Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС - ШАГ К УСПЕХУ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС - ШАГ К УСПЕХУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС - ШАГ К УСПЕХУ»

- КОНКУРСЫ ПРОФМАСТЕРСТВА -

ходимо проверять в течение всего периода обучения, ориентируясь на создаваемые процессы и полученные продукты.

Огромное значение в формировании профессионализма, компетенций, профессионально значимых личностных качеств имеют практические занятия с использованием стандартов WorldSkills. Использование идеи движения WorldSkills, технологий проведения конкурсов и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов на практических занятиях позволяет обеспечить более высокий уровень подготовки специалистов среднего звена.

Практические занятия — важная составляющая программы профессиональной подготовки

специалистов среднего звена. Результатом обучения на практических занятиях является сформированность общих и профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности, а опыт их применения студенты получат при прохождении производственной практики в образовательных организациях. После того как студент принял участие в конкурсе, он приобрел огромный опыт и этим опытом он делится с другими студентами на специальности. Проводит мастер-классы, конференции, круглые столы, мотивирует других студентов на положительное отношение к профессии. Каждый год, участвуя в региональном чемпионате, конкурсанты от специальности «дошкольное воспитание» занимают призовые места.

УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА ПО СТАНДАРТАМ ВОРЛДСКИЛЛС

Р. В. Волочай, И. А. Михайловский, А. С. Савина,

преподаватели Новокузнецкого горнотранспортного колледжа

Р. В. Волочай

На современном этапе развития общества гарантом обеспечения качества профессионального образования выступает ФГОС СПО как основа создания единого образовательного пространства, вместе с тем соревнования WorldSkills (WSR) постоянно повышают планку, бросают новые вызовы, формируют качественно новые требования к компетенции рабочих кадров.

В этих условиях учебным заведениям СПО важно следовать требованиям, которые являются залогом устойчивого развития реального сектора экономики региона, повышения конкурентоспособности выпускников на региональных и мировых рынках.

Кардинальные изменения, происходящие в экономике страны, внедрение в производство инновационных технологий, смена приоритетов на федеральном и региональных рынках труда обусловили рост требований к профессиональным компетенциям инженерно-технических

И. А. Михайловский

А. С. Савина

работников. На мировом рынке труда сохраняется дефицит высококвалифицированных рабочих кадров. Проблему обеспечения соответствия качества подготовки носителей рабочих профессий мировым стандартам предполагается решать за счет модернизации системы СПО, WorldSkills, введения новых ФГОС СПО.

Электрослесарь подземный обеспечивает обслуживание электрооборудования горных машин и механизмов, выполняя всю работу в соответствии с действующими сводами правил в подземных горных условиях. Электрослесарь подземный должен диагностировать и устранять неисправности, выполнять мон-

таж, демонтаж, опробование и сдачу в эксплуатацию электрооборудования горных машин и механизмов, а также высоковольтного электрооборудования и аппаратуры управления и защиты.

Актуальность данной компетенции в том, что электрослесарь подземный — ключевая фигура в поддержании работоспособности шахты. От его квалификации зависит не только производительность труда, но и жизни многих людей. Электрослесарь на шахте работает в стесненном пространстве, при повышенной влажности, сильной запыленности и во взрывоопасной окружающей среде.

- КОНКУРСЫ ПРОФМАСТЕРСТВА -

Для оценки подготовки обучающихся по стандартам WSR был выполнен анализ показателей участия в региональном чемпионате по компетенции электрослесарь подземный» (табл. 1), анализ показателей количества, времени и обеспеченности конкурсных заданий в региональном чемпионате по компетенции «электрослесарь подземный» (табл. 2), анализ показателей уровня сложности модулей конкурсных заданий в региональном чемпионате по компетенции «электрослесарь подземный». Также составлена диаграмма анализа уровня выполнения модулей WSR компетенции «электрослесарь подземный» по годам (рис. 1).

Таблица 1

Показатели участия в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» по компетенции «электрослесарь подземный» по годам

Год Количество участников Наличие отборочных соревнований Количество призовых мест Место ГБПОУ НГТК Участники, не набравшие 500 баллов

человек %

2015 9 нет Золото — 1 Серебро — 1 Бронза — 1 — 5 56

2016 14 нет Золото — 0 Серебро — 2 Бронза — 2 10 3 21

2017 13 да Золото — 1 Серебро — 1 Бронза — 1 3 8 62

2018 12 да Золото — 1 Серебро — 1 Бронза — 1 5 9 75

2019 13 да Золото — 1 Серебро — 1 Бронза — 1 3 11 85

Таблица 2

Показатели количества, времени и обеспеченности конкурсных заданий в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» по компетенции «электрослесарь подземный» по годам

Год Количество модулей Суммарное время, ч Среднее время выполнения модуля, ч Обеспеченность ГБПОУ НГТК оборудованием для тренировки, % Время на подготовку участника, месяцев

2015 — — — — —

2016 4 9 2,25 25 1,5

2017 5 10 2 25 2

2018 8 17 2,13 30 2,5

2019 6 15 2,5 15 3

КОНКУРСЫ ПРОФМАСТЕРСТВА

Таблица 3

Показатели уровня сложности модулей конкурсных заданий в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» по компетенции «электрослесарь подземный» по годам

Количество модулей Уровень выполнения модулей

Год репродуктивный продуктивный исследовательский

единиц % единиц % единиц %

2015 — — — — — — —

2016 4 3 75 1 25 — —

2017 5 3 60 2 40 — —

2018 8 4 50 4 50 — —

2019 6 2 33 3 50 1 17

Рис. 1. Уровень выполнения модулей WSR по компетенции «электрослесарь подземный» по годам

Анализ диаграммы (рис. 1) и таблиц с 1 по 3 показывает, что с каждым годом:

• количество участников остается на высоком уровне, то есть конкуренция жесткая;

• наличие отборочного тура;

• количество модулей в конкурсном задании меняется, до 2019 года их количество увеличивалось;

• суммарное время выполнения конкурсного задания увеличивалось, несмотря на увеличение количества модулей, среднее время на один модуль начиная с 2017 года также увеличивалось, в 2019 году достигло 2,5 часа;

• уровень сложности выполнения конкурсного задания с каждым годом увеличивался, если в 2016 году модулей с продуктивным

уровнем сложности было 25 % (то есть 1/4), то в 2019 году — 50 %, и добавился исследовательский уровень выполнения;

• обеспеченность лаборатории Новокузнецкого горнотранспортного колледжа оборудованием для подготовки участника на протяжении периода, несмотря на приобретения, практически не изменялась, а 2019 году даже ухудшилась;

• время на подготовку участника увеличивается, так как увеличивается сложность и время выполнения конкурсного задания;

• процент участников, не набравших 500 баллов, то есть не подтвердивших уровень мастерства, с каждым годом растет.

Вывод: для подготовки участника к региональному чемпионату по компетенции «элек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.