Научная статья на тему 'Модель формирования и развития профессиональной культуры сотрудника береговой охраны'

Модель формирования и развития профессиональной культуры сотрудника береговой охраны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОТРУДНИК БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ / MODEL / FORMATION / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL CULTURE / COAST GUARD OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко Олег Леонтьевич

В статье представлена теоретическая модель сложного, целенаправленного и организованного процесса, каким является процесс формирования и развития профессиональной культуры сотрудника береговой охраны. Выделяется ряд этапов, кратко раскрываются их цели, задачи, содержание и результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL CULTURE OF THE COAST GUARD OFFICER

The theoretical model of formation and development of the professional culture of the Coast Guard officer is presented in the article as a complex, purposeful and organized process. The author points out a number of stages of this process, shows briefly their goals, tasks, contents and results.

Текст научной работы на тему «Модель формирования и развития профессиональной культуры сотрудника береговой охраны»

УДК 009

Москаленко Олег Леонтьевич

Moskalenko Oleg Leontyevich

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКА БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ

THE MODEL OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL CULTURE OF THE COAST GUARD OFFICER

Аннотация:

Summary:

В статье представлена теоретическая модель сложного, целенаправленного и организованного процесса, каким является процесс формирования и развития профессиональной культуры сотрудника береговой охраны. Выделяется ряд этапов, кратко раскрываются их цели, задачи, содержание и результаты.

The theoretical model of formation and development of the professional culture of the Coast Guard officer is presented in the article as a complex, purposeful and organized process. The author points out a number of stages of this process, shows briefly their goals, tasks, contents and results.

Ключевые слова:

модель, формирование, развитие, профессиональная культура, сотрудник береговой охраны.

Keywords:

model, formation, development, professional culture, Coast Guard officer.

Одним из основных условий развития социума выступает его защищенность от вызовов и угроз современности. Создание береговой охраны как следствие развития государства обусловлено настоятельной потребностью обеспечения безопасности Российской Федерации в ее морских пограничных пространствах. Особенности выполнения задач на морских направлениях потребовали выстраивания специфической структуры подразделений береговой охраны, изменения системы управления ими и выработки новой тактики действий [1]. В этих условиях особую актуальность приобретает задача подготовки специалистов для подразделений береговой охраны, формирование у них не только отдельных профессиональных компетенций, но и профессиональной культуры в целом. Именно высокий уровень профессиональной культуры сотрудника береговой охраны является основным критерием и показателем его профессионализма.

Отсюда формируется научная задача исследования профессиональной культуры, теоретического описания и разработки процедур ее формирования и развития. Наиболее продуктивным в связи с этим будет выступать метод моделирования, в основе которого лежит построение модели. Оно осуществляется на результатах анализа опыта профессиональной подготовки и деятельности сотрудников береговой охраны, с учетом современных тенденций общественного развития, систематизации знаний и научных подходов к моделированию социальных систем.

Согласно известным подходам, модель представляет собой аналог (схему, структуру, знаковую систему) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования [2]. Она используется для получения таких данных об объекте исследования, которые затруднительно или вообще невозможно получить путем непосредственного изучения оригинала.

Для теоретического построения модели применяется системный подход. Его смысл заключается в рассмотрении любого исследуемого объекта как системы, внутри которой можно выделить определенные элементы и установить структурные связи между ними. При этом под системой понимается объединение некоторого разнообразия в единое целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места [3].

Это связано с тем, что, с позиций социально-философского анализа, сущность, содержание, механизмы формирования и развития профессиональной культуры сотрудника береговой охраны представляют собой совокупное целое, все элементы которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и представляют собой целостный социальный процесс, результатом которого является интегративное качество, обеспечивающее эффективность его профессиональной деятельности.

Прежде всего необходимо отметить, что под формированием и развитием профессиональной культуры сотрудника береговой охраны следует понимать сложный, длительный и многоэтапный процесс, протекающий под воздействием различных социально-исторических условий, объективных и субъективных факторов, на протяжении всей профессиональной деятельности специалиста.

Поэтому модель формирования и развития профессиональной культуры сотрудника береговой охраны целесообразно представлять в виде поэтапного процесса, в котором предполагается наличие определенного предварительного этапа и ряда последующих временных промежутков с соответствующим содержанием. Композиционно модель этого процесса состоит из четырех этапов: из предварительного, первого (отбор кандидатов на военную службу в подразделения береговой охраны), второго (собственно формирование профессиональной культуры) и третьего (развитие профессиональной культуры).

Предварительный (подготовительный) этап охватывает время социализации личности потенциального (будущего) сотрудника береговой охраны. Содержание этого этапа заключается в усвоении богатства общественного опыта, достижений материальной и духовной культуры. Реализацию такого усвоения в той или иной степени обеспечивают различные социальные институты (семья, ближайшее окружение, малая социальная группа, может быть, профессиональный коллектив).

На формирование и становление личности оказывают влияние множество различных факторов, среди которых возможно выделить объективные и субъективные. К числу объективных факторов, влияющих на развитие личности, относится прежде всего биологический фактор, наследственность. По сути своего происхождения человек является существом биологическим, но в процессе его развития все большое влияние на него оказывают факторы социального характера. К числу таких факторов относятся макросреда (идеология, политика, экономика, культура, средства массовой информации), микросреда (семья, школа, внешкольные учреждения), общественно-трудовая деятельность, самовоспитание и самообразование.

Результатом подготовительного этапа является формирование личности гражданина российского государства, в первую очередь уровень осознания мировоззренческих основ, профессионально важных качеств, культуры общения и поведения, а также способность самостоятельно принимать решения и отвечать за последствия их выполнения.

Между тем при многообразии реформ в системе среднего общего образования и существующих в обществе антисоциальных явлений крайне проблематично надеяться на сформирован-ность у российской молодежи патриотизма, мировоззренческих позиций и установок, нравственных качеств и, конечно, знаний, навыков и умений, характеризующих образованную личность. Отсюда актуализируется проблема отбора кандидатов на военную службу по контракту в подразделения береговой охраны.

Целью первого этапа является установление соответствия индивидуальных качеств конкретного человека требованиям деятельности по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пограничной сфере и определение ее способности усваивать основные компоненты профессиональной культуры. Несомненно, именно качественный отбор кандидатов по профессионально важным качествам играет важную роль в закладывании фундаментальных основ профессиональной культуры сотрудника береговой охраны.

Процедуры изучения, отбора кандидатов на военную службу по контракту в подразделениях береговой охраны носят технологический характер. Вначале важно определить мотивы поступления человека на службу в подразделения береговой охраны, уровень его интеллектуального, духовного и физического развития, степень воспитанности и корректности в поведении, отношение к деятельности по защите интересов государства в морских пограничных пространствах.

Затем после изучения и обследования кандидатов на военную службу в подразделения береговой охраны можно непосредственно переходить к процессу их полноценного профессионального отбора. В этой связи требуется оценить степень профессиональной направленности, поведение и дисциплинированность кандидата, его склонность к обучению и профессиональной деятельности, уровень личностных качеств, которые являются определяющими в перечне требований к профессиональным качествам сотрудника береговой охраны. Эти действия должны позволить предотвратить или сократить проникновение в подразделения береговой охраны наименее способных, недостаточно надежных лиц, выявить и оценить степень выраженности и устойчивости профессиональных мотивов личности, повысить результативность профессиональной подготовки специалистов, а также достичь достаточного уровня их профессиональной культуры для успешной деятельности.

Итогом первого этапа выступает результат рекрутирования наиболее способных личностей, которые смогут не только освоить программу профессиональной подготовки, но и стать носителями профессиональной культуры, развить способности к ее воспроизводству.

Второй этап, включенный в модель, находится в тесной взаимосвязи с первым этапом и направлен непосредственно на формирование основных структурных компонентов профессиональной культуры сотрудника береговой охраны. К ним следует отнести профессионально важные и личностные качества, мировоззрение, мотивацию к службе в подразделениях береговой охраны, профессиональные ценности, традиции, стереотипы поведения.

Цели и задачи формирования профессиональной культуры сотрудника береговой охраны обусловлены, во-первых, социальным заказом общества на подготовку специалистов с высоким уровнем профессиональной культуры, способных эффективно применять современные технологии в своей профессиональной деятельности, а во-вторых, требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации и ведомственных правовых документов, предъявляемыми к характеру, качеству и уровню подготовки высококвалифицированных кадров.

Исходя из этого, целью второго этапа является формирование профессиональной культуры сотрудников береговой охраны в системе подготовки высококвалифицированных специалистов в образовательных организациях ФСБ России. Этот процесс осуществляется в неразрывном единстве воспитания и обучения. При этом целью воспитания является освоение норм поведения, т. е. формирование культурных основ профессиональной деятельности, а обучения -передача знаний, умений и навыков, развитие профессионально важных качеств, приобретение опыта деятельности, т. е. формирование профессиональных компетенций.

Центральное место в образовательной деятельности по формированию профессиональной культуры сотрудника береговой охраны, несомненно, принадлежит воспитанию. Оно представляет собой единство целей, задач, содержания, форм и методов, направленных на целостное формирование личности, в которой должно быть гармонично представлено высокое развитие сознания, поведения и чувств.

Субъектами воспитания выступают руководящий состав образовательных организаций, профессорско-преподавательский состав и руководители учебных подразделений. Вследствие этого, все учебные занятия и воспитательные мероприятия, проводимые преподавателями и офицерами курсового звена, должны быть ориентированы на формирование у курсантов вышеуказанных структурных элементов профессиональной культуры.

Важную роль в формировании профессиональной культуры сотрудника береговой охраны играет обучение, которое представляет собой целенаправленную организацию деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, по приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [4].

Следовательно, в ходе обучения у обучающегося должны быть сформированы не только знания, навыки и умения, но и профессиональная компетенция. Она рассматривается как интегральная характеристика личности, определяющая ее способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.

Таким образом, эффективность воспитания и обучения в образовательных организациях ФСБ России дает возможность путем целенаправленного воздействия на личность обучающегося формировать его компетенции, мировоззрение, социальные качества, профессиональные и нравственные ценности, положительную мотивацию к службе в подразделениях береговой охраны. В результате реализации второго этапа будет сформирована профессиональная культура сотрудника береговой охраны на достаточном уровне, позволяющем успешно выполнять служебные задачи.

Третий этап формирования и развития профессиональной культуры сотрудника береговой охраны, включенный в модель, представляет собой дальнейшее ее развитие в процессе профессиональной деятельности по охране и защите морских пограничных пространств. Целью данного этапа является совершенствование основных компонентов профессиональной культуры сотрудника береговой охраны в процессе профессиональной деятельности в подразделениях береговой охраны после окончания обучения в образовательной организации ФСБ России.

Развитию профессиональной культуры сотрудника береговой охраны способствует созданная в органах безопасности система непрерывного профессионального образования. Она обеспечивает обновление профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций сотрудника береговой охраны на протяжении всей профессиональной деятельности за счет удовлетворения образовательных потребностей личности, при согласовании и координации деятельности всех учреждений, на основе выбранной сотрудником траектории индивидуального развития. Структура непрерывного профессионального образования сотрудников береговой охраны включает в себя органично связанные и совместимые подсистемы профессионального образования, дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки) и профессиональной учебы.

Активное влияние на развитие профессиональной культуры сотрудника береговой охраны оказывает воспитательная работа, проводимая в подразделениях береговой охраны. Она выступает решающим фактором по формированию у сотрудников высокого патриотического сознания, личностных и профессиональных качеств, чувства верности своему Отечеству, морскому товариществу и пограничным традициям.

Результатом третьего этапа должен стать высокий уровень развития профессиональной культуры сотрудника береговой охраны, который способствует повышению эффективности его профессиональной деятельности.

Таким образом, данная модель представляет собой целенаправленный процесс по разработке и осуществлению комплекса развивающихся в социальном пространстве и времени механизмов, процедур, мер, мероприятий, обеспечивающих ознакомление, осознание, усвоение и реализацию в процессе подготовки и профессиональной деятельности знаний, навыков, умений, соответствующих компетенций сотрудника береговой охраны. На практике все этапы требуют соблюдения преемственности и последовательности для того, чтобы вывести развитие профессиональной культуры сотрудника береговой охраны на качественно новый уровень.

Ссылки:

1. Проничев В.Е. Граница меняет замки // Граница России. 2010. № 22. Июнь.

2. Веретин С.В., Тымчук О.Н. Формирование профессиональной культуры у курсантов высших военно-учебных заведений : монография. Ульяновск, 2010. С. 40.

3. Философский энциклопедический словарь. М., 2011. С. 416.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : текст с изм. и доп. на 2013 г. М., 2013. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.