Научная статья на тему 'Профессиональные союзы в независимых государствах Центральной Азии и Кавказа: состояние, проблемы, перспективы'

Профессиональные союзы в независимых государствах Центральной Азии и Кавказа: состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
660
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / КАВКАЗ / ПРОФДВИЖЕНИЯ / КАЗАХСТАН / КЫРГЫЗСТАН / ТАДЖИКИСТАН / ТУРКМЕНИСТАН / УЗБЕКИСТАН / АЗЕРБАЙДЖАН / АРМЕНИЯ / ГРУЗИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эргашев Баходыр

Нынешнее положение профессиональных союзов в независимых государствах Центральной Азии и Кавказа (ЦАК) отличается рядом особенностей, связанных с последствиями мирового финансово-экономического кризиса, ростом безработицы, увеличением неформальной занятости, распространением нелегальной трудовой миграции и т.п. В этих условиях профсоюзам необходимо эффективнее участвовать в разрешении социально-трудовых конфликтов, вырабатывать новые формы взаимоотношений работников с работодателями и властями и четко координировать свои усилия. События 2008—2011 годов в мировом профдвижении (активное участие профсоюзов в революциях в Тунисе и Египте; массовые беспорядки, общенациональная забастовка и акции протеста в Греции; выступления, вызванные развитием финансового кризиса в Австралии; забастовочное движение в России) выдвинули на повестку дня вопрос о трансформации его целей, задач и технологий. О необходимости преобразований свидетельствует также ряд событий 2007—2010 годов в странах ЦАК. В частности, в Казахстане прошли крупные забастовки трудящихся, требовавших национализации ряда предприятий, что вызвало ответные меры со стороны властей. Современное профсоюзное движение в странах ЦАК представлено, с одной стороны, конгломератом активно сотрудничающих с властями профобъединений-монополистов, а с другой — небольшими альтернативными независимыми организациями. Профобъединения-монополисты — это преемники советских профсоюзов, унаследовавшие и многие их пороки; сегодня они почти не участвуют в законотворчестве, не заслушивают отчетов органов власти, не привлекаются к корректировке проектов государственных бюджетов и т.д. Что же касается альтернативных и независимых профобъединений, то опыт их создания в Казахстане, Грузии и Кыргызстане пока еще гораздо скромнее, чем, например, в Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные союзы в независимых государствах Центральной Азии и Кавказа: состояние, проблемы, перспективы»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ В НЕЗАВИСИМЫХ государствах ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И КАВКАЗА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Баходыр ЭРГАШЕВ

доктор философских наук, профессор, независимый исследователь (Ташкент, Узбекистан)

Введение

Нынешнее положение профессиональных союзов в независимых государствах Центральной Азии и Кавказа (ЦАК) отличается рядом особенностей, связанных с последствиями мирового финансово-экономического кризиса, ростом безработицы, увеличением неформальной занятости, распространением нелегальной трудовой миграции и т.п. В этих условиях профсоюзам необходимо эффективнее участвовать в разрешении социально-трудовых конфликтов, вырабатывать новые формы взаимоотно-

шений работников с работодателями и властями и четко координировать свои усилия.

События 2008—2011 годов в мировом профдвижении (активное участие профсоюзов в революциях в Тунисе и Египте; массовые беспорядки, общенациональная забастовка и акции протеста в Греции; выступления, вызванные развитием финансового кризиса в Австралии; забастовочное движение в России) выдвинули на повестку дня вопрос о трансформации его целей, задач и технологий.

О необходимости преобразований свидетельствует также ряд событий 2007— 2010 годов в странах ЦАК. В частности, в Казахстане прошли крупные забастовки трудящихся, требовавших национализации ряда предприятий, что вызвало ответные меры со стороны властей.

Современное профсоюзное движение в странах ЦАК представлено, с одной стороны, конгломератом активно сотрудничающих с властями профобъединений-монополистов, а с другой — небольшими альтернативными независимыми организациями.

Профобъединения-монополисты1 — это преемники советских профсоюзов, унаследовавшие и многие их пороки; сегодня они почти не участвуют в законотворчестве, не заслушивают отчетов органов власти, не привлекаются к корректировке проектов государственных бюджетов и т.д.

Что же касается альтернативных и независимых профобъединений, то опыт их создания в Казахстане, Грузии и Кыргызстане пока еще гораздо скромнее, чем, например, в Беларуси.

Тема профдвижения на постсоветском пространстве в 2008—2011 годах рассматривается в целом ряде научных тру-дов2. Ряд «профсоюзных» тем (роль неза-

1 Конфедерация профсоюзов Азербайджана, Конфедерация профсоюзов Армении, Объединение профсоюзов Грузии, Федерация профсоюзов Республики Казахстан, Федерация профсоюзов Кыргызстана, Федерация независимых профсоюзов Таджикистана, Национальный центр профсоюзов Туркменистана, Федерация профсоюзов Узбекистана.

2 См.: Clarke S., Pringle T. Can Party-led Trade Unions Represent Their Members? // Post-Communist Economies, 2009, Vol. 21, No. 1. P. 85—101; Можа-ев B.E. Мировой финансово-экономический кризис и международное профдвижение // Труд и социальные отношения, 2009, № 1. С. 63—70; Раманку-лов КС. Концептуальные основы нового Закона Кыргызской Республики «О профсоюзах» // Вестник Кыргызско-российского славянского университета, 2010, Т. 10, № 4. С. 79—83; Жотабаев Н.Р. Трудовая миграция и защита прав трудящихся-мигрантов // Труд и социальные отношения, 2009, № 5. С. 27— 31; Мукашев С. Профсоюзный актив — базовая надстройка. В кн.: Общество и мы. Алматы, 2010. С. 346—349; Мартынов Л. Профсоюзы Казахстана

висимых профсоюзов, формы и методы их работы, возможные перспективы движения и др.) затрагивался и на страницах журнала «Центральная Азия и Кавказ»3.

Досточно подробно (в основном, в информационном плане) освещают деятельность профсоюзов в странах ЦАК журналы Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП)4 «Профсоюзы» и «Вестник профсоюзов». Ряд вопросов поднимался также на проводимых под эгидой ВКП международных конференциях; этой же тематике посвящены книги, издающиеся Научным центром профсоюзов. Однако в целом комплексных научных исследований профдвижения до сих пор явно недостаточно, особенно в том, что касается мирового финансово-экономического кризиса и последовавшего за ним периода (если считать, что сам кризис уже завершился).

Данная публикация посвящена пяти центральноазиатским (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), трем южнокавказским (Азербайджан, Армения, Грузия) республикам, а также Исламской Республике Афганистан (ИРА). Мы пытаемся выявить основные тенденции развития профдвижения в оп-

и трипартизм: реальность и перспективы. В кн.:

Трехстороннее соглашение по социальному партнерству. Алматы, 2010. С. 23—26.

3 См., например: Лорткипанидзе Г. Политические пристрастия элиты на фоне демократии переходного периода (на примере Грузии) // Центральная Азия и Кавказ, 1999, № 6; Смирнов С. Маргинализация населения как фактор социально-политической нестабильности в Казахстане // Центральная Азия и Кавказ, 2000, № 4 (10); Амрекулов Н. К концепции устойчивого развития гражданского сектора Казахстана // Центральная Азия, 1997, № 2; Кисриев Э. Дагестан: причины конфликтов и факторы стабильности // Центральная Азия и Кавказ, 2000, № 4 (10); Карсаков И. Особенности трансформации политической системы Казахстана в конце 80-х — середине 90-х годов // Центральная Азия, 1998, № 14; Жусупов С. Демократические преобразования в Республике Казахстан: реальность и перспективы // Центральная Азия и Кавказ, 2000, № 4 (10), ряд др.

4 Профобъединения Узбекистана и Туркменистана в деятельности ВКП практически не участвуют.

ределенных регионах, в зависимости от специфики их модели социально-экономического развития.

Обращение в этом контексте к эволюции афганского профдвижения чрезвычайно интересно: ситуация в ИРА имеет немало особенностей и дает важный материал для сравнения. В частности, здесь для нас интересно,

во-первых, то, что страна испытывает беспрецедентное по масштабам воздействие Запада;

во-вторых, то, что здесь формируется открытая модель социальных и экономических реформ, и,

в-третьих, что профсоюзная бюрократия в Афганистане лишена какой-либо исторической миссии.

1. Правовое поле диалога властей и профсоюзов в условиях кризиса

Современное профдвижение в рассматриваемых странах в целом опирается на относительно весомую нормативно-правовую базу; так, во всех национальных конституциях (в т.ч. и афганской) закреплено право на создание общественных организаций (в частности, профсоюзных).

В отдельных странах ЦАК деятельность профсоюзов регулируется рядом законов; некоторые из них, имеющие общий «стержень», достаточно детализированы и составлены с учетом советского опыта. Одним из них является закон «О профессиональных союзах» («профессиональный союз — профессиональная организация или союз профессиональных организаций»)5; в 1992 году такие законы были приняты в Узбекистане и Таджикистане, в 1993 году — в Казахстане, в 1994 году — в Азербайджане, в 1998 году — в Кыргызстане, в 2000 году — в Армении.

С точки зрения определения ключевой дефиниции наиболее краток закон «О профессиональных союзах», принятый в Армении.

Азербайджан особый акцент делает на «неполитичности», «независимости» профсоюзов и возможности привлекать в них учащуюся молодежь и пенсионеров6.

Главное отличие закона Казахстана состоит в «фиксированном членстве» в профсо-юзах7.

Такая пестрота отражает степень стремления властей сотрудничать с профсоюзами как с вполне дееспособными организациями, которые можно привлекать к управлению развитием трудовых отношений.

Крупнейшие профсоюзные объединения ряда стран постоянно детализируют и корректируют программные установки своего развития. Это можно рассматривать как естественное продолжение работы по системному обеспечению деятельности профсоюзов (в частности, в годы мирового финансово-экономического кризиса).

5 См.: Закон Республики Армения «О профессиональных союзах» // Официальный веб-сайт Национального собрания Республики Армения [www.parliament.am].

6 См.: Закон Азербайджанской Республики «О профессиональных союзах» // Веб-сайт Службы горячей линии Международной Рабочей группы по утверждению международных стандартов в области прав человека в Азербайджане [www.dem.az].

7 См.: Закон Республики Казахстан «О профессиональных союзах» // Веб-сайт Федерации профсоюзов Республики Казахстан [www.fprk.kz].

На наш взгляд, наибольший интерес для экспертов представляет принятая XXII съездом Федерации профсоюзов Республики Казахстан (РК) Стратегия деятельности профсоюзов РК на 2010—2015 годы8. Этот программный документ требует от руководства страны ратифицировать ряд конвенций Международной организации труда (МОТ), например, № 26 — о создании процедуры установления минимальной заработной платы, № 95 — об охране заработной платы и № 131 — об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран.

Что касается Узбекистана, то с приходом в декабре 2010 года в Федерацию профсоюзов страны нового руководства ориентация этого объединения на решение стратегических проблем явно усилилась.

Общий курс на укрепление правового поля деятельности профсоюзов позволяет решать по крайней мере две важные задачи в рассматриваемых регионах в условиях мирового кризиса.

Первая задача — предотвратить политизацию движения. Так, в отличие от принятых в других рассматриваемых странах нормативно-правовых актов, афганский Закон «О труде» запрещает финансирование или субсидирование профсоюзов правительством или политическими партиями9.

Вторая задача (в ее решении удалось добиться определенных успехов) — обеспечить максимально широкий охват профсоюзами трудящегося населения посредством широких полномочий, предоставленных законодательством.

Так, в 2010 году в Азербайджане профсоюзы действовали на 17 678 из 89 939 функционировавших предприятий, то есть охватывали 19,7% трудящихся. В профсоюзы этой страны входило около 40% всего работающегося населения республики (для сравнения: в Норвегии эта цифра достигает 52, Финляндии — 72, Китае — 78, Исландии — 80, Дании — 80,1, Швеции — 82)10.

Другое важнейшее достижение в правовом обеспечении деятельности профсоюзов — их активное участие в так называемом социальном партнерстве — системе взаимодействия между работниками, работодателями и органами государственной власти, направленной на регулирование трудовых отношений. В каждой из стран ЦАК этот процесс протекает по-разному.

Так, в Таджикистане подобное партнерство реализуется на национальном уровне благодаря действию закона «О социальном партнерстве, соглашениях и коллективных договорах».

Армения в свое время подвергалась критике за отсутствие правового обеспечения социального партнерства. Однако там были предприняты относительно успешные попытки продвинуть социальное партнерстоа на уровень отдельных регионов, в частности подписав и реализовав Трехстороннее соглашение по социальному партнерству в Арага-цотнском марзе (между Апаранской мэрией, Апаранским территориальным союзом профессиональных организаций работников агропромышленного комплекса и Апаранским территориальным союзом работодателей)11.

В Узбекистане понятие «социальное партнерство» толкуется достаточно широко; под ним подразумевается взаимодействие неправительственных организаций с государ-

8 См.: Стратегия деятельности профсоюзов РК на 2010—2015 гг. Принята 3 июня 2010 г. [www.fprk.kz].

9 См.: Labor Law of Islamic Republic of Afghanistan, 7 February 2007 // Web-site of International Labor Organization (ILO) [www.ilo.org].

10 См.: Создание профсоюзных организаций в частных предприятиях малого и среднего бизнеса является одним из актуальных вопросов дня, 12 ноября 2010 // Веб-сайт Азербайджанского государственного телеграфного агентства [www.azertag.com].

11 См.: В Армении заключено первое региональное коллективное соглашение, 24 сентября 2010 [www.vkp.ru].

ственными структурами в реализации программ социально-экономического развития, решении гуманитарных проблем, а также защите прав, свобод и интересов различных слоев населения страны12.

Правовой диалог между профсоюзами и правительством ведется не только в форме их взаимодействия с органами исполнительной власти и объединениями работодателей (например, в виде получивших признание на всем рассматриваемом географическом пространстве т.н. трехсторонних «генеральных соглашений»). Вполне возможны и четырехсторонние соглашения с участием, например, официального представителя МОТ. Так, в июле 2010 года в Афганистане была подписана «Программа достойного труда»13, предусматривающая реализацию трех приоритетов: широкое информирование о рынке труда, дальнейшее внедрение международных стандартов и укрепление объединений работников и работодателей.

Другой пример — дополняющий «Генеральное соглашение» меморандум между генеральной прокуратурой и профсоюзами, подписанный в Казахстане в июне 2011 года; он предусматривает сотрудничество в защите конституционных прав граждан на свободу и охрану труда, недопущение задолженности по заработной плате, а также использование имеющихся правовых, научных и организационных ресурсов в планировании и реализации совместных мероприятий14.

Третьим примером является подписание в мае 2011 года в Узбекистане двусторонних соглашений с уполномоченным по правам человека (омбудсменом) по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов граждан15.

Наконец, следует упомянуть о подписании двусторонних договоров крупнейших национальных профобъединений рассматриваемых стран с такими международными объединениями, как вышеупомянутая ВКП, Международная конфедерация профсоюзов (МКП) и МОТ. Кроме того, были подписаны двусторонние региональные договоры (в частности, по вопросам трудовой миграции) между Федерацией профсоюзов Казахстана, Федерацией профсоюзов Кыргызстана и Федерацией независимых профсоюзов Таджи-

кистана16.

Бесспорно, проблемы участия в правовом обеспечении и реализации общественного контроля несравненно сложнее, чем те, что связаны с социальным партнерством. Такой контроль в современных государствах ЦАК — это отнюдь не наследие (или инерция) советского прошлого: он обусловлен логикой международного опыта и предусмотрен рядом принятых еще в 1940—1950 годах конвенций МОТ.

Так, конвенция N° 79 (1946 г.) посвящена ограничению ночного труда детей и подростков на непромышленных работах, а № 109 (1958 г.) касается проблем заработной платы, рабочего времени на борту судов и определения состава судового экипажа.

В условиях кризиса и посткризисного периода профсоюзы в государствах ЦАК в рамках общественного контроля проверяют соблюдение законодательства о труде и профсоюзах, состояние занятости, выполнение решений коллективных переговоров и

12 См.: Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 12 ноября 2010 // Веб-сайт пресс-службы Президента Республики Узбекистан [www.press-service.uz].

13 Afghanistan Adopts First Ever Decent Work Country Programme, 17 July 2010 [www.ilo.org].

14 См.: В Астане Генпрокуратура и Федерация профсоюзов подписали меморандум о сотрудничестве,

10 июня 2011 [www.fprk.kz].

15 См.: ^амкорлик Битими имзоланди, 6 мая 2011 [www.sfp.uz].

16 См.: Профцентры Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана будут вместе защищать права трудя-щихся-мигрантов, 6 апреля 2011 [www.vkp.ru].

заключение коллективных договоров, соблюдение законодательно установленного прожиточного минимума и размеров пенсий, стипендий и пособий17.

Главной заслугой крупнейших профобъединений стран ЦАК стало их участие в разработке, принятии, пропаганде и реализации правительственных пакетов антикризисных мер и посткризисных программ (2008—2010 гг.).

Наряду с этим профсоюзы поднимали важные проблемы пенсионного обеспечения работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда; использования работодателями дешевой нелегальной рабочей силы (Казахстан); поддержки семей трудовых мигрантов (Таджикистан) и др. В результате удалось предотвратить многие негативные сценарии развития социально-экономической обстановки.

Но, несмотря на развитие конструктивного диалога между властями и профсоюзами в условиях мирового финансово-экономического кризиса, пока еще рано утверждать, что профдвижение в странах ЦАК функционирует на базе устоявшегося и разветвленного законодательства. (Для сравнения: в США существуют более 2,5 тыс. законов федерального и штатного уровней, регулирующих самые разные стороны процесса разрешения споров с участием посредников. До 60% конфликтов в этой стране регулируются в досудебном порядке; в 85% случаев согласительные процедуры заканчиваются разрешением спора18.)

2. Угрозы, риски и вызовы безопасности в повестке дня современного профдвижения

Известно, что во всех рассматриваемых странах темпы роста безработицы, как их видят власти (оптимистичные), заметно отличаются от прогнозов профсоюзов (пессимистичных).

По некоторым данным, регион Центральной, Юго-Восточной Европы и СНГ — единственный в мире, где уровень безработицы в 2011 году вырастет (с 9,6% до 9,7%)19. При этом ее наибольший рост ожидается в Армении и Таджикистане (соответственно около 15% и 11%).

Следует признать, что профсоюзы стран ЦАК пока не выработали каких-либо эффективных мер по обеспечению профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

В рассматриваемом регионе растет так называемая неформальная, то есть официально не зарегистрированная и не облагаемая налогами занятость (в Армении, например, она достигает 52%20, а в Грузии — около 75%21). Как известно, лица, занятые в этом секто-

17 См.: Назарбаев H.A. Выступление на республиканском Форуме по вопросам социальной ответственности бизнеса, 24 января 2008 // Веб-сайт Президента Республики Казахстан [www.akorda.kz].

18 См.: Лобок Д.В. Роль профсоюзной науки в создании новой модели развития общества // Труд и социальные отношения, 2009, № 4. С. 86.

19 См.: О состоянии занятости и миграции населения в странах СНГ // Вестник профсоюзов, 2011, № 5.

С. 43.

20 См.: Тумасян Э. Приоритет — занятости, охране труда и достойной заработной плате // Вестник профсоюзов, 2011, № 4. С. 50.

21 См.: Georgia: Labor Code Tears Fundamental Rights to Shreds // Web-site of International Trade Union Confederation [www.ituc-csi.org].

ре экономики, практически не охвачены профсоюзами, что обуславливает довольно низкий уровень обеспеченности их трудовых прав. Практика выплаты «зарплат в конвертах» незаконно занижает размеры будущих пенсий работников и сокращает объемы социальных гарантий, создавая новые проблемы для профдвижения. («Серые» схемы оплаты труда — предмет заботы профсоюзов стран ЦАК, которые в большинстве своем пока не заняли в этом вопросе твердую и принципиальную позицию.)

В странах ЦАК все шире распространяется так называемая прекаризация — правовое дерегулирование трудовых отношений при одновременном демонтаже социальных гарантий. Это выражается в увеличении доли подрядных работ, заключении трудовых контрактов на ограниченный срок, занятости на неполное рабочее время, работе по вызову и т.д. в сочетании с занижением зарплаты, отсутствием оплачиваемого отпуска и больничного листа и других социальных завоеваний. Нестандартные трудовые отношения используются работодателями для ослабления авторитета профсоюзов, выражающегося в уменьшении их численности и влияния.

Как уже было отмечено выше, одной из причин трансформации профдвижения является рост нелегальной трудовой миграции (например, в одном только Казахстане фактически насчитывается от 300 тыс. до 1 млн бесправных трудовых мигрантов, которые не только не платят налогов, но и не имеют никаких социальных и трудовых прав — согласно казахстанскому законодательству трудовыми мигрантами признаются лишь те, кто прибыл в рамках квоты на привлечение иностранной рабочей силы)22.

Подписываемые в настоящее время двух- и многосторонние соглашения между профсоюзами постсоветских стран лишь частично решают проблему защиты прав мигрантов.

В 2010—2011 годах из всех рассматриваемых стран миграционный прирост (превышение числа прибывших на постоянное место жительства над числом выбывших) отмечался лишь в Казахстане; в Армении, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане по-прежнему наблюдается миграционная убыль (превышение числа выбывших из страны над числом прибывших)23. Отсюда и разница ситуации в профдвижении указанных пяти стран. Если, например, для казахских профсоюзов становится актуальным вовлечение в правовое поле защиты трудовых прав «чужих», то для остальных — защита своих же собственных граждан.

Как показывает анализ, в 2008—2011 годах численность членов профсоюзов в странах ЦАК (за исключением Узбекистана, Казахстана и Азербайджана) существенно сократилась особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство, автотранспорт, электроэнергетика, местная промышленность, строительство, химическая промышленность и семеноводство. Причем активной работы профсоюзов по привлечению новых членов не наблюдалось. Кроме того, сохранялся фактический «профсоюзный вакуум» на иностранных предприятиях и предприятиях с преимущественно зарубежным капиталом, работодатели которых, как известно, беззастенчиво нарушают трудовое законодательство. (Конечно же, сам по себе рост численности профсоюзов не может быть самоцелью; например, к концу Второй мировой войны профсоюзы США объединяли около трети рабочей силы страны; к 1983 году ими были охвачены лишь 20% американских трудящихся, а к 2007 году этот показатель снизился до 12%24. Однако в условиях перехода стран ЦАК на ры-

22 См.: Проблемы регулирования региональной трудовой миграции обсуждены в Астане, 4 апреля 2011 [www.fprk.k].

23 См.: О состоянии занятости и миграции населения в странах СНГ // Вестник профсоюзов, 2011, № 5.

С. 44.

24 См.: The Changing Union Movement, 15 September 2009 // Web-site of U.S. Department of State [ipdigital.usembassy.gov].

ночные отношения, а также в период острой фазы кризиса спад профактивности не может не тревожить.)

В ряде стран наблюдаются случаи откровенного вмешательства властей во внутренние дела профсоюзов (как было, например, в Кыргызстане) и покушения на собственность профсоюзов (в Таджикистане)25.

Во всех странах ЦАК продолжается конфликт между старой и новой, эффективно действующей профсоюзной номенклатурой, которая представлена менеджерами нового поколения. Если первые были сосредоточены лишь на сборе взносов, то вторые стремятся предоставить членам своего профсоюза качественные услуги.

В 2008—2011 годах ситуация в профсоюзном движении стран ЦАК стала в целом еще более неоднозначной. В Армении, например, по заявлению МКП, ввиду «особенностей Трудового кодекса и терпимости властей к неформальной занятости право на участие в профсоюзах остается номинальным»26. Армянское профдвижение сталкивается с необходимостью совершенствования трудового законодательства и более эффективного противодействия принудительному труду (в том числе и детскому), работорговле и т.п.

В Грузии, как подчеркивает МКП, «уникальное трудовое законодательство препятствует переговорам и ликвидировало любой мониторинг и контроль за условиями труда»; она представляет собой уникальный пример страны, «где трудовая инспекция была отменена»27. Законодательство Грузии в целом характеризуется Конфедерацией как антипрофсоюзное, то есть лишающее профсоюзы права эффективно защищать права работников28.

В Кыргызстане трудящиеся в массовом порядке переходили из профсоюзов-монопо-листов в альтернативные, независимые профсоюзы29. Можно ли расценивать это явление позитивно? Да, если речь идет о многообразии, а не о расколе профдвижения и отсутствует «грызня» по поводу присвоения бывшей профсобственности с целью ее дальнейшей «прихватизации»30. В дополнении к сказанному надо признать, что из всех рассматриваемых стран опыт Афганистана по созданию и функционированию неподконтрольных властям профобъединений наиболее удачен. По данным «Global Unions Database», в стране действуют более десяти профорганизаций численностью от полутора до двухсот тысяч каждая31.

В целом, известные слова премьер-министра России В. Путина о том, что деятельность российских профсоюзов «приобретает формальный характер, а выполнение прямых функций по защите прав трудящихся подменяется собственным пиаром, решением личных вопросов, обслуживанием интересов собственников и работодателей за спиной рабочих коллективов32, в полной мере можно отнести и к профсоюзам рассматриваемых девяти стран. В новых социально-экономических условиях такие традиционные пороки советского профдвижения, как формализм, демагогия, бюрократизм, волокита, бездушие и коррупция сохраняются и лишь видоизменяются.

25 См.: Щербаков В. Достойный труд должен быть в основе стратегии развития и модернизации // Вестник профсоюзов, 2011, № 4. С. 27.

26 Serious Workers’ Rights Problems in Armenia, 8 April 2010 [www.ituc-csi.org].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Georgia: Life Toll to Neo-liberal «Success» Policies, 4 February, 2011 [www.ituc-csi.org].

28 См.: Georgia’s Anti-Union Laws Prompt EU Probe Push, 8 June 2011 [www.ituc-csi.org]; Georgia — Violation of the Fundamental Trade Union Rights of the Communication Workers’ Trade Union [www.ituc-csi.org].

29 См.: Совет Федерации профсоюзов Кыргызстана остро поставил вопросы активизации работы // Вестник профсоюзов, 2011, № 3. С. 14.

30 См.: Лорткипанидзе Г. Указ. соч.

31 См.: Afghanistan [www.younionize.info].

32 См.: Путин В.В. Выступление на VII съезде Федерации независимых профсоюзов России // Веб-сайт председателя правительства РФ [premier.gov.ru].

3. Нужен ли государствам Центральной Азии и Кавказа современный средиземноморский опыт профсоюзной борьбы?

Простая, автоматическая, бездумная экстраполяция чужого опыта профдвижения на местную почву никак не может быть эффективной. Это утверждение касается не только опыта постсоветского пространства, но и таких стран, как Тунис, Египет, Греция, Испания, Португалия и др.

Так, перед профсоюзами России стоят задачи участия в мониторинге создания современных рабочих мест в регионах, воссоздания системы профессионально-технического образования, привлечения иностранных рабочих (без ущерба интересам российских граждан) и скорейшего присоединения РФ к большинству международных конвенций по охране тру-да33. В Узбекистане же к упомянутому мониторингу уже привлекаются территориальные подразделения политических партий, советская система профессионально-технического образования заменена на более современную, проблема привлечения рабочей силы из-за рубежа вообще не стоит, а объем подписанных «трудовых» конвенций соответствует уровню социально-экономического развития. Таким образом, механически сопоставлять опыт профобъединений и тем более механически копировать чужой опыт вряд ли возможно.

И все же отсутствие некоторых внешних «профсоюзных партнерских горизонталей» на пространстве регионов ЦАК, объясняемое властями тех или иных стран «разницей национальных интересов государств», никак не может быть полностью оправдано.

■ Во-первых, сама логика мирового профдвижения диктует необходимость формирования в современном демократическом государстве упомянутого конгломерата профобъединений и предоставления им максимальных прав.

■ Во-вторых, существует типичность случаев, проистекающая, например, из действий одних и тех же транснациональных кампаний на «полукруге» от Кабула до Тбилиси; они создают собственные профсоюзы, сотрудничающие внутри сети предприятия. (В качестве примера можно привести Договор о сотрудничестве, поддержке и взаимопомощи, заключенный профсоюзами работающих в Казахстане и Украине предприятий транснациональной корпорации «Арселормиттал»34.)

Очевидно, что сегодня успешная интеграция профсоюзов той или иной страны ЦАК в мировое профсоюзное движение, усиление сотрудничества с национальными профцент-рами других государств и консолидация их собственного профдвижения зависят от степени политизированности принимаемых всеми упомянутыми субъектами решений. Последние, наименее политизированные решения крупнейших форумов (т.н. Вашингтонская, Лондонская и Питтсбургская декларации глобальных профсоюзов35) позволяют «держать курс» лишь на решение сугубо профсоюзных проблем, без их увязки с оценками политических режимов или глобальными коммерческими интересами.

33 См.: Встреча с руководителями профсоюзных организаций России, 15 декабря 2010 // Официальный веб-сайт президента РФ [www.kremlin.ru].

34 См.: Профсоюзы корпорации «Арселормиттал», работающие в Казахстане и Украине, договорились действовать сообща, 27 апреля 2011 [www.vkp.ru].

35 См.: The Global Unions «Washington Declaration». Trade Union Statement to the G20 Crisis Summit in Washington, 15 November 2008; Global Unions «London Declaration» — Statement to the London G20 Summit; Global Unions «Pittsburgh Declaration». Trade Union Statement to the Pittsburgh Summit — 24—25 September 2009 // Web-site of the Trade Union Advisory Committee (TUAC) [www.tuac.org].

Политизированность равным образом касается и «профсоюзных партнерских вертикалей», существующих в национальном профдвижении, а также упомянутых попыток необоснованных расколов или стремления подавить оппонента.

Проявления политиканства в национальном профсоюзном движении свидетельствуют об отсутствии опоры на высокоподготовленных специалистов; они выражаются в выдвижении популистских требований безотносительно к реальной ситуации в экономике и возможностям бюджетной системы.

Современный профсоюзный лидер — это прежде всего человек, знающий трудовое законодательство и разбирающийся в механизмах регулирования социально-экономического развития своего региона. Профсоюзы безусловно должны содействовать тому, чтобы любые трудовые конфликты, протестные выступления и требования серьезных социально-экономических реформ были перенесены «с площадей на предприятия».

Кстати, одна из самых значительных фигур мирового профдвижения, С. Гомперс, являвшийся президентом Американской федерации труда в 1882—1924 годах (кроме 1895 г.), всегда предостерегал профсоюзы от борьбы с цивилизованным политическим режимом и от посягательства на прерогативы работающей в правовом поле администрации, ориентируя профструктуры прежде всего на доступность плодов экономического развития страны. Американские профсоюзы не последовали примеру своих европейских собратьев, боровшихся за достижение радикальных политических целей (или создание собственных политических партий), не говоря уже об опыте польской «Солидарности», которая была чем-то большим, чем профсоюз, — построенным на партнерстве рабочих и интеллектуалов гражданским обществом, в чем-то заменявшим собой практически отсутствовавшее социал-демократическое движение. Американские профсоюзы, как правило, ограничивались поддержкой своих политических союзников36.

Думается, подобная стратегия в определенной мере применима и для стран ЦАК. Можно выделить несколько наиболее перспективных направлений дальнейшего развития профдвижения в странах ЦАК.

Главной целью первого направления является требование участия в совершенствовании профсоюзного и трудового законодательства. Как подчеркнуто в последних документах крупнейших международных профсоюзных форумов37, «письма субъектам законодательной инициативы» (президенту, депутатам парламента, правительству, высшим судам, генеральному прокурору и др.) должны сегодня содержать требования как минимум о защите достойной жизни работников, эффективном действии подписываемых коллективных договоров, обеспечении равного обращения и возможности пользоваться правами трудящихся.

Кроме того, обращения к субъектам законодательной инициативы могут касаться законодательного разрешения проблем нелегального труда, коррупции, теневой экономики, демпинга в сфере социальной политики, заработной платы, защиты здоровья работников и исключения для работодателя превышать установленную законом продолжительность рабочего времени для работников.

Особое место в стремлении профсоюзов к участию в законотворчестве должна занимать борьба за повышение минимальной заработной платы, ее доведение до прожиточного минимума и за своевременную индексацию; необходимо также осуществлять контроль за законодательно установленными размерами пенсий, стипендий и пособий, и не допускать включения в минимальный размер оплаты труда различных выплат и обеспечение мини-

36 См.: The Changing Union Movement, 15 September 2009 [iipdigital.usembassy.gov].

37 См., например: Афинский манифест (принят на 12-м конгрессе Европейской конфедерации профсоюзов. Афины, 16—19 мая 2011) // Вестник профсоюзов, 2011, № 6. С. 42—43; The Athens Manifesto // Web-site of the European Trade Union Confederation [www.etuc.org].

мальной потребительской корзины38. (Между тем, несмотря на конституционные гарантии, решение многих этих вопросов остается формальным, в основном из-за ссылок властей на ограниченные возможности бюджетной системы. Например, в Таджикистане благодаря неоднократным требованиям профсоюзов был принят Закон «О прожиточном минимуме». Однако из-за непринятия закона «О потребительской корзине» и других смежных нормативно-правовых актов этот закон практически не работает39.)

С точки зрения функционирования профсоюзов наиболее уязвимым считается сегодня афганское законодательство. Между тем Трудовой кодекс Демократической Республики Афганистан, принятый в 1987 году, в отличие от Закона Исламской Республики Афганистан «О труде» 2007 года40, содержал отдельную главу о профсоюзах41. Афганское юридическое сообщество признает необходимость совершенствования законодательства, например, путем включения права на коллективные переговоры, ратификации ряда конвенций МОТ (в частности, № 111 — о дискриминации в области труда и занятий). Этим целям послужил запущенный в июне 2011 года специальный трехлетний проект Министерства труда и МОТ по совершенствованию законодательства42.

Второе (тесно связанное с указанным) направление дальнейшего развития профдвижения в странах ЦАК — активизация участия профсоюзов в борьбе с бедностью и безработицей (особенно в монопромышленных городах и депрессивных сельских районах, а также среди женщин и молодежи) и противостояние использованию работодателями дешевой нелегальной рабочей силы. Для достижения этих целей ряд профсоюзов (например, Федерация профсоюзов РК) предлагают продолжить конструктивное взаимодействие с женскими, молодежными, правозащитными и другими неправительственными организациями.

К данному направлению следует также отнести продолжение усилий по формированию социального пакета, который должен стать общенациональной нормой современной организации труда наемных рабочих43 и по запрету использования принудительного труда детей на сельскохозяйственных работах44.

Третье направление заключается в усилении профсоюзной работы в неформальном секторе экономики, постепенном ограничении организационно-правовыми рамками неформальной занятости и обеспечении прав работников этой сферы. В последние годы удалось (в т.ч. посредством предупреждений и забастовок) создать первичные профсоюзные ячейки среди ювелиров и строителей в Армении, работников швейного производства — в Кыргызстане, водителей — в Г рузии, продавцов — в Азербайджане45, а также добиться выплаты задолженностей по заработной плате (и даже ее увеличения); на ряде предприятий был упорядочен

38 Как известно, сопоставление государств ЦАК по уровню прожиточного минимума затруднительно, поскольку в них отсутствует единый подход к определению потребительской корзины по ее содержанию и нормам потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг.

39 См.: Салихов М. Соизмеряем свои требования с реальными возможностями страны // Вестник профсоюзов, 2011, № 4. С. 46.

40 См.: Labor Law of Islamic Republic of Afghanistan, 7 February 2007.

41 См.: Ordinance No. 103 of the Presidium of the Revolutionary Council of the Democratic Republic of Afghanistan to adopt the Labor Code [www.ilo.org].

42 См.: New Project to Improve Afghan Labor Laws and Administration, Promote Decent Work, 2 June 2011 [www.ilo.org].

43 См.: Назарбаев H.A. Выступление на Внеочередном XXI съезде Федерации профсоюзов Казахстана, 31 октября 2005 // Официальный веб-сайт Президента Республики Казахстан [www.akorda.kz].

44 См.: О недопустимости использования принудительного труда детей при проведении сельскохозяйственных работ. Совместное заявление Совета Федерации профсоюзов Узбекистана, Ассоциации фермерских хозяйств Узбекистана и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, 2 июня 2011 // Веб-сайт Информационного агентства МИД Республики Узбекистан «Жахон» [www.jahonnews.u].

45 См.: Региональный семинар для лидеров профорганизаций неформального сектора экономики,

31 августа 2010 [www.vkp.ru].

режим работы и отдыха трудящихся. Кроме того, были заключены коллективные договоры с работодателями и налажен социальный диалог с органами государственного управления.

Актуальным становится создание профорганизаций на частных предприятиях малого и среднего бизнеса; здесь эту задачу будет осуществить гораздо легче, чем в неформальном секторе. В данном случае главная проблема состоит в невозможности действенного общественного контроля за соблюдением профсоюзного и трудового законодательства: число подобных хозяйствующих субъектов слишком велико, а работники их весьма малочисленны.

Однако в решении этой задачи удалось добиться значительных успехов; примером может служить осуществляемый с октября 2008 года пилотный проект Конфедерации профсоюзов Азербайджана по созданию профорганизаций на предприятиях малого и среднего бизнеса46.

В задачи четвертого направления входят работа по обеспечению прав трудящихся-мигрантов, защита их от актов насилия, ксенофобии и дискриминации и вовлечение в профсоюзы (эта возможность может быть предусмотрена, например, в уставных документах профсоюзов). Предлагается, в частности, развивать сотрудничество профсоюзов государств рассматриваемого региона, предусматривающее членство в них трудящихся-мигрантов «на принципах взаимного признания и «скользящего» профчленства»47, то есть с учетом временного характера их деятельности. Трудящиеся-мигранты должны пользоваться страхованием от несчастных случаев на производстве и болезней, а также обеспечиваться медицинским обслуживанием и приемлемым жильем. Необходимо также добиваться распространения на трудящихся-мигрантов действия коллективного договора и содействовать снижению стоимости услуг по денежным переводам48.

К важным проектам следует отнести соглашения между профсоюзами принимающих и отправляющих стран (так, например, в Екатеринбурге было подписано двустороннее Соглашение между Федерацией профсоюзов Свердловской области и Конфедерацией профсоюзов Азербайджана по защите прав трудящихся-мигрантов — граждан Азербайджанской Республики49).

И, наконец, пятое направление предполагает повышение роли профсоюзов в решении проблем охраны труда, которые стали настоящей глобальной проблемой (достаточно сказать, что на протяжении 60 лет раз в три года под эгидой МОТ проводятся Всемирные конгрессы по охране труда, которые являются высшим официальным научным форумом в этой сфере). Несмотря на общее устойчивое снижение производственного травматизма в странах ЦАК, в Азербайджане число лиц, пострадавших на производстве (включая погибших) выросло, а в Кыргызстане практически не изменилось. Высокая частота несчастных случаев сохраняется и в Армении; повышается степень их тяжести (измеряемая средней продолжительностью нетрудоспособности пострадавшего в днях) в Казахстане и т.д. Подобная ситуация не может не вызывать тревогу у профсоюзов50.

Вместо заключения

Очевидно, что трансформацию профдвижения в странах ЦАК надо начинать с изменения его философии, в частности с замены принципа бесконфликтности конфликтологи-

46 См.: Создание профсоюзных организаций в частных предприятиях малого и среднего бизнеса является одним из актуальных вопросов дня, 15 ноября 2010 [www.vkp.ru].

47 Рекомендации круглого стола «О работе членских организаций ВКП по участию в формировании государственной миграционной политики и защите трудящихся-мигрантов», 28 февраля 2011 [www.vkp.ru].

48 См.: Там же.

49 См.: Профсоюзы Азербайджана и Свердловской области объединяют усилия в защите прав трудя-щихся-мигрантов, 17 марта 2011 [www.vkp.ru].

50 См.: Статистика по Грузии, Узбекистану, Туркменистану, Афганистану отсутствует (см.: Профсоюзы Содружества в решении проблемы охраны труда, сентябрь 2010 [www.vkp.ru]).

ческим алгоритмом. Профсоюзам необходимо отдавать себе отчет относительно неизбежности противостояния в социальных взаимодействиях.

Регионы ЦАК становятся важными центрами профсоюзного движения; сюда проникают транснациональные корпорации, имеющие собственные представления о трудовых и профсоюзных правах, а соседний Афганистан становится уникальной площадкой обкатки новых форм профсоюзной работы. В условиях экономической эволюции в регионах появляются неоднозначные тенденции, которые способны повлиять на формирование новой парадигмы трудовых отношений.

И если мы хотим позитивного разрешения назревающих социальных коллизий, надо всемерно способствовать формированию сильных, независимых и дееспособных профсоюзов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.