Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / УПРАВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бодров А.В.

Цель исследования. Определить место профессионального стандарта в разрешительной системе здравоохранения, а именно в части допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности по специальности «Управление сестринской деятельностью». Материалы и методы. Проанализированы положения действующих и проектных нормативных правовых актов, составляющих разрешительную систему здравоохранения по теме исследования. Методы исследования: дедукции, индукции, сравнительно-правовой, нормативно-логический. Результаты. Показано, что профессиональные стандарты выступают в качестве одного из нормативных правовых актов, определяющих допуск физических лиц к осуществлению медицинской деятельности. Заключение. Разработанные предложения по актуализации профессиональных стандартов «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» и «Специалист по организации сестринского дела», а также квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам направлены на дальнейшее развитие двухуровневого высшего медицинского (сестринского) образования в бакалавриате и магистратуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARDS IN HIGHER NURSING EDUCATION DEVELOPMENT

Objective. To reveal the meaning and place of the professional standard in the licensing system of health care, namely, the admission of individuals to carry out medical activities in the ‘Nursing management’ specialty. Methods. The study analyzes provisions of the current and future regulatory legal acts that make up the licensing system of healthcare. Research methods: deduction, induction, comparative legal, normative and logical methods. Results. Professional standards are shown to act as a defining regulatory legal act in terms of admitting individuals to carry out medical activities. Interpretation. Proposals are given for updating a number of professional standards, as well as qualification requirements for medical and pharmaceutical workers in order to further develop a two-level higher medical (nursing) education in bachelor's and master programs.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ВЗГЛЯД

Б01: 10.26347/1607-2502202101-02069-075

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель исследования. Определить место профессионального стандарта в разрешительной системе здравоохранения, а именно в части допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности по специальности «Управление сестринской деятельностью». Материалы и методы. Проанализированы положения действующих и проектных нормативных правовых актов, составляющих разрешительную систему здравоохранения по теме исследования. Методы исследования: дедукции, индукции, сравнительно-правовой, нормативно-логический.

Результаты. Показано, что профессиональные стандарты выступают в качестве одного из нормативных правовых актов, определяющих допуск физических лиц к осуществлению медицинской деятельности.

Заключение. Разработанные предложения по актуализации профессиональных стандартов «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» и «Специалист по организации сестринского дела», а также квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам направлены на дальнейшее развитие двухуровневого высшего медицинского (сестринского) образования в бакалавриате и магистратуре.

Ключевые слова: сестринское дело, управление сестринской деятельностью, общественное здравоохранение, бакалавриат, магистратура, профессиональный стандарт

Автор заявляет об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Финансирование: исследование не получило спонсорской поддержки.

Для цитирования: Бодров А.В. Профессиональные стандарты в контексте развития высшего сестринского образования. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021; 1-2: 69-75. БОТ: 10.26347/1607-2502202101-02069-075.

А.В. Бодров

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Казань, Россия

PROFESSIONAL STANDARDS IN HIGHER NURSING EDUCATION DEVELOPMENT

Objective. To reveal the meaning and place of the professional standard in the licensing system of health care, namely, the admission of individuals to carry out medical activities in the 'Nursing management' specialty.

Methods. The study analyzes provisions of the current and future regulatory legal acts that make up the licensing system of healthcare. Research methods: deduction, induction, comparative legal, normative and logical methods.

Results. Professional standards are shown to act as a defining regulatory legal act in terms of admitting individuals to carry out medical activities.

Interpretation. Proposals are given for updating a number of professional standards, as well as qualification requirements for medical and pharmaceutical workers in order to further develop a two-level higher medical (nursing) education in bachelor's and master programs. Keywords: nursing, nursing management, public health, bachelor's, master's, professional standard

The author declares no competing interests. Funding: the study had no funding.

For citation: Bodrov AV. Professional standards in higher nursing education development. Health Care Standardization Problems. 2021; 1-2: 69-75. DOI: 10.26347/1607-250220210102069-075.

Andrey Bodrov

Kazan State Medical University

Согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [1]. Требования к квалификации медицинских работников регламентируются Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (Квалификационные требования к медицинским работникам) [2]. Таким образом, требования к квалификации медицинских работников, содержащиеся в соответствующих профессиональных стандартах, являются обязательными для работодателя. Необходимо признать, что профессиональные стандарты на этапе создания и внедрения в сферу здравоохранения не всегда корреспондируются с Квалификационными требованиями к медицинским работникам, поэтому появляется необходимость актуализации одного из нормативных правовых актов.

Ранее в статье [3] представлены перспективы развития высшего медицинского образования в системе уровней высшего образования — бакалавриат-магистратура в свете предстоящего перехода к первичной аккредитации специалиста и предложения в Квалификационные требования к медицинским работникам, а также в профессиональный стандарт [5, 6] в части развития двухуровневого высшего медицинского образования. Необходимо отметить, что процедура аккредитации специалиста для выпускников бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело» перенесена на 2021 г. [4], а вопрос первичной аккредитации выпускников магистратуры, освоивших основные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки», остается на данный момент не совсем ясным.

Вопросы двухуровневого высшего медицинского (сестринского) образования находили отражение в работах [7—10], в которых рассматривалась в том числе преемственная образовательная траектория бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело» и магистратура по направлению подготовки «Управление сестрин-

ской деятельностью». Однако ввиду того что на данный момент утверждены не все нормативные правовые акты, регулирующие вопросы функционирования двухуровневого высшего медицинского образования в части допуска к медицинской деятельности, а именно, не актуализированы Квалификационные требования к медицинским работникам, а утвержденные профессиональные стандарты не в полной мере отражают преемственность в высшем медицинском образовании в части программ бакалавриата и магистратуры, остается место для дискуссии и совершенствования нормативно-правового регулирования допуска физических лиц к медицинской деятельности.

Цель исследования — определить место профессионального стандарта в разрешительной системе здравоохранения, а именно, в части допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности по специальности «Управление сестринской деятельностью».

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проанализированы действующие и проектные нормативные правовые акты, составляющие разрешительную систему здравоохранения в части допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности по специальности «Управление сестринской деятельностью». Предмет исследования — требования к высшему медицинскому (сестринскому) образованию.

Методы исследования: дедукции, индукции, сравнительно-правовой, нормативно-логический.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Преемственная структура двухуровневого высшего медицинского образования по программам бакалавриата и магистратуры, предусмотренная перечнями специальностей и направлений подготовки высшего образования [11], представлена в табл. 1.

Таблица 1 Структура двухуровневого высшего медицинского образования

Уровень высшего образования Код и наименование направления подготовки

Бакалавриат Магистратура 34.03.01 Сестринское дело 32.04.01 Общественное здравоохранение 34.04.01 Управление сестринской деятельностью

Таким образом, двухуровневое высшее медицинское образование в бакалавриате и магистратуре реализуется только на базе высшего медицинского (сестринского) образования.

Необходимо признать, что на настоящий момент Квалификационные требования к медицинским работникам в рамках рассматриваемой системы высшего медицинского образования содержат только уровень бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело» — специальность «Сестринское дело». Тем не менее Квалификационные требования к медицинским работникам также содержат преемственную для специальности «Сестринское дело» специальность «Управление сестринской деятельностью», которой будет уделено особое внимание (табл. 2, 3).

Приведенное выше обстоятельство учтено в проекте Квалификационных требований к медицинским работникам, а именно, по специальности

«Управление сестринской деятельностью» предусмотрены следующие изменения (табл. 3) [6].

Таким образом, проектом Квалификационных требований к медицинским работникам по специальности «Управление сестринской деятельностью» впервые предусматривается уровень высшего образования — магистратура по направлению подготовки «Управление сестринской деятельностью» вместе с бакалавриатом по направлению подготовки «Сестринское дело». В свою очередь, следует еще раз обратиться к предложению, изложенному в статье [3], о дополнении раздела «Уровень профессионального образования» специальности «Управление сестринской деятельностью» магистратурой по направлению подготовки «Общественное здравоохранение». Данное дополнение позволит полностью функционализировать магистратуру медицинского профиля, тем самым обеспечив полноценность высшего медицинского образования

Таблица 2

Квалификационные требования к медицинским работникам для целей рассмотрения двухуровневого высшего медицинского образования

Наименование специальности в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование [12] Уровень профессионального образования Должность

Сестринское дело Управление сестринской деятельностью Высшее образование — бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело» Высшее образование — спе-циалитет по специальности « Сестринское дело» Подготовка в интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» Медицинская сестра общей практики, медицинская сестра по паллиативной помощи, медицинская сестра по профилактике, медицинская сестра по реабилитации Заместитель руководителя (начальника) медицинской организации; главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер); директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-статистик; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-методист; врач-статистик; врач-методист

Уровень профессионального образования Должность

Высшее образование — специалитет по специальности «Сестринское дело» или бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело» Подготовка в интернатуре по специальности «Управ -ление сестринской деятельностью» при наличии высшего образования по специальности «Сестринское дело» или освоение программы магистратуры по направлению подготовки «Управление сестринской деятельностью» Заместитель руководителя (начальника) медицинской организации; главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер); директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-статистик; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-методист; врач-статистик (примечание: для лиц, завершивших обучение до 31 августа 2017 г.); врач-методист

Таблица 3

Проект Квалификационных требований к медицинским работникам в части специальности

«Управление сестринской деятельностью»

на базе бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело». Указанное в табл. 3 примечание для должности врача-статистика приводится на основании позиции профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», которую мы предлагаем скорректировать.

Таким образом, в перспективе Квалификационные требования к медицинским работникам будут оказывать регулирующее действие в ракурсе реализации двухуровневого высшего медицинского (сестринского) образования в бакалавриате и магистратуре. Вместе с тем считаем, что в будущем профессиональные стандарты будут играть ведущую роль, в том числе в плане допуска к медицинской деятельности по той или иной специальности и должности. Профессиональный стандарт включает ряд разделов, в том числе: «Возможные наименования должностей, профессий», «Требования к образованию и обучению», «Требования к опыту практической работы», «Особые условия допуска к работе», «Другие характеристики». Таким образом, профессиональный стандарт содержит более детализированный перечень требований для выполнения обобщенной трудовой функции, чем Квалификационные требования к медицинским работникам. Поэтому необходимо рассмотреть профессиональные стандарты в ракурсе реализации преемственного двухуровневого высшего медицинского образования в бакалавриате и магистратуре.

Ранее в статье [3] рассматривалось предложение к профессиональному стандарту «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» для целей становления двухуровневого высшего медицинского образования, в связи с тем что, согласно приведенному профессиональному стандарту, бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело» остается вне специальности «Управление сестринской деятельностью» (табл. 4).

Поэтому считаем логичным и справедливым, чтобы разделы «Требования к образованию и обучению» профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», где имеют место быть специалитет по специальности «Сестринское дело» и подготовка в интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью», были дополнены уровнями высшего образования — бакалавриат-магистратура: «Высшее

образование — бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело» и подготовка в магистратуре по одному из направлений подготовки: «Общественное здравоохранение», «Управление сестринской деятельностью». В результате данного дополнения будет снята необходимость в приведенном выше примечании (табл. 3), и современное высшее сестринское образование станет включенным в сферу регулирования профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья».

На официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 18 августа 2020 г. опубликован приказ Минтруда России об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации сестринского дела» [13]. Данный профессиональный стандарт впервые предусмотрел уровень высшего образования — магистратуру по направлению подготовки «Управление сестринской деятельностью» (табл. 4). Таким образом, именно этим профессиональным стандартом впервые в истории высшего медицинского образования России было формализовано двухуровневое высшее медицинское образование в рамках специальности «Управление сестринской деятельностью». В связи с тем, что магистратура по направлению подготовки «Уп -равление сестринской деятельностью» профессиональным стандартом введена впервые, то по данной причине появились вопросы для дискуссии.

Для выполнения обобщенной трудовой функции «Проведение работ по организации деятельности структурного подразделения медицинской организации» в рамках должности старшей медицинской сестры предъявляется требование к опыту практической работы, а именно, не менее 5 лет по направлению профессиональной деятельности. Указанное требование в рамках уровня бакалавриата можно считать уместным и приемлемым.

В свою очередь, для выполнения трудовых функций в должности главной медицинской сестры требуется наличие стажа не менее 10 лет по направлению профессиональной деятельности. Если для уровня среднего профессионального образования и уровня бакалавриата данный стаж можно считать уместным, то для уровня магистратуры считаем завышенным. Представляем возможным сделать дифференциацию по предъявлению требований к опыту практической работы

в зависимости от уровня профессионального образования:

— среднее профессиональное образование, бакалавриат — не менее 10 лет;

— магистратура — не менее 5 лет.

В завершении обзора профессионального стандарта «Специалист по организации сестрин-

ского дела» необходимо отметить наличие противоречий по выполнению обобщенной трудовой функции «Управление больницей (домом) сестринского ухода, хосписом» в рамках должности директора больницы (дома) сестринского ухода, хосписа. Аналогичная обобщенная трудовая функция приведена в профессиональном стан-

Таблица 4

Профессиональные стандарты в структуре двухуровневого высшего медицинского

(сестринского) образования

Профессиональный стандарт

возможные наименования должностей требования к образованию и обучению требования к опыту практической работы

Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья [5]

Врач-статистик Врач-методист Высшее образование — специалитет по специальности «Сестринское дело» и подготовка в интернатуре/ ординатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» для лиц, завершивших обучение до 31 августа 2017 г. —

Заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда) медицинской организации — врач-специалист Не менее 1 года в должности врача-методиста или врача-статистика

Заместитель руководителя (начальника) медицинской организации, заместитель руководителя (начальника) обособленного подразделения медицинской организации Заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации Высшее образование — специалитет по специальности «Сестринское дело» и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» Не менее 5 лет в должности врача-специалиста или не менее 3 лет в должности руководителя структурного подразделения медицинской организации

Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа Стаж работы в медицинских организациях не менее 5 лет

Специалист по организации сестринского дела [13]

Старшая медицинская сестра Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» или «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации по специальности «Организация сестринского дела» или Высшее образование — бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации «Организация сестринского дела» Не менее 5 лет по направлению профессиональной деятельности

Главная медицинская сестра Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» или «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по специальности «Организация сестринского дела» или Высшее образование — магистратура по специальности «Управление сестринской деятельностью» Не менее 10 лет по направлению профессиональной деятельности

Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» или «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по специальности «Организация сестринского дела» или Высшее образование — магистратура по специальности «Управление сестринской деятельностью» Не менее 10 лет по направлению профессиональной деятельности

дарте «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья». Последним профессиональным стандартом предъявляется требование по наличию стажа работы в медицинских организациях не менее 5 лет (табл. 4), но и уровень профессионального образования представлен специалитетом и интернатурой. В профессиональном стандарте «Специалист по организации сестринского дела» предъявляется уже больший опыт практической работы — не менее 10 лет, но и уровень профессионального образования здесь указан иной — среднее профессиональное образование или высшее образование — магистратура. В приведенной части также считаем уместным сделать дифференциацию по предъявлению требований к опыту практической работы в зависимости от уровня профессионального образования:

— среднее профессиональное образование, бакалавриат — не менее 10 лет;

— магистратура — не менее 5 лет.

Необходимо отметить, что несмотря на то что

в разделе «Требования к образованию и обучению» п. 3.4 профессионального стандарта «Специалист по организации сестринского дела» указаны среднее профессиональное образование и магистратура, это не означает что выпускник бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело» при наличии необходимого стажа практической работы не сможет выполнять обязанности в рамках обобщенной трудовой функции «Управление больницей (домом) сестринского ухода, хосписом». В приведенной части следует отметить, что в профессиональном стандарте указываются минимальные требования к уровню образования и опыту работы, необходимые для выполнения трудовых функций.

Дополнительно считаем не лишним в разделе «Требования к образованию и обучению» профессионального стандарта «Специалист по организации сестринского дела» в части, касающейся уровня высшего образования — магистратуры указать требование о наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Сестринское дело». На первый взгляд, данное дополнение может показаться излишним, так как приведенное требование имеет место в проекте Квалификационных требованиях к медицинским работникам, но тем не менее для полного корреспондирования нормативных правовых актов между собой в части требований к уровню профессионального

образования это было бы не лишним. Необходимо подчеркнуть, что не стоит в рамках специальности «Управление сестринской деятельностью» ограничиваться только магистратурой по направлению подготовки «Управление сестринской деятельностью», так как в противном случае магистратура по направлению подготовки «Общественное здравоохранение» останется не функциональной — не включенной в сферу медицинской деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональные стандарты позиционируются в качестве определяющего нормативного правового акта в плане допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности по той или иной специальности. Приведенная позиция основывается на том, что Квалификационные требования к медицинским работникам актуализируются для приведения в соответствие с действующими профессиональными стандартами в сфере здравоохранения. Поэтому от того, в какой степени будут внесены изменения и дополнения в профессиональные стандарты «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» и «Специалист по организации сестринского дела», будет зависеть дальнейшее развитие высшего медицинского (сестринского) образования в бакалавриате и магистратуре.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

1. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253. Доступно по: https://internet.garant.ru/#/document/ 71368732/. Ссылка активна на 06.09.2020. [Letter of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 14-0/10/V-2253 of 04.04.2016]. Accessed 06.09.2020. https://internet.garant.ru/#/document/ 71368732/. Russian.

2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Доступно по: https://internet.garant.ru/ #/document/71231064/. Ссылка активна на 06.09.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 707n of 08.10.2015 'On approval of the qualification requirements for medical and pharmaceutical workers with higher education in 'Health and Medical Sciences' field]. Accessed 06.09.2020: https://internet.garant.ru/#/docu-ment/71231064/. Russian.

3. Бодров А.В. Высшее медицинское образование: бакалавриат-магистратура. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018; 32 (2): 160—168. https://

doi.org/10.24411/2220-8453-2018-12011. Bodrov AV. [Higher medical education: baccalaureate-magistracy]. Medical Education and Professional Development. 2018; 32 (2): 160—168. https://doi.org/10.24411/2220-8453-2018-12011. Russian.

4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.08.2020 № 806н «О внесении изменений в сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1043н». Доступно по: https://internet.ga-rant.ru/#/document/74610466/. Ссылка активна на 06.09.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 806n of 04.08.2020 'On amendments to the terms and stages of accreditation of specialists, as well as the categories of persons with medical, pharmaceutical or other education and subject to accreditation of specialists, approved by order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 1043n of 22 December 2017']. Accessed 06.09.2020: https://internet.garant.ru/#/document/ 74610466/. Russian.

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.11.2017 № 768н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья». Доступно по: https://internet.garant.ru/#/ document/71822794/. Ссылка активна на 06.09.2020. [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 768n of 07.11.2017 'On the approval of the professional standard 'Specialist in the healthcare and public health']. Accessed 06.09.2020: https://inter-net.garant.ru/#/document/71822794/. Russian.

6. Проект нормативного правового акта «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». 2020. Доступно по: https://regulation.gov.ru/ p/88892/. Ссылка активна на 06.09.2020. [Draft regulatory legal act 'On the approval of qualification requirements for medical and pharmaceutical workers with higher education in the 'Health and Medical Sciences' field']. Accessed 06.09.2020: https://regulation.gov.ru/p/88892/. Russian.

7. Пьяных А.В., Бурковская Ю.В. Профессиональные и образовательные стандарты: взаимодействие, перспективы и развитие на примере программ для бакалавров сестринского дела. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2013; 7—8: 3—7. Pyanikh AV, Burko-vskaya YV. [Professional and educational standards: interaction, development and prospects on an example of bachelor programs for nurses]. Health Care Standardization Problems. 2013; 7—8: 3—7. Russian.

8. Касимовская Н.А. Реализация новых подходов в подготовке бакалавров сестринского дела: переход на уровень магистратуры «управление сестринской деятельностью». Медицинское образование и профессиональ-

ное развитие. 2019; 36 (4): 74—81. https://doi.org/ 10.24411/2220-8453-2019-14005. Kasimovskaya NA. [Implementation of new approaches in preparation of bachelors of nursing: transition to the level of masters «management of nursing activities»]. Medical Education and Professional Development. 2019; 36 (4): 74—81. https:// doi.org/10.24411/2220-8453-2019-14005. Russian.

9. Касимовская Н.А. Опыт подготовки кадров в профильной магистратуре «Управление сестринской деятельностью». Медицинская сестра. 2019; 21 (3): 45—48. https:// doi.org/10.29296/25879979-2019-03-13. Kasimovskaya NA. [The modern career trajectory in nursing bachelors and the first experience in training the personnel in the profile master degree course of nursing activity management]. Med-itsinskaya Sestra. 2019; 21 (3): 45—48. https://doi.org/ 10.29296/25879979-2019-03-13. Russian.

10. Касимовская Н.А. Перспективы подготовки руководителей сестринского персонала в магистратуре. Медицинская сестра. 2019; 21 (5): 52—56. https://doi.org/ 10.29296/25879979-2019-05-13. Kasimovskaya NA. [Prospects for training nurse managers at graduate courses]. Meditsinskaya Sestra. 2019; 21 (5): 52—56. https:// doi.org/10.29296/25879979-2019-05-13. Russian.

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». Доступно по: https://internet.ga-rant.ru/#/document/70480868/. Ссылка активна на 06.09.2020. [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1061 of 12.09.2013 'On approval of the lists of specialties and areas of training for higher education']. Accessed 06.09.2020: https://inter-net.garant.ru/#/document/70480868/. Russian.

12. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.10.2015 № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование». Доступно по: https://internet.garant.ru/#/document/71250136/. Ссылка активна на 06.09.2020. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 700n of 07.10.2015 'On the nomenclature of specialties for specialists with higher medical and pharmaceutical education»]. Accessed 06.09.2020: https://internet.garant.ru/#/document/71250136/. Russian.

13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 № 479н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации сестринского дела». Доступно по: https:// internet.garant.ru/#/document/74522142/. Ссылка активна на 06.09.2020. [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 479n of 31.07.2020 'On the approval of the 'Specialist in the organization of nursing' professional standard]. Accessed 06.09.2020: https:/ /internet.garant.ru/#/document/74522142/. Russian.

Поступила/Received: 29.08.2020 Принята к опубликованию/Accepted: 12.10.2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе:

Бодров Андрей Вениаминович — канд. хим. наук, начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России. 420012, Казань, ул. Бутлерова, д. 49. Тел.: +7 (843) 236-05-93. E-mail: avbodroff@gmail.com. https:// orcid.org/0000-0002-5723-7709

About the author:

Andrey V. Bodrov — Ph. D. in Chemistry, Head of Educational and Methodological Department, Kazan State Medical University. E-mail: avbodroff@gmail.com. https://orcid.org/0000-0002-5723-7709

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.