Научная статья на тему 'Профессиональный конфликт как предмет педагогического исследования'

Профессиональный конфликт как предмет педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1846
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ГОТОВНОСТЬ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ / ТИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ / КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ / PROFESSIONAL CONFLICT / READINESS TO MANAGE PROFESSIONAL CONFLICTS / TYPES OF PROFESSIONAL CONFLICTS / CONFLICT COMPETENCE / CONFLICT RESISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова Н. В., Садовская Т. А.

Раскрывается понятие профессионального конфликта; приводится типология профессиональных конфликтов; обосновываются направления педагогической деятельности по формированию готовности специалиста к управлению профессиональными конфликтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional conflict as an object of pedagogical research

This article deals with the phenomenon of a professional conflict, offering a classification of professional conflicts and justifying the lines of pedagogical activity aimed at the preparation of a professional for managing professional conflicts.

Текст научной работы на тему «Профессиональный конфликт как предмет педагогического исследования»

Н. В. Самсонова, Т. А. Садовская

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Раскрывается понятие профессионального конфликта; приводится типология профессиональных конфликтов; обосновываются направления педагогической деятельности по формированию готовности специалиста к управлению профессиональными конфликтами.

This article deals with the phenomenon of a professional conflict, offering a classification of professional conflicts and justifying the lines of pedagogical activity aimed at the preparation of a professional for managing professional conflicts.

Ключевые слова: профессиональный конфликт, готовность к управлению профессиональными конфликтами, типы профессиональных конфликтов, конфликтная компетенция, конфликтоустойчивость.

Key words: professional conflict, readiness to manage professional conflicts, types of professional conflicts, conflict competence, conflict resistance.

Научное исследование в области педагогики представляет собой специфический: виц познавательной деятельности, в ходе которой выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта. При этом главная задача исследования состоит в выявлении внутренних связей и отношений, раскрытии закономерностей и движущих сил развития педагогических процессов или явлений [4, с. 32].

Профессиональная педагогика как отрасль педагогического знания рассматривает вопросы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях, включая управление и организацию учебно-воспитательного процесса, прогнозирование и определение структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства. Объектами профессионального обучения выступает целостная структура профессиональной деятельности, а также личность профессионала. Проблемы профессионального стресса и проблемы конфликта в трудовом коллективе являются предметом изучения в различных учебных дисциплинах. Об этом свидетельствуют учебные пособия «Педагогика и психология», где тема конфликта представлена в разделах «Конфликты в организациях», «Конфликты в трудовых коллективах». Вместе с тем профессиональный конфликт как феномен профессиональной деятельности в перечне дидактических единиц не представлен, в квалификационные характеристики выпускников вуза не включены связанные с ним показатели. В результате будущие специалисты, если и овладевают конфликтными компетенциями, то только в области профессионального общения. Вопросы профессиональных затруднений в рамках овладения целями и задачами, мотивацией и ценностями, ви-

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 5. С. 7—10.

дами и операциями деятельности в базовом учебном курсе «Введение и специальность» не рассматриваются. В связи с этим представляется целесообразным и необходимым исследовать проблему формирования готовности специалиста к управлению профессиональными конфликтами. Раскрытие содержания главного понятия «профессиональный конфликт» выступает важнейшей задачей.

Профессиональный конфликт — это острый способ разрешения значимых противоречий в профессиональной деятельности специалиста, в его социальном взаимодействии с субъектами профессиональной деятельности, в структуре его личности. Конфликтная ситуация рассматривается как момент в деятельности профессионала, когда эта деятельность не может продолжаться дальше с помощью старых средств и способов. В профессиональной деятельности конфликтная ситуация обладает некоторыми особенностями, отличающими ее, например, от аналогичного образования в учебной деятельности. В последней задача ставится перед учащимся учителем — возникает проблемная ситуация. «Профессионал же самостоятельно выделяет конфликтную ситуацию в потоке деятельности, ориентируясь на выработанные и усвоенные в процессе профессионализации признаки таковой. Профессионал высокого класса не сталкивается с ними, а активно ищет их признаки, обеспечивая тем самым повышение качества своей деятельности» [6, с. 136].

Разрешение профессионального конфликта способствует дальнейшему развитию как личности профессионала, так и самой профессиональной деятельности. В контексте наших рассуждений интересен вывод Е. А. Климова, который связывает появление профессионально пригодных людей с разрешением конфликта. Он отмечает, что «рабочие места могут быть спроектированы так, что задают непосильные требования человеку. Творческое преобразование заданной деятельности, фактическое порождение нового варианта организации рабочего места или профессиональной деятельности — тоже результат разрешения некоторых противоречий развития конфликтов в принятом выше смысле слова. Придумал более удобный держатель для осветителя, ящик-кассу для упорядоченного хранения инструментов; разгрузил зрение, придумав звуковые сигналы вместо некоторых зрительных, и т. д. — все это в конечном счете позитивные исходы из ситуаций рассогласований (конфликтов) некоторых систем» [2, с. 11 — 12].

В основе профессионального конфликта лежит трудная ситуация деятельности. Анализ научных источников, проведенный А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым, позволяет определить трудную ситуацию деятельности как разбалансированность системы «задача — личные возможности и мотивы — условия среды», вызывающую психическую напряженность у человека [1, с. 209]. Основными видами трудных ситуаций являются: трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутриличностного плана. Обозначенная авторами типология трудных ситуаций деятельности может быть рассмотрена как основание типологии профессиональных конфликтов.

1. Конфликты профессиональной деятельности — характеризуются «противостоянием» личности специалиста и профессиональной задачи, которое обусловлено нарушением соответствия между требования-

ми деятельности и профессиональными возможностями человека. Профессиональное затруднение вызвано новой (нестандартной) профессиональной задачей, которая решается в обычной обстановке, но для выполнения которой специалист не владеет компетентностью, либо изменением привычных условий, в которых решается стандартная задача. Результатом разрешения этого типа конфликта можно рассматривать «длительную успешную работу человека на данном трудовом посту, в данной организации» [2, с. 151].

2. Конфликты взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности — в основе противоречия в ценностно-мотивационных ориентациях субъектов — искажение восприятия, понимания и оценивания, а также конкурентное взаимодействие, вплоть до конфронтации. Профессиональные конфликты этого типа проявляются в негативном отношении, в сознательном нанесении оппоненту морального или материального ущерба. Чаще всего подобные конфликты проявляются как дисфункция профессионального общения. Результатом успешного разрешения данного типа конфликтов можно считать способность к совместной трудовой деятельности.

3. Конфликты внутриличностного плана — базируются на внутрилич-ностных затруднениях и жизненных кризисах, представляющих собой психические состояния сомнения, нерешительности, отсутствия решения проблемы. Профессиональные конфликты этого типа сопровождают процессы профессиональной ориентации, становления, адаптации и самосовершенствования. Результатом успешного разрешения этого типа конфликтов можно рассматривать «переход человека к очередной, более высокой ступени развития как субъекта деятельности» [3, с. 151].

Правомерным следует считать применение конфликтной парадигмы толкования механизма становления образа Я для становления профессионального самосознания образа Я в профессиональной деятельности. «Идея "конфликтного личностного смысла", рассматриваемого как "единица самосознания" вообще, конкретизируется в профессиональном самосознании через "профессиональный конфликтный личностный смысл", который существует в профессиональной деятельности как конфликт между профессиональными целями, мотивами и отношениями, выражающийся в столкновении различных деятельностей по выполнению задач», — отмечает Н. С. Пряжников [5, с. 123].

Педагогическая деятельность по формированию готовности будущего специалиста к управлению профессиональными конфликтами реализуется в трех направлениях.

1. Формирование конфликтной компетенции — формирование представления о профессиональном конфликте и его типологии, причинах его возникновения. Результатом педагогической работы являются полные и глубокие знания о конфликтной реальности в профессии, создающие информационную основу для последующего формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональным затруднениям.

2. Формирование конфликтоустойчивости — формирование способности оптимально организовать свою деятельность в условиях профессионального конфликта. Результатом данного направления являет-

ся сформированная вариативность, под которой понимается «гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче» [1, с. 220]. В рамках второго направления возникает также эмоционально-ценностное отношение к профессиональному конфликту как возможности профессионально-личностного развития.

3. Формирование умений управления профессиональными конфликтами — подготовка специалиста к системной деятельности по управлению профессиональным конфликтом, в которой последовательно реализуются следующие когнитивные и прикладные модели: опознавание конфликтного состояния и противоречий в трудовых действиях; прогнозирование его стрессового или развивающего потенциала; определение мотивов и целей, а также выбор стратегии и тактики конфликтного взаимодействия с оппонентами; разрешение профессионального конфликта; осуществление постконфликтных действий с целью создания условий, исключающих в дальнейшем обострение противоречия.

Введение в педагогику профессионального образования понятия «профессиональный конфликт» расширяет границы исследования личности профессионала в аспекте проблемных и кризисных моментов его профессионального становления, а также обогащает содержание профессионального образования дидактическими направлениями формирования готовности (компетенции, компетентности, культура) будущего специалиста к взаимодействию с конфликтной профессиональной средой, раскрывающейся специалисту в типологии профессиональных конфликтов.

Список литературы

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие. М., 1995.

Климов Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): учеб. пособие. М.; Воронеж, 2001.

Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб., 2004.

Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. М., 2004.

Психология труда: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. проф. А. В. Карпова. М., 2003.

Об авторах

Н. В. Самсонова — д-р пед. наук, проф., РГУ им. И. Канта.

Т. А. Садовская — ст. преп., РГУ им. И. Канта.

About authors

Professor N. Samsonova, IKSUR.

T. Sadovskaya, Assistant Professor, IKSUR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.