Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ДИРИЖЕРОВ И ОСОБЕННОСТИ ДИРИЖЁРСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ДИРИЖЕРОВ И ОСОБЕННОСТИ ДИРИЖЁРСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
дирижерская деятельность / подготовка учителей музыки / conducting the activities / preparation of music teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ду Ханьфен

В статье раскрывается сущность профессиональных и психологических качеств дирижера, основные тенденции подготовки будущих учителей музыки к дирижерской деятельности в русле требований европейского сообщества. В их соответствии, подходы в подготовке будущих учителей к дирижерской деятельности в общепедагогическом аспекте сосредоточены на формировании общих и специальных компетенций, которые соединяют в себе профессионально-художественные, коммуникативно-управленческие и личностно-харизматические качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL, PSYCHOLOGICAL QUALITY CONDUCTORS AND PARTICULARLY CONDUCTORS TRAINING FUTURE MUSIC TEACHERS

The article reveals the essence of professional and psychological qualities of the conductor, the main trends in the training of future music teachers for conducting activities in line with the requirements of the European community. In their compliance approaches in the training of future teachers for conducting activities in the General pedagogical aspect focused on the formation of General and specific competences that combine artistic, professional, communicative, managerial and personal-charismatic quality.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ДИРИЖЕРОВ И ОСОБЕННОСТИ ДИРИЖЁРСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

Ду Ханьфен

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ДИРИЖЕРОВ И ОСОБЕННОСТИ ДИРИЖЁРСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

PROFESSIONAL, PSYCHOLOGICAL QUALITY CONDUCTORS AND PARTICULARLY CONDUCTORS TRAINING FUTURE MUSIC TEACHERS

Du Hanfeng

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается сущность профессиональных и психологических качеств дирижера, основные тенденции подготовки будущих учителей музыки к дирижерской деятельности в русле требований европейского сообщества. В их соответствии, подходы в подготовке будущих учителей к дирижерской деятельности в общепедагогическом аспекте сосредоточены на формировании общих и специальных компетенций, которые соединяют в себе профессионально-художественные, коммуникативно-управленческие и личностно-харизматические качества

ABSTRACT

The article reveals the essence of professional and psychological qualities of the conductor, the main trends in the training of future music teachers for conducting activities in line with the requirements of the European community. In their compliance approaches in the training of future teachers for conducting activities in the General pedagogical aspect focused on the formation of General and specific competences that combine artistic, professional, communicative, managerial and personal-charismatic quality.

Ключевые слова: дирижерская деятельность, подготовка учителей музыки.

Keywords: conducting the activities, preparation of music teachers.

Дирижерская деятельность многофункциональна и, по нашему мнению, включает такие основные функции: интерпретационно-аналитическую, исполнительско-управленческую, психолого-педагогическую и организационную функции. Эти функции составляют основное профессиональное содержание работы дирижера.

Интерпретационно-аналитическая функция предполагает наличие у дирижера навыков анализа, интерпретации и художественно-образного понимания музыкальных явлений, их высокохудожественного исполнения.

Психолого-педагогическая функция предполагает знание и владение дирижером основных методов психолого-педагогической коммуникации в процессе работы с художественным коллективом.

Организационная функция состоит в умении наиболее эффективно управлять художественным коллективом, осуществляя выполнение поставленных задач.

Перед дирижером стоит задача в осуществлении как художественных, так и организационных задач и функций, присущих разнообразным видам деятельности. Прежде всего, это относится общению, коммуникации и психических взаимодействий.

Для успешной деятельности дирижера необходимо, чтобы в нем сочетались функции руководителя и социально-психологические качества лидера.

Существует общепринятое определение понятия «стиль руководства», которое представляет собой совокупность средств воздействия руководителя на подчиненных, обусловленных спецификой

задач, поставленных перед предприятием, взаимоотношениями руководителя с подчиненными и объемом его должностных полномочий, личностными качествами всех членов коллектива.

По мнению психологов это определение в психолого-социологическом аспекте исходит из теории гуманистической психологии (humanistic psychology), основателем которой стал американский психолог Абрахам Маслоу ( Abraham Maslow; 1908-1970), в соответствии с разработанной им иерархической модели мотивации деятельности человека.

В некоторых источниках стиль и метод руководства являются тождественными. Впервые о стилях руководства заговорили немецкие исследователи Гибш Г. и Форверг М., которые отмечали: «Под стилем руководства понимается способ, каким осуществляется функция руководства лицами, ее выполняют в определенной группе». [1, c.87]

Российские психологи Кайдалов Д.П. и Суиме-нко Е.И. считают, что «стиль руководства - это устойчивая совокупность личностных, субъективно-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуется тот или иной метод руководства» [2, c.57]

Это же определение приводится и в популярном психологическом словаре под редакцией Войтко В.И. «Стиль руководства - это система способов деятельности, которая постоянно повторяется, имеет внутреннюю гармонию и целостность и обеспечивает эффективное осуществление функций управления в данных конкретных условиях.» [3, c.183]

Подобным является определение российского психолога, академика Журавлева А.Л., который «под стилем руководства понимает индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного выполнения управленческих функций». [4, c.256]

Российский исследователь Омаров А.М. дает собственное понимание индивидуального стиля, который трактуется им как «особая форма сочетания производственной функции руководителя и его функций регулирования личностных взаимоотношений между членами подчиненного ему коллектива». [5, c.143]

Англичане Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. определяют стиль руководства как «обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей». В этом определении авторы исходят из внешнего компонента межличностных профессиональных отношений руководителя с подчиненными как существенного признака стиля руководства. [6, c.367]

Что касается области образования и обучающей деятельности, следует отметить, что в современных исследованиях управленческая деятельность системе образования понимается в русле ак-меологического подхода - как «индивидуально присущий способ использования творческого потенциала на различных жизнедеятельных этапах». [7, c.42-46]

Таким образом, анализ определений понятия «стиль руководства» различными авторами показывает следующие существенные признаки:

- совокупность форм организации, методов, приемов, которые применяет руководитель;

- система приемов, способов, которая имеет относительную стабильность;

- индивидуальные особенности личности, отношения с подчиненными, коллегами, руководителями;

- типичные, обобщенные способы руководства;

- направленность способов руководства на эффективное достижение поставленных целей и задач.

Общеизвестно, что в психологии руководства существует общепринятая характеристика стилей руководства и соответственно типов руководителей. Наиболее распространённая версия из них характеризуется таким образом:

- авторитарный (директивный) стиль - базируется в большей степени на организационно-распорядительных методах. Руководитель, придерживающийся этого стиля, догматический, непременно жаждет подчинения людей своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчиненных и жестко контролирует их действия, требует пунктуального следования его указаний - «делать, что велено».

- демократичный (коллегиальный) стиль - характеризуется особым подходом к управлению рабочим процессом. Само слово «управление» в данном случае относится именно к работе, а не к сотрудникам. Руководителю важно мнение коллектива, и именно поэтому демократический стиль руководства называют еще «коллегиальным». В этом случае ответственность и полномочия распределяются между коллективом.

- либеральный (нейтральный, анархичный) стиль - отсутствие размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указанию сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия, когда они неблагоприятны. Руководитель, который использует этот стиль, мало вмешивается в дела подчиненных и вообще не проявляет особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими коллективами. Как правило, он очень осторожен, непоследователен в действиях, легко поддается влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними, может без серьезных оснований отменить ранее принятое решение.

Эти стили руководства в практике могут переплетаться и сочетаться.

Однако, для дирижерской профессии необходимы не только качества руководителя (менеджера), но и способность невербального харизматического влияния - харизмы (от др.-греч. xápio^a - о дар от Бога - «помазание»). Это качество можно определить современным понятием лидерства, которое в свое время обосновал российский психолог, основатель современной научной социальной психологии Парыгин Б.Д. (1930-2012). По его мнению, типология лидерства, как качества, определяется такими особенностями деятельности:

- по содержанию деятельности: лидеры тройного типа - лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, лидер-вдохновитель и организатор;

- по стилю руководства: авторитарный («автократ»), демократичный («демократ»), смешанный («либерал», «нейтрал»);

- по характеру деятельности: «универсал» -проявляет свои качества постоянно в любой ситуации и «ситуативник» - проявляет свои качества только в определённой ситуации. [8, c.34-41]

Не смотря на разные уточняющие определения психологов, все равно личностные качества и стили руководства, которые необходимы дирижеру, сводятся к триединой характерной особенности, которая включает в себя - авторитарность, либеральность и демократичность.

В истории становления и развития дирижерского искусства к авторитарным руководителям относили великого итальянца Артуро Тосканини (Arturo Toscanini; 1867-1957), австрийца Густава Малера (Gustav Mahler;1860-1911), которые при руководстве оркестром не допускали никакой творческой инициативы со стороны оркестрантов, диктаторски устанавливая свое понимание звучание оркестра.

К дирижерам демократического стиля руководства следует отнести основоположника одной из современных дирижерских школ, венгра Артура Никиша (Nikisch Artur; 1855-1922) и немецкого дирижера Вильгельма Фуртвенглера (Gustav Heinrich Ernst Martin Wilhelm Furtwängler; 1886-1954).

Выдающийся российский дирижер, профессор Геннадий Рождественский наиболее точно выразился об оптимальном стиле руководства оркестром, отмечая, что «в идеале - оркестр может быть блестящим собеседником дирижера. Яркое исполнение достигается тогда, когда дирижер предлагает свою концепцию сочинения, получая взамен большую исполнительскую отдачу, реализацию концепции и даже дополнение к ней. Стопроцентная диктатура дирижера вряд ли даст значительный художественный результат» [9, c.43-44]

Что касается харизматического влияния на оркестр, то здесь уместно привести утверждение другого мастера - российского дирижера Кирилла Кон-драшина (1914-1981): «Дирижер «излучает» какие-то гипнотические токи. Именно таким путем он передает оркестру не только темповые и ансамблевые стороны своей трактовки; это касается и многих других очень важных вещей, например, звукового баланса и тембра». [10, c.3]

Психологические особенности дирижерской деятельности обусловлены тем, что его ему приходится управлять коллективом, состоящим из музыкантов, с различным уровнем подготовки, разными характерами и темпераментами и различными психологическими особенностями. Поэтому важнейшим психологическим качеством, необходимым дирижеру, является умение общаться с людьми, умение устанавливать деловые, творческие отношения с музыкантами и использовать эти умения реализации своих художественных намерений. Высказывание выдающегося немецкого дирижера Бруно Вальтера (Bruno Walter Schlesinger; 18761962) подтверждает то, что главным в дирижерском призвании считается умение общаться: «Кто не умеет общаться с людьми,.. .тот не полностью пригоден к этой профессии» [11]

Еще одними из важнейших качеств дирижера являются его так называемое «духовное лицо» и творческий потенциал.

Выдающиеся дирижеры современности Ар-туро Тосканини и Густав Малер, Отто Клемперер (1885-1973) и Вильгельм Фуртвенглер, Шарль Мюнш (1891-1968) и Бруно Вальтер, Стефан Тур-чак (1938-1988) и Леопольд Стоковский (18821977), Арий Пазовский (1887-1953) и Самуил Самосуд (1884-1964), Евгений Мравинский (1903-1988) и Александр Гаук (1893-1963), Геннадий Рождественский и Евгений Светланов (1928-2002), Вероника Дударова (1916-2009), обладая различными темпераментом и творческим почерком, достигли высочайших вершин творчества, поскольку их личностные качества сочетались с выдающимися музыкальными способностями. Сила передачи собственного творческого замысла их творчества зависела от глубины и серьезности моральных взглядов,

The scientific heritage No 12 (12),2017 богатства эмоциональной жизни, широты умственного кругозора.

Выделяя выше названные психологические особенности личности дирижера, его типологию и стиль руководства художественным коллективом, следует отметить, что перечисленные профессиональные характеристики касаются в основном деятельности профессиональных музыкальных коллективов, где задачи дирижеров стоят исключительно в рамках профессионального музыкального творчества.

Подготовка к дирижерской деятельности будущих учителей музыки имеет свою специфику, которая обуславливается будущей профессией и предполагает овладение необходимыми дополнительными профессиональными качествами, которые предусмотрены государственными стандартами подготовки учителя музыки.

В настоящее время, согласно Рекомендации Европейского Парламента и Совета Европы по созданию Европейской рамки квалификаций обучения в течение жизни, подходы в подготовке будущих учителей в общепедагогическом аспекте сосредоточены на формировании ряда компетенций, которыми должен владеть будущий учитель. [12]

Эти компетенции принято разделять на общие и специальные.

По мнению украинского исследователя, профессора Поповича Н.М. в состав общих компетенций входят инструментальные, межличностные и системные.

Инструментальные компетенции включают когнитивные способности и технологические, лингвистические, коммуникативные умения. Межличностные компетенции предусматривают индивидуальные способности, связанные с умением выявлять чувства и формировать отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, умением работать в группе, брать на себя социальные и этические обязательства. Системные компетенции - это сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать соотношение частей целого друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.

Специальные компетенции рассматриваются на двух уровнях - бакалавра и магистра.

На первом уровне личность должна проявлять способность демонстрировать знание основ и истории дисциплины, логично и последовательно излагать усвоенные знания, вникать в контекст новой информации и давать ее толкования, демонстрировать понимание общей культуры дисциплины и связь между ее разделами, понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий, правильно использовать методы и техники дисциплины, оценивать качество исследований в определенной предметной области, понимать результаты наблюдений и экспериментальных способов проверки научных теорий.

На втором уровне выпускники должны овладеть предметной сферой на более высоком уровне

- новейшими методами и техникой исследования, знать новейшие теории и их интерпретацию; критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики; оперировать методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на более высоком научном уровне. [13]

На основе выше изложенного можем сделать следующие выводы:

1. Дирижерская деятельность является специфической формой художественного творчества, которая наряду с неординарными музыкальными качествами соединяет в себе функции руководителя и социально-психологические качества лидера.

2. Для дирижерской профессии необходимы не только качества руководителя (менеджера), но и способность невербального харизматического влияния, умение общаться с людьми, умение устанавливать деловые, творческие отношения с музыкантами и использовать эти умения реализации своих художественных намерений.

3. В соответствии с современными общеевропейскими требованиями, подходы в подготовке будущих учителей к дирижерской деятельности в общепедагогическом аспекте сосредоточены на формировании общих и специальных компетенций, которые соединяют в себе профессионально-художественные, коммуникативно-управленческие и личностно-харизматические качества, что позволяет, в конечном счете, выполнять поставленные образовательные и художественные задачи, стоящие перед современной школой.

Список литературы

1. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию / Г. Гибш Г., М.Фор-верг / пер. с нем. Т. А. Рябушкиной. - М.: Прогресс, 1972. - 296 с.

2. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Психология единоначалия и коллегиальности / Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. - М.: Мысль, 1979. - 254 с.

3. Псхологический словарь / под ред. Войтко В.И. - К.: Высшая школа, 1981. - 240 а

4. Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. Ред. А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351с.

5. Омаров А.М. Предприимчивость руководителя / Омаров А.М. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - 256 с.

6. Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин. Основы менеджмента / Мескон М., Альберт М., Хедоури В. / Перевод с английского Евенко И. - М.: Издательство «Дело», 1997. - 704 с.

7. Вегерчук И.Э., Васина Н.В., Лаптев Л.Г. Творческий потенциал руководителей системы образования / Прикладная психология и психоанализ, № 2. - М.: МПА, 1997.

8. Парыгин Б. Д. Анатомия общения / Б. Д. Па-рыгин. - СПб: изд. Михайлова, 1999. - 301 стр.)

9. Рождественский Г.Н. Дирижерская аппликатура / Г.Н. Рождественский. - М.: Музыка, 1974. -102 с.

10. Кондрашин К. Мир дирижера / К.М Кон-драшин. - Л.: Музыка, 1976. -192 с.

11. Вальтер Б. О музыке и музицировании / Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1. - М.: Музыка, 1962.

12. Рекомендации Европейского Парламента и Совета Европы по созданию Европейской рамки квалификаций обучения в течение жизни. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/education/policies/educ/eqf/rec08 en.pdf

13. Попович Н.М., Буркало С.М. Досввд ре-алiзацii компетентшсного шдходу у неперервнш професшнш шдготовщ вчителя музики прогресив-них европейських краш / Музичне мистецтво в освгголопчному дискура: науковий журнал, № 1. -К.: Кшвський ушверситет iменi Бориса Гршченка, 2016. - С.14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.