021. № 11. С. 37-50. https://doi.org/10.24158/tipor.2021.11.5.

Original article

The profession of a diplomat in the views of the actors of the modern information society:

mythologization and reality

Elena Yu. Ivanova

Institute of Sociology, FCTAS RAS, Moscow, Russia, ele6248@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8925-7608

Abstract. The relevance of the study is that in the modern realities of international tension and the objective strengthening of the role of diplomacy in the settlement of possible conflicts, there is a growing need for professional personnel trained taking into account the tasks currently being solved and for the future. The article presents some results of a comparative analysis of ideas about the profession of a diplomat, presented on the websites of recruitment agencies, career guidance centers, higher educational institutions, as well as the opinions of users of Internet sites, career diplomats, authors of the research on peculiarities of the formation of a professional group of diplomatic workers. The main information blocks are highlighted. The criteria for the analysis of Internet sources were the following: completeness of data on the profession and their adequacy, semantic load; linguistic features of texts, consistency of the information provided; benefits for the audience targeted by the activity of websites; systematiza-tion of the spectrum of opinions on the research problem. The original online study which was characterized by the novelty of approaches to assessing the real professional status of diplomats revealed a number of controversial and contradictory ideas about the profession that have developed in society. A model image of a diplomat was formed, the directions of mythologization of the profession were identified and their critical analysis was carried out.

Keywords: diplomat, professional trajectory, upward mobility, professional group, profession, education, professional continuity, recruitment agencies, career guidance

For citation: Ivanova E.Yu. (2021) The profession of a diplomat in the views of the actors of the modern information society: mythologization and reality. Theory and Practice of Social Development. (11), 37-50. Available from: doi: 10.24158/tipor.2021.11.5. (In Russian)

© Иванова Е.Ю., 2021

Сопоставление и систематизация артикулированных представлений субъектов общественного мнения о профессии в многофакторном и многоаспектном исследовательском поле являются новым походом к анализу особенностей формирования профессиональной группы дипломатов. Актуальность работы обусловлена возрастанием в настоящее время ответственности дипломатической службы, требующей высококвалифицированного кадрового обеспечения на фоне повышения международной напряженности и усиления роли дипломатии в урегулировании возникающих конфликтов. Нужно отметить, что современная отечественная социология не проявляет интереса к изучению проблематики, связанной с дипломатией. Проблема находится в зоне интересов историков (С.Б. Веселовский, С.А. Белокуров, А.В. Беляков, Н.Ю. Болотина, Н.Ф. Демидова, Т.В. Зонова, А.И. Кузнецов, Д.В. Лисейцев, Н.М. Рогожин, В.В. Похлёбкин, О.Ф. Сакун, Е.В. Чистякова, Л.А. Юзефович и др.) и педагогов (Г.К. Ашин, В.В. Карпов, А.И. Кузнецов, А.В. Торкунов, Е.В. Воевода, В.И. Попов, И.А. Мелихов, С.В. Турилова и др.).

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы на основе систематизации разноас-пектных мнений, представлений и оценок сформулировать адекватный образ профессионала в сфере дипломатической деятельности, лишенный мифологизмов и субъективизмов. Были поставлены следующие задачи: проанализировать размещенную на интернет-сайтах рекрутинго-вых агентств информацию о профессии дипломата, являющуюся эталонным описанием для подбора специалистов, занимающихся международной деятельностью; оценить описание профессии дипломата на сайтах профориентационных служб, предназначенных для выпускников школ, выстраивающих свою образовательную и профессиональную траекторию; сопоставить сведения о профессии с описанием компетенций, обязанностей, требований, этических и профессиональных норм, служб и ведомств, содержащимся в интервью кадровых дипломатов; оценить спектр мнений различных групп населения о профессии дипломата; способствовать формированию адекватного представления о профессии, ее функционале, психологических и интеллектуальных особенностях личности дипломата.

Для определения эмпирического объекта исследования отобраны сайты рекрутинговых агентств, профориентационных служб, тексты интервью дипломатов, посвященные описанию профессии; сайты вузов, занимающихся подготовкой по специальности «международные отношения»; монографии, статьи, диссертации, посвященные особенностям формирования профессиональной группы дипломатов (всего около 200 сайтов). Отбор происходил при помощи поисковых запросов на интернет-портале «Яндекс» по следующим тегам: дипломат, профессия дипломат, выбор профессии дипломата, подготовка дипломата, качества дипломата, престиж дипломатической службы, как я стал дипломатом и др. Изучение информации, размещенной на отобранных сайтах, ресурсах, порталах и онлайн-платформах позволило выделить основные тематические блоки, а также систематизировать, обобщить и структурировать содержательную наполненность текстов. Используя качественные онлайн-методы, мы анализировали документы, тексты, хронологически выстроенные комментарии, блоги. «Можно различить два научно-исследовательских подхода: веб-сайты в качестве источника данных... и веб-сайты как предмет исследования» (Рождественская, 2016: 410), которые были нами применены.

Рекрутинговые агентства и профориентационные центры формируют некое представление о профессиях, чтобы пользователь мог опереться на базовые характеристики при выборе образовательной или карьерной стратегии. Следует особо подчеркнуть, что до 30 % материалов, размещенных на сайтах, дословно повторяют стандартный текст, тем самым транслируя устоявшийся взгляд на дипломатическую деятельность. Кроме того, существующая практика презентации профессий, в том числе дипломатической, включает специальные разделы об их плюсах и минусах, содержащие оценочные суждения, навязываемые потенциальному пользователю и в этом контексте являющиеся значимыми для формирования общественного мнения.

Анализ размещенных текстов с описаниями профессии дипломата позволил выделить восемь тематических блоков (по убыванию упоминаемости), аккумулирующих плюсы исследуемой деятельности. В таблице 1 представлен типичный взгляд рекрутинговых агентств и профориентационных центров на преимущества профессии.

Таблица 1 - Преимущества профессии дипломата в интерпретации

рекрутинговых агентств и профориентационных центров

Плюсы профессии дипломата Доля, %*

1 2

1. Работа за рубежом 83,30

Профессия дипломата связана с длительным проживанием за пределами РФ, возможностью путешествовать за границей

2. Высокая заработная плата, привилегии 70,00

У дипломатов высокая заработная плата, работа за рубежом обеспечивает значительный рост оплаты труда на фоне существенных льгот. Дипломатам как госслужащим, находящимся в зарубежной командировке, гарантируется полное материальное обеспечение

1 2

3. Престижность 66,70

Престиж профессии понимается как возможность занимать высокие государственные посты, заводить полезные связи, общаться с важными и интересными людьми на самом высоком уровне - представителями как отечественной, так и иностранной элиты; владение преференциями и льготами

4. Возможность карьерного роста 63,30

Стабильный, гарантированный социальный лифт; высшая достижимая ступень в карьере -пост посла со всеми дополнительными привилегиями; перспективы для карьерного роста могут быть обеспечены при условии постоянного самосовершенствования

5. Дипломатическая неприкосновенность, дипломатический иммунитет 56,70

Дипломатический иммунитет в стране пребывания (неподсудность и неприкосновенность личности, жилища и собственности, отсутствие таможенного досмотра на границе, освобождение от уплаты налогов)

6. Высокий уровень образования 20,00

Образование дипломаты получают не только в высших учебных заведениях, но и во время работы в аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, загранучреждениях: «Представители профессии владеют несколькими иностранными языками, ориентируются в вопросах политики, мировой экономики, международного права»1; «по мере необходимости специалист не только приобретает новые знания, но ему за это ещё и доплачивают»2

7. Личный вклад в развитие международных отношений 13,30

8. Возможность обеспечить своим детям образование за рубежом 3,33

* Частота упоминаемости фактора в процентах от общего числа проанализированных инс эормационных

источников.

Таким образом, нами выстроена условная иерархия представлений о плюсах дипломатии, где основополагающее значение имеет характеристика этой деятельности как престижной со спектром льгот и преференций, среди которых работа за границей занимает главенствующее положение (83,3 %). На сайте Рособразования, содержащем информацию обо всех образовательных учреждениях РФ, позитивные аспекты дипломатической службы изложены в следующих редакции и последовательности: «1. Высокая заработная плата. 2. Дипломатическая неприкосновенность. 3. Возможность жить во многих странах. 4. Возможность общения с очень интересными людьми»3, что оставляет за скобками уникальные преимущества профессии, связанные с возможностью представлять государство на международной арене и действовать от его имени. При изложении привлекательных сторон профессии в описанном ключе, ориентированном на массовый спрос, из положительных коннотаций практически исключены необходимые усилия в овладении «штучной» (только для избранных, по мнению представителей Рособразования) профессии.

Анализ информационных текстов позволил выделить шесть тематических блоков (по убыванию упоминаемости), отражающих минусы дипломатической деятельности. В таблице 2 представлен типичный взгляд рекрутинговых агентств и профориентационных центров на преимущества профессии.

Таблица 2 - Недостатки профессии дипломата в интерпретации рекрутинговых агентств и профориентационных центров_

Минусы профессии дипломата Доля, %*

1 2

1. Высокая конкуренция 78,7

В связи с ограниченностью вакансий возрастающая внутриведомственная конкуренция усложняет получение престижной должности в МИД, затрудняет продвижение по карьерной лестнице, карьерный путь до вершин дипломатической деятельности сложен и длителен. Необходимые качества и условия для победы в конкурентной борьбе: талант, упорство, связи

1 Дипломат [Электронный ресурс] // PROFChoice : сайт центра профориентации. URL: http://profchoice.ru/atlas-professij/diplomat (дата обращения: 27.10.2021).

2 Как все устроено: работа дипломата. Европейский дипломат анонимно рассказал The Village о работе с чиновниками, украинском гостеприимстве и о том, каково это - каждый день представлять целую страну [Электронный ресурс] // Труд. 2021. 26 мая. URL: https://red18.ru/proforientaciya/diplomat-professiya.html (дата обращения: 27.10.2021).

3 Дипломат [Электронный ресурс] // Рособразование : официальный сайт. URL: https://ros-obrazovanie.ru/prof/diplomat.html (дата обращения: 27.10.2021).

1 2

2. Сложные условия работы 57,0

Ненормированный рабочий день (насыщенный график практически круглосуточной работы, высокая степень самоотдачи); частые командировки; ответственность за неразглашение государственной тайны; неукоснительное исполнение протокола; следование этическим нормам и правилам; высокие требования к уровню профессионализма; самопожертвование, дефицит времени на личную жизнь; строгая регламентированность действий и иерархическая подчиненность в принятии решений; замкнутость дипломатических представительств и профессиональная закрытость; отсутствие несогласованной свободы передвижений и действий

3. Опасность 30,3

Опасность для здоровья, а порой и жизни дипломатов и членов их семей при работе в странах с нестабильной политической ситуацией, тяжелым климатом

4. Продвижение по образовательной и профессиональной траекториям в значительной степени базируется на использовании полезных связей и знакомств в ущерб интересам общества или государства 26,0

Места в Московском государственном институте международных отношений (университете), а также должности в МИД предназначены для детей элиты (чиновников, олигархов, дипломатов). Без протекции успех возможен только при условии целенаправленного усердия

5. Служба далеко от родины 11,0

Необходимость долгое время пребывать за пределами своей страны, вдали от родственников и детей

6. Скрытая трудность 10,3

Совокупность негативных моментов, а также многоаспектность и многофункциональность дипломатической деятельности, несмотря на внешнюю привлекательность, делают профессию дипломата одной из самых трудных в современных условиях, учитывая и тот факт, что неверные некомпетентные действия конкретного специалиста могут привести к изменению политической ситуации и нанести вред Российской Федерации

* Частота упоминаемости фактора в процентах от общего числа проанализированных материалов.

Систематизированные минусы профессии демонстрируют актуальное на сегодняшний день понимание ее негативных особенностей.

1. Среди отрицательных характеристик выделяется утверждение «чтобы продвинуться по карьерной лестнице, нужно много и упорно работать». Эта оценка негативной стороны профессиональной деятельности дипломата - удивительна. Если следовать предлагаемой логике, то только та работа хороша, которая позволяет добиться успеха без усердного труда.

2. Индивидуальная ответственность, возлагаемая на дипломата, не позволяет ему чувствовать себя самостоятельным политиком и, как правило, ограничивает его свободу рамками правил, установленных норм. Действительно, регламентированность деятельности дипломата определяется особыми субординационными установками, но это не имеет отношения к проявлению инициативы и свободе выражения профессиональных компетенций в рамках устоев и законов, сложившихся в стране пребывания, и коллективной ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия.

3. Ущемление интересов третьих лиц, выражающееся в использовании знакомств, родственных или социальных связей в личных целях, называемое одним из главных минусов профессии, представляет собой, с одной стороны, некий символ и оправдание нереализованности в дипломатической (и не только) среде, с другой - серьезное психологическое препятствие, реальный барьер для профессиональной самореализации. Наличие такого социального феномена, как протекция, отрицать нельзя, но необходимо рассматривать его не только как использование властного, политического, экономического, семейного капитала недостойными кандидатами для обеспечения карьерной успешности, но и как протекцию, наставничество, поддержку и покровительство по отношению к студентам либо карьерным дипломатам, без которых профессиональный талант личности мог бы не реализоваться.

Негативная модель, сформированная из минусов профессии дипломата, фактически сводит на нет ее положительные моменты. В таблице 3 сопоставлен ряд преимуществ и недостатков дипломатической деятельности.

Таблица 3 - Антитеза плюсов и минусов дипломатии

Плюсы Минусы

Работа за границей Длительная разлука с семьей. Опасность для здоровья, а порой для жизни дипломатов

Путешествия в стране пребывания Ограниченность перемещения правилами внутреннего распорядка в дипломатических миссиях и загранучреждениях

Возможность карьерного роста Длительный карьерный путь

Возможность занять высокие государственные посты Без протекции сложно продвигаться по служебной лестнице

Дипломатическая неприкосновенность Приобретение статуса обычного гражданского служащего, лишенного дипломатической неприкосновенности, льгот и преференций по возвращении из-за границы

Бытующая в общественном сознании модель дипломатии как профессии наполнена существенными мифологемами. Прокомментируем некоторые из них, которые в контексте исследования отнесены к плюсам дипломатии.

1. Работа за рубежом как преимущество дипломатической деятельности. Кадровые и профориентационные агентства, формулируя положительные аспекты дипломатической деятельности и отдавая первенство фактору выезда за рубеж, основываются на реальном социальном тренде, подкрепленном данными социологических опросов: «Пятая часть россиян (22 %) заявили, что хотели бы уехать за границу на постоянное жительство»1. Выезд за границу является очевидной ценностью для значительной части населения нашей страны, но если до 90-х гг. прошлого века она приобретала форму эксклюзивного блага и служила критерием успешности, обеспеченности и элитарности, то в настоящее время, в условиях свободного пересечения границ по разным причинам, фиксация на выезде за рубеж как на важнейшем преимуществе профессии дипломата может быть объяснена, во-первых, следованием за настроениями социума, во-вторых, трансляцией предпочтений авторов проанализированных текстов, проявившихся подобным образом.

Отметим, что профориентационные платформы ориентированы в большей степени на молодежь, строящую профессиональные и образовательные траектории. Именно данные по возрастной группе 18-24 года свидетельствуют о том, что практически 50 % ее представителей заявили о желании уехать из России. Основываясь на отживающих критериях преимуществ профессии, рекрутинговые агентства и профориентационные центры не ставят перед собой задачу переориентировать пользователей на реальные достоинства дипломатии, тем самым способствуя излишней материализации профессионального выбора. Приведем в подтверждение изменений в отношении к плюсам профессии мнение декана факультета международных отношений МГИМО: «Да, речь идет о том, что на сегодняшний день те ребята, которые к нам поступают... более ориентированы на профессию. Сегодня мода прошла, и более высокая, я бы сказал, глубокая мотивация на выбор профессии, а не желание. посмотреть мир. Подход более серьезный, более мотивированный и профессионально ориентированный»2.

2. Высокая заработная плата как отличительная черта профессии дипломата. Отсутствие в списке преимуществ профессии характеристик, связанных с сущностью и функционалом дипломатической деятельности, свидетельствует также об отражении предпочтений социума при выборе профессии. ФОМ в 2020 г. провел опрос на тему отношения к работе3. Анализ динамики отношения респондентов к приоритетам выбора профессии показал, что если в 2013 г. 39 % участников исследования предпочитали ту профессию, которая нравится, а 52 % - за которую больше платят, то в 2020 г. этот разрыв сократился - 46 и 42 % соответственно. Это подтверждает, с одной стороны, существенную роль уровня оплаты труда при выборе профессии, с другой - возрастание значимости интересной работы при определении профессиональной траектории.

Самым существенным фактором выбора работы, по данным ФОМ, является размер оплаты труда. 84 % респондентов заявили, что хорошая зарплата - важнейший фактор выбора места4. По информации ВЦИОМ: «Для абсолютного большинства россиян самым важным аспектом их жизни является материальное положение (94 %): для 65 % - очень важно и 29 % - скорее важно. <...> Замыкают первую пятерку ответов самых важных сторон жизни работа (80 %) и отношения с партнером или мужем/женой (79 %)»5.

Очевидно, что профессия дипломата обладает безусловной значимостью в системе разделения труда и является носителем социальных ценностей. Однако система этих ценностей модифицируется в ходе историко-политического развития общества. На наш взгляд, такая трансформация произошла на уровне как индивидуального представления о профессии, так и ее оценки общественными институтами.

Размер заработной платы, установленной государственным служащим разных сфер приложения труда, формирует и отражает степень ее важности для социума и способствует выстраиванию иерархии профессий и видов деятельности. Представим динамику отношения государ-

1 Эмиграция [Электронный ресурс] // Левада-центр. 2021. 9 июня. URL: https://www.levada.ru/2021/06/09/emigratsiya-2 (дата обращения: 27.10.2021).

2 Хочу быть дипломатом [Электронный ресурс] : интервью // Эхо Москвы : официальный сайт радиостанции. 2003. 15 июня. URL: https://echo.msk.ru/programs/beseda/22484 (дата обращения: 27.10.2021).

3 Отношение к своей работе. Обязательно ли всем трудоспособным работать? И что важнее: интересная работа или доходная? [Электронный ресурс] // Фонд общественного мнения : официальный сайт. 2020. 12 окт. URL: https://fom.ru/Rabota-i-dom/14472 (дата обращения: 27.10.2021).

4 О работе. Россияне рассказывают, где работают и как относятся к работе [Электронный ресурс] // Там же. 2015. 24 дек. URL: https://fom.ru/Rabota-i-dom/12453 (дата обращения: 27.10.2021).

5 Жизненно важные решения и как мы их принимаем [Электронный ресурс] // ВЦИОМ : официальный сайт. 2021. 16 сент. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhiznenno-vazhnye-reshenija-i-kak-my-ikh-prinimaem (дата обращения: 27.10.2021).

ства к дипломатии на примере изменения размера оплаты труда: «После распада СССР ситуация для дипработников как в загранучреждениях, так и в центральном аппарате стала катастрофической. В посольствах с трудом находили деньги для выплаты зарплаты, а в министерстве ее размер был настолько мизерен, что для некоторых едва покрывал расходы на проезд на работу общественным транспортом»1. По данным аналитических отчетов Росстата, в 2011 г. МИД не входил в 15 первых государственных учреждений по размеру средней заработной платы. Отметим, что оплата труда персонала аппарата МИД составляла менее 72 тыс. р. в месяц при средней зарплате, например, в Министерстве финансов в 90 тыс. р.2

В 2014 г. был подписан Указ Президента РФ «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации», который в значительной степени модернизировал систему оплаты труда дипломатических кадров3. В соответствии с этим документом, несмотря на существенное повышение денежного вознаграждения в организациях и аппарате МИД, должностной оклад секретаря-референта с учетом ежемесячной премии составлял 25 500 р. (самая низшая должность в МИД), а первого заместителя министра -133 000 р. Как представляется, утверждение о безусловно высокой зарплате в МИД, в нашем случае установленной для молодых специалистов, не находит подтверждения.

В 2018-2021 гг. министерство поднялось на седьмое-восьмое место по размеру средней заработной платы. Сравнительные данные представлены в таблице 4. Приведенные цифры подтверждают утверждение об увеличении общественной значимости профессии дипломата в современных социально-политических реалиях за последние годы, что способствует возрастанию и индивидуальной ценности профессии. Средняя заработная плата в аппарате МИД (149,0 тыс. р. в месяц) - самая высокая среди отраслевых министерств РФ и почти на 49 % выше таковой по Москве (100,3 тыс. р.), что свидетельствует о достойной оценке труда дипломатических работников. По информации на 1 января 2020 г. с учетом инфляции доход первого заместителя министра составил 789,2 тыс. р. со всеми надбавками, выплатами за стаж, владение иностранными языками и пр.4

Таблица 4 - Средний размер заработной платы служащих госорганов в соответствии

с тарифной сеткой в 2018-2021 гг. (с учетом надбавок и доплат)

Организация Средняя заработная плата, тыс. р. в месяц Динамика средней заработной платы, %

2018 г.5 2021 г.6

1 2 3 4

Аппарат Правительства РФ 240,3 227 94,47

Администрация Президента РФ 236,7 217 91,68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Счетная палата 186,3 181 97,16

Совет Федерации 186,4 180 96,57

Госдума 158,9 160 100,69

Федеральное казначейство 159,1 160 100,57

1 Егошкин В.Е. Немного о российской дипломатической службе [Электронный ресурс] : тезисы к беседам на университетских субботах в МГИМО // Родная Ладога : сайт издательского дома. URL: https://rodnayaladoga.ru/index.php/puti-poznaniya/1271-nemnogo-o-rossijskoj-diplomaticheskoj-sluzhbe (дата обращения: 27.10.2021).

2 Сколько зарабатывают российские чиновники [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2012. 11 марта. URL: https://ria.ru/20120311/591610472.html?chat_room_id=591610472 (дата обращения: 27.10.2021).

3 О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел РФ, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел РФ на территории РФ [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. № 442. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

4 Таблица сведений о доходах руководства министерства за 2020 г. [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел РФ : официальный сайт. 2021. 20 мая. URL: https://www.mid.ru/ru/activity/corruption/incomes/-/asset_publisher/bFsmjKXYVJ9O/content/id/4739480 (дата обращения: 27.10.2021).

5 О численности и оплате труда гражданских служащих федеральных государственных органов (центральных аппаратов министерств и ведомств) за 2018 г. [Электронный ресурс] : справка // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. 2018. URL: https://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/trud/plat1-18.htm (дата обращения: 27.10.2021).

6 Оклады государственных гражданских служащих в 2021 г. [Электронный ресурс] : таблица // Закон и его защита. 2021. 7 февр. URL: http://ttdub24.ru/ustanovleme-rodstva/3299-oklady-gosudarstvennykh-grazhdanskikh-sluzhashhikh-v-2021-tablica.html (дата обращения: 27.10.2021).

1 2 3 4

Подразделения МЧС 144,9 152 104,90

Министерство иностранных дел 151,1 149 98,61

Министерство финансов 139,2 138 99,14

Конституционный суд 147,4 135 91,59

Средняя по РФ 43,3 51,31 118,5

Средняя по Москве 89,4 100,3 112,2

Примечание. Курсивом выделены учреждения и организации с более высокой средней заработной платой, чем в МИД. В приведенные суммы не входит оплата труда дипломатических работников, находящихся за рубежом, поскольку в этом случае доход формируется на основе законодательства о финансировании длительных командировок и внутренних распоряжений МИД, доступа к которым мы не имели.

Очевидно, имеет место существенный разрыв между оплатой труда рядовых работников и руководства аппарата министерства. Длительность перехода к высокооплачиваемой должности, в значительной степени зависящей от дипломатического ранга, составляет, при благоприятном стечении обстоятельств, около 20 лет (от референта до первого секретаря I класса). Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1371 «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами» установлены следующие сроки пребывания в дипломатических рангах: атташе - не менее 2 лет; третьего секретаря - не менее 2 лет; второго секретаря II и I классов - не менее 2 лет; первого секретаря II класса - не менее 2 лет; первого секретаря I класса - не менее 3 лет2.

Нужно отметить, что работа в посольствах и консульствах оплачивается по специальному законодательству, связанному с длительными зарубежными командировками. Анализ обсуждений на интернет-площадках проблемы оплаты труда, условий работы после окончания университетов в аппарате МИД и загранучреждениях показал, что теме работы в «хорошей» стране (с высоким уровнем оплаты труда) или «плохой» стране (с относительно низким уровнем зарплаты) студенты и выпускники вузов уделяют значительное внимание. Приведем некоторые данные о материальном вознаграждении дипломатов, находящихся в загранкомандировке. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел РФ», сотрудникам дипломатической службы в период работы в загранучреждениях МИД выплачиваются денежное содержание в иностранной валюте в виде месячного должностного оклада в иностранной валюте, размер которого устанавливается Правительством РФ, и ежемесячной надбавки к месячному должностному окладу в иностранной валюте за особые условия работы в государстве пребывания, размер которой устанавливается Президентом РФ3. Кроме того, в соответствии с занимаемой должностью и дипломатическим рангом выплачиваются оклад и дополнительные суммы в рублях, в случае пребывания в заграничной командировке более года предусмотрены подъемные на каждого члена семьи. Действительно, выезд в командировку в другое государство является существенным фактором повышения благосостояния семей дипломатов, а также фактором конкуренции (здоровой или нездоровой) за получение назначения в наиболее благоприятные и престижные страны.

Таким образом, сформировалась система оплаты труда дипломатов, являющаяся индикатором роли профессии в современной системе разделения труда, компенсирующая сложности работы за границей и в то же время стимулирующая отношение к загранслужбе как к более значимой и эффективной, чем в аппарате мИд.

3. Престиж профессии дипломата и особенности его проявления. Престиж дипломатической деятельности для индивида формируется в парадигме осознания социальной значимо-

1 Рынок труда, занятость и заработная плата. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам РФ с 2013 г. (по месяцам), р. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. 2021. 1 сент. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 27.10.2021).

2 О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 15 окт. 1999 г. № 1371 : с изм. и доп. от 28 авг. 2001 г., 25 июля 2006 г., 6 окт. 2020 г. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

3 Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ : в ред. от 30 апр. 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

сти и уникальности профессии, позволяющей наиболее полно раскрыть интеллектуальный потенциал личности, также учитывается социально-экономический статус профессии, обеспечивающей достойное вознаграждение и перспективы восходящей социальной мобильности с получением моральных и политических преференций. Престиж профессии как социальная категория, на наш взгляд, требует глубинных исследований в отечественной социологии, поскольку его определение не отражает строго выверенного содержания и зачастую подменяется такими понятиями, как уважение к профессии, авторитет профессии, властный и политический капитал профессии, привлекательность, мода и пр. По мнению М.Г. Руднева, «в то же время в мировой науке существует более чем полувековая история изучения этой проблематики, и там престиж профессии связан в первую очередь с групповыми представлениями о социальном статусе соответствующих профессионалов» (2008: 218).

В условиях не сложившейся в полной мере научной методологии оценок престижа профессии ведущие социологические центры исследования общественного мнения пытались выяснить отношение общества к рассматриваемому социальному институту. ФОМ провел опрос на тему наиболее популярных профессий, по результатам которого оказалось, что дипломаты, вместе с фотографами, барменами, учеными и др., интересны лишь 1 % респондентов1. Результаты опроса ВЦИОМ, осуществленного в 2005-2017 гг. и посвященного выбору идеальной профессии для детей показали, что в представленном перечне нет ни одного упоминания о дипломатии как о желаемой карьере для детей2.

Несмотря на отсутствие артикулированного признания профессии дипломата как популярной по итогам социальных исследований, в информационном пространстве Интернета она однозначно оценивается как престижная. В соответствии с теориями структурного функционализма, на престиж профессии прежде всего влияют такие факторы, как длительность и сложность обучения, значимость трудовой функции для стабилизации общества, приближенность профессии к власти и управлению, возможность распоряжаться подконтрольным занятию ресурсом, делать реальную карьеру, получать значительное вознаграждение и льготы, иметь уважение, доверие и положительную репутацию в глазах общества (Краснов, 2019: 30). Данное определение престижности можно в полной мере отнести к анализируемой профессии.

Мы проаннотировали высказывания участников форума «Что вы думаете о дипломатах? Почему их профессия настолько престижна?»3. Дискуссия, развернувшаяся между ними, отражает «бытовое» мнение о профессии и неоднозначность представлений о ее престижности. Приведем некоторые комментарии: «Конечно я понимаю, что в любой профессии есть сложности, но все равно работа супер - жизнь за границей, приемы, тайны и секреты, знание минимум двух языков. А столицы мира - Париж, Рим, Нью-Йорк или Виктория. О боже, я бы чувствовала себя Эммануэль с красавцем мужем-дипломатом» (verunchik858, 20 августа 2014 г.). Диаметрально противоположная точка зрения, представленная на этом же ресурсе, разбивает миф о престижности профессии и заставляет более глубоко проанализировать ее особенности в современных условиях: «Вы не знаете изнанки этой работы. Престижна - потому что работа за границей выглядит престижно. А пока они находятся не за границей, а в России, им платят не копейки, а гроши. Я знаю многие семьи дипломатов - только показуха, а на самом деле -беднота, каждую копейку считают. Потому что неизвестно, куда их пошлют, может, в хорошо оплачиваемую страну, а может, и не очень» 27 августа 2014 г.); «Престижна, потому что дипломат - лицо государства. Но вы себе совершенно неправильно представляете профессию дипломата. Вы путаете ее с киношным шпионом типа Бонд, Джеймс Бонд. А это профессия для умных, дальновидных, осторожных и очень умных людей. В идеале. Я бы еще написала, что дипломат должен быть идейным, патриотом, без стремления нажиться и не дающим повода для шантажа, но, боюсь, тогда не найдется ни одного человека, способного быть дипломатом» (Nemetona, 20 августа 2014 г.); «Престижна потому, что простым смертным туда проход закрыт за семью замками, хоть на голове прыгай» (Кошка_в_белом, 20 августа 2014 г.).

Таким образом, современное представление членов социума, незнакомых с социологическими теориями, формируется на следующих базовых представлениях о престижности профессии дипломата:

1 О профессиях популярных и нужных. Какие профессии «выбирают» россияне для своих детей? Работа должна нравиться или приносить деньги? [Электронный ресурс] // Фонд общественного мнения : официальный сайт. 2013. 7 июня. URL: https://fom.ru/Rabota-i-dom/10942 (дата обращения: 27.10.2021).

2 Профессиональный вопрос [Электронный ресурс] // ВЦИОМ : официальный сайт. 2017. 30 марта. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professionalnyj-vopros (дата обращения: 27.10.2021).

3 Что вы думаете о дипломатах? Почему их профессия настолько престижна? [Электронный ресурс] // Galya.ru. 2014. URL: https://galya.ru/clubs/show.php?id=954744 (дата обращения: 27.10.2021).

- исторически сложившийся образ высокообразованного и высококультурного носителя недосягаемой для обычных людей профессии;

- профессия дипломата ассоциируется с высоким материальным достатком, высшим обществом, безбедной жизнью желательно за рубежом, но корректируется реалиями современной жизни;

- осознание элитарности, закрытости профессиональной группы дипломатов, воспроизводящей себя в условиях ограниченного доступа к специализированному образованию, назначению на должность, выезду на работу за границу;

- излишняя материализация престижа профессии приводит к возникновению конфликта между политическим интересом, целями и задачами государства и экономическими запросами отдельной личности;

- придание атрибутике, связанной с образом дипломата (приемам, аристократизму, роскоши), основных черт профессии.

Однако престиж дипломатии определяется не столько материальным благосостоянием, о чем свидетельствуют приведенные данные, сколько эксклюзивностью, кастовостью, закрытостью, малочисленностью группы, символическим ореолом, который сложился исторически. Проявлениями престижности дипломатии в царские времена служили высокообразованность, титу-лованность, статусность носителей профессии. Фигуру создавали также герои литературных произведений, олицетворяющих служение Государю и Отечеству. Представления о профессии, почерпнутые из художественной литературы, кинематографии, сформировали образ постоянно вращающегося в высших сферах человека, наделенного благами всех видов и форм. Однако в XIX в. дипломатическую службу не обошел регрессивный процесс: «Основная трудность для МИД состояла не в переизбытке, а наоборот, в хронической нехватке кадров требуемого социального происхождения. Причинами были не только малочисленность "просвещенного класса" в России, но и снижение привлекательности дипломатического поприща для представителей "высшего общества". <...> .дипломатическая профессия постепенно утрачивала в глазах аристократии престиж, которым она была окружена в первой половине столетия»1.

Символом престижа в советское время служили возможности выезда за рубеж, реализации приобретенного за границей ширпотреба, что, по мнению социума, создавало основу для безбедного существования семей дипломатов и их материального превосходства над большинством граждан СССР. Однако существовала линейка профессий, подразумевающих аналогичные ресурсы: торговые представители, моряки, работники цирка, журналисты. Несмотря на это, высокий престиж закрепился только за дипломатами, что актуально сегодня и объясняется наличием в общественном сознании социального конструкта, объединившего исторически сформированный аристократический, элитарный образ, не разрушенный даже объективными причинами, и накопленный политико-экономический коллективный профессиональный капитал. Кроме того, престиж дипломатии обусловлен высокой степенью заинтересованности молодежи, выражающейся в выборе профессионально-образовательных стратегий и карьерном поведении.

4. Высокий уровень образования, карьерный рост в системе МИД. Система профессиональной подготовки дипломатов в настоящее время включает учреждения, подведомственные МИД (МГИМО, Дипломатическую академию МИД РФ, Колледж МИД РФ), университеты, где открыта специализация «международные отношения», Российский университет дружбы народов (РУДН), Институт стран Азии и Африки МГУ (ИСАА МГУ), Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тореза (МГЛУ) и др.

На портале «Поступи онлайн» представлены данные о прогнозируемом конкурсе в вузы по разным специальностям (как на бюджетные места, так и на платные) на основе коэффициента «напряженности спроса, который. определяли как соотношение абитуриентов и их родителей. которые интересовались укрупненным направлением, к количеству бюджетных и платных мест»2. Следует отметить, что в сформированном списке отсутствуют данные о предполагаемом конкурсе на специальность «международные отношения», позволяющую ориентироваться на профессию дипломата. Это обусловлено не тем, что профессия непопулярна, а тем, что обычно, например, в МГИМО намерены поступать абитуриенты, уверенные в правильности выбора задолго до окончания школы, принявшие решение реализовать себя на дипломатическом поприще и поэтому не пользующиеся специализированными сайтами по поиску нужного вуза.

1 Кузнецов А.И. Подготовка и воспитание дипломата в Российской империи: вторая половина XIX -начало XX в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2005. С. 22.

2 Носкова А., Киеня Н. Конкурс в вузах в 2021: где он будет самым высоким и самым низким [Электронный ресурс] // Поступи онлайн. 2021. 1 апр. URL: https://postupi.online/journal/postuplenie-v-vuz/konkurs-v-уи2аЬ-у-2021^е-оп-Ь^е1-8атут-уу8ок1тч-8атут-пЕкт (дата обращения: 27.10.202l).

На рисунке 1 приведены данные об изменении конкурсной ситуации на отделение международных отношений МГИМО за период с 2014 по 2021 г. по направлениям бакалавриат и магистратура1. Конкурс рассчитывался без учета мест, занятых абитуриентами, поступающими без экзаменов (победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников, телевизионного проекта Первого канала «Умники и умницы»).

140 -

120 -

100 -

80 -

40 || Н I. || || || || II

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

■ Бюджетные места 59,73 129,57 51,18 82,73 31,46 31,1 38,92 25,72

■ Платные места 22,25 29,32 13,61 18,1 18,97 19,1 26,23 22,73

Рисунок 1 - Динамика конкурса на место факультета международных отношений МГИМО (без учета региональных отделений, квотированных мест и победителей олимпиад)

Приведенные данные свидетельствуют о высоком конкурсе в МГИМО, что подтверждает наличие постоянного интереса к профессии: «Эту мечту подогревают и высшие учебные заведения, которые обещают, что их выпускники смогут занять вакансии в посольствах, международных департаментах и дипломатических миссиях»2. В условиях кадрового голода в 2007 г. «на работу во внешнеполитическое ведомство было принято 130 выпускников на конкурсной основе. <...> Ежегодно выпускники примерно 14 вузов России проходят конкурс и становятся сотрудниками министерства. Хотя до сих пор выпускники МГИМО демонстрируют лучшую подготовку и составляют примерно две трети от вновь принятых на работу»3. В 2020 г. члены Комиссии Министерства иностранных дел Российской Федерации по работе с выпускниками вузов «рассмотрели кандидатуры выпускников вузов на замещение вакантных дипломатических должностей в центральном аппарате МИД и его загранучреждениях. Подавляющим числом претендентов стали обучающиеся МГИМО, за ними следуют выпускники Дипакадемии, МГУ, РУДн и МГЛУ. По итогам заседания на государственную службу было рекомендовано порядка 60 кандидатов»4. Необходимо отметить, что освоение программы бакалавриата и магистрата не может гарантировать работу в МИД, поскольку, например, ежегодный набор в магистратуру существенно превышает количество вакансий в МИД (в 2021 г. было принято 200 человек5). Ограниченные возможности приема в МИД можно проиллюстрировать на примере трудоустройства выпускников Колледжа МИД РФ в 2021 г. по специальности «документационное обеспечение управления и архивоведение». Только 9,25 % выпускников трудоустроены в МИД или находятся в резерве6.

1 Количество мест в магистратуре МГИМО МИД РФ в 2017 г. [Электронный ресурс] // МГИМО : официальный сайт. 2017. URL: https://mgimo.ru/upload/2017/05/mag_priem_2017.pdf (дата обращения: 27.10.2021) ; Количество мест в магистратуре МГИМО МИД РФ в 2020 г. [Электронный ресурс] // Там же. 2020. URL: https://mgimo.ru/upload/2020/06/priem-mag_2020.pdf (дата обращения: 27.10.2021) ; Конкурсная ситуация на направлениях приема по факультетам и институтам (2014) [Электронный ресурс] // Там же. 2014. URL: https://abiturient.mgimo.rU//bakalavriat/konkyrs2014 (дата обращения: 27.10.2021) ; Конкурсная ситуация на направлениях приема по факультетам и институтам (2021) [Электронный ресурс] // Там же. 2021. URL: https://abiturient.mgimo.rU//bakalavriat/konkyrs2021 (дата обращения: 27.10.2021).

2 Овчинникова А. Почему все хотят идти на международные отношения, и кем потом они реально работают? [Электронный ресурс] // Тактики и практики лайф. Журнал о профессиях и карьере. 2020. 19 апр. URL: http://taktikiipraktiki.ru/trudoustrojstvo/pochemu-vse-xotyat-idti-na-mezhdunarodnye-otnosheniya-i-kem-potom-oni-realno-rabotayut (дата обращения: 27.10.2021).

3 Гулиа К. Голуби МИДа [Электронный ресурс] // Коммерсантъ Деньги. 2009. 9 февр. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1108422 (дата обращения: 27.10.2021).

4 Комиссия МИД России по работе с выпускниками вузов подвела итоги [Электронный ресурс] // МГИМО : официальный сайт. 2020. 30 июля. URL: https://mgimo.ru/about/news/main/alumni-mid-2020 (дата обращения: 27.10.2021).

5 Количество мест в магистратуре МГИМО МИД России в 2021 г. [Электронный ресурс] // Там же. 2021. URL: https://mgimo.ru/upload/2021/05/mag_priem_2021.pdf (дата обращения: 27.10.2021).

6 Выпуск 2021 [Электронный ресурс] // Колледж МИД РФ : официальный сайт. 2021. URL: http://www.college-mid.ru/employment/vypusk-2021 (дата обращения: 27.10.2021).

Реализовать себя в дипломатии женщинам сложнее, чем представителям противоположного пола. В настоящее время женщины составляют «13,7 % от общего числа дипломатических сотрудников Центрального аппарата МИД, а в заграничных представительствах их еще меньше -только 9 %»1. Объясняя существующий дисбаланс, специалисты чаще всего аргументируют его особенностями отношения женщин к браку, семье. При условии осознанного карьерного выбора, аналогичных приоритетов в освоении профессии, с учетом государственных интересов и единственного критерия отбора - профессионализма - права представителей обоих полов при назначении на дипломатические должность не могут существенно различаться. В таблице 5 приведены обобщенные результаты исследования, проведенного в МГИМО в 2018 г. Е.В. Воеводой, В.М. Морозовым, В.В. Карповым (2018).

Таблица 5 - Факторы выбора профессии студентами первого и третьего курсов,

обучающихся на факультете международных отношений, % от числа опрошенных

Критерий выбора профессии Первый курс Третий курс Изменения на i по сравнению первого ку гретьем курсе ) с цифрами фса (+/-)

Пол Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.

Материальное положение и социальные гарантии 36,2 18,2 40,0 29,0 +3,8 +10,8

Престиж профессии 43,1 38,6 49,0 51,6 +5,9 +13,0

Защита национальных интересов 70,7 54,5 63,6 67,7 -7,1 +13,2

Иное 13,8 11,4 3,6 6,5 -10,2 -4,9

Особое внимание следует обратить на изменение за время обучения в МГИМО веса критерия «защита национальных интересов», который, на наш взгляд, а также по мнению респондентов, является определяющим при оценке профессионального соответствия выпускников университета глобальным целям и задачам международной политики. За 3 года обучения у женской аудитории вес этого аспекта возрос примерно на 13 %, а у мужской - снизился на 7 % и составил 63,6 и 67,7 % соответственно. Этот факт, с позиции осознания студентами смысла и цели дипломатической деятельности, уравнивает гендерные права в карьерной реализации на поприще государственной дипломатической службы.

Проблема трудоустройства выпускников МГИМО с отделения международных отношений связана еще и с тем, что из-за особенностей построения образовательной программы подготовки их называют «дилетантами широкого профиля», не подходящими для коммерческих структур в связи с отсутствием глубоких специальных юридических и экономических знаний: «Более половины выпускников факультета международных отношений все же идут на службу в МИД еще и из-за того, что часто деваться больше некуда»2. Однако этот саркастический комментарий опровергается теми требованиями, которые предъявляются к профессионалам в сфере дипломатии.

На фоне полученного воспитания, специального образования, накопленного опыта и формирования представлений об этических и моральных правилах в дипломатической деятельности область дипломатии оказалась способной отторгать профессионально подготовленного специалиста из-за его личностных качеств, не соответствующих предъявляемым требованиям к профессии. Как отмечал А.И. Кузнецов, «дипломатия рассматривалась как особый род деятельности, который в большей мере сродни искусству, чем ремеслу, и требует широкого набора личных качеств и способностей, не поддающихся точному определению. В этой связи подготовка и воспитание дипломата считались в лучшем случае предпосылкой, но не гарантией его успешной деятельности»3. По мнению Ю. Дубинина, «дипломатическое искусство - это умение в совершенстве пользоваться всем арсеналом возможностей, уже накопленных дипломатией. В то же время (и это особенно важно) это способность идти уже проторенными дорогами, находить новаторские решения, открывать новые горизонты и в дипломатии, и во внешней политике»4.

Г.Дж. Никольсон, известный английский дипломат и историк, нарисовал портрет «идеального» дипломата, выделив семь особых дипломатических добродетелей: правдивость, точность, спокойствие, ровный характер, терпение, скромность, лояльность (1941). А.Н. Ковалев, рассмат-

1 Варламова Д. Крутой посол: как стать дипломатом [Электронный ресурс] // Учеба.ру. 2016. 6 мая. URL: https://www.ucheba.ru/article/2717 (дата обращения: 27.l0.2021).

2 Гулиа К. Указ. соч.

3 Кузнецов А.И. Подготовка и воспитание дипломата в Российской империи: вторая половина XIX -начало XX в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2005. С. 22-23.

4Дубинин Ю. Искусство дипломатии [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам : официальный сайт. 2013. 8 авг. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/iskusstvo-diplomatii (дата обращения: 27.10.2021).

ривая его взгляды, оценивает содержание, вложенное в указанные добродетели: «Быть осмотрительным - это означает. класть в основу своих выводов и прогнозов факты, предварительно и всесторонне удостоверившись, что факт - это действительно факт, а не преувеличение или дезинформация. <...> Тщеславие - ахиллесова пята дипломата, не защищенного в достаточной мере чувством ответственности. <...> Опыт, знания, осмотрительность, находчивость не в состоянии заменить самого ценного качества дипломата - внутренней убежденности в том, что отстаиваемые внешнеполитические цели, политика, проводником которой он является, выражают коренные интересы его страны, его народа, интересы всеобщего мира» (1984: 201-203). Проанализированные нами информационные ресурсы, включая тексты интервью с кадровыми дипломатами, позволили систематизировать качества, необходимые представителю данной профессии, свидетельствующие о его мастерстве, и сгруппировать их в таблице 6. Перечисленные качества можно отнести к врожденным (талант), приобретенным в процессе семейного воспитания (следование этическим нормам и правилам профессии), а также в результате широкого многопрофильного и мультипредметного перманентного образования, получаемого в вузе, при работе в аппарате МИД и в условиях загранкомандировок.

Таблица 6 - Качества, необходимые «эталонному» дипломату

Группа качеств Содержание

Патриотизм Работа на благо Родины и своего народа, осознание причастности к международной политике и процессам, влияющим на жизнь не только нашей страны, но и других, защита государственных тайн, продвижение интересов своего государства. Сбор и анализ информации в интересах страны

Общечеловеческие качества Порядочность, отсутствие склонности к взяточничеству, ответственность, смелость, правдивость

Уровень образованности Университетское образование, свободное владение несколькими иностранными языками и глубокие познания в разных сферах: истории, политологии, конфликтологии, страноведении, юриспруденции, международном праве, экономике, культурологии. Постоянное саморазвитие. Навыки синхронного и литературного перевода

Интеллект Острый ум, способность отбирать, анализировать и систематизировать разноаспектную информацию, четко формулировать обоснованные выводы, иметь стратегическое и тактическое видение проблем

Осознанные ограничения Умение подчиняться высшему по рангу, разумный конформизм, самоконтроль, выдержка

Воспитание Политкорректность, тактичность, вежливость, следование дипломатическим этикету и протоколу, хладнокровие

Талант Красноречие, чувство юмора, харизматичность, личное обаяние, интуиция

Психологическая устойчивость Коммуникабельность, умение слушать и говорить, стрессоустойчивость, выдержка, самоконтроль, хорошая память, психологическая уравновешенность

Особые рабочие навыки Аккуратность в работе, инициативность, энергичность, находчивость, умение концентрироваться на важных вопросах, легкость на подъем

Состояние здоровья Медицинские противопоказания для работы в определенных странах. Здоровая психика

Семейное положение Желательно состоять в браке

На наш взгляд, чрезвычайно важное значение в формировании дипломата-профессионала имеет семейное воспитание: «Семейственность как категория, воспринимаемая социумом в негативной коннотации, ассоциируется с коррупцией, засильем чиновников, наследованием политической власти без должных заслуг и без реальной конкуренции, аккумуляцией богатства в руках родственников и свойственников. Династия как категория, отражающая процессы наследования титула, профессии, заслуг, напротив, порождает позитивное отношение к подобной форме семейной преемственности» (Иванова, Стрельцова, 2020: 1569). Если связать приведенные детерминации с особенностями профессиональной семейной преемственности, можно сделать следующие замечания. Профессиональная преемственность в семье дипломата, широко распространенная не только в нашей стране, но и во всем мире, обеспечивает формирование необходимых качеств, требуемых для дипломатической работы, с юных лет. Знания, протокол, стиль и образ жизни, отношение к профессии, а также атрибуты дипломатической деятельности транслируются постоянно, и наследник профессии впитывает передаваемые особенности деятельности родителей. Преимущества детей дипломата над детьми из других семей в процессе выбора и реализации траектории дипломатического поприща очевидны. Почетный профессор МГИМО Ю. Булатов подтверждает: «Династийность мы всегда приветствуем, в хорошем смысле этого слова. Когда приходит парень или девушка, которые знают азы этой профессии, пускай поверхностно, со стороны, но тем не менее они уже ориентированы на данную профессию. Как показывает набор каждый год, то

династийность в процентном отношении ничтожна»1. Однако реализация преимуществ профессиональной династийности не должна принимать формы семейственности, непотизма, необоснованного применения накопленного семьей социального и политического капитала на всех стадиях подготовки и карьерной реализации дипломата. На практике социум отрицательно воспринимает использование культурно-политического капитала дипломатической династии для продвижения неспособных, нетрудолюбивых, не желающих работать в дипломатии, а стремящихся только пожинать плоды предков в обход выработанных правил и критериев отбора.

Таким образом, изучение обширной и разноаспектной информации, размещенной в сети Интернет, представляет собой новый подход к исследованию особенностей профессии дипломата, а также позволяет сделать вывод о существенной мифологизации дипломатии, многократном тиражировании устоявшегося упрощенного взгляда на плюсы и минусы профессии, проблемах поступления и обучения в МгИМо, работе в аппарате министерства и загранучреждениях. В условиях отсутствия социологических исследований профессиональной группы дипломатов по причине ее закрытости онлайн-исследования выступают уникальным методом, дающим возможность систематизировать разносторонние данные.

Проведенный нами анализ позволил описать социальный портрет профессии дипломата, продемонстрировать реальные уникальные профессиональные компетенции этого вида деятельности, а также ряд болевых точек, свойственных современному периоду существования данной профессиональной группы. Мы сформировали образ, сконструированный акторами актуального информационного пространства, находящимися в парадигме выполняемых ими социальных, экономических, политических задач, и наполнили его с позиции функционализма смысловым содержанием, лишенным налета мифологизации, на основе систематизации и структуризации большого объема разноаспектных сведений.

Стереотипность оценок дипломатии социумом выхолащивает нюансы профессии и не затрагивает действительные проблемы, связанные с особенностями личной жизни дипломатов, тендерными диспропорциями и пр. Содержательное изучение этой профессиональной группы, особенностей формирования профессиональных и общественных объединений дипломатических работников и членов их семей, а также процессов профессиональной преемственности и ее роли в формировании кадрового дипломатического потенциала, отвечающего целям и задачам современного этапа международных отношений, представляет интерес для отечественной социологии.

Список источников:

Воевода Е.В., Морозов В.М., Карпов В.В. Женщины-дипломаты в России: к вопросу о гендерном дисбалансе // Женщина в российском обществе. 2018. № 4 (89). С. 24-35. https://doi.Org/10.21064/WinRS.2018.4.3.

Иванова Е.Ю., Стрельцова И.А. Профессиональная преемственность и профессиональная династия: семья, семейственность, семейное дело // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов : сб. докл. VI Всерос. социол. конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров ; ред. Е.Ю. Иванова. М., 2020. С. 1568-1587. https://doi.org/10.19181 /kongress.2020.192.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ковалев А.Н. Азбука дипломатии : 4-е изд., перераб. и доп. М., 1984. 247 с.

Краснов А.Ю. Престиж профессии и современные трудовые предпочтения россиян // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 9 (53). С. 29-33. https://doi.org/10.24158/spp.2018.9.5.

Никольсон Г. Дипломатия / пер. с англ. под ред. и с предисл. А.А. Трояновского. М., 1941. 153 с.

Рождественская Е. Качественные олнайн-методы // Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы / под ред. А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М, 2016. С. 391-416.

Руднев М.Г. Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии // Вопросы образования. 2008. № 2. C. 217-239.

References:

Ivanova, E.Y. & Streltsova, I.A. (2020) Professional succession and professional dynasty: family, nepotism, family business. In: Mansurov, V.A. (ed.) Sociology and Society: Traditions and Innovations in the Social Development of Regions: Proceedings of the of the VI All-Russian Sociological Congress. Moscow, Tyumen, ROS, FNISTS RAN, 1568-1587. Available from: doi:10.19181/kongress.2020.192. (In Russian)

Kovalev, A.N. (1984) The alphabet book of diplomacy. 4th ed. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya. (In Russian)

Krasnov, A.Yu. (2019) The occupational prestige and modern labor preferences of the Russians. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (9), 29-33. Available from: doi:10.24158/spp.2018.9.5. (In Russian)

Nicolson, H. (1941) Diplomacy. Trans. Troyanovskii, A.A. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoi literatury. (In Russian)

Rozhdestvenskaya, E. (2016) High-quality online methods. In: Shashkina, A.V., Devyatko, I.F. & Davydova, S.G. (eds.) Online research in Russia: trends and prospects. Moscow, MIK Publ., 391-416. (In Russian)

Rudnev, M.G. (2008) Methodology and principal findings of western sociological research on the prestige of professions. Educational Studies. Moscow. (2), 217-239. (In Russian)

Voevoda, E.V., Morozov, V.M. & Karpov, V.V. (2018) Women-diplomats in Russia: The case of gender disparity. Woman in Russian Society. (4), 24-35. Available from: doi:10.21064/WinRS.2018.4.3. (In Russian)

1 Хочу быть дипломатом

Информация об авторе Е.Ю. Иванова - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=713109.

Information about the author E.Yu. Ivanova - PhD in Economics, Senior Researcher, Institute of Sociology, FCTAS RAS, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=713109.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.10.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.10.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 02.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.