Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О ТЕАТРЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ’’ПИСЕМ ИЗ ТЕАТРА” ЗА 1994-2000 гг.)'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О ТЕАТРЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ’’ПИСЕМ ИЗ ТЕАТРА” ЗА 1994-2000 гг.) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
142
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Л. М. Ханжарова

The author’s study is devoted to the history of foundation and formation of an original publication about the theatrical arts of the Omsk oblast

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О ТЕАТРЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ’’ПИСЕМ ИЗ ТЕАТРА” ЗА 1994-2000 гг.)»

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Вестник Омского университета, 2000. N.4. С.63-65. © Омский государственный университет, 2000

УДК 05:792

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ О ТЕАТРЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ "ПИСЕМ ИЗ ТЕАТРА"

ЗА 1994-2000 гг.)

J1.M. Ханжарова

Омский государственный университет, кафедра библиотековедения и библиографии

644077 Омск, пр. Мира, 55~Л

Получена 6 сентября 2000 г.

The author's study is devoted to the history of foundation and formation of an original publication about the theatrical arts of the Omsk oblast.

Рубеж двадцатого и двадцать первого веков характеризуется формированием открытого информационного общества свободного от пространственных, временных и других границ. Особое воздействие на социокультурную жизнь оказывают средства массовой информации и периодическая печать, в частности.

Начало 90-х гг. отмечено увеличением числа периодических и продолжающихся изданий. Омский рынок, в частности, вырос в десятки раз. Но большинство изданий отличались краткосрочностью существования. Перечисленные явления обусловливались рядом объективных факторов: частыми изменениями правового поля, общероссийскими финансовыми проблемами, ростом номенклатуры издательской продукции при сужении границ и источников финансирования.

Театральное искусство Омска имеет богатую историю и традиции, но в отношении профессиональных изданий данной области это утверждение будет неверным. Возникшие в 1980-1990-х "Омск театральный" и "Омская муза" фактически прекратили свое существование в силу как объективных, так и субъективных причин. Единственным стабильно выходящим изданием остаются "Письма из театра" Омского Академического театра драмы. Шестилетняя история издания позволяет выявить ряд сущностных характеристик данного издания.

Первый номер появился в ноябре 1994 года. Интерес к изданию во многом предопределила издающая организация. По замыслу создателей это должна была быть адресная реклама о теа-

тре для домашнего чтения. Действительно, первые номера подходили по содержанию и жанрам публикаций к определению рекламного издания зафиксированного в российских стандартах. Но начиная с шестого номера содержание и структура позволяют говорить о другом уровне.

В качестве рабочей гипотезы можно предложить, что "Письма из театра", предоставляя социальную информацию, являются информационным изданием. Под социальной информацией в данном варианте понимается ресурс, необходимый для выбора решений. Отличитиель-ным свойством такой информации является полезность, которая оценивается с точки зрения субъекта по признакам релевантности (т.е. сведения относятся к проблемной ситуации), и новизна (сведения дополняют знания о проблемной ситуации) [1].

По материальной конструкции "Письма" относятся к журнальным изданиям. Согласно ГОСТ 7.60-90 "Издания. Основные виды. Термины и определения", это " издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатных материалов установленного формата издательски приспособленного к специфике данного периодического издания в обложке или переплете" [2].

Журнал имеет периодичность, связанную с театральным производством и выходит ежегодно во втором и четвертом квартале. Дополнительные выпуски связаны с освещением значительных событий в жизни театра (фестивали, зарубежные гастроли). Следует отметить, что до сегодняшнего времени создатели не аттестовали

Л.М. Хапжароаа

издание, нет определяющих сведений и в выходных данных.

Структуру и форму издания во многом обозначило название. Оно же привлекло в крут' читателей определенные слои интеллигенции, достаточно разобщенном, но по складу ума и психики приверженной к эпистолярному жанру. Публикации в "Письмах" отличает искренность, в свою очередь являющаяся необходимым условием этого жанра. Искренность в значении "близкий, приближенный, находящийся рядом" [3]. Название обусловило непринужденность отношений с адресатом. Театр весьма удачно определил новую интонацию взаимоотношений в системе " театр-читатель-зритель".

Письмо как жанр общения предполагает использование определенных "формул" - приветствий и прощаний [4]. В данном случае это обращение главного режиссера театра в начале номера к читателям и зрителям и внутритеатраль-ная информация частного характера в конце выпуска (сведения о присвоении званий, справочные сведения о новых сотрудниках, днях рождения). Первоначальные приветствия носили больше информативных характер, сегодня переросли в литературно-философское эссе, имеющее самостоятельную художественную ценность.

В 1996 году "Письма" получили устойчивую структуру, объем (до 65 страниц). К 1997 году выделяются постоянные рубрики: "Колонка главного режиссера", "Театральный музей" , " Готовится к постановке", "Премьера", "Антрактъ", "Проблема". Материалы С. Я невской, О. Никифоровой, А. Хайкина и др., отражающие литературное творчество сотрудников театра, снимают интеллектуальный аспект с термина ''литературная провинция" и позволяют говорить о формировании единого культурного пространства.

Обозначая ценностные критерии отбора материалов, следует подчеркнуть их неповторимость, исключительность в каком-либо отношении. Эта характеристика может быть применима к героям и участникам интервью, авторам публикаций, ведущим рубрик, фотохудожникам. Значительную часть публикаций отличает уникальность, т.е. они являются единственными в своем роде. Характерное жанровое разнообразие -в журнале публикуются статьи проблемного характера, репортажи из репетиционных залов, мастерских художников, рецензии, обзоры, информация и реклама.

К принципам отбора можно отнести постановку или обозначение проблемы. Тогда возникает материал, перепечатанный из российского или зарубежного издания. Но тема публикаций в подобном случае должна полностью соответствовать общетеатральной ситуации, либо рас-

крывать спорную проблему, а издание, откуда взят материал, должно быть малодоступным для омского читателя.

Готовность к обсуждению общекультурных проблем привлекла в круг авторов российских театроведов и ученых - А. Смелянского, А. Ово-бодина, М. Дмитриевскую, М. Тимашеву. Ю. Вор-боя и др. Начиная с 1999 года, постоянными становятся публикации членов секции критиков при Омском отделении СТД. Реализация данных принципов позволяет расширить не только театральное пространство, но и культурное, делая его, в свою очередь, более прозрачным.

Термин "уникальный" раскрывает отбор получателей журнала и способ распространения.

Весь коллектив театра входит в своеобразную экспертную комиссию по отбору получателей журнала. Отслеживаются постоянные зрители театра, выявляются их адресные данные и с согласия получателя зритель становится адресатом. "Письма" рассылаются в редакции ведущих средств массовой информации, в областные и районные администрации, выборочно - в областные, центральные городские, вузовские библиотеки. Через учетную документацию читальных залов выявляются постоянные читатели журнала и они, в свою очередь, также становятся получателями "Писем". Рассылается журнал постоянным авторам, сотрудникам театра, друзьям в других городах - Владивостоке, Самаре, Москве, Петербурге, во всех городах Сибирского Соглашения. Общий тираж журнала 1000 экземпляров, четвертая часть которого поступает в продажу. В 2001 году планируется начать распространение через сеть магазинов СТД.

Размер издания удобен как для чтения, так и для рассылки в стандартных почтовых конвертах (14x20 см). Использование качественной бумаги, строгой цветовой палитры (белый, коричневый, черный), компьютерной верстки свидетельствует о высоком полиграфическом уровне журнала. Изменение социально-экономических, информационно-технологических условий побуждают создателей журнала к поиску не только проблем, жанров, стилей, но и новых форм. Несколько выпусков появилось по адресу театра в Интернете. Подготовка двадцатого выпуска обязывает редакцию начать работу над различного вида библиографическими указателями. Следует отметить, что состоятельность журнала во многом зависит от профессиональной грамотности, информационной культуры, творческой заинтересованности Б.Мездрича, С.Кузьминой, С. Яневской, О.Никифоровой и всего редакционного коллектива.

"Письма из театра" генерируют, аккумулируют, транслируют, популяризируют професси-

Профессиональный журнал о театре.

65

овальные знания о театре. Объединяя театр и зрителя в единое содружество, журналу удалось сформировать своеобразный коллектив десятков специалистов отрасли, реальных и потенциальных авторов, но главное - читателей. "Письма" оказывают воздействие на формирование театральной культуры, воспитание у зрителей психологической готовности к общению с театром, а также консолидируют зрительскую аудиторию.

За время своего существования "Письма из театра" трансформировались из рекламного издания в информационно - аналитический журнал для театралов, что предполагает публикацию проблемных комплексов, статей культурологического характера, анализа театрального производства и технологий.

Таким образом, на рубеже веков "Письма из театра" остаются в Омске пока единственным действующим журналом театральной тематики, продолжающим формировать единое культурное пространство.

[L] /Колобов Ю.В. Социальная информация - определение понятия /'/Библиотечное дело 2000: проблемы формирования открытого информационного общества. - В 2 ч. - Ч. 1. - М., 2000. - С. 19

[2] Стандарты по издательскому делу /Сост. A.A. Джиго, С.Ю. Калинин. - М.: Юристъ, 1998. -С. 178

[3] Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. - М., 1989. - С.24

[4] Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. E.H. Ширяева. - М., 1998. - С.87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.