Научная статья на тему 'Профессиональный психологический отбор б ОВД, расположенных в районах Крайнего Севера'

Профессиональный психологический отбор б ОВД, расположенных в районах Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональный психологический отбор б ОВД, расположенных в районах Крайнего Севера»

На качество учебной деятельности студентов могут оказывать свое воздействие следующие факторы:

- уровень обучаемости, работоспособности;

- мотивация;

- уровень владения общеучебными умениями и навыками;

- сформированность познавательного интереса;

-личностный смысл познавательной деятельности;

- оценка и отметка труда;

- ориентация на успех;

-своевременное устранение затруднений;

- сформированность управленческих умений;

- взаимоотношения с учителем;

- наличие средств обучения;

- комфортность в школе, семье и др.

Поскольку основополагающим в образовательном

процессе становится личностно-ориентированный подход, диагностика направляется на раннее обнаружение и прогнозирование тенденций развития каждого учащегося, выработку предупредительных мер.

В статье предпринята попытка структурно показать значение технологии мониторинга в процессе управления качеством образования.

Именно полноценность образования позволяет учащемуся не только овладеть определенными знаниями, но и познать самого себя, проявить впоследствии себя в качестве специалиста и гражданина.

лигаазт

1. Воровщиков С.Г., Татьянченко Д.В. Управление качеством образования: вхождение в проблему. - Челябинск: ПО "Книга", 1995.

2. КальнейВ.А, Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель-ученик". - М., 1999.

3. Нефедова К.А., Аголакова Е.А. Проблемы управления качеством образования. - Омск, 1998.

4. Плинер Я.Г, Бухвалов В.А. Педагогическая экспертиза школы: Пособие для методистов, завучей и директоров школ. -М„ 2000.

5. ШшгилинаЛ.А. Управление образованием. -Омск, 1994.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР В ОВД, РАСПОЛОЖЕННЫХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Канд. юрид. наук, член-корреспондент РАЕН В. П. Захаров, начальник УВД A.B. Зарубин, зам. начальника УВД

г. Дудинка

Современные изменения общественно-экономических отношений в Российской Федерации, строительство правового государства, острая потребность общества в коренном улучшении эффективности деятельности правоохранительных органов выдвигают на одно из первых мест задачу кадрового обеспечения органов внутрен-

них дел. Комплексный подход к формированию кадрового состава ОВД основывается на отборе граждан, пригодных по своим индивидуально-психологическим, нравственным и физическим качествам к несению военизированных видов службы, к деятельности, сопряженной с риском для жизни.

Согласно ст. 19 Закона РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "на службу в милицию имеют право поступать граждане РФ... способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудника милиции обязанности". Установление качеств и свойств личности кандидата, поступающего на службу в органы внутренних дел или на учебу в образовательные учреждения системы МВД, соответствующих нормативно одобренным требованиям, является основной задачей профессионально-психологического отбора. Важным является тот факт, что отказ в приеме на службу или на учебу по результатам этого отбора защищает как самого кандидата от непосильной по психоэмоциональным параметрам деятельности, так и общество от негативных последствий его профессиональной несостоятельности. Одновременный профессиональный и психологический отбор обеспечивает правовую обоснованность назначения на должность наиболее подходящего кандидата, определяет качества и характеристики, проявление которых следует учитывать, контролировать и корригировать в процессе профессионального становления.

Комплектование ОВД качественным личным составом является одним из важнейших элементов обеспечения эффективности их деятельности.

Органы внутренних дел заинтересованы в поступлении к ним на службу кандидатов с необходимым багажом знаний, умений, навыков, отличающихся определенными личностными качествами, с наличием которых связывается эффективность их профессиональной деятельности.

В целях качественного комплектования УВД Таймырского автономного округа и его подразделений организуется и проводится многоступенчатый профессиональный отбор кандидатов на службу. Процедура профессионального отбора кандидатов включает социаль-но-правовой, медицинский и психологический отбор.

Психологический отбор выступает как часть профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий в соответствии с требованиями профессиональной деятельности. Цель психологического отбора -объективная оценка кандидата, его психологического потенциала и значимых индивидуально-психологачес-ких особенностей для прогнозирования успешности профессиональной практической деятельности.

Необходимость усиления профессионального психологического отбора на Таймыре связана с рядом негативных медико-биологических факторов, отмечаемых в социальных группах населения. Изучая на протяжении нескольких лет адаптацию молодых сотрудников, психологи УВД округа пришли к выводу, что даже успешное медицинское освидетельствование и признанные годными кандидаты во многих случаях не могут успешно адаптироваться к высоким психическим и физическим нагрузкам. Нужно отметить, что качественный состав пополнения УВД в последние годы ухудшается, это относится как к состоянию здоровья, уровню

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2004, Nsl (21)

29

их физической подготовленности, моральным и нравственным качествам, так и к тому, что в ряде случаев отмечены среди кандидатов на службу криминальные элементы.

Кроме этого, особенности современной социально-экономической ситуации и связанные с ней изменения в патриотических, духовно-идеологических и материальных ориентирах накладывают серьезный отпечаток на морально-психологическую составляющую нравственного облика человека. Негативная наркологическая ситуация, алкоголизм в последнее время затрагивают преимущественно молодое поколение в возрасте до 30 лет.

По последним данным клинико-эпидемиологичес-ких исследований, распространенность нервно-психических заболеваний увеличивается, среди которых преобладают пограничные нервно-психические заболевания - неврозы, психопатии, олигофрении. В частности, по анализу работ, проведенных в Норильском промышленном районе, у 40,0% населения отмечаются признаки снижения работоспособности, колебания настроения, утомление, депрессивные тенденции, предсуицидальные состояния.

Кроме того, отмечается общее снижение интеллектуального уровня кандидатов на службу и учебу в правоохранительные структуры. Нередко уровень их знаний и осведомленность существенно отличаются от предположительно полученных знаний.

В последнее время в милицию приходят молодые люди с заниженной самооценкой, внутренними конфликтами и неразвитыми личностными качествами, такими, как смелость, настойчивость, выдержка, организованность, дисциплинированность. Это приводит к тому, что уже на первом году службы они требуют повышенного внимания со стороны руководителей, наставников и специалистов психологической службы, так как недостаточно готовы к ситуации противоборства, психологически не настроены на повышение уровня профессионализма. Среди молодых людей мало тех, кто говорит о престиже избранной профессии, возросло количество тех, кто желает получить материальные блага. Условная публичная мотивация и истинные цели не совпадают. Социально незрелые молодые люди не могут принимать самостоятельных, профессиональных, единственно верных решений. Необходима глубокая профориентацион-ная работа, которую и проводят сотрудники кадрового аппарата, привлекая учителей школ, используя средства массовой информации - телевидение, периодическую печать, а также встречи учащихся и населения с руководством УВД округа. Положительной практикой в этом плане является с 2000 г. организация юридических классов при УВД Таймырского автономного округа.

Новые функциональные обязанности, смена социального окружения, принятие новой социальной роли учащихся таких классов помогают комплексному развитию, реконструируют их психологические качества. Принимая решение стать сотрудником милиции, продолжая дальнейшее обучение в учебных заведениях МВД РФ, они становятся выразителями и защитниками интересов общества и закона, учатся брать на себя ответственность за свое поведение, отношения с людьми, качество работы. В будущем это поможет молодым людям стать профессионалами, умело решать служебные и жизненные проблемы.

Это важно для личностного роста и успешного процесса адаптации в профессии. Поэтому раннее профессиональное самоопределение имеет внутренний аспект, связанный с самоактуализацией и осознанием своих внутренних потребностей, мотиваций, дает возможность построить свою карьеру без трагических переломов и деформаций. Профессионально важные качества надо не только "выявить", но во многом "заложить" в человеке средствами воспитания, образования, организацией его деятельности.

Для выявления изменений в психоэмоциональной сфере и физиологическом состоянии сотрудников в УВД округа с 1998 г. ежегодно проводится профилактическое психологическое обследование, результаты которого учитываются руководителями служб в дальнейшей работе с подчиненными.

Многолетний анализ данных и профилактического обследования выявляет увеличение числа нервно-психических расстройств, обострения соматических хронических заболеваний, случаев ОРЗ, ОРВИ, гриппа, особенно в период выхода из полярной ночи, который является дополнительной стрессогенной причиной ослабления организма. У 25,0% сотрудников были выявлены перечисленные нарушения. Эмоциональная, физическая, профессиональная нагрузка сотрудников при выполнении служебных обязанностей, климатические и экологические условия жизни (9 месяцев зимы) влекут истощение психофизических ресурсов, ускорение профессиональной деформации, формирование и развитие психосоматических заболеваний и нервных расстройств, которые, в конечном счете, снижают эффективность оперативно-служебной деятельности. Среди поведенческих отклонений, как социально-психологической компенсации, чаще возникают в этот период года плохо управляемое реагирование (грубость, непослушание), иска-жеггные формы самоутверждения, снижение ценностных ориентаций. Все это не может не влиять на взаимоотношения в коллективе и на деятельность в целом.

Изучение психологами социально-психологическо-го климата в подразделениях УВД помогает руководителям более целенаправленно и психологически грамотно создавать атмосферу, сотрудничества, доверия, взаимопомощи, осознанной корректировки собственного стиля руководства. Последующая правильно организованная работа с личным составом требует профилактики и предотвращения этих негативных явлений, а также разрешения еще одной актуальнейшей проблемы - снижения уровня профессиональной деформации сотрудников.

Анализ профессионального психологического отбора в УВД округа указывает на необходимость повышения требований к психодиагностическому инструментарию, используемому для оценки профессионально важных личностных качеств кандидатов. Во многих случаях диагностический материал психологического обследования не учитывает требований, предъявляемых к конкретной должности в системе ОВД.

Социально-демографические и региональные характеристики, особенности профессиональной деятельности личного состава в суровых климатических условиях также определяют стратегию и тактику кадровой политики в УВД округа на современном этапе в целом и психологической службы в частности.

30

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2004, №1 (21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.