Научная статья на тему 'Профессиональные сообщества государственных гражданских служащих в условиях цифровизации'

Профессиональные сообщества государственных гражданских служащих в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / МЕЖОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / ЦИФРОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковшикова Елена Владимировна, Шиндряева Ирина Викторовна

В статье рассматриваются особенности формирования и использования профессиональных сообществ государственных служащих. Представлена классификация профессиональных сообществ. Сообщества рассматриваются авторами как инструмент управления регионом в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковшикова Елена Владимировна, Шиндряева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Communities of the Public Civil Servants in the Conditions of Digitalization

The article discusses the features of the formation and use of professional communities of civil servants. The classification of professional communities is presented. Communities are considered by the authors as a tool for managing the region in the digital economy.

Текст научной работы на тему «Профессиональные сообщества государственных гражданских служащих в условиях цифровизации»

УДК 004.01

Профессиональные сообщества государственных гражданских служащих

в условиях цифровизации*

Ковшикова Е.В.

Кандидат филологических наук,

доцент кафедры корпоративного управления,

Волгоградского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Шиндряева И.В.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры корпоративного управления Волгоградского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

В статье рассматриваются особенности формирования и использования профессиональных сообществ государственных служащих. Представлена классификация профессиональных сообществ. Сообщества рассматриваются авторами как инструмент управления регионом в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: государственные гражданские служащие, профессиональные сообщества, внутри-организационные профессиональные сообщества, межорганизационные профессиональные сообщества, цифровые профессиональные сообщества.

Необходимость повышения эффективности государственного и муниципального управления на уровне регионов России на сегодняшний день осознается на всех уровнях управленческой иерархии. Решение этой проблемы требует новых подходов к деятельности аппарата управления, специально подготовленных государственных служащих-менеджеров, способных реорганизовывать структуры управления и рационально управлять ими с использованием научных подходов.

Сегодня существенно меняется состояние объекта управления - региона, но теория и практика регионального менеджмента осталась классической, основанной на накоплении, организации и преобразовании знания, что в настоящее время стремительных перемен, многофакторности проблем и информационного бума уже явно недостаточно. Система регионального управления должна переходить от практики исполнения генерируемых на федераль-136

ном уровне идей к практике их самостоятельного продуцирования в регионах.

Ключ к устойчивому развитию регионов - это их непрерывное творческое развитие. Такой подход должен применяться не только к глобальным проблемам социально-экономического, политического и технологического характера, но также и к проблемам национального, регионального и организационного формирования. Он требует новых форм профессиональной подготовки управленцев - государственных гражданских служащих. Одной из его перспективных форм, с нашей точки зрения, может стать создание и использование при управлении регионом цифровых профессиональных сообществ

* Работа выполнена при поддержке Волгоградского института управления - РАНХиГС, в рамках исполнения научного проекта № 01-2018ВИУ «Компетентностная модель государственного гражданского и муниципального служащего в условиях цифровизации общества (на примере Волгоградской области)».

государственных гражданских служащих.

Профессиональные сообщества начали формироваться давно, параллельно зарождению профессий, однако объектом научного осмысления стали значительно позже. В настоящее время они активно исследуются сквозь призму коммуникативных, правовых, управленческих и иных практик. Всякое профессиональное сообщество существует для делового общения людей, занятых в одной сфере. В такой группе они могут генерировать и распространять идеи среди коллег и профессионально развиваться.

Под профессиональным сообществом понимается группа людей, состоящая из двух и более членов, которые на регулярной основе вступают друг с другом в коммуникацию (посредством личного либо виртуального общения), обмениваясь при этом опытом и практическими навыками, вырабатывая знания и находя новые, более эффективные и результативные подходы к решению существующих профессиональных проблем и поставленных профессиональных задач.

Участников сообщества связывает между собой коммуникация и знания, которые были приобретены ими в процессе участия в этой деятельности.

Активная практика формирования современных профессиональных сообществ позволяет выделить следующие их виды: внутриорганизационные, созданные и действующие в рамках одной организации; межорганизационные, объединяющие общей деятельностью сотрудников нескольких организаций; малые сообщества, состоящие из малого числа участников, лично знающих друг друга; сообщества, состоящие из участников, которые могут не находиться в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга (такие профессиональные объединения обычно взаимодействуют посредством электронной связи); группы узкой профессиональной деятельности, в рамках которых участники имеют специфические знания и навыки (часто редкие и ценные) (к примеру, сообщество реставраторов икон); группы широкой специализации, участники которой обладают базовыми знаниями по основному кругу вопросов в своей профессиональной деятельности (ассоциация кинологов). Следует оговориться, что в современных условиях галопирующего развития цифровых коммуникаций любое профессиональное сообщество формирует своего цифрового двойника либо посредством сети Интернет, либо мессенджеровов WhatsApp, УгЬег и др. Чаще всего профессиональное сообщество задействует параллельно все указанные площадки. Более того, цифровой вариант зачастую - не двойник, а первооснова существования большинства сформированных сообществ.

Используя вышеуказанную классификацию применительно к профессиональным сообществам государственных гражданских служащих, можно

сделать вывод, что группы государственных гражданских служащих, активно формирующиеся на цифровых площадках, с одной стороны, обладают рядом признаков профессиональных сообществ, с другой - обнаруживают ряд специфических черт их взаимодействия.

Внутриорганизационные и внутрисистемные профессиональные сообщества государственных гражданских служащих в региональных органах управления, исходя из нашего многолетнего опыта преподавания в управленческом вузе и такой же давней экспертной практики в структурах администрации Волгоградской области, малоперспективны с точки зрения реализации целей развития профессионализма участников, обмена опытом между служащими, формирования органов управления как знаниевых организаций. Причин этому множество.

Традиционно выделяют следующие цели создания профессиональных сообществ внутри организации: передача опыта между сотрудниками; быстрое распространение и внедрение лучших практик; участие в повышении эффективности организационных процессов; коллективное сплочение; сохранение критически важных знаний и их формализация; выработка новых идей и реализации совместных проектов и т.д. [1]. Однако реализация указанных целей не преследуется в практиках профессиональных сообществ государственных гражданских служащих региональных органов управления по следующим причинам.

Деятельность практически любого регионального органа управления сопряжена с выраженными информационными перегрузками в условиях жесткой регламентации полномочий, прав, обязанностей служащего, сроков исполнения документа и др. Такие условия функционирования делают неактуальными достижение практически всех вышеуказанных целей. Эту мысль косвенно подтверждает то обстоятельство, что большинство государственных гражданских служащих часто оценивает и традиционные формы внутриорганизационного взаимодействия при решении текущих задач управления, такие как совещания, заседания, собрания и др., как неэффективные (т.е. формальные и церемониальные) с точки зрения приращения знания и обмена идеями, но требующие высоких трудовременных затрат.

В рамках межорганизационных профессиональных сообществ можно выделить следующие цели: проведение масштабных научных исследований в области своих профессий; формирование лучших практик; популяризация уже существующих проектов; помощь в подготовке и проведении мероприятий; повышение профессиональной компетентности; сбор и анализ профессиональной информации; проведение крупных масштабных значимых проектов; организация коммуникации внутри профессии [2]. И снова означенные цели не ставятся в

практиках цифровых профессиональных групп государственных гражданских служащих региональных органов управления.

Профессиональные сообщества государственных гражданских служащих, основанные на вышеописанных целях, еще только предстоит создавать. Они могут быть сформированы как раз на уровне региона и обладают определенными перспективами, несмотря на ряд блокирующих факторов. К ним относятся следующие: система управления Центр -Регион - это строгая иерархия, где взаимодействие осуществляется в вертикали по модели «задание - исполнение», в горизонтали по модели «регламентированная координация». Таким образом, из реализации вышеперечисленных целей остается проведение крупных масштабных значимых проектов и, с оговорками, формирование лучших практик (т.е. обмен опытом). Остальные цели в условиях перманентных кампаний по сокращению сотрудников, реорганизации и др., чреватых потерей должности, будут нивелированы.

Интересны такие профессиональные сообщества государственных гражданских служащих, как малые профсообщества, состоящие из узкого числа участников, лично знающих друг друга. Такие профессиональные группы активно используются руководителями региональных управленческих структур, в частности Волгоградской области, в своей профессиональной деятельности. Это профессиональное сообщество инициируется из Центра (министерство, федеральная служба и т. п.). Оно является сетевым. Регистрация в нем регионального профильного руководителя обязательна. Эти профессиональные сообщества используются исключительно для реализации своих должностных полномочий (выработка решений, анализ состояния дел, координация, документообмен, получение заданий и др.).

В данном цифровом профессиональном сообществе государственных служащих резко возрастает проблема конфиденциальности информации, ограничения доступа к ней третьих лиц в условиях циф-ровизации экономики и общества.

По официальным каналам документ из профильного федерального министерства поступает в течение двух и более дней. «Обширный объем работы, необходимой выполнить исполнителю, требует большей оперативности. В результате на базе мессенджеров WhatsApp, Viber и Telegram созданы профессиональные группы, посредством которых и идет оперативный обмен документами. Более того, группы создаются на уровне федеральных министерств, в них включены председатели комитетов администрации Волгоградской области и, соответственно, иные региональные структуры активно ими пользуются для передачи и получения документов. Также государственными служащими активно 138

используется для деловой переписки частная электронная почта. Данная проблема стоит на повестке дня уже не один год, однако до сегодняшнего дня не разрешена» [3, с. 122-123].

Преодоление сложившейся ситуации при очевидной необходимости и пользе подобных сообществ в условиях галопирующей цифровизации общества в целом и экономики, в частности, возможно лишь при создании специального цифрового пространства государственного уровня, т.к. региональные административные системы, например, автоматизированная система электронного документооборота администрации Волгоградской области, как платформы для информационно-документационного обмена указанные выше проблемы не решают. Регион либо вынужденно «запирается» в себе, либо использование знаниевого потенциала других регионов требует значительных трудовременных затрат.

Широкие сообщества государственных служащих в сети Интернет, как и группы узкой профессиональной деятельности наряду с группами широкой специализации, как нам представляется, не имеют значительных перспектив развития. Они блокируются фактором повсеместного ограничения доступа к служебной информации, используемой для принятия решений. Информация, подлежащая предоставлению общественности посредством размещения на сайте государственного органа, при этом четко регламентирована.

В мае 2018 г. был обнародован доклад «Государство как платформа. (Кибер) государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация», разработанный экспертами Фонда «Центр стратегических разработок». В нем отмечается: «В системе государственного управления, как и в других управленческих системах, приходится принимать стратегические, тактические и операционные решения. Реализация идеи "Государство-как-Платформа" даст, в том числе, импульс развитию регионов: сократит разрыв в качестве управления между ними и центром, даст решающий толчок устранению "цифрового неравенства" и предоставит одинаковые возможности в использовании современных технологий. Несомненно, тут потребуются диалог и опора на решения регионов - лидеров цифровизации» [4].

Диалог, о котором говорится в докладе, и опора на решения регионов - лидеров цифровизации могли бы стать более результативными при формировании и использовании цифровых профессиональных сообществ государственных гражданских служащих с учетом тех специфических факторов, которые рассмотрены выше.

Литература:

1. Натейкина Ю.О. Сетевые профессиональные сообщества как ресурс управления персоналом // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2015. - № 1(18). - С. 216-221.

2. Соломатин А.М. Роль профессиональных сообществ в реализации инновационных образовательных проектов // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - № 3. - С. 234-243.

3. Ковшикова Е.В., Шиндряева И.В. Информационная безопасность в региональном органе исполнительной власти: технологии работы с документами // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2018. - № 1 (43). - С. 121-125.

4. Государство как платформа. (Кибер) государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация. - М., 2018. - 52 с. - URL: https://www.csr. ru/wp-content/uploads/2018/05/GOSUDARSTVO-KAK-PLATFORMA_internet.pdf (дата обращения: 20.09.2018).

Professional Communities of the Public Civil Servants in the Conditions of Digitalization

Kovshikova E.V., Shindrjaeva I.V. Volgograd Institute of management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

The article discusses the features of the formation and use of professional communities of civil servants. The classification of professional communities is presented. Communities are considered by the authors as a tool for managing the region in the digital economy.

Key words: civil servants, professional communities, intra-organizational professional communities, inter-organizational professional communities, digital professional communities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.