Научная статья на тему 'Особенности образа мира студентов педагогического вуза'

Особенности образа мира студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
266
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА / СМЫСЛЫ / ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / PICTURE OF THE WORLD / PROFESSIONAL PICTURE OF THE WORLD / SENSES / VALUABLES / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Палкина И. С.

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы образа мира, его конкретно-профессионального аспекта. Рассмотрены различные подходы к обоснованию понятий: образ мира, профессиональный образ мира. Приведены результаты конкретного эмпирического исследования, направленного на изучение и сравнение особенностей образа мира студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES PICTURE OF THE WORLD OF THE STUDENTS OF THE HIGHER PEDAGOGICAL ESTABLISHMENT

The article observes theoretical aspects of the world picture problem, its professional aspect in particular. There represented views of different psychological school and also individual researchers. The results of the particular research are given, the task of which is studying and comparing the peculiarities of the picture of the world of the students of the higher pedagogical school.

Текст научной работы на тему «Особенности образа мира студентов педагогического вуза»

Библиографический список

1. Пономарева, Л. И. Концептуальные основы эколого-валеоло-гической подготовки педагогов дошкольного образования: монография / Л.И. Пономарева, З.И. Тюмасева. - СПб.: Изд-во МИНПИ «Астерион», 2008.

2. Яковлева, Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография. - М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002.

3. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. - М.: Владос, 2004.

4. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

5. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска. - Тюмень: Легион-Групп, 2005.

6. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006.

7. Концепция общего среднего экологического образования / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. А.М. Захлебный, Н.М. Мамедов [и др.]; под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной // Зеленый мир. - 1994. - № 13.

8. Сикорская, Г.П. Ноогуманистическая модель эколого-педагоги-ческого образования / Г.Н. Сикорская. - Екатеринбург: Урал. гос. пел. ун-т., 1998.

9. Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы здоровья человека в системе образования: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - СПб., 1998.

10. Колбанов, В.В. Концептуальные основы и нормативные основания обеспечения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях. - СПб.: ГУПМ, 2003.

11. Дыхан, Л.Б. Педагогическая валеология: уч. пособие для студентов пед. вузов / Л.Б. Дыхан, В.С. Кукушин, А.Г. Трушкин; под ред. В.С.

Кукушина. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д.: Изд. центр «Март», 2005.

12. Тюмасева, З.И. Валеология и образование / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - СПб.: МАНЭБ, 2002.

13. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб.: Изд-во «Петроградский и К°» 1995.

14. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Модернизация российского образования: документы и материалы. - М.: Изд-во ВШЭ, 2002.

Статья поступила в редакцию 26.02.10

УДК 159. 922

И.С. Палкина, аспирантка БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск, Email: irina.palkina@mail.ru ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА МИРА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы образа мира, его конкретно-профессионального аспекта. Рассмотрены различные подходы к обоснованию понятий: образ мира, профессиональный образ мира. Приведены результаты конкретного эмпирического исследования, направленного на изучение и сравнение особенностей образа мира студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: образ мира, профессиональный образ мира, смыслы, ценности, мотивация.

Научно-теоретические и прикладные исследования за последние десятилетия свидетельствуют о возрастающем значении проблем личностного и профессионального самоопределения студентов в условиях динамически изменяющегося мира профессий и становления рынка труда.

Получая профессиональное образование, человек приобретает не только определенные знания, умения, навыки, но и определенный взгляд на жизнь, окружающие события и людей, находящихся рядом.

Преподаватели вузов, занятые подготовкой педагогов, всегда ориентируются на некий образ профессионала. Это обусловлено особенностями их деятельности. Однако встречается или фрагментарное понимание (осознание отдельных элементов образа профессионала), или связывание образа с профессиональным контекстом деятельности. Огромное влияние на общественную мысль оказывает сложившееся мнение о той или иной профессии. Профессия психолога вызывает интерес в обществе и в то же время некоторое недоверие к специалистам. В социуме профессиональный образ психолога в одном случае не сформирован, в другом деформирован.

В современной психологии понятие «образ мира» находит достаточно широкое распространение. Проблеме образа мира человека посвящены труды многих зарубежных и отечественных психологов (Э. Берн, У. Найсер, Ж. Пиаже, Э. Тол-мен, Э. Эриксон, Е.Ю. Артемьева, Т.И. Березина, Е.А. Климов, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов, С. Д. Смирнов, Ю.К. Стрелков). Однако при использовании данного понятия возникают трудности, связанные с разнообразием взглядов на проблему закономерностей формирующегося образа мира. Об этом свидетельствует использование в науке целого ряда близких, а иногда и тождественных по значению терминов, таких как «картина мира», «модель универсума», «представления о мире» и т.д.

В настоящее время психологи еще не пришли к единому мнению в определении понятия «образ мира». Большинство исследователей предлагают следующее определение: образ

мира - это обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств [1]. В то же время А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский понятие «образ мира» рассматривают шире. Образ мира - это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий [1].

Гипотеза об образе мира как многомерном психологическом образовании выдвинута в работах А.Н. Леонтьева. К числу пяти его «квазиизмерений» относятся координаты пространства, времени и «квазиизмерение» значения. В пространстве человек живет и действует, его он формирует в ходе сменяющих друг друга деятельностей. Совокупность последних и составляет образ жизни данного человека. Пятимерный мир А. Н. Леонтьев неразрывно связывает с предметным сознанием [2].

Схожая точка зрения на проблему образа мира у Ю. К. Стрелкова [3] (он также как и большинство отечественных психологов опирается на представления А.Н.Леонтьева о структуре образа мира): в структуру образа мира входят значения, смыслы и система пространственно-временных координат. Принято рассматривать образ мира как статическое образование, как пассивное хранилище знаний. Понятия формируются у человека постепенно с самого раннего детства. Они входят в состав временных понятий, позволяющих субъекту понимать картину мира. Функционирование образа мира осуществляется в ходе исполнения действия в ситуации. Ю.К. Стрелков выступает против одномерности, линейности и однородности модели образа мира. По его мнению, необходимо найти способ, позволяющий совместить пространственное, временное и смысловое [3].

В теории психологических систем принято считать, что субъективное «оседает» на объективном в виде особых системных качеств, превращая объекты в предметы, делая последние носителями смыслов и ценностей, порождая тем са-

мым многомерный мир человека. Сущность онтогенеза - последовательность становления многомерного мира человека, обретение им все новых измерений. В.Е. Клочко и Э.В. Гала-жинский в своей работе «Самореализация личности: системный взгляд» представляют примерный «набросок» структуры образа мира и основные противоречия, обуславливающие его [1].

Ученые отмечают, что пятое, шестое, седьмое измерения (за которыми в той же последовательности стоят значения, смыслы и ценности) характеризуют предметы, включенные в мир человека, и являются качествами самих предметов. Это обеспечивает их отличие от бесконечной совокупности объективных явлений, одновременно с ними воздействующих на органы чувств человека, но не проникающих в сознание, определяя тем самым как содержание сознания в каждый момент времени, так и его ценностно-смысловую насыщенность. Кроме того, именно эти измерения мира человека обеспечивают его предметность, превращение объектов, существующих вне и независимо от человека, в предметы, вещи, имеющие для человека субъективную значимость, личностную отнесенность [1].

Анализ работ, посвященных развитию понятия «образ мира» в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов, Е.Ю. Артемьева, Е.А. Климов, В.Ф. Петухов, Д.А. Леонтьев и др.), позволяет сделать вывод о том, что в структуре образа мира выделяют три составляющих: перцептивный, семантический и амодальный слои.

Перцептивный слой включает в себя пространственные категории и время и характеризуется множеством упорядоченных объектов. Специфика данного слоя заключается в представленности в виде различных модальностей. Перцептивный слой является основой для формирования следующего, семантического слоя. Последний представлен многомерными отношениями, наличием значений и качеств предметов, их характеристик. Завершающим слоем в формировании структуры образа мира является амодальный слой, его основными характеристиками являются целостность и нерасчле-ненность. С позиции системного подхода данные три слоя взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы [1].

По мнению В.Е. Клочко и Э.В. Галажинского, есть строгая иерархия и субординация в становлении многомерного мира человека, возникновении системных качеств предметов, составляющих мир. Ученые предполагают, что на первой фазе онтогенеза, совпадающей с периодом развития от рождения до окончания школы, образ жизни человека детерминируется особенностями формирования многомерного мира и его образа, возникающем в сознании. Затем уже образ жизни будет задавать основные параметры образа мира. Формальное признание готовности человека к самостоятельному независимому прохождению жизни, утверждения права человека на формирование собственного образа жизни закрепляет факт «аттестации» его на «зрелость» в виде получения документа о завершении образования. При всей относительности оценки самостоятельности человека в выборе образа жизни предполагается, что школа сформировала образ мира, в котором предстоит жить человеку [1].

В своих работах В.П. Зинченко [4] отразил механизмы становления смыслового сознания и многомерного мира человека. Прежде чем появиться в аффективно-смысловой форме, смысл существует в культуре - в идеальной форме. Выход к культуре через взрослого - это не просто ознакомление ребенка с ней, не просто трансляция человеческого опыта. Культура превращается в многомерный мир личности. Если для человека мир еще не выступает как предметный, если он еще только формируется при участии других людей (родители, воспитатели, учителя), то сам образ жизни оказывается зависящим от того, как мир открывается человеку в своем предметном содержании. Ключ к сознанию ребенка лежит в той картине мира, которая открывается ребенку по мере его формирования. Когда ребенок становится взрослым, он сам формирует образ жизни [1].

Процесс перехода составляющих образа мира из индивидуальной формы в личностную принято называть персонификацией, включать в это понятие и процесс порождения жизненного мира, и констатацию его уникальности, неповторимости и одновременно относительной тождественности другим мирам, что может свидетельствовать об устойчивости не только мира индивида, но и групп, наций, стран и всего человеческого сообщества.

Очевидных успехов в изучении своеобразного, профессионально-опосредованного отображения реальности профессионалом (профессиональной группой) достигли такие отрасли и направления науки как когнитивная психология, психосемантика, психология образной сферы человека, социальная психология, психология труда и инженерная психология

[5].

В психологии в настоящий момент нет устоявшегося понятийного аппарата, обозначающего профессионально опосредованное видение мира. Так, Е.Ю. Артемьева и И.Б. Ха-нина предложили понятие «профессионального видения мира» - «... системы отношений специалиста-профессионала с объектами мира». Кроме того, данные авторы говорят о «профессиональной ментальности» как о том общем, что «характеризует профессионалов той или иной области: профессиональные социальные установки, ценностные ориентации, особенности восприятия профессионально значимых объектов и поведения по отношению к принятию профессионально значимых объектов и поведения по отношению к ним» [6, с. 287].

Определение профессионального образа мира, предложенное О.М. Краснорядцевой, наиболее близко к нашему исследованию. По мнению ученого профессиональный образ мира - это система ценностно-значимых явлений из сферы профессиональной деятельности. А основными составляющими данного понятия являются ценностно-смысловая структура ситуации и мотивационная сфера. Образ мира - это та реальная действительность, в которой живет и работает профессионал. Профессиональный образ мира метафорически определяется ученым как «первичный фильтр» для поступающей информации. Как считает О.М. Краснорядцева, необходимо выбрать такой вид деятельности, где наиболее заметно проявляется влияние профессии на образ жизни человека, а через него и на многомерный мир человека как значимую характеристику индивидуальной ментальности профессионала [7]. Важно только прежде выявить систему понятий, категорий, раскрывающих данную профессиональную деятельность. Она предлагает использовать понятие ценностносмысловой структуры ситуации. Данное понятие возникло в рамках смысловой теории мышления (О.К. Тихомиров, В.Е. Клочко) и понимается как результат взаимодействия человека с объективным миром, как «. особое психологическое пространство, в котором осуществляется взаимопереход внешнего и внутреннего, субъективного и объективного» [1, с. 78]. Образ мира (в том числе и профессиональный образ мира), может быть понят как «место встречи» знаний, информации, поступающей как извне, так и изнутри, с системой ценностей, определяющих набор профессиональных качеств, необходимых для успешного решения задач и реализации целей профессиональной деятельности.

По мнению П.Р. Юсупова профессиональный образ мира

- это целостная структура, направляемая потребностными гипотезами, интегрирующая актуальные категории восприятия и цели профессиональной деятельности в единый смысловой контекст. Основной функцией профессионального образа мира личности является ориентировка в окружающем мире как поиск адекватных ресурсов для решения задач и достижения профессионально значимых целей [8].

Анализ теоретических концепций позволил выявить основные составляющие понятия «образ мира» - ценности, смыслы и мотивационная сфера. Именно данные компоненты были взяты за основу при проведении эмпирического исследования, с целью выявления особенностей образа мира студентов педагогического вуза.

Эмпирическая база исследования - Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина; студенты 1-5 курсов: филологического, историко-правового, физико-математического, технологии и профессионально-педагогического обучения, а также психологического факультетов (ФТиЭ- 164 чел., ФМФ - 156 чел., ФФ - 168 чел., ФИиП - 135 чел., ФП - 147 чел.).

Для выявления ведущих ценностных ориентаций была использована методика прямого ранжирования ценностей М. Рокича. Полученные результаты свидетельствуют о том, что значимыми для студентов всех факультетов являются, такие ценности как - «образованность» и «эффективность в делах», хотя наблюдается некоторая разница. Так, филологи выбрали

- «творчество»; студенты исторического факультета - «жиз-

ненную мудрость»; студенты ФТиЭ - «интересную работу», а психологи - «познание». Значимые выборы студентов физико-математического факультета не совпадают с выборами испытуемых остальных факультетов - «здоровье», «активная деятельная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «свобода» (см. таблицу 1).

Опираясь на положения, выдвинутые О. М. Красноряд-цевой, мы считаем необходимым изучать тот вид мотивации, который отражает деятельность, являющуюся наиболее актуальной для студентов на данном этапе формирования профессионального образа мира. Поэтому была использована методика В.Ф. Сопова «Мотивационные состояния студентов», так как она дает возможность выявить уровни учебной мотивации.

Таблица 1

Наиболее выбираемые ценностные ориентации по методике М. Рокича

Ж 1 Ж 1 г 1 ЧЛЛЛЛЛМЛММр

Терминальные ценности Инструментальные ценности

1 выбор 2 выбор 3 выбор 1 выбор 2 выбор 3 выбор

ФФ Творчество Развитие Материально обеспеченная жизнь Ответственность Широта взглядов Образованность. Эффективность в делах

ФИнП Жизненная мудрость Уверенность в себе Материально обеспеченная жизнь Аккуратность Твердая вопя Образованность. Эффективность в делах

ФМФ Здоровье Активная деятельная жизнь Наличие хороших и верных друзей. Свобода. Непримиримость к недостаткам в себе и других Независимость Образованность.

Интересная работа Уверенность в себе Материально обеспеченная жизнь Эффективность в делах Смелость в отстаивании своего мнения и взглядов Ответственность

ФП Познание Развитие Материально обеспеченная жизнь Образованность. Т ерпимость Рационализм

По результатам диагностики видно, что наиболее высокий уровень учебной мотивации присущ студентам психологического факультета (17,8 баллов), а наиболее низкий показатель у опрашиваемых физико-математического факультета (11,6). У студентов факультетов гуманитарной направленности более высокий уровень учебной мотивации, чем у испытуемых естественно-научной направленности (рис. 1).

Уровень мотивации студентов

20

Ф

5

х 15

ф 15

у

га

« 10

ф

ф

£ 5

Ф

° 0

14,8 16,8

11,6 11,8

ФФ ФИиП ФМФ ФТиЭ факультеты

ФП

Рис.1. Гистограмма уровня учебной мотивации студентов педагогического вуза

Диагностика была проведена в связи с тем, что смыслы наряду с ценностными ориентациями и мотивацией являются основными составляющими образа мира личности. Осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой.

Смысложизненные ориентации были исследованы с помощью опросника СЖО Д.А. Леонтьева, который позволяет провести факторный анализ общего показателя осмысленности жизни.

По шкале «жизненные ориентации» у опрашиваемых студентов всех факультетов высокий показатель. Самый низкий показатель - 97,67 баллов у студентов ФТиЭ, за ними следом идут представители ФИиП - 98,99 баллов; ФМФ -102, 47 баллов; ФФ - 103, 87 баллов и наибольшее значение у студентов психологического факультета - 108,49 баллов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что все испытуемые сориентированы на постановку и достижение жизненных целей, занимают активную жизненную позицию.

Шкала - «Цели». Большинство опрашиваемых набрали 29-33 балла, данный показатель свидетельствует о том, что у представителей всех факультетов поставлены цели, придающие жизни осмысленность, направленность и перспективы. Самые низкие баллы среди студентов ФИиП и ФТиЭ 29,58 и 29,52 соответственно. Близки к ним показатели респондентов ФМФ - 29,93. Представители филологического факультета набрали 31,2 балла, а наибольшее количество баллов у психологов - 33, 31.

Шкала - «Процесс». Исходя из полученных результатов, можно сказать, что все опрашиваемые воспринимают процесс жизни как интересный, эмоционально-насыщенный, наполненный смыслом. В показателях испытуемых по рассматриваемой шкале «разбежка» в баллах меньше, чем по всем остальным шкалам: от 30,3 (ФТиЭ) до 31,98 (ФФ). А между ними места распределены следующим образом: 30,59 баллов у студентов ФИиП, 31,27 баллов - студентов ФМФ и 31,63 баллов - студентов ФП. Такая близость в значениях у представителей разных специальностей, скорее всего является свидетельством того, что все они принадлежат к одной возрастной категории, но, вероятнее, все опрашиваемые - это студенты педагогического вуза и удовлетворены выбором получаемой профессией, а возможно и процессом ее приобретения (учебным процессом).

Шкала - «Результативность». В данной шкале отражена оценка пройденного пути (отрезка жизни), ощущение того, насколько продуктивна и осмыслена ее прожитая часть. Опрашиваемые относятся к той возрастной категории, когда еще не задумываются о пройденном пути, они еще в самом его начале. Поэтому данные, которые получены в ходе обработки рассматриваемой шкалы, у испытуемых всех факультетов относятся к категории высоких, но ближе не к максимальным значениям, а находятся в средних значениях высоких показателей. Наивысший балл у представителей психологического факультета - 27,19; на втором месте находятся показатели опрашиваемых филологического - 25,9; следующие - историки (25,56) и испытуемые ФМФ (25,16) и замыкают список технологи-экономисты (24,03).

«Локус контроля - Я» пятая шкала. Испытуемые представляют себя сильными, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. У студенческой молодежи, в большинстве своем, идеалистические представления о жизни. Кажется, что открыты все дороги, все цели и мечты будут достигнуты, и никто не ограничивает свободу выбора. На самом деле эта особенность юношеского возраста проявляется у всех, обычно все становится реальным после окончания вуза, когда никто и нигде не ждет, построить карь-

еру не так просто как казалось и жизнь складывается не так, как задумал. Тем не менее, испытуемые всех факультетов набрали достаточно большое количество баллов по данной шкале - средние баллы большинства респондентов оказались в категории высоких показателей. Итак, опрашиваемые факультета технологии и экономики набрали - 18,65 балла; истории и права - 20,01 балла; физико-математического - 20,65 балла; филологического - 21,09 балла и психологического -22,29 балла.

Шкала «Локус контроля - жизнь». Максимальное значение по данной шкале - 42 балла. Низким считается показатель

- 0-21 балла, а высоким - 22-42 балла. На первом месте ФП -32,69 балла, следующий филологический - 30,8; близкие значения у опрашиваемых физико-математического и историкоправового факультетов - 29, 7 и 29,18 соответственно; испытуемые ФТиЭ - 28,6.

Высокие показатели могут быть потому, что студенты уже ощутили собственное предназначение - сделали важный шаг в жизни - выбрали будущую профессию, хотя их представления о жизни и будущем несколько идеалистичны. Их смысл жизни в данный момент - получение профессии, они погружены в учебную деятельность, она является ведущей и самой значимой на указанный момент времени. Это, вероятно правильно, что человек чувствует себя нужным, занятым и его существование имеет смысл, хотя оно сведено лишь к одной узкой (учебной) направленности. Даже если студента отвлекают бытовые и личные проблемы, он обязан посещать занятия и каждый день погружаться в учебную атмосферу несмотря на проблемы и сложности, именно в этом он находит смысл собственной жизни на время учебы в вузе. После окончания учебного заведения смыслы изменятся - главной станет другая, сменившая учебную, трудовая деятельность и в ней будет смысл жизни (зарабатывание денег, построение карьеры или создание семьи и воспитание детей). Считаем, что человек, обычно, занимается тем видом деятельности, который имеет для него смысл, значим для него, от которого получает удовольствие или который служит средством для получения благ, исключения составляют клинические случаи.

Таблица-2^

Ср едние-знач ения-результатов-по- методике-СЖО-Д.А.- Леонтьева^

Факультетс ожь Целил Процесса Результата Локус- контроля^ Локус-контр о ля- ШПНЬо

ФФо 103,87а 31,2а 31,98а 25,9а 21,09а 30,8а

ФИиЛо Э8,96о 29,58а 30,59а 25,55а 20,01а 30,8а

ФМФп 102,47а 29,93а 31,25а 25,16а 20,65а 29,7а

ФТиЭя 97,67а 29,52а 30,3а 24,03а 18,65а 28,6а

ФПЬ 108,5а 33,31а 31,63а 27,18а 22,29а 32,68а

Для нашего исследования значимы выводы по каждому из перечисленных составляющих образа мира. Обработав и проанализировав полученные в ходе исследования данные, можем представить образ мира студентов различных специальностей педагогического вуза.

Отличительными чертами образа мира студентов филологического факультета являются творчество, развитие, материально обеспеченная жизнь. Мы можем отнести «творчество» и «развитие» к категории духовных ценностей, студенты определили данные категории как наиболее значимые. «Материально обеспеченная жизнь», вероятнее всего, относится к сфере потребления, хотя без наличия указанной ценности невозможно полноценное «творчество» и «развитие». Главным способом достижения поставленной цели студенты филологического факультета считают «ответственность», «широту взглядов» и «эффективность в делах».

Студенты факультета истории и права смотрят на окружающую их действительности через призму «жизненной мудрости» и «уверенности в себе» - это наиболее значимые составляющие образа мира специалиста данного направления, хотя немаловажным, по мнению испытуемых, является материальное благосостояние. Данный факт (выбор совпал с оценкой студентов филологического факультета) может свидетельствовать о родственности в содержании обучения, а соответственно во взглядах и особенностях студентов гуманитарных факультетов. Аккуратность, твердая воля и эффективность в делах это черты образа мира опрашиваемых исторического факультета, по мнению студентов это «способ достижения жизненных целей».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представители физико-математического факультета видят специалиста выбранной ими профессии в первую очередь здоровым, а подкрепляют данный выбор «активной деятель-

ной жизнью», «наличием хороших и верных друзей» и «свободой». Можно сказать, что выборы студентов данной специальности достаточно однородны, то есть относятся к одной категории. Для эффективной работы по данной специальности неотъемлемой составляющей образа мира профессионала являются непримиримость к недостаткам в себе и других, независимость, образованность. Четкость и однозначность в выборе может отражать специфику факультета. Физика и математика - точные науки, это влияет на приоритеты, взгляды, убеждения и, конечно, на личность будущего преподавателя данной специальности.

Наиболее значимыми чертами образа мира личности студента факультета технологии и экономики является желание иметь интересную работу, уверенность в себе. А также немаловажна материально обеспеченная жизнь, при условии, что специалист будет эффективен в делах, будет проявлять смелость в отстаивании своего мнения и взглядов, а также ответственен - так как экономику относят к точным наукам, то данный выбор вполне оправдан

Психологи считают, что важнее всего для них как профессионалов - «познание», самосовершенствование, практический опыт, «развитие» и «уверенность в себе». «Терпимость», которой отдано большее предпочтение, чем остальным категориям, согласуется с содержанием и функциями их профессии. Принятие такой черты как «рационализм» - свидетельствует об осмысленном подходе к получаемой психологами профессии. У представителей данного факультета на-

Библиографический список

блюдается стойкий интерес к получаемым знаниям, желание учиться, «симпатия» к выбранной специальности.

Несмотря на общую педагогическую направленность вуза, у студентов каждого факультета выражены черты, характерные профессионалам только того направления по которому они получают специальность. Особенностью образа мира студентов всех специальностей, кроме представителей психологического факультета, явилось некоторое «неосознание» смысла получаемой профессии («я - «математик», «физик», «экономист», «филолог», «историк или юрист» - именно так описали себя и свою будущую профессию опрашиваемые, забывая о том, что они получают в первую очередь педагогическое образование, подразумевающее работу с людьми, детьми в школе). Студенты психологического факультета оказались единственными, кто сомневался в знаниях, полученных в процессе обучения, т.е. «я еще не профессионал», «мне нужно много работать, чтобы стать знающим специалистом», «не хватает опыта», абсолютно противоположны мнения опрашиваемых других факультетов - в большинстве своем испытуемые, начиная с третьего курса, считают себя готовыми работать по специальности и имеют достаточно опыта и знаний.

Итак, сформированность образа мира, видения окружающей действительности через призму профессии, максимально объективное оценивание себя как профессионала (собственных знаний, качеств и желаний), напрямую зависит от деятельности в которую включен индивид.

1. Клочко, В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский // Под редакцией Г.В. Залевского. - Томск: Изд-во Томского университета, 1999.

2. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР. - в 2-х тт. - М.: Педагогика, 1983. - Т. II.

3. Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М.: Академия; Высшая школа, 2001.

4. Зинченко, В.П. От генезиса ощущений к образу мира: А.Н. Леонтьев и современная психология: сборник статей памяти А.Н. Леонтьева / под ред. А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, О.В. Овчинниковой, О.К. Тихомирова. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

5. Климов, Е.А. Психология профессионала. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996.

6. Артемьева, А.Г. Основы субъективной семантики. - М.: Наука; Смысл, 1999.

7. Краснорядцева, О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической работы. - Барнаул, 1998.

8. Юсупов, П.Р. Психологические особенности профессионального образа мира личности: дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2003.

Статья поступила в редакцию 13.02.10

УДК 75. 02. 322 (075.:

С.Б. Поморов, д-р архитектуры, проф.; С.А. Прохоров, канд. психол. наук, проф.;

А.В. Шадурин, доц. АлтГТУ, г. Барнаул, E-mail: instibox@mail.ru

ДИЗАЙН: ОТ НАБРОСКА ДО КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА В ДИСЦИПЛИНЕ «ЖИВОПИСЬ»

В работе описаны современные аспекты инновационной деятельности в сфере преподавания дисциплины «Живопись и архитектурная колористика» в высшей архитектурно-дизайнерской школе, задачи и пути дальнейшего его развития, предложены изменения в организации и системе его развития в плане увеличения доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе с активным внедрением компьютерной техники, с опорой на имеющийся опыт внедрения новых форм организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: живопись, архитектурная колористика, инновационная деятельность, новые образовательные программы,

самостоятельная работа студентов.

В настоящее время, в момент разработки и утверждения ФГОС ВПО третьего поколения по направлениям «Архитектура» и «Дизайн», всё чаще звучит вопрос: «Зачем надо изучать предмет «Живопись» архитекторам и дизайнерам, когда эти профессии могут обойтись и без него?» Хорошо это или плохо, когда архитектор и дизайнер свободно умеют рисовать, писать? Действительно ли пришло историческое время отказаться от этих умений? Готовы ли мы к этому? Есть ли для этого теоретические основания? Не потеряет ли при этом наше образование? В какой мере внедрять прогрессивные технологии преподавания такой науки, как «Живопись», в архитектурно-дизайнерское образование? Есть ли необходимость сегодня сохранять преемственность развития обучения станковой живописи для архитекторов и дизайнеров? Зачем изучать весь комплекс основ знаний, когда можно опереться на конечные достижения искусства и техники сегодняшнего дня

и на их основе идти дальше, получая необходимые результаты? Могут ли колористические схемы «саморазви-ваться» и переходить на новые уровни без реального цветового переживания в процессе занятия живописью, живого восприятия данной нам природой, непосредственно изучая, расширяя ее, открывая в ней новые грани и направления?

Наш взгляд: Концепция преподавания предмета «Живопись» полагает сохранение эволюционного пути развития предмета от непосредственно реалистического восприятия (изображения) до современных компьютерных технологий.

Исходя из практического многолетнего опыта преподавания предмета «Живопись» по специальностям «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды», мы готовы показать правильность (на наш взгляд) построения единой системы общего развития станковой классической живописи как основы (фундамента) перехода ее в постнеклассическую, через

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.