Научная статья на тему 'Профессиональный образ мира в содержании курса иностранного языка в вузе'

Профессиональный образ мира в содержании курса иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ СОЗНАНИЯ / ДИСКУРСНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONAL IMAGE OF WORLD / THINKING FORMS OF CONSCIOUSNESS / DISCOURSE COMPETENCE OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воскресенская Лариса Федоровна

Профессиональный образ мира рассматривается как необходимый компонент содержания профессионального образования, которое должно обеспечивать целенаправленное развитие профессионального содержания всех свойственных сознанию мыслительных форм и способствовать формированию дискурсной компетенции личности. Дан пример построения учебного курса в логике овладения гештальтами профессионального образа мира в их статическом и динамическом аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional image of world is regarded as the necessary component of professional education that must ensure purposeful development of professional contents of all thinking forms and favour discourse competence development. There is given the example of course of studies in the logic of mastering gestalts of professional image of world in its static and dynamic aspects.

Текст научной работы на тему «Профессиональный образ мира в содержании курса иностранного языка в вузе»

нения деятельности) к планированию своих действий по решению проблемной ситуации (осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств), а затем и к проектированию (осуществлению деятельности, исходя из ее системного понимания).

Подводя итог, необходимо отметить, что темпоральная компетентность будущего социального педагога может быть рассмотрена в качестве интегральной характеристики, которая позволит будущему специалисту воспринимать социально-педагогическую деятельность как целостный процесс.

литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991.

2. Андриенко Е.В. Профессиональное педагогическое образование и развитие личности учителя : учеб. пособие. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2001.

3. Болотова А.К. Психология организации времени : учеб. пособие для студ. вуза. М. : Аспект Пресс, 2006.

4. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: моногр. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. М. : Гардарики, 2005.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М. : ТЦ «Сфера», 2001.

7. Удачина П.Ю. Личность как субъект организации времени : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006.

8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. пед. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2004.

Formation of temporal competence of a future social teacher

There is specified the essence of temporal competence as a component of professional competence of a future social teacher, revealed the conditions and substantiated the model of its formation process.

Key words: temporal competence of a future social teacher, social and educational work.

л.Ф. воскресенская

(Волгоград)

профессиональный образ мира в содержании курса иностранного языка в вузе

Профессиональный образ мира рассматривается как необходимый компонент содержания профессионального образования, которое должно обеспечивать целенаправленное развитие профессионального содержания всех свойственных сознанию мыслительных форм и способствовать формированию дискурсной компетенции личности. Дан пример построения учебного курса в логике овладения гештальтами профессионального образа мира в их статическом и динамическом аспектах.

Ключевые слова: профессиональный образ мира, мыслительные формы сознания, дискурсная компетенция личности.

В ходе овладения профессией сознание человека претерпевает значительные изменения: происходит профессионализация сознания. Профессиональное сознание - феномен, который мы анализируем, с тем чтобы продолжить исследование социогуманитарной парадигмы высшего профессионального образования. В структуре профессионального сознания выделяют образ профессии, который рассматривается как целостное отображение основного содержания профессии [1]. Очевидно, что профессиональный образ мира не сводится к образу профессии и является феноменом с более широким содержанием. Профессиональный образ мира - это взгляд профессионала на окружающий его мир, осознание своего места в нем, предвидение значимости и результатов своей профессиональной деятельности

Более 10 лет назад А.А. Леонтьев отмечал, что формирование профессионального образа мира является одной из задач обучения специалиста [3, с. 273]. Однако задача формирования профессионального образа мира не может быть решена, если данный конструкт не включен в содержание образования. Механизм такого включения еще не представлен в целостной форме.

А.Н. Леонтьев называл образом мира знания, формируемые каждым человеком в процессе существования в мире [4, с. 299]. Эти знания не являются результатом специальной познавательной деятельности человека,

© Воскресенская Л.Ф., 2012

это результат его сопричастности природной и социальной жизни. Если образ мира выступает основой любой познавательной деятельности, то профессиональный образ мира можно считать результатом целенаправленной активности.

Известно, что образ мира складывается из множественности мыслительных форм отражения - мыслительных образов или концептов. В современной науке выделяется три основных типа концептов. Перечислим их.

1. Представления - обобщенные чувственно-наглядные образы предметов или явлений - выступают в качестве смысловой стороны преимущественно лексических единиц конкретной семантики и характеризуются различными уровнями образности. Так, концепты-представления «автобус», «кровь», «газета», «яблоко» демонстрируют высокую яркость наглядно-образного содержания, а лексемы холод, сон, деталь характеризуются низким уровнем образности.

2. Гештальт - комплексная, целостная функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений в сознании -как вид концепта представляет собой закрепленный словом целостный образ, совмещающий чувственные и рациональные элементы, а также объединяющий динамические и статические аспекты отображаемого объекта или явления. Гештальты образуют семантическое содержание абстрактной лексики и являются содержанием таких лексем, как религия, быт, математика, молчание, судьба, профессия. К гештальтам относятся и концепты, толкуемые через прототипы, к примеру, родовые термины или собирательные единицы типа птица, цветок, обувь, животное, посуда, а также фреймы и сценарии типа «супермаркет», «класс», «экскурсия», «пикник».

3. Понятие - образ наиболее общих, существенных признаков предмета или явления, результат рационального отражения основных, существенных признаков предмета, например: звезда - светящееся раскаленное космическое тело; квадрат - прямоугольник с равными сторонами; инженер - специалист технической области, имеющий высшее образование. Понятие - это результат целенаправленного осмысления предмета или явления, преследующего цель отграничить предмет от сходных либо обозначить существенные признаки предмета для его изготовления. таким образом, понятия формируются преимущественно в научной и производственной сфере, образуя лексические пласты терминов и профессионализмов.

Представления, гештальты и понятия тесно переплетаются как в мыслительной деятельности человека, так и в его коммуникативной практике. Одно и то же слово может реализовать либо гештальт, либо понятие, либо представление. Так, лексема деньги в научном экономическом тексте будет выступать как понятие, в практике бухгалтерской работы - как гештальт, а в бытовой коммуникации - как единица конкретной семантики - представление, т.е. в различных дискурсах это слово представляет различные уровни мыслительной абстракции. Очевидно, что содержание профессионального образования должно предполагать целенаправленное развитие профессионального содержания всех свойственных сознанию мыслительных форм.

Профессиональный образ мира человека проявляется в его поведении и отражает жизненные цели, поведенческие мотивы и установки. В большей степени профессиональный образ мира выражается в общении, формируя личностный дискурс. Успешность в большинстве современных профессий зависит от дискурсной компетенции личности, под которой традиционно понимается способность к адекватному выбору и осуществлению речевых и поведенческих паттернов в типичных и нестандартных коммуникативных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Например, в процессе коммуникации медиков, психологов, менеджеров необходимо применение большого количества терминов и профессионализмов. Однако общение с пациентами, клиентами даже в рамках профессиональной деятельности должно быть иным, поскольку применение профессиональной лексики может создать барьер общения между специалистом и нуждающимся в его помощи. Так, если человеку, обратившемуся к психологу, после диагностики темперамента сказали, что он - холерик, он может подумать, что его оскорбили, а при упоминании о шизофренической акцентуации может решить, что ему поставили медицинский диагноз.

Коммуникация представителей разных профессий неизбежна в современном социуме, когда профессиональная деятельность становится все более узкой и специфичной. Специфичен и сам процесс подобной коммуникации, что проявляется 1) в выборе речевых стереотипов, который осуществляется в соответствии со стратегиями действий, сформированными в профессиональном сознании; 2) в специфике образов сознания, отображающих

предметы конкретной корпоративной культуры. Для достижения взаимопонимания необходимо, чтобы коммуниканты обладали общекультурными навыками речевого общения, а также представлениями об особенностях профессионального образа мира своих партнеров.

Овладение гештальтами профессионального образа мира предполагает предвидение результатов их применения в ситуациях как профессиональной, так и межкультурной коммуникации. Так, гештальт «больница» для медика - место и условия осуществления его профессиональной деятельности, для больного это сценарий, связанный с драматическим изменением его привычного психологического пространства, для администрации города (поселка) это инфраструктура, обеспечивающая функционирование важного социального учреждения. Врач, общающийся с представителями разных категорий людей, должен учитывать тот гештальт, который сформирован в сознании его коммуниканта.

Из примеров следует, что традиционное определение дискурсной компетенции профессионала, приведенное выше, следует расширить умением специалиста в ситуации профессионального общения определять и учитывать профессиональный (или непрофессиональный) образ мира коммуниканта. обучение профессиональной дискурсной компетенции должно быть включено в содержание профессионального образования, особенно специальностям типа «человек - человек».

Процесс получения высшего профессионального образования можно представить как овладение гештальтами профессионального образа мира в их статическом и динамическом аспектах. такая попытка была сделана в Волгоградской академии физической культуры. В течение нескольких лет преподавание английского языка на специальности «туристический и гостиничный бизнес» осуществлялось там по программе, формирующей профессиональные гештальты. отметим, что мы не видим принципиальной разницы в определении понятий «гештальт» и «профессиональный гештальт»; разница, на наш взгляд, состоит в объекте отражаемой действительности (объект обыденного или профессионального сознания). В области туристической профессиональной деятельности можно выделить такие гештальты, как «туристическая компания» (tourist company), «гостиница» (hotel), «размещение и питание» (accommodation and catering), «туристическая зона» (tourist destination), «туристические услуги» (tourist services) и др.

Овладение ими происходит в логике развертывания профессиональной деятельности туристического менеджера.

Анализ процесса обучения проводился на протяжении всего учебного курса в течение 1 - 4-го учебных семестров. Для получения данных использовались специально разработанные анкеты, ряд прожективных тестов («Кто Я?», «Незаконченные предложения», модифицированный тест цветовых ассоциаций), а также метод установления языковых ассоциативных связей. Все названные методики проводились на русском языке, что исключило искажение результатов по причине недостаточного владения английским языком.

Результаты исследования проводились на основе данного нами определения профессионального образа мира по следующим критериям: степень сформированности образа профессии в сознании студента, осознание смысла своей профессии в современном социуме, осознание собственной траектории развития в рамках избранной профессиональной деятельности, рефлексия своего профессионального развития, эмоциональное отношение к различным аспектам деятельности туристического менеджера.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что подход, обеспечивающий формирование не только учебной иноязычной, но и профессиональной дискурсной компетентности будущих специалистов, способствует развитию профессионального образа мира, побуждает к поиску своего места в нем. Причину полученного положительного результата мы видим в том, что избранный подход к отбору содержания образования был основан на последовательном овладении профессиональными гештальтами. Обладая в силу своей природы и содержательной, и процессуальной сторонами, гештальт отображает феномен деятельности, что особенно важно для студентов в самом начале профессионального образования. Если с помощью понятий происходит овладение конкретной областью науки, то посредством гештальтов формируется образ профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональный образ мира должен быть элементом содержания образования будущих специалистов, поскольку он способствует успешному выбору индивидуальной профессиональной траектории и адаптации начинающего специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности. В логике развития образовательного процесса, содержание которого предполагает форми-

рование профессионального образа мира, возникает вопрос о роли предмета «Иностранный язык». Преподавание иностранного языка осуществляется по программам и с использованием учебных пособий, ориентированных на определенный профессиональный дискурс, реализующих в большей или меньшей степени контекстный подход. Практика преподавания предмета свидетельствует о том, что не всегда иностранный язык способствует развитию профессионального образа мира. Если преподавание ограничивается изучением грамматического строя и профессионализмов, которыми студенты владеют на родном языке, процесс превращается в тренинг мыслительных процессов по оперированию другого рода знаковой системой. Для того чтобы иностранный язык как учебная дисциплина способствовал формированию профессионального образа мира, необходимы, по крайней мере, два условия. Во-первых, профессиональный образ мира языковой личности не может ограничиваться только овладением профессиональных концептов на иностранном языке. Специалист, имеющий высшее образование, должен осознавать место своей профессии в современном мире, динамику и логику ее развития, востребованность в социуме и экологичность в природной среде. Полноты осознания не будет, если специалист не может сравнить социальную ситуацию его профессии с той, что есть в других странах. Сравнение необходимо, даже если это небольшой набор стран изучаемого иностранного языка. Во-вторых, прагматический уровень предполагает готовность к профессиональной коммуникации, и чем шире потенциальный круг общения, тем насыщеннее профессиональный образ мира. Формируемые на занятиях языковая и речевая компетенции не являются самоцелью, они лишь промежуточное звено на пути к коммуникативной компетенции, которая становится ведущей по отношению ко всем другим компетенциям в процессе обучения языку. Иностранный язык должен готовить к межкультурному общению с представителями иных этнических культур.

Студенту необходимо понимать, что содержание его профессионального образа мира может в значительной степени отличаться от профессионального образа мира такого же специалиста из другой страны. Он должен быть готов к адекватному речевому поведению в подобной ситуации профессионального общения. Таким образом, можно сделать вывод о возможности представления профессионального образа мира как части содержания высшего профессионального образования.

литература

1. Зиброва С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии (социально-философский анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 1999.

2. Исаев Е.И. [и др.]. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога. URL : http://www.hr-portal.ru.

3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. : Смысл, 1999.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981.

5. Сериков В.В., Болотов В.А. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С. 8 - 14.

6. Тарасов Е.Ф. Образ мира // Вопр. психолингвистики. 2008. №8. С. 6 - 11.

7. Харченко Е.В. Языковое сознание профессионала как предмет психолингвистики // Языковое сознание и образ мира : сб. ст. М. : Авторы, 2000. С.176 - 190.

Professional image of world in the contents of higher professional education

The professional image of world is regarded as the necessary component of professional education that must ensure purposeful development of professional contents of all thinking forms and favour discourse competence development. There is given the example of course of studies in the logic of mastering gestalts of professional image of world in its static and dynamic aspects.

Key words: professional image of world, thinking forms of consciousness, discourse competence of a person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.