Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА «ЗНАТОК ГЕОДЕЗИИ» В ТЕХНИКУМЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА «ЗНАТОК ГЕОДЕЗИИ» В ТЕХНИКУМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА «ЗНАТОК ГЕОДЕЗИИ» В ТЕХНИКУМЕ»

Важная роль при проведении профессионального конкурса отводится преподавателю-организатору. На начальных этапах организатор должен четко поставить перед участниками конкурса познавательные задачи, а также провести инструктаж, в процессе которого конкурсанты осмысливают сущность задания, последовательность его выполнения. Преподаватель-организатор должен проверить у конкурсантов теоретическую и практическую подготовленность, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть у них в процессе работы и ориентировать на самоконтроль. Наблюдения за работой конкурсантов дают возможность развивать познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы.

Для оценивания и подведения итогов конкурса сформировано компетентное экспертное жюри, в которое входят работодатели, преподаватели из других ПОО, участники чемпионата WorldSkills Russia. В зале присутствует администрация, преподаватели и обучающиеся Новокузнецкого горнотранспортного колледжа, учащиеся общеобразовательных школ.

Методы и формы, используемые при проведении профессионального конкурса в декаду цикловой методической комиссии, направлены на формирование у обучающихся умений по решению задач на топографическом плане, овладению навыками выполнения чертежей и на подготовку к прохождению учебной практики УП.01.01, которая является частью профессионального модуля ПМ.01 Выполнение работ по изысканию и проектированию автомобильных дорог и аэродромов и ПМ.01 Проведение геодезических работ при изысканиях по реконструкции, проектированию, строительству и эксплуатации железных дорог, а также на оказание профориентационной поддержки учащимся общеобразовательных школ, в процессе формирования интереса к труду, профессиям, выбора ими профиля обучения в сфере будущей профессиональной деятельности.

Проведение профессиональных конкурсов способствует закреплению обучающимися знаний и умений, полученных при профессиональной подготовке, и применению их в практической деятельности, ускорению адаптации обучающихся к условиям колледжа, повышению престижа образовательного учреждения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Я. И. Загребецкая, заместитель директора по учебно-методической работе Новокузнецкого торгово-экономического техникума И. Г. Бакаева, методист

Работу по организации участия педагогов в конкурсном движении координирует методическая служба техникума. Методист изучает информацию о планируемых конкурсах на официальных сайтах различных организаций: Министерство просвещения РФ, Министерство образования и науки Кузбасса, ГБУ ДПО «КРИРПО», ГКОУ «Центр обеспечения организационно-технической, социально-экономической и воспитательной работы», а также сайты ФУМО СПО и профессиональных образовательных организаций Алтайского и Красноярского края, Томской области и др.

Затем осуществляется анализ положений и определяются возможные кандидатуры участников. Чаще всего в ходе такой работы организуется цикловая методическая комиссия, члены

.^LiJ^^Ca 1 my wmtJ^^ Я. И. Загребецкая

И. Г. Бакаева

которой могли бы принять участие в конкурсе. Задача методиста в данном случае заключается в оказании помощи педагогам при оформлении заявки и конкурсной работы, подготовке

презентации, отправке конкурсных материалов, а также в ведении учета результатов участия педагогов и студентов в конкурсном движении. Но бывают случаи, когда методическая служба проводит индивидуальную работу с педагогом, помогая ему проанализировать опыт своей профессиональной деятельности и увидеть в ней уникальность, которую можно и нужно представить педагогической общественности. В данном случае мы помогаем обобщить опыт, оказываем педагогу помощь в определении структуры и содержания конкурсной работы, разрабатываем дизайн ее оформления. Описанная схема работы представлена на рисунке 1.

Конечно, наиболее тщательная работа и непрерывное методическое сопровождение осуществляется при подготовке педагогов к участию в конкурсе «Преподаватель года».

Далее представлен алгоритм работы методической службы НТЭТ при подготовке участников конкурса «Преподаватель года».

Работа по подготовке к конкурсу начинается с определения кандидатуры участника. На заседаниях цикловых методических комиссий (ЦМК), которые проводятся ежегодно в июне, анализируются результаты работы членов ЦМК и выбирается кандидатура возможного участника конкурса. Затем на заседании методического совета председатели ЦМК представляют кандидатуру участника от своей комиссии. Члены методического совета обсуждают кандидатуры, анализируют опыт работы, достижения педагога, силь-

ные и слабые стороны, профессиональные увлечения и открытым голосованием утверждают кандидатуру будущего участника.

Первый этап конкурса — это защита проекта. Все начинается с идеи проекта. При выработке идеи мы стараемся исходить из того, что у педагога хорошо получается, что в его практике есть особенного. Мы стараемся найти что-то интересное, что позволит привлечь внимание к конкурсному проекту. Хорошо, если удается в идее проекта отразить один из трендов профессионального образования. После появления идеи начинается этап подготовки и реализации проекта. На этом этапе мы оказываем педагогу организационную и техническую поддержку при проведении фото- или видеосъемки, предоставлению аудиторию, договариваемся с социальными партнерами и решаем другие вопросы, на которые педагог может потратить много времени.

Далее идет этап описания проекта. Все формулировки внимательно вычитываются, вносятся коррективы. Мы придерживаемся мнения, что формулировки проекта должны быть простые и понятные, т. к. зачастую преподаватели профессионального цикла не обладают огромным багажом знаний по педагогике, поэтому по каждой фразе написанной в проекте педагог должен быть способен дать пояснения и ответить на вопросы. В достижении этой цели нам помогает и присутствие на очной защите проектов. Работа жюри, их комментарии и вопросы дают возможность повысить свой уровень квалификации.

Рис. 1. Взаимодействие методической службы с педагогами-участниками конкурсов профессионального мастерства

Подготовка к защите проекта — это особая часть. На данном этапе мы организуем защиту конкурсантом проекта перед педагогами нашего техникума. Такая процедура позволяет нам выявить недочеты в проекте и своевременно их исправить, а для педагога это возможность немного привыкнуть к стрессу.

Следующий этап конкурса — это проведение конкурсного урока и мастер-класса. Еще на этапе возникновения идеи проекта мы стараемся проанализировать ее на возможность дальнейшей связи с уроком и мастер-классом. Основные акценты, на которые мы делаем упор при подготовке участника к этим конкурсным испытаниям:

• при планировании урока стараемся подчеркнуть сильные стороны педагога и как можно меньше демонстрировать его слабые стороны;

• отрабатываем алгоритм деятельности педагога в любых внештатных ситуациях, а также в состоянии стресса;

• проводим четкий хронометраж времени на уроке. Осуществляем анализ затрат времени педагогом на каждом этапе урока, вырабатываем предложения по возможным вариантам сокращения времени на уроке, изменениям учебных заданий;

• проводим репетиции урока и мастер-класса в условиях, приближенных к реальным, то есть используем весь дидактический материал, который будет задействован в конкурсных испытаниях. Это позволяет предусмотреть все возможные недочеты и обеспечить соблюдение санитарных правил на уроке и эстетичности рабочих мест студентов;

• осуществляем видеозаписи урока и мастер-класса с последующим просмотром. Это дает возможность педагогу увидеть себя со стороны и исправить свои недочеты;

• демонстрируем конкурсный урок и мастер-класс коллегам с последующим анализом замечаний;

• детально прорабатываем план урока.

Для нас идеальные конкурсные уроки и мастер-классы — интересные, живые, динамичные.

При подготовке к брифингу мы обсуждаем с преподавателем возможные вопросы. Например, с преподавателем общеобразовательных дисциплин обсуждаются вопросы по дуальному обучению, реализации ФГОС СПО по ТОП-50, чемпионатному движению Ворлдскиллс, проф-ориентационному проекту «Билет в будущее» и др. Для преподавателей профессионального цикла подбираем литературу по вопросам педагогики и психологии.

Наша формула успеха при подготовке педагогов к конкурсу профессионального мастерства «Преподаватель года» — это стать с участником единой командой, совместно проживать все этапы конкурсных испытаний. Хочется отметить, что немалую роль в достижении успеха играет посещение семинаров, которые проводят сотрудники для методистов и педагогов-участников конкурса. Посещение таких семинаров дает возможность разрешить некоторые затруднения, развеять сомнения и дать толчок для появления новых идей при подготовке к конкурсу.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС — ШАГ К УСПЕХУ

Е. В. Окатова, А. Н. Тараканова, преподаватели Беловского педагогического колледжа

Современному обществу нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы, успешное решение которых напрямую зависит от сформи-рованности общих и профессиональных компетенций— качественных образований, основанных на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Креативность, активность, организованность, целеустремленность, коммуникабельность, уверенность в своих силах и владение общими и профессиональными компетенциями — вот качества, необходимые современному специалисту.

Е. В. Окатова А. Н. Тараканова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.