Научная статья на тему 'Профессиональные установки педагогов в традиционных и инновационных образовательных учреждениях'

Профессиональные установки педагогов в традиционных и инновационных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
470
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАНОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / ИННОВАЦИОННЫЙ И ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ / INSTALLATION / PEDAGOGICAL INSTALLATION / THE INNOVATIVE AND TRADITIONAL APPROACH IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дарвиш Олеся Борисовна

Статья посвящена сравнению установок педагогов в традиционных и инновационных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional installations of teachers in traditional and innovative educational establishments

Article is devoted to comparison of installations of teachers in traditional and innovative educational establishments.

Текст научной работы на тему «Профессиональные установки педагогов в традиционных и инновационных образовательных учреждениях»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПЕДАГОГОВ В ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

О.Б. Дарвиш (Барнаул)

Аннотация. Статья посвящена сравнению установок педагогов в традиционных и инновационных образовательных учреждениях. Ключевые слова: установка, педагогическая установка, инновационный и традиционный подходы в образовании.

Понятие «установка» вошло в психологию давно и прочно, но при этом продолжает оставаться одним из самых загадочных и таинственных. Учеными отмечается многоликость стоящего за этим понятием психологического феномена.

Наиболее принимаема психологами общая функция установки, которая состоит в том, что она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта. В обыденной жизни она закрепляет те привычки и навыки, без которых эта жизнь была бы невозможной. Этим самым установки обеспечивают устойчивость самой личности, ее диахроническое единство.

В результате анализа имеющихся в психологической литературе исследований можно сделать вывод, что установка выражает своеобразную форму направлений личности, определяющейся ее потребностями и ситуацией, в которой эти потребности удовлетворяются. «Переходный» характер понятия «установка», слияние в ней двух противоположных начал (субъект и объект, внешнее и внутреннее, психическое и физиологическое, психическое и социальное, психика и культура и т.д.), а также времен (прошлое, настоящее и будущее) делают его столь «универсальным», что его используют практически все направления психологии, социальные науки, этнология и т.д.

Проблемы установок мы рассматриваем с позиции их системной детерминации в рамках теории психологических систем (ТПС) [2, 3 и др.]. В этой теории центральным является понятие «психологическая система», под которой понимается сам человек как системное явление: в его продолженное™ в те миры, которые принято рассматривать изолированно или только в их функции действия, или воздействия на человека.

Термин «профессиональные установки» стал в последнее время достаточно устойчивым в психологической литературе, однако разные исследователи (А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Е.А. Климов и др.) вкладывают в его понимание разное содержание.

Профессиональные установки, на наш взгляд, можно представить как интегральные психологические образования разной степени осознанности, выполняющие

системообразующую функцию, проявляющуюся в удержании целостности психологической системы, включающей в себя профессиональную деятельность, действующую «здесь и сейчас» личность профессионала «в его продленности в объективную реальность, в единстве с той частью объективного мира, которая имеет для него значение, смысл, ценность». Профессиональные установки проявляются в условиях реальной жизнедеятельности как психологические новообразования профессиональной деятельности, включающиеся в самоорганизацию психологических систем (В.Е. Клочко).

Анализируя проблему изменения установок, оказалось необходимым обратиться к понятию «образ мира», введенному А.Н. Леонтьевым, и «профессиональный образ мира». О.М. Краснорядцева определяет «профессиональный образ мира» как «интегрированную характеристику системной организации, включающей в себя человека, его жизненный мир и сам образ жизни, преобразованный профессией» [4]. Понятие «профессиональный образ мира» особенно имеет отношение к тем людям, для которых профессия становится образом жизни. К таковым необходимо отнести и педагогов.

Жизненный мир пронизан жизненными смыслами в контексте индивидуальной жизнедеятельности. Все внешнее проникает в человека, опредмечивается для него через «вписывание образа мира» [5], информация же вписывается в профессиональный образ мира, и образ мира и обретает смысл для личности.

Установки не существуют изолированно, и значит, их изменение обусловит возникновение других психологических проявлений. Установки не могут быть изменены, если не будет при этом меняться весь профессиональный образ мира, система смыслов и ценностей, лежащих в его основе. Изменение образа мира есть одновременно и изменение образа жизни, личностного способа бытия человека в мире, который задает учительская профессия, педагогический труд.

В основе перестройки установок так или иначе всегда лежит конфликт, который в самой общей форме может быть понят как противоречие между уровнями личностной организации учителя [4]. Этот конфликт заключается в тенденции действовать в соответствии с ус-

Социальная психология

тоявшимнся смыслами («надо!«) и возможностью изменить привычное действие ради более высоких смыслов (ценностей). Важно, чтобы в совместной деятельности это противоречие обнажалось, и тогда оно будет приводить к актуализации личностного творческого потенциала, к изменению ценностно-смысловых составляющих, профессионального образа мира и к трансформации установок.

Делая предметом исследования различные формы проявления профессиональных установок в реальной жизнедеятельности, мы остановились на этапе пилотажного исследования на таком виде профессиональной установки, который можно было бы отнести к одному из определяющих профессиональную позицию педагога. Таким видом установки является, на наш взгляд, профессиональная установка на восприятие ученика (в исследовании участвовали 340 педагогов г. Барнаула, Алтайского края, г Челябинска, работающих в условиях как традиционной, так и инновационной профессиональной ментальности).

Результаты исследования показывают, что 16,7% испытуемых имеют активно-положительные установки на

восприятие детей, у 46,7°/о испытуемых выявлены функциональные установки. 6.7% имеют ситуативные установки, нейтральные или безразличные установки выявлены у 8,6% испытуемых, для 21.3% характерны скрытно-отрицательные установки на восприятие детей.

Сравнительный анализ результатов испытуемых, работающих в учреждениях с разной профессиональной ментальностью (традиционных и инновационных), показал, что значимых различий в показателях не обнаружено. Более того, данные, полученные на разных выборках (Алтайский край, г. Барнаул, г. Челябинск), в целом совпадают (рис. 1, 2, таблица).

Показано, что наиболее значимые различия наблюдаются в группах учителей в возрасте до 30 лет. Так, наиболее показательной является представленность явной доминанты функционального типа установки у молодых специалистов, работающих в условиях традиционной профессиональной ментальности по сравнению с тенденцией преобладания активно-положительного типа установки выборки молодых специалистов, работающих в условиях инновационной профессиональной ментальности. Далее с возрастом эти различия нивели-

□ аэтнано-положи гсЛьныи тип установки

□ ф\нкциональпый : ни установки

□ ситуативный тип установки

□ нейтральный или безразличный 1ип установки

■ скрыт но-отрицагельныи тип установим

до 30 лет от 30 до 40 лет свыше 40 лет

Рис 1 Представленность типов установок испытуемых в инновационных школах, %

□ акт ивно-положитсльный тип установки

В функциональный тип установки

□ ситуативный тип установки

□ нейтральный или безразличный тип установки

■ скрытно-отрицательный тип установки

до 30 лет от 30 до 40 лет свыше 40 лет Рис 2 Представленност ь типов установок испытуемых в традиционных школах. %

№19

Сибирский психологический журнал

2004 г.

Сравнительная частота типов установок педагогов в традиционных и инновационных школах

Тип установки Инновационные школы, % Традиционные школы, %

Активно-положительный 19,7 10

Функциональный 43,9 50

Ситуативный 4 5,9

Нейтральный, или безразличный 9 4,8

Скрытно-отрицательный 25,7 27,4

руются, что дает основания для предположения о том, что на формирование этого вида установок значимое влияние оказывает профессиональная среда, в которую попадает молодой специалист на этапе становления своего профессионального образа мира.

Выявлена степень выраженности этого вида профессиональной установки на восприятие учеников у выпускников разных факультетов. У студентов, по преимуществу, выражен активно-положительный и менее выражен скрытно-отрицательный (18%).

В формировании профессиональной установки педагога на восприятие личности ребенка и его развитие существенную роль играют психологические механизмы саморегуляции, способность в случае требований объективной ситуации скорректировать программу деятельности и поведения. В случае неспособности учителя создать и принять объективную необходимость корректировки плана деятельности проявляется склонность педагога к ригидному профессиональному поведению [1]. В своем исследовании мы попытались установить возможные взаимосвязи профессиональных установок с различными формами проявления психической ригидности. С помощью Томского опросника ригидности установлены значимые различия в степени выраженности личностной ригидности и сенситивной ригидности в ситуациях инноваций у испытуемых, работающих в разных профессиональных средах.

Выявлена тенденция зависимости типа установки и степени проявления ригидности: у педагогов со скрытно-отрицательными установками - высокая (иногда очень высокая) степень ригидности, у педагогов с активно-положительными установками наблюдается низкая степень проявления ригидности.

Проверка гипотезы о возможной генетической связи фиксированных бессознательных установок с некоторыми параметрами профессиональных установок осуществлялась с помощью методики Д.Н. Узнадзе (экспериментальный метод, позволяющий выявить закономерности действия установки - метод фиксированной установки), которую мы проводили в три серии [6]. В первых двух сериях фиксировали первичную установку, затем испытуемым предъявлялись повторные стимуль-ные раздражители. Только у 16,7% испытуемых не наблюдалось того или иного проявления иллюзии объема, т.е. для преобладающего большинства участвующих в исследовании (83,3%) характерно наличие достаточно выраженной фиксированной установки на восприятие

объема объектов [7].

Выявлена статистически значимая взаимосвязь между иллюзией восприятия объема объектов, с одной стороны, и личностной ригидностью и ригидностью как состоянием, с другой стороны. Это дает нам основание рассматривать фиксированные установки как установочную предрасположенность для формирования таких аспектов психической ригидности, как трудность коррекции программ поведения при необходимости изменения самого себя (личностная ригидность) и склонность к ригидному поведению в неблагоприятных для человека состояниях (ригидность как состояние).

Из возможных параметров профессиональной установки мы выбрали для исследования те из них, которые отражают ориентацию педагогов на значимые профессиональные ценности, характерные для директивной и недирективной профессиональной ментальности. С этой целью использовалась методика В.Е. Клочко, О.М. Крас-норядцевой «Ориентация на ценности директивного и недирективного подходов в образовании».

Сопоставительный анализ результатов, полученных в этой серии исследования, со сведениями о характерных для данных испытуемых типами профессиональных установок на восприятие учеников показал, что испытуемые, для которых характерен активно-положительный тип установки на восприятие ученика, как правило, отличаются выраженным уровнем ориентации (от высокого до среднего) на ценности недирективного подхода в образовании при наметившейся тенденции отвержения (от низкого уровня до среднего) ценностей директивного подхода.

Таким образом, проведенный анализ дает основания для вывода о том, что формирование определенной модальности профессиональных установок (в нашем случае установок на восприятие ученика) обусловлено, с одной стороны, открытостью человека для расширения своего профессионального образа мира и готовностью к его трансформации, а с другой стороны, психофизиологическими особенностями, проявляющимися в фиксированных установках.

На заключительном этапе исследования мы ставили целью сопоставить результаты, полученные в лабораторных условиях, с результатами, полученными в условиях естественного эксперимента. Особенности восприятия собственной профессиональной позиции определялись нами путем сопоставления мнений самого педагога (самооценка), мнений учащихся (путем анкетног о

Социальная психология

опроса) и мнения независимого наблюдателя, присутствовавшего на уроках (стандартизированное наблюдение). Для реализации этой задачи была модифицирована исследовательская программа П.И. Третьякова, широко используемая для выявления состояния и характера взаимодействия учителя и ученика в процессе учебно-познавательной деятельности.

Испытуемые, которые продемонстрировали отсутствие иллюзий по поводу проявления особенностей взаимодействия с учащимися, показали высокую степень ориентации на ценности недирективного подхода в образовании при выше средней степени отвержения ценностей директивного подхода. У всех испытуемых данной группы активно-положительный тип установки на восприятие ученика. Степень выраженности личностной ригидности умеренная или низкая.

Для испытуемых с выраженной иллюзией в сторону занижения собственной директивное™ во взаимодействии с учащимися характерными являются средняя и ниже средней степени ориентации на ценности недирективного подхода в образовании при низкой или ниже средней степени ориентации на ценности недирективного подхода. У 40% испытуемых этой группы скрытно-отрицательный тип профессиональной установки, а у 60% - функциональный. Характерной особенностью испытуемых этой группы является высокая и очень высокая степени ригидности как состояния (проявление

ригидности в неблагоприятных для человека состояниях - стресса, страха, утомления и т.д.) [7].

С нашей точки зрения, этот тип иллюзии в профессиональной деятельности является следствием неустойчивой позиции педагогов именно в плане предпочтения какой-то определенной профессиональной ментально-сти, что в условиях смены образовательной парадигмы обостряет процессы адаптации этих педагогов к изменениям, происходящим в связи с гуманизацией и психологизацией современного образования.

Для испытуемых, профили которых отличаются расхождением всех трех видов оценок особенностей взаимодействия с учениками, характерно наличие высокой степени сенситивной ригидности (проявление ригидности в ситуациях столкновения с необходимостью принятия нового, возможность возникновения неофобий и т.п.).

Таким образом, проведенное исследование, сопоставление данных, полученных в условиях лабораторного исследования и в условиях реальной профессиональной деятельности испытуемых, дает основание для вывода о том, что становление профессиональных установок детерминировано сложным взаимодействием внешних (менталитет окружающей квазипрофессиональной на этапе подготовки и собственно профессиональной среды) и внутренних (психофизиологических, психичес -ких и личностных) факторов.

Литература

1 Залевский В.Г Психологическая ригидность в норме и патологии Томск: Изд-воТГУ, 1993. 272 с.

2 Клочко В.Е Человекообразованис как предмет современной психологии// Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1995

№ 3-4.

3. Клочко B E Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психологический журнал. 1997 Вып. 5. С 19-26

4 Краснорядцева О М Формирование профессионального образа мира как специальная задача высшего образования // Проблемы образова-

ния в Казахстане. Алматы, 1993.

5 Леонтьев А Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. М., 1983. Т. 2. С, 251-260

6. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Под ред. III.А. Надирашвили и В.К. Цаава. M : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж:

НПО «МОДЭК», 1998. 448 с.

7. Шептенко О.Б Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности (на материале педагогического тру-

да): Автареф. дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 1998.

PROFESSIONAL INSTALLATIONS OF TEACHERS IN TRADITIONAL AND INNOVATIVE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS O B. Darvish (Barnaul)

Summary. Article is devoted to comparison of installations of teachers in traditional and innovative educational establishments. Key words: installation, pedagogical installation, the innovative and traditional approach in education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.