Компетентность / Competency (Russia) 4/2022 DOI: 10.24412/1993-8780-2022-4-04-09
Профессиональные стандарты для формирования компетенций в образовательных программах
Описаны основные требования к образовательным программам по ФГОС ВО 3++, предложен перечень профессиональных стандартов для разработки программы подготовки бакалавров. Сформулированы основные профессиональные компетенции выпускников в соответствии с обобщенными трудовыми функциями профессиональных стандартов. Показаны особенности подготовки студентов по направлению 27.03.0l в РХТУ имени Д.И. Менделеева. УДК статьи 006.065
Х.А. Невмятуллина1
РХТУ имени Д.И. Менделеева, канд. техн. наук, доцент, [email protected]
Р.В. Графушин2
РХТУ имени Д.И. Менделеева, [email protected]
А.Д. Зерекидзе3
РХТУ имени Д.И. Менделеева
1 доцент, Москва, Россия
2 старший преподаватель, Москва, Россия
3 магистрант, Москва, Россия
Для цитирования: Невмятуллина Х.А., Графушин Р.В., Зерекидзе А.Д. Профессиональные стандарты для формирования компетенций в образовательных программах // Компетентность / Competency (Russia). — 2022. — № 4. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-4-04-0!
ключевые слова
высшее образование, профессиональный стандарт, компетенции, трудовые функции
дна из ключевых целей высшего образования — подготовка квалифицированных, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда выпускников. Для достижения поставленной цели необходимо согласовать образовательные программы с требованиями профессиональных стандартов.
Согласно Трудовому кодексу РФ, статья 195.1 «Профессиональный стандарт» (ПС) — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции [1]. Специалисты в области образования отмечают, что профессиональный стандарт — многоцелевой инструмент, одна из сфер его использования — это определение содержания учебных программ для подготовки квалифицированных кадров [2].
Авторы статьи [3] отмечают, что применение ПС предоставляет следующие возможности:
► работникам (будущим специалистам) — определить свой профессиональный уровень, оценить потребности и возможности своей профессиональной подготовки;
► работодателям — формировать кадровую политику, оценивать профессионализм своих сотрудников.
Происходит активное сближение системы образования и сферы труда через актуализацию Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) с учетом соответствующих профессиональных стандартов. При проектировании основных образовательных программ приоритетным является определение и формирование профессиональных компетенций (ПК),
коррелирующих с трудовыми функциями специалистов определенных квалификационных уровней. Однако определение ряда профессиональных компетенций и их индикаторов, а также методов формирования и оценка сформированности у бакалавров являются сегодня актуальной задачей для вузов [4].
Во ФГОС приводится перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата (приведен в приложении стандарта) [5]. Однако вуз вправе выбрать и иные профессиональные стандарты, размещенные на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ, которые отражают требования к будущей профессиональной деятельности выпускников.
Формирование перечня самостоятельно установленных профессиональных компетенций, а также индикаторов их достижения должно осуществляться на основании обобщенных трудовых функций (трудовых функций) из соответствующих направленности (профилю) профессиональных стандартов. Формулировки профессиональных компетенций могут отличаться от описания трудовых функций, определенных работодателем, в связи с тем, что трудовые функции предполагают наличие практического опыта, которого нет у обучающихся и который может быть сформирован у выпускников только в объеме трудоемкости практической подготовки, предусмотренной ФГОС. Таким образом, при разработке перечня профессиональных компетенций во ФГОС ВО рекомендуется обращаться к формулировкам трудовых функций, трудовых действий и требо-
Компетентность / Сотрв1впсу (Russia) 4/2022 DOl: 10.24412/1993-8780-2022-4-04-09
ваниям к необходимым знаниям и умениям всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиками для актуализации ФГОС ВО [4].
Таким образом, профессиональные компетенции формируются на основе обобщенных трудовых функций, указанных в рекомендуемых или самостоятельно выбранных профессиональных стандартах, а при отсутствии профессионального стандарта, соответствующего профессиональной деятельности выпускников, ПК можно определить на основе анализа требований, предъявляемых работодателем на рынке труда, или отечественного и зарубежного опыта. Помимо перечня ПК для оценки результатов освоения основной образовательной программы (ООП) разработчику программы бакалавриата необходимо установить индикаторы достижения компетенций. Индикаторы достижения компетенций являются обобщенными характеристиками, уточняющими и раскрывающими формулировку компетенций в виде конкретных действий, выполняемых выпускником, освоившим данную компетенцию.
Разработка бакалаврских программ по стандартам нового поколения имеет свои особенности. Перед работниками высшего образования стоит непростая задача интеграции требований федерального образовательного стандарта и профессиональных стандартов. Это заставило преподавателей вузов во многом пересмотреть имеющиеся учебные планы.
Актуализация образовательных программ в связи с введением профессиональных стандартов является предметом дискуссий и обмена опытом [6-8].
Новые стандарты предполагают изменения в содержании и наполнении образовательных программ подготовки бакалавров по направлению 27.03.01 «Стандартизация и метрология». Для разработки ООП в стандарте [5] сформированы требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (ПК) выпускни-
ков. Исходя из требований, указанных в статье 11 часть 7 ФЗ 273 [9], профессиональные компетенции формируются разработчиками ООП самостоятельно и формулируются на основе профессиональных стандартов.
Роль стандартизации и метрологии в современных условиях возрастает. Система измерений является объективным инструментом для обеспечения и оценки качества продукции и услуг через стандарты, метрологическое обеспечение производства и испытаний. Только совокупность деятельности всех трех видов — стандартизации, метрологии и оценки соответствия — может обеспечить надлежащее качество объектов. Знания в области стандартизации и метрологии формируют высокотехнологичную, конкурентоспособную и инновационную химическую промышленность.
Образование в РХТУ имени Д.И. Менделеева — это получение фундаментальных знаний, соответствие мировым требованиям, предъявляемым к современным специалистам, умение комплексно решать поставленные задачи в системе «наука — производство — окружающая среда — развитие личности». Университет подготовил более 100 тысяч инженеров, которые приняли и принимают непосредственное участие в становлении и развитии химической промышленности и науки в нашей стране.
Сегодня Менделеевский университет занимает передовые позиции среди технических университетов России. Перед ним стоит важная задача — подготовка высококонкурентного специалиста, способного удовлетворить спрос рынка труда химического комплекса и смежных отраслей.
Вектор развития химической отрасли в первую очередь направлен на повышение национальной конкурентоспособности выпускаемой продукции. Чтобы отвечать современным требованиям, необходимы изменения в инженерной подготовке кадров. Согласно «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года» [10] одна из за-
Компетентность / Сотре!епсу (Russia) 4/2022 DOI: 10.24412/1993-8780-2022-4-04-09
дач реализации поставленной цели — развитие кадрового потенциала наряду с развитием нормативно-правового и технического регулирования.
Внедрение в практику нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) направлено на достижение поставленной цели. В РХТУ имени Д.И. Менделеева ведется подготовка бакалавров по направлению 27.03.01 «Стандартизация и метрология» по профилю «Стандартизация и сертификация» [11]. Направление подготовки входит в укрупненную группу «Управление в технических системах».
Как известно [5], дисциплины (модули) — это основной блок программы, включающий в себя две части: обязательную и вариативную.
Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательных отношений) строится исходя из двух положений. Первое — учитывая специфику Менделеевского университета и его широкие возможности в освоении химических и технологических дисциплин, в программу включаются дисциплины, связанные с исследованиями в данной области. Второе — умения, знания и навыки выпускников должны коррелироваться с трудовыми функциями их будущих специальностей.
Авторами было выбрано три профессиональных стандарта для разработки бакалаврской программы:
► Специалист по техническому контролю качества продукции [12];
► Специалист по метрологии [13];
► Специалист по сертификации продукции [14].
Отметим, что работнику, имеющему степень бакалавра, соответствует квалификационный уровень, равный или выше шестого.
При составлении ПК и выборе соответствующих им обобщенных трудовых и трудовых функций (ОТФ и ТФ) авторы ориентировались на научно-исследовательский и организационно-управленческий виды деятельности.
В [4] предложена схема, которая наглядно демонстрирует формирова-
ние профессиональных компетенций на основе ПС. В качестве примера на рисунке приведены некоторые, выбранные из стандартов ОТФ и предлагаемые ПК.1.
Так, например, освоение компетенции «ПК-1 — Способен проводить мероприятия по контролю и повышению качества продукции на всех стадиях производственного процесса» позволит работнику осуществлять ОТФ «Контроль качества продукции на всех стадиях производственного процесса», указанную в ПС 40.010 «Специалист по техническому контролю качества продукции».
Подготовка бакалавров по профилю «Стандартизация и сертификация» ведется на кафедре инновационных материалов и защиты от коррозии. В учебный план включены дисциплины «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» и «Инструментальные методы анализа», в результате изучения которых студент будет способен участвовать в работах по подготовке и внедрению новых методик контроля качества продукции, используя современные инструменты измерений, испытаний и управления качеством (ПК-2), а также осуществлять трудовые функции специалиста по техническому контролю качества продукции.
Лекции и практические занятия по курсам «Техническое регулирование в области безопасного обращения химической продукции», «Основы технического регулирования» сформируют навыки в планировании работ по стандартизации и сертификации, в оценке соответствия применяемых на предприятии (в организации) стандартов, норм и других документов действующим правовым актам и передовым тенденциям развития науки и техники (ПК-4), что обеспечит возможность реализации трудовых функций специалиста по сертификации продукции.
Таким образом, овладение студентами во время обучения указанными ПК сформирует высокий профессиональный уровень бакалавра по направлению «Стандартизация и метрология».
Компетентность / Competency (Russia) 4/2022 DOI: 10.24412/1993-8780-2022-4-04-09
Соответствие профессиональных компетенций и обобщенных трудовых функций ПС: а — Специалист по техническому контролю качества продукции; б — Специалист по сертификации продукции в программе подготовки бакалавров по направлению «Стандартизация и метрология» в РХТУ имени Д.И. Менделеева [Correspondence of professional competencies and generalized labor functions of PS: а — Specialist in technical control of product quality; b — Specialist in product certification in the bachelor's program in the direction of Standardization and metrology at the MUCTR]
g ОБУЧЕНИЕ Компетентность / Competency (Russia) 4/2022
DOI: 10.24412/1993-8780-2022-4-04-09
Статья поступила в редакцию 3.03.22
Использование современных профессиональных стандартов в образовании позволяет согласовывать требования к квалификациям сферы труда и сферы образования, а также дает возможность делать выбор профессии исходя из требований к компетенциям сотрудников, планируя обучение и профессиональную карьеру. ■
Расширение возможностей вуза в определении профессиональных компетенций, гибкость при создании бакалаврских программ позволяет подготовить конкурентоспособного и востребованного на рынке труда специалиста с учетом современных потребностей рынка труда и экономической ситуации в стране.
Список литературы
1. Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
2. Павлова О.А. Применение профессиональных стандартов: проблемные аспекты // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2015. — № 1(15).
3. Моргунов В.М., Дроздова И.И. Роль профессиональных стандартов в регулировании российского рынка труда // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — Т. 4(20).
4. Устюжина А.Ю. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров сервиса с учетом профессиональных стандартов // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7. — № 3.
5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 07.08.2020 № 901 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 27.03.01 Стандартизация и метрология».
6. Биглов Р.Р. Об актуализации образовательных программ магистратуры биотехнологии в связи с введением профессиональных стандартов // Актуальная биотехнология. — 2016. — № 2(17).
7. Харитонов А.О. Образовательные стандарты в системе высшего образования: кадровое соответствие // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 9-10.
8. Невмятуллина Х.А. Применение профессиональных стандартов в системе дополнительного профессионального образования / Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов
в современных условиях. — Белгород, 2018. — Т. 2.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
10. Приказ Минпромторга и Минэнерго России от 8.04.2014 № 651/172 «Об утверждении Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года».
11. Невмятуллина Х.А., Смирнова Г.Е. Реализация компетентностного подхода с использованием профессиональных стандартов при подготовке бакалавров / Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. — Белгород, 2017.
12. Профессиональный стандарт «Специалист по техническому контролю качества продукции», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.07.2021 № 480н.
13. Профессиональный стандарт «Специалист по метрологии», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.06.2017 № 526н.
14. Профессиональный стандарт «Специалист по сертификации продукции», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.10.2014 № 857н.
НОВАЯ КНИГА
Лемешева О.И., Павлов В.Е.
Подтверждение соответствия в Российской Федерации и ЕАЭС
Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: АСМС, 2022
Процедура декларирования претерпела кардинальные изменения в связи с вступлением в действие нового порядка регистрации деклараций о соответствии продукции и фактическим прекращением регистрации деклараций органами по сертификации. Описывается динамика развития процедур подтверждения соответствия, освещаются актуальные вопросы в сфере технического регулирования Таможенного союза и гармонизации законодательств Российской Федерации, Евразийского экономического союза и Всемирной торговой организации, подходы в области подтверждения соответствия, включая вопросы сертификации и декларирования в странах Европейского союза, а также направления сближения систем регулирования рынка.
По вопросам приобретения обращайтесь по адресу: Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), 109443, Москва, Волгоградский пр-т, 90, корп. 1. Тел. / факс: 8 (499) 742 4643. Факс: 8 (499) 742 5241. E-mail: [email protected]
Kompetentnost / Competency (Russia) 4/2022
ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-4-04-09
Professional Standards for the Educational Programs' Competencies Formation
Kh.A. Nevmyatullina1, D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia (MUCTR), PhD (Tech. sc.),
Assoc. Prof., [email protected]
R.V. Grafushin2, MUCTR, [email protected]
A.D. Zerekidze3, MUCTR
1 Associate Professor, Moscow, Russia
2 Senior Lecturer, Moscow, Russia
3 Undergraduate, Moscow, Russia
Citation: Nevmyatullina Kh.A., Grafushin R.V., Zerekidze A.D. Professional Standards for the Educational Programs' Competencies Formation, Kompetentnost / Competency (Russia), 2022, no. 4, pp. 4-9. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-4-04-09
Currently, there is an active convergence of the education system and the sphere of work through the updating of the Federal State Educational Standards for Higher Education (FSES HE 3 ++), taking into account the relevant professional standards. In our opinion, when designing basic educational programs, the priority is the definition and formation of professional competencies that correlate with the labor functions of specialists of certain qualification levels. We have considered the problems of introducing a new generation educational standard into the system of higher education on the example of training bachelors in the direction of Standardization and metrology. The basic requirements for educational programs according to FSES 3++ are described.
A list of professional standards for the development of a bachelor's program has been proposed. The main professional competencies of graduates are formulated in accordance with the generalized labor functions of professional standards. The peculiarities of the preparation of students in the direction of 27.03.01 at the D.I. Mendeleev university. The advantages of training specialists according to new standards are shown.
1. RF Code of 30/12/2001 N 197-FZ Labor Code of the Russian Federation.
2. Pavlova O.A. Primenenie professional'nykh standartov: problemnye aspekty [Application of professional standards: problematic aspects], Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v strane i mire, no. 1(15), 2015.
3. Morgunov V.M., Drozdova I.I. Rol' professional'nykh standartov v regulirovanii rossiyskogo rynka truda [The role of professional standards in the regulation of the Russian labor market], Professional'noe obrazovanie v Rossii iza rubezhom, 2015, vol. 4(20), pp. 6-8.
4. Ustyuzhina A.Yu. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy u bakalavrov servisa s uchetom professional'nykh standartov [Formation of professional competencies among bachelors of service, taking into account professional standards], Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2019, vol. 7, no. 3, 23 P.
5. Order of the RF Ministry of Science and Higher Education of 7/08/2020 N 901 On approval of the Federal state educational standard of higher education — bachelor's degree in the direction of preparation 27.03.01 Standardization and metrology.
6. Biglov R.R. Ob aktualizatsii obrazovatel'nykh programm magistratury biotekhnologii v svyazi s vvedeniem professional'nykh standartov [On updating the educational programs of the master's program in biotechnology in connection with the introduction of professional standards], Aktual'naya biotekhnologiya, 2016, no. 2(17), pp. 49-51.
7. Kharitonov A.O. Obrazovatel'nye standarty v sisteme vysshego obrazovaniya: kadrovoe sootvetstvie [Educational standards in the higher education system: personnel compliance], Kompetentnost' / Competency (Russia), 2021, no. 9-10, pp. 6-8.
8. Nevmyatullina Kh.A. Primenenie professional'nykh standartov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [The use of professional standards in the system of additional professional education], Sodeystvie professional'nomu stanovleniyu lichnosti i trudoustroystvu molodykh spetsialistov v sovremennykh usloviyakh, Belgorod, 2018, vol. 2, pp. 121-126.
9. Federal Law N 273-FZ of 29/12/2012 On education in the Russian Federation.
10. Order of the RF Ministry of Industry and Trade and the Ministry of Energy of 8/04/2014 N 651/172 On approval of the Strategy for the development of the chemical and petrochemical complex for the period up to 2030.
11. Nevmyatullina Kh.A., Smirnova G.E. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda s ispol'zovaniem professional'nykh standartov pri podgotovke bakalavrov [Implementation of a competency-based approach using professional standards in the preparation of bachelors], Sodeystvie professional'nomu stanovleniyu lichnosti i trudoustroystvu molodykh spetsialistov v sovremennykh usloviyakh, Belgorod, 2017, pp. 45-51.
12. Professional standard Specialist in technical control of product quality approved by the order of the RF Ministry of Labor and Social Protection of 15/07/2021 N 480n.
13. Professional standard Specialist in metrology approved by the order of the RF Ministry of Labor and Social Protection of 29/06/2017 N 526n.
14. Professional standard Specialist in product certification approved by the order of the RF Ministry of Labor and Social Protection of 31/10/2014 N 857n.
key words
higher education, professional standard, competencies, labor functions
References