Научная статья на тему 'Профессиональные пробы как одно из условий подготовки будущего педагога-музыканта'

Профессиональные пробы как одно из условий подготовки будущего педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФСТАНДАРТА ПЕДАГОГА / MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / PREPARATION OF FUTURE TEACHER-MUSICIAN / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / PROFESSIONAL SAMPLE / КОМПЛЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ / THE RANGE OF PROFESSIONAL SAMPLES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокольникова Наталья Павловна

В настоящей статье автор поднимает вопрос о педагогических условиях эффективной и продуктивной подготовки будущих педагогов-музыкантов согласно компетентностным требованиям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и задачам повышения качества общего образования. Для обеспечения эффективности данного процесса автором предложено использование разработанного Комплекса профессиональных проб «Учитель музыки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional samples as a condition for the preparation of future teacher-musician

This article raises the question of pedagogical conditions of training future teachers-musicians according to the competence requirements of the professional standard and improve the quality of General education. To ensure the effectiveness of this process, the author proposes the use of the developed Complex of professional samples "music Teacher".

Текст научной работы на тему «Профессиональные пробы как одно из условий подготовки будущего педагога-музыканта»

5. Преподавание искусства должно быть непрерывным. Проверено на практике [Электронный ресурс] // URL: https://drofa-ventana.ru/news/prepodavanie-iskusstva-dolzhno-byt-nepreryvnym/ (дата обращения: 03.03.18)

6. Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 8 апреля 2015 г. № 1/15 [Электронный ресурс]/ URL: http://www.sh251.ru/primernaja_programma_ooo-2015.pdf

7. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы (утв. Минкультуры России 29.12.2014) [Электронный ресурс]/ URL: http://base.garant.ru/71182808/ (дата обращения: 03.03.18)

8. Стажировка учителей музыки и педагогов дополнительного образования по формированию музыкальных творческих коллективов учащихся[Электронный ресурс] // URL: https://ipk.kuz-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6521%3A2017-04-19-02-24-14&catid=235%3A2014-02-13-08-05-09&Itemid=1& (дата обращения: 03.03.18)

9. Съезд представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Резолюция [Электронный ресурс] // URL: http://www.art-education.ru/events/sezd-predstaviteley-associaciy-uchiteley-muzyki-izobrazitelnogo-iskusstva-mirovoy (дата обращения: 29.03.18)

10. Худышкина Т. В. Полихудожественное образование посредством творческих проектов//Научный диалог. - 2014. - № 11 (35). - С.89-101. [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22761226https: (дата обращения: 02.04.18)

11. Шаталова И.Л., Сокольникова Н. П. Музыка.4 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Алеева [Электронный ресурс] // URL: https://drofa-ventana.ru/material/muzyka-4-klass-metodicheskoe-posobie-aleev/ (дата обращения: 05.04.18)

12. Шаталова И.Л., Сокольникова Н. П. Музыка.3 класс. Методическое пособие и аудиоприложение к учебнику В. В. Алеева,Т. Н. Кичак [Электронный ресурс] // URL: https://drofa-ventana.ru/material/muzyka-3-klass-metodicheskoe-posobie-i-audioprilozhenie/ (дата обращения: 05.04.18)

13. Шаталова ПЛ., Сокольникова Н. П. Музыка.2 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Алеева [Электронный ресурс] // URL: https://drofa-ventana.ru/material/muzyka-2-klass-metodicheskoe-posobie-aleev/ (дата обращения: 06.04.18)

14. Шаталова ПЛ., Сокольникова Н. П. Музыка.1 класс. Методическое пособие и аудиоприложение к учебнику В. В. Алеева,Т. Н. Кичак [Электронный ресурс] // URL: https://drofa-ventana.ru/material/muzyka-1-klass-metodicheskoe-posobie-i-audioprilozhenie/ (дата обращения: 06.04.18)

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук Сокольникова Наталья Павловна

Новокузнецкий филиал-институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет (г. Новокузнецк)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО

ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Аннотация. В настоящей статье автор поднимает вопрос о педагогических условиях эффективной и продуктивной подготовки будущих педагогов-музыкантов согласно компетентностным требованиям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и задачам повышения качества общего образования. Для обеспечения эффективности данного процесса автором предложено использование разработанного Комплекса профессиональных проб «Учитель музыки».

Ключевые слова: музыкально-эстетическое воспитание, подготовка будущего педагога-музыканта, профессиональная проба, комплекс профессиональных проб, качество образования профстандарта педагога, профессиональные дефициты.

Annotation. This article raises the question of pedagogical conditions of training future teachers-musicians according to the competence requirements of the professional standard and improve the quality of General education. To ensure the effectiveness of this process, the author proposes the use of the developed Complex of professional samples "music Teacher".

Keywords: musical and aesthetic education, preparation of future teacher-musician, professional sample, the range of professional samples.

Введение. Актуальность данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

С одной стороны, еще в 2015 году в своем Поручении Правительству Президент Российской Федерации отмечал необходимость «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации...» [4]. Эта принципиальная позиция государства, направленная к цели повышения качества российского образования, два последних года была созвучна с мнением большинства педагогов-экспертов о необходимости дальнейшей доработки профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее - Профстандарт). Напомним, что этот документ уже вступил в силу с января 2017 г. и именно поэтому будущие педагоги-музыканты в период своего профессионального обучения постоянно обращаются не только к перечню компетенций, предусмотренных образовательными стандартами, но и к самооценке развития собственных умений и навыков, в соответствии заявленными в Профстандарте требованиями [7].

С другой стороны, в последние годы не только профессионально-педагогическое и общее образование, но и российское музыкальное (художественное) образование развивается не менее динамично и масштабно. Так, в августе 2016 г. состоялся Съезд представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры [6]. Затем в 2017 году педагогическая музыкальная общественность приняла активное участие в открытом интернет-обсуждении «Проекта Концепции

преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации» (далее - Концепции). Все материалы были размещены в свободном доступе на площадке «Преобразование» - www.preobra.ru. Так, в пункте 4.4 «Кадровые проблемы» проекта Концепции разработчиками было отмечено следующее актуальное проблемное поле: «Система подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров недостаточно отражает современные тенденции в преподавании предметной области «Искусство» и не в полной мере отвечает современным требованиям в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в поликулътурной среде, предусмотренных профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Многие педагогические работники испытывают затруднения в использовании современных методов, форм и технологий обучения и воспитания (курс.- авт.)» [3].

Формулировка цели статьи. Одним из способов решения обозначенных кадровых проблем и проблем компетентностной качественной подготовки педагогов для системы музыкального школьного образования может стать расширение практики разработки и внедрения «программ профессиональных проб» как эффективного организационно-методического ресурса роста педагогов-музыкантов, выявления и преодоления профессиональных дефицитов/затруднений, причем как в период обучения на базовых профессиональных программах бакалавриата в колледжах и вузах, так и в системе дополнительного профессионального образования.

В данной статье автор предлагает выявить организационно-педагогические условия, при которых:

- в работе педагога-музыканта в школе станет возможно обеспечение преемственности требований, предъявляемых образовательными стандартами (ФГОС СПО и ФГОС ВО) профессионального стандарта педагога, положениями аттестации кадров;

- опыт участия будущих педагогов-музыкантов в образовательных программах профессиональных проб станет действительно продуктивным и эффективным для будущей практической деятельности.

Изложение основного материала статьи. Вопросам методологического исследования понятия «профессиональные пробы» посвящены многочисленные труды российских исследователей, в том числе труды Сергеева И. С., Кузнецовой И. В., Никифорова Е. А., Чистяковой С. Н., Родичева Н. Ф., Лернера П. С., Рабиновича А. В., Шалавиной Т. И. и др.[5, 8, 9].

Таким образом, отталкиваясь от классического определения «профессиональных проб» С. Фокуямы и развивая идеи И. С. Сергеева, И. В. Кузнецовой и Е. А. Никодимовой, мы полностью разделяем следующий вариант толкования данного понятия. Профессиональная проба - это «профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее вид завершенного технологического процесса (или его отдельного этапа) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии [9, с. 16]. Программа профессиональной пробы включает комплекс теоретических и практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий, орудий и продукта труда, а также ситуаций проявления профессионально важных качеств, что позволяет ... в процессе подготовки и прохождения профессиональной пробы примерить на себя и оценить собственные возможности освоения профессии» [5].

Как справедливо отмечают М. Л. Зуева и А. В. Золотарева (ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»), на пути решения обозначенных проблем необходимо придерживаться следующей «последовательности шагов»:

A) выделить проблемы в деятельности педагога (дефициты, потребности);

Б) предложить систему, которая поможет педагогу оценить, вычленить его проблемы, определить профессиональный уровень [2];

B) в свою очередь новизна нашего предложения заключается в утверждении необходимости разработок образовательных программ профессиональных проб как существенного ресурса организации учительского роста по модели: от «построения индивидуального образовательного маршрута по ФГОС СПО/ФГОС ВПО» (ИОМ) - к компетентностной «индивидуальной профессиональной траектории» согласно требованиям профессионального стандарта «Педагог» и аттестационным критериям по должности «учитель» (ИПТ)).

Данного алгоритма придерживаются и специалисты, занимающиеся подготовкой будущих педагогов-музыкантов на базе Новокузнецкого филиала-института Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк).

Так, выявлению профессиональных дефицитов студентами-музыкантами данного вуза (шаг А) во многом способствует участие в открытых уроках коллег, активная собственная профессиональная конкурсная практика, участие в детских творческих конкурсных программах, в работе жюри.

Серьезный материал о типичных профессиональных затруднениях будущих педагогов-музыкантов (шаг Б) предоставляют: анализ учебно-методических ресурсов профессиональных сайтов коллег; кафедральные анкетирования, опросы [1]; совместные семинары и вебинары со студентами-музыкантами и представителями издательств учебной литературы; участие профессорско-преподавательского состава региональных и муниципальных методических служб в совместном с будущими педагогами-музыкантами анализе актуальной учебной и методической продукции, в том числе и электронных школьных УМК «Музыка».

В частности, данные и интервью со студентами и слушателями программ повышения квалификации из числа учителей музыки, работающих в школах г. Новокузнецка и Новокузнецкого района, регулярно показывают следующие результаты. Компетентностная подготовка будущих педагогов-музыкантов к качественному музыкально-эстетическому воспитанию школьников не может быть успешной без регулярного включения в специально организованную интегративную, полихудожественную учебно-воспитательную деятельность [3]. Именно поэтому аудиторная подготовка будущих педагогов-музыкантов обязательно должна быть максимально дополнена и расширена за счет комплекса специально разработанных профессиональных проб, например, «путем серии его кратковременных погружений в профессиональный контекст». Один из ожидаемых результатов участия в пробах - это «формирование опыта профессионального выбора» [5].

В то же время такие серии профессиональных проб не только способствуют развитию не только творческого потенциала будущего учителя, повышению уровня его музыкально-эстетической культуры и

общекулътурной компетентности, но и позволяют прогнозировать собственную успешную «индивидуальную профессиональную траекторию» (ИПТ).

Еще одним результатом участия в серии профессиональных проб является собственно компетентностный рост педагога-музыканта, в том числе на уровне готовности и способности к грамотной разработке инновационных подходов моделирования качественной образовательной среды образовательных организаций.

Эти результаты становятся возможными за счет постепенного освоения метакомпетенций (компетенций профессионального самоопределения), в том числе «выраженных в умениях: вступать в конструктивное межличностное взаимодействие с носителями определенной профессии; овладевать спецификой производственных технологий и простейшими технологическими операциями; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения заданий в процессе прохождения профпробы; оценивать и сравнивать результаты выполнения профессиональных заданий в рамках пройденных профессиональных проб; рассматривать возможные альтернативные варианты профессионального выбора; корректировать свои профессиональные намерения, сопоставив собственные возможности с профессиональными требованиями к интересующей профессии и медицинскими противопоказаниями к ней; проектировать свой дальнейший образовательный маршрут с учетом особенностей определенной профессиональной сферы и др.» [5].

Наряду с общекультурными и метакомпетенциями крайне важны и значимы такие специальные компетенции, как работа полихудожественными средствами с одаренными детьми, с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, с детьми-мигрантами, с детьми с ОВЗ и др.

Следовательно, принципиальными условиями достижения профессионального учительского роста на этом пути являются, с одной стороны, отработка молодым педагогом-музыкантом алгоритмизированных моделей действия (то есть собственно поэтапное выстраивание «индивидуальной профессиональной траектории») в ситуациях типичных учебно-воспитательных затруднений. Одна из таких модельных ситуаций для разработки профессиональных проб - это, к сожалению, нерегулярная посещаемость учащимися репетиций школьного хора. Как именно (пошагово, максимально тактично, грамотно и неконфликтно) молодой педагог-музыкант должен подготовиться к разговору, стремясь максимально учесть интересы и потребности всех субъектов-участников образовательного процесса? Какие именно педагогические умения могут ему помочь организовать стабильный хоровой коллектив, вывести его на достойный исполнительский и творческий (репертуарный) уровень и удержать от распада?

Наряду с уже названными результатами участия молодых педагогов-музыкантов в таких компетентностных пробах не менее значимыми могут стать и материалы педагогической рефлексии апробированной профессиональной траектории. Думается, что максимальный эффект для подлинно продуктивного профессионального диалога достигается именно на площадках мастер-классов, организованных педагогами-музыкантами в своих школах для коллег, где разработанный и апробированный неоднократно алгоритм решения проблемы представлен автором на открытое обсуждение и оценку.

Для эффективности полученного опыта проб и повышения качества общего образования крайне полезно регулярно привлекать к такой работе и членов регионального профессионального методического объединения, коллег-методистов из соседних регионов (используя, например, скайп-технологии).

Полученные результаты (алгоритмы работы, технологические карты и др.) могут быть также серьезно откорректированы и дополнены с учетом анализа практического опыта педагогов-стажистов, а также с помощью участников проблемно-ориентированных семинаров по накопительной системе повышения квалификации, организованных для педагогов-музыкантов, педагогов дополнительного образования детей.

Необходимо подчеркнуть, что будущему специалисту важен опыт самоанализа и самодиагностики существующих профессиональных дефицитов для последующего системного, функционального «погружения» в конкретные педагогические ситуации, условия которых максимально приближены к реальным учебно-воспитательным ситуациям образовательного процесса. И непрерывное самообразование должно стать одним из условий повышения продуктивности и эффективности этой работы педагога-музыканта согласно требованиям Профстандарта педагога. Например, одним из форматов самообразования является регулярная работа с профессиональными периодическими изданиями по самым актуальным проблемам. Одной из таких проблем в повседневной работе педагога-музыканта является подготовка школьников к участию в творческих конкурсах, продолжающихся на нескольких турах с большим интервалами времени.

Педагогическая проблема при этом может быть сформулирована для будущего педагога-музыканта следующим образом: как наставник, не нарушая рабочий репетиционный режим, может создать условия, максимально эффективные и комфортные для сохранения и поддержки устойчивой мотивации одаренных воспитанников в ситуации успеха или при первых трудностях?

Необходимо особо подчеркнуть, что еще одним принципиальным условием компетентностного учительского роста эффективных профессиональных проб является их логичное и системное встраивание в учебный процесс среднего специального или высшего учебного заведения, а также максимальная приближенность заданий проб к реальному содержанию их профессиональной деятельности, к условиям их труда, что требует серьезной работы и с потенциальными работодателями, и с социальными партнерами.

Использование профессиональных проб также имеет целый ряд преимуществ при подготовке будущих педагогов-музыкантов к музыкально-эстетическому воспитанию школьников, а именно:

• возможность ознакомления на практике с несколькими направлениями своей будущей профессиональной деятельности, выработка первичных трудовых навыков при работе по данным направлениям, планирование последующих форм и методов работы по специальности и их реализация;

• практическая ориентация, наглядность и убедительность полученных результатов, что позволяет организовать непосредственное усвоение будущими педагогами-музыкантами важнейших приемов работы по музыкально-эстетическому воспитанию школьников и практически познакомиться с основными составляющими данного процесса;

• комплексность, дающая возможность свести воедино различные формы учебной и внеучебной деятельности в процессе подготовки будущего педагога-музыканта к музыкально-эстетическому воспитанию школьников;

• оптимальное взаимодействие будущего специалиста с педагогами-методистами, занимающимися их подготовкой, у которых появляется возможность оказать необходимую квалифицированную помощь в процессе выполнения профессиональных проб.

Опираясь на теоретическое обоснование профессиональных проб научным коллективом под руководством С. Н.Чистяковой [9], мы разработали Комплекс профессиональных проб «Учитель музыки» (далее - Комплекс), ориентированный на развитие творческого потенциала будущих педагогов-музыкантов, на формирование их готовности к музыкально-эстетической деятельности.

Профессиональные пробы данного Комплекса были включены в учебно-воспитательный процесс среднего учебного заведения (Новокузнецкий педагогический колледж) в течение 10-х лет и осуществлялись индивидуально в процессе музыкально-эстетического воспитания будущих педагогов-музыкантов в ходе практических занятий и практикумов дисциплин предметной подготовки.

Комплекс профессиональных проб «Учитель музыки» предполагает два этапа (подготовительный и практический) и три направления («Организация и осуществление музыкально-эстетической деятельности на уроках музыки», «Дирижер детского хорового коллектива», «Музыкант-исполнитель»), каждое из которых содержат три компонента (технологический, ситуативный, функциональный).

Данные три направления комплекса были выбраны не случайно, так как они отражают основные виды профессиональной деятельности педагога-музыканта - организацию и осуществление процесса музыкально-эстетического воспитания в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к данному процессу, вокально-хоровая работа с детьми, а также все виды музицирования, осуществляемые на музыкальных занятиях.

Задания профессиональных проб всех трех направлений выстраиваются по трем уровням сложности и способствуют овладению будущими педагогами-музыкантами умениями и навыками в области музыкально-эстетической деятельности, раскрывают сущностные характеристики, необходимые для данного процесса.

Первый уровень сложности практического этапа профессиональных проб включает задания, требующие от будущего педагога-музыканта сформированное™ первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя, а три его компонента (технологический, ситуативный, функциональный) демонстрируют динамику усложнения предложенных студенту заданий.

Технологический компонент предполагает выполнение только операционной стороны действия, направленной на выявление у будущего педагога-музыканта уровня владения определенными профессиональными умениями того или иного направления музыкально-эстетической деятельности. Если в ходе выполнения задания данного компонента преподаватель оказывал помощь или предлагал алгоритм действий, то задания ситуативного компонента пробы воспроизводили содержательную сторону действия и определяли последовательность предметно-логических действий на основе накопленного опыта и приобретения знаний в области музыкально-эстетической деятельности в процессе обучения.

Выполняя задания ситуативного компонента каждого направления Комплекса профессиональных проб «Учитель музыки» будущие педагоги-музыканты только при необходимости могли обратиться за консультацией к преподавателю, так как эти задания были направлены на моделирование процесса музыкально-эстетической деятельности будущего педагога-музыканта и требовали от него принятия самостоятельного решения.

Необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность реализации профессиональных проб - их постепенное усложнение, дающее возможность для углубления и расширения профессиональных знаний и умений будущих педагогов-музыкантов в области музыкально-эстетического воспитания школьников в общеобразовательной школе.

Процесс у реализации каждого направления Комплекса профессиональных проб предшествовал период подготовки будущего педагога-музыканта к его выполнению, включающий в себя прежде всего диагностику уровня готовности к выполнению заданий профессиональных проб. Участие в профессиональных пробах требовало от будущего педагога-музыканта наличия необходимых сведений о выбранной им профессии и первоначального опыта в данной деятельности, включающегося в себя практические умения и навыки организации и осуществления музыкально-эстетического воспитания, а также исполнительского и вокально-хорового.

Большое значение в процессе выполнения профессиональных проб придавалось самоанализу будущих педагогов-музыкантов, что стимулировало осознание ими собственного «Я» в профессии, осмысление своей музыкально-эстетической деятельности, профессиональной позиции.

Результаты проведенного исследования по внедрению выдвинутого нами Комплекса профессиональных проб «Учитель музыки» в учебно-воспитательный процесс среднего учебного заведения показали положительную динамику изменения уровней сформированное™ готовности будущего педагога-музыканта к музыкально-эстетическому воспитанию школьников, что подтвердила эффективность его применения.

Выводы. Итак, в процессе работы над данной статьей мы пришли к следующим заключениям.

1. Обеспечение преемственности требований, предъявляемых ФГОС ВО профессионального стандарта педагога, положениями аттестации кадров возможно при условии системного включения педагогов-музыкантов на протяжении всего периода обучения в серии именно компетентностно-ориентированных профессиональных проб.

2. Опыт участия будущих педагогов-музыкантов в образовательных программах профессиональных проб станет действительно продуктивным и эффективным при соблюдении следующих условий.

Во-первых, если в таких - уровневых - программах будет заложен серьезный фундамент для самообразования не только по освоению паспортов метакомпетенций, но и по непрерывному выявлению и самоанализу возникающих профессиональных дефицитов.

Во-вторых, в таких программах профессиональных проб обязательно должна быть предусмотрена возможность расширения и углубления умений и навыков освоения специальных компетенций (в том числе психолого-педагогических для работы педагога-музыканта с детьми с ОВЗ, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; с одаренными детьми и др.).

Литература:

1. Выявляйте направления деятельности учителя, которые соответствуют Профстандарту педагога: как и зачем проводить анкетирование[Электронный ресурс] // Справочник заместителя директора школы:

электронный журнал.- 2017. № 4.// URL: https://e.zamdirobr.ru/article.aspx?aid=545615 (дата обращения: 29.03.18).

2. Зуева М.Л., Золотарева A.B. Региональный институт развития образования как ресурс учительского роста ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» [Электронный ресурс] // URL: http://cTaHflapTneflarora^/files/display/5_3yeBa_Mn.pdf (дата обращения: 29.03.18).

3. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://edu.crowdexpert.ru/concept_art и https://edu.crowdexpert.ru/files/attachments/42401/4.4. Кадровые npoöfleMbi.pdf (дата обращения: 29.03.18)

4. Модель национальной системы учительского роста (проект НСУР) и совершенствование Профессионального стандарта «Педагог» [Электронный ресурс] // URL: http://www.apkpro.ru/doc/TpeTbflK.pdf (дата обращения: 29.03.18)

5. Сергеев И. С., Кузнецова И. В., Никифоров Е. А. Профессиональные пробы в вопросах и ответах //Профессиональное образование. -2016. № 6. С.2-11.

6. Сокольникова Н.П. Педагогические условия подготовки будущего учителя к музыкально-эстетическому воспитанию школьников: дисс... канд. пед. наук.- Новокузнецк, 2006. - 263 с.

7. Съезд представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры, 12 августа 2016 года [Электронный ресурс] // URL:https://ipk.kuz-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5884:-12-2016-&catid=236:2014-02-13-08-05-18 (дата обращения: 29.03.18)

8. Чернов С. Почему переносят профессиональные стандарты в общем образовании и что хотят в них поменять [Электронный ресурс] // Справочник заместителя директора школы: электронный журнал.- 2017. -№ 4. URL: https://e.zamdirobr.ru/article.aspx?aid=545606 (дата обращения: 29.03.18)

9. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С. и др. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения // Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5-11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М.: «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. С. 15-24.

10. Шалавина Т.П. Мир труда и профессий: Учебно-методическое пособие. Департ. образования и науки Администр., ОблИУУ. Кемерово.: [б.и.], 1995. 196 с.

Педагогика

УДК: 378.2

старший преподаватель Спиридонова Марина Ивановна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Максимова Ирина Викторовна

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ В НАУЧНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о профессиональных компетенциях, связанных с научно-исследовательской деятельностью бакалавров пищевой индустрии. Авторами представлена структура научно-исследовательской компетенции, а также показана связь составляющих научно-исследовательской компетенции в соответствии с компетенциями, определёнными ФГОС при подготовке бакалавров пищевой индустрии и обеспечивающими научно-исследовательскую деятельность. Компетентностный подход, являющийся основой реализации ФГОС, требует так организовать обучение, чтобы студенты на занятиях были не объектами, воспринимающими готовые знания, а исследователями, т.е. субъектами, самостоятельно ставящие вопросы и разрешающие возникающие противоречия. Проблема формирования профессиональных компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью, является актуальной и до конца нерешённой.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетентностный подход, профессионализм, научно-исследовательская деятельность, пищевая индустрия.

Annotation. The article deals with the issue of formation of professional competences related to research activities of bachelors of food industry. The authors present the structure of scientific and research competence, as well as the relationship between the components of scientific and research competence in accordance with the competencies defined by the GEF in the preparation of bachelors of the food industry and providing research activities. Competence approach, which is the basis for the implementation of GEF, requires so organize training to students in the classroom were not objects, perceiving ready-made knowledge, and researchers, ie, subjects, independently raise questions and resolve emerging contradictions. The problem of the formation of professional competencies related to research activities is relevant and unresolved.

Keywords: professional competence, competence approach, professionalism, research activities, food industry.

Введение. Система высшего образования постоянно требует развития и обновления. Это обусловлено модернизацией экономики, быстро меняющимися технологиями во всех отраслях промышленности, в том числе и пищевой. В связи с этим стандарты образования, требования к компетенциям будущих бакалавров пищевой индустрии постоянно обновляются.

Изложение основного материала статьи. ФГОС 3+ по направлению подготовки 19.03.04 «Технология продукции и организация общественного питания» определяет следующие виды профессиональной деятельности будущих специалистов в этой области:

S -производственно-технологическая;

S -организационно-управленческая;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.