13. Akpinar A. Osmanli Devleti'nde A^iret Mektebi. Istanbul, 1997.
14. Kodaman B. Sultan II. Abdblhamid'in Dogu Anadolu Politikasi. Istanbul, 1983.
15. BBA. Y. Mtv. 67/90. 20 Eylbl 1892. Dahiliye Naziri Halil Rifat Pa^a'dan Yildiz Sarayi'na. Bab-i Ali Dahiliye Nezareti, No 42.
16. Rogan E. Asiret Mektebi: Abdblhamid II's Scholl for Tribes 1892-1907 // International Journal of Middle East Studies. 1996. No 28.
17. BBA. Y. Mtv. 70/14. 26 Ekim 1892. Maarif Naziri Zbhtb Pa^a'dan Yildiz Sarayi Mabeyin Kitabeti'ne.
18. BBA. Y. Mtv. 73/99. Asiret Mektebi'nin Talimname-i Dahiliyesidir.
19. BBA. Y. Mtv. 76/88. 8 Nisan 1893. Maarif Naziri Zbhtb Pa^a'dan Yildiz Sarayi'na.
20. Ba^bakanlik Ar^ivi Yildiz Sadaret Resmi Maruzat (Архив премьер-министра. Скрытая переписка резиденции султана дворца Йылдыз). 134/17. 25 Mart 1905. Dahiliye Nezareti'nden Sadaret Dairesi'ne. No. 161.
21. BBA. Y. Mtv. 167/189. 21 Eylbl 1897. Askeri Mektepler Naziri Mb§ir Mustafa Zeki Pa^a'dan Yildiz Sarayi'na. О личности маршала Мустафы Зеки Паши см.: Salname-i Devlet. 1315.
22. Mardin §. Religion and Social Change of Modern Turkey. New York, 1989.
O.L. Moskalenko Professional Aspect of the Personal Culture of the Coast Guard Officer
The nature, specificity and structure of personal culture of the coast guard officer as a subject of border activity is considered. The relationship between the general and professional culture, their role and place in the personal culture are revealed.
Key words and word-combinations: coast guard officer, personal culture, professional culture.
Рассматривается сущность, специфика и структура культуры личности сотрудника береговой охраны как субъекта пограничной деятельности. Раскрывается взаимосвязь общей и профессиональной культуры, их роль и место в культуре личности.
Ключевые слова и словосочетания: сотрудник береговой охраны, культура личности, профессиональная культура.
УДК 005.336.5:351.749.2 ББК 87.774п:67.401.213
О.Л. Москаленко
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ
I I роисходящие в мире преобразования в экономической, политической, социальной и военной сферах остро ставят вопрос о сохранении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. На современном этапе развития Российского государства идет формирование нового облика Государственной границы. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено, что надежная защита и охрана государственной границы Российской Федерации является одним из условий обеспечения национальной безопасности [1, с. 15].
Реальные угрозы, возникающие в морском пограничном пространстве, наносят серьез-
32
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
ный ущерб национальным интересам Российской Федерации. Важнейшее место среди них занимает расхищение морских биологических ресурсов. По оценкам Главного контрольного управления Президента России, от незаконного вылова и экспорта морепродуктов государство ежегодно несет потери, составляющие до 2,5 млрд долларов США, что сопоставимо с цифрами, характеризующими отток капитала за рубеж.
В целях обеспечения национальной безопасности в морском пограничном пространстве осуществляется формирование береговой охраны ФСБ России как комплексной, многофункциональной и многокомпонентной системы, способной обеспечить противодействие существующим на море угрозам. Она значительно отличается от предшествующей системы охраны границы и морского пространства. В частности, появилась потребность в новом типе личности сотрудника береговой охраны, характеризующемся высокими социально-нравственными качествами в сочетании с хорошей профессиональной подготовкой.
Сотрудник береговой охраны должен быть образованным человеком, способным творчески решать текущие и перспективные задачи, возлагаемые на соответствующее подразделение. Исходя из этого, выдвигаются особые требования к уровню его подготовленности, и прежде всего к уровню личностной культуры.
Как социальный феномен культура личности сотрудника береговой охраны представляет собой явление достаточно сложное и объемное. Она складывается из знаний, умений, ценностных ориентаций, потребностей и проявляется в характере общения и созидательной деятельности ее носителя. Уровень культуры личности определяет качественную сторону профессиональной деятельности, придавая ей целостность и устойчивость. Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время нет специальных исследований, посвященных социально-философскому осмыслению такого феномена, как культура личности сотрудника береговой охраны, поэтому определение сущности культуры личности сотрудника береговой охраны, выявление ее основных структурных компонентов и их взаимосвязи, роли и места в ней профессиональной культуры особенно актуально.
Сотрудник береговой охраны, несмотря на специфичность своей профессиональной деятельности, глубоко и органично включен в определенную систему отношений, сложившихся в обществе, поэтому его культура личности включает в себя многие структурные компоненты, присущие гражданам вообще.
Понятия «культура» и «личность» тесно взаимосвязаны между собой. Их содержание достаточно точно определено в социальной философии, однако содержание понятия «культура личности» не имеет четкой дефиниции и требует социально-философского осмысления.
Анализ научной литературы позволяет выделить три основных подхода к раскрытию содержания структурных компонентов культуры личности: по соотношению духовного и практического, по сфере проявления и по степени обобщения.
С точки зрения соотношения духовного и практического в культуре личности выделяются теоретический, чувственно-психологический и деятельностный уровни. По сфере проявления культуру личности можно представить как единство внутренней и внешней культуры. Внутренняя культура включает духовное
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
богатство личности, ее мировоззрение, знания и чувства, убеждения и взгляды, жизненные идеалы и принципы; внешняя - степень реализации духовного богатства личности, ее знаний и чувств в повседневной деятельности, внешний облик, культуру общения, определенные умения, навыки, приемы деятельности и поведения. По степени обобщения культуру личности можно разделить на общую и профессиональную. Общая культура включает в себя все то, что характерно для всего общества и представляет собой определенный уровень развития сущностных сил человека, проявляющийся в знаниях, навыках, умениях, привычках, качествах, необходимых человеку в повседневной жизни. Профессиональная культура представляет собой меру и качество деятельности человека в определенной, строго ограниченной сфере деятельности.
Различные подходы к пониманию содержания культуры личности не противоречат, а дополняют друг друга. Все рассмотренные структурные компоненты находятся в тесной диалектической взаимосвязи и позволяют оценивать культуру личности с различных сторон ее жизнедеятельности. Таким образом, культура личности - это определенный уровень ее духовного развития, сознания и поведения, в котором отражается степень освоения данной личностью окружающего мира и способность реализовывать его результаты в повседневной жизни в системе существующих общественных отношений.
Специфика пограничной деятельности детерминирует общие свойства и качества культуры личности сотрудника пограничных органов, определяющие уровень его духовного развития и способствующие реализации возложенных на них профессиональных задач. Вот почему культура личности сотрудника береговой охраны включает в себя многие структурные компоненты, присущие всем сотрудникам пограничных органов.
Культура личности сотрудника пограничных органов специалистами анализируется в своеобразном единстве военно-профессиональной, политической, правовой, познавательной, нравственной, эстетической, художественной, экологической, речевой и физической культур [2, с. 94].
Таким образом, культуру личности сотрудника береговой охраны необходимо рассматривать в единстве общего и особенного. Это означает, что она включает в себя структурные компоненты, присущие всем людям вообще и сотрудникам пограничных органов в частности: образованность, эрудицию, политическое и правовое самосознание, нравственность, культуру поведения и общения, чувство чести и собственного достоинства, а также профессионализм. В то же время культура личности сотрудника береговой охраны как субъекта пограничной деятельности имеет свои характерные черты. Именно специфика выполнения задач по защите и охране морских пограничных пространств формирует не только облик личности, но и определяет основные структурные компоненты культуры личности сотрудника береговой охраны.
Рассмотрим основные особенности профессиональной деятельности сотрудника береговой охраны в морском пограничном пространстве.
Во-первых, охрана морского пограничного пространства подразделениями береговой охраны происходит повседневно в процессе оперативно-служебной деятельности. Корабль охраняет определенный участок границы и выполняет
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
конкретную боевую задачу. В этих условиях каждый сотрудник береговой охраны несет персональную ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.
Во-вторых, специфика оперативно-служебной деятельности на морских и особенно на озерных и речных участках государственной границы заключается в скоротечности изменения обстановки, что, в свою очередь, повышает требования к профессиональным качествам, навыкам, знаниям каждого специалиста. От усвоения и применения установленных правил поведения зависит успех охраны границы в целом.
В-третьих, морская служба пограничников может проходить в районах различной юрисдикции. Это означает, что в открытом море, исключительной экономической зоне, территориальном море и во внутренних водах пограничники имеют различные права и обязанности по отношению как к своим, так и иностранным судам и кораблям. Особую роль здесь играет знание сотрудниками береговой охраны международно-правовых норм.
В-четвертых, специфика деятельности обусловлена непосредственным общением с иностранными гражданами. Существуют установленные полномочия по осмотру и задержанию иностранных судов в определенных районах, что потенциально может затрагивать международные отношения. По этим причинам сотрудник береговой охраны должен уметь общаться на иностранном языке (преимущественно английском), проявляя при этом строгость и принципиальность, корректность и вежливость в любых ситуациях [3, с. 276-277].
В-пятых, заметное влияние на личность оказывает относительная изоляция сотрудников, непосредственно исполняющих профессиональные обязанности в составе боевых постов и боевых частей с одновременным стремлением к единению в силу относительной малочисленности экипажей кораблей и катеров [4, с. 16].
В-шестых, от сотрудников требуется умение действовать в агрессивной среде. В последнее время браконьерство в морских пространствах России стало более масштабным, дерзким и изощренным. Со стороны браконьеров и их пособников отмечается рост противоправных акций, направленных против сотрудников пограничных органов. Вот почему, выполняя оперативно-служебные задачи, сотрудник береговой охраны должен быть постоянно готов действовать в различных ситуациях.
Итак, особенности пограничной деятельности в морском пространстве позволяют выделить основные составные компоненты культуры личности сотрудника береговой охраны: морскую культуру, политическую и правовую культуру, культуру жизненного самоопределения, нравственную и эстетическую культуру, речевую и физическую культуру. Структурные компоненты культуры личности взаимосвязаны между собой и в совокупности на различных уровнях проявляются в общей и профессиональной культуре сотрудника береговой охраны. В целом же культура личности сотрудника береговой охраны объективно требует от него постоянного духовного и физического развития; зримо проявляет меру и способ реализации сложившихся черт сознания, компетенций и поведения в профессиональности деятельности по охране и защите морских пограничных пространств.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 35
Общая и профессиональная культура сотрудника береговой охраны имеют единую методологическую основу. Они находятся между собой в функциональной связи и взаимодополняют друг друга. Все элементы общей и профессиональной культуры в совокупности составляют основу культуры личности сотрудника береговой охраны.
Вместе с тем специалистами высказывается мнение, что не совсем правомерно включать в структуру профессиональной культуры такое понятие, как общая культура, так как они имеют между собой отношение соподчинения, а не субординации [5, с. 61]. В контексте рассматриваемой темы следует заметить, что общая и профессиональная культура представляют собой два равных структурных компонента культуры личности, обусловливающих друг друга, но не совпадающих.
Общая культура является фундаментом личности сотрудника береговой охраны и его профессиональной культуры. Она включает в себя широкий спектр знаний (социально-политических, правовых, военно-научных, экономических, этических) и проявляется в различных формах общественных отношений. Общая культура оказывает решающее влияние на результаты деятельности сотрудника береговой охраны. Это связано с тем, что для обеспечения высокого уровня профессионализма необходима культурная основа профессиональной деятельности: сотрудник должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при достаточно высоком уровне общей культуры.
Профессиональная культура сотрудника береговой охраны представляет собой сложное системное единство специальных теоретических знаний, практических навыков и умений, а также моральных норм и правил, необходимых в профессиональной деятельности. Она находится на границе общей культуры сотрудника береговой охраны и его специальной подготовки, включая в себя и критерии, определяющие его отношение к профессиональной деятельности, и требования, существующие в обществе вне профессиональной деятельности.
Таким образом, культура личности сотрудника береговой охраны представляет собой сложное социальное явление, обладающее определенной автономией и включающее в себя общую культуру личности и профессиональную. Вот почему, только решив задачу по формированию у сотрудника береговой охраны общей и профессиональной культуры, можно говорить о том, что он полноценно подготовлен качественно выполнять важные государственные задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства в морском пограничном пространстве.
Библиографический список
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Рос. газ. 2009. 19 мая, № 88.
2. Рыжков В.Н. Культура офицера пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации: учеб. пособие. М., 2007.
3. Гуманитарные основы управленческой деятельности в войсках и органах Пограничной службы России: учебник: в 2 т. М., 2000. Т. 2.
4. Морская пограничная культура / П.И. Лемперт [и др.]; науч. ред. В .А Дмитриев. М., 2009.
5. Черницкий O.A. Профессиональная культура российского офицера: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. М., 2001.
36 2011 • ВЕСТНИК ПАГС