Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА КАК РЕСУРС НЕФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА КАК РЕСУРС НЕФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донской Алексей Геннадьевич, Сахно Ольга Александровна, Макашова Вера Николаевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматриваются возможности совершенствования системы неформального повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования средствами профессиональных сетевых сообществ. Проводится обзор научной, научно-популярной, публицистической и учебно-методической литературы, позволяющий обосновать значимость ресурсов профессиональных сетевых сообществ в системе повышения квалификации педагогических работников. Цель исследования. Научно обосновать эффективность создания и использования профессиональных сетевых сообществ на базе интерактивных площадок в социальной сети «ВКонтакте» в качестве: 1) инструмента интеграции неформального и информального образования; 2) инструмента развития неформального повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования. Методология. Основой методологии исследования стали методы изучения и анализа литературы, аналитического обобщения, прогнозирования, абстрагирования, аналогии, измерения, синтезирование данных, обобщение, моделирование, аналогии, статистической обработки полученной информации. Результаты. С разных позиций проанализирована актуальная литература по проблематике исследования. Выведено определение понятия «Профессиональные сетевые сообщества педагогических работников». Изучены и обобщены сущностные качества неформального образования. Установлено, что, несмотря на достаточную степень теоретической изученности неформального образования, недостаточно разработаны и обоснованы практические инструменты его развития и механизмы интеграции с информальным образованием в контексте повышения квалификации педагогических работников. В качестве эффективного ресурса развития неформального образования обосновано создание и использование профессиональных сетевых сообществ на базе интерактивных площадок в социальной сети «ВКонтакте». Также выявлен ряд сущностных качеств профессиональных сетевых сообществ, позволяющих этому виду организации деятельности выступать в роли системообразующего механизма интеграции формального, неформального и информального повышения квалификации. Выявлен и обобщен ряд организационно-управленческих и психолого-педагогических особенностей профессиональных сетевых сообществ, которые недостаточно изучены в научной литературе. Обоснованы критерии и качественные характеристики участия в профессиональных сетевых сообществах. Выявлены личностные качества и профессиональные компетенции педагогических работников, которые прямо или косвенно формируются через участие в профессиональных сетевых сообществах. Доказана неразрывность и взаимообусловленность личностных и профессиональных качеств, формируемых профессиональными сетевыми сообществами. Выдвинут ряд дискуссионных положений в разделе «Обсуждения», которые могли бы стать основанием для дальнейших исследований в этом направлении. Намечен путь комплексного изучения личностных и компетентностных новообразований в ведущей деятельности педагогов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования в процессе работы в профессиональных сетевых сообществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL NETWORK COMMUNITIES AS A RESOURCE FOR INFORMAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

The research problem and the rationale for its relevance. The article discusses the possibilities of improving the system of informal professional development of teachers of general educational organizations and institutions of additional education by means of professional network communities. A review of scientific, popular science, journalistic and educational-methodical literature is carried out, which makes it possible to substantiate the importance of the resources of professional network communities in the system of professional development of teachers. The goal of the research. Scientifically substantiate the effectiveness of the creation and use of professional network communities on the basis of interactive platforms in the VKontakte social network as: 1) a tool for integrating non-formal and informal education; 2) a tool for the development of informal professional development of teachers of general educational organizations and institutions of additional education. Methotodology. The research methodology was based on the following methods: study and analysis of literature, analytical generalization, forecasting, abstraction, analogy, measurement, data synthesis, generalization, modeling, analogy, statistical processing of the information received. Results. The current literature on the research problem is analyzed from different positions. The definition of the concept “Professional network communities of teaching staff” is derived. The essential qualities of non-formal education have been studied and summarized. It has been established that, despite a sufficient degree of theoretical knowledge of non-formal education, practical tools for its development and mechanisms of integration with informal education in the context of advanced training of teachers have not been sufficiently developed and substantiated. As an effective resource for the development of non-formal education, the creation and use of professional network communities on the basis of interactive platforms in the VKontakte social network has been substantiated. Also, a number of essential qualities of professional network communities have been identified, which allow this type of organization of activity to act as a system-forming mechanism for integrating formal, informal and informal advanced training. A number of organizational, managerial and psychological and pedagogical features of professional network communities, which have not been sufficiently studied in the scientific literature, have been identified and generalized. Criteria and qualitative characteristics of participation in professional network communities have been substantiated. The personal qualities and professional competencies of teaching staff are revealed, which are directly or indirectly formed through participation in professional network communities. The indissolubility and interdependence of personal and professional qualities formed by professional network communities has been proved. A number of controversial provisions will be put forward in the “Discussions” section, which could become the basis for further research in this direction. A way is outlined for a comprehensive study of personal and competence neoplasms in the leading activities of teachers of general educational organizations and institutions of additional education in the process of working in professional network communities.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА КАК РЕСУРС НЕФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

УДК 378.091.398+371.12:004.9

Профессиональные сетевые сообщества как ресурс неформального повышения квалификации педагогических работников

A. Г. Донской

https://orcid.org/0000-0003-4462-7916 don1785@mail.ru

О. А. Сахно

https://orcid.org/0000-0002-4465-9603 sak6600@mail.ru

B. Н. Макашова

makashova.vera@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-2315-6107

Professional network communities as a resource for informal professional development of teachers

A. в. Donskoi O. А. 8ак1шо V. N. Makashova

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматриваются возможности совершенствования системы неформального повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования средствами профессиональных сетевых сообществ. Проводится обзор научной, научно -популярной, публицистической и учебно -методической литературы, позволяющий обосновать значимость ресурсов профессиональных сетевых сообществ в системе повышения квалификации педагогических работников.

Цель исследования. Научно обосновать эффективность создания и использования профессиональных сетевых сообществ на базе интерактивных площадок в социальной сети «ВКонтакте» в качестве: 1) инструмента интеграции неформального и информального образования; 2) инструмента развития неформального повышения квалификации педагогов

общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования.

Методология. Основой методологии исследования стали методы изучения и анализа литературы, аналитического обобщения, прогнозирования, абстрагирования, аналогии, измерения, синтезирование данных, обобщение, моделирование, аналогии, статистической обработки полученной информации.

Результаты. С разных позиций проанализирована актуальная литература по проблематике исследования. Выведено определение понятия «Профессиональные сетевые сообщества педагогических работников». Изучены и обобщены сущностные качества неформального образования. Установлено, что, несмотря на достаточную степень теоретической изученности неформального образования, недостаточно разработаны и обоснованы практические инструменты его развития и механизмы интеграции с информальным образованием в контексте повышения квалификации педагогических работников. В качестве эффективно-

го ресурса развития неформального образования обосновано создание и использование профессиональных сетевых сообществ на базе интерактивных площадок в социальной сети «ВКонтакте». Также выявлен ряд сущностных качеств профессиональных сетевых сообществ, позволяющих этому виду организации деятельности выступать в роли системообразующего механизма интеграции формального, неформального и информального повышения квалификации. Выявлен и обобщен ряд организационно-управленческих и психолого-педагогических особенностей профессиональных сетевых сообществ, которые недостаточно изучены в научной литературе. Обоснованы критерии и качественные характеристики участия в профессиональных сетевых сообществах. Выявлены личностные качества и профессиональные компетенции педагогических работников, которые прямо или косвенно формируются через участие в профессиональных сетевых сообществах. Доказана неразрывность и взаимообусловленность личностных и профессиональных качеств, формируемых профессиональными сетевыми сообществами. Выдвинут ряд дискуссионных положений в разделе «Обсуждения», которые могли бы стать основанием для дальнейших исследований в этом направлении. Намечен путь комплексного изучения личностных и компетент-ностных новообразований в ведущей деятельности педагогов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования в процессе работы в профессиональных сетевых сообществах.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The article discusses the possibilities of improving the system of informal professional development of teachers of general educational organizations and institutions of additional education by means of professional network communities. A review of scientific, popular science, journalistic and educational-methodical literature is carried out, which makes it possible to substantiate the importance of the resources of professional network communities in the system of professional development of teachers.

The goal of the research. Scientifically substantiate the effectiveness of the creation and use of professional network communities on the basis

of interactive platforms in the VKontakte social network as: 1) a tool for integrating non-formal and informal education; 2) a tool for the development of informal professional development of teachers of general educational organizations and institutions of additional education.

Methotodology. The research methodology was based on the following methods: study and analysis of literature, analytical generalization, forecasting, abstraction, analogy, measurement, data synthesis, generalization, modeling, analogy, statistical processing of the information received.

Results. The current literature on the research problem is analyzed from different positions. The definition of the concept "Professional network communities of teaching staff" is derived. The essential qualities of non-formal education have been studied and summarized. It has been established that, despite a sufficient degree of theoretical knowledge of non-formal education, practical tools for its development and mechanisms of integration with informal education in the context of advanced training of teachers have not been sufficiently developed and substantiated. As an effective resource for the development of non-formal education, the creation and use of professional network communities on the basis of interactive platforms in the VKontakte social network has been substantiated. Also, a number of essential qualities ofprofessional network communities have been identified, which allow this type of organization of activity to act as a system-forming mechanism for integrating formal, informal and informal advanced training. A number of organizational, managerial and psychological and pedagogical features of professional network communities, which have not been sufficiently studied in the scientific literature, have been identified and generalized. Criteria and qualitative characteristics of participation in professional network communities have been substantiated. The personal qualities and professional competencies of teaching staff are revealed, which are directly or indirectly formed through participation in professional network communities. The in-dissolubility and interdependence of personal and professional qualities formed by professional network communities has been proved. A number of controversial provisions will be put forward in the "Discussions" section, which could become the basis for further research in this direction. A way is outlined for a comprehensive study of personal

and competence neoplasms in the leading activities of teachers of general educational organizations and institutions of additional education in the process of working in professional network communities.

Ключевые слова: неформальное образование, профессиональные сетевые сообщества, непрерывное образование, педагог, повышение квалификации, профессиональная деятельность, информальное образование.

Keywords: non-formal education, professional network communities, continuing education, teacher, professional development, professional activity, informal education.

Введение. Ведущим фактором совершенствования последипломного образования педагогических работников является создание мобильной и соответствующей основному типу общественного производства образовательной среды, включающей в себя условия/возможности для реализации формального, неформального и инфор-мального повышения квалификации. Динамика социокультурных и технологических процессов определяет общественную потребность в развитии неформального образования. Сущностные черты неформального образования, такие как открытость, прозрачность, целенаправленность, интерактивность, мобильность и пластичность формируются современным информационным пространством. Соответственно, возрастает понимание важности создания и использования самоорганизующихся сообществ в качестве инструмента совершенствования системы неформального образования и повышения квалификации педагогических работников.

В научной литературе, посвященной вопросам обучения взрослых, неоднократно обосновывается тезис о том, что формальное, неформальное и информальное образование взаимообусловлены и могут быть более эффективными только в связке друг с другом. Ведущими исследователями в области непрерывного образования проведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта организации неформального образования и выявлены его фундаментальные качества, свойства и характеристики. Однако инструментарий интеграции формального, неформального и информального образования в должной мере не разработан. Так же как недостаточно разработаны и научно

обоснованы инструменты организации и совершенствования неформального образования в системе повышения квалификации педагогических работников.

Мы предполагаем, что эффективным инструментом/ресурсом организации и развития системы неформального повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования является создание и использование профессиональных сетевых сообществ педагогических работников на базе интерактивных площадок в социальной сети «ВКонтакте». Также есть достаточное основание считать профессиональные сетевые сообщества одним из системообразующих механизмов организации неформального повышения квалификации, позволяющим интегрировать элементы формального, неформального и информального повышения квалификации в единую образовательную систему.

Обзор литературы. Меморандум ЕС по непрерывному образованию дает следующее определение неформальному обучению: «неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах или кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером»1.

Различные аспекты неформального образования изучены в трудах таких исследователей непрерывного образования, как С. Г. Вершлов-ский, О. В. Павлова, А. В. Окерешко, Г. С. Су-хобская, О. Д. Федоров, О. В. Ройтблат. Смысловых оттенков в определениях неформального образования исследователями фиксируется много: «В современных исследованиях неформальное образование рассматривается как образовательная система, неформальное обучение, профессионально направленное общекультурное обучение, как дополнительное образование, составная часть образования, образовательная деятельность, любое образование, как предпосылка готовности, обеспечение освоения нового знания, опыта» [1, с. 26]. На основании

1 Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. URL: http://www.zmme. org/docs/memorandum.html (дата обращения: 11.05.2021).

сравнительного анализа зарубежного опыта организации неформального образования можно выделить следующие сущностные характеристики: «функциональный характер содержания, его восприимчивость к местной среде и способность чутко реагировать на ее потребности; специфика целей: часто устанавливаются на ближайшую перспективу, ограничиваются географически, контекстуально или рамками группы; программа составляется с учетом конкретных, заранее определенных потребностей с ориентацией на учащегося; гибкость в осуществлении; неоднородность целевых групп» [2, с. 75].

В современном российском обществе, в свою очередь, актуальны следующие аспекты неформального образования (повышения квалификации): «1) ориентация на конкретные образовательные запросы различных групп населения; 2) особое внимание к образовательным потребностям конкретных категорий лиц (инвалидов, мигрантов, дезадаптантов); 3) высокий уровень персональной активности обучающихся, отсутствие принудительного характера, ос-нованность на собственной мотивации; 4) внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности, высокий личностный смысл обучения; 5) развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой деятельности; 6) развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира; 7) гибкость в организации и методах обучения; 8) организация отношений между участниками образовательного процесса на основе взаимного уважения, участии, демократической культуре» [3, с. 184].

Один из крупнейших отечественных исследователей непрерывного образования С. Г. Вер-шловский дает следующую характеристику неформального образования: «Пространственные возможности неформального образования делают его открытым, что в свою очередь подчеркивает вариативность, мобильность, инно-вационность, открытость, академическую свободу и близость к потребностям людей данной формы обучения» [4, с. 58].

В силу большой доли свободы обучающихся и вариативности форм обучения неформальное образование может осуществляться без присут-

ствия на рабочем месте через «...лекции, беседы, дискуссии, модерационные семинары, обучение путем открытия, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, моделирование, групповые задания, командная деятельность по разработке проектов, построение команды, дистанционное обучение, корпоративное обучение, обучение на открытом воздухе и взаимообуча-ющие (диалоговые) семинары и др.» [5, с. 213].

Таким образом, в качестве важнейших характеристик можно указать пластичность и открытость неформального образования, что позволяет ему быть как внутрифирменным, так и сетевым (при участии нескольких учреждений) элементом повышения квалификации педагогических работников и реализовываться на различных площадках.

На основании предложенных определений и сущностных черт неформального образования, можно утверждать, что движущей силой этой формы повышения квалификации является наличие автономного целеполагания субъектов образовательной деятельности: «Необходимым условием для возникновения и развития процесса неформального образования является выбор участника как проявление истинного интереса к той или иной проблеме или предмету познания» [3, с. 184].

Не менее важными факторами развития неформального образования и повышения квалификации являются его системность и целенаправленность [6, с. 190], которые указывают на наличие не только определенного порядка организации неформального образования, но и устойчивых во времени образовательных потребностей субъектов образовательной деятельности: «Проявление выбора или в традиционном понимании познавательного интереса в условиях неформального образования рассматривается не как разовое явление, а как источник постоянно возникающего возбуждения, следующего вслед за удовлетворенной образовательной потребностью» [3, с. 184].

В ходе теоретического изучения неформального повышения квалификации возникает вопрос о научно обоснованных инструментах его реализации на практике и интеграции с информальным образованием: «анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день отсутствуют исследования, направленные на разработку научных основ обучения

взрослых людей в условиях неформального образования» [7, с. 65]. В качестве инструментов реализации обосновывается проектная и научно-исследовательская деятельность, написание научных работ, участие в конкурсах профессионального мастерства, посещение кружков, центров, форумов. Рассмотрим в качестве ресурса неформального повышения квалификации профессиональные сетевые сообщества, созданные на базе социальной сети «ВКонтакте».

Сетевые сообщества педагогических работников можно определить как образовательное пространство профессиональной деятельности в сети, созданное для решения следующих задач: «создание и поддержка новых образовательных инициатив, профессиональное взаимодействие педагогов; оказание поддержки профессиональной деятельности учителя, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность; создание единого педагогического ресурса; развитие и реализация творческих способностей участников проектов» [8, с. 121]. Также выделяются основные принципы работы сетевых сообществ: «Открытость: доступность ресурсов всем членам сообщества; индивидуализация; идентификация участников: возможность анализа деятельности каждого участника; фолксономия: практика совместной категоризации информации; свобода выбора» [8, с. 122]. В качестве основных площадок организации сетевых сообществ педагогических работников указываются почта и список рассылки, телеконференции и вебинары, социальные сети, сайты, бло-ги, форумы и т. д.

Подчеркивается важность создания и использования профессиональных сетевых сообществ в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников: «сетевые профессиональные педагогические сообщества являются площадкой для эффективных образовательных и управленческих технологий в сфере дополнительного профессионального образования: как стимул профессионального роста педагогических работников с использованием дистанционных форм дополнительного профессионального образования, как инструмент повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, как ме-

ханизм развития творческой активности и профессионального мастерства педагогических работников...» [9, с. 33]. Необходимость создания и использования профессиональных сетевых сообществ также определяется такой задачей последипломного образования, как «формирование корпуса образовательных консультантов, которые смогут оказывать гражданам поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий» [6, с. 191].

Представленные выше характеристики сетевых сообществ позволяют предположить, что наиболее эффективными являются те сообщества, которые созданы на базе наиболее популярных (массовых) и востребованных обществом площадках. Такими площадками в телекоммуникационной сети Интернет, безусловно, являются социальные сети: «.не подлежит сомнению тот факт, что влияние социальных сетей на общество, потребителей и производителей в целом постепенно, но неуклонно растет, а отдельные аспекты их применения (в частности, формирование оптимальных маркетинговых коммуникаций) требуют научного обобщения и более пристального изучения» [10, с. 197].

Однако некоторые исследователи принципиально разделяют экспертные (профессиональные) и социальные сети: «В отличие от социальных сетей экспертные сети: 1) формируют свою иерархию на основе рейтингования достижений в области научной и практической деятельности пользователей методом коллегиальной оценки (как это сейчас происходит с присуждением степени на ученых советах); 2) предоставляют пользователю электронные инструменты для научной работы (электронные библиотеки и информационные базы данных, шаблоны документов для публикаций, средства поддержки верси-онности в коллективной работе и т. д.); 3) предоставляют пользователям возможность участия в оплачиваемых проведениях экспертизы, в подготовке методических и учебных материалов, в реализации глобальных проектов и т. д.» [11, с. 60]. Предложенные характеристики можно считать эталоном при формировании профессиональных сетевых сообществ педагогических работников, но автор разделяет профессиональное сообщество как построенное на научной основе, от социальных сетей, в которых преобладает развлекательных контент.

Тем не менее на современном этапе развития информационных технологий и системы повышения квалификации работников образования можно говорить о возможности интеграции социальных сетей и экспертных сообществ. У социальных сетей есть ряд преимуществ, которые позволяют использовать их как площадку для создания профессиональных сетевых сообществ: «социальные сети дают возможность взаимодействовать непосредственно с потребителями; обеспечивают конкретный состав аудитории, а также высокую оперативность управления рекламной кампанией и получения обратной связи; позволяют измерять эффективность и имеют более низкую стоимость контакта, по сравнению с другими маркетинговыми инструментами» [10, с. 197]. Приведенная цитата не связана с вопросами образования и повышения квалификации, но как нельзя лучше характеризует возможности социальных сетей для работы с целевой аудиторией.

О. Н. Ройтблат в качестве формата для реализации неформального повышения квалификации предлагает обучающиеся сообщества, создаваемые на различных площадках: «Основной идеей, реализованной в обучающихся сообществах, является идея совместного (взаимного) обучения» [6, с. 192]. Для реализации задач совместного обучения не принципиально, на какой платформе будет действовать это сообщество, а значит, есть все основания и возможности в качестве площадки использовать популярные социальные мессенджеры.

Таким образом, сущностные черты неформального повышения квалификации и профессиональных сетевых сообществ, созданных в социальной сети «ВКонтакте» (открытость, мобильность, гибкость, доступность, интерактивность, самоорганизация, управляемость) практически совпадают, что позволяет рассматривать возможности данного ресурса в качестве инструмента развития неформального образования и интеграции неформального, формального и информального повышения квалификации. Возможности сетевых профессиональных педагогических сообществ (в том числе созданных на базе ВК) как инструмента создания условий для поддержки непрерывного образования и личностного развития педагога уже является предметом изучения отечественными

исследователями. Однако еще не были в должной мере изучены системообразующие основы профессиональных сетевых сообществ, созданных на базе сети «ВК».

Важным фактором, позволяющим использовать ресурсы социальных сетей в системе неформального повышения квалификации, является специфика организации виртуальной среды: «.работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в нашем мозгу. Мы испытываем приятные эмоции каждый раз, когда читаем доброжелательный комментарий под своей фотографией, получаем „лайк", когда кто-то оставляет положительный отзыв и т. д. Желание повторного получения этих эмоций несет нас вновь на просторы социальных сетей, заставляя там проводить все больше и больше времени» [12, с. 428-429]. Несмотря на общий замысел публикации - показать опасность зависимости от социальных сетей, - исследователи констатируют важнейший факт: при общении в виртуальной и реальной среде включаются одни и те же биологические и социальные стимулы-реакции. Социальные сети (в самом широком смысле этого понятия) развиваются по определенным закономерностям, вне зависимости от того, в материальном или виртуальном пространстве это происходит2, и механизмы зависимости реализации социально обусловленных потребностей от положительных подкреплений (вознаграждений) в виртуальной и реальной среде тоже одинаковые3. Интернет-сообщество, формируется более ускоренно с помощью искусственных средств. Это позволяет конструировать ту среду, которая необходима для решения определенных задач, в том числе образовательных. Механизмы влияния этой среды на личность и профессиональные качества человека будут такими же, как в любой другой социальной среде.

Рассмотренные теоретические аспекты неформального образования и профессиональных

2 Дофаминовая власть и оппозиция в смартфоне. URL: https://nv.ua/opinionMiyame-socsetey-i-dofamin-kakoy-budet-vlast-v-smartfone-50051047.html.

3«Дешевый дофамин» - обострение зависимости от социальных сетей. URL: https://tjournal.ru/internet/ 159234-deshevyy-dofamin-obostrenie-zavisimosti-ot-socialnyh-setey.

сетевых сообществ позволили выдвинуть следующие гипотезы (положения), ставшие ориентиром исследования:

1. Необходимым условием эффективности неформального повышения квалификации является его интеграция с формальным и инфор-мальным образованием.

2. Профессиональные сетевые сообщества педагогических работников, созданные на базе социальной сети «ВКонтакте», соответствуют всем сущностным характеристикам неформального повышения квалификации.

3. Организация профессиональных сетевых сообществ педагогических работников в социальной сети «ВКонтакте» является эффективным ресурсом для развития неформального образования и интеграции его с информальным повышением квалификации.

4. Системообразующим механизмом профессионального сетевого сообщества, делающим его инструментом неформального повышения квалификации, является баланс модера-ции и самоорганизации.

На основании проведенного анализа научной литературы, можно сформулировать ключевые определения основных терминов исследования, на которые мы будем опираться при описании результатов.

Неформальное повышение квалификации -целенаправленная, как систематическая, так и не систематическая, деятельность по совершенствованию профессиональных и личностных компетенций педагогическими работниками, осуществляемая за пределами официальной образовательной системы, но тесно с ней связанная.

Профессиональное сетевое сообщество -интерактивная профессиональная площадка для обмена знаниями, в том числе интерактивное пространство совместной деятельности экспертов, профессионалов в определенной предметной области, направленное на решение определенных профессиональных задач и построенное в соответствии с принципами сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие - форма организации деятельности по совместному использованию ресурсов.

Образовательная сеть - совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образова-

тельные ресурсы с целью повышения эффективности и качества образования.

Понятие «профессиональное сетевое сообщество» можно использовать в двух значениях:

1. Интерактивный информационный ресурс.

2. Форма организации профессиональной деятельности по совместному использованию информационных ресурсов.

В ходе описания результатов исследования, мы будем пользоваться такими терминами, как механизм, ресурс и инструмент применительно к профессиональным сетевым сообществам в контексте неформального повышения квалификации. Мы рассматриваем механизм как внутреннее устройство, приводящее систему в действие; ресурс как средство, к которому обращаются в случае необходимости; а инструмент как орудие, которое воздействует на предметы и изменяет их.

Также при описании сущностных основ профессиональных сетевых сообществ мы в связке будем использовать понятия качество, свойство и принцип. Качество можно рассматривать как существенный признак вещи; свойство как внешнее проявление качества, то, что отделяет один предмет от другого или объединяет их; принцип как ориентир для организации деятельности. Например, открытость может быть качеством, как внутренне присущий сетевым сообществам признак может быть свойством, как отличительная особенность, и может быть принципом как ориентир для организации деятельности.

Методология (материалы и методы)

Основой методологии исследования стали методы изучения и анализа литературы, аналитического обобщения, прогнозирования, абстрагирования, аналогии, измерения, синтезирование данных, обобщение, моделирование, аналогии, статистической обработки полученной информации. Эмпирическим основанием исследования стали данные, полученные в результате изучение работы двух профессиональных сетевых сообществ Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, созданных на базе социальной сети «ВКонтакте»: «ЧИППКРО. Институт повышения квалификации» (https://vk.com/ipk74ru) и «Низкомотивированные, слабоуспевающие обучающиеся» (https://vk.com/club195981761).

Результаты и их описание

На основании проведенного анализа научных публикаций по интересующей нас проблеме и изучения работы действующих профессиональных сетевых сообществ, в том числе созданных на базе ГБУ ДПО ЧИППКРО, были получены следующие результаты.

Профессиональные сетевые сообщества, при соответствующей модерации, могут выполнять функцию системообразующего механизма организации и совершенствования системы неформального образования в контексте повышения квалификации педагогических работников. Профессиональные сетевые сообщества педагогических работников, созданные на базе социальной сети «ВКонтакте», представляют собой специфическую образовательную среду, которая наиболее полно отражает комплекс сущностных качеств и принципов неформального образования: открытость, самоорганизация, большая доля свободы и самостоятельности субъекта, пластичность, интерактивность, комфортность, мотивированность участников, управляемость, ответственность субъекта за результаты обучения, взаимное уважение участников образовательной сети, отсутствие регламента или четких временных рамок выполнения каких-либо процедур, разнообразие и вариативность форм организации образовательных событий, вариативность ролей участников сети (эксперт, обучающийся, обучающий) и т. д.

Для того чтобы наиболее корректно обосновать возможности профессиональных сетевых сообществ в системе неформального повышения квалификации, следует систематизировать вышеуказанные качества, рассмотрев подробно каждое из них и выделить некий базовый принцип, лежащий в основе работы сетевых сообществ.

Нами было установлено, что отличительной особенностью эффективных профессиональных сетевых сообществ является баланс самоорганизации и модерации. Принцип баланса самоорганизации и модерации, на наш взгляд, и является тем основанием, на котором должна строиться работа профессиональных сетевых сообществ, включая формирование, функционирование и развитие. Также единство самоорганизации и модерации (управляемости) является тем условием организации сети, которое

объединяет указанные свойства профессиональных сетевых сообществ, созвучные сущностным качествам неформального образования, в некую единую систему.

Самоорганизация предполагает способность системы сохранять порядок и структуру элементов за счет внутренних факторов, при условии, что внешние явления могут оказывать как стимулирующее, так и подавляющее воздействия. Самоорганизация отражает логику всех эволюционных процессов: неупорядоченное (хаотическое) движение плюс естественный отбор. Модерация, в свою очередь, означает возможность сознательно инициировать и систематизировать процессы и направлять их на достижение определенных целей и задач.

Единство самоорганизации и модерации обеспечивает реализацию следующих базовых качеств, позволяющих профессиональным сетевым сообществам быть эффективным ресурсом развития системы неформального повышения квалификации: открытость, доступность, большая доля свободы и самостоятельности субъекта, пластичность, интерактивность, мобильность, комфортность, мотивированность участников, ответственность субъекта (участника сети) за результаты обучения, управляемость, взаимное уважение участников образовательной сети.

Такое качество, как открытость, имеет несколько проявлений. Во-первых, вступление в сообщество или просмотр материалов является простейшей элементарной функцией, умещающейся в один клик компьютерной мышью. Для этого достаточно иметь свой профиль в социальной сети «ВКонтакте». Наличие дополнительных процедур регистрации и заполнения соответствующих анкет может определяться в зависимости от специфики сообщества, его целевой направленности, внутренней политики модераторов сообщества и т. д. Во-вторых, открытость можно рассматривать как ценность и принцип организации деятельности участников сообщества: готовность к инновациям, свободный обмен информацией и знаниями, открытое обсуждение проблем, выражение своей точки зрения, отсутствие двойных стандартов ведения дискуссии, проявление интереса к собеседнику, полное предоставление информации и т. д. В-третьих, визуально понятный и структурированный интерфейс социаль-

ной сети «ВКонтакте» вообще и сетевого сообщества в частности. В-четвертых, открытость системы внешним воздействиям.

Следующее близкое по сути качество к открытости - доступность. Как и открытость, доступность в контексте работы профессионального сетевого сообщества можно рассматривать в нескольких значениях. В первом значении доступность соприкасается с открытостью: к примеру, реализация модераторами принципа открытости, при организации работы профессионального сетевого сообщества, формирует такое качество, как доступность в глазах пользователей сообщества. Здесь имеется в виду техническая возможность беспрепятственного ознакомления с информацией и ее использования для пользователей/посетителей (чтение, скачивание, копирование). Также доступность может быть неким ценностным ориентиром в процессе коммуникации участников сообщества: все материалы научно-методического характера, архивируемые сообществом, должны быть доступны участникам и (на усмотрение модераторов сообщества) всем заинтересованным в этой продукции пользователям; также модераторы следят за доступностью информации при наполнении контента, а участники сообщества - за доступностью изложения собственных мыслей при написании комментариев и т. д.

Степень самостоятельности субъекта определяется пониманием своих профессиональных и личностных потребностей. А участники профессиональных сетевых сообществ, как правило, педагогические работники с уже сформировавшимися механизмами самоопределения и самоуправления. Проявляется самостоятельность в свободе выбора средств и форм профессионального обучения, наличии собственной профессиональной (экспертной) точки зрения. Свобода субъекта сообщества неразрывно связана с его ответственностью за результаты обучения. Каждый участник может сам определять степень своей активности в сообществе, участия в обсуждении и экспертизе тех или иных материалов, использовании научно-методических и информационных продуктов, предлагаемых модераторами и другими участниками сети. В силу этого, как правило, в большинстве профессиональных сетевых сообществ отсутствуют регламенты или четкие

временные рамки выполнения каких-либо процедур. Но могут и присутствовать, в зависимости от цели, с которой было создано объединение. Что тоже соответствует сущности неформального повышения квалификации.

Проблема мотивации частично остается за рамками деятельности профессионального сообщества, поскольку вступление в сообщество и нахождение в нем уже основывается на некой стартовой мотивации. А вот дальнейшее совершенствование мотивации зависит от внутренних и внешних стимулов: от активности и целеполагания самого субъекта и от качества модерации сообщества.

Пластичность также может рассматриваться как свойство и принцип. Как показала практика, профессиональные сетевые сообщества:

1. Могут быть эффективным организационным ресурсом при условиях работы в дистанционном режиме. В 2020/21 году, в условиях пандемии, созданные в рамках проекта поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, три сетевых сообщества педагогических работников выполняли функции методических объединений соответствующей тематической направленности.

2. Позволяют создавать мобильные площадки для обмена знаниями. В созданных на базе социальной сети «ВКонтакте» профессиональных сообществах педагогических работников участникам и подписчикам сети предоставлена функция «Предложить новость». Также подписчики могут оставлять комментарии к размещаемым на стене сообщества материалам, где в качестве подтверждения своего суждения могут прикрепляться ссылки на те или иные информационные ресурсы.

3. Предоставляют возможность проводить различные социально-педагогические эксперименты, исследования и конкурсы. Также организаторы сообщества могут апробировать технологии таргетинга и умной ленты при работе со своей целевой аудиторией с соответствующей оценкой эффективности такого метода.

4. Являются эффективными дискуссионными площадками.

Как показывает практика работы сетевых сообществ, участникам проще оставлять комментарии и участвовать в дискуссиях в виртуальной среде, чем участвовать в очных меро-

приятиях (конференция, круглый стол, фокус-группа и т. д.).

5. Позволяют аккумулировать те или иные знания, практики, методики работы и выполнять, таким образом, могут функцию «архива», «научно-методической копилки», «репо-зитория». Все материалы и обсуждения сохраняются в соответствующих закладках, которые всегда можно найти по хештегам и ключевым словам и использовать самым различным образом.

Все вышеперечисленные особенности отражают одно общее свойство пластичности: способность системы приспосабливать новые структуры для исполнения функций поврежденных или недействующих временно. Пластичность также может быть принципом моде-рации и организации деятельности сообщества.

С пластичностью неразрывно связаны мобильность и интерактивность. Интерактивность включает в себя быстроту и удобство использования сети, удобные функции для взаимодействия с участниками сети, наличие форумов, обсуждений, комментариев, качество обратной связи (соответствие правилам этикета, корректность, информативность, содержательность и т. д.). Возможности социальной сети «ВКон-такте» предоставляют множество вариантов организации обратной связи между участниками сообщества. Это сообщение, комментарий, функции просмотр, лайк и репост, указанные выше формы организации экспериментов, исследований, конкурсов и т. д. Неотъемлемой характеристикой работы всей системы является мобильность, что значительно повышает эффективность работы сообществ. Размещение различных материалов в социальной сети, также как обмен информацией и обратная связь, осуществляются достаточно быстро и не требуют больших финансовых затрат. Мобильность предполагает быстрый поиск информации, оптимальное время загрузки элементов сети, удобная и понятная навигация. Это делает сетевые сообщества «ВКонтакте» конкурентоспособной альтернативой сайтам образовательных организаций, различным порталам и другим информационным ресурсам телекоммуникационной сети Интернет.

Немаловажным аспектом функционирования профессионального сообщества является комфортность социальной сети для пользовате-

лей. Подавляющее количество участников и подписчиков сообщества адаптированы к социальной сети «ВКонтакте», которая представляет собой для целевой аудитории комфортную среду обитания со знакомым интерфейсом, функциями, визуальным рядом и т. д. В некотором смысле стираются грани между профессиональным и личностным аспектом коммуникации в сообществе, что также открывает ряд возможностей для интеграции неформальное и информальное повышение квалификации в сети. В ходе изучения работы эффективных профессиональных сетевых сообществ, в том числе созданных на базе ГБУ ДПО ЧИППКРО, были выявлены некие общие правила и принципы деятельности сообщества, делающие его более эффективным и соответствующим решению тех задач неформального повышения квалификации, о которых мы говорили выше.

Правила и принципы работы сетевого сообщества / методического объединения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Модерируемость. Модератор - это человек или группа лиц, ответственных за ведение группы.

Основные функции модератора: определять целевую аудиторию, исследовать интересы и поведение целевой аудитории, проектировать и проводить конкурсы, опросы, эксперименты, проводить экспертизу материалов и т. д.

2. Предметная направленность. Если группа создана для обсуждения вопросов освоения определенных педагогических компетенций, то модератор обязан формировать контент в соответствии с главной тематической направленностью.

3. Отсутствие «флудов» (однотипных нетематических сообщений), «флеймов» (спор ради спора), «троллинга» (формы социальной провокации и издевательства), «шейминга» (означает стыдить или унижать кого-либо).

4. Опора преимущественно на научные источники при наполнении контента. Модераторы и участники сообщества при наполнении контента и обмене информацией, должны ориентироваться на доказательные исследования, содержащие экспериментальные данные.

5. Верифицируемость размещаемых материалов. Любое педагогическое или управленческое решение, предлагаемое участниками сообщества, должно быть воспроизводимо, проверяемо, применимо и изучаемо.

6. Принцип достаточного основания или доказательность (proof) размещаемых материалов и суждений применительно к их содержанию. Это означает, что любое необоснованное или бездоказательное суждение модератора, участника сообщества или подписчика может быть отвергнуто или проигнорировано.

Наличие правил и принципов, различные акценты на их соблюдении зависят от целевой и тематической направленности сообщества. Точно так же, как общий процесс формирования контента. Если сообщество носит информационно-просветительскую направленность, то в нем возможна большая доля репостов, анонсов образовательных событий и мероприятий, научных новинок или разработок в той или иной области. Если объединение создано с целью освоения новых метапредметных компетенций, таких как, в нашем случае, технологии работы с низкомотивированными и слабоуспевающими обучающимися, то увеличивается доля публикуемых в сообществе научных исследований и методических материалов, которые участники сети могли бы изучить и аккумулировать в собственный профессиональный опыт. Стоит отметить, перед модераторами сетевых сообществ стоит достаточно сложная задача в области модериро-вания сообществ с низкими барьерами вступления и большим количеством участников.

Здесь особое значение имеет контроль за наполняемостью сообщества непосредственно целевой аудиторией. Также у модераторов есть возможность отслеживать статистику сообщества, которая обрабатывается автоматически и отражает динамику активности, географические, возрастные, половые параметры посетителей и участников сообщества. Данные статистики могут использоваться не только при формировании и корректировке контента, но и при составлении портрета целевой аудитории. Показатель активность позволяет увидеть основные данные о размещенных в сообществе постах, а именно количество лайков, репостов,

комментариев, и сделать вывод о том, какие посты вызывают больше реакции у подписчиков и друзей. Соответственно, чем детальнее будет собрана статистика поведения целевой аудитории, тем проще будет создавать качественный и актуальный контент с использованием технологий таргетинга и умной ленты. Для соблюдения баланса контента и решения некоторых вышеназванных задач модераторами могут использоваться такие инструменты, как контент-план (табл. 1) и рубрикатор контента (табл. 2), которые разрабатываются модераторами и утверждаются руководителем проекта (при наличии такового), в рамках которого было создано сетевое сообщество.

Также администратор и модератор в соответствии с общими задачами и целевой направленностью сообщества могут определять критерии участия, к которым относятся различные формы активности участников сообщества и которые могут использоваться при управлении профессиональной сетью или в качестве показателей эффективности работы профессионального сетевого сообщества.

С целью улучшения качества модерации сетью ответственные за ведение группы могут определять критерии эффективности работы сетевого сообщества. Так же как правила работы, критерии участия и контент-план, критерии эффективности определяются в соответствии с направленностью сообщества и изучением деятельности аналоговых групп.

На основании анализа положительного опыта работы многих профессиональных сетевых сообществ, в том числе созданных на базе ГБУ ДПО ЧИППКРО, мы выделили ряд критериев для оценки эффективности/неэффективности работы профессионального сетевого сообщества педагогических работников:

1. Количество активных участников.

2. Длительность существования сетевого сообщества, а также регулярность размещения материалов/постов.

Таблица 1

Дата/ день недели (примерно) Тема Размещаемые/прикрепляемые материалы Примечания/комментарии

текст аудио видео фото

Таблица 2

Организационно-коммуникационный Информационно-просветительский Имиджевый/ репутационный Полезный

Опросники, викторины, конкурсы, анкетирование, голосования, обсуждения Размещение актуальной для сообщества информации (текст, аудио, видео, фото) Размещение (ссылки на файлы) грамот, патентов, лицензий, благодарностей, фото участников сообщества Размещение (ссылки на материалы) практико-ориентированной продукции

3. Динамика деятельности внутри сетевого сообщества (репосты записей, комментарии, обсуждения, отзывы, вопросы).

4. Визуальное оформление сообщества в соответствии с интерфейсом социальной сети «ВКонтакте» и брендбуком образовательной организации, на базе которой создано сетевое сообщество.

5. Культурная составляющая (соблюдение норм и правил поведения в сообществе, речевая культура).

Взаимное уважение участников образовательной сети может быть изначальным условием, ценностью или целью профессионального сетевого сообщества. Как правило, участники профессиональных сетевых сообществ - это контингент, который, в силу возраста и специфики профессии, в отличие от детей и подростков, владеет в должной мере базовыми навыками культурного общения в социуме и вполне способен транслировать эти навыки в виртуальную среду. Прецеденты отклонения от нормы, как правило, редки и незначительны.

6. Методическая составляющая. Профессиональное сетевое сообщество должно обеспечивать квалифицированную методическую помощь участникам сети в осуществлении своей профессиональной деятельности.

7. Информационно-коммуникационная составляющая. Это качество и скорость обратной связи, своевременное информирование участников сети об образовательных событиях и фактах.

8. Наличие механизмов вовлечения в сетевые сообщества: организация и проведение профессиональных конкурсов, совместная реализация научно-прикладных проектов, оказание методической и консультативной помощи и поддержки педагогам в режиме

онлайн, наличие возможностей для обмена знаниями между педагогами с целью повышения их профессиональной компетентности и т. д.).

9. Разнообразие видов и форм организации совместной деятельности с целевой аудиторией, не противоречащих целям и задачам сообщества.

10. Востребованность контента. Количество просмотров, количество активных посетителей, количество скачиваний, количество комментариев и отзывов.

Сетевые сообщества, созданные на базе «ВКонтакте», позволяют модераторам и организаторам Сети определять новообразования в основных аспектах ведущей деятельности, зону ближайшего развития участников (пользователей) и целенаправленно на нее воздействовать.

Применительно к вопросам повышения квалификации педагогических работников целесообразно считать ведущей именно профессиональную деятельность, под новообразованиями рассматривать возникшие в результате работы в сообществе компетенции и потребности, а под зоной ближайшего развития - актуальные и реалистичные перспективы развития профессиональной деятельности.

Если организатором сообщества выступает институт повышения квалификации педагогических работников, то использование закономерностей и принципов работы профессиональных сетевых сообществ может превратиться в управляемый инструмент развития неформального повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования. Ниже представлено возможное соотношение компонентов, новообразований и зон ближайшего развития в ведущей деятельности.

Таблица 3

Компоненты ведущей деятельности / профессиональной деятельности Новообразования Зона ближайшего развития

Когнитивный Критическая установка при работе с различными источниками информации. Потребность в повышении логической культуры мысли Повышение научно-методической компетентности. Совершенствование навыка здоровой самокритики

Коммуникативный Потребность в лаконичном и корректном выражении собственных мыслей. Требовательное отношение к собственной устной и письменной речи. Умение выстраивать коммуникацию с различными собеседниками Умение выражать свои мысли и суждения в понятных для собеседника формах. Овладение практическими правилами и навыками аргументированной беседы. Умение замечать в суждениях собеседника логические ошибки, когнитивные искажения

Деятельностный Потребность в повышении ИКТ-компетентности. Владение современными поисковыми системами и базами данных. Потребность в освоении новых видов, форм и методов профессиональной деятельности Овладение навыками создания и оформления более сложных, чем прежде, интеллектуальных конструкций. Развитие умения самостоятельно планировать и проводить педагогические исследования, в соответствии с которыми корректировать содержание и методику своей профессиональной деятельности

В данном направлении организации деятельности, сетевое сообщество решает проблему профессиональной адаптации педагогических работников. Учитывая динамику инновационных процессов в образовании, проблема профессиональной адаптации актуальна не только для начинающих педагогических работников.

Быть в курсе современных образовательных трендов, изменений в педагогике, осваивать новые виды и методы деятельности, и соотносить свое профессиональное видение с видением тех же процессов коллег по профессии - актуально для всех возрастных категорий педагогических работников. Есть возможность получать консультации от специалистов (коллег, модераторов и т. д.).

Например, в созданных на базе проекта поддержки школ сообществах, существует устойчивая практика, когда модератор, отвечая на вопрос участника сообщества, обращается за консультацией к специалисту института, который компетентен в данном вопросе.

К сожалению, объективный мониторинг непосредственного влияния профессиональных сетевых сообществ на личностные и профессиональные качества педагогических работников осложняется невозможностью изолировать испытуемого от всех сопутствующих и присутствующих синхронно воздействий среды. Однако комплексное использование рассмотренных выше форм организации деятельности, данных статистики, обратной связи и критериев эффективности дает возможность построить полноценную и эффективную систему неформального повышения квалификации средствами профессиональных сетевых сообществ.

Обсуждение

Долгое время бытовало представление о том, что социальная сеть «ВКонтакте» - это площадка для праздного времяпрепровождения, а не конструктивной деятельности. Ближайшее знакомство подтверждает сложившиеся представления: низкопробный контент «на поверхности», обилие интимных подробностей, поток взаимных оскорблений пользователей,

море троллинга, шейминга, буллинга. К тому же именно социальная сеть «ВКонтакте» стала порождать в общественном сознании такие мистические явления, как «Синий Кит», различные группы смерти и так далее. Больше приходится слышать и читать статьи на тему «как социальные сети убивают мозг», «угрозы зависимости от социальных сетей» и так далее.

На самом деле ничего удивительного в таких процессах нет: любая искусственно не облагораживаемая среда (в том числе виртуальная) очень скоро становится непригодной для продуктивной деятельности.

Видимое преобладание информационного мусора над качественными интеллектуальными продуктами, объясняется просто: легкий контент более популярен и потребляем, чем сложный, в силу естественного нежелания человека понапрасну утруждаться. Технология «умной ленты» нивелирует эту проблему, но не отменяет закономерность.

В настоящее время есть достаточное основание считать скептическое отношение к социальной сети «ВКонтакте» разновидностью тех-нофобий и сопротивлений инновациям. Как было отмечено выше, данная сеть представляет собой такую же среду обитания, как и любая другая площадка для коммуникации и совместной деятельности, и влияние ее на пользователей отвечает общим критерием воздействия социума на человека. Соответственно, дело не в отрицательных качествах сети, а в том, насколько мы можем адаптировать эту виртуальную среду обитания под образовательные и производственные задачи.

Нет никаких препятствий замещать развлекательный контент полезным по собственному усмотрению и использовать социальные сети как ресурс неформального и информального повышения квалификации. Социальная сеть «ВКонтакте» предоставляет модераторам целый комплекс возможностей превращать различные информационные объекты в образовательные феномены влиять на развитие личных и профессиональных качеств педагогических работников.

Заключение

Анализ литературы по теме исследования позволил сделать вывод о том, что практические аспекты неформального образования и инструменты его интеграции с информальным

повышением квалификации в настоящий момент недостаточно изучены. Были выявлены сущностные характеристики неформального образования и установлено их сходство с качествами и принципами функционирования профессиональных сетевых сообществ.

В рамках проведенного исследования был обоснован тезис о том, что профессиональные сетевые сообщества педагогических работников, созданные на базе социальной сети «ВКон-такте», могут быть эффективным ресурсом для развития неформального образования и инструментом интеграции неформального и ин-формального повышения квалификации.

Было установлено, что социальная сеть «ВКонтакте» предоставляет комплекс возможностей организовать работу профессионального сетевого сообщества в качестве ресурса для неформального повышения квалификации. Также было выявлено, что в силу ряда технологических и структурных особенностей работа в профессиональном сетевом сообществе «ВКонтакте» стирает грани между личным и профессиональным пространством, что делает сообщество более эффективным и открывает возможности для интеграции неформального и информального образования.

На основании сравнительного анализа и изучения опыта эффективных профессиональных сетевых сообществ, в том числе созданных на базе ГБУ ДПО ЧИПККРО, было установлено, что системообразующим механизмом профессионального сетевого сообщества, делающим его инструментом неформального повышения квалификации, является баланс модера-ции и самоорганизации.

Были выявлены и описаны эффективные способы планирования, управления, оценки качества и влияния профессиональных сетевых сообществ на личностные и профессиональные компетенции педагогических работников.

На основании постулатов педагогической теории о роли ведущей деятельности и зон ближайшего развития в обучении нами была обоснована возможность инструментального использования профессиональных сетевых сообществ для формирования новообразований в ведущей/профессиональной деятельности педагогических работников и определения соответствующих зон актуального и ближайшего развития.

Таким образом, исследуемая нами тема указывает на возможность использования в системе неформального и информального повышения квалификации педагогических работников профессиональных сетевых сообществ в качестве отвечающих современным требованиям инструментов развития последипломного образования.

Библиографический список:

1. Иванова, О. А. Использование неформального образования в системе дополнительного профессионального образования педагогов / О. А. Иванова. - Текст : непосредственный // Академия профессионального образования. - 2015. - № 11. - С. 25-28.

2. Макарский, А. М. Неформальное образование: современный контекст / А. М. Макарский, Н. Е. Самсонова. - Текст : непосредственный // ПРО-ДОД. - 2018. - № 5 (17). - С. 74-81.

3. Бахичева, О. А. Преимущества и недостатки неформального образования в условиях модернизации Российского образования / О. А. Бахичева. - Текст : непосредственный // Материалы Всероссийской научно -практической конференции с международным участием. - 2019. - С. 183-188.

4. Вершловский, С. Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена / С. Г. Вершловский. - Санкт-Петербург : СПб АП-ПО, 2008. - С. 155. - Текст : непосредственный.

5. Ройтблат, О. В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования / О. В. Ройтблат. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры и образования. - 2009. -№ 7-2 (19). - С. 210-213.

6. Ройтблат, О. В. Новый взгляд на систему дополнительного образования взрослых через призму неформального образования / О. В. Ройтблат. - Текст : непосредственный // Омский научный вестник. - 2012. - № 5 (112). -С.190-192.

7. Марголина, Ж. Б. Неформальное образование в контексте организации непрерывного профессионального образования в современных условиях / Ж. Б. Марголина, Н. А. Шумилова. - Текст : непосредственный // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2018. - № 2. - С. 62-68.

8. Воротникова, И. П. Создание сетевых сообществ для профессионального развития педагогов / И. П. Воротникова. - Текст : непосредственный // Материалы XI Международной научно-практической конференции / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Московская высшая школа социальных и экономических наук. - 2014. - С. 120-125.

9. Ешкилев, Ю. Б. Использование потенциала сетевых профессиональных педагогических сообществ в деятельности государственных организаций дополнительного профессионального образования / Ю. Б. Ешкилев, Н. В. Наумова. - Текст : непосредственный // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. - 2020. -№ 38.- С. 25-34.

10. Жучков, В. В. Преимущества использования социальных сетей в маркетинговых коммуникациях / В. В. Жучков, Ю. О. Алтунина. -Текст : непосредственный // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 1, № 1. -С. 196-201.

11. Славин, Б. Б. Ноосорсинг как технология формирования «Науки 2.0» / Б. Б. Славин. -Текст : непосредственный // Современные информационные технологии и ИТ-Образование. - 2011. - № 7. - С. 60-71.

12. Горбунов, В. И. Социальные сети - польза или вред? / В. И. Горбунов, М. К. Дуван-ская. - Текст : непосредственный // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетент-ностный подход. - 2017. - Т. 1. - С. 426-432.

References:

1. Ivanova, O. A. The use of non-formal education in the system of additional professional education of teachers [Ispol'zovanie neformal'nogo obra-zovaniya v sisteme dopolnitel'nogo profession-al'nogo obrazovaniya pedagogov], Academy of Professional Education, 2015, No. 11, pp. 25-28.

2. Makarsky, A. M., Samsonova, N. E. Nonformal education: a modern context [Neformal'noe obrazovanie: sovremennyj kontekst], PRO-DOD, 2018, No. 5 (17), pp. 74-81.

3. Bakhicheva, O. A. Advantages and disadvantages of non-formal education in the conditions of modernization of Russian education [Preimush-chestva i nedostatki neformal'nogo obrazovaniya v

usloviyah modernizacii Rossijskogo obrazova-niya], Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, 2019,pp.183-188.

4. Vershlovsky, S. G. Continuous education: historical and theoretical analysis of the phenomenon [Nepreryvnoe obrazovanie: istoriko-teoreticheskij analiz fenomena], Saint Petersburg: SPb AP-PO, 2008, p. 155.

5. Roitblat, O. V. Formal adult education in the system of professional development by means of non-formal education [Formal'noe obrazovanie vzroslyh v sisteme povysheniya kvalifikacii sredstvami neformal'nogo obrazovaniya], The world of science, culture and education, 2009, No. 7-2 (19), pp. 210-213.

6. Roitblat, O. V. A new look at the system of additional adult education through the prism of non-formal education [Novyj vzglyad na sistemu dopolnitel'nogo obrazovaniya vzroslyh cherez prizmu neformal'nogo obrazovaniya], Omsk Scientific Bulletin, 2012, No. 5 (112), pp. 190-192.

7. Margolina, Zh. B., Shumilova, N. A. Nonformal education in the context of the organization of continuous professional education in modern conditions [Neformal'noe obrazovanie v kontekste organizacii nepreryvnogo professional'nogo obra-zovaniya v sovremennyh usloviyah], Bulletin of Nizhnevartovsk State University, 2018, No. 2, pp.62-68.

8. Vorotnikova, I. P. Creation of network communities for the professional development of teachers [Sozdanie setevyh soobshchestv dlya pro-

fessional'nogo razvitiya pedagogov], Materials of the XI International Scientific and Practical Conference. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow Higher School of Social and Economic Sciences, 2014, pp.120-125.

9. Yeshkilev, Yu. B., Naumova, N. V. The use of the potential of network professional pedagogical communities in the activities of state organizations of additional professional education [Ispol'zovanie potenciala setevyh professional'nyh pedagogicheskih soobshchestv v deyatel'nosti gosudarstvennyh organizacij dopolnitel'nogo pro-fessional'nogo obrazovaniya], Collection of works on the problems of additional professional education, 2020, No. 38, pp. 25-34.

10. Zhuchkov, V. V., Altunina, Yu. O. Advantages of using social networks in marketing communications [Preimushchestva ispol'zovaniya social'nyh setej v marketingovyh kommunikaci-yah], Advances in modern science and education, 2017, Vol. 1, No. 1, pp. 196-201.

11. Slavin, B. B. Noosourcing as a technology for the formation of "Science 2.0" [Noosorsing kak tekhnologiya formirovaniya "Nauki 2.0"], Modern information technologies and IT Education, 2011, No. 7, pp. 60-71.

12. Gorbunov, V. I., Duvanskaya, M. K. Social networks-benefit or harm? [Social'nye seti - pol'za ili vred?], Formation of the humanitarian environment in the university: innovative educational technologies. Competence approach, 2017, Vol. 1, pp. 426-432.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.