Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ДЕМОГРАФ" КАК КЛЮЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ДЕМОГРАФ" КАК КЛЮЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДЕМОГРАФИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Золотарева Ольга Анатольевна

В статье обоснована полезность разработки и принятия профессионального стандарта «Демограф» в аспекте его значимости для научно-методологического, экспертно- аналитического обеспечения разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ в области демографического и социально-экономического развития России. Цель статьи - раскрыть направления и механизмы процесса разработки и применения профессионального стандарта «Демограф». Реализованный контент-анализ утверждённых/действующих регламентов и документов выявил вакуум в области подготовки специалистов-демографов, что определяется отсутствием соответствующих стандартов - как профессионального, так и образовательного. Обобщение, анализ и синтез фундаментальных знаний о предметной области дали веские основания полагать, что в современных условиях обострения демографических угроз национальной безопасности страны крайне необходима подготовка профессиональных кадров - демографов, владеющих специализированными демографическими технологиями и способных научно разрабатывать эффективные меры в области обеспечения демографической безопасности. Фактологический и структурно-функциональный анализ, системный подход к выявлению специфики демографии как науки и практической деятельности позволили более предметно представить концептуальные основы формирования новой модели кадрового потенциала в области демографического развития, народосбережения, в основе которой лежит профессиональный стандарт «Демограф». В январе 2021 г. в инициативном порядке ИДИ ФНИСЦ РАН и Научным советом «Демографические и миграционные проблемы России» был запущен процесс разработки профессионального стандарта «Демограф» и сформирована рабочая группа[1]. Представленный механизм разработки проекта профессионального стандарта «Демограф» включает современное состояние исследований по данной проблеме; анализ существующей демографической ситуации, информацию о перспективах развития вида профессиональной деятельности демографа; обсуждение замечаний и предложений, поступивших от экспертного сообщества в процессе общественного обсуждения в профессиональной среде; доработку проекта профессионального стандарта с учётом замечаний Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения. [1] Приказ ИДИ ФНИСЦ РАН от 27 января 2021 г. № 5-о.д «Об утверждении состава рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Демограф». Председатель рабочей группы - С. В. Рязанцев, чл.-корр. РАН; зам. председателя - Т. К. Ростовская, д-р социол. наук, профессор; ответственный секретарь - О. А. Золотарёва, канд. экон. наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Золотарева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARD “DEMOGRAPHER” AS A KEY MECHANISM FOR MANAGING THE DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCES IN THE FIELD OF PEOPLE SAVING

The article substantiates the usefulness of the development and adoption of the professional standard “Demographer” in the aspect of its significance for scientific-methodological, expert-analytical support for the development and implementation of priority national projects and programs in the field of demographic and socio-economic development of Russia. The purpose of the article is to reveal the directions and mechanisms of the development and application of the professional standard “Demographer”. The implemented content analysis of the approved / current regulations and documents revealed a vacuum in the field of training demographers, which is determined by the lack of appropriate standards, both professional and educational. Generalization, analysis and synthesis of fundamental knowledge about the subject area gave strong grounds to believe that in modern conditions of aggravation of demographic threats to the national security of the country, it is extremely necessary to train professional personnel - “demographers” who own specialized demographic technologies and are able to scientifically soundly develop effective measures in the field of ensuring demographic security. Factological and structural-functional analysis, a systematic approach to identifying the specifics of demography as a science and practical activity made it possible to more substantively present the conceptual foundations for the formation of a new model of human resources in the field of demographic development, people-saving, which is based on the professional standard “Demographer”. In January 2021, on an initiative basis, the developers represented by IDI FCTAS RAS and the Scientific Council “Demographic and Migration Problems of Russia” launched the process of developing the professional standard “Demographer” and formed a working group. The presented mechanism for the development of the draft professional standard “Demographer” includes the current state of research on this issue; analysis of the existing demographic situation, information on the prospects for the development of the type of professional activity of the demographer; discussion of comments and suggestions received from the expert community in the process of public discussion in a professional environment; finalization of the draft professional standard, taking into account the comments of the Council on professional qualifications in the field of labor safety, social protection and employment of the population.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ДЕМОГРАФ" КАК КЛЮЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ»

I Социология профессий

Б01: 10.19ШАшр.2022.10.1.8865

профессиональный стандарт «демограф» как ключевой механизм управления развитием кадрового потенциала в области народосбережения1

Т. К. Ростовская1, О. А. Золотарёва1

1Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН. 119333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1

Для цитирования: Ростовская Т. К., Золотарёва О. А. Профессиональный стандарт «демограф» как ключевой механизм управления развитием кадрового потенциала в области народосбережения // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10, № 1. С. 128-142. Р01: 10.19181Атр.2022.10.1.8865_

Аннотация. В статье обоснована полезность разработки и принятия профессионального стандарта «Демограф» в аспекте его значимости для научно-методологического, экспертно-аналитического обеспечения разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ в области демографического и социально-экономического развития России. Цель статьи — раскрыть направления и механизмы процесса разработки и применения профессионального стандарта «Демограф». Реализованный контент-анализ утверждённых/действующих регламентов и документов выявил вакуум в области подготовки специалистов-демографов, что определяется отсутствием соответствующих стандартов — как профессионального, так и образовательного. Обобщение, анализ и синтез фундаментальных знаний о предметной области дали веские основания полагать, что в современных условиях обострения демографических угроз национальной безопасности страны крайне необходима подготовка профессиональных кадров — демографов, владеющих специализированными демографическими технологиями и способных научно разрабатывать эффективные меры в области обеспечения демографической безопасности. Фактологический и структурно-функциональный анализ, системный подход к выявлению специфики демографии как науки и практической деятельности позволили более предметно представить концептуальные основы формирования новой модели кадрового потенциала в области демографического развития, народосбережения, в основе которой лежит профессиональный стандарт «Демограф».

В январе 2021 г. в инициативном порядке ИДИ ФНИСЦ РАН и Научным советом «Демографические и миграционные проблемы России» был запущен процесс разработки профессионального стандарта «Демограф» и сформирована рабочая группа2. Представленный ме-

1 Авторы благодарны Совету по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости за замечания и полезные советы, позволившие уточнить формулировки отдельных элементов проекта профессионального стандарта «Демограф».

2 Приказ ИДИ ФНИСЦ РАН от 27 января 2021 г. № 5-о.д «Об утверждении состава рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Демограф». Председатель рабочей группы — С. В. Рязанцев, чл.-корр. РАН; зам. председателя — Т. К. Ростовская, д-р социол. наук, профессор; ответственный секретарь — О. А. Золотарёва, канд. экон. наук, доцент.

ханизм разработки проекта профессионального стандарта «Демограф» включает современное состояние исследований по данной проблеме; анализ существующей демографической ситуации, информацию о перспективах развития вида профессиональной деятельности демографа; обсуждение замечаний и предложений, поступивших от экспертного сообщества в процессе общественного обсуждения в профессиональной среде; доработку проекта профессионального стандарта с учётом замечаний Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения.

Ключевые слова: демограф; профессиональный стандарт; демография; демографическая безопасность; цифровые компетенции

Введение

Современная картина мира формируется в сложных геополитических, экономических и эпидемиологических условиях. Это определяет озабоченность вопросами обеспечения национальной безопасности, одной из приоритетных и неотъемлемых составляющих которой является демографическая безопасность [9].

Параметры / метрики демографической безопасности заложены в основных стратегических документах: Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1, Национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.2, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.3 и др. Достижение и поддержание глобальной конкурентоспособности России в условиях нового технологического уклада связаны с преодолением совокупности сложных и масштабных проблем, угроз и с реализацией возможностей, объединяемых «большими вызовами», среди которых в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации особое внимание уделено «демографическому переходу, обусловленному увеличением продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни и связанным с этим старением населения»4.

1 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/47046 (дата обращения: 25.02.2022).

2

2 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Президент России: [сайт]. URL: http:// www.kremIin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 25.02.2022).

3

3 Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Президент России: [сайт]. URL: http://kremIin.ru/acts/bank/26299 (дата обращения: 25.02.2022).

4 Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Президент России: [сайт]. URL: http:// www.kremIin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 25.02.2022).

Направленная на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и достижение устойчивого социально-экономического развития страны система стратегического управления в России1 находится на стадии становления и подвержена существенным изменениям, которые должны как находить адекватное отражение глобальных трансформаций, так и отражать связность, гармонизацию национальных целей и задач развития — демографического, социально-экономического, научно-технологического, пространственного. В целях стратегического управления ведётся мониторинг демографических и социально-экономических процессов и явлений, их параметров/индикаторов2.

Среди перечня показателей мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период выделены следующие индикаторы:

♦ численность населения (в среднегодовом исчислении);

♦ численность населения трудоспособного возраста;

♦ численность населения старше трудоспособного возраста;

♦ миграционный прирост;

♦ суммарный коэффициент рождаемости;

♦ общий коэффициент смертности;

♦ ожидаемая продолжительность жизни.

Ряд из указанных индикаторов прописаны плановыми значениями в вышеприведённых стратегиях и концепциях. Возникает резонный вопрос: почему в большинстве своём утвержденные цели не выполняются?

Планом мероприятий3 по реализации Концепции демографической политики на период с 2016 по 2020 г. было предусмотрено достижение следующих целевых индикаторов демографического развития Российской Федерации на 2020 г.:

♦ увеличение численности населения до 147,5 млн человек (факт: до пандемии — на 1 января 2020 г. — 146,7 млн человек при сокращении с соответствующего периода 2019 г.);

♦ увеличение ожидаемой продолжительности жизни (оба пола) до 74 лет (факт: 73,34лет — в 2019 г.; 71,54 — в 2020 г. — с определённой вероятностью можно говорить о достижении показателя при условии отсутствия избыточной смертности из-за СОУТО-19);

1 Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Президент России: [сайт]. URL: http://www. kremIin.ru/acts/bank/38630/page/3 (дата обращения: 25.02.2022).

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период» // Правительство России: [сайт]. URL: http://government.ru/docs/all/104147/ (дата обращения: 25.02.2022).

3 Распоряжение Правительства РФ №669-р от 14 апреля 2016 г. // Минтруд России: [сайт]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/176 (дата обращения: 25.02.2022).

♦ увеличение суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,87 (факт: 1,504 — в 2019 г.; 1,505 — в 2020 г. — независимо от пандемии показатель не достигнут).

Намного абсурднее выглядела ситуация с принятой в мае 2018 г. демографической Национальной целью развития Российской Федерации: Правительству Российской Федерации было вменено «обеспечение достижения на период до 2024 года устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации»1.

Ответ на поставленный выше вопрос о том, почему в большинстве своём утвержденные цели не выполняются — отсутствие демографической грамотности у чиновников, слабое информационно-аналитическое и научное обеспечение государственного управления в области демографического развития страны.

Решение — подготовка высококвалифицированных специалистов-демографов, развитие образования и науки в области народосбережения.

Методологическое обоснование разработки профессионального стандарта «Демограф»

Указанные во Введении статьи предпосылки разработки профессионального стандарта «Демограф» позволили обосновать необходимость деятельности в данном направлении — НИИ труда одобрил данную инициативу2.

Анализ международных классификаций явился дополнительным доказательством значимости профессионального стандарта «Демограф». Важность достижения гармонизации международных классификаторов с национальной системой стандартизации Российской Федерации определяет требование наличия соответствия между Международной стандартной классификацией занятий 2008 (18С0—08)3, классификатором областей науки и техники ОЭСР4, Международной системой классификации по образованию (КСЕБ)5 и отечественными классификаторами.

1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России: [сайт]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 25.02.2022).

2 Демограф. Уведомление о разработке // Профессиональные стандарты. URL: https:// profstandart.rosmintrud.ru/obshchiv-informatSionnvv-blok/reestr-uvedomleniv-o-razrabotke-peresmotre-professionalnvkh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=110356 (дата обращения: 25.02.2022).

3

Международная стандартная классификация занятий 2008 - International Standard Classification of Occupations 2008 (ISC0-08) // МОТ: [сайт]. 09.10.2012. URL: https://www.ilo. org/moscow/information-resources/publications/WCMS_306603/lang--ru/index.htm (дата обращения: 26.02.2021).

4 Классификатор областей науки и техники ОЭСР / Organisation for Economic Cooperation and Development. URL: http://www.oecd.org/sti/inno/38235147.pdf (дата обращения: 25.02.2022).

5 Международная стандартная классификация образования МСКО 2011 / Институт статистики Юнеско. 2013. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011-ru. pdf (дата обращения: 25.02.2022).

Таблица 1

Характеристика соответствия международного и отечественного классификаторов занятий

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) Международная стандартная классификация занятий 2008 (КС0-08)

212. Математики (включая актуариев) и статистики 2120. Математики, актуарии и статистики

В их обязанности входит: • консультирование или применение математических принципов, моделей и методов • для решения широкого круга задач в области техники, естественных, общественных наук или наук о жизни; • проведение логического анализа проблем управления, особенно эффективности затрат на производство и производительность; • применение теории математики, статистики, вероятности и рисков для оценки потенциальных финансовых последствий будущих событий; • оценка, обработка, анализ и интерпретация статистических данных; • подготовка научной документации и отчётов и др.

Примеры занятий: 2121. Математики (включая актуариев): • Актуарий • Аналитик, исследование операций • Математик 2122. Статистики: • Специалист по статистике • Статистик • Экономист-демограф Примеры занятий: Актуарий Аналитик, исследование операций Демограф Математик Статистик

Предложение: по результатам утверждения профессионального стандарта «Демограф» внести следующие изменения в Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ):

♦ в «малой группе» 212. Математики (включая актуариев) и статистики выделить «начальную группу» — 2123. Демограф (в соответствии с 1ЯСО-08);

♦ отнести к примерам занятий начальной группы 2123. Демограф:

♦ демограф;

♦ экономист-демограф.

Профессиональный стандарт «Демограф» будет способствовать развитию образования и науки, явится основанием для открытия направления подготовки «Демограф» в качестве самостоятельного направления образования и позволит создать условия для разработки федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Демограф» (бакалавриат, магистратура) [6].

В Классификаторе областей науки и техники ОЭСР и Международной системе классификации по образованию (18СББ) «Демография» выделена в качестве самостоятельного направления подготовки в разделах 5.4. Социология и 3.1. Социальные и бихевиористские науки соответственно. В Общероссийском классификаторе специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2016 на сегодняшний день на-

правление подготовки «Демография» отсутствует. Принятие профессионального стандарта «Демограф» станет базовым фактором для актуализации ОКСО, и в отечественном классификаторе по образованию появится ещё один гармонизированный элемент, повышающий процент соответствия международным стандартам.

Предлагаемые изменения могут быть приняты в обозримом будущем с учётом разработанного профессионального стандарта «Демограф», который отнесён к области профессиональной деятельности 03 — Социальное обслуживание.

Обобщая проведённый анализ международных методологических оснований для разработки профессионального стандарта «Демограф», принимая во внимание существующую явную потребность в повышении демографической грамотности, прежде всего государственных служащих, отметим полезность дальнейшего утверждения стандарта как с позиции приближения российского образования в области демографии к мировым стандартам подготовки кадров, так и в аспекте повышения эффективности стратегического управления для России.

Утверждение разработанного профессионального стандарта «Демограф» станет драйвером развития отечественного образования и науки в области демографии, создаст возможность многопрофильной подготовки демографов и тем самым будет способствовать расширению научно-методологического потенциала.

В этом контексте следует акцентировать внимание на том, что без принятия профессионального стандарта не представляется реальным разработка ФГОС ВО по направлению подготовки «Демограф», что связано с требованием соответствия образовательных стандартов профессиональным1.

Значимость подготовки кадров высшей квалификации с учётом требований профессиональной деятельности (трудовых функций, трудовых действий, умений и знаний) отмечается в ряде трудов отечественных учёных и экспертов (см., напр.: [1; 3; 4; 7; 12; 11; 10]), однако в области демографии на эту тему публикаций практически нет (можно назвать, пожалуй, только статью Т. К. Ростовской и О. А. Золотарёвой, представленную в период работы на этапе реализации инициативы по разработке профессионального стандарта «Демограф» [7]).

Результаты и дискуссия

Первичный полный текст проекта профессионального стандарта «Демограф» был подготовлен 21 апреля 2021 г. широким пулом специалистов и экспертов в разных областях деятельности, включая демографию, и представлен на обсуждение с работодателями, профессиональными сообществами2.

1 Методические разработки // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/support/43/5/8 (дата обращения: 25.02.2022).

Профессиональный стандарт «Демограф». Начинается процесс обсуждения с работодателями, профессиональными сообществами // ИДИ ФНИСЦ РАН: [сайт]. Ред. от 04.10.2021. URL: https://idrras.ru/professional-standart-demographer/ (дата обращения: 25.02.2022).

Отметим представительство разработчиков стандарта. В числе 41 члена рабочей группы:

• 30 человек (73,17%) имеют учёную степень доктора наук: 15 человек — экономических; 11 человек — социологических; 2 человека — политических; 1 — педагогических; 1 — медицинских;

• 10 человек (24,39%) имеют учёную степень кандидата наук: 7 человек — экономических; по 1 человеку — социологических, педагогических и физико-математических.

Подготовка первой версии проекта потребовала серьёзных усилий в связи с имеющимися разногласиями, которые впоследствии были устранены, в формулировках большинства элементов стандарта. Наличие разных точек зрения способствовало в определённой степени унификации как дефиниций, представляющих обобщённые трудовые функции, так и дефидентов (отдельных деталей: трудовых функций, трудовых действий, умений, знаний), что определяет в дальнейшем преимущества практической востребованности специалистов-демографов — они смогут работать в различных областях науки и практики, включая госуправление/госслужбу. При этом была соблюдена основная направленность — демографическая, позволяющая чётко выявить отличительные особенности разработанного профессионального стандарта «Демограф», который будет призван служить критерием для оценки квалификации специалистов-демографов, уровня овладения ими специфическими демографическими компетенциями и современным демографическим инструментарием.

Достижение согласованности перечня и формулировок совокупности трудовых действий, умений и знаний, требуемых трудовых функций (табл. 2), позволяющих полностью охватить вид профессиональной деятельности «Демограф», констатирует, что подготовленный проект в полном объёме соответствует требованиям нормативно-правой документации, предъявляемым к утверждению государственных стандартов в области профессиональной деятельности. Согласование проходило в режиме рабочих встреч (проведено 4 онлайн-засе-дания рабочей группы1), на каждой из которых присутствовало не менее 90% членов рабочей группы.

Каждая из трудовых функций проекта профессионального стандарта «Демограф», представляющих декомпозицию обобщённых трудовых функций, являет собой относительно автономный / завершённый элемент и приводит к получению конкретного результата: база данных, модель, экспертное заключение, аналитическая информация и др. В состав трудовых функций включены чёткие трудовые действия, выполняемые демографом в процессе работы.

1 Профессиональный стандарт «Демограф» // ИДИ ФНИСЦ РАН: [сайт]. Ред. от 04.10.2021. URL: https://idrras.ru/professional-standart-demographer/ (дата обращения: 25.02.2022).

Таблица 2

Функциональная карта вида профессиональной деятельности профессионального стандарта «Демограф»

Обобщённые трудовые функции Трудовые функции

Код Наименование Уровень квалификации Наименование Код

A Мониторинг демографических процессов в обществе 6 Формирование демографических баз данных на основе современных цифровых технологий А/01.6

Определение демографической конъюнктуры на различных уровнях А/02.6

B Прогнозирование демографических процессов в обществе 7 Моделирование демографических процессов в обществе B/01.7

Разработка сценариев развития демографических процессов в обществе B/02.7

С Демографическая экспертиза и консультирование 7 Проведение демографической экспертизы проектов и работ С/01.7

Информационно-аналитическое обеспечение реализации программ и проектов демографического развития общества С/02.7

Необходимые знания и умения сформулированы с учётом обеспечения/ определения использования цифровых технологий при выполнении конкретной трудовой функции, что адекватно отвечает научно-технологическому развитию и переходу в новый технологический уклад (информационные технологии и искусственный интеллект, большие данные — Big Data и интеллектуальный анализ данных — Data mining, нано- и биотехнологии, аддитивные технологии, робототехника, роботизированные гибкие производственные системы, генная инженерия, клеточные технологии и молекулярную биологию) [6].

Востребованность и актуальность профессионального стандарта сегодня определяется включением в его элементы цифровых компетенций, что обосновывается рядом принятых стратегических документов.

В Российской Федерации утверждены следующие национальные цели: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация!. В рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» установлены следующие целевые показатели и их значения/критерии к 2030 г.: обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности; реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г. и др. Достижению указанных целей способству-

1 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

ет реализация национальных проектов. В национальном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации» определено стратегическое направление развития страны — увеличение темпов технологического развития и масштабное внедрение цифровых технологий. В состав НП «Цифровая экономика» входят следующие федеральные проекты: «Нормативное регулирование цифровой среды»; «Кадры для цифровой экономики»; «Информационная инфраструктура»; «Информационная безопасность»; «Цифровые технологии»; «Цифровое государственное управление»; «Искусственный интеллект»1.

В пространстве нового поколения «Индустрии 4.0» внедряются и расширяются знаниеёмкие трудовые функции, в связи с этим необходим учёт цифровых компетенций в подготовке специалистов, который является адекватным откликом на процессы развития информационного общества, процессы формирования «общества знаний».

В современных условиях к работникам любой сферы деятельности предъявляются требования владения арсеналом цифровых технологий, цифровыми компетенциями, что должно находить своё отражение в профессиональных стандартах как нормативных документах, описывающих и регулирующих профессиональную деятельность.

По мнению специалистов НИИ труда, в профессиональных стандартах описание трудовых действий, как правило, не требует включения / упоминания цифровых технологий, цифровые компетенции должны найти своё отражение в формулировках необходимых знаний и умений [2; 8].

В проекте профессионального стандарта «Демограф» цифровые компетенции, например, нашли своё отражение в следующих формулировках: использовать цифровые технологии работы с информацией, базами данных в области демографии (необходимые умения; код трудовой функции — А/01.6); использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (необходимые умения, коды трудовой функции — В/01.7; В/02.7; С/01.7; С/02.7); цифровые технологии и создание цифровой аналитической платформы предоставления данных в области демографии (необходимые знания, код трудовой функции — А/01.6); технические средства и цифровые технологии для решения практических задач (необходимые знания, коды трудовой функции — В/01.7; В/02.7); современные технические средства и цифровые технологии для решения коммуникативных задач (необходимые знания, коды трудовой функции — С/01.7; С/02.7).

В рамках обсуждения первой версии проекта профессионального стандарта «Демограф» с заинтересованными представителями образовательных сообществ, профильных российских министерств и ведомств, бизнес-структур, политических партий и общественных организаций были проведены следующие мероприятия (см. табл. 3).

«Цифровая экономика РФ» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ: [сайт]. 25.10.2021. URL: https://digital.gov.ru/ru/activitv/directions/858/ (дата обращения: 25.02.2022). Утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Информация о мероприятиях по обсуждению проекта первой версии профессионального стандарта «Демограф»

№ п/п Название мероприятия Дата Число участников (включая онлайн-обсуждения) Результат обсуждения

1 Заседание научного совета «Демографические и миграционные проблемы России» при Отделении общественных наук (ООН) РАН в рамках работы Всероссийской научно-практической конференции «Социально-демографический потенциал российской молодёжи» на базе Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в г. Ялте 23 апреля 2021 г. более 70 Проект ПС «Демограф» получил одобрение

2 Круглый стол «Профессиональный стандарт "Демограф" как инструмент формирования высококвалифицированных специалистов в области социального развития» в рамках III Всероссийского социального форума «Национальный проект "Демография": актуальные проблемы, риски и пути решения» в г. Новокузнецк Кемеровской области 22 мая 2021 г. более 120 Проект ПС «Демограф» получил одобрение

3 Круглый стол «От профессионального стандарта «Демограф» - к образовательным стандартам подготовки демографов» в Уральском федеральном университете им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ) 2 июня 2021 г. более 90 Проект ПС «Демограф» получил одобрение

Информация о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении была разослана ИДИ ФНИСЦ РАН в более чем 40 предприятий и организаций, а также представлена на сайте ответственной организации-разработчика1 с целью сбора замечаний и предложений, способствующих его улучшению.

В целом первичный текст проекта получил одобрение, с рядом доработок по замечаниям, представляющим по результатам их контент-анализа в большей части редакционный характер. Доработка первой версии проекта профессионального стандарта «Демограф» позволила в дальнейшим получить официальные положительные отзывы / заключения от заинтересованных организаций и сформировать пакет документов, направленных на обсуждение в Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения (СПК СТС). 23 сентября 2021 г. на заседании СПК СТС стоялось обсуждение проекта профессионального стандарта «Демограф», в результате которого было принято решение: «представленный проект профстан-дарта "Демограф" принять за основу разрабатываемого профессионального стандарта. Доработать профстандарт "Демограф" с учётом замечаний»2.

1 Профессиональный стандарт «Демограф».

2 В СПК СТС состоялось заседание, в рамках которого обсуждался проект профстан-дарта «Демограф» // ИДИ ФНИСЦ РАН: [сайт]. 23.09.2021. URL: https://idrras.ru/news/2021/ september/v-spk-sts-sostovalos-zasedanie-v-ramkah-kotorogo-obsuzhdalsva-proekt-profstandarta-demograf.html (дата обращения: 25.02.2022).

Основные замечания, представленные СПК СТС, касались уточнения наименования и цели вида профессиональной деятельности. Выработанная совместно ИДИ ФНИСЦ РАН и СПК СТС итоговая редакция выглядит следующим образом:

♦ наименование вида профессиональной деятельности: «Мониторинг, прогнозирование и разработка механизмов демографического развития»;

♦ цель вида профессиональной деятельности: «Повышение качества разработки социальной и демографической политики государства, региона, отрасли, организации».

Данные формулировки представляются не только более лаконичными в сравнении с первичной версией, но и ёмкими, глубокими, полно отражающими суть профессиональной деятельности демографа.

В проекте профессионального стандарта «Демограф» была проведена корректировка требований к опыту практической работы для 7-го уровня квалификации и внесены редакторские правки в формулировки трудовых действий, необходимых умений и знаний.

Доработанный профессиональный стандарт «Демограф» был представлен членам СПК СТС. На голосование был вынесен вопрос: «Рекомендовать ответственной организации-разработчику Институту демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (ИДИ ФНИЦ РАН) подготовить комплект документов для внесения проекта профессионального стандарта «Демограф» в Минтруд России». Голосование состоялось 19 октября 2021 г. Число голосов членов СПК СТС распределилось следующим образом: 14 — «за»; 0 — «против»; 1 — «воздержался».

В настоящее время комплект документов по проекту профессионального стандарта «Демограф» представлен в Минтруд России. Подготовлен нормативный правовой акт «Об утверждении профессионального стандарта "Демограф"». Завершены общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза1.

Заключение

Значение профессиональной деятельности демографа для стратегического развития страны в контексте обеспечения достижения демографической безопасности и народосбережения определяется:

♦ необходимостью повышения качества информационно-аналитического обеспечения сферы государственного управления в области обеспечения демографической безопасности;

Об утверждении профессионального стандарта "Демограф" // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: [сайт]. URL: https://regulation.gov.ru/proiects#npa=122735 (дата обращения: 25.03.2022).

♦ значимостью научно-методологического, экспертно-аналитического обеспечения разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ в области демографического и социально-экономического развития;

♦ важностью формирования новой, современной модели кадрового потенциала в области демографического развития, открывающей возможности для подготовки высококвалифицированных специалистов-демографов, которая позволит в области практической деятельности работодателям оценить и повысить профессионализм своих работников, активизировать их мотивацию, добиться повышения эффективности и качества труда, в области управленческой деятельности даст возможность удовлетворить потребности в демографической экспертизе и консалтинге.

Сегодня существенно возрос спрос на высококвалифицированные кадры, способные представлять полную и всестороннюю информацию о развитии демографических явлений и процессов, позволяющую дать релевантную аналитику преград и барьеров, возникающих на пути решения сложных, многофакторных задач, для принятия эффективных управленческих решений на разных уровнях и в разных структурах. Подобную качественную информацию могут предоставлять только высококвалифицированные специалисты-демографы, владеющие специализированными (демографическими) технологиями. Специалисты в области демографии в долгосрочной перспективе будут востребованы в различных областях науки и практики, включая госуправление/госслужбу.

Разработка профессионального стандарта «Демограф» является базовым этапом формирования современной системы подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих знаниями и умениями (компетенциями) как специфического, так и междисциплинарного характера, что определяет возможности работы специалистов-демографов в различных областях науки и практики. В разработанном проекте профессионального стандарта «Демограф» в полном объёме представлены и систематизированы единые требования к трудовой деятельности, а также сформулированы требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций.

Список литературы

1. Волошина И. А. Профессиональные стандарты — инструмент обеспечения качества персонала // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2017. № 4. С. 1-8.

2. Зайцева О. М. Цифровые компетенции в профессиональных стандартах машиностроительной отрасли / О. М. Зайцева, О. В. Спиридонов // Социально-трудовые исследования. 2019. № 3. С. 112-120.

3. КоролеваН. Н. Разработка профессиональных стандартов руководителя и научного руководителя научной организации / Н. Н. Королева, Е. В. Шляховая // Управление наукой и наукометрия. 2021. Т. 16, № 1. С. 47-78. Б01: https://doi.org/10.33873/2686-6706.2021.16-1.47-78.

4. Красношлыкова О. Г. О путях преодоления рассогласований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и профессионального стандарта педагога / О. Г. Красношлыкова, Г. Т. Васильчук // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 47—52.

5. Переслегин С. Б. VI технологический уклад: пространство возможностей // Экономические стратегии. 2019. № 3. С. 24—33.

6. Ростовская Т. К. Профессиональный стандарт «демограф» как фактор формирования новой модели кадрового потенциала / Т. К. Ростовская, О. А. Золотарёва // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 2. С. 82-95. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.2.8106.

7. Сизикова В. В. Моделирование профессиональных стандартов специалистов социальной сферы как основа преобразования социальной практики / В. В. Сизикова, О. А. Аникеева // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10, № 8. С. 105-119. DOI: https://doi. org/10.22412/1995-042X-10-8-12.

8. Спиридонов О. В. Учёт цифровых технологий в профессиональных стандартах. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/upload/medialibrarv/fi9/12.11.2020.pdf (дата обращения: 26.12.2021).

9. Статистический анализ и моделирование демографических угроз Российской Федерации / А. Н. Боков [и др.]. М. : Русайнс, 2016. 184 с.

10. Хеннер Е. К. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 9-31. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-2-9-31.

11. Царегородцев Ю. Н. Образование как основа формирования человеческого потенциала и человеческого капитала / Ю. Н. Царегородцев, О. Э. Башина, М. В. Карманов // Социальная политика и социальное партнерство. 2019. № 1. С. 12-20.

12. Чурилова Э. Ю. Современные проблемы преподавания дисциплины «статистика» в высшей школе / Э. Ю. Чурилова, В. Н. Салин // Современное педагогическое образование. 2018. № 2. С. 114-116.

сведения об авторах

Ростовская Тамара Керимовна, доктор социологических наук,

профессор, заместитель директора по научной работе,

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия.

Е-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

ORCID ID: 0000-0002-1629-7780

Scopus AuthorID: 57192987864

Золотарёва Ольга Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент,

ведущий научный сотрудник, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН,

Москва, Россия.

Е-mail: OAMahova@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-7339-7510

Scopus AuthorID: 57220901427

Дата поступления в редакцию: 14.12.2021. Принята к печати: 05.02.2022.

DOI: 10.19181/snsp.2022.10.1.8865

Professional Standard "Demograph"

as a Key Mechanism for Managing the Development

of Human Resources in the Field of People Saving

Tamara K. Rostovskaya1, Olga A. Zolotareva1

institute for Demographic Research of FCTAS RAS. 6, b. 1, Fotievoy str., Moscow, Russia, 119333

For citation: Rostovskaya T. K., Zolotareva O. A. (2022). Professional standard «Demograph» as a key mechanism for managing the development of human resourses in the field of people saving. Sociologicheskaja nauka I social'naja praktika. Vol. 10, № 1. P. 128-142. DOI: 10.19181/snsp.2022.10.1.8865

Abstract. The article substantiates the usefulness of the development and adoption of the professional standard "Demographer" in the aspect of its significance for scientific-methodological, expert-analytical support for the development and implementation of priority national projects and programs in the field of demographic and socio-economic development ofRussia. The purpose ofthe article is to reveal the directions and mechanisms of the development and application of the professional standard "Demographer".

The implemented content analysis of the approved / current regulations and documents revealed a vacuum in the field of training demographers, which is determined by the lack of appropriate standards, both professional and educational. Generalization, analysis and synthesis of fundamental knowledge about the subject area gave strong grounds to believe that in modern conditions of aggravation of demographic threats to the national security of the country, it is extremely necessary to train professional personnel - "demographers" who own specialized demographic technologies and are able to scientifically soundly develop effective measures in the field of ensuring demographic security. Factological and structural-functional analysis, a systematic approach to identifying the specifics of demography as a science and practical activity made it possible to more substantively present the conceptual foundations for the formation of a new model of human resources in the field of demographic development, people-saving, which is based on the professional standard "Demographer".

In January 2021, on an initiative basis, the developers represented by IDI FCTAS RAS and the Scientific Council "Demographic and Migration Problems of Russia" launched the process of developing the professional standard "Demographer" and formed a working group. The presented mechanism for the development of the draft professional standard "Demographer" includes the current state of research on this issue; analysis of the existing demographic situation, information on the prospects for the development of the type of professional activity of the demographer; discussion of comments and suggestions received from the expert community in the process of public discussion in a professional environment; finalization of the draft professional standard, taking into account the comments of the Council on professional qualifications in the field of labor safety, social protection and employment of the population. Keywords: demographer; professional standard; demography; demographic security; digital competencies

References

1. Voloshina I. A. (2017). Professional'nye standarty - instrument obespecheniya kachestva personala. [Professional standards - a tool for ensuring the quality of personnel]. Dopolnitel'noe Professional'noe Obrazovanie v Strane i Mire. № 4. P. 1-8. (In Russ.).

2. Zaitseva O. M., Spiridonov O. V. (2019). Tsifrovye kompetentsii v professional'nykh standartakh mashinostroitel'noj otrasli. [Digital competences in the professional standards of the machine-building industry]. Sotsial'no-TrudovyeIssledovaniya. № 3. P. 112-120. (In Russ.).

3. Koroleva N. N., Shlyakhovaya E. V. (2021). Razrabotka professional'nykh standartov rukovoditelya i nauchnogo rukovoditelya nauchnoj organizatsii. [Development of professional standards for the leader and scientific leader of a scientific organization]. Upravlenie Naukoj i Naukometriya. Vol. 16, № 1. P. 47-78. DOI: 10.33873/2686-6706.2021.16-1.47-78. (In Russ.).

4. Krasnoshlykova O. G., Vasilchuk G. T. (2017). O putyakh preodoleniya rassoglasovanij gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya i professional'nogo standarta pedagoga. [On the ways of overcoming the mismatch between the state educational standard of higher professional education and the professional standard of a teacher]. Professional'noe Obrazovanie v Rossii iza Rubezhom. № 1. P. 47-52. (In Russ.).

5. Pereslegin S. B. (2019). VI tekhnologicheskij uklad: prostranstvo vozmozhnostej. [VI technological order: space of opportunities]. Ekonomicheskie Strategii. № 3. P. 24-33. (In Russ.).

6. Rostovskaya T. K., Zolotareva O. A. (2021). Professional'nyj standart «demograf» kak faktor formirovaniya novoj modeli kadrovogo potentsiala. [Professional standard "demographer" as a factor in the formation of a new model of human resources]. Sociologicheskaya Nauka i Sotial'naya Praktika. Vol. 9, № 2. P. 82-95. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.2.8106. (In Russ.).

7. Sizikova V. V., Anikeeva O. A. (2016). Modelirovanie professional'nykh standartov spetsialistov sotsial'noj sfery kak osnova preobrazovaniya sotsial'noj praktiki. [Modeling professional standards of specialists in the social sphere as the basis for transforming social practice]. Servis v Rossii i za Rubezhom. Vol. 10, № 8. P. 105-119. DOI: https://doi.org/10.22412/1995-042X-10-8-12. (In Russ.).

8. Spiridonov O. V. Uchet tsifrovykh tekhnologij v professional'nykh standartakh. [Accounting for digital technologies in professional standards]. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/upload/ medialibrary/S9/12.11.2020.pdf (data obrascheniya: 06.12.2021). (In Russ.).

9. Statisticheskij analiz i modelirovanie demograficheskikh ugroz Rossijskoj Federatsii. (2016). [Statistical analysis and modeling of demographic threats to the Russian Federation]. M.: Rusays publ. 184 p. (In Russ.).

10. Henner E. K. (2018). Professional'nye znaniya i professional'nye kompetentsii v vysshem obrazovanii. [Professional knowledge and professional competence in higher education]. Obrazovanie iNauka. Vol. 20, № 2. P. 9-31. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-2-9-31. (In Russ.).

11. Tsaregorodtsev Yu. N., Bashina O. E., Karmanov M. V. (2019). Obrazovanie kak osnova formirovaniya chelovecheskogo potentsiala i chelovecheskogo kapitala. [Education as the basis for the formation of human potential and human capital]. Sotsial'naya Politika iSotsial'noe Partnerstvo. № 1. P. 12-20. (In Russ.).

12. Churilova E. Yu., Salin V. N. (2018). Modern problems of teaching the discipline "statistics" in higher education. Sovremennoe Pedagogicheskoe Obrazovanie. № 2. P. 114-116. (In Russ.).

Information about the authors

Rostovskaya Tamara Kerimovna, Doctor of Sociology, Professor, Deputy Director for Research,

Institute for Demographic Research of FCTAS RAS, Moscow, Russia.

E-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

ORCID ID: 0000-0002-1629-7780

ResearcherId: F-5579-2018

Scopus AuthorID: 57192987864

Zolotareva Olga Anatol'evna, Candidate of Economic, Associate Professor,

Leading Research Associate, Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia.

E-mail: OAMahova@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-7339-7510

Scopus AuthorID: 57220901427

The article was submitted on December 14, 2021. Accepted on February 05, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.