Научная статья на тему 'Динамика педагогических ценностей студентов в условиях практики'

Динамика педагогических ценностей студентов в условиях практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / PEDAGOGICAL VALUES / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / STUDENT TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басалаева Наталья Владимировна, Казакова Татьяна Викторовна

В статье авторы обращаются к анализу аксиологического подхода как приоритетного условия формирования педагогических ценностей в условиях профессионального образования. Значительное внимание уделено описанию результатов лонгитюдного экспериментального исследования динамики педагогических ценностей студентов в условиях педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of pedagogical values of students in the conditions of practice

In the article the authors turn to the analysis of the axiological approach as a priority condition of forming pedagogical values in the context of professional education. Considerable attention is devoted to the description of the results of longitudinal experimental study of the dynamics of pedagogical values of students in pedagogical practice conditions.

Текст научной работы на тему «Динамика педагогических ценностей студентов в условиях практики»

УДК 37.015.3

ДИНАМИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ

Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова

Лесосибирский педагогический институт —

филиал ФГАОУ ВПО

«Сибирский федеральный университет»

basnv@mail.ru, ktv999@mail.ru

В статье авторы обращаются к анализу аксиологического подхода как приоритетного условия формирования педагогических ценностей в условиях профессионального образования. Значительное внимание уделено описанию результатов лонгитюдного экспериментального исследования динамики педагогических ценностей студентов в условиях педагогической практики.

Ключевые слова: ценности, педагогические ценности, педагогическая практика.

Современный этап развития образования характеризуется возрастанием приоритета человеческого фактора, усилением внимания к личности педагога, необходимостью его социально-нравственного развития. В концепции модернизации российского образования отмечается, что готовность человека к выбору в ситуациях неопределенности становится необходимой предпосылкой его социальной и профессиональной успешности, основания которой должны закладываться образованием. Для этого необходим студент, будущий педагог, ориентированный на базовые ценности своей профессиональной деятельности и способный к такому проектированию образовательной среды, которая предполагает возможность самоопределения как для

1

учащихся, так и для самого педагога .

Ценности существуют в культуре в своей идеальной форме и по своему происхо-

1 Басалаева Н.В., Казакова Т.В. Ценностная составляющая процесса жизненного самоосуществления педагогов / / Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2012. - № 2. -С. 32-36.

ждению надличностны. Превращение ценностей из идеальной формы в составляющую жизненного мира конкретного человека является сутью процесса воспитания в рамках «смысловой педагогики»: ценности не усваиваются, они расширяют жизненное пространство человека (многомерный мир человека), «превращая его в жизненный мир как пространство для реализации актуальных потребностей и возможностей человека»2.

Ценности обеспечивают стабильность, устойчивость жизненного мира, который становится действительностью - существующим «здесь и теперь» пространством, которое «сближает человека с другими людьми в силу определенной тождественности их миров», определяемой культурой .

В связи с этим важную роль в становлении студента как специалиста играет система его терминальных ценностей. Именно они и составляют системоообразующий

2 Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. - 154 с.

3 Там же. - С. 92.

фактор, чувствительный к проблемным ситуациям.

Вслед за В.П. Зинченко мы рассматриваем аксиологический подход в профессиональном образовании как приоритетное условие формирования профессионально-педагогических ценностей .

На первоначальном этапе обучения в вузе студенты достаточно часто не представляют себе смысла и ценности педагогической профессии. Получение образования они чаще всего связывают с наличием диплома, расширением знаний по определенным дисциплинам. Встречаются и те, кто овладение педагогической специальностью вообще не соотносят с будущей профессиональной деятельностью. У такого контингента профессиональные смыслы либо отсутствуют, либо носят узконаправленный характер.

Поэтому подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности должна включать в себя целенаправленную работу по построению у них иерархии профессиональных смыслов и цен-ностей5.

Формирование ценностей — длительный и многогранный процесс, обусловленный целым рядом условий, одним из которых является педагогическая практика как специально организованный вид деятельности, занимающий промежуточное положение между образованием и профессиональной деятельностью. Н.А. Ас-ташова выделяет этапы формирования ценностных ориентаций студентов, которые, на наш взгляд, тождественны этапам трансформации педагогических ценно-

4 Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 16—20.

5 Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Формирование ценностных ориентации будущих учителей // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 5-9.

стей студентов в условиях педагогической практики.

1. Предъявление ценностей может осуществляться как в специально созданных условиях взаимодействия, так и в повседневном общении. Основной путь предъявления ценностей - каждодневная образовательная деятельность в рамках взаимодействия «педагог-студент» во всевозможных проявлениях и сочетаниях. При этом следует отметить, что главным лицом, предъявляющим ценности образования и человеческих отношений, может быть педагог, ценностная система выступает образцом деятельности в профессиональной сфере.

2. Осознание ценностей начинается сразу после их предъявления и осуществляется постепенно, включая в себя постижение содержания ценностных ориентаций, способов осуществления действий на их основе и возможных результатов. Таким образом, формируется осознанное побуждение, стимул, вызывающий необходимые проявления личности, развитие профессионально значимых качеств, являющихся стержневыми для педагогической деятельности.

3. Принятие осознанной ценностной ориентации осуществляется в условиях ее идентификации с ценностно-смысловыми образованиями личности, в процессе соотнесения ценностных ориентаций с иерархией субъективно значимых личностных ценностей.

4. На этапе реализации ценностные ориентации уже обладают свойствами побуждения, осмысленности, осознанности, и вполне закономерно проявление такого свойства, как действенность. В рамках этого этапа ценностная ориентация должна отразить такие функциональные особенности, как насыщенность гуманистическим

потенциалом, удовлетворение личностных (профессиональных) интересов.

5. Особое внимание должно уделяться закреплению ценностных ориентаций. Для того чтобы ценностная ориентация стала свойством личности, человек должен многократно осмыслить сущность ценностной ориентации, постоянно и вариативно ре-ализовывать ее в деятельности и поведении. Возвращение к ценностной ориентации в различных жизненных и профессиональных ситуациях дает возможность простимулировать ее способность актуализироваться в сложившихся социокультурных условиях.

6. Актуализация потенциальной ценностной ориентации может проходить как осознанно, так и неосознаваемо в условиях определенной внешней и внутренней необходи-мости6.

Для подтверждения теоретических положений о том, что в условиях педагогической практики происходит изменение педагогических ценностей студентов, нами было проведено лонгитюдное экспериментальное исследование. Лонгитюдное исследование, направленное на изучение педагогических ценностей у студентов и их динамики в условиях педагогической практики, проводилось в период с 2009 по 2011 год.

Обучаясь в 2009/10 учебном году на 4-м курсе, студенты проходили практику в школе (2009 год) и в педагогическом училище (2010 год); в 2010/11 учебном году, будучи студентами 5-го курса, испытуемые проходили комплексную психолого-педагогическую практику (2010 год).

В качестве диагностического инструментария мы использовали методику В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой «Ори-

6 Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. — М.: МПСИ, 2000.

ентация на ценности директивного и недирективного подходов в образовании» и методику Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах», модифицированную Н.В. Басалаевой. Модификация данной методики касалась изменения общечеловеческих ценностей на ценности педагогической деятельности: ценности «Интересная работа», «Красота природы и искусства», «Счастливая семейная жизнь», «Наличие хороших и верных друзей», «Любовь» заменены на ценности «Самореализация в профессии», «Ученик как субъект образовательного процесса», «Сохранение собственной индивидуальности», «Педагогическая деятельность как приоритетная жизненная позиция», «Общественное признание».

Проанализировав результаты первичной диагностики (перед прохождением педагогической практики) и повторной диагностики (после прохождения практики) студентов по методике «Ориентация на ценности директивного и недирективного подходов в образовании», мы получили следующие результаты.

У студентов представлены различные ориентации на систему педагогических ценностей. Прослеживается преобладание ценностей личностно ориентированного подхода, снижение приверженности студентов к ценностям традиционного или субъект-объектного подхода в образовании. Отмечается разница между показателями данных ценностей в измерении их до практики и после нее на каждом из этапов исследования. И мы можем констатировать тот факт, что педагогическая практика является одним из факторов, влияющих на трансформацию ценностей студентов. Наблюдается увеличение сторонников ценностей не-

директивного подхода в образовании среди испытуемых студентов, что, возможно, связано с положительным опытом использования данного подхода в своей непосредственной практической деятельности.

Мы можем констатировать тот факт, что включенность студентов в педагогическую практику способствовала динамике педагогических ценностей студентов, исследуемых нами с использованием методики Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах», модифицированной Н.В. Басалаевой.

Так, например, в период прохождения практики в педучилище наиболее значимыми для студентов выступают ценности педагогической деятельности, такие как «здоровье», «сохранение собственной индивидуальности», «активная деятельная жизнь» и «уверенность в себе», менее значимыми -«ученик как субъект образовательного процесса», «педагогическая деятельность как приоритетная жизненная позиция» и «общественное признание».

Анализируя показатели ценностных предпочтений по «доступности», можно отметить, что самыми доступными, по мнению студентов, выступают такие ценности, как «познание», «сохранение собственной индивидуальности», «уверенность в себе» и «творчество», менее доступными - «общественное признание», «высокое материальное положение» и «здоровье».

Динамика данных ценностей проявляется в изменении после прохождения практики в педучилище менее значимых для студентов ценностей педагогической деятельности. Ценность «познание» стала более значимой для студентов, а «ббщественное признание», напротив, заняло менее важное место в педагогическом сознании студентов.

Также нам удалось выявить отличие результатов повторного обследования ценностных предпочтений по «доступности»: «активная деятельная жизнь» и «творчество» для студентов стали более доступными после прохождения практики. Скорее всего, это связано с педагогической практикой студентов потому, что им ввиду своей непосредственной практической деятельности постоянно приходилось проявлять креативность и вести при этом активную педагогическую деятельность, поэтому данные ценности и стали более доступными для студентов.

Завершающим этапом лонгитюдного исследования было изучение педагогических ценностей студентов, проходивших комплексную психолого-педагогическую практику на 5-м курсе.

Наиболее значимыми для студентов выступают такие ценности педагогической деятельности, как «здоровье», «сохранение собственной индивидуальности», «активная деятельная жизнь» и «уверенность в себе», менее - «ученик как субъект образовательного процесса», «педагогическая деятельность как приоритетная жизненная позиция» и «общественное признание». Высокая значимость вышеперечисленных ценностей может быть объяснена тем, что, по мнению студентов, залог успеха педагогической деятельности заключается в том, чтобы быть мобильной, активной и уверенной в себе личностью с устоявшимися ценностями и убеждениями, способной конкурировать на современном рынке труда. Динамика данных ценностей проявляется в следующем. Ценности «свобода» и «познание» стали более значимыми для студентов, а «уверенность в себе» и «ученик как субъект образовательного процесса», напротив, заняли менее важное место в пе-

дагогическом сознании студентов. Низкая значимость ценности «общественное признание» может быть объяснена тем, что у студентов 5-го курса уже достаточно крепко сложилась система ценностей и убеждений, и для них важно самосознание и самокритика, а не оценка окружающих.

Наименьшие показатели ценностей «ученик как субъект образовательного процес-сж> и «педагогическая деятельность как приоритетная жизненная позиция» выявлены у 30 % испытуемых. Установлено, что у данной группы студентов доминируют ценности директивного подхода в образовании (согласно результатам, полученным при обработке методики «Ориентация на ценности директивного и недирективного подходов в образовании»). То есть будущие педагоги отдают предпочтение прилежным ученикам, считают главной и единственной целью обучения трансляцию знаний и культуры учащимся, а не внедрение их во внутренний мир личности; не считают первостепенным учет индивидуальных особенностей при построении процесса обучения, а стараются подвести учащихся к принятым требованиям и образовательным цензам. Данная выборка не располагает личностно ориентированным подходом к ученикам, что и объясняет низкий показатель данных ценностей.

Возможно, такой подход будущих педагогов-психологов к данным ценностям обусловлен тем, что они не планируют в будущем реализовать себя в педагогической профессии, не считают данную деятельность престижной либо не находят возможным устроиться по своей специальности ввиду отсутствия данных вакансий на рынке труда в городе Лесосибирске.

Следует отметить, что выбор ценности «здоровье» значительно отличается от выбора других ценностей, он заметно выше.

Возможно, такое отличие этого показателя от других связано у студентов с осознанием того, что психически и физически здоровый человек может быть конкурентоспособным и более успешным в современном обществе.

Анализируя показатели ценностных предпочтений по «доступности», можно отметить, что самыми доступными, по мнению студентов, выступают такие ценности, как «познание», «свобода», «творчество», «активная деятельная жизнь» и «сохранение собственной индивидуальности» и менее доступными - «общественное признание», «высокое материальное положение», «здоровье», «самореализация в профессии» и «педагогическая деятельность как приоритетная жизненная позиция». Наибольшая доступность перечисленных ценностей может быть объяснена тем, что студенты не ограничены в образовательной среде, имеют свободный доступ к обучению и саморазвитию и повышению уровня своих знаний. «Творчество» включено в список наиболее достижимых ценностей, на наш взгляд, потому, что юноши и девушки, обучающиеся в вузе, ведут активную научную, волонтерскую, практическую, культурно-массовую и другие виды деятельности, посещают всевозможные секции и участвуют в мероприятиях как в вузе, так и за его пределами. Ценности «сохранение собственной индивидуальности» и «уверенность в себе», возможно, наиболее доступны для студентов ввиду того, что они обучаются именно на факультете педагогики и психологии, где получают возможность постоянно развиваться и самосовершенствоваться, формируя у себя адекватную самооценку и осознавая ее необходимость в своей жизни.

При сопоставлении показателей «значимости» и «доступности» выявлено следующее. Если сравнить показатели «значимости» и «доступности» по шкале «Ученик как субъект образовательного процесса», то разница между ними максимальна: достижимость данной ценности более чем в три раза выше ее значимости для испытуемых. Что касается показателей «значимости» и «доступности» по шкале «здоровье», то их различие также достаточно выражено, значимость для них данной ценности значительно выше, чем доступность и достижимость этой ценности. Наличие такой градации между показателями, расхождение между желаемым и достижимым для студентов, возможно, свидетельствует о неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутреннем дискомфорте. Подобная разница в показателях этих ценностей наблюдалась и при первичном обследовании, однако числовые показатели увеличились.

Динамика данных ценностей проявляется в изменении после прохождения комплексной психолого-педагогической практики менее значимых для студентов ценностей педагогической деятельности. Ценности «познание», «свобода» и «творчество» стали более значимыми для студентов, а «ученик как субъект образовательного процесса» и «уверенность в себе», напротив, заняли менее важное место в педагогическом сознании студентов.

В ходе исследования отмечается отличие результатов повторного обследования ценностных предпочтений по «доступности»: «творчество», «здоровье» и «педагогическая деятельность как приоритетная жизненная позиция» для студентов стали более доступными после прохождения практики. Скорее всего, большая доступность ценно-

сти «творчество» связана с педагогической практикой студентов потому, что им постоянно приходилось проявлять креативность при ведении активной педагогической деятельности, поэтому данная ценность и стала более доступной для студентов. Возрастание доступности двух других ценностей, возможно, связано с собственной просветительской деятельностью, а также деятельностью педагогов-психологов в школе, руководителя практики и методистов, расширивших в течение практики знания о сохранении психологического здоровья педагогов и информированностью студентов о рынке труда.

Значимость полученных различий проверена с помощью непараметрического критерия Вилкоксона (Т-критерия), что свидетельствует о влиянии педагогической практики на трансформацию педагогических ценностей студентов.

При обработке и анализе индивидуальных показателей лонгитюдного исследования по методике В.Е. Клочко, О.М. Крас-норядцевой «Ориентация на ценности директивного и недирективного подходов в образовании» мы выявили несколько наиболее общих групп студентов.

Первую группу составляют 25 % студентов, ориентация на ценности директивного и недирективного подходов в образовании которых является стабильной на протяжении всего исследования. Наиболее значимой для них выступает ценность «здоровье», менее значимыми - «ученик как субъект образовательного процесса» и «педагогическая деятельность как приоритетная жизненная позиция». Наиболее доступными являются ценности «общественное признание» и «активная, деятельная жизнь», которая является также и крайне важной для студентов.

Во вторую группу (10 % студентов) мы отнесли тех испытуемых, чьи показатели в течение исследования имели тенденцию к снижению директивных ценностей в образовании. Значимыми ценностями у испытуемых данной группы являются «сохранение собственной индивидуальности» и «здоровье», а менее значимой и доступной - «общественное признание».

Третью группу (25 %) составили студенты, у которых показатели ценности недирективного подхода увеличивались в периоды прохождения практик. Приоритетными ценностями выступают «сохранение собственной индивидуальности», «здоровье» и «познание», а малозначимыми и доступными - «ученик как субъект образовательного процесса» и «педагогическая деятельность как приоритетная жизненная позиция».

Максимальное количество студентов (40 %) характеризуется изменчивостью показателей ценностей двух подходов в образовании (директивного и недирективного) на протяжении всех трех лет исследования. Ценности педагогической деятельности у данной группы представлены следующим образом: значимыми являются «сохранение собственной индивидуальности» и «здоровье», наименее приоритетной выступает «общественное признание». Наиболее доступными, по мнению студентов данной группы, являются «познание» и «свобода»,

а труднодостижимыми - «высокое материальное положение» и «общественное признание».

Таким образом, мы можем констатировать, что в условиях педагогической практики обогащаются ценностно-смысловые составляющие мира студентов, поскольку смысловая компонента меняется под воздействием новых условий, в которые попадает студент. Происходит становление образа профессионала и осознание собственных ценностей и смысловых оснований профессиональной деятельности.

Литература

Асташова НА. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. -М.: МПСИ, 2000.

Ахияров КШ. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К.Ш. Ахияров, А.Ф. Амиров // Педагогика. - 2002. - № 3. -С. 5-9.

Басалаева Н.В. Ценностная составляющая процесса жизненного самоосуществления педагогов / Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2012. - № 2. -С. 32-36.

Зинченко В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Педагогика. - 1997. -№ 5. - С. 16-20.

Клочко В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажин-ский. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. -154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.