Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УЧИТЕЛЯ КАК ОБЪЕКТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УЧИТЕЛЯ КАК ОБЪЕКТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УЧИТЕЛЯ / КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясова О.А.

Актуализирована проблема профессионального роста педагогов в современных усложняющихся социально-педагогических условиях. Описаны особенности педагогического опыта, делается вывод о необходимости его концептуализации. Утверждается о целесообразности проведения внутриорганизационного обучения педагогов школ. Предлагаются рекомендации по выстраиванию внутриорганизационного обучения, направленного на содействие педагогам в концептуализации их профессионального опыта и презентации его в рамках школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S PROFESSIONAL EXPERIENCE AS AN OBJECT OF CONCEPTUALIZATION IN THE SYSTEM OF IN-HOUSE LEARNING AT SCHOOL

The problem of teachers' professional advancement in modern complicating social and pedagogical conditions is actualized. Peculiarities of pedagogical experience are described, the conclusion about its conceptualization necessity is made. The practicability of holding school teachers in-house learning is con rmed. Recommendations on in-house learning arrangement that it oriented to assisting teachers in their professional experience conceptualization and its presentation in school framework, are delivered.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УЧИТЕЛЯ КАК ОБЪЕКТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ

УДК 371

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УЧИТЕЛЯ КАК ОБЪЕКТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

О.А. Ильясова

Актуализирована проблема профессионального роста педагогов в современных усложняющихся социально-педагогических условиях. Описаны особенности педагогического опыта, делается вывод о необходимости его концептуализации. Утверждается о целесообразности проведения внутриорганизационного обучения педагогов школ. Предлагаются рекомендации по выстраиванию внутриорганизационного обучения, направленного на содействие педагогам в концептуализации их профессионального опыта и презентации его в рамках школы.

Ключевые слова: профессиональный опыт учителя, концептуализация, внутриорганизаци-онное обучение, школа, информационный продукт, педагогический тренинг.

Современному педагогу важно непрерывно развивать свое профессиональное мастерство. Осуществляя педагогическую деятельность в новых реалиях, он, несмотря на хорошие знания в области своего предмета, межпредметных технологий, психолого-педагогических концепций, может столкнуться с трудными педагогическими ситуациями. Появляется все больше низкомотивированных и слабоуспевающих школьников; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Эти ученики требуют особого внимания, нуждаются в адресных, бесконфликтных, мотивирующих коммуникациях, которыми владеет не каждый педагог.

Кроме того, усложняется социальная, экономическая обстановка в стране и мире, которая также оказывает влияние на всех участников образовательных отношений: учеников, их родителей, самих педагогов. Это вызывает усиление психологического напряжения, нарас-

тание девиаций в школьной среде, повышает вероятность профессионального выгорания педагогов. Поэтому освоение новых знаний, технологий, обновление педагогических стратегий является необходимым условием эффективной педагогической деятельности в общеобразовательной организации.

Вместе с тем у каждого учителя сформировался собственный уникальный профессиональный опыт. Полученные им знания в процессе первоначальной профессиональной подготовки, на курсах повышения квалификации, через другие обучающие мероприятия систематизируются и находят применение в непосредственной педагогической деятельности. Тем самым педагог накапливает, расширяет, обогащает свой опыт, который может быть объектом дальнейшей концептуализации и диссеминации. Данный опыт включает в себя наиболее успешные педагогические решения, действующие стратегии обучения, воспитания и развития школьников, выстраивания взаимоотношений с родительской общественностью, социальными партнерами.

Педагогический опыт рассматривается как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле опыт понимается как деятельность педагогов, обеспечивающая стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся. В узком смысле - это творческая педагогическая деятельность, инновационного характера, которая способствует внесению новизны в педагогическую науку, совершенствованию качества и результатов образовательно-воспитательной деятельности [3]. Ценный педагогический опыт должен быть достоянием наибольшего числа педагогов, его необходимо применять для выстраивания внутриорганизационного обучения в школе. Однако, прежде чем его включать в образовательные мероприятия конкретной

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования

75

Профессиональный опыт учителя как объект концептуализации в системе внутриорганизационного обучения в школе

школы, такой опыт имеет смысл концептуализировать.

Концептуализация представляет собой «процесс осмысления педагогических идей в их динамическом проявлении, установления значимых связей конкретных фактов и качественных изменений в структуре педагогического явления» [1, с. 92]. В основе концептуализации базируется концепт, «отражающий представления человека о явлениях действительности, основанные на знании, отношении, опыте» [1, с. 95]. Концептуализация педагогического опыта рассматривается как инновационная форма повышения квалификации [5]. На наш взгляд, сам по себе опыт не может быть объектом его распространения и применения в общешкольной практике. Именно концепты, как продукты универсального проявления знаний, полученных из опыта, должны стать основой внутриорганизационного обучения педагогов. Опыт имеет субъективный и личнос-тно-окрашенный характер, применяемый в отдельных педагогических практиках. Концепт же - объективный и научно-обоснованный, доступный для наибольшего числа специалистов системы образования информационный продукт.

Итак, именно концептуализированный профессиональный опыт учителя может найти успешное применение в системе внутриоргани-зационного обучения в школе. Чтобы такое обучение было наиболее эффективным, требуется создание стимулирующей морально-материальной среды в школе, обновление форм и содержания внутриорганизационного обучения с учетом современных трендов, а также учет профессиональных потребностей и индивидуальных возможностей педагогов [4]. В центре «самообучающейся организации» находится педагогический персонал, обучение и развитие которого выступает основным ресурсом развития школы и качества ее образовательно-воспитательной деятельности [2]. Каждый педагог может быть носителем ценного профессионального опыта.

Для того, чтобы педагоги смогли обнаружить свои профессиональные ресурсы, переработать их в относительно завершённый информационный продукт (научная статья, конспект занятия,

презентация, мастер-класс, программа внеурочной деятельности и пр.) требуется системная работа. В первую очередь необходимо в рамках внутриорганизационного обучения провести установочный семинар на тему «Профессиональный опыт педагога. Основания его концептуализации». На данном семинаре уместно сформировать представления у педагогов о необходимости обогащения своего опыта в современных условиях и показать место концептуализации в данном процессе.

Далее стоит организовать фокус-группу по изучению различных продуктов концептуализации педагогического опыта и способов их грамотного оформления. Необходимо, чтобы каждый педагог выбрал наиболее подходящий и интересный для него продукт и увидел в этой деятельности собственные смыслы. Причем данный продукт должен быть применим не только в его профессиональной деятельности, но и в работе других педагогов, либо представлять образец, по которому другие учителя смогут разработать аналогичные материалы.

Затем считаем уместным организовать педагогический тренинг по изучению личностно-профессиональных ресурсов педагогов, повышению их уверенности в себе, развитию презентационных умений. Такой тренинг будет эффективным если включить в него несколько занятий, на последнем из которых педагоги будут представлять свои разработки. Это позволит создать комфортную атмосферу, особенно для неуверенных в себе специалистов, тревожных, начинающих педагогов, имеющих незначительный опыт работы в школе. Кроме того, уместно данные продукты разместить в общем доступе и расширять практику наполнения школьного банка эффективных педагогических практик с сохранением авторства каждой. В дальнейшем эти практики могут использоваться учителями в различных конкурсах профессионального мастерства.

Таким образом, планирование внутриоргани-зационного обучения в школе важно осуществлять с учетом готовности педагогов делиться своими знаниями. Чтобы данный процесс был более успешен необходимо содействовать им в

76

№ 1 (15)2022

О.А. Ильясова

изучении собственного педагогического опыта, шения квалификации / Г. А. Шкерина // Сибир-

способов его концептуализации, наиболее ский педагогический журнал. - 2010. - № 2. -

актуальных, доступных, значимых для учителей С. 334-340. вариантах его презентации внутри своего коллектива. References

Итак, профессиональный опыт учителя может 1. Il'yasov, D. F. Populyarizatsiya nauchnykh

быть объектом самостоятельного научного- psikhologo-pedagogicheskikh znaniy sredi uchiteley:

практического осмысления. Чтобы он был monografiya / D. F. Il'yasov. - Chelyabinsk:

востребован среди широкой педагогической ChIPPKRO, 2019. - 232 s.

общественности необходимо его предварительно 2. Katerbarg, T. O. Razvitie professional'nogo

концептуализировать. С целью непрерывного potentsiala uchitelya v shkole kak v

профессионального развития педагогов совре- «Samoobuchayushcheysya organizatsii» /

менной школе необходимо ориентироваться на T. O. Katerbarg // Privolzhskiy nauchnyy vestnik. -

концепцию самообучающейся организации, 2013. - J№ 11 (27). - S. 124-126. выстроить систему внутриорганизационного 3. Rezanovich, I. V. Kontseptualizatsiya

обучения. Такое обучение должно включать не pedagogicheskogo opyta v protsesse

только распространение продуктов концептуали- vnutriorganizitsionnogo povysheniya kvalifikatsii / I.

зации, но и предполагать содействие педагогам в V. Rezanovich, G. A. Shkerina // Vestnik Tomskogo

поиске, осмыслении своего опыта, его обобще- gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. -

нии, оформлении и презентации. 2010. - № 4. - S. 51-55.

4. Selivanova, E. A. Rol' vnutriorganizatsionnogo

Список литературы obucheniya v razvitii gotovnosti pedagogov k

1. Ильясов, Д. Ф. Популяризация научных obmenu znaniyami / E. A. Selivanova // Integratsiya психолого-педагогических знаний среди учите- metodicheskoy (nauchno-metodicheskoy) raboty i лей: монография / Д. Ф. Ильясов. - Челябинск: sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov: Materialy ЧИППКРО, 2019. - 232 с. XXI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy

2. Катербарг, Т. О. Развитие профессионально- konferentsii, Chelyabinsk, 20 aprelya 2020 goda / otv. го потенциала учителя в школе как в «Самообуча- redaktor D. F. Il'yasov. - Chelyabinsk: ChIPPKRO, ющейся организации» / Т. О. Катербарг // Приво- 2020. - S. 56-62.

лжский научный вестник. - 2013. - № 11 (27). - 5. Shkerina, G. A. Kontseptualizatsiya

С. 124-126. pedagogicheskogo opyta kak innovatsionnaya forma

3. Резанович, И. В. Концептуализация педаго- povysheniya kvalifikatsii / G. A. Shkerina // Sibirskiy гического опыта в процессе внутриорганизици- pedagogicheskiy zhurnal. - 2010. - № 2. - S. 334-онного повышения квалификации / И. В. Резано- 340.

вич, Г. А. Шкерина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Сведения об авторе

2010. - № 4. - С. 51-55. Ильясова Ольга Анатольевна - кандидат

4. Селиванова, Е. А. Роль внутриорганизаци- педагогических наук, доцент, начальник управле-онного обучения в развитии готовности педагогов ния дополнительного профессионального к обмену знаниями / Е. А. Селиванова // Интегра- образования ГБУ ДПО «Региональный центр ция методической (научно-методической) работы оценки качества и информатизации образова-и системы повышения квалификации кадров: ния», г. Челябинск

Материалы XXI Международной научно-

практической конференции, Челябинск, 20 Information about author

апреля 2020 года / отв. редактор Д. Ф. Ильясов. - Ilyasova O.A. - Head of Administration of

Челябинск: ЧИППКРО, 2020. - С. 56-62. Additional Professional Education, Regional Center

5. Шкерина, Г. А. Концептуализация педагоги- for Quality Assessment and Informatization of ческого опыта как инновационная форма повы- Education, Chelyabinsk

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.