АНАЛИЗ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19
Бодров А.В.1, Абрамовских О.С.2
'Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 420012, г. Казань, Российская Федерация
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 454092, г. Челябинск, Российская Федерация
В статье поднимаются текущие (на момент написания статьи) вопросы разрешительной деятельности в сфере здравоохранения в России: изменения в отношении допуска физических лиц к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности, связанные с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции 00У!Р-19. В первую очередь данные вопросы затронули процедуру аккредитации специалиста и допуска молодых специалистов к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности. Привенден анализ нормативных правовых актов, регулирующих особенности разрешительной деятельности в сфере здравоохранения в условиях угрозы распространения 00У!й-19. Для цитирования: Бодров А.В., Абрамовских О.С. Анализ разрешительной деятельности в сфере здравоохранения в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции 00У!й-19 // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 128-138. Р0!: 10.2441 1/22208453-2020-12009
Статья поступила в редакцию 06.05.2020. Принята в печать 01.06.2020.
ANALYSIS OF LICENSING ACTIVITIES IN THE FIELD OF HEALTH IN THE CONTEXT OF PREVENTING THE SPREAD OF A NOVEL CORONAVIRUS INFECTION COVID-19
Bodrov A.V.1, Abramovskikh O.S.2
'Kazan State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 420012, Kazan, Russian Federation
2South-Urals State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 454092, Chelyabinsk, Russian Federation
The article raises current (at the time of writing) questions regarding licensing activities in the healthcare sector in Russia, namely, changes regarding the admission of individuals to medical and pharmaceutical activities related to the threat of the spread of a new coronavirus infection (COVID-19). First of all, these issues affected the procedure for accrediting a specialist and admitting young specialists to carry out medical or pharmaceutical activities. The analysis of normative legal acts regulating the features of licensing activities in the health sector in the face of the threat of the spread of COVID-19 is given.
For citation: Bodrov A.V., Abramovskikh O.S. Analysis of Licensing Activities in the Field of Health in the Context of Preventing the Spread of a Novel Coronavirus
Ключевые слова:
аккредитация
специалиста,
медицинская
деятельность,
фармацевтическая
деятельность,
COVID-19
Keywords:
specialist accreditation, medical activity, pharmaceutical activity, COVID-19
Infection COVID-19. Medltslnskoe obrazovanle I professional'noe razvitle [Medical Education and Professional Development]. 2020; 1 1 (2): 128-38. DOI: 10.24411/22208453-2020-12009 (in Russian)
Received 06.05.2020. Accepted for publication 01.06.2020.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19 в России действует целый ряд ограничительных мер. Сфера здравоохранения отличается особыми условиями допуска к профессиональной деятельности, поэтому введение ограничительных мероприятий затронуло функционирование разрешительной системы в сфере здравоохранения по допуску к медицинской и фармацевтической деятельности - процедуру аккредитации специалиста.
Целью статьи стало описание проблем, которые могут возникнуть или уже возникли в сложившихся условиях функционирования института аккредитации специалиста, путей и способов их преодоления.
АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1, право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации спе-
циалиста. Согласно ч. 3 приведенной выше статьи Федерального закона, под аккредитацией специалиста понимается процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 Положения об аккредитации специалистов2, последняя проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения лицом профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в 5 лет с учетом приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов»3.
1 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
2Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» // СПС «КонсультантПлюс».
3 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» // СПС «КонсультантПлюс».
Аккредитация специалиста проводится в отношении:
- лиц, завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, высшего фармацевтического образования, среднего медицинского образования, среднего фармацевтического образования, иного образования, имеющих документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, либо образовательными организациями, указанными в части 5 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - первичная аккредитация);
- лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также лиц, получивших образование на территории иностранного государства (далее - первичная специализированная аккредитация);
- лиц, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации (далее - периодическая аккредитация).
Согласно срокам и этапам аккредитации специалистов, а также категориям лиц, имеющих медицинское, фармацев-
тическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, в текущем 2020 г. процедуре аккредитации специалиста, помимо лиц, получивших высшее образование по основным образовательным программам в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень специалитета), лиц, получивших среднее профессиональное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки», и лиц, получивших высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень ординатуры) по специальностям «Неврология», «Кардиология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Педиатрия», «Терапия», а также лиц, получивших дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по указанным специальностям, подлежат выпускники ординатуры и лица, получившие дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по неохваченным ранее специальностям, а также выпускники бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело».
В соответствии с п. 33 Положения об аккредитации специалистов аккредитация специалиста проводится путем последовательного прохождения аккредитуемым ее этапов.
Первичная аккредитация включает следующие этапы:
• тестирование;
• оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях;
• решение ситуационных задач (для лиц, получивших высшее медицинское образование по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина»).
Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих среднее медицинское или среднее фармацевтическое образование, включает следующие этапы:
• тестирование;
• оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях;
• решение ситуационных задач (для лиц, получивших после 1 января 2020 г. среднее медицинское образование, на которых могут быть возложены отдельные функции лечащего врача в соответствии с ч. 7 ст. 70 Федерального закона № 323-ФЗ).
Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, включает следующие этапы:
• тестирование;
• оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях и (или) решение ситуационных задач.
Периодическая аккредитация включает в себя один этап - оценку портфолио.
Согласно п. 25 Положения об аккредитации специалистов для прохождения первичной аккредитации или первичной специализированной аккредитации специалиста лицо, изъявившее желание пройти аккредитацию специалиста (далее - аккредитуемый), лично представляет в аккредитационную под-
комиссию документы, предусмотренные пунктами 26 и 27 Положения об аккредитации специалистов.
Для прохождения периодической аккредитации специалиста аккредитуемый представляет лично или направляет заказным письмом с уведомлением в аккре-дитационную подкомиссию документы, предусмотренные п. 27 Положения об аккредитации специалистов.
Таким образом, в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19 и введения ограничительных мероприятий формат личного предоставления аккредитуемым документов в аккредитационную подкомиссию стал неприемлемым, как и прохождение первичной и первичной специализированной аккредитации.
УГРОЗА 00^0-19: НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
П. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»4 установлено, что Правительство Российской Федерации в 2020 г. вправе принимать решения, предусматривающие особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов и иных разрешительных режимов, предусмотренных в том числе Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
4 Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ. 2020. № 14 (часть I). Ст. 2028.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации издало постановление от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году»5.
П. 2 данного постановления установлено, что в отношении форм разрешительной деятельности по перечню, согласно приложению № 2, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативного правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, принимается одно из следующих решений:
- при наступлении в период действия настоящего постановления срока подтверждения соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), повторную аккредитацию, переаттестацию, повторную сертификацию, повторную экспертизу, с учетом специфики сферы общественных отношений, в которой действует разрешение, -решение о переносе сроков прохождения данных процедур на период до 12 мес;
- очередное подтверждение соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), переаттестацию, повторную сер-
тификацию, повторную экспертизу, считается пройденным. В данном случае срок следующего прохождения указанной процедуры определяется в соответствии с регулирующим его нормативным правовым актом, разрешение считается действующим.
В перечень форм разрешительной деятельности, согласно приложению № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440, входят в том числе аккредитация специалистов на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, сертификация медицинских работников.
В свою очередь, п. 8 вышеназванного постановления предусмотрено, что особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных федеральными законами, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», устанавливаются согласно приложениям № 3-12.
В приложении № 9 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 приведены особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». П. 2 данного приложения определено, что Министерство здравоохранения Российской Федерации в отношении сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста вправе принять следующее решение (решения):
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» // СПС «КонсультантПлюс».
- определить случаи и условия, когда физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста;
- при невозможности использования дистанционного взаимодействия или цифровых решений ввести мораторий на получение свидетельств об аккредитации специалиста и (или) сертификата специалиста;
- при истечении в период действия настоящего постановления срока сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста принять решение о продлении срока действия указанных разрешительных документов на срок до 12 мес.
В рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», а также в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 Минздравом России был издан приказ
от 14 апреля 2020 г. № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста»6.
Данным приказом Минздрава России:
1) утверждены случаи и условия, при которых физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста;
2) установлен мораторий до окончания срока действия приказа (до 1 января 2021 г.) на получение сертификатов специалиста и свидетельств об аккредитации специалиста, в том числе лицами, прошедшими аккредитацию специалиста до вступления в силу приказа;
3) продлен срок действия сертификатов специалиста на 12 месяцев при условии истечения срока их действия в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году».
6Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста» // СПС «КонсультантПлюс».
В этом аспекте особый интерес представляет допуск молодых специалистов - выпускников основных образовательных программ высшего и среднего медицинского (фармацевтического) образования - к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности.
Согласно случаям и условиям, при которых физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, в случае чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, допуск физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, до окончания срока действия приказа Минздрава России № 327н (до 1 января 2021 года) осуществляется по определенной специальности7 лиц, получивших медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:
• наличие документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности;
• соответствие полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием8 или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием9 по данной специальности.
Интересно, что случаи и условия, при которых физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, «работают» только в случае чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»10, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,ка-
7 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» // СПС «КонсультантПлюс».
8 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» // СПС «КонсультантПлюс».
9 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» // СПС «КонсультантПлюс».
10 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
тастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера, а также обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации принимает и устанавливает Правительство Российской Федерации.
ОБСУЖДЕНИЕ
Как видно из приведенных положений приказа Минздрава России, речи о самой процедуре аккредитации специалиста не идет, то есть ограничений на проведение процедуры аккредитации специалиста в 2020 г. не установлено. И, по сути, п. 2 приказа дает право допуска к медицинской деятельности специалистов, прошедших обучение, но не имеющих возможности подтвердить это соответствующим документом.
В свою очередь, выпускники 2020 г. допускаются до профессиональной деятельности на основании полученных ими документов об образовании и о квалификации, а также соответствия полученного образо-
вания квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам по данной специальности, но только до 1 января 2021 г.
В связи с многочисленными обращениями по вопросам применения приказа Минздрава России от 14 апреля 2020 г. № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста» Министерство здравоохранения Российской Федерации в своем письме11 сообщило следующее (приводится выборочно).
1. П. 2 приказа № 327н устанавливается мораторий на срок до 1 января 2021 г. на получение сертификатов специалиста и свидетельств об аккредитации специалиста, в том числе лицами, прошедшими аккредитацию специалиста.
Таким образом, в срок до 1 января 2021 г. проведение процедур аккредитации специалистов и сертификационного экзамена (включая подачу заявления и документов для прохождения указанных процедур, рассмотрение поданных документов, прохождение указанных процедур специалистами, проведение заседаний соответствующих комиссий и подкомиссий) нецелесообразно в связи с тем, что выдача свидетельств об аккредитации специалиста и сертификатов специалиста по итогам проведения данных процедур осущест-
11 Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. № 16-7/И/2-5471 // https://fmza.ru/upload/medialibrary/896/ot-t.v.-semenovoi_-v-roiv-razyasneniya-o-primenenii-prikaza-ot-14.04.2020-_-327n.pdf.pdf.
вляться не будет, а возможность осуществления профессиональной деятельности без указанных документов установлена п. 1 приложения к приказу № 327н.
Лицам, прошедшим аккредитацию специалиста до вступления в силу приказа № 327н (т.е. до 25 апреля 2020 г. включительно) и не получившим свидетельство об аккредитации специалиста, такое свидетельство не выдается до 1 января 2021 г.
По окончанию действия приказа № 327н (после 1 января 2021 г.) лицам, прошедшим аккредитацию специалиста, но не получившим свидетельство об аккредитации специалиста, такие свидетельства выдаются без повторного прохождения этапов аккредитации специалиста в порядке, предусмотренном приказами Минздрава России от 2 июня 2016 г. № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» и от 6 июня 2016 г. № 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему»12.
2. В соответствии с подпунктом «а» п. 1 приложения к приказу № 327н допуск лиц, завершивших обучение по программам высшего медицинского и фармацевтического образования (бакалавриат, специ-алитет, ординатура), среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования(профессиональная переподготовка, повышение квалификации), в период до 1 января 2021 г. осуществляется без свидетельства об аккредитации специалиста и сертификата специалиста, а равно и без прохождения
аккредитации специалиста и сдачи сертификационного экзамена.
Допуск указанных лиц к медицинской и (или) фармацевтической деятельности осуществляется по специальностям в соответствии с полученными документами об образовании (т.е., например, лицо, прошедшее обучение по программе ординатуры по специальности «Кардиология», допускается к профессиональной деятельности по специальности «Кардиология»).
3. По истечению периода, указанного в п. 3 настоящего письма (до 1 января 2021 г.), трудоустроенные лица, допущенные к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в соответствии с подпунктами «а»-«г» п. 1 приложения к приказу № 327н, для продолжения осуществления такой деятельности подлежат прохождению аккредитации специалиста по соответствующей специальности в порядке, предусмотренном Положением об аккредитации специалистов.
Таким образом, у выпускников 2020 г. по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования - программам бакалавриата, специалитета и ординатуры в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в текущем году, по всей видимости, не будет возможности пройти процедуру аккредитации специалиста. В соответствии со случаями и условиями, при которых физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без серти-
12 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2016 г. № 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему» // СПС «КонсультантПлюс».
фиката специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста (приложение к приказу № 327н), указанные выпускники смогут осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность по специальности на основании полученного документа об образовании и о квалификации - диплома о среднем профессиональном образовании, диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома об окончании ординатуры, но это возможно только до 1 января 2021 г. После 1 января 2021 г. дальнейшая судьба указанных специалистов остается неясной (в том числе и какой будет статус трудоустроенных - их уволят, отправят в отпуск и т.п.), так как после указанной даты они перестанут иметь право осуществлять профессиональную деятельность и для получения допуска им необходимо пройти процедуру аккредитации.
Перенос процедуры аккредитации специалиста на будущий год создаст неудобства для выпускников в плане сроков и места проведения аккредитации. Для иногородних выпускников, в том числе из других субъектов Российской Федерации, проведение аккредитации в другие сроки будет сопровождаться дополнительными затратами.
Также, безусловно, возрастет нагрузка на образовательные и научные организации, реализующие программы медицинского (фармацевтического) образования, по организационно-техническому обеспечению оценки соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности, так как одно дело проводить аккредитацию специалистов летом, другое - в период учебного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует сказать, что выход приказа № 327н - вынужденная и необходимая мера в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Позволим себе предположить, что еще не все нормативные правовые акты разработаны и/или изданы в рамках реализации Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», чем и вызвана на настоящий момент неопределенность в прочтении уже вышедших документов или их неясное толкование.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Бодров Андрей Вениаминович (Andrey V. Bodrov)* - кандидат химических наук, начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, Казань, Российская Федерация E-mail: umu0kazangmu.ru https://orcid.org/0000-0002-5723-7709
* Автор для корреспонденции
Абрамовских Ольга Сергеевна (Olga S. Abramovskikh) - доктор медицинских наук, доцент, начальник управления лицензирования, аккредитации, мониторинга ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, Челябинск, Российская Федерация E-mail: abramoscheLramaiL.ru https://orcid.org/0000-0001-7086-5657
i