12.Чертков С. «Разрыв религии и жизни убийственен для обеих». Ч.2 // https://kavkazgeoclub.ru/content/razryv-religii-i-zhizni-ubiystvenen-dlya-obeih-ch2
13. Розанов В.В. Наброски // Русская мысль. - 1907. - № 8.
14. Трубецкой Е.Н. Максимализм // Московский Еженедельник. - 1907. - № 32.
15. Свенцицкий В. В защиту «максимализма» Бранда // Живая жизнь. - 1907. - № 2.
Педагогика
УДК 378:781
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального искусства эстрады Лукашева Светлана Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры» (г. Самара)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ: СУЩНОСТЬ И
СТРУКТУРА
Аннотация. В статье рассмотрены сущность и структура профессиональных способностей музыкантов-исполнителей, которые являются определяющими для их профессиональной компетентности, обеспечивающие осуществление профессиональной деятельности на высоком уровне.
Ключевые слова: музыкант-исполнитель, профессиональные способности, музыкально-творческие способности, профессиональная деятельность музыкантов-исполнителей.
Annotation. The article deals with the essence and structure of professional abilities of musicians-performers, which are decisive for their professional competence, ensuring the implementation of professional activities at a high level.
Keywords: musician-performer, professional abilities, musical and creative abilities, professional activity of musicians-performers.
Введение. Возрастающие требования общества и рынка труда к уровню подготовки студентов с высшим образованием выдвигают на первый план разработку интегральных характеристик оценки качества образования, профессиональных способностей, позволяющих оценить качество подготовки выпускника и его конкурентоспособность на рынке труда.
Изложение основного материала статьи. Рассматривая обозначенный аспект, необходимо проанализировать понятия «способности», «творческие способности», «музыкальные способности», «музыкально-творческие способности», «профессиональные способности» и определить структуру профессиональных способностей.
В философской, психолого-педагогической литературе представлены исследования способностей отечественных ученых в трудах Б.Г. Ананьева, Д.К. Кирнарской, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др., где рассмотрены предпосылки всестороннего анализа способностей. Аналитический обзор философской литературы позволяет раскрыть методологические основы и дает возможность провести и психолого-педагогический анализ проблемы развития способностей. Это позволяет выявить пути практического совершенствования способностей применительно к конкретным видам деятельности.
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, достаточно неоднозначен. Значительный вклад в разработку теории способностей внес ученый-психолог Б.М. Теплов, предложивший то понимание этого определения, которое принято и наиболее распространено сейчас: «Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике» [1].
В разных видах деятельности принято различать общие и специальные способности (например, музыкальные, технические и т. д.), а также простые и сложные.
Рассмотрим суть общих и специальных способностей.
Ученые Н.В. Бордовская, А.А. Реан, С.И. Розум под общими способностями понимают такую совокупность индивидуально-психологических качеств человека, которая отвечает требованиям широкого класса деятельностей и позволяет успешно решать разнообразные задачи [9].
В процессе подготовки музыкантов-исполнителей важны творческие способности.
В.Н. Дружинин отмечает: «Творчество, строго говоря, несводимо к деятельности, и его нельзя считать деятельностью в точном значении этого термина» [4, с. 245].
Многие исследователи (С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг, А.И. Савенков и др.) склонны считать творчество разновидностью поисковой активности (видом активности), ориентированной на изменение проблемной ситуации или на перемены в самом субъекте, взаимодействующем с ней.
Анализируя различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, многие исследователи выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей [1]. По этой причине условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, мышления, например, при создании аранжировок, фонограмм, сочинении музыкальных композиций.
Меняющийся характер социального опыта требует от современного профессионала в музыкальной сфере развития не просто творческих способностей, а творческих способностей общего характера. Разделение творческих способностей на специальные и общие определяется диапазоном видов деятельности, в которых они реализуются.
Творческие способности в музыкальной деятельности тесно переплетаются со специальными. Также важную роль играют творческие и специальные способности.
Специальные способности связаны и с профессиональными. Профессиональные музыкальные способности могут быть представлены как разновидность следующими способностями: слух, ритм, память, мышление; а профессиональные исполнительские предполагают чувство формы, чувство стиля и др.
Специальные творческие способности, связанные с конкретными видами творческой деятельности, обеспечивают успех в определенных областях творчества. Можно выделить «музыкальные, артистические, хореографические, литературные способности, а также способности к изобразительной, технической, научной, управленческой, педагогической, информационной деятельности, которые выступают как отдельная область искусства, по-разному отображающие мир, работающие с различным материалом, требующего разной подготовки и т.п.» [8, с. 117].
Общие творческие способности, в отличие от специальных, реализуются в широком диапазоне видов деятельности и обеспечивают успешность в самых разнообразных областях творчества. Для музыкантов-исполнителей областями творчества являются составление плана, определение стилей, тембров аранжировки, фонограммы. Эти способности обеспечивают готовность личности к успешной деятельности независимо от конкретного ее содержания. Данный вид творческих способностей не просто дает музыкантам-исполнителям возможность адекватно отражать окружающий мир в их существенных связях и отношениях, но и позволяет выбрать творческие способы взаимодействия с окружающей действительностью как привычные и устойчивые.
Для того, чтобы быть причастным к любому из звеньев музыкального творчества, необходим определенный комплекс способностей - основные музыкальные способности (или общие музыкальные способности).
По определению ученых (Д.К. Кирнарской, Г.М. Цыпина), музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки [6; 13].
Анализ психологической и музыкально-педагогической литературы дает основание утверждать, что в настоящее время среди ученых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей. Остановимся на взглядах ученых на структуру музыкальных способностей.
А.Л. Готсдинер в своей работе «Музыкальная психология» приводит следующую структуру музыкальных способностей: 1) музыкальная память (общая и музыкальная); 2) музыкальный слух (микродифференциальный, абсолютный, звуковысотный, мелодический, гармонический, архитектонический полифонический); 3) музыкально-ритмическое чувство; 4) психомоторные способности [3]. При этом он подчеркивает, что неповторимое сочетание музыкальных способностей с темпераментом, характером и интеллектуальными особенностями личности образует уникальную индивидуальность музыканта-исполнителя.
С.Н. Ржевкин включал в состав музыкальных способностей относительный слух, ощущение аккорда, способность исполнения наизусть знакомых или заданных мелодий, творческую фантазию [10].
Следующей важной музыкально-творческой способностью является чувство музыкального ритма.
Существует множество определений музыкального ритма. Согласно одному из них, «ритм - временная структура любых воспринимаемых процессов, один из трех (наряду с мелодией и гармонией) основных элементов музыки, распределяющий по отношению ко времени... мелодические и гармонические сочетания» [12, с. 463].
Восприятие и воспроизведение темпа, акцента и временных соотношений длительностей складываются, объединенные диалектическим чувством, в первичную музыкальную способность в процессе обучения игре на инструменте, благодаря чему создаются условия, всесторонне благоприятствующие формированию и развитию первичной музыкально-ритмической способности в составе ее трех основных ответвлений (темпа, акцента, соотношения длительностей).
Для восприятия музыкального искусства необходима и музыкальная память. Музыкальная память включает в себя синтез различных видов памяти, таких как зрительная, логическая, тактильная, моторная, эмоциональная, слуховая.
В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей... По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти [13].
Для музыкантов-исполнителей один из общих видов памяти - зрительная память, но ее значение для музыкантов достаточно велико. Важную роль зрительная память играет в заучивании произведения наизусть.
Музыкальная память подразумевает под собой и моторную память, под которой понимается запоминание движений рук и пальцев.
Для развития эмоциональной памяти необходимо постоянно проверять, анализировать точность, искренность, правильную меру чувств, их логику.
Заключительным этапом в комплексном явлении - музыкальная память - считается слуховая память, она универсальна. Проявление слуховой памяти мы можем видеть в запоминании ритма, мелодии, гармонии и др.
Следовательно, к музыкально-творческим способностям относим: музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, внутренний и др.), музыкальный ритм, музыкальную память, способность работать со средствами информационных технологий (синтезаторами, музыкальными компьютерными программами, электронными учебниками).
Г.Е. Жукова определяет музыкально-творческие способности как универсальные качества личности, проявляющиеся во взаимодействии различных видов деятельностей и формирующиеся более успешно при использовании интеграции музыкальной и театрализованной деятельности в условиях досуга, в процессе которого реализуется потребность содержательного наполнения свободного времени в соответствии с интересами субъекта [5].
Музыкально-творческие способности - это музыкальные способности, являющихся базой для активной творческой музыкальной деятельности [7].
Для музыкантов-исполнителей мы определяем музыкально-творческие способности как совокупность музыкальных и творческих способностей, являющиеся базой для активной профессиональной музыкальной деятельности.
Для успешной профессиональной деятельности современным музыкантам-исполнителям необходимы профессиональные способности, которые формируются в ходе профессионального обучения и в своей основе содержат музыкально-творческие способности.
Рассматривая профессиональную деятельность музыкантов-исполнителей, следует уточнить термин «профессиональные способности музыкантов-исполнителей».
Профессиональные способности - это «индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и служащие условием ее успешного выполнения, являющиеся и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности» [2, с. 153].
Анализ публикаций показал, что понятие «профессиональные способности» не определено с точки зрения его соотнесения с общими и специальными способностями, однако можно считать, что оно должно «отражать свойства личности и характеризовать индивидуально-психологические возможности субъекта деятельности, успешно осваивать и выполнять трудовую деятельность на всем протяжении профессионального пути с учетом особенностей развития личности и изменения требований конкретной деятельности» [14, с. 153].
Профессиональные способности музыкантов-исполнителей мы определяем как индивидуальные свойства личности, отличающие его от других, отвечающие требованиям профессиональной музыкальной деятельности и ее успешного выполнения.
Профессиональные способности музыкантов-исполнителей представляют собой сложные многокомпонентные качества - профессионально важные и индивидуальные, основывающиеся на музыкально-творческих способностях, составляющие которых тесно взаимодействуют друг с другом и являются определяющими для современных музыкантов-исполнителей.
Структура профессиональных способностей музыкантов-исполнителей включают в себя музыкально-творческие способности, профессионально важные качества и индивидуальные качества.
Музыкально-творческие способности - совокупность музыкальных и творческих способностей, являющихся базой для активной профессиональной музыкальной деятельности, с помощью которых возможно осуществление создания аранжировок, фонограмм, сочинения музыкальных композиций.
К профессионально важным качествам музыкантов-исполнителей мы относим: высокую профессиональную квалификацию, комплексно сочетающую исследовательскую, научную и профессиональную музыкальную деятельность (создание аранжировок, фонограмм, сочинение собственных композиций) со знанием информационных технологий; реализацию музыкально-творческих способностей и свойств личности в профессиональной музыкальной деятельности; владение методами музыкально-исполнительского творчества (импровизацией, аранжировкой), исполнительскую технику; надежность в концертном выступлении.
Индивидуальные качества музыкантов-исполнителей включают в себя: задатки, тип темперамента, характер, ответственность, развитие креативной личности профессионала (подбор инструментов, стилей для аранжировки), организаторские способности (необходимые руководителю оркестра, ансамбля, вокального коллектива), конкурентоспособность на рынке труда, индивидуальную культуру, интеллигентность, активность.
Профессиональные способности являются определяющими для профессиональной компетентности музыкантов-исполнителей, т. к. она дает возможность быть конкурентоспособными на современном рынке труда.
Выводы. Таким образом, профессиональные способности музыкантов-исполнителей основываются на музыкально-творческих способностях, профессионально важных качествах и индивидуальных качествах, являются необходимыми современным музыкантам-исполнителям для успешной профессиональной музыкально-исполнительской деятельности и определяющими для профессиональной компетентности, позволяющей быть конкурентоспособным на современном рынке труда.
Литература:
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
2. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов / В.А. Бодров. -М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
3. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. - М., 1993. - 193 с.
4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с.
5. Жукова, Г.Е. Формирование музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Жукова Галина Евгеньевна; МГГУ им. М.А. Шолохова. - М., 2014. - 25 с.
6. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. - М.: Таланты-ХХ1 век, 2004. - 496 с.
7. Крыхтина, С.Ю. Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования (на примере ДМШ): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Крыхтина Светлана Юрьевна; Моск. гос. обл. ун-т. - М., 2009. - 234 с.
8. Мелик-Пашаев, А.А. Мир художника / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 271 с.
9. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
10. Ржевкин, С.Н. Слух и речь в свете современных физических исследований / С.Н. Ржевкин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.; Ленинград: ОНТИ НКТП СССР, 1936. - 311 с.
11. Теория и методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
12. Харлап, М.Г. Метр. Ритм / М.Г. Харлап // Музыкально-энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1991. - 672 с.
13. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и консерваторий / Г.М. Цыпин. - М.: Интерпракс, 1994. - 325 с.
14. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности: монография / В.Д. Шадриков. - М.: Университетская книга, 2010. - 319 с.
Педагогика
УДК: 378.881.1:811.133.1
старший преподаватель Луковцева Виктория Николаевна
Российский университет дружбы народов (г. Москва); старший преподаватель Кривошеева Елена Николаевна
Российский университет дружбы народов (г. Москва)
ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА: ДИСТАНЦИОННОЕ И ОНЛАЙН
ОБУЧЕНИЕ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения студентов неязыкового вуза иностранным языкам. Анализируется разница между дистанционным и онлайн обучением, ставится проблема интеграции традиционных методик преподавания иностранного языка в классических вузах с многообразием дистанционных форм обучения.
Ключевые слова: Электронно-библиотечные системы, E-learning, системы дистанционного образования, LMS, электронные книги, электронные курсы, массовый открытый курс дистанционного обучения (MOOC), массовые открытые онлайн-курсы.
Annotation. Article focuses on the distance education features of the students who learn foreign languages at the non-linguistic university. The difference between distance and online learning is analyzed, the problem of the traditional methods integration in foreign language teaching in classical universities with a variety of distance learning forms is posed.
Keywords: Electronic library systems, E-learning, distance education systems, LMS, e-books, e-courses, MOOC, massive open online courses (MOOC).
Введение. Потребности современного общества в XXI веке обусловили создание и развитие системы дистанционного образования (ДО), которое рассматривается сегодня не как инновация, даже в таких предметных областях, где уже накоплен большой опыт обучения [1, 5]. Особенную актуальность исследованиям в данном направлении уделяется преподаванию дистанционно иностранных языков, в силу специфики предмета [2, с. 462-465].
Проблема исследования: в системе современного высшего профессионального образования отчетливо проявляются несоответствия между огромным потенциалом дистанционного образования и низкой его востребованностью; возможностями повышения качества обучения иностранным языкам информационных технологий.
Гипотеза исследования: низкая степень внедрения дистанционного образования при обучении иностранным языком в вузах, вызывающая негативное, настороженное или выжидательное отношение к данным методам и формам обучения и процесс повышения эффективности обучения. Объектом исследования является образовательный процесс, реализуемый кафедрами иностранных языков Экономического факультета и Аграрно-технологического института Российского университета дружбы народов. Предмет исследования: социальные аспекты внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образовательных услуг вузов и их роль в развитии «человеческого потенциала» региона.
Цель исследования: анализ сложившейся практики использования дистанционных образовательных технологий в обучении иностранному языку, определение на этой основе расширения сферы преподавания иностранного языка.
Изложение основного материала статьи. Чем же отличается онлайн-обучение от дистанционного на современном этапе образования в высшей школе?
Дистанционное обучение. Это словосочетание чаще всего ассоциируют с заочной формой обучения, но оно подразумевает совершенно другое понятие. Дистанционное обучение — это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. В основе дистанционного обучения лежат самостоятельные занятия студента по разработанной программе. Отчеты о проделанной работе он периодически отдает на проверку преподавателю. Этот формат обрел популярность из-за отсутствия привязки к месту и расписанию, что было и остается особенно ценным для жителей удаленных населенных пунктов и деловых людей с плотным рабочим графиком.
Онлайн-обучение. Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Это обучение в режиме "здесь и сейчас", опосредованное соединением. Такой формат появился в сфере дистанционного обучения и стал его логическим продолжением с развитием интернета и цифровых технологий. Видеозаписи лекций появлялись в сети еще в конце 1990-х, но, по-настоящему популярными они стали после 2010 года. Именно тогда такие компании как Coursera, Udacity и Udemy смогли привлечь деньги и сделать свои курсы массовыми и доступными для платного и бесплатного использования. С тех пор онлайн-курсы стали не просто средством получения знаний и сдачи экзаменов онлайн, но и своеобразным каналом для прямой связи преподавателей и студентов. Онлайн-обучение позволяет учащимся полностью погрузиться в образовательную среду — смотреть/слушать лекции, выполнять задания, консультироваться с преподавателями и общаться с одногруппниками, благодаря подключению к сети. В одной смысловой связке с онлайн-обучением употребляют слова и словосочетания "e-learning" и "электронное обучение". Они указывают на возможность учащегося получать знания в разных форматах: аудио, видео, текст с гиперссылками, инфографика, программы, игры, инструменты и материалы для получения знаний через дополненную реальность и прочее.
Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения. Главное сходство — само обучение, то есть процесс получения новых знаний и навыков. Вне аудиторий и непосредственного контакта с преподавателями этот процесс требует гораздо большей самодисциплины и сознательности от учащихся.
Понятие «дистанционное обучение» указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние. «Онлайн-обучение» означает, что изучение той или иной темы происходит при помощи интернет-соединения. То есть, преподаватель и студент также удалены друг от друга. Понятия