Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА»

Подготовка к защите проекта — это особая часть. На данном этапе мы организуем защиту конкурсантом проекта перед педагогами нашего техникума. Такая процедура позволяет нам выявить недочеты в проекте и своевременно их исправить, а для педагога это возможность немного привыкнуть к стрессу.

Следующий этап конкурса — это проведение конкурсного урока и мастер-класса. Еще на этапе возникновения идеи проекта мы стараемся проанализировать ее на возможность дальнейшей связи с уроком и мастер-классом. Основные акценты, на которые мы делаем упор при подготовке участника к этим конкурсным испытаниям:

• при планировании урока стараемся подчеркнуть сильные стороны педагога и как можно меньше демонстрировать его слабые стороны;

• отрабатываем алгоритм деятельности педагога в любых внештатных ситуациях, а также в состоянии стресса;

• проводим четкий хронометраж времени на уроке. Осуществляем анализ затрат времени педагогом на каждом этапе урока, вырабатываем предложения по возможным вариантам сокращения времени на уроке, изменениям учебных заданий;

• проводим репетиции урока и мастер-класса в условиях, приближенных к реальным, то есть используем весь дидактический материал, который будет задействован в конкурсных испытаниях. Это позволяет предусмотреть все возможные недочеты и обеспечить соблюдение санитарных правил на уроке и эстетичности рабочих мест студентов;

• осуществляем видеозаписи урока и мастер-класса с последующим просмотром. Это дает возможность педагогу увидеть себя со стороны и исправить свои недочеты;

• демонстрируем конкурсный урок и мастер-класс коллегам с последующим анализом замечаний;

• детально прорабатываем план урока.

Для нас идеальные конкурсные уроки и мастер-классы — интересные, живые, динамичные.

При подготовке к брифингу мы обсуждаем с преподавателем возможные вопросы. Например, с преподавателем общеобразовательных дисциплин обсуждаются вопросы по дуальному обучению, реализации ФГОС СПО по ТОП-50, чемпионатному движению Ворлдскиллс, проф-ориентационному проекту «Билет в будущее» и др. Для преподавателей профессионального цикла подбираем литературу по вопросам педагогики и психологии.

Наша формула успеха при подготовке педагогов к конкурсу профессионального мастерства «Преподаватель года» — это стать с участником единой командой, совместно проживать все этапы конкурсных испытаний. Хочется отметить, что немалую роль в достижении успеха играет посещение семинаров, которые проводят сотрудники для методистов и педагогов-участников конкурса. Посещение таких семинаров дает возможность разрешить некоторые затруднения, развеять сомнения и дать толчок для появления новых идей при подготовке к конкурсу.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС — ШАГ К УСПЕХУ

Е. В. Окатова, А. Н. Тараканова, преподаватели Беловского педагогического колледжа

Современному обществу нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы, успешное решение которых напрямую зависит от сформи-рованности общих и профессиональных компетенций— качественных образований, основанных на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Креативность, активность, организованность, целеустремленность, коммуникабельность, уверенность в своих силах и владение общими и профессиональными компетенциями — вот качества, необходимые современному специалисту.

Е. В. Окатова А. Н. Тараканова

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, а также на развитие положительной мотивации к получаемой профессии, раскрытие личностного потенциала. Немалую роль в этом деле играют конкурсы профессионального мастерства, которые стали обычным явлением в жизни современных колледжей и техникумов. Наиболее престижным является Всероссийский чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

Компетенция «дошкольное воспитание» впервые была представлена в качестве презентационной на финале II Национального чемпионата WorldSkills Russia в 2014 году в Казани. В 2015 году компетенция «дошкольное воспитание» была переведена из категории презентационных в категорию основных компетенций блока RU «Сфера услуг». Сегодня компетенция «дошкольное воспитание» является одной из многочисленных компетенций блока RU. Отсюда и большая конкуренция среди участников.

Конкурсы профессионального мастерства важны для любой организации, так как позволяют каждому сотруднику показать свой профессионализм, проявить скрытые возможности и получить всеобщее признание. Это касается не только студентов — участников конкурса, но и преподавателей, которые занимаются подготовкой студентов.

В 2015 году впервые в Кемеровской области проходил II Региональный чемпионат рабочих профессий по стандартам WorldSkills по компетенции «дошкольное воспитание». Именно тогда Беловский педагогический колледж впервые принял участие в региональном чемпионате. И это были первые шаги, которые с каждым годом становились более уверенными и вели к победе. После первого участия в региональном чемпионате было принято решение, что на специальности «дошкольное воспитание» должна быть выстроена система работы по подготовке конкурсантов. Система формирования и развития конкурсов профессионального мастерства в соответствии со стандартами WS требует разработки новых образовательных программ, использования эффективных методик и технологий не столько для подготовки обучающихся к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства WorldSkills, сколько для развития системы среднего педагогического образования, коррелирующей с существующими требованиями, предъявленными современным обществом к уровню

профессиональной подготовки педагогических кадров.

На наш взгляд, движение WorldSkills — нужное и полезное во многих аспектах. В первую очередь оно направлено на то, чтобы помочь молодым ребятам реализоваться в выбранной профессии и принести пользу экономике своей страны. Другой важнейший элемент соревнования — это существующие профессиональные стандарты, то есть наличие определенной планки, определенного набора знаний, умений, навыков, которыми должен руководствоваться участник соревнования. Потому что этот, условно говоря, набор востребован сегодня на международном уровне в той или иной профессии.

При подготовке к конкурсу профессионального мастерства в рамках движения WorldSkills преподавателями методической цикловой комиссии «Дошкольное образование» проводится конкурс среди студентов третьего и четвертого курсов. Задания, предложенные студентам, охватывают пять профессиональных модулей данной специальности. После определения победителя начинается системная подготовка конкурсантов к региональному конкурсу WorldSkills, осуществляемая квалифицированными педагогами, которые тоже проходят обучение и имеют сертификаты экспертов.

Основной акцент при подготовке к конкурсам должен быть сделан на мотивацию, которая, в свою очередь, зависит от свободы выбора: если обучающийся выбрал специальность самостоятельно и осознанно, то его мотивация всегда выше, чем когда выбрали за него. При подготовке к конкурсам и чемпионатам преподаватель старается не просто передать собственный опыт, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, в дальнейшее развитие и профессиональный рост.

Индивидуальная образовательная программа и маршрут направлены на отработку отдельного самостоятельного профессионального модуля. Здесь очень большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Но необходимо отметить, что самостоятельная работа в современной образовательной модели вообще стоит на первом месте. Он должен уметь продуктивно, рационально и качественно самостоятельно работать как в области теоретических, так и в области практических навыков. При составлении индивидуальной образовательной траектории преподаватели создают обучающемуся возможность для выбора, выступая как консультанты и советчики. Результаты продвижения по образовательной траектории необ-

ходимо проверять в течение всего периода обучения, ориентируясь на создаваемые процессы и полученные продукты.

Огромное значение в формировании профессионализма, компетенций, профессионально значимых личностных качеств имеют практические занятия с использованием стандартов WorldSkills. Использование идеи движения WorldSkills, технологий проведения конкурсов и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов на практических занятиях позволяет обеспечить более высокий уровень подготовки специалистов среднего звена.

Практические занятия — важная составляющая программы профессиональной подготовки

специалистов среднего звена. Результатом обучения на практических занятиях является сформированность общих и профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности, а опыт их применения студенты получат при прохождении производственной практики в образовательных организациях. После того как студент принял участие в конкурсе, он приобрел огромный опыт и этим опытом он делится с другими студентами на специальности. Проводит мастер-классы, конференции, круглые столы, мотивирует других студентов на положительное отношение к профессии. Каждый год, участвуя в региональном чемпионате, конкурсанты от специальности «дошкольное воспитание» занимают призовые места.

УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА ПО СТАНДАРТАМ ВОРЛДСКИЛЛС

Р. В. Волочай, И. А. Михайловский, А. С. Савина,

преподаватели Новокузнецкого горнотранспортного колледжа

Р. В. Волочай

На современном этапе развития общества гарантом обеспечения качества профессионального образования выступает ФГОС СПО как основа создания единого образовательного пространства, вместе с тем соревнования WorldSkills (WSR) постоянно повышают планку, бросают новые вызовы, формируют качественно новые требования к компетенции рабочих кадров.

В этих условиях учебным заведениям СПО важно следовать требованиям, которые являются залогом устойчивого развития реального сектора экономики региона, повышения конкурентоспособности выпускников на региональных и мировых рынках.

Кардинальные изменения, происходящие в экономике страны, внедрение в производство инновационных технологий, смена приоритетов на федеральном и региональных рынках труда обусловили рост требований к профессиональным компетенциям инженерно-технических

И. А. Михайловский

А. С. Савина

работников. На мировом рынке труда сохраняется дефицит высококвалифицированных рабочих кадров. Проблему обеспечения соответствия качества подготовки носителей рабочих профессий мировым стандартам предполагается решать за счет модернизации системы СПО, WorldSkills, введения новых ФГОС СПО.

Электрослесарь подземный обеспечивает обслуживание электрооборудования горных машин и механизмов, выполняя всю работу в соответствии с действующими сводами правил в подземных горных условиях. Электрослесарь подземный должен диагностировать и устранять неисправности, выполнять мон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.