основа, которая ориентирует его в собственном профессионально-педагогическом мире (прошлого, настоящего, будущего), где присутствие Другого обязательно. Образ мира рождается в пятом квазиизмерении, то и само понятие «профессиональный образ мира педагога», и отношение к нему должны носить смысловой, экзистенциальный характер. Если следовать представлению Ж.-П. Сартра о том, что человек - это проект, «существо, устремленное в будущее», то становится ясным: для профессионального образования важно по-
стижение экзистенциальной сущности педагогического процесса.
Основания профессионального образа мира педагога -универсалии педагогической культуры одновременно выполняют, по меньшей мере, три взаимосвязанных функции в педагогической деятельности. Во-первых, взаимосвязь оснований образует взаимосвязь представлений педагога о самом себе, его деятельности, вводит определенную шкалу ценностей педагогической культуры, поэтому определяет не только осмысление, но и эмоциональное переживание мира. Во-вторых, они обеспечивают классификацию многообразного исторически изменчивого социального опыта. Профессиональный образ мира педагога включается в процесс образования и организует особый характер взаимодействия непосредственных участников педагогического процесса. В-третьих, основания профессионального мира педагога выступают как базисная структура, определяющая стиль педагогического мышления. Разумеется, профессиональный образ мира педагога имеет объективную основу, представленную в педагогической картине мира, мировоззрении, Я-концепции. Но это «мой» образ мира, и поэтому представления о педагогическом процессе, его участниках и самом себе субъективируются.
Это означает, что в основаниях профессионального образа мира наряду с уровнем всеобщего существует еще и уровень индивидуального, который эмоционально наполнен, уникален, поскольку профессиональный образ мира принадлежит конкретному педагогу, его создавшему. Педагогическая картина мира, педагогическое мировоззрение, Я-концепция фокусируются в профессиональном образе мира педагога. Онтологическая взаимосвязь всех универсалий педагогической культуры придает фундаментальный характер профессиональному образу мира, который является ядром педагогической культуры каждого конкретного преподавателя.
Таким образом, профессиональный образ мира педагога можно рассматривать как универсалию педагогической культуры, целостное отношение педагога к педагогическому процессу, к себе и другим его участникам, включающее аксиологические основы (ценности и смыслы), онтологическую компоненту (взаимодействие составляющих педагогического процесса), методологические основания (принципы стиля педагогического мышления).
Профессиональный образ мира педагога выступает как результат рефлексии над универсалиями педагогической культуры. Их конкретное содержание развивается, включая и тот слой жизненных и общепедагогических смыслов, присущий педагогической культуре в целом. Осмысление профессионального образ мира и его оценка представляют собой возможность вхождения педагога в педагогическую культуру.
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант .№ 08-06-00161а)
Библиографический список
1. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: в 2-х т. - М.: Русский язык, 1994. - Т. 1.
2. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979.
3. Смирнов, С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов» // А.Н. Леонтьев и современная психология: сб. науч.статей / под ред. А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, О.В. Овчинниковой, О.К. Тихомировой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
4. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
5. Сенько, Ю.В. Образование всегда накануне себя / Ю.В. Сенько // Педагогика. - 2004. - №5.
6. Выготский, Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.
7. Леонтьев, А.Н. Образ мира / Избранные психологические произведения: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1983. - Т.2.
8. Леонтьев, А.Н. Из методологических тетрадей // Леонтьев А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / под ред. А.А. Леонтьева,
Д. А. Леонтьева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
9. Леонтьев, А.Н. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. - 1979. - № 2. - Серия 14.
10. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.
11. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М.: Наука, Смысл, 1999.
Статья поступила в редакцию 20.03.10
УДК 378. 796.0
Ю.А. Амосова, преп. ЗПК, г. Златоуст, Е-mail: kp1967@mail.ru
К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНЦИЯХ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В данной статье представлены ключевые компетенции будущего педагога в области формирования ценностей здорового образа жизни. Рассмотрена значимость компетентностного подхода в области подготовки специалиста. Раскрыты понятия «ценность», «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, ценность, здоровье, здоровый образ жизни.
Одним из наиболее актуальных на сегодняшний день способов построения новой образовательной парадигмы является компетентностный подход. Страны, усилия которых направлены на переустройство системы образования, апеллируют к компетенциям и компетентностям как к ведущему критерию подготовленности современного специалиста к нестабильным условиям труда и социальной жизни. Если традиционный термин «квалификация» подразумевал функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, а профессиональная подготовка сводилась к усвоению обучаемыми более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков, то термин «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентиро-
ваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, наличие представления о последствиях своей деятельности, а также ответственности за них. Компетентност-ный подход ориентирует учреждение профессионального образования на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания (дескрипторы) то-го, что обучаемый будет знать и уметь «на выходе» [1].
Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, он является
гуманитарным в своей основе. Целью гуманитарного образования является, как известно, не только передача обучаемому совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Всё это составляет специфику и компетентностного подхода.
Идентификация востребованных компетенций (целей, результатов обучения) повышает качество учебных программ (образовательных стандартов) с точки зрения прозрачности, целей, процессов и результатов. Признается оправданным одновременное проектирование знаний и компетенций (основа любых компетенций - знания; со знаниями компетенции идут «бок о бок»). В данном случае происходит «рождение» многообразия профессиональных (совокупность основных, типичных черт какой-либо профессии) и академических (объем знаний и навыков, необходимых для какой-либо профессии) компетенций [1; 2].
Рассматривая проблему определения компетенций будущего педагога в области формирования ценностей здорового образа жизни, нельзя не обратиться к сущности понятий «ценности», «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Произошедший в обществе процесс переосмысления ценностей послужил основанием и способствовал пересмотру ряда соответствующих концепций.
Сам термин «ценность» был введен в широкий философский обиход немецким философом и естествоиспытателем Рудольфом Германом Лотце (1817 - 1881 гг.). Именно его западные историки философии нередко называют «отцом современной теории ценностей».
Одно из современных направлений исследования психологической природы ценностных ориентаций - изучение их устойчивости. Способность защищать собственные убеждения и ценностные ориентиры существенно обусловлена индивидуальными особенностями личности:
- в одних случаях формирование ценностных ориентаций происходит под доминирующим влиянием нравственного компонента;
- в других - ведущим может быть эмоциональный компонент;
- в третьих - процесс формирования ценностных ориентаций существенно обусловлен характерным для данной личности стремлением разными путями уйти от разрешения морального конфликта, обойти его.
Как и психологи, социологи отмечают, что ценностные ориентации - продукт социализации индивидов, то есть освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам данных социальных общностей. В ситуациях нравственного выбора ценностные ориентации являются опорными критериями принятия личностью жизненно важных решений [3].
Говоря о формировании ценностных ориентаций, мы подчеркиваем процесс воздействия на человека многочисленных факторов природной и социальной среды, под влиянием которых индивид приобретает свойства личности. В то же время в рамках учебного заведения подразумевается управление данным созидательным процессом со стороны педагогов, в ходе профессиональной деятельности которых уравновешивается значение обучения и воспитания учащихся основам здорового образа жизни. Субстанцией данного процесса выступает предметная оздоровительная деятельность.
Современная образовательная система создает предпосылки для снижения уровня здоровья обучаемых, что диктует необходимость формирования системы образования, основанной на прочных знаниях, учете закономерностей развития организма и личности, на устойчивой мотивации, потребности индивидуальной здоровьесберегающей деятельности. Для этого и необходимо профессионально подходить к вопросу формирования у будущих специалистов ценностей здорового образа жизни, вооружения их методами формирования собственного здоровья и здоровья окружающих.
В данной фразе суть нашей концептуальной идеи профессиональной подготовки будущих учителей - формирование у них ценностей здорового образа жизни как инструмента формирования здоровья других людей, в том числе и учащихся. Под формированием (от глагола «формировать» в значении создавать, составлять, организовывать) при этом мы понимаем процесс становления какого-либо качества в человеке, в данном случае ценностного отношения к своему здоровью [4].
Анализ научной литературы позволил нам рассмотреть и такие окончательно не определенные понятия, как «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Любые представления о здоровье относительны, историчны, обусловлены социокультурными нормами и стереотипами. Какой бы полной не была предлагаемая кем-либо формулировка здоровья, она представляет продукт научного дискурса (т.е. системы интерпретаций).
Многообразие взглядов на сущность понятия здоровья и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное комплексное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно
[5].
В настоящий момент здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе различные компоненты и отражающие фундаментальные аспекты человеческого бытия. Эта слож-ность и неоднородность состава, присущая самой природе здоровья, акцентирована в формулировке, предложенной экспертами Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». В данном определении просматривается попытка соединить аспекты физической и психической составляющей здоровья. Кроме того, возникает вопрос, касающийся содержания качественного прилагательного «полное», через которое определяется уровень того или иного вида благополучия.
Невозможность определения физического, психического, социального благополучия человека вытекает из субъективных представлений конкретного человека об этих видах благополучия, а также из соответствия этих представлений разным общественно-историческим периодам развития общества. Кроме того, в рамках данного определения, здоровый человек рассматривается по существу как статичная система. А между тем, человеческий организм находится в постоянном изменении и развитии.
Всякая материальная система в своем развитии проходит определенные стадии: зарождения, когда запускается механизм развития системы; рождения, когда формируются ее основные структурно-функциональные признаки; развития, созревания - на этой стадии максимально, наиболее выражено и характерно для системы развиваются ее основные признаки в их синергетической взаимосвязи; и, наконец, угасания системы, когда нарушается синергетика основных системных признаков, что, в свою очередь, приводит к гибели или к переходу системы в новое состояние. Таким образом, как бы мы ни описывали здоровье, оно должно отображать постоянное изменение, обновление соответствующей системы.
Мы придерживаемся мнения ученых, которые здоровье понимают как системное понятие, обусловленное его объективными и субъективными основаниями, которые справедливо считают, что решение комплексной системной проблемы оздоровления предполагает адекватные системные методы и даже системные методологии, комплексная специфика которых определяется принципиально различной природой объективных и субъективных составляющих здоровья и оздоровления [3; 5; 6].
Используя это интегрированное определение здоровья, можно наполнить конкретным содержанием понятие оздоровления человека, трактуемое нами как прибавление здоровья, являющееся специфическим видом индивидуальной и общественной деятельности, в нашем случае деятельности профес-сионально-педагоги-ческой.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни (ЗОЖ)». Оно объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Б.Т. Лихачев, рассматривая формирование здорового образа жизни, дает следующее его определение: это процесс формирования у человека осознания опас-ности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам [6].
Однако содержание его не должно сводиться к «анти-», то есть к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой гармонической и счастливой жизни каждого. Средствами формирования здорового образа жизни в профессиональном учебном заведении являются методы убеждения и организации деятельности, а также организация внеучебной разнообразной деятельности обучаемых, в том числе и досуговой, общение молодых людей и личное влияние, пример педагогов. К показателям физической воспитанности относятся развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям здорового образа жизни.
Учитывая вышесказанное, в качестве компетенций студентов педагогического колледжа (будущих педагогов) в соответствующей области деятельности целесообразно, по нашему мнению, выделить социально-личностные, общенаучные и общепрофессиональные компетенции. Их содержание отражено в таблице.
Таблица
норм; - владение приемами профессионального общения; - умение строить межличностные отношения и работать в группе; - готовность к самостоятельной работе, умение планировать и организовывать деятельность; - готовность к постоянному саморазвитию.
2. Общенаучные - знание основных философских категорий и концепций, гносеологического и онтологического аспектов рассмотрения человека в философских науках; - знание понятийного аппарата и основных методов оздоровления; - понимание условий и особенностей формирования ценностей здорового образа жизни у будущих учеников; - знание основных тенденций и концепций современного естествознания, принципов самоорганизации в живой и неживой природе, принципов эволюции, воспроизводства и развития живых систем, биосферы и ноосферы; -умение использовать современные информационные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обра-ботки полученной информации.
3. Обще- про-фес- сио- нальные - знание основных теорий здорового образа жизни; - владение понятийным аппаратом, и методами изучения уровня сформированности ценностей здорового образа жизни; - знание факторов, влияющих на формирование организма человека; - знание ведущих технологий формирования ценностей здорового образа жизни и умение их использовать в практической работе; - знание современных подходов к формированию ценностей здорового образа жизни; - умение использовать методы современной науки в практической деятельности; - умение логично и последовательно представлять освоенное знание; - знание стратегии и тактики современного использования оздоровительных технологий в профессиональной деятельности и умение применить знания и навыки в практической работе.
Указанные в таблице компетенции являются, по нашему мнению, ключевыми в области формирования у студентов педагогического колледжа (будущих педагогов) ценностей здорового образа жизни, так как позволят им в дальнейшем применять свои знания на практике для укрепления здоровья учеников.
Содержание компетенций будущих педагогов в области формирования ценностей здорового образа жизни________________
Наиме- нование групп компе- тенций Компетенции, входящие в ту или иную группу
1. Социально-личностные - знание и понимание норм здорового образа жизни, включая вопросы профилактики зависимостей, умение использовать средства физической культуры для оптимизации работоспособности; - понимание ценности здорового образа жизни; - знание и понимание профессиональных этических
Библиографический список
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: специальность 03/200.00 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью». - М., 2000.
3. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Изд-во Проспект, 2006.
4. Словарь-справочник по педагогике / Автор-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Белов, В.И. Психология здоровья. - СПб.: Респекс, 1994.
6. Лихачев, Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - № 2.
7. Бестужев-Лада, И.В. Культура, контркультура, антикультура // На пороге XXI века: образование и культура. - М.: РАО/РАФК, 1996.
8. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Педагогика,
1989.
9. Бурменская, А.П. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / А.П. Бурменская, О.В. Карабано-ва, А.Г. Лидерс. - М.: изд-во МГУ, 1990.
Статья поступила в редакцию 20.03.10