СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ
УДК 371
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УЧИТЕЛЯ КАК ОБЪЕКТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
О.А. Ильясова
Актуализирована проблема профессионального роста педагогов в современных усложняющихся социально-педагогических условиях. Описаны особенности педагогического опыта, делается вывод о необходимости его концептуализации. Утверждается о целесообразности проведения внутриорганизационного обучения педагогов школ. Предлагаются рекомендации по выстраиванию внутриорганизационного обучения, направленного на содействие педагогам в концептуализации их профессионального опыта и презентации его в рамках школы.
Ключевые слова: профессиональный опыт учителя, концептуализация, внутриорганизаци-онное обучение, школа, информационный продукт, педагогический тренинг.
Современному педагогу важно непрерывно развивать свое профессиональное мастерство. Осуществляя педагогическую деятельность в новых реалиях, он, несмотря на хорошие знания в области своего предмета, межпредметных технологий, психолого-педагогических концепций, может столкнуться с трудными педагогическими ситуациями. Появляется все больше низкомотивированных и слабоуспевающих школьников; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Эти ученики требуют особого внимания, нуждаются в адресных, бесконфликтных, мотивирующих коммуникациях, которыми владеет не каждый педагог.
Кроме того, усложняется социальная, экономическая обстановка в стране и мире, которая также оказывает влияние на всех участников образовательных отношений: учеников, их родителей, самих педагогов. Это вызывает усиление психологического напряжения, нарас-
тание девиаций в школьной среде, повышает вероятность профессионального выгорания педагогов. Поэтому освоение новых знаний, технологий, обновление педагогических стратегий является необходимым условием эффективной педагогической деятельности в общеобразовательной организации.
Вместе с тем у каждого учителя сформировался собственный уникальный профессиональный опыт. Полученные им знания в процессе первоначальной профессиональной подготовки, на курсах повышения квалификации, через другие обучающие мероприятия систематизируются и находят применение в непосредственной педагогической деятельности. Тем самым педагог накапливает, расширяет, обогащает свой опыт, который может быть объектом дальнейшей концептуализации и диссеминации. Данный опыт включает в себя наиболее успешные педагогические решения, действующие стратегии обучения, воспитания и развития школьников, выстраивания взаимоотношений с родительской общественностью, социальными партнерами.
Педагогический опыт рассматривается как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле опыт понимается как деятельность педагогов, обеспечивающая стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся. В узком смысле - это творческая педагогическая деятельность, инновационного характера, которая способствует внесению новизны в педагогическую науку, совершенствованию качества и результатов образовательно-воспитательной деятельности [3]. Ценный педагогический опыт должен быть достоянием наибольшего числа педагогов, его необходимо применять для выстраивания внутриорганизационного обучения в школе. Однако, прежде чем его включать в образовательные мероприятия конкретной
Научно-методическое обеспечение оценки качества образования
75
Профессиональный опыт учителя как объект концептуализации в системе внутриорганизационного обучения в школе
школы, такой опыт имеет смысл концептуализировать.
Концептуализация представляет собой «процесс осмысления педагогических идей в их динамическом проявлении, установления значимых связей конкретных фактов и качественных изменений в структуре педагогического явления» [1, с. 92]. В основе концептуализации базируется концепт, «отражающий представления человека о явлениях действительности, основанные на знании, отношении, опыте» [1, с. 95]. Концептуализация педагогического опыта рассматривается как инновационная форма повышения квалификации [5]. На наш взгляд, сам по себе опыт не может быть объектом его распространения и применения в общешкольной практике. Именно концепты, как продукты универсального проявления знаний, полученных из опыта, должны стать основой внутриорганизационного обучения педагогов. Опыт имеет субъективный и личнос-тно-окрашенный характер, применяемый в отдельных педагогических практиках. Концепт же - объективный и научно-обоснованный, доступный для наибольшего числа специалистов системы образования информационный продукт.
Итак, именно концептуализированный профессиональный опыт учителя может найти успешное применение в системе внутриоргани-зационного обучения в школе. Чтобы такое обучение было наиболее эффективным, требуется создание стимулирующей морально-материальной среды в школе, обновление форм и содержания внутриорганизационного обучения с учетом современных трендов, а также учет профессиональных потребностей и индивидуальных возможностей педагогов [4]. В центре «самообучающейся организации» находится педагогический персонал, обучение и развитие которого выступает основным ресурсом развития школы и качества ее образовательно-воспитательной деятельности [2]. Каждый педагог может быть носителем ценного профессионального опыта.
Для того, чтобы педагоги смогли обнаружить свои профессиональные ресурсы, переработать их в относительно завершённый информационный продукт (научная статья, конспект занятия,
презентация, мастер-класс, программа внеурочной деятельности и пр.) требуется системная работа. В первую очередь необходимо в рамках внутриорганизационного обучения провести установочный семинар на тему «Профессиональный опыт педагога. Основания его концептуализации». На данном семинаре уместно сформировать представления у педагогов о необходимости обогащения своего опыта в современных условиях и показать место концептуализации в данном процессе.
Далее стоит организовать фокус-группу по изучению различных продуктов концептуализации педагогического опыта и способов их грамотного оформления. Необходимо, чтобы каждый педагог выбрал наиболее подходящий и интересный для него продукт и увидел в этой деятельности собственные смыслы. Причем данный продукт должен быть применим не только в его профессиональной деятельности, но и в работе других педагогов, либо представлять образец, по которому другие учителя смогут разработать аналогичные материалы.
Затем считаем уместным организовать педагогический тренинг по изучению личностно-профессиональных ресурсов педагогов, повышению их уверенности в себе, развитию презентационных умений. Такой тренинг будет эффективным если включить в него несколько занятий, на последнем из которых педагоги будут представлять свои разработки. Это позволит создать комфортную атмосферу, особенно для неуверенных в себе специалистов, тревожных, начинающих педагогов, имеющих незначительный опыт работы в школе. Кроме того, уместно данные продукты разместить в общем доступе и расширять практику наполнения школьного банка эффективных педагогических практик с сохранением авторства каждой. В дальнейшем эти практики могут использоваться учителями в различных конкурсах профессионального мастерства.
Таким образом, планирование внутриоргани-зационного обучения в школе важно осуществлять с учетом готовности педагогов делиться своими знаниями. Чтобы данный процесс был более успешен необходимо содействовать им в
76
№ 1 (15)2022
О.А. Ильясова
изучении собственного педагогического опыта, шения квалификации / Г. А. Шкерина // Сибир-
способов его концептуализации, наиболее ский педагогический журнал. - 2010. - № 2. -
актуальных, доступных, значимых для учителей С. 334-340. вариантах его презентации внутри своего коллектива. References
Итак, профессиональный опыт учителя может 1. Il'yasov, D. F. Populyarizatsiya nauchnykh
быть объектом самостоятельного научного- psikhologo-pedagogicheskikh znaniy sredi uchiteley:
практического осмысления. Чтобы он был monografiya / D. F. Il'yasov. - Chelyabinsk:
востребован среди широкой педагогической ChIPPKRO, 2019. - 232 s.
общественности необходимо его предварительно 2. Katerbarg, T. O. Razvitie professional'nogo
концептуализировать. С целью непрерывного potentsiala uchitelya v shkole kak v
профессионального развития педагогов совре- «Samoobuchayushcheysya organizatsii» /
менной школе необходимо ориентироваться на T. O. Katerbarg // Privolzhskiy nauchnyy vestnik. -
концепцию самообучающейся организации, 2013. - J№ 11 (27). - S. 124-126. выстроить систему внутриорганизационного 3. Rezanovich, I. V. Kontseptualizatsiya
обучения. Такое обучение должно включать не pedagogicheskogo opyta v protsesse
только распространение продуктов концептуали- vnutriorganizitsionnogo povysheniya kvalifikatsii / I.
зации, но и предполагать содействие педагогам в V. Rezanovich, G. A. Shkerina // Vestnik Tomskogo
поиске, осмыслении своего опыта, его обобще- gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. -
нии, оформлении и презентации. 2010. - № 4. - S. 51-55.
4. Selivanova, E. A. Rol' vnutriorganizatsionnogo
Список литературы obucheniya v razvitii gotovnosti pedagogov k
1. Ильясов, Д. Ф. Популяризация научных obmenu znaniyami / E. A. Selivanova // Integratsiya психолого-педагогических знаний среди учите- metodicheskoy (nauchno-metodicheskoy) raboty i лей: монография / Д. Ф. Ильясов. - Челябинск: sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov: Materialy ЧИППКРО, 2019. - 232 с. XXI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy
2. Катербарг, Т. О. Развитие профессионально- konferentsii, Chelyabinsk, 20 aprelya 2020 goda / otv. го потенциала учителя в школе как в «Самообуча- redaktor D. F. Il'yasov. - Chelyabinsk: ChIPPKRO, ющейся организации» / Т. О. Катербарг // Приво- 2020. - S. 56-62.
лжский научный вестник. - 2013. - № 11 (27). - 5. Shkerina, G. A. Kontseptualizatsiya
С. 124-126. pedagogicheskogo opyta kak innovatsionnaya forma
3. Резанович, И. В. Концептуализация педаго- povysheniya kvalifikatsii / G. A. Shkerina // Sibirskiy гического опыта в процессе внутриорганизици- pedagogicheskiy zhurnal. - 2010. - № 2. - S. 334-онного повышения квалификации / И. В. Резано- 340.
вич, Г. А. Шкерина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Сведения об авторе
2010. - № 4. - С. 51-55. Ильясова Ольга Анатольевна - кандидат
4. Селиванова, Е. А. Роль внутриорганизаци- педагогических наук, доцент, начальник управле-онного обучения в развитии готовности педагогов ния дополнительного профессионального к обмену знаниями / Е. А. Селиванова // Интегра- образования ГБУ ДПО «Региональный центр ция методической (научно-методической) работы оценки качества и информатизации образова-и системы повышения квалификации кадров: ния», г. Челябинск
Материалы XXI Международной научно-
практической конференции, Челябинск, 20 Information about author
апреля 2020 года / отв. редактор Д. Ф. Ильясов. - Ilyasova O.A. - Head of Administration of
Челябинск: ЧИППКРО, 2020. - С. 56-62. Additional Professional Education, Regional Center
5. Шкерина, Г. А. Концептуализация педагоги- for Quality Assessment and Informatization of ческого опыта как инновационная форма повы- Education, Chelyabinsk
Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 77