УДК 371 "731"
йО! 10.23951/2307-6127-2018-2-76-82
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА И ГРУППЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
О. Р. Нерадовская
МБОУ «СОШ№ 78», Северск
Представлен результат теоретического и экспериментального исследования вопросов неформального образования педагогов системы общего образования. Данный вид образования обладает способностью наиболее полной реализации идеи непрерывного образования в течение всей жизни. В работе уточнено содержание понятия «неформальное профессиональное сообщество». Определены ключевые признаки неформальных профессиональных сообществ в сопоставлении с группами повышения квалификации педагогов системы общего образования на основании характеристики вида образования, особенностей создания, деятельности, взаимодействия участников и т. д.
В процессе работы применялся андрагогический подход, дающий возможность учитывать научные основы обучения взрослых, предполагающий ориентировку на профессиональное развитие педагогов. Методы сравнения и экспертных оценок позволили выявить значимые признаки неформальных профессиональных сообществ и групп повышения квалификации педагогов системы общего образования (дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования). Результаты исследования можно использовать в научно-методических рекомендациях по оптимальной организации работы неформальных профессиональных сообществ, а также групп повышения квалификации.
Ключевые слова: неформальное образование, профессиональное сообщество, повышение квалификации, педагоги системы общего образования.
Заметной тенденцией развития общего образования в настоящее время стало использование ресурсов неформального образования, различные аспекты которого рассматривали Н. Н. Букина, И. М. Дубовик, М. Н. Поволяева, И. Н. Попова, И. К. Скрынник и др. [1-4]. Результатом неформального образования, по мнению Т. В. Мухлаевой, О. В. Ройтблат и других исследователей, является приращение образовательного потенциала, способного наиболее полно реализовать идею непрерывного образования в течение всей жизни [5, 6]. При этом одной из актуальных форм взаимодействия педагогов системы общего образования в условиях неформального образования выступает неформальное профессиональное сообщество. Исследования С. Б. Матвеевой, Н. П. Рыбникова, Н. А. Скворцовой и других авторов направлены на изучение деятельности отдельных сообществ. Однако на первый план выступает проблема отсутствия научных исследований особенностей функционирования неформальных профессиональных сообществ в сопоставлении с формальными группами.
Цель статьи - определение отличительных признаков неформальных профессиональных сообществ и групп повышения квалификации педагогов системы общего образования. В работе используется андрагогический подход, ориентирующий на научные основы обучения взрослых, предполагающие такое содержание, которое направлено на профессиональное развитие педагогов. Методы сравнения и экспертных оценок позволяют выявить существенные признаки неформальных профессиональных сообществ и групп повышения
квалификации педагогов системы общего образования (дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования).
На основе анализа научно-методической литературы авторы интерпретируют неформальное профессиональное сообщество как форму совместной профессиональной деятельности педагогических работников системы общего образования, предполагающей развитие профессионализма ее участников в процессе достижения единой цели в рамках неформального образования [7-9]. Такие сообщества могут появляться спонтанно или в результате планирования педагогической деятельности с целью решения определенной профессиональной задачи. Они могут создаваться по инициативе их участников или по административному поручению. В целом неформальные профессиональные сообщества обладают рядом особенностей в отличие от групп повышения квалификации, функционирующих в рамках формального образования.
Перейдем теперь к рассмотрению отличительных признаков обозначенных сообществ и групп повышения квалификации, которые были определены с помощью мнения экспертной группы, состоящей из руководителей сообществ (рабочих групп, проблемно-творческих групп и творческих групп) и координаторов групп повышения квалификации. С помощью метода ранжирования были выявлены наиболее часто встречаемые признаки неформальных профессиональных сообществ (НПС) и групп повышения квалификации (ГПК) путем их сопоставления.
Первый признак связан с отнесенностью к определенному виду образования. В современной системе образования выделяются три его вида: формальное (дошкольное, школьное, высшее), неформальное (дополнительное образование) и информальное образование (жизненный опыт, образовательная коммуникация) [10]. ГПК функционируют в рамках формального образования, осуществляя свою деятельность в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами по определенным в них целям, формам обучения, объемам дополнительных профессиональных программ и т. д. Результат освоения данных программ подтверждается документом установленного образца (удостоверением о повышении квалификации), который выдают учреждения, организующие обучение по лицензии, дающей право на осуществление деятельности данного подвида.
НПС относятся к сфере неформального образования, так как их деятельность направлена на удовлетворение актуальных образовательных потребностей педагогов в процессе профессиональной активности, развитие профессионализма участников сообществ, самоорганизацию и непрерывность образования. Кроме того, педагоги - участники НПС обладают ответственностью за результат труда, свободны в выборе форм и методов работы, открыты к взаимодействию и кооперации ресурсов.
Второй признак говорит об особенностях создания НПС и ГПК. Группы повышения квалификации создаются по административной инициативе, отражая политику государства, по тем программам, которые определяют организации, осуществляющие образовательную деятельность: академии и институты повышения квалификации, ресурсные центры образования, вузы и т. д.
Неформальным профессиональным сообществам свойственна самоорганизация создания. Они часто формируются спонтанно по инициативе самих участников сообществ. Например, интернет-сообщества появляются в связи с необходимостью совместного поиска ответа на существующий вопрос (чаты, блоги, вики и т. д.). Самоорганизация появления и функционирования НПС обусловлена потребностью участников в решении профессиональных затруднений возможностями совместной деятельности. Это означает, что педагоги системы общего образования способны самостоятельно создать необходимое сообщество
для решения возникающих в ситуации функционально-смысловой неопределенности задач (Г. Н. Прозументова, С. И. Поздеева). Только такое сообщество способно изменять существующую практику, оказывая на нее развивающее воздействие.
Третий признак демонстрирует наличие или отсутствие оплаты за участие в группах или сообществах. Группы повышения квалификации организуются за счет личных средств слушателей или организаций, в которых они работают, в случае запланированных на них расходов. Только небольшая часть ГПК финансируется из средств федерального бюджета.
НПС по данному признаку обладают явным преимуществом, так как на участие в них педагогам не надо нести финансовые расходы. Работа в сообществах для их участников бесплатна, а значит, обладает большей доступностью и привлекательностью для проявления возможностей непрерывного профессионального общения и роста.
Четвертый признак характеризует структуру управления. ГПК обладают организационной структурой, которая относительно статична и иерархична. Управление группами повышения квалификации сосредоточено в единых руках, в одном центре, т. е. носит централизованный характер. В большинстве случаев для них характерны жесткие границы, невозможность изменения требований, закрепленных нормативными регламентами, четкость исполнения и контроль. Вместе с тем, адаптируясь к требованиям современного мира, они проявляют признаки сетевой структуры управления.
По мнению М. Г. Бреслера, к сетевым сообществам относится децентрализованная, самовоспроизводящаяся агрегация индивидов (групп), взаимодействующих в едином коммуникационном коде, связанном с общими идеями, ценностями, пристрастиями [11, с. 76]. Так, НПС имеют сетевую (полицентрическую, динамичную) структуру управления и взаимодействия, где каждый член сообщества является активным участником развития образовательной системы, готов к оказанию акмеологической поддержки другим членам, а также педагогам других образовательных организаций. Различные аспекты проблемы сетевого управления и организации деятельности профессиональных групп рассматривали М. П. Войтехов-ская, Н. Н. Давыдова, Е. В. Мелякова, В. В. Обухов, Г. Н. Прозументова, Е. Е. Сартакова, Л. Г. Смышляева и другие авторы. Они отмечают постепенный переход к гибким, сетевым, децентрализованным структурам управления, для которых характерно стремление к саморазвитию, что в наибольшей мере проявляется в конце XX - начале XXI в.
Для НПС характерны гибкие, размытые очертания, которые постоянно трансформируются под актуальные потребности их участников. Кроме того, каждое из профессиональных сообществ может выступать в качестве управляющего органа, осуществляющего координацию, постановку цели, разработку регламентов, распределение ресурсов, поиск новых участников и т. д.
Пятый признак касается характера деятельности неформальных профессиональных сообществ и групп повышения квалификации. В группах повышения квалификации деятельность осуществляется согласно дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, составленным организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Данные программы не предполагают учета профессиональных потребностей и интересов каждого слушателя. Также в них часто не представляется возможным учет реальных рабочих ситуаций педагогов в силу специфики деятельности группы, особенно в случае очной работы одного преподавателя одновременно с большой группой слушателей - более 20-25 человек.
Работа НПС построена на учете профессиональных потребностей и интересов каждого участника сообщества. Педагогам близка та проблема, над которой они работают в условиях
сообщества. Они оказываются вовлеченными в понятную им, реальную проблемную ситуацию, которую они совместно с коллегами решают.
Таким образом, работа с актуальными проблемами позволяет участникам сообществ за счет группового взаимодействия и кооперации ресурсов, опыта друг друга, переводящего проблему в задачи, задачи в решения, решения в конкретную деятельность и ее оценку, увеличивать темп своего профессионального роста, непрерывно развивая свой профессионализм. Так, в работе НПС появляется особая ценность субъектной позиции участников, совместной деятельности, рефлексивной оценки происходящих изменений профессиональной событийности. Это способствует успешности педагогов, непрерывному развитию их профессионализма.
Шестой признак относится к определению характера участия педагогов НПС и ГПК, что напрямую связано с мотивационной готовностью их участников: с их активной самостоятельной деятельностью, с выполнением роли реальных участников (а не исполнителей) необходимых изменений образовательной практики. Сегодня слушатели групп повышения квалификации работают в логике закрытого профессионализма: многократно воспроизводят при обучении привычные функции, действия, ориентируются на определенные нормы, заданные административно извне, являются хорошими исполнителями, настороженно относятся к инициативе. В группах повышения квалификации невозможно, чтобы все слушатели проявили собственную инициативу или захотели делать то, о чем говорит преподаватель. М. Н. Поволяева и И. Н. Попова утверждают, что «именно мотивация как личностная активность индивида становится обязательным условием и методологической основой неформального образования и залогом успешности его реализации» [3, с. 46].
Интересно выявить, что участники НПС действуют в логике открытого профессионализма: демонстрируют самостоятельную инициативу, открытую к взаимодействию, обмену, кооперации ресурсов, а также самоорганизацию и постоянную рефлексию [12]. В основе сообществ заложена вовлеченность педагогов в процесс совместной работы, что позволяет качественно выполнять педагогические задачи, непрерывно развивая свой профессионализм.
Седьмой признак показывает особенности взаимодействия педагогов. Так, индифферентное, скрытое взаимодействие участников групп повышения квалификации определено самими задачами обучения. Главным показателем освоения слушателями ГПК дополнительной профессиональной программы является успешное выполнение итоговой работы или других итоговых испытаний. При этом никто не предъявляет требований к характеру взаимодействия в группах при освоении программ. Слушатель не обязан быть открытым в группе, проявлять эмоциональный отклик на ту работу, которая происходит в ГПК, осуществляя определенные личностные вложения, эмоционально-волевые усилия. Именно поэтому слушатели групп повышения квалификации делают свой выбор в сторону безучастной позиции, не проявляя свое отношение к происходящему.
Специфика работы в НПС требует от участников эмоционально-рефлексивного взаимодействия, что обусловлено необходимостью самостоятельного определения цели и задач, принятия решений о содержании, формах, темпе работы и т. д. Это возможно только при реальной вовлеченности участников сообществ, открытости друг другу, самоорганизации деятельности, постоянной самооценке и корректировке деятельности.
Как было отмечено выше, существенные результаты данной работы заключаются в содержательном раскрытии понятия «неформальное профессиональное сообщество», которое авторы рассматривают как форму совместной профессиональной деятельности
педагогических работников системы общего образования, предполагающей развитие профессионализма ее участников в процессе достижения единой цели в рамках неформального образования, а также в выделении ключевых отличительных признаков неформальных профессиональных сообществ и групп повышения квалификации педагогов системы общего образования.
Итак, необходимо сформулировать основные выводы. Во-первых, неформальные профессиональные сообщества осуществляют свою деятельность в контексте неформального образования, акцентируя особое внимание на самоорганизации образовательной деятельности, предполагающей личное участие и присутствие, возможности профессиональной коммуникации, отсутствии оплаты за участие. Группы повышения квалификации относятся к формальному виду образования, в котором слушатели подтверждают результат обучения получением удостоверения о повышении квалификации. Такие группы создаются, как правило, по инициативе администрации, участие в них предполагает финансовые вложения слушателей.
Во-вторых, неформальные профессиональные сообщества обладают сетевой структурой управления, связанной с децентрализацией деятельности, основаны на учете профессиональных потребностей и интересов педагогов. Группы повышения квалификации связаны с организационной структурой управления, не учитывают реальные профессиональные затруднения каждого педагога, что обусловлено общей для всех слушателей программой деятельности.
В-третьих, для НПС свойственен открытый к миру, к коммуникации с другими, самому себе характер участия педагогов, а также эмоционально-рефлексивное взаимодействие педагогов. В ГПК проявляется закрытый характер участия, индифферентное взаимодействие слушателей.
Следовательно, на сегодняшний момент неформальные профессиональные сообщества более, чем группы повышения квалификации, направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей их участников, продуктивность труда педагогов, а также осмысление и понимание роли каждого педагогического работника в развитии современной образовательной системы.
Список литературы
1. Букина Н. Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. 2010. № 1 (22). С. 56-61.
2. Дубовик И. М. Перспективы создания системы неформального образования в России. 11^: http://novainfo.ru/article/2890 (дата обращения: 05.01.2016).
3. Поволяева М. Н., Попова И. Н. Неформальное образование в современном образовательном пространстве: культурные традиции, вызовы и перспективы // Народное образование. 2013. № 8. С. 43-48.
4. Скрынник И. К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 217 с.
5. Мухлаева Т. В. Международный опыт неформального образования // Человек и образование. 2010. № 4. С. 158-162.
6. Ройтблат О. В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7 (19). С. 211-213.
7. Мартьянова Н. А. Конструирование профессиональных объединений: от профессиональных групп к экспертным сообществам // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2013. № 162. С. 136-140.
8. Профессиональные объединения педагогов: методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей. 2-е изд. / под ред. акад. РАО, д-ра пед. наук, проф. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2002. 144 с.
9. Соломатин А. М. Роль профессиональных сообществ в реализации инновационных образовательных проектов // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 4 (12). URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2952 (дата обращения: 05.01.2016).
10. Поздеева С. И. Проблемы реализации образовательной деятельности в подготовке и повышении квалификации современного педагога // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). С. 64-68.
11. Бреслер М. Г. Социальные сети и сетевые сообщества информационного общества. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. 174 с.
12. Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88-90.
Нерадовская Ольга Рамазановна, заместитель директора по учебно-методической работе, МБОУ «СОШ № 78» (ул. Чапаева, 22, Северск, Россия, 636013). E-mail: [email protected].
Материал поступил в редакцию 26.02.2018.
DOI 10.23951/2307-6127-2018-2-76-82
INFORMAL PROFESSIONAL COMMUNITIES AND COMPETENCE DEVELOPMENT GROUPS FOR TEACHERS OF GENERAL EDUCATION SYSTEM: DISTINCTIVE FEATURES
0. R. Neradovskaya
Secondary School no. 78, Seversk, Russian Federation
The article represents the result of theoretical and experimental research of the issues of informal education of teachers of the general education system. This type of education has the ability to realize the idea of lifelong learning more completely. There is a low level of integration of formal and informal forms of education. In the work we define the informal professional communities in the following way: it is a form of joint professional activity of pedagogical workers in the general education system that contributes to the development of its participants' professionalism in the process of the unified goal achieving within the framework of informal education. The author determines the key features of informal professional communities in comparison with competence development groups for teachers of general education system based on the type of education characteristics, the features of creation, activity, interaction of participants, etc.
In the process of work we applied the andragogical approach, which allows considering the scientific foundations of adult learning, involving orientation toward the teachers' professional development. Methods of comparison and expert assessments have made it possible to identify significant features of informal professional communities and competence development groups for teachers of the general education system (preschool, primary general, compulsory and secondary general education). It is possible to use the results of the research in scientific and methodological recommendations on the work optimization of the informal professional communities, as well as competence development groups.
Key words: informal education, professional community, competence development, teachers of general education system.
References
1. Bukina N. N. Razvitiye gosudarstvennoy sistemy neformal'nogo obrazovaniya vzroslykh v Rossii [The development of the state system of informal adult education in Russia]. Chelovek i obrazovaniye - Man and Education, 2010, no. 1 (22), pp. 56-61 (in Russian).
2. Dubovik I. M. Perspektivy sozdaniya sistemy neformal'nogo obrazovaniya v Rossii [Prospects for creating a system of informal education in Russia] (in Russian). URL: http://novainfo.ru/article/2890 (accessed 5 January 2016).
3. Povolyaeva M. N. Neformal'noye obrazovaniye v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: kul'turnyye traditsii, vyzovy i perspektivy [Informal education in the modern educational space: cultural traditions, challenges and prospects]. Narodnoye obrazovaniye, 2013, no. 8, pp. 43-48 (in Russian).
4. Skrynnik I. K. Neformal'noye obrazovaniye kak sredstvo povysheniya effektivnosti deyatel'nosti nekommercheskikh organizatsiy. Dis. kand. ped. nauk [Informal education as a means of increasing the effectiveness of non-profit organizations. Diss. cand. ped. sci.]. Stavropol, 2006. 217 p. (in Russian).
5. Mukhlaeva T. V. Mezhdunarodnyy opyt neformal'nogo obrazovaniya [International experience of informal education]. Chelovek i obrazovaniye - Man and Education, 2010, no. 4, pp. 158-162 (in Russian).
6. Roytblat O. V. Formal'noye obrazovaniye vzroslykh v sisteme povysheniya kvalifikatsii sredstvami neformal'nogo obrazovaniya [Formal education of adults in the system of professional development by means of informal education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The World of Science, Culture and Education, 2009, no. 7 (19), pp. 211-213 (in Russian).
7. Mart'yanova N. A. Konstruirovaniye professional'nykh ob''yedineniy: ot professional'nykh grupp k ekspertnym soobshchestvam [Designing professional associations: from professional groups to expert communities]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science, 2013, no. 162, pp. 136-140 (in Russian).
8. Professional'nyye ob"yedineniyapedagogov: Metodicheskiye rekomendatsiidlya rukovoditeleyobrazovatel'nykh uchrezhdeniy i uchiteley [Methodological recommendations for heads of educational institutions and teachers]. Moscow, 2002. 144 p. (in Russian).
9. Solomatin A. M. Rol' professional'nykh soobshchestv v realizatsii innovatsionnykh obrazovatel'nykh proyektov [The role of professional communities in the implementation of innovative educational projects] (in Russian). URL: http://lll21.petrsu.ru/ journal/article.php?id=2952 (accessed 5 January 2016).
10. Pozdeeva S. I. Problemy realizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti v podgotovke i povyshenii kvalifikatsii sovremennogo pedagoga [Problems of realization of educational activities in training and professional development of a modern teacher]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, vol. 3 (5), pp. 64-68 (in Russian).
11. Bresler M. G. Sotsial'nyye seti i setevyye soobshchestva informatsionnogo obshchestva [Social networks and networked communities of the information society]. Ufa, 2014. 174 p. (in Russian).
12. Pozdeeva S. I. Razrabotka kontseptsii otkrytogo professionalizma pedagoga kak issledovatel'skaya zadacha [Development of the concept of open teacher professionalism as a research problem]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 1 (166), pp. 88-90 (in Russian).
Neradovskaya O. R., Secondary School no. 78 (ul. Chapaeva, 22, Seversk, Russian Federation, 636013). E-mail: [email protected]