Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
298
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / КОНФЛИКТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / QUALIFICATION / PROFESSIONAL STANDARD / COMPETENCE / PERSONNEL MANAGEMENT / COORDINATION OF INTERESTS / CONFLICTS / PROFESSIONAL BURNOUT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ниязова И.М.

Преобразование сферы занятости и рынка труда наемного персонала, системы подготовки специалистов определили потребность в разработке и внедрении профессиональных стандартов. В статье обосновываются основные причины востребованности новых нормативных документов вызовам времени, актуальность компетентностного подхода на всех этапах внедрения профессиональных стандартов в системе здравоохранения. Внедрение профессиональных стандартов требует масштабной переработки кадровой службой организационно-структурных документов; адаптации к новым инструментам управления персоналом с учетом интересов работодателей, работников, учебных организаций, занятых подготовкой специалистов; дополнительных затрат на переподготовку работников. Основные проблемы внедрения профстандартов в системе здравоохранения связаны с переименованием должностей и переводом сотрудников на менее квалифицированные должности, что отражается на уровне заработных плат и льготах, провоцирует конфликтные ситуации в коллективе, создает условия для профессионального выгорания.В статье показана практика внедрения профессиональных стандартов, проблемы реализации и пути их решения на примере медицинского учреждения, рассмотрены изменения в системе подготовки кадров, отражающие динамику формирования профессиональных компетенций в условиях неопределенных изменений. Особое внимание уделено проблемам, связанным с внедрением профессиональных стандартов в здравоохранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional standards as a tool to improve the efficiency of personnel management in medical institutions

The transformation of the sphere of employment and the labor market of hired personnel, training systems for specialistshave identified the need for the development and implementation of professional standards. The article substantiates the main reasons for the demand for new regulatory documents to the challenges of the time, the relevance of the competency-based approach at all stages of the implementation of professional standards in the healthcare system. The implementation of professional standards requires large-scale processing by the personnel department of organizational and structural documents; adaptation to new personnel management tools, while taking into account the interests of employers, workers, educational organizations engaged in the training of specialists; additional costs for retraining workers. The main problems of the implementation of professional standards in the healthcare system are related to the renaming of posts and the transfer of employees to less qualified posts, which affects the level of wages and benefits, provokes conflict situations in the team, and creates the conditions for professional burnout.The article shows the practice of implementing professional standards, implementation problems and ways to solve them using the example of a medical institution, considers changes in the training system, reflecting the dynamics of the formation of professional competencies in the face of uncertain changes. Particular attention is paid to the problems associated with the implementation of professional standards in healthcare.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

И.М. Ниязова,

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «Областной наркологический диспансер», г. Тюмень, Россия, e-mail: niyazovai@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

УДК 331.1

Ниязова И.М. Профессиональные стандарты как инструмент повышения эффективности управления персоналом в медицинских учреждениях (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «Областной наркологический диспансер», г. Тюмень, Россия)

Аннотация. Преобразование сферы занятости и рынка труда наемного персонала, системы подготовки специалистов определили потребность в разработке и внедрении профессиональных стандартов. В статье обосновываются основные причины востребованности новых нормативных документов вызовам времени, актуальность компетентностного подхода на всех этапах внедрения профессиональных стандартов в системе здравоохранения. Внедрение профессиональных стандартов требует масштабной переработки кадровой службой организационно-структурных документов; адаптации к новым инструментам управления персоналом с учетом интересов работодателей, работников, учебных организаций, занятых подготовкой специалистов; дополнительных затрат на переподготовку работников. Основные проблемы внедрения профстандартов в системе здравоохранения связаны с переименованием должностей и переводом сотрудников на менее квалифицированные должности, что отражается на уровне заработных плат и льготах, провоцирует конфликтные ситуации в коллективе, создает условия для профессионального выгорания.

В статье показана практика внедрения профессиональных стандартов, проблемы реализации и пути их решения на примере медицинского учреждения, рассмотрены изменения в системе подготовки кадров, отражающие динамику формирования профессиональных компетенций в условиях неопределенных изменений. Особое внимание уделено проблемам, связанным с внедрением профессиональных стандартов в здравоохранении.

Ключевые слова: квалификация, профессиональный стандарт, компетентность, управление персоналом, согласование интересов, конфликты, профессиональное выгорание.

Процесс изменений в сфере экономики, качестве жизни наемного персонала повлек перемены в методах и инструментах управления персоналом, его подготовки к профессиональной деятельности. Изменения отразились на трансформации системы образования под новые потребности развития экономики в условиях приоритета знаний и интеллекта1. Современное высшее образование стремится к формированию компетенций, направленных на адаптацию к вызовам времени, условиям возрастающей конкуренции, развитию лидерских способностей.

В настоящее время многие руководители осознают, что на все вызовы времени сложно находить адекватные методы и инструменты адаптации к новым условиям и требованиям к персоналу. Необходимо определять приоритеты, способные решать новые цели и задачи, поэтому возрастает значимость

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

© И.М. Ниязова, 2019 г.

«КС

компетенций, которые отражают возможности отбора главных моментов, сортирования большого объема информации, выбора ее надежных источников [2].

В настоящее время регуляторами адаптации работников к требованиям рынка труда выступают профессиональные стандарты, они играют ключевую роль в формировании кадровой политики и управления персоналом.

Для работодателей профессиональный стандарт - это новый инструмент управления персоналом. Он может быть применен при разработке должностных инструкций, тарификации должностей, подборе и аттестации персонала, при планировании обучения и карьеры. Профессиональные стандарты позволяют наименованию должности более точно соответствовать выполняемой трудовой функции, а современное название должности позволит повысить уровень удовлетворенности сотрудников и привлечь квалифицированных специалистов в отрасль здравоохранения. Соблюдение требований профессиональных стандартов предупредит взыскание

№ 10 Менеджер

2019

штрафных санкций при проведении проверок контролирующих структур. Работникам профессиональный стандарт обеспечивает возможности сформировать умения и навыки, необходимые для решения производственных задач [2, 3, 4]. Для потребителей медицинских услуг профессиональный стандарт обеспечит понимание перечня профессиональных обязанностей медицинских работников по отношению к пациентам [9, 14]. В профессиональных стандартах врачей-специалистов прописаны трудовые функции, включающие описание трудовых действий, необходимые умения и знания. Перечень разработанных и утвержденных профессиональных стандартов находится в открытом доступе2, и в эпоху развития информационных и коммуникационных технологий информацию может получить каждый потенциальный пользователь медицинских услуг. Это поможет снизить уровень напряженности и конфликтогенности при взаимодействии медицинских работников с пациентами, повысить качество оказываемых медицинских услуг и удовлетворенность населения медицинской помощью (рис. 1).

Для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов с высшим и средним медицинским образованием, профессиональные стандарты служат ориентиром при разработке федеральных государственных образовательных программ, профессиональных программ дополнительного образования, в том числе программ циклов повышения квалификации, учебных материалов. Поэтому в целях обеспечения качества медицинской помощи особое внимание необходимо уделить вопросам подготовки специалистов, допуска к практической деятельности и повышения квалификации медицинских кадров [1].

Таким образом, роль профессиональных стандартов заключается не только в интересах взаимодействия работодателя, персонала, образовательных учреждений, но и затрагивает интересы потребителей медицинских услуг. В конечном итоге, результатом внедрения профстандартов будет являться привлечение в отрасль высококвалифицированного медицинского персонала, повышение уровня профессиональной подготовки уже работающих специалистов, что повысит качество оказания медицинской помощи населению.

Сегодня внедрение профессиональных стандартов в России имеет важное значение для развития всей социально-трудовой сферы. Они приходят на смену

Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих и имеют ряд неоспоримых преимуществ [14]. Актуальность требований, мобильность содержания, системный характер и модульная структура отличают профессиональный стандарт от всех документов, использовавшихся в практике управления персоналом и регулирования рынка труда ранее [5].

Однако, наряду с положительными моментами, существуют проблемы с их внедрением, которые неизбежны, как и при внедрении всего нового, и которые необходимо решить для того, чтобы система заработала в полной мере и действительно стала механизмом согласования интересов работников и работодателей [14].

Потребность в разработке и внедрении профессиональных стандартов определена несоответствием Единого тарифно-квалификационного справочника вызовам времени, актуальностью компетентностного подхода к организации деятельности. В процессе проведенного исследования, направленного на оценку опыта внедрения профессиональных стандартов, выяснилось, что внедрение профстандартов требует масштабной переработки кадровой службой организационно-структурных документов; адаптации к новым инструментам управления персоналом с учетом интересов работодателей, работников, учебных организаций, занятых подготовкой специалистов; дополнительных затрат на переподготовку работников [6, 12, 13].

Внедрение профессиональных стандартов - процедура для многих организаций обязательная, но недостаточно отработанная. Она детерминирует изменения в кадровой политике, трудовых функциях специалистов по управлению персоналом, поведении сотрудников, требования к персоналу.

Внедрение профессиональных стандартов в учреждениях здравоохранения является обязательным. Наименования должностей и квалификационные требования медицинских работников должны соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам, так как занятие этих должностей связано с предоставлением компенсаций, льгот или наличием ограничений3. При этом продолжают действовать Приказы Минздрава России о квалификационных требованиях и квалификационный

2 Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/

3 Ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

енеджер № 10

здравоохранения 2019 ■

Профессиональный стандарт в здравоохранении

Г

V

г

V

й

е

л

е т уг

и л

б с

е у

тре о п х и к с

х н

а и

с е р е ц и д

т е

н м

и

И

Роль в управлении персоналом

Применение в здравоохранении

Применение в здравоохранении

Роль в управлении персоналом

Применение в здравоохранении

Новый инструмент управления персоналом, соответствующий современным требованиям законодательных актов, формировании кадровой политики.

/^Разработка критериев оценки персонала в целях оптимизации^ использования потенциала работников, улучшение мотивации трудовой деятельности с целью повышения эффективности труда; разработка должностных инструкций, тарификация должностей, подбор и аттестация персонала, планирование и организация мероприятий по профессиональному развитию работников; процедура принятия и сокращения штата; заключение трудовых договоров.

Инструмент обеспечения условий формирования знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, повышения качества и доступности медицинской помощи.

Понимание необходимости соответствия квалификационным требованиям профстандартов; больший уровень заработной платы работников, полностью соответствующих требованиям профессиональных стандартов; мотивация персонала постоянно повышать уровень подготовленности, самосовершенствования с целью профессионального роста и, как следствие, увеличение уровня заработной платы.

V._^

-----N

Разработка базового алгоритма профессиональной деятельности, позволяющего обоснованно реализовать трудовые компетенции, что позволит повысить качество оказания медицинской помощи и удовлетворенность

населения меди цинскими услугами. >-----'

Понимание перечня профессиональных обязанностей медицинских работников по отношению к пациентам, повышение качества медицинских услуг и удовлетворенность населения медицинской помощью.

Рис. 1. Потребность в профессиональных стандартах в здравоохранении

оке

№ 10 Менеджер

2019 адравоохрвнвния

справочник, которые устанавливают требования к медицинским работникам4.

В настоящее время в Минюсте России зарегистрировано 60 утвержденных профессиональных стандартов в сфере здравоохранения по видам профессиональной деятельности, связанным с оказанием медицинской помощи населению, производством и обращением лекарственных средств, для применения подведомственными Минздраву Российской Федерации учреждениями, а также государственными и муниципальными учреждениями субъектов Российской Федерации5. В 2019 году планируется разработка профессионального стандарта врача-клинического фармаколога за счет средств федерального бюджета6. Также в учреждениях здравоохранения применяется более 60 профессиональных стандартов, утвержденных Минтрудом России для иных видов профессиональной деятельности.

В настоящее время профессиональные стандарты разработаны далеко не для всех видов профессиональной медицинской деятельности, для части медицинских специальностей разработаны проекты, которые еще не утверждены, что является одной из причин, тормозящих их внедрение. Реализацию мероприятий по внедрению профессиональных стандартов при этом следует завершить не позднее 1 января 2020 года7.

На данном этапе разработаны, но не утверждены законодательно проекты профессиональных стандартов «Специалист в области сестринское дело (медицинская сестра)» - регламентирующий деятельность среднего медицинского персонала; нет профессиональных стандартов для главных и старших

4 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»

5 Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/

6 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. - Режим доступа: http://profstаndаrt. rosmintrud.ru/

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов

в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или

муниципальной собственности»

медицинских сестер, а эти должности предусмотрены в каждом медицинском учреждении. Утвержденный профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал» предусматривает должности санитаров и младших медицинских сестер по уходу за больными. То есть, в отношении среднего медицинского персонала, старших и главных медицинских сестер в настоящее время применимы требования Единого квалификационного справочника должностей8.

При внедрении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» учреждение столкнулось с рядом проблем: так как санитар был отнесен к медицинским работникам, это обязало организацию обеспечить дополнительное обучение, что привело к дополнительной финансовой нагрузке; часть санитаров были переведены в должность уборщиков служебных либо производственных помещений. При этом трудовые функции санитаров увеличились в сравнении с трудовыми функциями уборщиков, профессиональный стандарт расширил спектр их трудовых действий, необходимых умений и знаний. Заработные платы санитаров были увеличены в соответствии с требованием «дорожных карт» по повышению заработной платы младшего медицинского персонала до уровня среднего по региону9 [10]. В то же время, санитары, переведенные в должности уборщиков служебных помещений, потеряли льготы, заработные платы остались на прежнем уровне, либо повышение было несущественным. Это способствовало нарастанию напряженности в коллективе, конфликту интересов между сотрудниками и административно-управленческим персоналом учреждений.

Внедрение профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» в отношении заведующих структурными подразделениями предписали повышение квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», остальные требования к образованию остались прежними [11]. Тем не менее, это требует дополнительных финансовых затрат организации на обучение, повышение нагрузки сотрудников, связанные как непосредственно с процессом обучения по основной специальности, так и по дополнительной специальности в соответствии с требованиями профессионального стандарта,

8 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»

9 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

енеджер № 10

здравоохранения 2019 ■

и, как следствие, способствует профессиональному выгоранию. В то же время, внедрение профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» соответствует вызовам времени, получение соответствующего образования способствует формированию адаптационного мышления, формированию умений и навыков принятия организационных и управленческих решений, часто нестандартных и оригинальных.

Внедрение профессионального стандарта «Специалист в области клинической лабораторной диагностики» предписывает для заведующего лабораторией наличия высшего медицинского образования, в то время как Единый квалификационный справочник предусматривает возможность занятия данной должности по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, а также при наличии специальной подготовки и необходимого стажа работы10. Для решения этой проблемы необходимо введение данной дисциплины в учебные программы для обучающихся медицинских факультетов, выпускники которых могут в дальнейшем стать специалистами лабораторной медицины. Создание кафедр и курсов по лабораторной медицине в высших учебных заведениях должно способствовать координации преподавания дисциплины, формировать необходимый уровень знаний, умений, практических навыков и компетенций у выпускников медицинских вузов. Это способствует формированию кадрового потенциала лабораторной службы страны и, как следствие, повышению роли диагностического процесса в принятии решений при постановке диагноза пациентам и выборе лечебной тактики [7, 8].

Проведенное исследование показало, что проблемы внедрения профессиональных стандартов в здравоохранении часто связаны с несоответствием образования занимаемым должностям, предписанного в профессиональных стандартах. Работодатель в этом случае должен организовать обучение сотрудников для получения соответствующего профессионального образования, что требует больших финансовых затрат. Проводимая на данном этапе работа по пересмотру организационно-структурных документов и документов кадровой службы, адаптация к новым инструментам управления персоналом выявила недостаточность практики администрирования в вопросах перехода на профессиональные стандарты при неотвратимости запущенного процесса.

10 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»

Для облегчения процедуры перехода учреждений на профессиональные стандарты необходима информационная и консультативная помощь для преодоления возникших сложностей. Необходима разработка конкретных рекомендаций и нормативных документов, регулирующих переход от занимаемых в настоящее время должностей к должностям, соответствующим требованиям профессиональных стандартов.

Описание требований по Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих в ряде случаев невозможно соотнести с уровнем квалификации (требования ЕТКС обычно менее жесткие), уровень квалификации способствует снижению заработной платы. Кроме того, возникают проблемы с возможным наименованием должности, так как по ряду профессий такой справочник отменен, а профессиональный стандарт не позволяет оставить прошлое наименование. Наименования должностей в штатном расписании должны соответствовать наименованиям в профессиональных стандартах, что требует внесения изменений в трудовые договора, изменение должности возможно только с согласия работника. Не всегда работник дает свое согласие и соглашается с происходящими изменениями без возникновения конфликтных ситуаций [2, 15].

Проведенное исследование позволило выявить основные проблемы, связанные с внедрением профессиональных стандартов в здравоохранении: профессиональные стандарты разработаны не для всех видов профессиональной медицинской деятельности; необходимо параллельно внедрить большое число профессиональных стандартов для иных видов профессиональной деятельности, применяемых в медицинской отрасли; несоответствие квалификации работников требованиям профессионального стандарта; несоответствие трудовых функций профессиональных стандартов и существующих должностных обязанностей работников; необходимость больших затрат на подготовку персонала; недостаточность практики администрирования в вопросах перехода на профессиональные стандарты.

Вышеуказанные проблемы требуют разрешения в ближайшее время, так как сроки внедрения профессиональных стандартов ограничены. Вместе с тем, сложившаяся ситуация провоцирует нарастание конфликтогенности внутри учреждения между административно-управленческим персоналом и сотрудниками учреждения, что не может не отразиться на качестве оказания медицинской помощи.

С

#хс

№ 10 Менеджер

2019

Несмотря на наличие ряда проблем, процесс внедрения профессиональных стандартов неотвратим и направлен упорядочить сферу труда в соответствие с современными рыночными условиями. Единственно допустимым вариантом удовлетворения потребностей граждан в лечении и медицинском уходе является оказание им услуг

квалифицированным персоналом, обладающим соответствующими навыками и имеющим необходимое для этого образование. Установление и соблюдение высоких стандартов профессионализма в медицине и здравоохранении обуславливает положительные сдвиги в вопросах здоровья и долголетия нации.

$

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зЯо

1. Балкизов З.З. Новое в развитии медицинского образования в РФ: непрерывность и аккредитация специалистов / Балкизов З.З., Улумбекова Г.Э. // Оргздрав: новости, мнения, обучение. - 2015. - № 2. - С. 55-68.

2. Васильцова Л.И. Внедрение профессиональных стандартов в системе управления персоналом: оценка опыта и пути преодоления проблем / Васильцова Л.И., Александрова Н.А. // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2019. - № 3. - С. 48-51.

3. Ветошкина Т.К. Роль компетенций в управлении персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент. -2008. -№ 3. - С. 11-17.

4. Дементьев Д.В. Взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов // Учет. Анализ. Аудит. - 2018. -№ 5. - С. 120-127.

5. Данилова Н.В. Алгоритм и принципы внедрения профессиональных стандартов в систему управления персоналом организации/ Данилова Н.В., Федотова В.В., Шинявская С.И. - Екатеринбург: УрФУ, 2016. - 76с.

6. Зайцева О.Б. Профессиональные стандарты и их значение при заключении трудового договора // Кадровик. - 2015. - № 7 - С. 26-35.

7. Золотарев П.Н. Современное состояние клинической лабораторной диагностики (обзор литературы) / Золотарев П.Н., Черкасов С.Н. // Медицинские науки. Обзор литературы. - 2018. - № 4. - С. 173-190.

8. Золотарев П.Н. Профессиональный стандарт специалиста в области клинической лабораторной медицины и его оценка сотрудниками медицинских лабораторий / П.Н. Золотарев // Морфологические ведомости. -2017. - Т. 25, № 3. - С. 63-68.

9. Кадыров Ф.Н. Актуальные проблемы внедрения профессиональных стандартов / Кадыров Ф.Н., Кулбуже-ва Л.Ю. // Менеджер здравоохранения. - 2016. - № 4. - С. 69-77.

10. Кады/ров Ф.Н. Практические аспекты внедрения профессионального стандарта «Младший медицинский персонал» / Кадыров Ф.Н., Мешанкина Е.В. // Менеджер здравоохранения. - 2016. - № 10. - С. 62-70.

11. Кады/ров Ф. Новый профстандарт для руководителей организаций 5 шагов, чтобы внедрить уже в 2018 году / Кадыров Ф., Степура О., Берсенева Е. - Актион-МЦФЭР, 2018. - 79 с.

12. Крамаренко М.В. Работодатель и вуз при разработке и использовании профстандартов // Кадровик -2015. - № 7. - С. 117-125.

13. Озерникова Т.Г. Проблемы внедрения профессионального стандарта в систему трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава вузов / Т.Г. Озерникова, Еловенко Д.А. // BoikolReseorchJournol. -2017. - Т. 8, № 2. - С. 32-32.

14. Сочнева Е.Н. Некоторые проблемы внедрения профессиональных стандартов в деятельность предприятий (организаций) / Сочнева Е.Н., Аргасанов Ю.О. // Экономика труда. - 2018. - Том 5, № 3. - С. 859-868.

15. Суворова С.В. Профессиональные стандарты в медицинской отрасли: как применять в работе // Заместитель главного врача. - 2017. - № 11. - С. 62-70.

UDC 331.1

Niyazova I.M. Professional standards as a tool to improve the efficiency of personnel management in medical institutions (State-Financed Healthcare Institution of the Tyumen Region "Regional Narcological Dispensary", Tyumen, Russia) Abstract. The tronsformotion of the sphere of employment ond the lobor morket of hired personnel, troining systems for speciolists hove identified the need for the development ond implementotion of professionol stondords. The orticle substontiotes the moin reosons for the demond for new regulotory documents to the chollenges of the time, the relevonce of the competency-bosed opprooch ot oll stoges of the implementotion of professionol stondords in the heolthcore system. The implementotion of professionol stondords requires lorge-scole processing by the personnel deportment of orgonizotionol ond structurol documents; odoptotion to new personnel monogement tools, while toking into occount the interests of employers, workers, educotionol orgonizotions engoged in the troining of speciolists; odditionol costs for retroining workers. The moin problems of the implementotion of professionol stondords in the heolthcore system ore reloted to the renoming of posts ond the tronsfer of employees to less quolified posts, which offects the level of woges ond benefits, provokes conflict situotions in the teom, ond creotes the conditions for professionol burnout. The orticle shows the proctice of implementing professionol stondords, implementotion problems ond woys to solve them using the exomple of o medicol institution, considers chonges in the troining system, reflecting the dynomics of the formotion of professionol competencies in the foce of uncertoin chonges. Porticulor ottention is poid to the problems ossocioted with the implementotion of professionol stondords in heolthcore.

Keywords: qualification, professional standard, competence, personnel management, coordination of interests, conflicts, professional burnout.

енеджер № 1O

здравоохранения 2O19 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.