Научная статья на тему 'Профессиональные требования к подготовке бакалавров по направлению 36.03.02 Зоотехния'

Профессиональные требования к подготовке бакалавров по направлению 36.03.02 Зоотехния Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аграрный вуз / бакалавры / компетентностный подход / направление Зоотехния / практико-ориентированное обучение / ФГОС / профессиональные требования / agricultural university / bachelors / competence-based approach / direction Zootechnics / practice-oriented training / Federal State Educational Standard / professional requirements

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамидуллина Альфия Шафигулловна, Гончаренко Ольга Николаевна

Цель статьи – раскрыть особенности подготовки бакалавра по направлению подготовки Зоотехния с учетом профессиональных требований Федерального государственного образовательного стандарта. В статье выявлены основные особенности подготовки бакалавров в региональном аграрном вузе, в основе которых лежит компетентностный подход, акцентирующий внимание на результате образования и способствующий повышению эффективности деятельности будущих зоотехников. Авторами определено, что важными требованиями подготовки специалистов выступают: во‑первых, практико-ориентированное обучение в виде практических занятий в специализированных лабораториях и аудиториях, организация сквозных и производственных практик; во‑вторых, использование в учебном процессе современных методов, форм и средств преподавания; в‑третьих, своевременная корректировка программ обучения. В заключении, содержится вывод о том, что современное образование должно давать студенту не только набор профессионально важных знаний и практических способностей, но и умение воспринимать и осваивать новые технологии, в результате чего у выпускников сформируются навыки реальной жизни и деятельности в мире рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL REQUIREMENTS FOR THE PREPARATION OF BACHELORS IN THE DIRECTION 36.03.02 ZOOTECHNICS

The purpose of the article is to reveal the features of training a bachelor in the direction of training in Animal Science, taking into account the professional requirements of the Federal State Educational Standard. The article reveals the main features of training bachelors in a regional agricultural university, which are based on a competence-based approach, focusing on the result of education and contributing to an increase in the efficiency of future zootechnicians. The authors determined that important requirements for the training of specialists are: first, practice-oriented training in the form of practical exercises in specialized laboratories and classrooms, the organization of end-to-end and production practices; secondly, the use of modern methods, forms and means of teaching in the educational process; thirdly, timely adjustment of training programs. In conclusion, it is concluded that modern education should give the student not only a set of professionally important knowledge and practical abilities, but also the ability to perceive and master new technologies, as a result of which graduates will develop skills in real life and activities in the world of a market economy.

Текст научной работы на тему «Профессиональные требования к подготовке бакалавров по направлению 36.03.02 Зоотехния»

Профессиональные требования к подготовке бакалавров по направлению 36.03.02 Зоотехния

Хамидуллина Альфия Шафигулловна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры кормления и разведения сельскохозяйственных животных ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья E-mail: biotehalina@mail.ru

Гончаренко Ольга Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья

E-mail: gоncharenko-65@mail.ru

Цель статьи - раскрыть особенности подготовки бакалавра по направлению подготовки Зоотехния с учетом профессиональных требований Федерального государственного образовательного стандарта. В статье выявлены основные особенности подготовки бакалавров в региональном аграрном вузе, в основе которых лежит компетентностный подход, акцентирующий внимание на результате образования и способствующий повышению эффективности деятельности будущих зоотехников. Авторами определено, что важными требованиями подготовки специалистов выступают: во-первых, практико-ориентированное обучение в виде практических занятий в специализированных лабораториях и аудиториях, организация сквозных и производственных практик; во-вторых, использование в учебном процессе современных методов, форм и средств преподавания; в-третьих, своевременная корректировка программ обучения. В заключении, содержится вывод о том, что современное образование должно давать студенту не только набор профессионально важных знаний и практических способностей, но и умение воспринимать и осваивать новые технологии, в результате чего у выпускников сформируются навыки реальной жизни и деятельности в мире рыночной экономики.

Ключевые слова: аграрный вуз, бакалавры, компетентностный подход, направление Зоотехния, практико-ориентированное обучение, ФГОС, профессиональные требования.

Глобальные тенденции и противоречия современного мира, начавшиеся с вступления человечества в индустриальную и постиндустриальную фазы развития, связаны, прежде всего, с разрешением проблемы стабильного развития общества. Стабильность общества зависит от многих факторов, в том числе и от создаваемой продовольственной безопасности. Необходимо отметить, что Россия долгое время оставалась преимущественно аграрной страной, а сельское хозяйство и сегодня является стратегически важной отраслью. Поэтому аграрные профессии являются одними из самых значимых для нашего общества и государства. Аграрные профессии постоянно развиваются и имеют перспективное будущее. Одной из таких профессий является профессия зоотехника, способного к решению практических задач по совершенствованию продуктивных качеств сельскохозяйственных животных, в связи с увеличением потребности в них на рынке труда. Только в Тюменской области, по данным сайта Яндекс-Работа [11], в январе 2021 года требовалось в хозяйства региона 45 специалистов - зоотехников, а сайт xjobs.org [14] выставлял в октябре 2020 года 493 вакансии зоотехника по всей России. Одним из способов удовлетворения спроса в специалистах аграрного кластера, является развитие тесного сотрудничества и обмена информацией между учебными заведениями сельскохозяйственного профиля и предприятиями агропромышленного комплекса, а также службами занятости населения [7, С. 258]. Вместе с тем, работодатели стали предъявлять обоснованные требования к квалификации специалистов. Все это делает вопрос изучения профессиональных требований к деятельности бакалавров по направлению «Зоотехния» актуальным и своевременным.

Цель статьи - раскрыть особенности подготовки бакалавра по направлению 36.03.02 Зоотехния с учетом профессиональных требований Федерального государственного образовательного стандарта в аграрном вузе. Объектом исследования выступил Государственный аграрный университет Северного Зауралья (далее ГАУ Северного Зауралья) г. Тюмени.

В образовательных организациях высшего образования нашей страны студенты - бакалавры и магистры получают профильные знания по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния. В последние десять лет произошел переход к новой модели Федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ нового поколения, основанный на ком-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

петентностном подходе к обучению. Данный подход указал совершенно правильный путь подготовки бакалавров зоотехников, так как именно этот подход акцентирует внимание на результате образования, при котором рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Согласимся с мнением Л.В. Покушаловой, что «будущая профессиональная деятельность должна определять содержание и формы учебной деятельности». [5]

Действительно, выпускнику вуза уже недостаточно только получить знания, теперь ему надо ещё овладеть и компетенциями, которые помогут ему при устройстве на работу успешно применять их на практике. Как утверждают исследователи О.Н. Гончаренко и Н.П. Ларионова [2, С. 81] «... для современного специалиста важен не столько сам факт обладания суммой знаний и умений, важна способность к реализации этой суммы в практической деятельности».

Следует особо подчеркнуть, что ГАУ Северного Зауралья единственный в своем роде вуз, занимающийся подготовкой специалистов для сельскохозяйственного производства в обследуемом регионе. По данным тюменских социологов [4, С. 78] -56,92% работодателей сотрудничает именно с этим учебным заведением, и только 10,77%, в случае невозможности найти зоотехника, ветеринарного врача или иного специалиста, обращаются в аграрные вузы соседних областей. Взаимодействие вуза с региональным деловым сообществом направлено на установление базы компетенций по направлениям подготовки бакалавриата, так как в настоящее время работодатель стал доминирующим заказчиком и оценщиком качества образования.

Особенности приобретения профессионализма студентами направления Зоотехния заключаются в освоении следующих компетенций:

• универсальных, направленных на развитие не только социально значимых качеств, но и на способность системного и критического мышления;

• общепрофессиональных, направленных на формирование способностей определения биологического статуса, учёта факторов внешней среды; знаний и умений применения правовых документов и их оформления, применения современных технологий, научных разработок и оборудования, а также способности идентифицировать опасность риска возникновения и распространения заболеваний различной этиологии. [9]

Областью профессиональной деятельности выпускников является сельское хозяйство (в сфере организации технологического процесса содержания, кормления и воспроизводства всех видов и пород сельскохозяйственных животных для производства от них животноводческой продукции, § совершенствования пород и производства пле-^ менной продукции животноводства). Выпускники ° могут работать и в других сферах профессиональ-

СЧ ^ - _ -

г ной деятельности. [9]

При разработке и реализации программы бакалавриата аграрный вуз ориентируется на конкретный вид профессиональной деятельности, к которому готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. Современный бакалавр зоотехник - это уникальный специалист, который в процессе подготовки, получения образования изучает различные дисциплины, такие как: иммуногенетика, современная селекция, днк-технологии, акушерство, кормление, экономика, философия, иностранный язык и др. Преподаватели вуза используют различные современные формы, методы и ресурсы обучения: активные, интерактивные и пр. [См.: 1, 3, 8, 13], а также информационные технологии и электронные образовательные ресурсы. Для текущей работы университета используется электронная образовательная среда (ЭОС) - бесплатная, с простым и понятным интерфейсом. В ГАУ Северного Зауралья оказались готовы к оперативному переходу на дистанционное обучение в период пандемии за счет ранее созданной и своевременно адаптированной аппаратно-технической, программной, предметной, методической и административно-управленческой базы и сервисов поддержки дистанционного обучения. [6. С. 231; 10]

Современная модель высшего образования практико-ориентированная, поэтому подготовка по направлению Зоотехния базируется на этом принципе.

Практические навыки студенты получают не только во время производственной практики, но и во время практических занятий, так как профессиональная подготовка специалистов сельскохозяйственного сектора обусловлена потребностью взаимодействия будущих специалистов зоотехнического профиля с животными.

В составе кафедры технологии производства и переработки продукции животноводства с 2000 года работает лаборатория оценки качества молока. Задача лаборатории состоит в обучении студентов методам оценки качества молока. В 2020 году для студентов направления Зоотехния при помощи ЗАО «Птицефабрика «Пышминская» в учебном корпусе открыта лаборатория птицеводства с современным клеточным оборудованием для содержания птицы яичного направления. Птицефабрики Тюменской области являются режимными объектами, что связано с ветеринарным благополучием птиц, поэтому увидеть производственные процессы от кормления до получения яйца можно в данной лаборатории. Кроме наглядных пособий, птицефабрика предоставила студентам прикладную программу «Корм-оптима». Она позволяет с помощью вариации птичьих рационов получать разные сорта яиц, в том числе и обогащенные витаминно-минеральным комплексом. Все оборудование соответствует современным технологиям, это выводит обучающихся на новый уровень профессиональной подготовки.

Программы производственной практики вуз разрабатывает самостоятельно, учитывая особен-

ности будущей профессии студентов и рекомендации ФГОС по направлению подготовки. Причем вуз имеет опыт сквозной производственной практики, которая способствует погружению в профессию, начиная с первого курса. Вся учебная, научная и воспитательная работа со студентами зоотехнического направления подчинена основной идее - сформировать у них навыки реальной жизни и деятельности в мире рыночной экономики, достаточные для их трудоустройства сразу после окончания вуза. Департамент АПК Тюменской области оказывает содействие при организации учебно-производственных практик, предоставляя своевременно сформированный перечень базовых предприятий. В вузе по-прежнему, функционирует учебно-опытное хозяйство. Организация и учебно-методическое руководство практикой студентов осуществляются выпускающими кафедрами. Знакомятся будущие специалисты на предприятиях со всеми видами профессиональной деятельности, в том числе и с очень важной селекционно-племенной работой, воспроизводством стада, контролем качества продукции. В процессе осуществления селекционной работы по совершенствованию пород и кроссов, племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных, а также контролю при выращивании племенного молодняка, студенты учатся учитывать и контролировать рациональный расход кормовых ресурсов предприятия, осуществляют проверки микроклимата при помощи специализированных устройств и приборов слежения за условиями помещений, в которых содержатся животные. Важным и скорее самым ответственным моментом в работе специалиста является ведение воспроизводительной работы, так как от этого зависит все остальное, получение здорового и крепкого приплода для дальнейшего ремонта стада.

Характеризуя профессиональные качества будущих специалистов зоотехнической службы можно отметить, что самое главное в этой профессии - желание работать с животными, с большим объемом информационных и цифровых данных, а также ответственность, дисциплинированность, постоянное совершенствование знаний, внимательность и устойчивость к экстремальным условиям работы. Все эти качества студенты приобретают как в аудиториях на лекциях и практических занятиях, так и во время практик.

Еще одно из основных обязательных требований к технологии обучения связано с принципом завершенности обучения, достижение конечного результата. По данным Ярыгиной Н.А., завершенность обучения должна коррелировать с показателями успешности - не менее чем 86% и качества -56%, в соответствии с основными аккредитаци-онными требованиями направления [12, С. 27]. Успешность и качество обучения выпускников направления Зоотехния подтверждается высокопрофессиональными выпускными квалификационными работами, получением дипломов с отличными оценками, желанием продолжить обучение в ма-

гистратуре и, конечно, востребованностью в агропромышленном секторе региона.

В настоящее время аграрные высшие учебные заведения корректируют программы обучения в соответствии с профессиональными стандартами «Специалист по зоотехнии» и «Селекционер по племенному животноводству», что в свою очередь способствует развитию карьеры и позволяет повысить конкурентоспособность зоотехника на рынке труда.

Таким образом, учитывая специфику профессиональной деятельности по направлению подготовки «Зоотехния», мы видим, что современное образование должно придерживаться требований, обозначенных во ФГОС по направлению подготовки, быть компетентностным и практико-ориентированным. Кроме того, очень важным в обучении будущего зооинженера является сочетание различных форм, методов и ресурсов преподавания, а также своевременная корректировка программ обучения. Современное образование должно давать студенту не только набор профессионально важных знаний и практических способностей, но и умение воспринимать и осваивать новые технологии, в результате чего у выпускников сформируются навыки реальной жизни и деятельности в мире рыночной экономики.

Литература

1. Богданова Ю.З., Тихонов Н.А. К примеру междисциплинарной интеграции гуманитарных и технических наук // Перспективные разработки и прорывные технологии в АПК: Сборник ст. национ. науч.-практ. конф. (20 октября 2020 г., г. Тюмень). - Тюмень, 2020. - С. 194-198.

2. Гончаренко О.Н., Ларионова Н.П. Реализация профессиональных компетенций в аграрном вузе // Агропродовольственная политика России. - 2013. - № 3 (15). - С. 81-85.

3. Гончаренко О.Н., Ищук Д.Н. Использование активных методов при компетентностном подходе в аграрном вузе // Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине: Матер. международ. на-уч.-практ. конф., посвященной 60-летию кафедры Технологии производства и переработки продуктов животноводства и 55-летию кафедры Иностранных языков (10 ноября 2019 г., г. Тюмень). - Тюмень, 2019. - С. 260-263.

4. Кулов А.Р., Гончаренко О.Н., Кучеров А.С. Востребованность выпускников учреждений высшего профессионального образования в сфере агропромышленного комплекса // Агропро-довольственная политика России. - 2013. -№ 9 (21). - С. 77-83.

5. Покушалова, Л.В. Проблема качества подготовки современного специалиста / Л.В. Покушалова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2011. - № 2 (25). - Т. 2. - С. 107109. - URL: https://moluch.ru/archive/25/2657/ (дата обращения: 29.01.2021).

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

6. Панасенко Е.А., Русева Д.Ю. Особенности образовательного процесса в условиях пандемии // Перспективные разработки и прорывные технологии в АПК: Сборник ст. национ. науч.-практ. конф.(20 октября 2020 г., г. Тюмень). - Тюмень, 2020. - С. 231-234.

7. Семенкова С.Н., Саранчин Д.А. Условия качественной подготовки кадров в АПК // Перспективные разработки и прорывные технологии в АПК: Сборник ст. национ. науч.-практ. конф. (20 октября 2020 г., г. Тюмень). - Тюмень, 2020. - С. 258-261.

8. Семенкова С.Н. Значение психолого-педагогических знаний в процессе подготовки специалистов АПК высшей квалификации // Современные научно-практические решения в АПК: Сборник ст. всеросс. науч.-практ. конф. (21 октября 2017 г., г. Тюмень). - Тюмень, 2017. - С. 292-297.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния (уровень бакалавриат). Утвержден Приказом № 972 от 22 сентября 2017 г. Министерством науки и образования РФ. - [Электронный ресурс]. -URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20 V0%203++/Bak/360302_B_3_02112017.pdf (дата обращения: 29.01.2021).

10. Якобюк Л.И. Изучение влияния дистанционной формы обучения во время пандемии на результаты обучения // Мир науки, культуры, образования. -2020. - № 5 (84). - С. 179-181.

11. Яндекс-Работа. 20 января 2021 года. - [Электронный ресурс]. - URL: https://rabota.yandex. ru/tyumenskaya_oblast/vakansii (дата обращения: 29.01.2021).

12. Ярыгиной Н.А. Управление учебно-методическим комплексом по предметам математического цикла в военном вузе // Современное педагогическое образование. 2020. - № 12. -С. 23-28.

13. Goncharenko O.N., Krasnolobova E.P., Chereme-nina N.A., Sidorova K.A., Veremeeva S.A. Сase-meth-od in the structure of training the veterinary physician // Astra Salvensis. -2018. -Т. 6. - С. 647-655.

14. Xjobs. - [Электронный ресурс]. - URL: https:// xjobs.org/vacancies=1 (дата обращения: 29.01.2021).

PROFESSIONAL REQUIREMENTS FOR THE PREPARATION OF BACHELORS IN THE DIRECTION 36.03.02 ZOOTECHNICS

Khamidullina A. Sh., Goncharenko O.N.

Northern TRANS-Urals state UNIVERSITY

The purpose of the article is to reveal the features of training a bachelor in the direction of training in Animal Science, taking into account the professional requirements of the Federal State Educational Standard. The article reveals the main features of training 5 bachelors in a regional agricultural university, which are based on g a competence-based approach, focusing on the result of education ~ and contributing to an increase in the efficiency of future zootechni-сэ cians. The authors determined that important requirements for the training of specialists are: first, practice-oriented training in the form z of practical exercises in specialized laboratories and classrooms,

the organization of end-to-end and production practices; secondly, the use of modern methods, forms and means of teaching in the educational process; thirdly, timely adjustment of training programs. In conclusion, it is concluded that modern education should give the student not only a set of professionally important knowledge and practical abilities, but also the ability to perceive and master new technologies, as a result of which graduates will develop skills in real life and activities in the world of a market economy.

Keywords: agricultural university, bachelors, competence-based approach, direction Zootechnics, practice-oriented training, Federal State Educational Standard, professional requirements.

References

1. Bogdanova Yu.Z., Tikhonov N.A. For example, the interdisciplinary integration of the humanities and technical sciences // Perspective developments and breakthrough technologies in the agro-industrial complex: Collection of Art. national. scientific-practical conf. (October 20, 2020, Tyumen). - Tyumen, 2020. - P. 194-198.

2. Goncharenko O. N., Larionova N.P. Implementation of professional competencies in an agricultural university // Agri-food policy of Russia. - 2013. - No. 3 (15). - P. 81-85.

3. Goncharenko ON, Ischuk DN. The use of active methods in a competence-based approach in an agricultural university // Modern trends in the development of science in animal husbandry and veterinary medicine: Mater. international scientific-practical Conf., dedicated to the 60th anniversary of the Department of Production and Processing of Livestock Products and the 55th anniversary of the Department of Foreign Languages (November 10, 2019, Tyumen). - Tyumen, 2019. - P. 260-263.

4. Kulov A.R., Goncharenko O.N., Kucherov A.S. Demand for graduates of institutions of higher professional education in the field of the agro-industrial complex // Agri-food policy of Russia. - 2013. - No. 9 (21). - P. 77-83.

5. Pokushalova, LV The problem of the quality of training a modern specialist / LV Pokushalova. - Text: direct // Young scientist. -2011. - No. 2 (25). - T. 2. - P. 107-109. - URL: https://moluch. ru/archive/25/2657/ (date of access: 01/29/2021).

6. Panasenko E.A., Ruseva D. Yu. Features of the educational process in a pandemic // Perspective developments and breakthrough technologies in the agro-industrial complex: Collection of Art. national. scientific-practical Conf. (October 20, 2020, Tyumen). - Tyumen, 2020. - P. 231-234.

7. Semenkova S.N., Saranchin D.A. Conditions for high-quality training in the agro-industrial complex // Advanced developments and breakthrough technologies in the agro-industrial complex: Collection of Art. national. scientific-practical conf. (October 20, 2020, Tyumen). - Tyumen, 2020. - P. 258-261.

8. Semenkova S.N. The value of psychological and pedagogical knowledge in the process of training specialists in the agro-industrial complex of the highest qualification // Modern scientific and practical solutions in the agro-industrial complex: Collection of Art. all-Russian. scientific-practical conf. (October 21, 2017, Tyumen). - Tyumen, 2017. - P. 292-297.

9. Federal state educational standard of higher education in the field of preparation 03.03.02 Animal science (bachelor's level). Approved by Order No. 972 dated September 22, 2017 by the Ministry of Science and Education of the Russian Federation. - [Electronic resource]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VO%203++/Bak/360302_B_3_02112017.pdf (date accessed: 01/29/2021).

10. Yakobuk L.I. Study of the impact of distance learning during a pandemic on learning outcomes // World of Science, Culture, Education. - 2020. - No. 5 (84). - P. 179-181.

11. Yandex-Work. January 20, 2021. - [Electronic resource]. - URL: https: //rabota.yandex.ru/tyumenskaya_oblast/vakansii (date of access: 01/29/2021).

12. Yarygina N.A. Management of the educational and methodological complex in the subjects of the mathematical cycle in a military university // Modern pedagogical education. 2020. - No. 12. - P. 23-28.

13. Goncharenko O.N., Krasnolobova E.P., Cheremenina N.A., Sidorova K.A., Veremeeva S.A. Case-method in the structure of training the veterinary physician // Astra Salvensis. - 2018. -T. 6. - P. 647-655.

14. Xjobs. - [Electronic resource]. - URL: https://xjobs.org/vacan-cies=1 (date accessed: 01/29/2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.