20//А/
11. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. - 317 с.
И. В. Борисова
УДК: 159.9.075
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
Профессиональные склонности являются одной из важнейших составляющих профессионального самоопределения. Проблеме профессионального самоопределения посвящено большое количество работ, среди них можно отметить работы М. Р. Гинзбурга [1], Е. А. Климова [3], Н. С. Пряжникова [7], В. Ф. Сафина [10], С. Н. Чистяковой [12], Л. М. Митиной [8] др. Изучением профессиональных интересов и склонностей подростков и старшеклассников занимались Н. Н. Таньков [11], Г. В. Ре-запкина [9] и др. Вопросы профориентации разрабатывали Э. Ф. Зеер [2], Н. С. Пряжни-ков [6], П. С. Лернер [5], Л. И. Кузнецова [4] и др.
На современном этапе развития общества проблема изучения профессиональных склонностей не утратила своей актуальности, а в связи с меняющимися условиями жизни (изменениями в системе образования, появлением новых профессий, усложнением профессиональных требований) приобрела особую значимость. Проблема профессионального самоопределения особенно остро стоит перед учащимися 9-х классов. Именно в 9-м классе нужно определиться с вариантами продолже-
ния обучения, которое должно быть по возможности связано с будущей профессией. После 9-го класса часть учащихся уходят продолжать образование в колледжи, а часть выбирает один из возможных профилей обучения в 10-11-х классах. В связи с этим изучение профессиональных склонностей учащихся является важным и значимым в настоящее время.
Целью исследования явилось изучение профессиональных склонностей учащихся 9-го класса в зависимости от половой принадлежности и их связи с интеллектом.
Гипотеза исследования состояла в том, что профессиональные склонности мальчиков и девочек различны и имеют связь с показателями интеллекта. В исследовании приняли участие учащиеся 9-х классов общеобразовательной школы г. Брянска в количестве 55 человек, из них 26 мальчиков и 29 девочек.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методики: методика «Карта склонностей» и методика «Прогрессивные матрицы Равена». Для доказательства достоверности различий использовался непараметрический U-критерий Манна Уитни, для установления связей - коэффициент корреляции R Спирмена Математическая обработка результатов исследования проведена с использованием программы статистической обработки данных SPSS (версия 22.00) и программы Excel.
Средние значения профессиональных склонностей мальчиков и девочек - учащихся 9-х классов представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, у мальчиков больше выражены спортивные, инженерно-технические и информационно-технологические склонности, и менее выражены творческие, медицинские филологические, социально-педагогические и юридические склонности по сравнению с девочками. Все указанные различия статистически достоверны.
Наиболее выражены среди всех склонностей у мальчиков спортивные, коммуникативные, информационно-технологические и
Таблица 1.
Средние значения профессиональных склонностей мальчиков и девочек -учащихся 9-х классов
а ■в N
г - § г о в а М Й Ч Ц й
Спортивные 5,12 2,66 0,001*
Организаторские 3,46 4,76 0,058
Аналитико- 3,15 2,55 0,333
математические
Инженерно- 3,73 1,21 0,000*
технические
Информационно- 4,27 1,66 0,000*
технологические
Коммуникативные 4,35 5,34 0,073
Творческие 2,92 4,93 0,002*
Медицинские 1,65 3,38 0,004*
Экономические 2,81 2,41 0,798
Филологические 2,15 3,66 0,027*
Природоохранные 1,65 2,48 0,044
Социально- 3,27 4,79 0,003*
педагогические
Юридические 3,6 4,79 0,008*
Лингвистические 2,4 1,90 0,344
В столбце достоверность различий указаны асимптотические значимости. *различия статистически достоверны
инженерно-технические, у девочек - коммуникативные, творческие, социально-педагогические, юридические и организаторские склонности.
Наименее выражены среди других склонностей у мальчиков природоохранные, медицинские и филологические, у девочек - инженерно-технические, информационно-технологические, лингвистические склонности.
Средние значения составляющих интеллекта мальчиков и девочек - учащихся 9-х классов представлены в таблице 2.
Как видно из таблицы 2, достоверных различий в составляющих интеллекта между мальчиками и девочками не выявлено. Полученные данные согласуются с данными дифференциальной психологии о том, что по коэффициенту интеллекта мальчики и девочки не отличаются.
Таблица 2. Средние значения составляющих интеллекта мальчиков и девочек -учащихся 9-х классов
Мальчики Девочки Достоверность различий
А 10,74 11,06 0,798
В 10,74 11,00 0,228
С 8,09 8,12 0,843
Б 7,57 8,69 0,107
Е 4,43 4,62 0,219
О.б. 41,57 43,50 0,161
10 97,96 101,31 0,577
А - принцип взаимосвязи в структуре матриц;
В - аналогия между парами фигур;
С - принцип прогрессивных изменений в фигурах
матриц;
О - принцип перегруппировки фигур;
Е - принцип разложения фигур на элементы.
Мальчики и девочки лучше выполняют задания на принцип взаимосвязи в структуре матриц (серия А), на аналогии между парами фигур (серия В) и хуже - на принцип разложения фигур на элементы (серия Е).
Корреляционные связи между профессиональными склонностями и составляющими интеллекта мальчиков - учащихся 9-го класса представлены в таблице 3.
Как видно из таблицы 3, у мальчиков обнаружены прямые связи между аналитико-математическими склонностями и результатами по серии А, которые определяются уровнем внимательности, уровнем статистического представления, воображения и уровнем визуального различия (г8=0,590; р<0,01), между аналитико-математическими склонностями и результатами по серии В, которые определяются способностью к линейной дифференциации и суждениям (умозаключениям) на основе линейных взаимосвязей (г8=0,714; р<0,01) между аналитико-математическими склонностями и коэффициентом интеллекта (г8=0,693; р<0,01), между инженерно-техническими склонностями и результатами по серии В, которые определяются способностью к линейной дифференциации и суждениям (умо-
20//А/
Таблица 3.
Корреляционные связи между профессиональными склонностями и составляющими интеллекта мальчиков - учащихся 9-го класса
Серия А Серия В Серия С Серия Б Серия Е 10
Спортивные 0,362 0,166 -0,070 0,100 0,055 0,362
Организаторские 0,196 0,196 0,437 0,109 0,080 0,062
Аналитико-математические 0,590** 0,714** 0,351 0,242 0,366 0,693**
Инженерно-технические 0,426 0,550* 0,201 0,142 0,434 0,436
Информационно-технологические -0,042 0,148 0,411 0,328 -0,032 0,130
Коммуникативные 0,129 -0,348 -0,215 -0,164 -0,143 -0,410
Творческие 0,076 0,223 0,368 0,139 -0,013 0,099
Медицинские 0,032 -0,454 -0,256 -0,108 -0,064 -0,426
Экономические 0,186 0,108 0,070 -0,075 0,317 0,103
Филологические 0,287 -0,085 -0,146 -0,144 0,112 -0,091
Природоохранные 0,026 0,134 0,001 -0,151 0,291 0,088
Социально-педагогические 0,217 0,003 -0,061 -0,211 0,247 0,109
Юридические -0,079 0,038 0,235 -0,027 0,301 0,261
Лингвистические 0,155 -0,129 0,128 -0,005 -0,271 0,155
*Положительная корреляция при р<0,05 ** Положительная корреляция при р<0,01
заключениям) на основе линейных взаимосвязей (г8=0,550; р<0,05). Связей между другими профессиональными склонностями и интеллектом не выявлено. Таким образом, аналитико-математические склонности имеют наибольшее количество связей с интеллектом по сравнению с другими профессиональными склонностями.
Значимые корреляционные связи между профессиональными склонностями и составляющими интеллекта мальчиков изображены на рисунке 1.
Аналитико-математические Серия А
склонности ' — — —_, _ Серия В
Серия С
Серия Б
Информационно- СерияЕ
технологические склонности
Рис. 1. Корреляционные плеяды между профессиональными склонностями и составляющими интеллекта мальчиков:
-- положительная корреляция при р<0,01
--------положительная корреляция при р<0,05
Полученные результаты свидетельствуют о том, что мальчики с высокими пока-
зателями интеллекта имеют аналитико-ма-тематические и инженерно-технические склонности.
Корреляционные связи между профессиональными склонностями и составляющими интеллекта девочек - учащихся 9-го класса представлены в таблице 4.
Как видно из таблицы 4, у девочек обнаружены прямые связи между спортивными склонностями и результатами по серии А, которые определяются уровнем внимательности, уровнем статистического представления, воображения и уровнем визуального различия (г8=0,452; р<0,05), между инженерно-техническими склонностями и результатами по серии С, которые определяются способностью к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений, динамической внимательностью и воображением, способностью представлять (г,=0,441; р<0,05), между информационно-технологическими склонностями и результатами по серии С, которые определяются способностью к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживанию непрерывных
Таблица 4
Корреляционные связи между профессиональными склонностями и составляющими интеллекта девочек - учащихся 9-го класса
А В С Б Е 10
Спортивные 0,452* 0,068 -0,269 0,165 -0,281 0,118
Организаторские 0,011 0,177 0,213 -0,205 0,057 -0,052
Аналитико-математические 0,240 0,355 0,151 0,015 -0,027 0,153
Инженерно-технические 0,239 -0,080 0,441* 0,393 0,028 0,299
Информационно-технологические 0,131 0,018 0,416* 0,086 0,020 0,361
Коммуникативные 0,301 -0,154 0,388 -0,370 -0,207 -0,047
Творческие 0,097 -0,240 0,059 -0,384 0,014 -0,246
Медицинские -0,106 0,267 -0,002 -0,234 -0,273 -0,170
Экономические 0,004 0,046 0,232 -0,039 -0,069 0,152
Филологические -0,102 0,070 0,024 -0,386 -0,295 -0,176
Природоохранные 0,035 0,321 0,006 0,037 -0,315 0,028
Социально-педагогические 0,264 -0,075 0,245 -0,217 -0,037 0,052
Юридические 0,437* -0,145 0,352 -0,212 0,100 0,183
Лингвистические -0,217 -0,202 0,125 -0,100 -0,480* -0,265
*различия статистически достоверны при р<0,05
изменений, динамической внимательностью и воображением, способностью представлять (г8=0,416; р<0,05), между юридическими склонностями и результатами по серии А, которые определяются уровнем внимательности, уровнем статистического представления, воображения и уровнем визуального различия (г8=0,437; р<0,05), и обратная связь между лингвистическими способностями и результатами по серии Е, которые определяются способностью наблюдать сложное количественное и качественное развитие кинетических, динамических рядов, т. е. высшей формой абстракции и динамического синтеза (г8=-0,480; р<0,05).
Значимые корреляционные связи между профессиональными склонностями и составляющими интеллекта девочек изображены на рисунке 2.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что девочки с высокими показателями интеллекта имеют как инженерно-технические и информационно-технологические склонности, так и спортивные и юридические склонности.
Серия А Серия В Серия С Серия Б СерияЕ
ВД
Рис. 2. Корреляционные плеяды между профессиональными склонностями и составляющими интеллекта мальчиков:
--------положительная корреляция при р<0,05
...............- отрицательная корреляция при р<0,05
На основе анализа результатов исследования можно сделать следующие выводы.
Обнаружены статистически значимые различия в профессиональных склонностях мальчиков и девочек - учащихся 9-х классов. У мальчиков больше выражены спортивные, инженерно-технические и информационно-технологические склонности и менее выражены творческие, медицинские, филологические, социально-педагогические и юридические склонности по сравнению с девочками.
Достоверных различий по коэффициенту интеллекта между мальчиками и девочками не установлено.
Спортивные склонности
Инженерно-
технические склонности
Информационно-технологические
Лингвистические склонности
20//А/
У мальчиков наибольшее количество связей зафиксировано между аналитико-матема-тическими склонностями и показателями интеллекта. Мальчики с высокими показателями интеллекта имеют аналитико-математи-ческие и инженерно-технические склонности.
Профессиональные склонности девочек менее связаны с показателями интеллекта по сравнению с мальчиками. Девочки с высокими показателями интеллекта имеют как инженерно-технические и информационно-технологические склонности, так и спортивные и юридические склонности.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами и школьными психологами для проведения дифференциации обучения, профориентационной работы с учащимися и создают условия для формирования самостоятельного, осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.
АННОТАЦИЯ
В статье приводятся результаты эмпирического исследования профессиональных склонностей мальчиков и девочек - учащихся 9-х классов. Установлены статистически значимые различия в профессиональных склонностях. Выявлены связи профессиональных склонностей с показателями интеллекта. По коэффициенту интеллекта значимых различий между мальчиками и девочками не зафиксировано. Наиболее сильная связь обнаружена между аналитико-математическими склонностями и показателями интеллекта мальчиков.
Ключевые слова: профессиональные склонности, интеллект, учащиеся, мальчики, девочки.
SUMMARY
The article presents the results of an empirical study of the professional inclinations of boys and girls - students of the 9th grade.
Statistically significant differences in the pro-fessional inclinations have been established. The relates between professional inclinations and intelligence indicators are revealed. According to the intelligence coefficient, there are no significant differences between boys and girls. The
strongest connection is found between analytic-mathematical inclinations and the intelligence of boys.
Key words: professional inclinations, intellect, students, boys, girls.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. -1995. - № 3. - С. 21-28.
2. Зеер Э. Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высш. шк. / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовнико-ва. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. - 192 с.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Академия, 2004. -301 с.
4. Кузнецова Л. И. Профориентация в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Образование сегодня: новостной образовательный портал. - 26.01.2014. - URL: http: //lomonpansion.com/ articles_2_3492.html (дата обращения: 24.04.2017).
5. Лернер П. С. Профориентация школьников как фактор подготовки кадров для перспективной экономики России // Мир образования - образование в мире. - 2009. - № 3. -С. 3-13.
6. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). -М.: ВАКО, 2006. - 288 с.
7. Пряжников Н. С. Активизирующая проф-консультация: теория, методы, программы. -М.: Академия, 2014.
8. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособие / Л. М. Митина [и др.] / под ред. Л. М. Мити-ной. - М.: МПСИ «Флинта», 2003. - 184 с.
9. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2007. - 208 с.
10. Сафин В. Ф. Психология самоопределения и самооценки личности. - Уфа: Вагант, 2008. - 188 с.
11. Таньков Н. Н. Выявление профессиональных интересов и склонностей старшеклассников сельской общеобразовательной школы как составляющая профориентацион-ной работы в условиях профильного обучения / Н. Н. Таньков, Е. А. Хомяков, Т. А. Гор-деева // Социосфера. - 2015. - № 1. - С. 97102.
12. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М.: Академия, 2005. -128 с.
А. Ю. Василенко
УДК 159.99
ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ СТРАТЕГИИ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ И БУЛЛИНГЕ В ШКОЛЕ: СОТРУДНИЧЕСТВО ИЛИ ИЗБЕГАНИЕ?
" бзорно-аналитическое исследование направлено на сопоставление результатов, представленных в наиболее свежих публикациях о стратегиях поведения в конфликте у учителей и у школьников. В статье рассматриваются наиболее распространенные в школе стратегии поведения в контексте острых проблем образования. К ним, несомненно, можно отнести эмоциональное выгорание учителей и школьный буллинг подростков.
Под буллингом будем подразумевать систематическую травлю подростка в школе,
преимущественно сверстниками, с учетом того, что некоторая часть школьников осознает агрессивность учителей, считая их источником психологического насилия в школе.
Эмоциональное выгорание личности учителя как сложный синдром имеет стадии развития и проявляется в редукции профессиональных обязанностей, эмоциональной и личностной отстраненности учителя от коллег и учеников. Для эмоционального выгорания личности характерно хроническое переживание негативных эмоций в отношении других людей и формирование негативной экзистенциальной позиции, а также суждений, оправдывающих педагогическое насилие и безразличие. На уровне физиологии при эмоциональном выгорании появляются соматические проявления хронического стресса, накапливается эмоциональное и интеллектуальное истощение ресурсов личности из-за невозможности ни справиться с многочисленными стрессорами, ни качественно улучшить профессиональную деятельность и отношение к ней.
Актуальность исследования определяется распространенностью проблемы эмоционального выгорания среди учителей, их подверженностью деформирующим факторам профессиональной среды. С другой стороны, многие подростки также не могут противостоять физическому и преобладающему в школе психологическому насилию, систематически подвергаются травле, применяя неэффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Обзор результатов различных исследований и их теоретический анализ позволит обобщить интересные данные и увидеть новые возможности их применения. Существует практическая польза предпринятого в статье сопоставления неэффективных, но преобладающих у учителей и школьников стратегий в иллюстрации масштабности их применения и их типичных последствий для основных участников образовательного процесса.
Проявления эмоционального выгорания и затяжных конфликтов знакомы многим учителям, которые испытывают затруднения