иностранного языка - это диалог культур, поскольку все, что происходит в процессе обучения иностранному языку, отражает иностранную культуру, за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире.
литература
1. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностр. яз. в шк. 2004. № 1.
2. Гумбольдт В. Фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1999.
3. Дергач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. М. : Педагогика, 1991.
4. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М. : АСТ : Астрель, 2007.
5. Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию : учеб. пособие. Волгоград : Перемена, 2003.
6. Харитонова И. Информация, язык и развитие личности: философский аспект // Развитие личности. 2004. № 3.
7. Шамов А.Н. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении лексической стороне речи в условиях средней школы // Формирование иноязычных компетенций на занятиях по иностранному языку : межвуз. сб. науч. ст. Н. Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2008.
Linguistic and creative thinking formation in the context of intercultural communication
There is covered the methodological aspect of foreign language intellect activity that gives the answer to the question how to form linguistic and creative thinking by means of a foreign language and culture. As it is seen from the experience of intercultural communication and functioning in a different cultural and linguistic space when teaching a foreign language in the context of intercultural communication strategic meaning is given to cognitive processes that form the language world picture, fix lexical units and their main elements in the structures of semantic memory, with the help and on the basis of lexical units form the notions and concepts as the quantum of the structured knowledge.
Key words: linguistic and creative thinking, intercultural communication, language world picture, convergent thinking, divergent thinking, dialogue of cultures, foreign language intellect skills, informational and imitating modelling.
Г.н. нежельская
(ставрополь)
формирование профессиональной компетентности студентов посредством изучения иностранного языка
Показана проблема формирования профессиональной компетентности студентов экономического факультета посредством изучения иностранного языка. Рассмотрены приемы обучения иностранному языку и сделан вывод о том, что иностранный язык выступает средством личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста.
Ключевые слова: профессиональная высшая школа, компетентность специалиста, компетенция, иностранный язык, конкурентоспособность.
В современном информационно-техническом обществе главным интеллектуальным богатством страны, определяющим ее положение в мире, является компетентностный потенциал специалиста любого профиля. Опыт передовых стран (США, Япония) свидетельствует о том, что для достижения экономического подъема необходимы высококвалифицированные работники. Образованный человек экономически более эффективен, он лучше адаптируется к меняющейся ситуации, а приносимая им польза оборачивается благом для всех [1].
Проблемой России в целом, и Ставропольского края в частности, является недостаток хорошо подготовленных, отвечающих современным требованиям специалистов. В трудах современных педагогов, таких как Т.М. Ковалева, И.Д. Фрумин, В.А. Болотов, Б.Д. Элько-нин, Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова, А.В. Хуторской, вместо понятий «профессионализм» и «профессиональные качества» используются понятия «компетентность» и «компетенция». Актуальность вопроса компетентности не вызывает сомнения, когда речь идет о профессиональном становлении специалиста. как показывает практика, люди, предлагающие услуги в области образования, здравоохранения, экономики, должны быть компетентны, равно, как и те, кто их учит [7].
© Нежельская Г.Н., 2010
компетентность специалиста, по мнению Ю.Г. Татура, - это проявление на практике его стремления и способности (готовности) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознание социальной значимости и личной ответственности за результаты этой деятельности, необходимости ее постоянного совершенствования [10, с. 67]. При этом владение одним или несколькими иностранными языками является обязательным условием компетентности специалиста. В данной статье мы затрагиваем проблемы формирования профессиональной компетентности студентов экономического факультета посредством изучения иностранного языка. Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в том, что устная речь и чтение служат и средством, и целью изучения [4]. Прежде всего мы обучаем не основам наук, а навыкам и умениям в различных видах речевой деятельности. При изучении ИЯ студенты овладевают новыми языковыми средствами оформления собственных мыслей, поскольку перед ними стоят две задачи: что сказать и как это выразить средствами языка. Данную особенность (двуплановость языка) мы считаем нужным учесть как ключевую при подготовке по ИЯ студентов неязыковых вузов экономического профиля. Кроме того, с помощью иностранного языка можно познать то, что нельзя познать на родном языке своевременно и адекватно. Функции иностранного языка порождаются и приводятся в действие теми процессами, которые происходят в экономической, духовной, внешнеполитической деятельности государства.
Подходы к обучению ИЯ, используемые сегодня на неязыковых факультетах вузов, в частности на экономическом факультете Ставропольского государственного университета, как правило, ориентированы на личность студента, его активное саморазвитие, получение качественных знаний, профессиональных навыков, в том числе навыков коллективной работы и творческого решения конкретных проблем. Интеграция дисциплины «Иностранный язык» со специальными дисциплинами дает студентам дополнительные профессиональные знания, при этом активизируется работа с информацией. Анализ специфики дисциплины позволяет нам предположить, что иностранный язык выступает средством повышения профессиональной компетентно-
сти и личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста - выпускника современной высшей школы.
Политические и социально-экономические изменения в обществе приводят к актуализации новых требований к профессиональной подготовке специалиста. Мировой финансовый кризис отразился на всех сферах жизни общества. Сфера образования не является исключением, однако нужно отметить, что кризисные процессы оказывают на нее косвенное влияние. Так, например, сокращение рабочих мест создает проблемы трудоустройства выпускников, а сокращение доходов ведет к трудностям, связанным с внесением платы за обучение. Стало крайне затруднительно прогнозировать состояние рынка труда в посткри-зисный период, а следовательно, формировать какие-то определенные образовательные приоритеты и вообще делать выбор будущей профессии [1]. Оценивая систему высшего профессионального образования в России с позиций современных требований, в качестве ключевой функции мы вслед за Ф.О. Русиновым называем подготовку человека к жизни в эпоху кризисов [9, с.13].
Опрос студентов 2 - 5-го курсов экономического факультета Ставропольского государственного университета (165 человек) показал, что 80% будущих выпускников не планируют уезжать в другие регионы после окончания учебы, поэтому мы полагаем, что при подготовке специалистов должны быть учтены региональные особенности. Далее считаем необходимым определить ключевые компетенции, которые помогут будущим специалистам быть конкурентоспособными на региональном рынке труда. При этом следует исходить из того, что современный профессионал не может всю свою жизнь оставаться узким специалистом, ему необходима образовательная и профессиональная мобильность. В условиях кризиса, когда одни профессии утрачивают, а другие, напротив, обнаруживают свою востребованность и работник должен вновь садиться на студенческую скамью, выпускник вуза должен быть готов самостоятельно усваивать новые знания, совершенствовать умения и навыки творческого решения задач в любой сфере профессиональной деятельности [1].
При этом нельзя упускать тот факт, что прочность и практическая значимость приобретенных знаний зависят от того, насколь-
ко широко они применяются не только в той области, где эти знания приобретены, но и в других областях наук. Это будет стимулировать более осмысленное отношение к учебной деятельности, а в дальнейшем - и к профессиональной. Результаты исследований (И. Бутенко, Л.В. Касузян, А.А. Немцов) указывают на сугубо инструментальное отношение студентов к получению высшего образования. Для большинства учащихся это лишь средство для достижения каких-либо определенных собственных целей, которые мало связаны с содержанием учебы. Результаты опроса, проведенного нами среди специалистов экономического профиля Ставропольского края, служат подтверждением данного факта. 62% опрошенных указали, что обучение ИЯ в вузе не соответствовало их профессиональным потребностям и интересам.
Связь обучения ИЯ в неязыковом вузе с профессиональной подготовкой специалиста рассматривали многие исследователи, в том числе по конкретной специальности (Л.Е. Алексеева, Е.В. Цибульская, О.А. Григоренко, Г.В. Асташова, Е.Н. Титова, Г.Г. Ханцева, Т.Г Харисова, О.Н. Хаустова, Н.В. Канунни-кова и др.). Результаты проведенных исследований важны, но в них, в основном, рассматривается содержательный, а не развивающий потенциал дисциплины и не учитывается тот факт, что дисциплина «Иностранный язык» изучается на 1 - 2-м курсах, когда понятийный аппарат студентов находится в процессе становления, а объем фоновых знаний по специальности мал. Экономические дисциплины, изучаемые ими на данном этапе, по своему характеру относятся к общепрофессиональным, что, по сути, означает ознакомление с будущей специальностью не «вглубь», а «вширь» [8, с.66]. И, следовательно, имеет место присвоение чужого профессионального опыта и знаний в учебных условиях. Собственный опыт работы, закрепляющий познание, отсутствует без практики. Таким образом, при обучении ИЯ мы предлагаем принять во внимание следующее:
- по объему специальные знания обучаемых являются неполными;
- по глубине это знания поверхностные, на уровне определений;
- универсальные профессиональные знания превалируют над профессионально значимыми знаниями.
Вслед за Е.С. Кузнецовой мы придерживаемся идеи, что методологическая направленность преподавания гуманитарных дисциплин в неязыковом вузе заключается в том, что общеразвивающие предметные знания должны выступать не как цель, а как средство профессиональной и личностной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности [6, с. 28]. Термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметноориентированных. По мнению Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколовой, ключевые компетентности носят надпро-фессиональный характер и необходимы в любой области деятельности [5, с.11]. Изучение сферы и видов профессиональной деятельности специалиста-экономиста [2; 3], а также опрос специалистов предприятий края (100 человек) позволили нам выделить следующие компетенции в качестве ключевых:
- профессиональная компетентность, которая включает критическое мышление, умение оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности, умение решать нестандартные задачи, способность работать в группе, умение читать литературу по специальности и др.;
- образовательная мобильность (способность к самообразованию), т.е. умение самостоятельно усваивать новые знания;
- профессиональная мобильность, т.е. возможность адаптации специалиста к различным видам деятельности.
Профессиональная компетентность специалиста включает иноязычную коммуникативную компетенцию, которая базируется на прочных знаниях в области ИЯ и, одновременно, на знаниях из профессиональной области. Иноязычные коммуникативные умения, совершенствование которых происходит в процессе обучения ИЯ, позволяют осуществлять повседневное и профессиональное общение с зарубежными партнерами в устной и письменной формах. В данном случае мы можем считать ИЯ специалиста важным инструментом достижения компетентности в профессиональной сфере.
Как мы уже упоминали выше, проблема образовательной мобильности стоит особенно остро, учитывая условия текущего экономического кризиса: около 50% опрошенных студентов не собираются работать по спе-
циальности после окончания вуза, учатся на экономическом факультете, чтобы получить престижную специальность или диплом с аттестатом; 80% планируют получить второе образование, а 47% проходят обучение по второй специальности. Такая характеристика специалиста, как образовательная мобильность, состоит из умения регулировать собственное развитие и определяет его возможности в научно-исследовательской профессиональной деятельности. Курс ИЯ вносит большой вклад в культуру умственного труда специалиста посредством развития специфических умений работы со справочной литературой, словарями. Языковая подготовка также создает предпосылки для потребности в саморазвитии и формировании когнитивных навыков, т.к. новейшая профессионально значимая для экономистов информация зачастую представлена в Интернете или аутентичных периодических изданиях на ИЯ.
Профессиональная мобильность специалиста возможна за счет высокого уровня развития его познавательных и коммуникативных функций мышления. Следовательно, подготовка квалифицированного специалиста, по нашему мнению, не сводится к информационному обеспечению студентов определенными знаниями в области иностранного языка и развитию навыков и умений по его использованию. Необходимо уделять пристальное внимание развитию таких умений, как самостоятельность, творческий подход и гибкость, умение работать в группе, наличие которых стимулирует востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. Становится очевидной актуальность активизации при обучения ИЯ у студентов таких мыслительных операций, как синтез, анализ, сопоставление и другие, которые позволяют успешно осуществлять межпредметную деятельность специалиста.
Курс ИЯ в неязыковом вузе должен заложить основы владения языком специальности, подготовить к восприятию информации из области профессии, научить работать в группе, развивать познавательные и коммуникативные функции мышления и инициировать обучающихся к самосовершенствованию в профессиональной сфере. Все вышесказанное позволяет определить дисциплину «Иностранный язык» для студентов экономических специальностей не только как орудие профессиональной деятельности специалиста, но и как эффективное средство формирования профес-
сиональной компетентности будущих специалистов в вузе, а за его пределами - как базу для построения успешной карьеры.
литература
1. Аграрная полемика // Ставропольская правда. 2009.30.05.
2. Государственный образовательный стандарт. Специальность 061100-«Менеджмент организации». М., 2000.
3. Государственный образовательный стандарт. Специальность 060500-«Бухгалтерский учет, анализ и аудит». М., 2000.
4. Зимняя И.А. Иностранный язык - специфический учебный предмет // Психология обучения иностранным языкам в школе. М. : Просвещение, 1991. 222 с.
5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие. М. : АПКиППРО, 2008. 101 с.
6. Кузнецова Е.С. Развитие умения читать в системе профессиональной подготовки экономистов-аграрников: на материале английского языка : дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08. Елец, 2005.
7. Лежнина Г.В. Компетентностный подход: теоретический анализ понятий // знаменские чтения. Сургут : СурГПУ, 2008.
8. Макар Л.В. обучение профессиональноориентированному общению на английском языке студентов неязыкового вуза : дис. . канд. пед. наук : СПб., 2000. 257 с.
9. Русинов Ф.О. О системном развитии высшего экономического образования // Высш. образование в России. 1995. № 4. С. 8 - 20.
10. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования : материалы ко второму заседанию методол. семинара. Авторская помощь. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Students professional competence formation by means of foreign language study
There is shown the issue of professional competence formation at the students of the faculty of economics by means of foreign language study. There are regarded the methods of foreign language teaching and made the conclusion that a foreign language is the means ofpersonal and professional development of students and appears to be the necessary condition of successful professional activity of a specialist.
Key words: professional higher school, competence of a specialist, competency, foreign language, competitiveness.