УДК 37
С.М. МАРКОВА, д.пед.н., проф., зав. кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами, НГПУ им.К.Минина, e-mail: pedagogika@vgipu.nnov.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
S.M.MARKOVA
PROFESSIONAL VALUES IN A MULTI-LEVEL OF CONTINUING EDUCATION
В статье на основе профессиологической теории А.П. Беляевой и профессиоведческих исследований Е.А. Климова определены общепрофессиональные ценности. Выявлено, что определение общепрофессиональных ценностей зависит от прогностической ориентации профессионального образования, основных направлений научно-технического прогресса развития общества и социально-экономического развития.
Ключевые слова: профессиональные ценности, непрерывное образование, профессиональное образование, прогностическая ориентация профессионального образования
On the basis of the theory professiologicheskoy AP Belyaeva and professiovedcheskih research EA Klimov defined general professional values. It was revealed that the definition obscheprofessionnylnyh predictive values depend on the orientation of vocational education, the main directions of scientific and technical progress of society and the socio- economic development.
Keywords: professional values, continuing education, professional education, the predictive orientation of vocational education
Проблема развития профессиональных ценностей будущих специалистов приобретает новое качественное значение в связи с тенденцией развития общечеловеческих ценностей в системе общего и профессионального образования.
Ценностные ориентации фактически определяют направление, содержание и ход научных поисков в самых строгих науках. Необходимость ценностного обоснования является особенно очевидной в отношении профессиологии.
Как отмечает Н.Д. Никандров, «общечеловеческие ценности - это ценности, которые принимают все люди, подавляющее большинство, весь род человеческий» [4]. В условиях социально-экономического развития идея развития общечеловеческих ценностей может осуществляться через профессиологические основы. Таким образом, к числу общечеловеческих ценностей объективно относится и профессиональное образование, профессия, труд.
Труд является ведущей деятельностью человека, и в нем наиболее ярко и значимо проявляются и формируются специфические человеческие ценности.
Проведенное исследование показало, что в системе профессиональных ценностей, формируемых в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования, выделяются общие и специфические профессиональные ценности.
На основе профессиологической теории А.П. Беляевой и профессиоведческих исследований Е.А. Климова можно выделить следующие общие профессиональные ценности: труд, профессиональный жизненный путь, профессиональная активность,
профессиональное мастерство, профессиональные знания и способности, профессиональная адаптивность, профессиональная карьера [2, 3].
К специфическим профессиональным ценностям относятся: организационно-
производственные действия, коммуникативные и социально-воздейственные умения,
информационно-преобразовательные умения; профессиональная специфика внимания, ощущения, восприятия, памяти, мышления и воображения, профессиональная специфика психофизических качеств.
Адекватная система ценностных представлений о профессии совершенно необходима для построения педагогической системы подготовки специалиста, стандартизации, интеграции, дифференциации и индивидуализации профессиональной подготовки. Профессиональный подход требует постоянного изучения и выявления изменений в профессионально-квалификационной структуре рабочих и специалистов.
Профессиональное обучение призвано осуществлять свои преобразовательные функции, связанные с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации трудящихся. Профессионально-образовательная деятельность должна носить опережающий характер, обладать прогностичностью. В исследованиях С.Я. Батышева, А.П. Беляевой выделены задачи прогнозирования профессионального обучения с точки зрения изменения профессионально-квалификационной структуры рабочих сферы материального производства:
- изучение перспектив развития предприятий, новой техники, технологий, организации труда;
- выявление потребностей в рабочих различного уровня квалификации по профессиям, определение путей удовлетворения этих потребностей в учебных заведениях;
- определение потребности молодежи в профессиональном образовании и учет изменяющихся мотивов и интересов человека;
- адаптация учебно-программной документации к реальным потребностям личности с учетом региональной и национальной специфики, запросов предприятий;
- выявление спроса на профессиональное обучение;
- определение общей стратегии в этой области (углубление своей профессиональной подготовки, приобретение другой профессии).
Эффективная реализация выделенных направлений прогностической ориентации профессионального образования определяется главной стратегической целью, которая состоит в том, чтобы привести структуру трудовых ресурсов в соответствие с требованиями научно-технического прогресса. Повышение уровня образованности, технической грамотности, профессиональной культуры является тем фактором, который способствует реализации данной цели.
Научно-техническое развитие общества и его влияние на профессиональное образование рассматриваются в работах видных ученых С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, А.М. Данкмана, А.М. Коптяева, А.М. Новикова, Ю.Н. Петрова, А.И. Рабицкого, П.С. Хейфеца, А.Х. Шкляра и др. Все авторы отмечают, что научно-технические преобразования вызывают глубокие перемены не только в сфере производства, но и в области образования, в формах, методах и средствах профессиональной подготовки.
В исследованиях А.П. Беляевой выделяются основные направления научнотехнического прогресса общества: широкое освоение передовых технологий, автоматизация и механизация производства, роботизация и компьютеризация производства [2]. Данные тенденции оказывают влияние на качественные характеристики труда рабочего. Это находит свое отражение как в изменении характера и организации производственного процесса конкурентоспособного рабочего, в котором все больше присутствуют элементы творчества, так и в изменении образовательной и профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров. Рассматривая взаимосвязь социально-экономического развития и становления профессионального образования, следует подчеркнуть, что развитие общества предполагает увеличение доли квалифицированных рабочих, которое не может происходить без качественной перестройки всей структуры подготовки рабочих и специалистов.
В исследованиях С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, В.А. Полякова, В.А. Скакуна,
О.Б. Ховова и других ученых указывается на приобщение человека не только к профессиональным, но и к духовным ценностям, к опыту открытий, познания, общения,
преобразующего труда. Для этого необходимо учесть влияние научно-технического процесса на содержание труда рабочих. Данные вопросы связаны со способами повышения производительности труда, оптимизации производственной деятельности, изучением трудовых процессов. Решение данных вопросов достигается путем создания более совершенных учебных программ, разработкой оптимальных форм и методов профессиональной ориентации и профессионального отбора. Результаты изучения трудовых процессов могут быть использованы при установлении связей и отношений между трудом человека и трудом всего общества, при разработке более совершенных форм разделения труда, при выявлении современного характера перемены труда, при исследовании свойств и особенностей человека, проявляющихся в его производственной деятельности.
Опережающая информация о содержании и классификации трудовых процессов необходима и педагогам для того, чтобы:
- определять общепрофессиональные знания, умения и навыки обучаемых;
- выявлять частнопрофессиональные знания, необходимые для конкретного производства, знать степень сложности трудовых процессов и их воспитательные возможности;
- определять воспитательный потенциал коллектива обучающихся;
- устанавливать соотношение трудовых функций, характеризующих физическую и умственную деятельность рабочего;
- выявлять рациональное соотношение общеобразовательной,
общепрофессиональной и частнопрофессиональной подготовки;
- целенаправленно воздействовать на формирование мастерства и профессиональной сноровки рабочего;
- моделировать профессии и составлять профессионально-квалификационные характеристики, являющиеся базовыми для разработки учебно-программной документации;
- создавать профессиограммы, разрабатывать методы профессионального отбора и адаптации;
- заранее выявлять требования новых профессий к психофизиологическим качествам личности рабочего.
Как показало исследование, стратегия развития в области профессионального образования направлена как на реализацию общих целей и ценностей, заявленных в Российском образовательном законодательстве, так и на сохранение и развитие традиционных для России сильных сторон профессионального образования при одновременном выращивании и развитии новых его характеристик.
Так, исследуя роль образования в период становления новых технологических укладов, В.П. Антонюк выделяет следующие основные черты образовательной системы:
- формирование системы непрерывного образования на основе взаимодополняемости организационных и неорганизационных форм обучения;
- создание условий для равного доступа к высшему и среднему специальному образованию всех слоев населения путем частичного государственного финансирования, привлечения средств предпринимательских кругов, предоставления ссуд на образование;
- демократизация образования, вовлечение в образовательный процесс всех слоев населения через широкую сеть разнообразных школ, курсов, средних и высших учебных заведений;
- акцент в образовании на выработку навыков самообразования и развитие исследовательских качеств;
- замена традиционных методов обучения средствами информационных технологий, основанных на широкой компьютеризации учебного процесса;
- переход от традиционной системы набора студентов, основанной на конкурсном отборе, к открытому массовому приему при жестком отсеве неуспевающих;
- развитие сети взаимодополняющих традиционных полновесных высших и средних учебных заведений и «усеченных» - узкоспециализированных с более коротким сроком обучения;
- большая ориентация системы образования на потребности современного производства, подготовка инженеров-практиков;
- широкое участие предпринимательских курсов в финансировании всех систем образования;
- широкая кооперация университетов и крупных корпораций в разработке новейших технологий и подготовке кадров в новейших областях науки и техники [ 1].
Необходимо осуществить приведение профессионального образования в соответствие с запросами государства в содержательном и количественном аспектах, что связано с разработкой механизмов прогнозирования потребности экономики и социальной сферы в специалистах и рабочих, выявлением тенденций развития системы в отношении перечня профессий и специальностей, а также модернизацией содержания образования.
Наряду с удовлетворением запросов государства на первый план в современных условиях выступают проблемы, связанные с приданием профессиональному образованию личностной ориентации. Предстоит значительно усилить роль профессионального образования в удовлетворении образовательных потребностей личности; осуществить поиск оптимальных вариантов диверсификации образования; развить дополнительные образовательные услуги, предоставляемые учебными заведениями; создать условия для самостоятельного формирования обучающимися своих образовательных маршрутов путем разработки соответствующей нормативно-правовой базы и обеспечения психологопедагогической поддержки; развить систему дистанционного обучения.
Обобщая результаты исследований можно установить, что в профессиональном образовании наибольшее значение будут иметь следующие явления:
1) дальнейшее развитие профессиональной школы в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования;
2) формирование и развитие личности конкурентоспособного рабочего, специалиста;
3) интеграция профессий и содержания образования;
4) всеобщее профессиональное образование молодежи в системе непрерывного образования;
5) социализация и профессионализация личности специалиста-профессионала;
6) подготовка рабочих и специалистов для обеспечения приоритетных направлений рыночной экономики;
7) многоуровневое, непрерывное профессиональное образование рабочих и специалистов по интегративным профессиям.
Исходя из этого, А.П. Беляева выделяет следующие приоритетные направления исследований в педагогической науке:
- разработка прогностической модели специалиста автоматизированного и других производств, моделирование интенсивности образовательных систем;
- разработка научно обоснованной системы подготовки рабочих и специалистов для обслуживания автоматизированных производств;
- типология учебных заведений, определение оптимальных соотношений типов подготовки, сроков и уровней образования в зависимости от профессиональных групп, всех видов образования, этапов обучения;
- определение перспективных и эффективных систем производственного обучения;
- всестороннее трудовое развитие будущих рабочих и специалистов;
- профессиональное воспитание молодежи [2].
Как показывают исследования перспектив социально-экономического развития, именно их определение помогает определить возникновение таких новых направлений в педагогической науке, как:
- экономико-профессиональная и педагогическая прогностика подготовки будущих работников и прогностика педагогической науки;
- интегративная методология профессиональной педагогики;
- профессиологическая теория, социализация и профессионализация личности;
- теория непрерывного профессионального образования;
- теория процессов достижения вершин профессионализма деятельности;
- социально-педагогическая теория формирования личности.
В теоретическом отношении весьма актуальны проблемы, связанные с содержанием профессионального образования, его стандартизацией, с преемственностью всех этапов образования в условиях его непрерывности и многоуровневости.
На основе изложенного считаем необходимым выделить следующие стратегические и концептуальные направления профессионального образования:
- гуманистическая ориентация образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свобода развития личности;
- повышение роли образования в социальном, экономическом, научнотехническом развитии общества;
- развитие опережающего образования;
- дальнейшее развитие образовательной системы в направлении от узкой специализации к широко профильной подготовке;
- фундаментализация общего и профессионального образования;
- социолизация и профессионализация личности;
- создание многообразных типов и видов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
- развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;
- подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий;
- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе;
- многоуровневое, непрерывное профессиональное образование рабочих и специалистов по интегрированным профессиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонюк, Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием / Г.А.Антонюк //Социальное проектирование. - М., 1982. - С. 93-117.
2. Беляева, А.П. Вопросы методологии и прогнозирования педагогических исследований по проблемам профтехобразования / А.П.Беляева // Вопросы прогнозирования проблем профтехобразования. - Л., 1978. - С. 25-48
3. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А.Климов. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400с.
4. Никандров, Н.Д. Россия:ценности общества на рубеже XXI века / Н.Д.Никандров. -М.: МИРОС, 1997. - 144 с.
© Маркова С.М., 2013