Метод «Галерея» позволяет обсуждать сразу несколько вопросов. При этом каждый сможет принять участие и внести свой вклад в обсуждение предлагаемых вопросов.
1 шаг. Формулировка проблемы. Фасилитатор выделяет основные задачи.
2 шаг. Деление на группы. Фасилитатор делит общую группу на малые группы, количество которых соответствует количеству выделенных задач.
3 шаг. Постановка задачи. Преподаватель ставит задачу перед каждой малой группой.
4 шаг. Работа каждой малой группы над своей задачей (обычно в течении 5 - 10 минут).
5 шаг. Переход малых групп на доработку задачи соседа. Передается лист бумаги с идеями соседней малой группе.
6 шаг. Доработка задачи соседа. Каждая малая группа помечает те идеи, с которыми она не согласна и через 5 минут лист переходит по кругу к следующей малой группе.
7 шаг. Возвращение к своей задаче. Малая группа возвращается к своей задаче и анализирует полученные замечания.
8 шаг. Презентация и обсуждение результатов работы. Каждая группа по очереди представляет результаты, собранные на своем листе с объяснениями и комментариями. Другие группы уточняют свои замечания. При необходимости идеи могут обсуждаться в общей группе.
Одной из главных задач фасилитатора помочь группе структурировать накопленную информацию, объединить сходные идеи. Когда необходимо сгруппировать все аргументы за и против той или иной идеи используют SWOT-анализ. Название данного метода представляет собой сочетание заглавных букв четырех английских слов:
Strengths - сильные стороны;
Weaknesses - слабые стороны;
Библиографический список
Opportunities - возможности, имеющиеся во внешнем окружении;
Threats - угрозы, таящиеся во внешнем окружении.
При помощи метода SWOT подвергаются систематизации и анализу два подмножества факторов, одно из которых служит представлением внутренней структуры, а другое -представлением внешнего окружения.
3. Подведение итогов лабораторной работы.
Задача преподавателя-фасилитатора на данном этапе помочь группе прийти к согласию, принять решение, подвести итоги проделанной работы. Студент, который высказался, чье предложение было услышано, обсуждено, и его элементы вошли в окончательное решение, чувствует себя причастным к нему и ответственным за него.
Наше исследование показало что, именно посредствам фасилитации у студентов происходит присвоение знаний и информации. Кроме этого фасилитация может выполнять следующие функции:
• проверка имеющегося опыта;
• обмен информацией между участниками процесса;
• формирование ощущения легкости и простоты в освоении нового - за счет использования интеллектуального и креативного потенциала всей группы;
• снятие сопротивления, изменения происходящим при проведении лабораторной работы.
Таким образом, использование фасилитации при проведении лабораторных работ позволяет решать одновременно несколько задач. Основное - она развивает коммуникативные умения и навыки, способствует установлению эмоциональных контактов между студентами, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей.
1. Калнынш, Л.М. Информационно-педагогическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития учителя (при подготовке будущего учителя в педагогическом вузе) // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №5.
2. Роджерс, Н. Фасилитация творчества // Вопросы психологии. - 2007. - №6.
3. Торн, К. Тренинг. Настольная книга тренера / К. Торн, Д. Маккей. - СПб.: Питер, 2002.
Статья поступила в редакцию 22.03.10
УДК 378
М.Н. Фроловская, доц., докторант АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected] ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА ПЕДАГОГА КАК УНИВЕРСАЛИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ1
В статье рассматриваются различные аспекты многомерного феномена «профессиональный образ мира педагога» через его взаимодействие с универсалиями педагогической культуры: научной картиной мира, педагогическим мировоззрением, Я-концепцией педагога. Обсуждаются аксиологические, онтологические, методологические составляющие профессионального образа мира педагога как ядра педагогической культуры.
Ключевые слова: профессиональный образ мира педагога, универсалии педагогической культуры, высшее педагогическое образование.
Найти себя невозможно -себя можно только создать.
Томас Сас
Понятие «образ» является исходным в трактовке «образования». Именно в значении «формирование образа» оно введено в научный оборот И.Г. Песталоцци. Из множества значений слова «образ» (В.И. Даль определяет 26 значений) в контексте профессионального образования особенно значимой оказывается интерпретация «образа» как 1) «мысленно воспроизводимый облик того или другого человека (или предмета, явления и т.д.)»; 2) «воплощение в конкретно-чувственной форме представлений о действительности». В словенском языке буквальный перевод слова - «лицо», в чешском, немецком - ЫМ - «картина», «изображение», в древнерусском - «облик», «вид», «способ». Изначальное значение слова - оЬгж - «нечто, получившее (новый облик) или опре-
деленный вид» [1, с. 558].
Исторически само понятие «образ» вобрало в себя наиболее важные представления об этом феномене. «Образ» -понятие, являющееся неотъемлемой составляющей философских, культурологических, психологических, социологических, эстетических и педагогических дискурсов. При этом каждая из областей знаний трактует это понятие по-своему.
Образ мира рассматривается как «способ осмысления человеком действительности», внутренняя и внешняя форма отношения человека к миру (И. Роднянская, П.Я. Черных), как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью (Е.Ю. Артемьева, Г.А. Берулава, С.Д. Смирнов, О.В. Ткаченко), «когнитивная карта окружающей
обстановки» (Э. Тоулмен), «миф» (А. Лосев), «сценарий» (Э. Берн), «модель мира» (Дж. Брунер), «метаиндивидуальный мир» (Дорфман), «жизненный мир» (А.Н. Леонтьев), «система актуальных координат» (Е.Ю. Артемьева), картина мира (В.И. Вернадский, Г. Гуревич, Ю.М. Лотман), образ своей профессии (В.В. Овсянникова), профессиональная ментальность (Д.В. Оборина), картина профессиональной общности (Е.А. Климов), а также непосредственно сам «образ мира» (Т.Г. Григорьева, В.П. Зинченко, Э. Эриксон).
Скорее всего, эти трактовки образа мира с учетом его сложности и многоплановости следует рассматривать как взаимодополняющие. В них подчеркивается та или иная его сторона: целостность, онтологическая обусловленность, цен-
ностная ориентированность, когнитивная, эмоциональная направленность и другое.
Как универсалия педагогической культуры, профессиональный образ мира аккумулирует жизненный и профессиональный опыт, исходя из которого, педагог оценивает, переживает, осмысляет мир и себя в нем, сводит в целое свои представления о педагогической действительности. И в этом смысле профессиональный образ мира сопрягается с категориями педагогической культуры: профессиональной картиной мира, педагогическим мировоззрением, Я - концепцией педагога. Схема отношений между ними может быть представлена следующим образом:
ПОМП - профессиональный образ мира педагога Я-КП - Я-концепция педагога ПМ - педагогическое мировоззрение ПКМ- педагогическая картина мира
Рис.1. Модель связей профессионального образа мира педагога с универсалиями педагогической культуры
Базой, основой становления и функционирования профессионального образа мира педагога является «плоскость» соотношения категорий профессионально-педагогической культуры: Я-Концепции, педагогического мировоззрения, педагогической картины мира. Профессиональный образ мира педагога проецируется на каждую из этих универсалий, специфически отображается в них. В то же время каждая из них по-своему представляет профессионально-педагогическую культуру как возможность педагога быть, становиться, осуществлять себя в педагогическом процессе.
Картина мира считается высшей формой обобщения и систематизации предметных знаний. В философии она трактуется как образ мира в его главных системно-структурных характеристиках. Такими характеристиками в педагогической картине мира выступают фундаментальные факты, основные понятия, принципы, законы педагогики. Элементы картины мира, лежащие в «предметной плоскости», взаимосвязаны. Взаимосвязаны и основные функции педагогической картины мира, которые реализуются в педагогических исследованиях: систематизация и обобщение педагогического знания, его объективация, определение стратегии исследования, его отнесение к исследуемому объекту, включение в педагогическую культуру.
Педагогическая картина мира - это интегральное научнопедагогическое знание, обобщенный образ «ставшей» педагогической культуры, включающий в свой состав базовые категории педагогики, методы, технологии. Вместе с тем, она и способ систематизации современного педагогического знания, результат теоретической деятельности многих исследователей. Представленная в монографиях, учебниках педагогики, картина мира выступает в качестве модели педагогической действительности. Она является ориентиром для построения педагогом собственной профессиональной деятельности.
Предельно объективированная педагогическая картина мира может тиражироваться, как и всякое формально обобщенное знание. Она - одна на всех, во всяком случае, для многих, достаточно абстрактна. Педагогу остается «лишь» развернуть, «технологизировать», конкретизировать ее в своей деятельности. В стандарте высшего профессионального образования научно-педагогическая картина мира представлена в виде требований к подготовке специалиста, способного осуществлять те или иные функции, опираясь на теоретические знания в своей предметной области. Разнообразные компетенции, требования, по сути своей, раскрывают зафиксированную в государственных стандартах «предметность», создают условия эффективного усвоения предметного содержа-
ния. Высокий уровень усвоения научно-педагогической картины мира традиционно считается главным результатом профессиональной подготовки.
В отличие от педагогической картины мира, которая абстрактна, всеобща, анонимна, тиражируема, профессиональный образ мира конкретен, личностен, персонифицирован, не поддается клишированию. Сущностно понятый, он означает не изображение, не картину педагогического процесса, «нарисованную» теоретиками, но сам педагогический процесс, понятый в смысле профессионального образа мира педагога и включающий самого педагога. Ситуация профессиональной картины мира, которую принимает педагог, сам отсутствуя в ней, тем самым преодолевается, поскольку включенность педагога в профессиональный образ мира превращает его, в своего рода, «автопортрет».
Как система знаний о мире и о месте человека в нем определяется мировоззрение (в этом его обобщенный характер, присущий и картине мира). Если картина мира выступает онтологическим основанием профессионального образа мира педагога, то мировоззрение с его структурными составляющими (интеллектуальной, эмоционально-волевой, практикодейственной - Э.И. Моносзон) выступает аксиологической базой профессионального образа мира педагога. Связь педагогического мировоззрения и профессионального образа мира фундаментальна. В познавательной, оценочной, социальноориентировочной, интегративной и других функциях педагогического мировоззрения раскрывается многоплановый характер профессионального образа мира. Более того, развертывающийся в деятельности профессиональный образ мира есть, по сути, практическая реализация мировоззренческих установок педагога.
Другими словами, профессиональный образ мира связан с личностной, субъективной стороной доминирующего в педагогическом сообществе мировоззрения. Общая мировоззренческая установка педагога конкретизируется в его собственном отношении к научно-педагогическому знанию и выбору практических способов реализации в профессиональной деятельности. Этот выбор основывается на ценностных ориентирах профессионального мировоззрения, которые, в свою очередь, являются аксиологическими основаниями профессионального образа мира каждого педагога.
Через систему аксиологических оснований педагогическое мировоззрение проникает в деятельность педагога, детерминирует ее изнутри, содержится в ее результатах. В этом смысле профессиональный образ мира выступает как универсалия педагогической культуры. Он опосредует педагогиче-
скую картину мира и педагогическое мировоззрение, содержит в себе ряд их характеристик.
Особенно сближают профессиональный образ мира и Я-концепцию (совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с самоценкой - Р. Бернс, К. Роджерс и др.) педагога ее смысловая, оценочная составляющие. Эта самооценка уровня принятия себя педагогом и других участников педагогического процесса: что я собой представляю, что я о себе думаю, как я смотрю на свою настоящую и будущую деятельность. Разумеется, все эти представления содержатся и в профессиональном образе мира.
Вместе с тем, в отличие от Я-концепции, основывающейся, в первую очередь, на аффективной и рефлексивной самооценке, профессиональный образ мира обнаруживается в принципах стиля педагогического мышления, в соответствии с которыми педагог гуманитарно или технократически выстраивает педагогический процесс во взаимодействии с Другим. Эти же принципы являются методологическим основанием профессионального образа мира, который определяет стратегию деятельности педагога в конкретных учебно-воспитательных ситуациях: быть «внутри» их или «над» ними.
Повторюсь: картина мира, мировоззрение, Я-концепция, профессиональный образ мира педагога составляют ядро профессиональной культуры каждого педагога, находятся в отношении взаимодополнительности. И каждая из этих составляющих со своей стороны культуру педагога представляет. Проблема, однако, в том, что наличие у педагога обобщенной картины педагогической действительности, мировоззрения, Я-концепции еще не гарантирует ему преодоления отчуждения от педагогического процесса, им созданного.
Обнаружение внутренней, необходимой связи между универсалиями педагогической культуры дает основание предположить: их специфические черты замыкаются на профессиональном образе мира и представлены в нем. В профессиональном образе мира педагога педагогическая культура выражается со стороны его смысловых представлений о себе, педагогическом процессе. Гуманитарно ориентированный профессиональный образ мира педагога не позволяет ему быть сторонним наблюдателем. Конкретным смыслом для него наполняется тезис М. М. Бахтина: чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, как вещи,
- с ними можно только диалогично общаться. Думать о них значит говорить с ними, иначе они тотчас же поворачиваются к нам своей объективной стороной: они замолкают, закрываются и застывают в завершенные объектные образы [2, с. 116]. Поэтому педагог «по умолчанию» включен в саму педагогическую ситуацию. В ней он создает не только условия для усвоения учащимися стандарта образования, но и помогает им обнаружить смысл совместной деятельности. Для него образование сопряжено с обращением к «значимому Другому». Чтобы понять себя в педагогическом мире, в образовании, педагогу необходим профессиональный образ этого мира. Фундаментальная роль профессионального образа мира в педагогической деятельности позволяет ставить вопрос о необходимости его специального исследования.
Феномен «образ мира» исследуется в философии, герменевтике, конечно же, в психологии. «Образ мира» А.Н. Леонтьев рассматривал как целостную, многоуровневую систему представлений индивида о мире, других людях, о себе и своей деятельности. Целостность и деятельностный характер образа мира являются его основными характеристиками и выводятся из единства отраженного в нем объективного мира и системного характера педагогической деятельности. Образные представления являются исходной формой развития профессионализма и развертывания педагогического процесса. Притом, что ни один отдельный, взятый вне контекста, образ не может сам по себе регулировать ни одного самостоятельного действия.
В образе мира педагогу открываются не отдельные качества и даже не отдельные предметы, но целостный мир. Как отмечает С.Д. Смирнов, образ возникает сразу в качестве целого, «основой для кристаллизации которого из отдельных
ощущений служат субъект-гипотезы, порождаемые образом мира в целом» [3, с. 152]. Главный вклад в процесс построения образа предмета или образовательной ситуации вносят не отдельные чувственные впечатления, а опять же, образ мира в целом (А.Н. Леонтьев).
Целостность профессионального образ мира педагога состоит и в том, что он пронизывает и связывает все компоненты педагогической культуры (педагогическую картину мира, педагогическое мировоззрение и Я-концепцию педагога), в единстве его аксиологических, онтологических, методологических оснований. Деятельностная природа образа мира проявляется в наличии у него, наряду со свойственными физическому миру координатами пространства и времени, также системы значений, смыслов, воплощающей в себе результаты совокупной общественной практики. Образ мира -некоторая совокупность или упорядоченная система знаний педагога о мире, о себе, о других людях, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие [4, с. 142]. Включение знаний в индивидуальный акт педагогического процесса обеспечивается участием целостного образа мира. Рождаются педагогические гипотезы, выступающие как исходное звено при построении новых образов перевода социокультурной ситуации в педагогическую. Непрерывное генерирование взаимосвязанной системы познавательных гипотез, идущих навстречу внешним стимулам, есть выражение активной природы образа мира.
В профессиональной педагогической деятельности образ мира активно участвует в оценке наличной социокультурной ситуации: «вычерпывание» из нее педагогической задачи, поиск и реализация путей ее решения, анализ полученных решений, выдвижение новой педагогической задачи.
Педагог, осознающий, что он живет в поиске смыслов, способен осуществить такую деятельность уже не по предписанным кем-то образовательным канонам в соответствии с картиной мира. Он руководствуется, в первую очередь, своим профессиональным образом мира, конкретизацией которого могут быть самые различные компетенции, включая технологические. И становление собственного профессионального образа мира есть фундаментальное основание подлинного образования самого педагога, его педагогической деятельности, взаимодействия с Другим.
При обращении к проблеме образа мира, мы исходим из того, что он строится педагогом в реальной жизни, в бытии, во всем взаимодействии разных видов деятельности. Индивидуальные особенности профессиональной деятельности педагога связаны со сложившейся у него системой значений, с его образом мира. Образ мира - «сгусток» личного осмысления деятельностей, действий, операций, которые осуществляет педагог, и в которые он включен.
Концепция «образа мира» А.Н. Леонтьева позволяет понять профессиональный образ мира как итог деятельности педагога в объективной (образовательной или педагогической) действительности. Результаты этого взаимодействия могут быть представлены в разных формах: профессиональные компетенции, личностное отношение к предметному содержанию, явлениям, ситуациям; реализация собственно педагогического замысла; методические приемы и методологические основания деятельности. Профессиональный образ мира педагога является исходным пунктом его деятельности и в то же время - результатом педагогического процесса, практики.
С перестройкой субъективного опыта, обнаружением и уточнением смыслов в процессе вхождения в педагогическую культуру связано профессиональное становление будущего педагога. В этой связи профессиональный образ мира - регулирующее всю профессиональную деятельность педагога образование, целостно несущее в себе опыт прошлых и текущих деятельностей педагога. Одной из важнейших характеристик образа мира является его свойство активно участвовать в осмыслении предыстории деятельности носителя этого образа.
Деятельность - это процесс, развернутый во времени; ее внутренняя преемственность и цельность, обеспечивают, с
точки зрения А.Н. Леонтьева, цельность образа мира, его оснований, имеющих принципиально симультанный (одновременный) характер. Через образ мира осуществляется влияние общественно-исторического опыта, результатов общечеловеческой практики на педагогическую деятельность преподавателя. Деятельностная природа профессионального образа мира педагога позволяет интерпретировать его как результат педагогической деятельности и как форму порождения реальной образовательной ситуации.
Уточнение понимания образа мира предполагает «вхождение» в герменевтический круг, который Святой Августин иллюстрировал в своей «Исповеди»: для понимания священного писания необходимо в него верить, но для того чтобы в него верить, его необходимо понять. Феномен «образ мира» -условие, определяющее направление деятельности, и в то же время он постоянно корректируется, доопределяется в самой деятельности.
Круговую структуру деятельностного характера образа мира подчеркивает и С.Д. Смирнов: «Образ мира предшествует деятельности, является ее активным началом, то есть инициирует и направляет ее. Первичное становление мотива в целях и целей в средствах деятельности невозможно без ориентировки в плане образа. Однако, будучи начатой, деятельность все время оказывает обратное влияние на образ мира, обогащая и модифицируя его» [4, с. 146]. Если классическая гносеология трактовала образ как результат отражения действительности, то в современной ситуации это положение преодолевается: образ «творит» действительность, «порождает» ее (М.К. Мамардашвили, М. Хайдеггер и др.). Образ мира возникает в ответ на необходимость восприятия действительности как ее преобразования в деятельностном отношении к миру.
Первые акты становления образа мира человека Смирнов С. Д. представляет через взаимодействие ребенка и матери, через единство моторных, сенсорных, аффективных компонентов выстраивается образ мира - деятельность - личность. Исходным является не внешнее воздействие само по себе, а некоторое действие ребенка в своей целостности. Развитие образа мира ребенка связано с развитием его деятельности, совместной деятельности с его матерью. Развивается не ребенок, а система отношений «ребенок-мать», точнее, через развитие системы отношений «ребенок-мать» развивается ребенок, влияя, в свою очередь, на развитие отношений с матерью. Образ матери, является образом мира этой системы, постепенно и частично переходит в образ мира ребенка на основе общения и совместной деятельности. Освоение ребенком все новых форм деятельности развивает систему отношений, ведет за собой развитие его образа мира.
В педагогическом процессе становление профессионального образа мира педагога и образа мира учащегося определяется характером их взаимоотношений, совместной деятельностью в образовательном процессе, когда профессиональный образ мира педагога способствует становлению (предметного и собственного) образа мира самим учащимся. Отношения развиваются от социальных к смысловым. Именно образ педагогического мира порождает и направляет деятельность педагога. Несмотря на то, что образ мира является порождением (осмыслением) внешнего объективного мира, он представляет собой единственно возможную педагогическую реальность.
Известно, что в последний период жизни А. Н. Леонтьев наметил контуры нового подхода, выдвинув на первый план проблему зависимости деятельности от образа мира. Вместо триады «деятельность - сознание - личность» он предлагал триаду: «психология образа - психология деятельности - психология личности». В педагогическом контексте это положение можно прочесть как триаду: «профессиональный образ мира - педагогическая деятельность - человек культуры».
Образ мира является универсальной формой организации опыта педагога, определяющей возможности вхождения в педагогическую культуру. Но он не представляет собой «склад» сведений о том, что было (прошлый опыт). Деятельность выводит педагога за границы протекающего здесь-и-
сейчас взаимодействия с учащимся, обязательно предполагает модель желаемого будущего, позволяет педагогу использовать ранее накопленный опыт.
Так, профессиональный образ мира позволяет педагогу преодолевать необходимость выхода из данного момента своей деятельности и в прошлое, и в будущее. «Образование - то, чего нет», - писал К. Д. Ушинский. И в этом смысле становящийся образ мира педагога не менее реален, чем его объективный мир. Образ мира есть отражение не столько прошлого и настоящего, сколько порождение будущего, то есть представляет собой систему ожиданий педагога, прогнозов о том, что произойдет в ближайшем или отдаленном будущем. И эта прогностическая направленность - глубокая и неотъемлемая характеристика образа мира. Образ рождается в результате духовно-практической деятельности участников педагогического процесса, их совместное проживание «здесь и сейчас». «Вместе с тем образование - странное эхо, опережающее самое жизнь: в нем - предстояние еще не исполненной жизни» [5, с. 24]. Присущая человеку открытость, направленность на кого-то, на что-то приводят его к поиску смысла собственного существования.
«Выход человека за свои пределы» является мотивом жизнедеятельности личности, ее собственных смыслов, которые обращены прежде всего к Другому. Именно в пятом квазиизмерении, в смысловом поле, открывается человеку объективный мир. Этот «выход» всегда носит трансцендентный характер. «Вненаходимость» образа - это «организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое может быть никогда и не будет осуществлено, но которое заставит нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» [6, с. 327]. Человек непроизвольно извлекает из реальности свои собственные образы, смыслы, позволяющие ему развиваться.
Движение к собственному образу мира - переход за пределы «непосредственной чувственной картинки», это многоуровневая система представлений педагога о педагогическом процессе, о себе и других его участниках, об их и собственной деятельности. Кроме свойственных физическому миру трех пространственных и одной временной координат, профессиональный образ мира имеет пятое квазиизмерение - систему значений, воплощающую в себе результаты предшествующего педагогического опыта. «Обращаясь к человеку, к сознанию человека, - говорит А.Н. Леонтьев, - я должен ввести еще одно понятие - понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это смысловое поле, система значений» [7, с. 253]. Пять выделенных А.Н. Леонтьевым измерений описывают не только образ, но и мир. Сама реальность, в том числе, педагогическая, трактуется с гуманитарных позиций - как пронизанный смыслами мир людей.
Становление профессионального образа мира связано с переходом «значений» в «личностный смысл». При этом под значением имеются в виду представления, понятия, идеи, то есть то, что одинаково всеми понимается и связано с общественным опытом, нормы, образцы поведения, закрепленные в традиции, знаковые системы, язык, обобщение действительности, предмет деятельности педагога.
Личностные смыслы - это фиксация педагогом своего отношения к педагогическим событиям, явлениям. Понятие смысла зачастую ассоциируется не с контекстом, а с подтекстом, обращающимся к аффективно-волевой сфере человека. Это то, что лично пережито человеком, связано с индивидуальным опытом, обладает чертами уникальности и неповторимого. «Мое отношение к значению сообщает ему смысл. В смысле кристаллизуется мое отношение к предмету» [8, с. 167], - заключает А.Н. Леонтьев. Поэтому значение относительно константно, смысл динамичен.
Педагог вступает не в отношения с окружающим миром, опосредованные системой значений. Значения для него лежат не перед вещами (в конкретной, предметной, всеобщей картине мира), а за «обликом вещей - в познанных объективных связях предметного мира, в различных системах, в которых
они только и существуют, только и раскрывают свои свойства. Значения несут в себе особую мерность. Это - мерность внутрисистемных связей предметного мира. Это и есть пятое квазиизмерение его» [9, с. 6]. Именно эта пятая (или первая!) координата профессионального образа мира очеловечивает его, определяет предметную направленность деятельности педагога. Смысл - отношение педагога к явлениям объективной педагогической реальности, объективное отношение свойств педагогической деятельности, подчиняющее себе, определяющее деятельность преподавателя и вместе с тем выступающее в ней.
«Смыслочувственное поле» объединяет все смысло-не-сущие реалии педагогического бытия, которое представлено в текстах обращений участников педагогического процесса друг к другу. Всякая образовательная ситуация - проблема, текст, из которого необходимо «вычерпать» смыслы, сформулировав педагогическую задачу. Чтобы это произошло, педагогу необходимо «выйти» за пределы ситуации, а сама ситуация приобретает характер «текста» становления педагога: его нахождение в ситуации, выход за пределы этой ситуации в сознании преподавателя и его действии.
«Вненаходимость» смысла подчеркивает характер открытости образа мира. Поэтому профессиональный образ мира педагога можно рассматривать как «пред-стояние», нечто идеальное, имеющее смысловое наполнение, постоянно уточняющееся и развивающееся. «Человек - существо,
имеющее «проект». «Проект»: существование предшествует сущности, в нем нет готовой сущности, он сам ее делает, сам из себя что-то делает; отсюда его сущность...» [10, с. 361], -так понимал процесс сознательного самоопределения человека С.Л. Рубинштейн. Педагог не только находится в определенном отношении к миру и определяется им, но, что особенно важно, относится к миру, и сам определяет это свое отношение.
Пять выделенных А. Н. Леонтьевым измерений описывают не только образ мира, но и мир. Сама реальность трактуется им с гуманистических позиций как пронизанный смыслами мир людей. В контексте педагогики, педагогический процесс - пронизанный смыслами мир его непосредственных участников. Ведь образование - это встреча людей в осмысленном мире.
Восхождение от частичного модального смысла к личностным смыслам как составляющим образа мира можно проследить на классификации, предложенной Е.Ю. Артемьевой [11]:
- частичный модальный смысл - след взаимодействия с объектом, представленным в заданной модальности.
- полный смысл - целостный след, образующийся в семантическом слое после синтеза модальных смыслов.
- предсмыслы - образные следы, зафиксированные в модальных свойствах (слой перцептивного мира).
- смыслы - следы внутри семантического слоя.
- личностные смыслы - составляющие образа мира, элементы его ядра.
Интерпретация процессов присвоения смыслов по слоям структуры субъективного опыта высвечивает особый аспект изучения процесса профессионального образования, связанный с пониманием его как движения от объяснения «Я и мир» к пониманию «Я в мире» (М.М. Бахтин), к обнаружению смыслов всеми участниками педагогического процесса в деятельности.
В системно-текстологической концепции образ мира рассматривается в единстве трех связанных общей психосемантической структурой компонентов (образ-Я, образ Другого, обобщенный образ предметного мира), содержащееся в сознании человека на логическом и образно-эмоциональном уровнях целостное, интегральное, динамическое образование, детерминирующее восприятие субъектом действительности и регулирующее на этой основе его поведение и деятельность. Два взаимосвязанных компонента образа мира - внутренний и внешний - представляют системную организацию, которая характеризуется целостностью, структурностью, динамичностью.
Соотношение универсалий педагогической культуры представлено и на уровнях слоев субъективного опыта, основанием для выделения которых стала, по Е.Ю. Артемьевой, спецификация их по форме фиксации следа деятельности:
- «перцептивный мир» - сенсорно-перцептивный и представленческий уровень отражения. Это множество упорядоченных друг относительно друга объектов, среди которых и сам человек (субъект). Объекты образуют пространство, движутся относительно субъекта или самих себя. Кроме четырех координат пространства и времени, перцептивный мир характеризуется еще значениями и смыслом.
- «картина мира» - семантический слой, структурированная совокупность отношений к объектам мира.
- «образ мира» - самый глубокий слой, соотносимый с ядерными структурами образа мира и формируемый при участии и самом существенном вкладе понятийного мышления. Это ядерный слой структуры субъективного опыта. «Образ мира» - не субъективная модель объективного мира и связей между ними, а сам субъективный мир.
Уровневые слои субъективного опыта - это своеобразное движение от модальности педагогической картины мира как отражения с позиции «Я и мир» к смысловому полю, рождению профессионального образа мира как отношению «Я в мире». Самая глубокая структура субъективного опыта (третья) - образ мира -перестраивается только текущей деятельностью, сдвигающей смыслы после достижения или недостижения цели. Полный смысл меняет или не меняет состояние глубинного слоя «образ мира» в зависимости от согласия или конфликтности его со «старым смыслом», становится личностным смыслом педагога.
Картина мира, представленная на втором слое субъективного опыта, - это структурная совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам. Она тесно связана с восприятием. Более подвижна, управляется из глубины образа мира, а «строительный материал» ей «поставляет» перцептивный мир и непосредственно восприятие. С точки зрения Е.Ю. Артемьевой, картина мира находится в своеобразном отношении с образом мира: образ мира управляет ею, отражаясь частью своих отношений, а картина мира «передает» ему синтезированные по различным свойствам отношения к объектам, связанным с предметом педагогической деятельности. Тогда соотношение картины мира и образа мира можно рассматривать как отражение и отношение.
На первый взгляд, реализация на практике педагогической картины мира - это способ жизнедеятельности, профессионального бытия педагога, которое протекает в четырехмерном предметном мире, где происходит приспособление к пространственным («1оро8») связям, наполняющим мир вещей, их изменениям во времени («сЬгош^»), их движении. В практической деятельности преподавателя - это раскрытие предметного содержания в хронологической последовательности от одной образовательной ступени - к другой.
Между тем педагогическая деятельность - это процесс непосредственного и опосредованного взаимодействия педагога в мире образования, это непрерывный диалог с Другим. Это не только воспринимаемый педагогом мир, но и мир переживаемый, осмысляемый и созидаемый мир, включенный в его деятельность. Собственно, это и есть деятельность педагога. И это не только мир одного конкретного педагога, наряду с этим предполагается единство мира - наличие многих точек зрения, взглядов на мир, которое предполагает диалог.
Взаимодействие с миром Другого осуществляется педагогом в реальном пространстве и времени. Хронотопичность -одна из характеристик профессионального образа мира, «всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов» (М.М. Бахтин). Парадоксальность педагогической деятельности заключается в том, что для нее необходим Другой, построения взаимодействия с которым лишь в пространственно-временных координатах принципиально недостаточно для существования педагогического процесса. Но при этом важен выход в смысловое поле, где детерминантом становится профессиональный образ мира.
Профессиональный образ мира необходим педагогу как
основа, которая ориентирует его в собственном профессионально-педагогическом мире (прошлого, настоящего, будущего), где присутствие Другого обязательно. Образ мира рождается в пятом квазиизмерении, то и само понятие «профессиональный образ мира педагога», и отношение к нему должны носить смысловой, экзистенциальный характер. Если следовать представлению Ж.-П. Сартра о том, что человек - это проект, «существо, устремленное в будущее», то становится ясным: для профессионального образования важно по-
стижение экзистенциальной сущности педагогического процесса.
Основания профессионального образа мира педагога -универсалии педагогической культуры одновременно выполняют, по меньшей мере, три взаимосвязанных функции в педагогической деятельности. Во-первых, взаимосвязь оснований образует взаимосвязь представлений педагога о самом себе, его деятельности, вводит определенную шкалу ценностей педагогической культуры, поэтому определяет не только осмысление, но и эмоциональное переживание мира. Во-вторых, они обеспечивают классификацию многообразного исторически изменчивого социального опыта. Профессиональный образ мира педагога включается в процесс образования и организует особый характер взаимодействия непосредственных участников педагогического процесса. В-третьих, основания профессионального мира педагога выступают как базисная структура, определяющая стиль педагогического мышления. Разумеется, профессиональный образ мира педагога имеет объективную основу, представленную в педагогической картине мира, мировоззрении, Я-концепции. Но это «мой» образ мира, и поэтому представления о педагогическом процессе, его участниках и самом себе субъективируются.
Это означает, что в основаниях профессионального образа мира наряду с уровнем всеобщего существует еще и уровень индивидуального, который эмоционально наполнен, уникален, поскольку профессиональный образ мира принадлежит конкретному педагогу, его создавшему. Педагогическая картина мира, педагогическое мировоззрение, Я-концепция фокусируются в профессиональном образе мира педагога. Онтологическая взаимосвязь всех универсалий педагогической культуры придает фундаментальный характер профессиональному образу мира, который является ядром педагогической культуры каждого конкретного преподавателя.
Таким образом, профессиональный образ мира педагога можно рассматривать как универсалию педагогической культуры, целостное отношение педагога к педагогическому процессу, к себе и другим его участникам, включающее аксиологические основы (ценности и смыслы), онтологическую компоненту (взаимодействие составляющих педагогического процесса), методологические основания (принципы стиля педагогического мышления).
Профессиональный образ мира педагога выступает как результат рефлексии над универсалиями педагогической культуры. Их конкретное содержание развивается, включая и тот слой жизненных и общепедагогических смыслов, присущий педагогической культуре в целом. Осмысление профессионального образ мира и его оценка представляют собой возможность вхождения педагога в педагогическую культуру.
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 08-06-00161а)
Библиографический список
1. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: в 2-х т. - М.: Русский язык, 1994. - Т. 1.
2. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979.
3. Смирнов, С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов» // А.Н. Леонтьев и современная психология: сб. науч.статей / под ред. А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, О.В. Овчинниковой, О.К. Тихомировой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
4. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
5. Сенько, Ю.В. Образование всегда накануне себя / Ю.В. Сенько // Педагогика. - 2004. - №5.
6. Выготский, Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.
7. Леонтьев, А.Н. Образ мира / Избранные психологические произведения: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1983. - Т.2.
8. Леонтьев, А.Н. Из методологических тетрадей // Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / под ред. А.А. Леонтьева,
Д. А. Леонтьева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
9. Леонтьев, А.Н. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. - 1979. - № 2. - Серия 14.
10. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.
11. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М.: Наука, Смысл, 1999.
Статья поступила в редакцию 20.03.10
УДК 378. 796.0
Ю.А. Амосова, преп. ЗПК, г. Златоуст, Е-тай: [email protected]
К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНЦИЯХ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В данной статье представлены ключевые компетенции будущего педагога в области формирования ценностей здорового образа жизни. Рассмотрена значимость компетентностного подхода в области подготовки специалиста. Раскрыты понятия «ценность», «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, ценность, здоровье, здоровый образ жизни.
Одним из наиболее актуальных на сегодняшний день способов построения новой образовательной парадигмы является компетентностный подход. Страны, усилия которых направлены на переустройство системы образования, апеллируют к компетенциям и компетентностям как к ведущему критерию подготовленности современного специалиста к нестабильным условиям труда и социальной жизни. Если традиционный термин «квалификация» подразумевал функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, а профессиональная подготовка сводилась к усвоению обучаемыми более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков, то термин «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентиро-
ваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, наличие представления о последствиях своей деятельности, а также ответственности за них. Компетентност-ный подход ориентирует учреждение профессионального образования на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) то-го, что обучаемый будет знать и уметь «на выходе» [1].
Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, он является