Научная статья на тему 'Методическое сопровождение организации и проведения демонстрационного экзамена по компетенции "электрослесарь подземный"'

Методическое сопровождение организации и проведения демонстрационного экзамена по компетенции "электрослесарь подземный" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение организации и проведения демонстрационного экзамена по компетенции "электрослесарь подземный"»

ятельности предприятий — оказание консультационной, инвестиционной, инфраструктурной поддержки;

• поддержка успешных молодых предпринимателей — создание коммуникационных, консультационных площадок для успешных молодых предпринимателей.

В рамках данной программы в течение месяца преподаватели участвовали в тренингах «Синергия вашего бизнеса», «Точки контакта», «^^-подход к ведению бизнеса в современном мире», «Продажи — основной инструмент развития бизнеса», «Формула успешных продаж», «РR и реклама» и др.

Прослушали множество вебинаров, таких как «Продвижение своего бизнеса через Интернет», «Экономика стартапа», «Доходы и расходы проекта в цифрах», «Бизнес и закон. Что нужно знать, делать или не делать», «CRM-системы» и т. д. Участвовали в деловой игре «Управление бизнесом». Занятия проводили успешные предприниматели Новокузнецка и Кемерова.

Такая всесторонняя подготовка к региональному чемпионату позволила студентам Екате-

рине Васениной и Нелли Малышевой занять второе место в компетенции «предпринимательство», а также эффективно реализовывать стандарты WorldSkills в Новокузнецком торгово-экономическом техникуме и успешно участвовать в региональных чемпионатах!

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО КОМПЕТЕНЦИИ «ЭЛЕКТРОСЛЕСАРЬ ПОДЗЕМНЫЙ»

Р. С. Казаков, руководитель научно-методического отдела Кемеровского горнотехнического техникума С. А. Гордейчик, преподаватель

Кемеровский горнотехнический техникум — старейшая профессиональная образовательная организация Кузбасса, имеющая более чем 85-летнюю историю. В техникуме создан учебный горный полигон, по уровню оснащения не имеющий аналогов в России. Он предназначен для повышения качества практической подготовки обучающихся и обеспечивает формирование профессионально значимых компетенций для будущей самостоятельной деятельности на предприятии. Как ведущая профессиональная образовательная организация региона, техникум активно участвует в движении WorldSkills, развивая соревнования по компетенции «электрослесарь подземный».

Цель статьи — раскрыть алгоритм подготовки и организации демонстрационного экзамена по профессии «электрослесарь подземный».

Р. С. Казаков С. А. Гордейчик

Актуальность данного проекта в том, что электрослесарь подземный — ключевая фигура в поддержании работоспособности шахты. От его квалификации зависит не только производительность труда, но и жизни многих лю-

дей. Электрослесарь на шахте работает в стесненном пространстве, при повышенной влажности, сильной запыленности и во взрывоопасной окружающей среде.

Электрослесарь, как правило, закреплен на определенном участке и отвечает за работоспособность всех участковых линий электропитания и устройств. Кроме того, на электрослесаря возложены обязанности и просто слесаря. Нужно уметь отрегулировать коническую передачу, определить износ подшипников и зубьев шестеренчатых передач. Знать машины и механизмы, используемые на участке, уметь их монтировать, демонтировать и производить регулировку.

Одно из новшеств системы профессионального образования — проведение демонстрационных экзаменов с применением методик WorldSkills. Демонстрационный экзамен — форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных ра-

бочих и специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности, стандартам WSR.

В Кемеровской области в 2017 году на учебном горном полигоне техникума впервые был проведен демонстрационный экзамен по компетенции «электрослесарь подземный».

До экзамена допускаются обучающиеся, имеющие (получающие) специальную профессиональную подготовку, в возрасте от 18 до 22 лет (в соответствиие со ст. 265 ТК РФ) на добровольной основе. Техническая документация по проведению экзамена представлена на официальном сайте РКЦ.

Для организации и проведения апробации демонстрационного экзамена приказом директора техникума создается временный научно исследовательский коллектив (ВНИК). Деятельность ВНИКа удобнее всего представить в виде таблицы.

Дорожная карта деятельности ВНИКа

Преподаватели профессионального цикла Мастера производственного обучения Экономисты Участники

1-й этап

Изучение квалификационных характеристик электрослесаря подземного, включая мировые аналоги Инвентаризация производственных мастерских, полигона на наличие инструментов, приспособлений, электрооборудования и т. д. Сбор информации по приобретению материалов, инструментов, электрооборудования для конкурса Теоретическое изучение конкурсных заданий прошлого чемпионата, дополнительные консультации у преподавателя

Составление перечня заданий с опорой на квалификационные характеристики Составление перечня заданий с опорой на материально-техническую базу производственных мастерских, полигона Составление перечня поставщиков для дальнейшей работы с ними по подготовке к проведению конкурса Теоретическое изучение технической документации конкурса

2-й этап

Анализ перечня заданий, выбор заданий в соответствии с требованиями конкурса Анализ перечня заданий, выбор заданий в соответствии с требованиями конкурса Составление сметы для приобретения инструментов, материалов, электрооборудования для проведения конкурса Теоретическая и практическая подготовка в производственных мастерских по заданиям прошлого года

Составление технологических карт для выбранных заданий с перечнем инструментов, материалов, и электрооборудования Корректировка сметы в соответствии с изменениями в процессе согласования с социальными партнерами Обмен опытом с участниками конкурса прошлого года

Преподаватели профессионального цикла Мастера производственного обучения Экономисты Участники

3-й этап

Выбор заданий на конкурс Составление перечня инструментов, материалов, электрооборудования к выбранным заданиям на конкурс Заказ у поставщиков необходимого инструмента, материала, электрооборудования для проведения конкурса Теоретическая и практическая подготовка в производственных мастерских по заданиям этого года

Техническое описание заданий на конкурс с расчетом времени Корректировка технического описания заданий на конкурс с учетом условий проведения конкурса (имитация работы в шахте) Контроль за поставками инструмента, материала, электрооборудования для проведения конкурса Теоретическая и практическая подготовка в производственных мастерских по заданиям этого года учетом условий проведения конкурса (имитация работы в шахте)

4-й этап

Выбор задания на отборочный этап конкурса этого года Инвентаризация производственных мастерских, полигона на наличие инструментов, приспособлений, электрооборудования и т. д. для данного задания Составление дополнительной сметы для приобретения инструмента, материала, электрооборудования для отборочного этапа Теоретическая и практическая подготовка в производственных мастерских по заданию к отборочному этапу

Техническое описание заданий на отборочный этап с расчетом времени и согласование с главным экспертом Подготовка площадки для проведения отборочного этапа Контроль поставок инструмента, материала, электрооборудования для проведения отборочного этапа Теоретическая и практическая подготовка на горном полигоне по заданию к отборочному этапу с учетом нормы времени

Проведение отборочного этапа чемпионата WSR

5-й этап

Изучение изменений в регламенте проведения чемпионата WSR, согласование технической документации с национальным экспертом Подготовка площадок для проведения конкурсных заданий чемпионата WSR Контроль поставок инструмента, материала, электрооборудования для проведения конкурсных заданий чемпионата WSR Теоретическая и практическая подготовка на горном полигоне по заданию чемпионата WSR с учетом нормы времени, работа над ошибками отборочного этапа

Проведение подготовительных мероприятий по проведению чемпионата WSR: стенды, проспекты, бланки заданий, символика чемпионата WSR и т. д.

Регистрация в CIS (eSim) Регистрация в CIS (eSim)

Проведение чемпионата WSR

Преподаватели профессионального цикла Мастера производственного обучения Экономисты Участники

6-й этап

Подведение итогов проведения чемпионата WSR

Выбор конкурсного задания для проведения демонстрационного экзамена у студентов выпускных групп Составление плана мероприятий для проведения демонстрационного экзамена у студентов выпускных групп Контроль поставок инструмента, материала, электрооборудования для проведения демонстрационного экзамена у студентов выпускных групп Теоретическая и практическая подготовка на горном полигоне по заданию демонстрационного экзамена у студентов выпускных групп

Согласование технической документации с главным экспертом и РКЦ

Проведение апробации демонстрационного экзамена по стандартам WSR

7-й этап

Подведение итогов демонстрационного экзамена по стандартам WSR, сдача итоговой ведомости в РКЦ Составление отчета по расходам на проведение практических занятий по выполнению отдельных заданий по стандартам WSR По результатам демонстрационного экзамена по стандартам WSR получают сертификат РКЦ

Корректировка программ по профессиональному циклу с учетом включения практических занятий по выполнению отдельных заданий по стандартам WSR Корректировка заявки на приобретение инструмента, материала, электрооборудования для проведения практических занятий по выполнению отдельных заданий по стандартам WSR Составление заявки по требованиям преподавателя профессионального цикла и мастера производственного обучения на новый учебный год Успешно защищают дипломный проект

Часто нарушения техники безопасности на угольных предприятиях связаны со слабой технической и профессиональной подготовкой кадров, грубейшими нарушениями правил охраны труда. Решить важную проблему снижения производственного травматизма в профессиональной деятельности специалистов горного профиля позволяет разработка и внедрение новых форм и методов обучения.

Проведенная в 2017 году апробация демонстрационного экзамена дает возможность образовательной организации объективно оценить содержание и качество основной профессио-

нальной программы «Электрослесарь подземный» (либо профессионального модуля по освоению данной профессии), материально-техническую базу для подготовки данных специалистов, уровень квалификации преподавательского состава и возможность определить точки роста и дальнейшего развития в соответствии с актуальными запросами работодателей.

Также одним из положительных эффектов данного проекта ожидается расширение сетевого взаимодействия между профессиональными образовательными организациями горного профиля страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.