Научная статья на тему 'Профориентационная работа с сельскими школьниками: региональная специфика'

Профориентационная работа с сельскими школьниками: региональная специфика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / CAREER GUIDANCE / SYSTEM-SYNERGETIC APPROACH / RURAL SCHOOLCHILDREN / NETWORK INTERACTION / REGIONAL SPECIFICS / TYUMEN REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаренко Ольга Николаевна

Цель исследования определить региональную специфику профориентационной работы с сельскими школьниками. Для реализации поставленной цели использовались данные собранные из различных открытых источников региональных органов власти, средств массовой информации, статистических данных, результатов анкетирования. Авторами с помощью системно-синергетического подхода выявлено не только состояние исследуемой проблемы, но и определена актуальность подобного исследования для современных условий. Научная новизна заключается в поэлементном применении научных методов исследования. В результате выделены и охарактеризованы специфические черты профориентационной работы присущие Тюменской: комплексность, системность, сетевое взаимодействие, охват всех возрастных групп школьников, сочетание урочной и внеурочной профориентационной работы, использование метода «люди одного поколения». Анализ регионального опыта привел к выводу, что данном этапе развития российского общества возможно решить положительно вопрос не только профессионального самоопределения школьников, но и формирование аграрного сознания у подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончаренко Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE WORK WITH RURAL SCHOOLCHILDREN: REGIONAL SPECIFICS

The purpose of the study is to determine the regional specifics of career guidance work with rural schoolchildren. To achieve this goal, we used data collected from various open sources of regional authorities, mass media, statistical data, and survey results. The authors use a system-synergetic approach to identify not only the state of the problem under study, but also determine the relevance of such research for modern conditions. Scientific novelty consists in the piecemeal application of scientific research methods. As a result, the specific features of career guidance work inherent in Tyumen are identified and characterized: complexity, consistency, network interaction, coverage of all age groups of schoolchildren, a combination of regular and extracurricular career guidance, the use of the «people of one generation» method. Analysis of regional experience has led to the conclusion that at this stage of development of Russian society, it is possible to solve positively the issue of not only professional self-determination of schoolchildren, but also the formation of agricultural consciousness in the younger generation.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа с сельскими школьниками: региональная специфика»

Профориентационная работа с сельскими школьниками: региональная специфика

Гончаренко Ольга Николаевна,

доцент; кандидат исторических наук; доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук; Государственный аграрный университет Северного Зауралья E-mail: goncharenko-65@mail.ru

Цель исследования определить региональную специфику профориентационной работы с сельскими школьниками. Для реализации поставленной цели использовались данные собранные из различных открытых источников региональных органов власти, средств массовой информации, статистических данных, результатов анкетирования. Авторами с помощью си-стемно-синергетического подхода выявлено не только состояние исследуемой проблемы, но и определена актуальность подобного исследования для современных условий. Научная новизна заключается в поэлементном применении научных методов исследования. В результате выделены и охарактеризованы специфические черты профориентационной работы присущие Тюменской: комплексность, системность, сетевое взаимодействие, охват всех возрастных групп школьников, сочетание урочной и внеурочной профориентационной работы, использование метода «люди одного поколения». Анализ регионального опыта привел к выводу, что данном этапе развития российского общества возможно решить положительно вопрос не только профессионального самоопределения школьников, но и формирование аграрного сознания у подрастающего поколения.

Ключевые слова: профориентация, системно-синергетиче-ский подход, сельские школьники, сетевое взаимодействие, региональная специфика, Тюменская область.

о с

U

сэ см о см

СП

В последнее время значительно возрос интерес к проблеме сельских территорий и аграрного производства. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2013-2020 гг. (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717) устойчивое развитие сельских территорий считается приоритетом первого уровня. Одним из целевых инструментов выступила ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года. За этот период были созданы определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовавших повышению занятости и доходов сельского населения, решены вопросы улучшения жилищных условий и социальной среды обитания. Но необходимость решения сложных социальных и экономических проблем российской деревни, влияющих на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи, остается. За период 2001-2020 гг. продолжалось сокращение сельского населения и составило 2% (2001 г.- 27%, 2020 г.- 25%) [13]. Соответственно, сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли. Ликвидировать социально-экономические угрозы в сельской местности, повернуть миграционный процесс из села в город, возродить малые формы хозяйствования и остановить размывание приверженности сельского населения к традиционным формам аграрного производства, народной культуры и образа жизни, которые при всех масштабах современных трансформаций в стране имеют тенденцию к сохранению, возможно с помощью продуманной планомерной работы с сельской молодежью и, особенно, с детьми школьного возраста.

Кроме того, современная рыночная экономика не только создает условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему высокие требования - умение самостоятельно выбирать, быть готовым к непредсказуемым ситуациям и рискам, что влияет на профессиональное самоопределение, которое напрямую связано и с гражданской позицией, так как наблюдается противоречие между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. В ликвидации этого противоречия важно правильно формировать гражданскую позицию у детей и молодежи, заключающуюся в разъясне-

нии необходимости формирования тех или иных профессиональных групп.

Цель статьи - определить региональные особенности профориентационной работы с сельскими школьниками. Для реализации поставленной цели нами использовались данные собранные из различных открытых источников региональных органов власти, средств массовой информации, статистических данных. Работа основывается на системно-синергетическом подходе, применяются методы сравнительного, статистического и контент-анализа, а также данные собственных социологических опросов автора.

В связи с тем, что для изучения процесса профориентационной работы во внеаудиторной работе нами был выбран системно-синергетический подход, необходимо отметить, что педагогика значительно раньше других наук подошла к пониманию синергии во взаимодействии учителя и учеников и выстроила ее качественную картину. Эти достижения отражены в работах В.Г. Виненко, В.И. Загвязинского, В.А. Игнатовой, В.А. Федорова и других крупных ученых нашей страны. [2; 3; 7; 8; 10; 18] Правомерность этого подхода подтверждают многочисленные наработки в методологии, теории и практике педагогических исследований: эмпирический материал, описывающий закономерности учебно-воспитательного процесса, условия и факторы, влияющие на его динамику, их взаимосвязь, характер и глубину проявления его противоречий и способы их разрешения. [1; 9; 11; 16] Об этом пишут и зарубежные авторы: Умберто Матурана, Гордон Паск, Франциско Варела и др. [14; 15] Обобщая накопленный теоретический материал, можно констатировать, что системно-си-нергетический подход в системе воспитания позволяет самовыразиться и самореализоваться личности в профессионально-образовательной среде, выработать с помощью педагогического сопровождения индивидуальную стратегию профессионального самоопределения. При этом, профессиональное становление, на наш взгляд, это не только процесс закономерного изменения личности, характеризующийся количественным, качественным и структурным преобразованием, обеспечивающим нормальное функционирование человека как субъекта профессиональной деятельности, но и процесс становления специалиста, как носителя различных видов профессиональной деятельности.

В нашей стране, имеющей богатую аграрную историю, профориентационная работа с сельскими детьми и молодежью развивалась в соответствии с вызовами времени и условиями хозяйствования. Можно выделить несколько этапов, основываясь на эволюции аграрного образования в России [5, С. 1603-1604]:

1 этап. Семейная подготовка к будущей аграрной деятельности (период аграрного общества вплоть до середины 19 века).

2 этап. Профориентационная работа, проводимая профессиональными учебными заведениями,

при содействии местных органов власти (период со второй половины 19 века до середины 20 века).

3 этап. Комплексная профориентационная работа, осуществляемая в разной комбинации администрацией регионов, школами, предприятиями и профессиональными учебными заведениями (вторая половина 20 века - начало 21 века).

Сегодня профориентационная работа находится на комплексном этапе, который вновь начал активизироваться после частичного забвения в 1990-е гг. Но особенностью современного состояния профориентации, на наш взгляд, является его регионализация, так как каждый регион определяет стратегию кадрового и производственного развития. Не исключение и Тюменская область.

В связи с вышеперечисленными объективными причинами, в связи с созданием в Тюменской области в 2006-2012 гг. современных высокотехнологических аграрных предприятий, была предложена специалистами департаментов АПК, труда и занятости населения, образования и науки Тюменской области программа сетевого проекта под названием «Агропоколение», которую в 2012 году Тюменская областная Дума утвердила для реализации.

Основными целями сетевого проекта «Агропо-коление» являются совершенствование системы профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций Тюменской области по специальностям сельскохозяйственного профиля, формирование их устойчивой мотивации на продолжение профессиональной деятельности и жизни в сельской местности. Проект реализуется Центром непрерывного аграрного образования Тюменской области (далее - ЦНАО ТО). В реализации проекта участвуют следующие профессиональные образовательные организации и организации высшего образования: ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж» (г. Ялуторовск), ГАПОУ ТО «Заводоуковский агропромышленный техникум», ГАПОУ ТО «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства» (отделение в с. Ярково), ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум» (отделение в с. Вагай), ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедагогический колледж», ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум», ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (далее - ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья»).[12]

В основе проекта - сетевое использование ресурсов образовательных организаций, органов местного самоуправления, предприятий агропромышленного комплекса, технологических центров по следующим направлениям:

1) организация профессиональной подготовки по профессиям аграрного профиля;

2) творческая и исследовательская деятельность обучающихся;

3) практико-ориентированное направление в организации и проведении

конкурсов, конференций, выездных занятий;

4) информационное сопровождение реализации проекта.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Конечной мотивацией проекта является получение выпускниками школ профессий агротехно-логического и иного профиля с последующим закреплением на селе.

Данный проект сразу стал востребованным в области. С большим энтузиазмом к нему отнеслись администрация школ, учителя и родители, понимающие значимость села, сельского уклада жизни и, конечно, аграрных профессий. Об этом говорит динамика (Таблица 1) количественных показателей участников проекта, если в 2013 году в проекте участвовал один район - Ялуторовский, в 2014 году - два района Тюменский и Ялуторовский, в 2019 году - 17 районов (из 22) Тюменской области. По количеству школьников, вовлеченных в агроклассы: 2013 год - 63 школьника, 2014 г.-169 школьников, 2019 г.- 1264 школьников. (увеличение в 20 раз). По количеству школ, при которых созданы агроклассы: 2014 год - 22 базовые школы, 2019 год - 84 (увеличение в 4 раза). По количеству предприятий АПК, вовлеченных в проект: 2014 год - 8 агропредприятий, 2019 год - 81 агропредприятие.

Таблица 1. Количественные изменения участников проекта «Агропоколение» [12]

2013 2014 2019 +/- 2013/2019

Количество рай- 1 2 17 +16

онов участвующих в проекте

Количество 63 169 1264 +1261

школьников

участвующих в проекте

Количество 2 22 84 +82

школ участвующих в проекте

Количество - 8 81 +81

предприятий АПК участвующих в проекте

о с

и

см о

Вместе с аттестатом об окончании школы выпускники агроклассов, участвующих в проекте, получают документ об окончании агрокласса, а также удостоверение о получении рабочей профессии, что дает право на трудоустройство по рабочей специальности, с одной стороны, и возможность поступления в профессиональные образовательные организации, в том числе дополнительные баллы для поступления в аграрный университет. По данным анкетирования (п-50; п-150) проведенного автором в 2015 и 2018 гг. от 15 до 25% учеников сельских школ, выбравших участие в Проекте, осознанно определились с будущей аграрной профессией, довольно прилежно и целенаправленно учились и учатся в колледже или в вузе, возвращаются (до 80%) работать в сельскую местность на агропредприятия. Из 90 волонтеров проекта «Агроцивилизация» (данные 2017 г.): 68 человек - это бывшие ученики агроклассов, ко-

торые с радостью едут обратно в село, проводят уроки и играют с учениками. 15 человек-волонтеров первого набора 2015 г., после окончания вуза в 2018 г. трудоустроились в сельской местности, 6 связали свою жизнь с аграрной наукой, два волонтера по приглашению местной администрации уехали работать в сельскую школу и получили второе высшее педагогическое образование.

Таким образом, статистические данные говорят о том, что востребованность проекта осознается не только на уровне власти, но и образовательными учреждениями, агропредприятиями, а также, что еще более ценно, родителями и детьми.

Специфика проекта «Агропоколение» состоит в том, что:

Во-первых, данный проект, в отличие от агро-классов других регионов, является сетевым, то есть в его разработке и реализации участвуют власти региона и районов области, самые разные предприятия производственной сферы и образования, органов занятости, учреждения местного самоуправления, науки и здравоохранения.

Во-вторых, проект ориентирован на учащихся общеобразовательных школ всех возрастных групп: 1-6; 7-9 и 10-11 классов. На первом этапе проекта, так называемом мотивационно-под-готовительном, реализуются мероприятия профо-риентационной направленности и по выявлению интересов и склонностей обучающихся. Следующий этап - профессионального ориентирования -включает в себя мероприятия, направленные на развитие интереса к аграрным профессиям, ознакомительные тренинги на предприятиях АПК, агровыставках, агротренажёрах, мастер-классы руководителей агропредприятий, консультирования в центрах профориентации, практикоориенти-рованные спецкурсы, исследовательская деятельность под руководством научных руководителей, участие в научно-практических конференциях и конкурсах. На третьем этапе реализации проекта - профессиональное самоопределение учащихся агрокласса. Этот этап подразумевает формирование целевой группы с высоким уровнем мотивации на получение профессий сельскохозяйственного профиля с дальнейшим трудоустройством на селе.

Каждый этап регламентируется учебными программами по соответствующим предметам (например, «Основы агробизнеса», «Основы

фермерского хозяйства») и наполняется различными формами работы: лекции и вебинары в очном и дистанционном режимах, работа в лабораториях, реализация исследовательских проектов, агроигры и практические занятия. Для реализации предпрофильных и профильных программ разработана учебно-методическая документация: учебные планы по направлениям подготовки, ин-струкционно-технологические карты для проведения практических занятий, поурочные планы занятий, контрольно-измерительные материалы.

В-третьих, для реализации проекта в общеобразовательных организациях формируются

как профильные классы, так и интегрированные межшкольные

классы. Так, в Ялуторовском муниципальном районе создан межшкольный агрокласс в количестве 100 обучающихся по четырем группам до-профессиональной подготовки - мастер по обработке цифровой информации, мастер растениеводства, мастер-наладчик по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. В рамках трехстороннего соглашения, заключенного между ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья», администрацией Омутинского муниципального района и МАОУ «Омутинская СОШ N2», создан профильный класс, учебный план которого включает теоретическую часть (лекции по биологии, зоологии, ветеринарии, животноводству, которые ведут преподаватели ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья») и практическую часть (лабораторные, практические, экскурсионные занятия на базе лабораторий ФГБОУ Во «ГАУ Северного Зауралья»). Кроме того, в общеобразовательных организациях существует практика реализации элективных курсов по выбору обучающихся (5-е -10-е классы), а также интеграции в общеобразовательные предметы соответствующих модулей: «Технология» - «Человек - труд - профессия» (9-й кл.), «Биология» (10-й - 11-й кл.) - «Овощеводство», «Физика» - «Физика в сельском хозяйстве». В 2016-2018 годах элективные курсы освоил 941 обучающийся (2016 год - 241 обучающийся, 2017 год - 312 обучающихся, 2018 год - 388 обучающихся). Тематика курсов ежегодно меняется в соответствии с запросами общеобразовательных организаций и возможностями профессиональных образовательных организаций Тюменской области. В 2018 году ознакомиться с особенностями будущей профессии, усовершенствовать навыки познавательной и организационной деятельности на элективных курсах смогли 388 обучающихся по 8 направлениям: кулинарное искусство, введение в агробизнес, блюда и кулинарные изделия из сельскохозяйственного сырья, основы сельскохозяйственной техники, отделочные строительные работы, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования.

В-четвертых, проект ориентирован не только на реализацию эклективных курсов и прочих видов занятий, как в очном, так и дистанционном режиме, но и на закрепление во внеурочной деятельности. В процессе освоения программ обучающиеся:

- посещают сельскохозяйственные предприятия («ООО «Агрофирма КРиММ», ЗАО «Агрофирма «Луговская», филиал АО «Золотые луга», ООО «Сибирия», ООО «Чайка», СПК «Садовод», ООО «Ритза»);

- совершенствуют профессиональные навыки на базе специализированного технического центра ООО «Техно-Центр» (п.

Винзили), а с 2017 года - на базе ПАО «Гагаринс-кремтехпред» (г. Ишим, с. Беркут);

- принимают участие в очных и заочных конкурсах, научно-практических

конференциях;

- демонстрируют свое мастерство на конкурсах

профессионального

мастерства муниципального и регионального уровней «Лучший по профессии».

На учебно-опытных участках общеобразовательных организаций выращиваются овощные, цветочно-декоративные культуры, проводится опытническая работа и сортоиспытание (МАОУ «Новозаимская СОШ» Заводоуковского городского округа, общеобразовательные организации Исетского, Сорокинского муниципальных районов).

В-пятых, ГАУ Северного Зауралья, подкрепляет сетевой проект «Агропоколение» реализацией вузовского проекта «Агроцивилизация», направленного на формирование аграрного сознания у детей и молодежи, с целью понимания школьниками роли крестьянства и села в современном мире и единственно правильного пути развития всего человечества к агроцивилизации [4, С. 71.]. Данный проект является волонтерским [6, С. 96-98], использующим метод «люди одного поколения», то есть в его реализации участвуют студенты, которые проводят социальные уроки о роли села и аграрных профессий в современном мире и будущем человечества одновременно во всех классах с 1 по 11 конкретной школы, играют в агро-кве-сты со школьниками младшего и среднего звена, проводят школьные конференции для учеников 9-11 классов. Всего за весь период реализации проекта (2015-2019 гг.) 182 волонтера погруженных в проблемы современного села посетили 44 школы юга Тюменской области, Хантымансийско-го АО, Черноморского района республики Крым, провели профориентационные беседы с 16951 учеником, приобрели педагогический опыт общения не только в урочной, но и во внеурочной деятельности по организации пяти школьных научно-практических конференций «Село: вчера, сегодня, завтра» (количество принявших участие 312 человек; 44 работы опубликованы в сборнике студенческих и школьных работ ГАУ Северного Зауралья) и квест-игр. Волонтеры с 2018 г. расширили свою работу участием в стратегической инициативе «Кадры будущего для регионов», которая реализуется на основании соглашения о сотрудничестве между АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Правительством Тюменской области от 16 мая 2018 года. Участие в проекте волонтеров-тьюторов ГАУ Северного Зауралья является продолжением работы в проекте «Агроцивилизация», так как данное межпроектное взаимодействие позволяет выполнить основную цель - повысить информационно-культурный потенциал сельской молодежи и привлечь ее для обучения в аграрный университет через проектную деятельность.

Вместе с аттестатом об окончании школы выпускники агроклассов получают документ об окон-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

чании агрокласса, а также удостоверение о получении рабочей профессии, что дает право на трудоустройство по рабочей специальности, с одной стороны, и возможность поступления в профессиональные образовательные организации, в том числе дополнительные баллы для поступления в ГАУ Северного Зауралья. Главный успех проекта «Агропоколение», состоит в том, что от 15 до 25% учеников сельских школ, выбравших участие в Проекте, осознанно определились с будущей аграрной профессией по окончанию школы, довольно прилежно и целенаправленно учились и учатся в колледже или в вузе, возвращаются (до 80%) работать в сельскую местность на агропредприятия. Из 182 волонтеров проекта «Агро-цивилизация», 68 человек - это бывшие ученики агроклассов, которые с радостью едут обратно в село, проводят уроки и играют с учениками. 15 человек-волонтеров первого набора (2018 г.) после окончания вуза трудоустроились в сельской местности, 6 связали свою жизнь с аграрной наукой, два волонтера по приглашению местной администрации уехали работать в сельскую школу и получили второе высшее педагогическое образование.

Главная проблема в реализации проекта - это поиск правильного пути выправления исковерканного сознания сельского жителя и «отрицание села» горожанами, бывшими выходцами из того же села. Да и сегодня многие деревенские родители советуют бежать своим детям в город, так как многие социально-экономические проблемы по-прежнему существуют, а на социально-генетическом уровне российское село, пережившее большое количество реформирований, считается не комфортным местом проживания. Соответственно, наблюдается односторонняя миграция, ведущая к урбанизации и все социальные, а сегодня еще и биологические проблемы (пандемия из-за скученности населения), в которые втягивается недавняя сельская молодежь.

Итак, региональный опыт осуществления про-фориентацонной работы позволяет, с учетом таких специфических черт как: комплексность, системность, сетевое взаимодействие, охват всех возрастных групп школьников, сочетание урочной и внеурочной профориентационной работы, использование метода «люди одного поколения», утверждать, что данном этапе развития российского общества возможно решить положительно вопрос не только профессионального самоопределения школьников, но и формирование аграрного сознания у подрастающего поколения. Тем более, что пандемия короновируса 2020 года, показала, что жизнь в селе, несмотря на ряд бытовых и экономических проблем, более комфортна для проживания. Следовательно, сельские профес-5 сии становятся жизненно необходимыми, как для § личного ведения хозяйства, так и для организации агробизнеса.

° Проект «Агропоколение» способен решить ка-ав дровую проблему, так как имеются на сегодняш-

ний день все механизмы его реализации: административные, производственные, образовательные, общественные. Но, формирование аграрного сознания это результат не одного десятилетия. Поэтому в перспективе проект будет развиваться, дополняться новыми идеями и возможностями, вместе с изменением всего российского общества.

Литература

1. Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России // Мир России. 1996. Т. 5. № 3. С. 161-178. (1)

2. Аршинов В.И. Синергетика как феномен пост-неклассической науки. - М.: ИФ РАН, 1999.203 с. (2)

3. Виненко В.Г. Синергетика в школе // Педагогика. 1997. № 2. С. 55-60. (3)

4. Гончаренко О.Н. Вектор развития российского села// Аграрный вестник Урала. 2009. № 10 (64). С. 69-71.

5. Гончаренко О.Н. Основные этапы развития аграрного образования в Тюменском крае // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 10 (55). С. 1596-1605

6. Гончаренко О.Н., Семенкова С.Н. Опыт формирования аграрного сознания у сельских детей и молодежи в аграрном вузе // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017. № 7. С. 89-98.

7. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. -М.: АСОПиР, 1995.- 156 с. (7)

8. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: ACADEMIA, 2001.- 208 с. (8)

9. Захаров Н. Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1989.- 192 с. (9)

10. Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. 2001. № 8. С. 26-31. (10)

11. Константиновский Д.Л. Молодежь и образование: методические вопросы и опыт социального прогнозирования на материалах социологических обследований в Новосибирской области [Текст] / Д.Л. Константиновский, В.Н. Шубкин; АН СССР, Ин-т междунар. раб. движения. - М.: Наука, 1977.- 160 с. (13)

12. Об информации правительства Тюменской области о развитии сетевого проекта «Агропоколение» - [Электронный ресурс]. - URL: http:// docs.cntd.ru/document/446164724 (дата обращения 3 августа 2020 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Общая численность населения России по годам с 1897 по 2020 (Таблица). [Электронный ресурс]. - URL: https://infotables.ru/statistika/31-rossijskaya-federatsiya/782-obshchaya-chislennost-naseleniya-rossii (дата обращения 18 августа 2020 г.)

14. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания /

пер. С англ. Ю.А. Данилова. - М.: Прогресс-традиция, 2001.- 223 с. (15)

15. Матурана У. Биология познания. Язык и интеллект. Сб./Пер. с англ. и нем./Сост. и вступ. ст. В.В. Петрова. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.- 416 с. (16)

16. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Н.С. Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 320 с. (18)

17. Семенкова С.Н. Учет психолого-педагогических особенностей подрастающего поколения при реализации профориентационной деятельности в проекте «Агроцивилизация» // Агропродовольственная политика России.-2016.- № 5. - С. 14-17.

18. Федоров В.А., Гапонцева М.Г., Гапон-цев В.А. Синергетика в педагогике: целесообразность переноса // Образование и наука. Изв. УрО РАО.- 2008.- № 9(57). - С. 100-110. (22)

CAREER GUIDANCE WORK WITH RURAL SCHOOLCHILDREN: REGIONAL SPECIFICS

Goncharenko O.N.

State agrarian University of Northern TRANS-Urals

The purpose of the study is to determine the regional specifics of career guidance work with rural schoolchildren. To achieve this goal, we used data collected from various open sources of regional authorities, mass media, statistical data, and survey results. The authors use a system-synergetic approach to identify not only the state of the problem under study, but also determine the relevance of such research for modern conditions. Scientific novelty consists in the piecemeal application of scientific research methods. As a result, the specific features of career guidance work inherent in Tyumen are identified and characterized: complexity, consistency, network interaction, coverage of all age groups of schoolchildren, a combination of regular and extracurricular career guidance, the use of the «people of one generation» method. Analysis of regional experience has led to the conclusion that at this stage of development of Russian society, it is possible to solve positively the issue of not only professional self-determination of schoolchildren, but also the formation of agricultural consciousness in the younger generation.

Keywords: career guidance, system-synergetic approach, rural schoolchildren, network interaction, regional specifics, Tyumen region.

References

1. Astafiev Ya.U., Shubkin V.N. Sociology of education in the USSR and Russia // World of Russia. 1996. T. 5. No. 3. P. 161178. (1)

2. Arshinov VI Synergetics as a phenomenon of post-nonclassical science. - Moscow: IP RAS, 1999.- 203 p. (2)

3. Vinenko V.G. Synergetics at school // Pedagogy. 1997. No. 2. S. 55-60. (3)

4. Goncharenko ON The vector of development of the Russian village // Agrarian Bulletin of the Urals. 2009. No. 10 (64). P. 6971.

5. Goncharenko O.N. The main stages of the development of agrarian education in the Tyumen region // Questions of national and federal relations. 2019.Vol. 9.No. 10 (55). S. 1596-1605

6. Goncharenko O. N., Semenkova S.N. The experience of the formation of agrarian consciousness in rural children and youth in an agricultural university // Scientific review: humanitarian studies. 2017. No. 7. P. 89-98.

7. Zagvyazinsky VI Methodology and methodology of social and pedagogical research. - M.: ASOPiR, 1995.- 156 p. (7)

8. Zagvyazinsky VI, Atakhanov R. Methodology and methods of psychological and pedagogical research. - M.: ACADEMIA, 2001.- 208 p. (8)

9. Zakharov NN, Simonenko VD Professional orientation of schoolchildren. / N.N. Zakharov, V.D. Symonenko. - M.: Education, 1989.- 192 p. (nine)

10. Ignatova VA Pedagogical aspects of synergetics // Pedagogy. 2001. No. 8. P. 26-31. (ten)

11. Konstantinovsky DL Youth and education: methodological issues and experience of social forecasting on the materials of sociological surveys in the Novosibirsk region [Text] / DL Konstantinovsky, VN Shubkin; Academy of Sciences of the USSR, Institute of Intern. slave. movement. - Moscow: Nauka, 1977.160 p. (13)

12. About the information of the government of the Tyumen region about the development of the network project «Agropogenera-tion» - [Electronic resource]. - URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/446164724 (date of treatment August 3, 2020)

13. The total population of Russia by years from 1897 to 2020 (Table). [Electronic resource]. - URL: https://infotables.ru/ statistika/31-rossijskaya-federatsiya/782-obshchaya-chis-lennost-naseleniya-rossii (date of treatment August 18, 2020)

14. Maturana U., Varela F. The tree of knowledge: biological roots of human understanding / per. From English. Yu.A. Danilov. - M.: Progress-tradition, 2001.- 223 p. (15)

15. Maturana U. Biology of cognition. Language and intelligence. Sat / Per. from English. and German / Comp. and entered. Art. V.V. Petrov. - M.: Publishing group «Progress», 1996.- 416 p. (sixteen)

16. Pryazhnikov NS Professional self-determination: theory and practice: textbook. manual for stud. higher. study. institutions. / N.S. Pryazhnikov. - M.: Publishing Center «Academy», 2008.320 p. (18)

17. Semenkova S.N. Taking into account the psychological and pedagogical characteristics of the younger generation in the implementation of career guidance activities in the project «Agro-civilization» // Agro-food policy of Russia.- 2016. - No. 5. -P. 14-17.

18. Fedorov V.A., Gapontseva M.G., Gapontsev V.A. Synergetics in pedagogy: the expediency of transfer // Education and Science. Izv. Ural radioactive waste.- 2008. - No. 9 (57). - P. 100110. (22)

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

u о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.