СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПЕДАГОГОВ В ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
О.Б. Дарвиш (Барнаул)
Аннотация. Статья посвящена сравнению установок педагогов в традиционных и инновационных образовательных учреждениях. Ключевые слова: установка, педагогическая установка, инновационный и традиционный подходы в образовании.
Понятие «установка» вошло в психологию давно и прочно, но при этом продолжает оставаться одним из самых загадочных и таинственных. Учеными отмечается многоликость стоящего за этим понятием психологического феномена.
Наиболее принимаема психологами общая функция установки, которая состоит в том, что она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта. В обыденной жизни она закрепляет те привычки и навыки, без которых эта жизнь была бы невозможной. Этим самым установки обеспечивают устойчивость самой личности, ее диахроническое единство.
В результате анализа имеющихся в психологической литературе исследований можно сделать вывод, что установка выражает своеобразную форму направлений личности, определяющейся ее потребностями и ситуацией, в которой эти потребности удовлетворяются. «Переходный» характер понятия «установка», слияние в ней двух противоположных начал (субъект и объект, внешнее и внутреннее, психическое и физиологическое, психическое и социальное, психика и культура и т.д.), а также времен (прошлое, настоящее и будущее) делают его столь «универсальным», что его используют практически все направления психологии, социальные науки, этнология и т.д.
Проблемы установок мы рассматриваем с позиции их системной детерминации в рамках теории психологических систем (ТПС) [2, 3 и др.]. В этой теории центральным является понятие «психологическая система», под которой понимается сам человек как системное явление: в его продолженное™ в те миры, которые принято рассматривать изолированно или только в их функции действия, или воздействия на человека.
Термин «профессиональные установки» стал в последнее время достаточно устойчивым в психологической литературе, однако разные исследователи (А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Е.А. Климов и др.) вкладывают в его понимание разное содержание.
Профессиональные установки, на наш взгляд, можно представить как интегральные психологические образования разной степени осознанности, выполняющие
системообразующую функцию, проявляющуюся в удержании целостности психологической системы, включающей в себя профессиональную деятельность, действующую «здесь и сейчас» личность профессионала «в его продленности в объективную реальность, в единстве с той частью объективного мира, которая имеет для него значение, смысл, ценность». Профессиональные установки проявляются в условиях реальной жизнедеятельности как психологические новообразования профессиональной деятельности, включающиеся в самоорганизацию психологических систем (В.Е. Клочко).
Анализируя проблему изменения установок, оказалось необходимым обратиться к понятию «образ мира», введенному А.Н. Леонтьевым, и «профессиональный образ мира». О.М. Краснорядцева определяет «профессиональный образ мира» как «интегрированную характеристику системной организации, включающей в себя человека, его жизненный мир и сам образ жизни, преобразованный профессией» [4]. Понятие «профессиональный образ мира» особенно имеет отношение к тем людям, для которых профессия становится образом жизни. К таковым необходимо отнести и педагогов.
Жизненный мир пронизан жизненными смыслами в контексте индивидуальной жизнедеятельности. Все внешнее проникает в человека, опредмечивается для него через «вписывание образа мира» [5], информация же вписывается в профессиональный образ мира, и образ мира и обретает смысл для личности.
Установки не существуют изолированно, и значит, их изменение обусловит возникновение других психологических проявлений. Установки не могут быть изменены, если не будет при этом меняться весь профессиональный образ мира, система смыслов и ценностей, лежащих в его основе. Изменение образа мира есть одновременно и изменение образа жизни, личностного способа бытия человека в мире, который задает учительская профессия, педагогический труд.
В основе перестройки установок так или иначе всегда лежит конфликт, который в самой общей форме может быть понят как противоречие между уровнями личностной организации учителя [4]. Этот конфликт заключается в тенденции действовать в соответствии с ус-
Социальная психология
тоявшимнся смыслами («надо!«) и возможностью изменить привычное действие ради более высоких смыслов (ценностей). Важно, чтобы в совместной деятельности это противоречие обнажалось, и тогда оно будет приводить к актуализации личностного творческого потенциала, к изменению ценностно-смысловых составляющих, профессионального образа мира и к трансформации установок.
Делая предметом исследования различные формы проявления профессиональных установок в реальной жизнедеятельности, мы остановились на этапе пилотажного исследования на таком виде профессиональной установки, который можно было бы отнести к одному из определяющих профессиональную позицию педагога. Таким видом установки является, на наш взгляд, профессиональная установка на восприятие ученика (в исследовании участвовали 340 педагогов г. Барнаула, Алтайского края, г Челябинска, работающих в условиях как традиционной, так и инновационной профессиональной ментальности).
Результаты исследования показывают, что 16,7% испытуемых имеют активно-положительные установки на
восприятие детей, у 46,7°/о испытуемых выявлены функциональные установки. 6.7% имеют ситуативные установки, нейтральные или безразличные установки выявлены у 8,6% испытуемых, для 21.3% характерны скрытно-отрицательные установки на восприятие детей.
Сравнительный анализ результатов испытуемых, работающих в учреждениях с разной профессиональной ментальностью (традиционных и инновационных), показал, что значимых различий в показателях не обнаружено. Более того, данные, полученные на разных выборках (Алтайский край, г. Барнаул, г. Челябинск), в целом совпадают (рис. 1, 2, таблица).
Показано, что наиболее значимые различия наблюдаются в группах учителей в возрасте до 30 лет. Так, наиболее показательной является представленность явной доминанты функционального типа установки у молодых специалистов, работающих в условиях традиционной профессиональной ментальности по сравнению с тенденцией преобладания активно-положительного типа установки выборки молодых специалистов, работающих в условиях инновационной профессиональной ментальности. Далее с возрастом эти различия нивели-
□ аэтнано-положи гсЛьныи тип установки
□ ф\нкциональпый : ни установки
□ ситуативный тип установки
□ нейтральный или безразличный 1ип установки
■ скрыт но-отрицагельныи тип установим
до 30 лет от 30 до 40 лет свыше 40 лет
Рис 1 Представленность типов установок испытуемых в инновационных школах, %
□ акт ивно-положитсльный тип установки
В функциональный тип установки
□ ситуативный тип установки
□ нейтральный или безразличный тип установки
■ скрытно-отрицательный тип установки
до 30 лет от 30 до 40 лет свыше 40 лет Рис 2 Представленност ь типов установок испытуемых в традиционных школах. %
№19
Сибирский психологический журнал
2004 г.
Сравнительная частота типов установок педагогов в традиционных и инновационных школах
Тип установки Инновационные школы, % Традиционные школы, %
Активно-положительный 19,7 10
Функциональный 43,9 50
Ситуативный 4 5,9
Нейтральный, или безразличный 9 4,8
Скрытно-отрицательный 25,7 27,4
руются, что дает основания для предположения о том, что на формирование этого вида установок значимое влияние оказывает профессиональная среда, в которую попадает молодой специалист на этапе становления своего профессионального образа мира.
Выявлена степень выраженности этого вида профессиональной установки на восприятие учеников у выпускников разных факультетов. У студентов, по преимуществу, выражен активно-положительный и менее выражен скрытно-отрицательный (18%).
В формировании профессиональной установки педагога на восприятие личности ребенка и его развитие существенную роль играют психологические механизмы саморегуляции, способность в случае требований объективной ситуации скорректировать программу деятельности и поведения. В случае неспособности учителя создать и принять объективную необходимость корректировки плана деятельности проявляется склонность педагога к ригидному профессиональному поведению [1]. В своем исследовании мы попытались установить возможные взаимосвязи профессиональных установок с различными формами проявления психической ригидности. С помощью Томского опросника ригидности установлены значимые различия в степени выраженности личностной ригидности и сенситивной ригидности в ситуациях инноваций у испытуемых, работающих в разных профессиональных средах.
Выявлена тенденция зависимости типа установки и степени проявления ригидности: у педагогов со скрытно-отрицательными установками - высокая (иногда очень высокая) степень ригидности, у педагогов с активно-положительными установками наблюдается низкая степень проявления ригидности.
Проверка гипотезы о возможной генетической связи фиксированных бессознательных установок с некоторыми параметрами профессиональных установок осуществлялась с помощью методики Д.Н. Узнадзе (экспериментальный метод, позволяющий выявить закономерности действия установки - метод фиксированной установки), которую мы проводили в три серии [6]. В первых двух сериях фиксировали первичную установку, затем испытуемым предъявлялись повторные стимуль-ные раздражители. Только у 16,7% испытуемых не наблюдалось того или иного проявления иллюзии объема, т.е. для преобладающего большинства участвующих в исследовании (83,3%) характерно наличие достаточно выраженной фиксированной установки на восприятие
объема объектов [7].
Выявлена статистически значимая взаимосвязь между иллюзией восприятия объема объектов, с одной стороны, и личностной ригидностью и ригидностью как состоянием, с другой стороны. Это дает нам основание рассматривать фиксированные установки как установочную предрасположенность для формирования таких аспектов психической ригидности, как трудность коррекции программ поведения при необходимости изменения самого себя (личностная ригидность) и склонность к ригидному поведению в неблагоприятных для человека состояниях (ригидность как состояние).
Из возможных параметров профессиональной установки мы выбрали для исследования те из них, которые отражают ориентацию педагогов на значимые профессиональные ценности, характерные для директивной и недирективной профессиональной ментальности. С этой целью использовалась методика В.Е. Клочко, О.М. Крас-норядцевой «Ориентация на ценности директивного и недирективного подходов в образовании».
Сопоставительный анализ результатов, полученных в этой серии исследования, со сведениями о характерных для данных испытуемых типами профессиональных установок на восприятие учеников показал, что испытуемые, для которых характерен активно-положительный тип установки на восприятие ученика, как правило, отличаются выраженным уровнем ориентации (от высокого до среднего) на ценности недирективного подхода в образовании при наметившейся тенденции отвержения (от низкого уровня до среднего) ценностей директивного подхода.
Таким образом, проведенный анализ дает основания для вывода о том, что формирование определенной модальности профессиональных установок (в нашем случае установок на восприятие ученика) обусловлено, с одной стороны, открытостью человека для расширения своего профессионального образа мира и готовностью к его трансформации, а с другой стороны, психофизиологическими особенностями, проявляющимися в фиксированных установках.
На заключительном этапе исследования мы ставили целью сопоставить результаты, полученные в лабораторных условиях, с результатами, полученными в условиях естественного эксперимента. Особенности восприятия собственной профессиональной позиции определялись нами путем сопоставления мнений самого педагога (самооценка), мнений учащихся (путем анкетног о
Социальная психология
опроса) и мнения независимого наблюдателя, присутствовавшего на уроках (стандартизированное наблюдение). Для реализации этой задачи была модифицирована исследовательская программа П.И. Третьякова, широко используемая для выявления состояния и характера взаимодействия учителя и ученика в процессе учебно-познавательной деятельности.
Испытуемые, которые продемонстрировали отсутствие иллюзий по поводу проявления особенностей взаимодействия с учащимися, показали высокую степень ориентации на ценности недирективного подхода в образовании при выше средней степени отвержения ценностей директивного подхода. У всех испытуемых данной группы активно-положительный тип установки на восприятие ученика. Степень выраженности личностной ригидности умеренная или низкая.
Для испытуемых с выраженной иллюзией в сторону занижения собственной директивное™ во взаимодействии с учащимися характерными являются средняя и ниже средней степени ориентации на ценности недирективного подхода в образовании при низкой или ниже средней степени ориентации на ценности недирективного подхода. У 40% испытуемых этой группы скрытно-отрицательный тип профессиональной установки, а у 60% - функциональный. Характерной особенностью испытуемых этой группы является высокая и очень высокая степени ригидности как состояния (проявление
ригидности в неблагоприятных для человека состояниях - стресса, страха, утомления и т.д.) [7].
С нашей точки зрения, этот тип иллюзии в профессиональной деятельности является следствием неустойчивой позиции педагогов именно в плане предпочтения какой-то определенной профессиональной ментально-сти, что в условиях смены образовательной парадигмы обостряет процессы адаптации этих педагогов к изменениям, происходящим в связи с гуманизацией и психологизацией современного образования.
Для испытуемых, профили которых отличаются расхождением всех трех видов оценок особенностей взаимодействия с учениками, характерно наличие высокой степени сенситивной ригидности (проявление ригидности в ситуациях столкновения с необходимостью принятия нового, возможность возникновения неофобий и т.п.).
Таким образом, проведенное исследование, сопоставление данных, полученных в условиях лабораторного исследования и в условиях реальной профессиональной деятельности испытуемых, дает основание для вывода о том, что становление профессиональных установок детерминировано сложным взаимодействием внешних (менталитет окружающей квазипрофессиональной на этапе подготовки и собственно профессиональной среды) и внутренних (психофизиологических, психичес -ких и личностных) факторов.
Литература
1 Залевский В.Г Психологическая ригидность в норме и патологии Томск: Изд-воТГУ, 1993. 272 с.
2 Клочко В.Е Человекообразованис как предмет современной психологии// Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1995
№ 3-4.
3. Клочко B E Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психологический журнал. 1997 Вып. 5. С 19-26
4 Краснорядцева О М Формирование профессионального образа мира как специальная задача высшего образования // Проблемы образова-
ния в Казахстане. Алматы, 1993.
5 Леонтьев А Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. М., 1983. Т. 2. С, 251-260
6. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Под ред. III.А. Надирашвили и В.К. Цаава. M : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж:
НПО «МОДЭК», 1998. 448 с.
7. Шептенко О.Б Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности (на материале педагогического тру-
да): Автареф. дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 1998.
PROFESSIONAL INSTALLATIONS OF TEACHERS IN TRADITIONAL AND INNOVATIVE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS O B. Darvish (Barnaul)
Summary. Article is devoted to comparison of installations of teachers in traditional and innovative educational establishments. Key words: installation, pedagogical installation, the innovative and traditional approach in education.