Научная статья на тему '«Ежегодник императорских театров» как первое государственное издание о театре'

«Ежегодник императорских театров» как первое государственное издание о театре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
847
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Ежегодник императорских театров» как первое государственное издание о театре»

«Ежегодник императорских театров» как первое государственное издание о театре

Ю.Е. Шур,

аспирантка кафедры издательского дела и редактирования

МГУП им. Ивана Федорова

Российская театральная периодика в конце XIX века пополнилась уникальным изданием, равного которому по содержанию и художественному исполнению не было, пожалуй, ни за рубежом, ни в Российской империи. «Ежегодник императорских театров», выросший из сухих новостных заметок в «Правительственном вестнике», со временем стал «театральной энциклопедией», «пособием для провинциальных антрепренеров», изданием, содержащим бесценную для исследователя театра информацию - как более столетия назад, так и сейчас. Личности редакторов издания - будь то основатель «Убежища для престарелых артистов» в Петербурге А.Е. Молчанов, известный литератор П.П. Гнедич, великий антрепренер С.П. Дягилев, сделавший в XX веке русское искусство объектом мирового восхищения, или драматический цензор и литератор, автор книги «Драматическая цензура двух эпох» барон С.В. Остен-Дризен - внесли вклад в развитие уникальной летописи российской императорской сцены. Сложно переоценить значение этого издания, и сейчас полезного для деятелей российской сцены и привлекающего внимание восхищенного читателя и исследователя истории императорской сцены, для издания современного театрального журнала.

Императорские театры были главными театрами Российской империи на протяжении более чем полутора столетий (приказ Елизаветы Петровны о создании «Императорского профессионального русского театра» был подписан в 1756 году). После отмены монополии императорских театров в 1882 году появляется огромное количество частных театров и антреприз, однако «законодателем театральной моды» остается императорская сцена. При безусловном

интересе к событиям государственной сцены читательский запрос на издание, фиксирующее развитие императорских театров России, не был удовлетворен. В череде постоянно возникавших и вскоре затухавших театрально-издательских начинаний не было ни одного издания, в котором в полной мере освещалась бы театральная жизнь двух столиц. В 1891 году для предоставления официальной информации о жизни императорской сцены впервые был назначен собственный от Дирекции театральный хроникер. Им стал чиновник по монтировочной части и библиотекарь К.А. Петров. В обязанности хроникера входило давать время от времени обзоры в «Правительственный вестник» [1]. Удовлетворить огромный интерес к императорской сцене эти корреспонденции не могли.

В декабре 1890 года известный русский литератор и член Театрально-литературного Комитета П.П. Гнедич представил Директору императорских театров А.И. Всеволожскому ходатайство с просьбой дать разрешение на издание частного театрального альманаха «Ежегодник императорских театров». Выпуск планировался с сезона 1890— 1891 годов. Со скоростью, необычной для российской бюрократической машины, ходатайство Гнедича было удовлетворено. Министр Императорского Двора граф И.И. Воронцов-Дашков одобрил проект. Рекламная компания «Ежегодника» была проведена небывало широко - с расклейкой анонсов в самих театрах и по городу.

Проект фактически отчетного издания о деятельности всех императорских театров России, изобилующего таблицами с числом всех представлений, казенных и бенефисных спектаклей, сведениями о дебютах новых артистов и прочее отражал в себе, во-первых, опыт «Репертуара и Пантеона» с блестящими таблицами редактора Р.М. Зотова; во-вторых, П.П. Гнедич, бесспорно, учитывал и опыт хроник Арапова [2] и Вольфа [3], на примере которых стало видно, «в какой мере такого рода статистический свод может быть интересен и полезен для всех, занимающихся судьбами нашего театра» [4, с. 277].

Кроме того, в культурной жизни России этого периода сохранялась ориентация на просвещенную Европу и, в первую очередь, Францию. При анализе французской театральной прессы тех лет становится очевидным сходство концепций «Ежегодника Императорских Театров», предложенного Гнедичем, и французского издания Les Premieres Illustrees, повествующего о премьерах парижской сцены. Сходство формата, принципа расположения иллюстраций, шрифтов позволяет говорить об общности их первоначальных концепций. Издания были призваны информировать широкий круг читателей о важнейших событиях театральной жизни. Главное отличие - в характере общения издания с публикой: французский Les Premieres Illustrees «заигрывает» с читателем, очаровывая его, в первую очередь, художественным оформлени-

ем. Публикации во французском варианте носят, в основном, информационный и развлекательный характер: присутствуют ноты популярных музыкальных произведений, в некоторых случаях с автографами авторов. Российское издание завоевывает внимание читателя поистине имперским размахом оформления: в качестве иллюстраций были использованы репродукции картин великих мастеров, в основном, на исторические темы, портреты деятелей искусства, виньетки с изображением театральных масок, позже ставшие обязательной частью художественной концепции издания.

В составе номеров «Ежегодника» прослеживается просветительская направленность: стремление редакторов дать информацию по истории и теории русского театрального процесса через историю императорских театров.

В программе издания были заявлены: календарь сезона санкт-петербургских и московских театров, перечисление пьес, опер, балетов, полный список артистов с обозначением ролей, общий очерк сезона, сведения о театральном училище и драматических курсах, информация о ситуации в Обществе драматических писателей и оперных композиторов, биографии и некрологи, библиографический отдел, а также «смесь» и театральные объявления.

Соиздателями П.П. Гнедича выступили заведующий постановочной частью императорских театров А.Е. Молчанов, управляющий делами императорских театров В.П. Погожев и художник С.С. Соломко.

Принят альманах был довольно тепло. Но уже в первом номере стали видны «слабые места» издания. Принцип экономии, «проходивший красной нитью через все историю императорских театров» [5, с. 156], привел к тому, что иллюстрации, составлявшие большую статью расхода во всех редакциях, были выполнены не в лучшем качестве. Справочный материал, лишенный намека на хозяйственные нюансы, -смет прихода-расхода, сведений о сборах, о содержании артистов и администрации, оказался не столь ценен для историков театра. Отсутствие информации о деятельности частных театров не давало «Ежегоднику» перспективы стать ежегодником всего театрального дела в России. С другой стороны, было очевидно, что расширение информационного охвата издания до обзора деятельности всех российских театров привело бы к увеличению цены, что отразилось бы на спросе. Обозначился и главный недостаток издания, ставший на долгие годы его главной проблемой, - отставание от событий сезона.

Семь экземпляров издания, отпечатанных на мелованной бумаге, на которой иллюстрации выглядели весьма прилично, были поднесены членам царской фамилии. Подношение было принято чрезвычайно благосклонно. Лавры достались А.Е. Молчанову, который был назначен редактором.

Путем административных уловок «Ежегодник императорских театров» стал государственной собственностью. Технические обязанности по его изданию и продаже были возложены на библиотекарей центральной театральной библиотеки. Тираж установили в четыре тысячи экземпляров, оптимальный формат - в одну восьмую листа. Большое внимание уделялось качеству иллюстраций. Для высочайших особ и библиофилов печатались именные экземпляры на бумаге лучших сортов.

Первыми сотрудниками «Ежегодника» были П.П. Гнедич, за которым закрепилось составление статистических материалов и обозрение сезона, а также Ф.А. Витберг, И.И. Иванов, П.О. Морозов, В.Н. Перетц, В.В. Стасов, Н.А. Селиванов, Н.Ф. Финдейзейн, А.А. Ярцев.

Редактор А.Е. Молчанов стремился постепенно отойти от заявленного Гнедичем «сухого» тона новостей об отечественных постановках минувшего сезона. Один из номеров альманаха, рассчитанный уже на более широкую аудиторию, нежели историки театра, стал популярным у публики благодаря статье Н.М. Лисовского «Обозрение литературы по театру и музыке за 1889-1891 гг.», в которой были затронуты проблемы специальных изданий гуманитарного характера.

В статье Лисовский первым в России аргументированно доказал, что театральная и драматическая литература в издательской практике находятся в плачевном состоянии. По мнению ученого, необходимо было создание вокруг отечественного театра особого общества, которое издавало бы труды своих членов не только на членские взносы, но и на деньги, получаемые от правительства. В крайнем случае, считал Лисовский, необходимо было создать частный журнал с правительственной субсидией, но при любом варианте организации издания, программу его следовало посвятить научной разработке вопросов театра и музыки как в отношении теории искусства, так и его истории [7, с. 471].

Первые выпуски «Ежегодника» были коммерчески успешны, получали хорошую критику, в которой отмечалось обогащение год от года статистических данных, какие могло дать только официальное ведомство. «Ежегодник» по мере своего развития занимал все более значительное место среди справочных материалов для частных и провинциальных антрепренеров: его материалы были необходимы при выборе костюмов и декораций, а статистические данные, например, суммы сборов, помогали в выборе пьесы для постановки.

Большим спросом читателей пользовались исторический и теоретический материалы. В период с 1893 по 1895 год ввиду наплыва рукописей в редакцию стала очевидной необходимость приложений в трех книгах, которая была удовлетворена Министерством императорского двора. Таким образом, с 1895 года подписчики сначала в январе получали основной корпус, затем в течение трех месяцев появлялись приложения. По мнению автора очерка истории «Ежегодника им-

ператорских театров» П.О. Морозова, в приложениях к «Ежегоднику» было напечатано много очень ценных для истории русского театра XVIII и XIX века. исследований и статей. В основном корпусе «Ежегодника» также постоянно печатались биографические очерки и воспоминания, приуроченные к годовщинам различных театральных и музыкальных деятелей. В годы редакторства А.Е. Молчанова «Ежегодник» обрел такое содержание, которое сделало его действительно необходимым справочным изданием для историков нашего театра и литературы [6, с. 3]. Благодаря редакторской позиции Молчанова публика получила такие нужные исторические просветительские статьи, как «Руслан и Людмила» М.И. Глинки (по поводу 50-летия)» В.В. Стасова, «Фонвизин» Д.Д. Коровякова и «У Фонвизина» П.И. Вейнберга; «Я.Б. Княжин» (к 150-й годовщине его рождения, опубликовано под псевдонимом); «"Женитьба" и "Игроки" Гоголя» (к 50-летию, опубликовано под псевдонимом), а также упомянутое выше обозрение литературы по театру и музыки Н.М. Лисовского. Ко второму тому издания был приложен каталог русского отдела Венской международной театральной и музыкальной выставки, с кратким предисловием, в котором перечислены важнейшие факты из истории русского театра. В третьем сезоне «Ежегодника» (1892-1893) также нашел себе место ряд исторических статей, из которых можно указать «Сумароков как драматург» В.Ф. Солнцева, «И.И. Сосницкий» Д.Д. Коровякова, воспоминания о М.И. Глинке его сестры Л.И. Шестаковой, с примечаниями и дополнениями В.В. Стасова, «Воспоминания о П.И. Чайковском» Г.А. Лароша и др.

По мнению исследователя дореволюционной театральной печати Д.Г. Королева, начиная с «Ежегодника» за сезон 1894-1895 годов, издание стало складываться в оригинальный и довольно удачный тип, главное преимущество которого было такое расположение материала, которое наиболее свободно позволяло осуществлять последовательное ознакомление, - просмотр иллюстраций, остановка на обзорных материалах, и, наконец, углубление в серьезные публикации [5, с. 289].

К концу 1890-х ввиду того, что затраты на издание росли, «Ежегодник», несмотря на явную любовь к нему читателя, стал приносить катастрофический убыток. Редактор Молчанов получал рекомендации более углубиться в ведомственные вопросы, поскольку служащие императорской сцены - верные подписчики. Однако редактор не превратил «Ежегодник» в «корпоративное» издание, и альманах оставался единственным органом печати, который пытался, по возможности, шире охватить проблемы театра.

При всех перечисленных объективных достоинствах театрального альманаха государственная администрация как инвестор была недовольна финансовым положением издания. Начались задержки с выделением средств.

Приход в 1899 году на должность Директора императорских театров С.М. Волконского, человека, влюбленного в театр и желающего изменить ситуацию в императорских театрах, привлечь к работе в них молодых талантливых художников, режиссеров, актеров, позволил произвести перемены и в «Ежегоднике».

Редактором был назначен служивший менее месяца чиновником по особым поручениям без содержания губернский секретарь С.П. Дягилев. Известный своей мощной энергией Дягилев выдвинул ряд предложений, способных усовершенствовать «прочно поставленное Молчановым дело» [8, с. 46]: изменить название «Ежегодник императорских театров» на «Пантеон», периодичность на 6 раз в год, увеличить подписную цену, снизить тираж до 2000 экземпляров (тираж не расходился), начать продажу в частных книжных магазинах.

Все предложения были отклонены, кроме повышения цены, с условием «не превышать бюджетное финансирование». Несмотря на отказ, Дягилев быстро и чрезвычайно скромно издал не оконченный Молчановым «Ежегодник» за сезон 1898-1899, и, по выражению А. Бенуа, «впряг всю компанию мирискусников в следующий выпуск» [9, с. 305].

В начале февраля 1901 года шикарный том форматом в четверть листа, в особо роскошном переплете был поднесен прямо в царскую ложу, где «произвел среди сидевших настоящую сенсацию» [9, там же]. Однако реакция прессы была противоречивой и ограничивалась только оценкой художественной стороны издания, которая была, действительно, безупречной и несла в себе ряд новшеств. Особое внимание было уделено иллюстративному ряду. Например, в обзоре постановки пьес А.В. Половцева об эпохе Елизаветы Петровны были помещены портреты артистов в ролях исторических персонажей, а рядом - подлинные портреты этих лиц для того, чтобы можно было судить о точности костюма и грима. Настоящим открытием стала находка А. Бенуа, который, оформляя статьи об Александринском театре, отыскал в архивах проекты декораций забытого тогда Пьетро Гонзаго. Изящную обложку, виньетки и шрифты подобрал Л.С. Бакст. Он же как художник занимался ретушью фотографий.

Но слишком характерный почерк Дягилева-редактора вызвал опасения, что «Ежегодник» потеряет свое лицо, превратится в импровизацию на театральную тему, станет филиалом «Мира искусства», что художественная задача начнет преобладать в нем над практической. В библиографическом обзоре журнала «Театр и искусство» общие изменения в «Ежегоднике», при восторженном отзыве о его художественной стороне, были признаны не шагами в сторону прогресса, а движением к регрессу [10, с. 170]. В литературном отношении «Ежегодник» оказался во многом слабее, нежели при Молчанове: в его состав вошли юбилейные статьи, рефераты, прочитанные перед учащейся молоде-

жью в Михайловском и Александринском театрах, статьи о театре и музыке гораздо более популярного содержания, нежели публиковались раньше.

Возможно, со временем, учитывая безупречный вкус и умение Дягилева работать «в жанре», «Ежегодник» непременно бы поднял свою литературную основу до уровня художественного оформления. Увы, к великому сожалению для русского театра и отечественной театральной периодики С.П. Дягилев, поссорившись с Директором императорских театров С.М. Волконским, покинул пост редактора. Однако номер «Ежегодника» за 1899-1900 годы, в котором автор будущих «Русских сезонов» воплотил свое видение издания по театру, по сей день остается образцом изысканной роскоши (даже тонкая бумага, которой были проложены иллюстрации, отличалась изяществом рисунка), достойной издания такого высокого государственного статуса. Вслед за Дягилевым с поста Директора императорских театров уходит и С.М. Волконский, успевший, впрочем, оставить заметный след новыми постановками на императорской сцене.

На пост директора императорских театров был назначен В.А. Теляковский, редактором был назначен Л.А. Гельмерсен. Этот период издания стал, пожалуй, единственным моментом полного упадка «Ежегодника». До смерти Гельмерсена в 1905 году альманах публиковал в плохой корректуре пьесы, зачастую в переводе редактора, вопрос новизны публикации для читателя также не был поставлен во главу угла: в частности, были опубликованы записки А.Н. Островского, увидевшие свет ранее в восьмом томе сочинений драматурга. Тем не менее, в номере за сезон 1901-1902 годов. нашли место ценные с точки зрения историка театра публикации: выделялась по своему содержанию статья И.И. Иванова «Личность Гоголя и его психология как художника», также были напечатаны две переводные драмы - «Жажда жизни» А. Федорова и «Оскудение» («Жаннина») Альбера Гинона.

Новым редактором был назначен «отец издания» П.П. Гне-дич, продолжавший публиковать в «Ежегоднике» статистические материалы и обзор постановок театрального сезона. Публика встретила назначение Гнедича на пост редактора очень хорошо, хотя концепция издания «без критики», сборника слегка откомментированных фактологических материалов из истории и практики императорской сцены, была уже не столь актуальна, как десятилетие назад. Общество было политизировано, нужны были специальные периодические издания, оперативно реагирующие на развитие современного искусства в контексте происходящего в стране и в мире. Тем не менее, в приложениях в этот период вышли такие интересные статьи, как «Двадцать пять лет из жизни московского театра» С.П. Соловьева, статьи о семье Каратыгиных и о столетии семьи Самойловых на русской сцене и т. д., а также

пьесы: «Измена» кн. Сумбатова, «Сильные и слабые» Н.И. Тимковского. В номере сезона 1904-1905 годов. были напечатаны статьи Н.В. Дризе-на «Стопятидесятилетие императорских театров» и начало обширного, незаконченного труда В.П. Погожева «Столетие организации императорских Московских театров». В «Ежегодник» 1905-1906 годов. вошли: статьи «К 75-летию Александринского театра» Н.В. Дризена, «К столетию первого выхода на публичную сцену М.С. Щепкина» И. Горновского и т. д. Однако подписка на издание упала. Директор императорской сцены В.А. Теляковский давно уже хотел избавиться от издания, ежегодно обходившегося казне в 15-18 тысяч рублей и вечно не укладывавшегося в смету. Им был предпринят ряд действий, направленных против Гне-дича и против издания. Гнедич, выпустив в печать книги «Ежегодника» за 1906/07 годы и 1907/08 годы, ушел с поста редактора, однако попытка закрыть издание не удалась: сам государь отозвался об издании как о нужном и необходимом.

Перед Дирекцией опять встал вопрос о том, кто возглавит издание, а также о том, каким оно должно быть, каково его место среди других театральных изданий и т. д. Как представляется, главной проблемой «Ежегодника» была невозможность публиковать именно то, что хотел получить читатель, - критику деятельности императорских театров.

Назначение на пост редактора барона Н.В. Остена-Дризена, автора уникальной с дипломатической точки зрения книги «Драматическая цензура двух эпох», давало надежду на дальнейшее развитие издания. Редактор осознавал, что при возросшем за последние десять лет интересе к театральной жизни и к печатным произведениям, посвященным театру, запросы читательской аудитории изменились. Необходим был орган печати, исповедовавший идеи, свойственные академизму императорских театров, но при этом со своих страниц дававший информацию и о новых течениях театральной жизни, столь популярных у современного театрального зрителя - МХТ, театра Комиссаржевской и т. д. При реализации данного направления в «Ежегоднике» издание могло удовлетворить интересы той группы читательской аудитории, для которой театр был больше, чем развлечение. Дризен решил обратиться к формату, более привычному для ежемесячников, которым «Ежегоднику» предстояло стать. Главное место отводилось историческому отделу, а также отделам, посвященным текущей театральной жизни и прикладным вопросам театра - в нем планировалось давать сведения о декорациях, машинерии, сценических эффектах и т. д. Пьесы должны были выходить в приложении к каждому из выпусков. Планировалось сотрудничество с ведущими режиссерами (Вс.Э. Мейерхольд, К.С. Станиславский и др.), и литераторами (М.А. Волошин, Вяч. Иванов, П.П. Гнедич, А.А. Измайлов, С.А. Венгеров и др.). Однако широкого сотрудничества не получилось. В некоторых случаях причиной

могла стать «государственная» окраска издания, для передовых деятелей бурно развивавшегося театрального искусства неуместная, в иных -нежелание раскрывать секреты декораций и т. д. Художественная часть издания пришла в полный упадок - Дирекцией была создана специальная комиссия, которая браковала рисунки и варианты обложек. Подобное вмешательство приводило к потере качества издания. «Ежегодник» выходил семь раз в год (ежемесячником он так и не стал), публикации его были приближены к актуальным событиям, издание продолжало движение от летописи деятельности императорских театров к оперативно реагирующему на события в искусстве журналу, дававшему необходимую читателю информацию на тему театра и смежных с ним искусств. Более того, если в начале издания «Ежегодника» всякая критика на его страницах была невозможна, при Дризене «Обозрения сезона» превратились во «Впечатления сезона», что подразумевало в них наличие критического разбора спектаклей императорской сцены. Таким образом, издание могло вновь стать популярным у публики, заняв нишу театрально-литературного журнала. Крайне интересными с исторической точки зрения представляются: переписка А.Н. Верстовского с А.М. Гедеоновым, записки артистки А.И. Шуберт, «Хроники императорских московских театров» В.А. Михайловского и оставшийся незаконченным труд П.Н. Столпянского «Летопись императорских С.-Петербургских театров».

Возможно, если бы события в стране не развернули отечественное театральное искусство и периодическую печать в сторону «доступности и народности», «Ежегодник императорских театров» при редакторе Н.В. Остен-Дризене сумел бы занять свою нишу среди изданий по театру. Однако иные задачи стояли перед средствами массовой информации в тревожном 1915 году, и, не считая краткой реинкарнации в образе «Ежегодника петроградских театров», история «Ежегодника императорских театров» закончилась чуть раньше, чем история самой империи.

В начале второго десятилетия XIX века, когда почти у каждого из театров распавшегося конгломерата бывшей императорской сцены возникло свое корпоративное издание, опыт издания «Ежегодника императорских театров» оказывается крайне важным. Малотиражные газеты «Большой театр», «Империя драмы» (Александринский театр) и другие в разных аспектах реализуют наработки редакторов «Ежегодника». Наиболее интересным опытом подобного рода является, на наш взгляд, издание Александринского театра «Империя драмы». На 8 страницах этого издания, выходящего в газетном формате, реализуются и информационная, и просветительская функции отчетного издания государственной сцены. Несмотря на скромность оформления, ощутима связь художественной концепции издания со знаменитым предшественником: наличие виньеток, шрифт и т. д. К сожалению, в отличие от нача-

ла XX века, когда вследствие общего подъема театра в издание пришли крупнейшие деятели культуры и искусства, начало XIX века не стало подъемным ни для российского театра, ни для его специальной периодики. Однако слухи об объединении крупнейших театров страны, исторически входивших в имперский театральный конгломерат, порождают надежду на возрождение, обновление и развитие лучших завоеваний театрального процесса в России и, как следствие, на возникновение нового отчетного издания государственной сцены - издания, которое станет летописью и иллюстрированным протоколом деятельности старейших театров страны.

Библиографический список

1. Театр, музыка и искусство // Бирж. вед. - 1891. - № 166. -18 июня. - С. 3.

2. Арапов П.Н. Летопись русского театра / П.Н. Арапов. -

СПб., 1861.

3. ВольфА.И. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года / А.И. Вольф. - Ч. 1-3. - СПб., 1877-1884.

4. Ист. вестник. 1892. - № 4.

5. КоролевД.Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX - начала ХХ века / Д.Г. Королев. -СПб., 1999.

6. Морозов П.О. Ежегодник императорских театров / П.О. Морозов // Ежегодник императорских театров, 1915.

7. Ежегодник императорских театров. - Вып. 2, 1893.

8. Сергей Дягилев и русское искусство. - М., 1982. - Т. 2.

9. Бенуа А. Мои воспоминания / А. Бенуа. - М., 1990. - Т. 2. -

Кн. 4-5.

10. Библиография // Театр и искусство. - 1901. - № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.