Научная статья на тему 'Профессиональные представления как детерминанта учебной мотивации студентов вуза'

Профессиональные представления как детерминанта учебной мотивации студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / PROFESSIONAL REPRESENTATIONS / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / LEARNING MOTIVATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ / PROFESSIONALIZATION PROCESS / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / CAREER GUIDANCE / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желдоченко Людмила Дмитриевна

В статье автором представлены результаты исследования сформированности профессиональных представлений у студентов на начальной ступени обучения в вузе, проведен анализ влияния адекватных, полных представлений о будущей профессии на учебную мотивацию обучающихся. Показано, что мотивация учебной деятельности выступает как показателем, так и критерием успешности профессионального развития будущего специалиста. Установлено, что у студентов, имеющих более четкие, целостные представления об индивидуальных профессиональных качествах, основным мотивом учебной деятельности выступает овладение профессией, то есть, стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. В то время, как у студентов с размытыми мозаичными профессиональным представлениями, основным мотивом учебной деятельности выступает мотив получения диплома при формальном усвоении знаний. Профессиональные представления, равно как и учебная мотивация, характеризуются динамичностью, что позволяет корректировать, повышать уровень сформированности изучаемых феноменов в процессе психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Результаты и выводы исследования могут лечь в основу, как профориентационной работы с потенциальными абитуриентами, так и составить основу программ психолого-педагогического сопровождения студентов вуза на начальной ступени обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional representation as determinant motivation of students of higher educational institutions

The article presents the results of a study of formation of professional representations at students at the initial stage of training at the university, analyzed the influence of adequat representations about the future trade on the learning motivation of students. It is shown that the motivation of educational activity serves as an indicator of success and evaluation of professional development of the future specialist. It was found that students who have a clear idea about the professional qualities, are eager to learn professional knowledge. Students with blurred mosaic professional representations, the main motive of the educational activities is to get a diploma without assimilation of knowledge. Professional representation, as well as learning motivation, characterized by dynamism, which allows you to adjust and raise the level of formation of the phenomena in the process of psycho-pedagogical support of the educational process. Results and conclusions of the study could form the basis as professional orientation of future students, and formed the basis of the programs of psycho-pedagogical support of students at the elementary level.

Текст научной работы на тему «Профессиональные представления как детерминанта учебной мотивации студентов вуза»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 6 (ноябрь - декабрь) http://mir-nauki.com/vol4-6.html URL статьи: http://mir-nauki.eom/PDF/61PDMN616.pdf Статья опубликована 30.01.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Желдоченко Л.Д. Профессиональные представления как детерминанта учебной мотивации студентов вуза // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/61PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 159.9

Желдоченко Людмила Дмитриевна

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Россия, Ростов-на-Дону

«Академия психологии и педагогики» Старший преподаватель Кандидат психологических наук E-mail: ludmilakateryna@yandex.ru

Профессиональные представления как детерминанта

мотивации студентов вуза

Аннотация. В статье автором представлены результаты исследования сформированности профессиональных представлений у студентов на начальной ступени обучения в вузе, проведен анализ влияния адекватных, полных представлений о будущей профессии на учебную мотивацию обучающихся. Показано, что мотивация учебной деятельности выступает как показателем, так и критерием успешности профессионального развития будущего специалиста. Установлено, что у студентов, имеющих более четкие, целостные представления об индивидуальных профессиональных качествах, основным мотивом учебной деятельности выступает овладение профессией, то есть, стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. В то время, как у студентов с размытыми мозаичными профессиональным представлениями, основным мотивом учебной деятельности выступает мотив получения диплома при формальном усвоении знаний. Профессиональные представления, равно как и учебная мотивация, характеризуются динамичностью, что позволяет корректировать, повышать уровень сформированности изучаемых феноменов в процессе психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Результаты и выводы исследования могут лечь в основу, как профориентационной работы с потенциальными абитуриентами, так и составить основу программ психолого-педагогического сопровождения студентов вуза на начальной ступени обучения.

Ключевые слова: профессиональные представления; учебная мотивация; профессиональное самоопределение; процесс профессионализации; профориентационная работа; психолого-педагогическое сопровождение

Актуальность представленного исследования обусловлена проблемой повышения качества профессионального вузовского образования, необходимостью уточнения научных представлений о специфике мотивации учебной деятельности современного студенчества в ее взаимосвязи с формированием адекватных профессиональных представлений у будущих профессионалов. Успешность профессиональной деятельности во многом зависит от правильного профессионального выбора в соответствии со склонностями, способностями и

учебной

особенностями мотивации человека, от адекватных представлений о будущей профессии, которая предъявляет к профессионалу определенный набор требований, таких как: личностные качества, ценности, знания, умения и навыки [1, 2]. Именно на этапе обучения в вузе происходит первичное овладение профессией, определяются жизненная и мировоззренческая позиции будущего профессионала, формируются индивидуальные способы деятельности, формы поведения и общения, детерминирующие успешность будущей профессиональной деятельности.

В научной литературе существуют различные подходы к изучению феномена мотивации. В исследованиях Л.И. Божович, Т.Д. Дубовицкой, Ю.П. Поваренкова, В.Д. Шадрикова, и др. мотивация представлена, как субъективно-личностная характеристика. Мотивационно-потребностные компоненты учебной и учебно-профессиональной деятельности изучались в работах A.A. Бодалева, Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.К. Марковой, Г.А. Мухиной и др. В трудах Т.В. Кудрявцева, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной и др. представлено всестороннее изучение мотивации как элемента учебной деятельности, обусловленного целями и организацией обучения. Очевидно, что учебная мотивация, студентов определяется рядом специфических для этой деятельности факторов: образовательной системой, вузом, организацией образовательного процесса и т.д. Учебная мотивация студентов в значительной мере определяется и социально-психологическими условиями взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Однако проблема влияния такого существенного фактора, как уровень сформированности профессиональных представлений, влияющий на мотивацию учебной деятельности остается недостаточно проработанной. В связи с этим, считаем необходимым дальнейшее изучение профессиональных представлений студентов на этапе обучения в вузе, изучение данного феномена как детерминанту учебной мотивации и основу успешной профессионализации.

Научная новизна представленного исследования заключается в том, что изучены профессиональные представления студентов на начальном этапе обучения в вузе, проведен анализ влияния сформированности представлений о будущей профессии на мотивацию учебной деятельности первокурсников. Установлены ведущие мотивы учебной деятельности, в зависимости от адекватности представлений о будущей профессии, у обучающихся первых курсов.

Проблемой мотивации учебной деятельности занимались многие исследователи. Так, содержательно-динамические особенности мотивации учебной деятельности студентов представлены в работах Н.А. Павловой. Исследователем установлено, что в зависимости от периода обучения содержание мотивации учебной деятельности студентов изменяется. Для студентов первого курса характерна профессионально-учебная мотивация, для студентов второго курса - учебно-познавательная, для студентов третьего курса - профессионально-прагматическая, студентов четвертого и пятого - познавательно-профессиональная и мотивация профессиональных достижений соответственно [7].

В исследованиях Д.Л. Меломеда, посвященных изучению социально-психологическим особенностям учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов, отмечается, что «целесообразно говорить не столько об учебной, сколько об учебно-профессиональной мотивации, так как именно готовность студента - будущего специалиста к решению профессиональных задач является целью высшего образования» [5, с. 4]. Мотивация учебно-профессиональной деятельности студента может быть представлена как соотнесение целей, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности его личности. Высокая мотивированность студента выражается в принятии им целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых [4].

А.М. Романов отмечает, что образовательная мотивация студентов имеет свои особенности: в ней постоянно сочетаются собственно учебный и профессиональный компоненты, увеличивается число сознательных мотивов поведения и растет степень их осознанности [9]. Учебная мотивация определяется учеными как частный вид мотивации, которая включена учебную деятельность и относится к числу профессионально значимых личностных характеристик студентов. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста.

В работах С.И. Кучмиевой исследованы мотивационные факторы, детерминирующие процесс профессионализации студентов в период обучения в вузе. Автор пришла к выводу, что позитивный характер влияния на процесс освоения профессиональной деятельностью студентами имеют мотивы, основанные на интересе к профессии, мотивы развития личности и учебно-познавательные мотивы, а отрицательно влияют просоциальные и инфантильные мотивы [3].

Согласно концепции профессионализации Е.И. Рогова, процесс освоения профессии будет протекать успешно, если профессиональные представления у студентов будут адекватно сформированы по трем направлениям: представления о личности профессионала; представления о профессиональной деятельности; представления об объекте профессиональной деятельности и о взаимодействии с ним [8]. Под профессиональными представлениями ученые понимают совокупность образов, обладающих отражающей, регулирующей, мотивирующей, оценочной, прогностической функциями и обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности [6]. Учеными установлено, что для профессиональных представлений первокурсников характерны такие особенности как фрагментарность, расплывчатость, неадекватность требованиям профессии. На начальном этапе обучения в вузе многие студенты не осведомлены о специфике приобретаемой профессии, об условиях труда, специфике профессионального взаимодействия с объектом труда, об особенностях самого объекта [10].

В данной статье автором представлено эмпирическое исследование, целью которого было изучение сформированности профессиональных представлений студентов-первокурсников в аспекте детерминации учебной мотивации. Сформулирована гипотеза о том, что чем более полные и адекватные представления о профессии у студента на начальном этапе обучения, тем вероятнее всего, мотивом учебной деятельности может выступать овладение профессией, при этом, у студентов с размытыми мозаичными профессиональным представлениями, основным мотивом учебной деятельности может выступать мотив получения диплома.

В исследовании использовались следующие методики: методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной; опросник Е.И. Рогова, направленный на изучение представлений об объекте деятельности; опросник - «Лист Липмана» для исследования представлений субъекта труда о необходимых свойствах личности в процессе деятельности.

Респондентами выступили 68 студентов-первокурсников вуза, представителей гуманитарного направления в возрасте от 17 до 23 лет. Из них 52 девушки и 16 юношей.

На рисунке 1 представлены среднегрупповые результаты исследования мотивации обучения студентов на начальном этапе обучения в вузе.

Мир Науки

Услов. обозначения: ПЗ - шкала приобретение знаний (43%); ОП - шкала овладение профессией (31%); ПД - шкала получение диплома (26%)

Рисунок 1. Среднегрупповые показатели мотивации обучения в вузе студентов-первокурсников по шкалам (разработано автором)

Полученные данные свидетельствуют о том, что 43% респондентов ориентированы на получение знаний, проявляют активность, любознательность, интерес к изучаемым дисциплинам; 31% респондентов проявляет стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать в процессе обучения профессионально важные качества; у 26% респондентов выражено стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.

Таким образом, можно заключить, что большая часть первокурсников (74%) сделала адекватный профессиональный выбор, имеет достаточно высокую учебно-профессиональную мотивацию и целенаправленно стремится овладеть профессиональными знаниями и навыками.

На рисунке 2 представлены результаты исследования представлений первокурсников, как субъектов труда о необходимых свойствах личности в процессе деятельности.

2 1,8 1,6 1,4 1,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

1 курс

Услов. обозначения в баллах: Моторные - 0,8; Сенсорные - 1,1; Наблюдательность - 1,2; Аттенционные - 1,5; Эмоциональные - 1,5; Волевые - 1,6; Мнемические - 1,7; Имажитивные -1,7; Коммуникативные - 1,7; Мыслительные - 1,8; Речевые - 1,9

Рисунок 2. Иерархия индивидуально-психологических свойств личности (среднегрупповые показатели) (разработано автором)

Полученные данные позволяют выстроить иерархию индивидуально-психологических свойств личности в представлении студентов-первокурсников гуманитарного направления. Согласно результатам, наиболее важными респонденты считают речевые свойства личности (средний балл - 1,9); На вторую позицию по значимости студенты поставили мыслительные свойства, которые логически тесно связаны с речевыми свойствами (средний балл - 1,8). Следующую позицию разделяю коммуникативные, имажитивные и мнемические свойства личности (средний балл - 1,7); далее располагаются волевые качества (средний балл - 1,6); эмоциональные и аттенционные (средний балл по 1,5 соответственно); затем респонденты отмечают наблюдательность (средний балл - 1,2); завершают иерархию сенсорные свойства (средний балл - 1,1) и моторные (средний балл 0,8).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми и важными индивидуально-психологическими свойствами личности, первокурсники считают речевые свойства. Именно в речевых свойствах личности отражается целый ряд особенностей ее мышления, так как между мышлением и речью существует тесная связь. Поэтому на вторую позицию респонденты поставили мыслительные свойства личности, что отражает высокую значимость аналитического, творческого и интуитивного мышления в процессе деятельности. На третьей позиции по значимости студенты расположили коммуникативные, имажитивные и мнемические свойства личности. Высокая оценка значимости имажинитивных свойств (свойства воображения) студентами обусловлена их содержательной близостью к свойствам мышления. Мнемические свойства (свойства памяти) студенты считают профессионально важным, так как большой объем непроизвольной памяти, способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество материала, способность к непроизвольному запоминанию материала - качества, формирующиеся в процессе профессионализации уже на этапе обучения в вузе как значимый компонент индивидуального стиля деятельности. Хорошо развитые коммуникативные качества необходимы субъекту труда для выстраивания эффективного взаимодействия с объектом профессиональной деятельности. На четвертом месте волевые качества, которые позволят субъекту труда осуществлять высокий самоконтроль эмоций и поведения, брать на себя ответственность в сложных профессиональных ситуациях. Н пятом месте эмоциональные качества, отражающие способность личности к эмоциональной устойчивости, самообладанию в кризисных ситуациях профессиональной деятельности, способность передавать другим людям положительный эмоции. Аттенционные качества также на пятой позиции. Студенты считаю это качество важным в профессиональной деятельности, отмечая способность профессионала длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители, умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач. Наблюдательность, сенсорные и моторные качества студенты не считают достаточно важными в профессиональной деятельности субъекта труда, расположив их на последних позициях.

Подытоживая результаты, полученные по данной методике, можно сказать, что первостепенную значимость для студентов-первокурсников имеют речевые и мыслительные, а также коммуникативные, имажитивные и мнемические индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают, по их мнению, успешность выполнения профессиональной деятельности.

Далее было проведено изучение представлений у студентов об объекте деятельности с помощью опросника Е.И. Рогова. В данном исследовании испытуемым необходимо было оценить объект своей будущей деятельности и свою будущую работу при помощи 16-ти прилагательных по семибальной шкале. Благодаря данной методике, в исследуемых представлениях можно выделить следующие факторы: фактор «Оценки образа», который свидетельствует об уровне уважительного отношения к объекту со стороны субъекта; фактор

«Силы образа», который свидетельствует о развитии волевых сторон объекта, как они оцениваются самим испытуемым; фактор «Активности образа», котрый может интерпретироваться как свидетельство экстравертированности объекта; фактор «Четкости образа», который свидетельствует о его точности, контрастности, адекватности, яркости в сознании субъекта.

Полученные результаты по данной методике показывают, что представления об объекте будущей деятельности, у большей части студентов, близок к адекватному. Об этом свидетельствую достаточно высокие показатели фактора «Оценки образа», то есть испытуемые принимают объект своей профессиональной деятельности, склонны осознавать его как носителя позитивных, социально желательных характеристик. Показатели фактора «Силы образа» средние, что говорит о недостаточной самостоятельности и недостаточном самоконтроле объекта в представлении респондентов. Показатели фактора «Активности образа» в большей степени по представлениям первокурсников, указывают на интровертированность, определенную пассивность, недостаточную общительность, эмоциональную отзывчивость. Показатели «Четкости образа», согласно представлениям студентов, говорят о недостаточной точности и адекватности в их сознании в отношении объекта труда. В целом, можно заключить, что представления об объекте будущей деятельности у студентов-первокурсников противоречивые, недостаточно четкие.

Интересен тот факт, что представления о своей будущей работе более сформированные. Так, показатели фактора «Оценки образа» работы свидетельствуют об адекватном, достаточно критичном отношении к себе, о недостаточном уровне принятия себя в будущей работе на данном этапе профессионализации. Показатели фактора «Силы образа» работы, у большей части респондентов, свидетельствует об уверенности, склонности рассчитывать на собственные силы в критических ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. Показатели фактора «Активности образа» работы указывают на представления студентов о будущей профессиональной деятельности, как о работе, требующей достаточно высокой активности, общительности, эмоциональной отзывчивости. Показатели фактора «Четкости образа» работы говорят о недостаточной яркости, четкости и адекватности у большей части респондентов. В целом, подводя итоги диагностики по данной методике, можно заключить, что представления об объекте будущей деятельности у респондентов недостаточно ясные и четкие, а представления о будущей работе более адекватные, более сформированные.

Таким образом, анализируя полученные результаты исследования, можно заключить, что профессиональные представления студентов на начальном этапе обучения в вузе отличаются фрагментарностью, расплывчатостью, противоречивостью. Следует отметить, что у большей части обучающихся, представления о будущей профессиональной деятельности более адекватные и сформированные в сравнении с представлениями об объекте профессиональной деятельности. Важно также сказать о том, что у студентов-первокурсников сформирована определенная иерархия индивидуально-психологических свойств личности, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. Преимущество первокурсники отдают таким свойствам, как речевые, мыслительные, коммуникативные, имажитивные и мнемические, которые, по их мнению, будут способствовать эффективной профессионализации. При этом нужно отметить, что у большей части первокурсников достаточно высокая учебно-профессиональная мотивация, они целенаправленно стремятся овладеть профессиональными знаниями и навыками. Анализируя полученные результаты в совокупности, необходимо сказать о том, что у студентов с более адекватными, целостными, четкими представлениями об объекте деятельности и о самой профессиональной деятельности преобладают учебно-профессиональные мотивы, они стремятся овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. У

студентов с размытыми мозаичными профессиональными представлениями основным мотивом учебной деятельности выступает мотив получения диплома при формальном усвоении знаний. Это позволяет констатировать тот факт, что сформированные профессиональные представления выступают детерминантой мотивации учебной деятельности. Выдвинутая гипотеза исследования полностью подтверждена.

Полученные результаты и выводы могут быть интересны педагогам-психологам, педагогам, полезны в планировании профориентационной работы на этапе подготовки к поступлению в вузы, а также для психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников. Перспективой дальнейшего исследования выступает работа по изучению динамики развития профессиональных представлений в процессе обучения студентов в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Желдоченко Л.Д., Рогов Е.И. Роль профессиональных представлений в формировании траектории профессионального развития [Текст] / Л.Д. Желдоченко, Е.И. Рогов // Известия Южного федерального университета. Серия: Педагогические науки. - Ростов-на -Дону, 2015. №12.

2. Желдоченко Л.Д., Рогов Е.И. Проблема формирования профессиональных представлений на разных этапах развития личности / журнал «Наука, образование, общество», г. Тамбов, 2015. №3 (5), С. 144-152. [Электронный ресурс]: http://ucom.ru/doc/no.2015.03.pdf.

3. Кучмиева С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе [Текст]: Автореф. канд. соц. наук / С.И. Кучмиева, Волгоград, 2007. С. 26.

4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения [Текст] / А.К. Маркова, Т А. Матис, А.Б. Орлов. М.: 1990.

5. Меламед Д.Л. Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности разностатусных студентов вуза [Текст]: Автореф. канд. психол. наук / Д.Л. Меломед. Москва - 2011, С. 24.

6. Обносов В.Н. Представление о профессии как фактор профессионального самоопределения учащихся ПТУ [Текст]: Дисс. ... канд. психол. наук / В.Н. Обносов; Москва, 1998. 190 с.

7. Павлова Н.А. Мотивация учебной деятельности студентов педагогического вуза [Текст]: Дисс. канд. психол наук / Н.А. Павлова; Ярославль, 2005. С. 2178.

8. Рогов Е.И., Антипова И.Г., Жолудева С.В. и др. Современная парадигма исследования профессиональных представлений [Текст] / Е.И. Рогов, И.Г. Антипова, С.В. Жолудева и др. // под ред. Е.И. Рогова. - Ростов н / Д: Изд-во Фонд науки и образования, 2014. - 252 с.

9. Романов А.М. Педагогические условия формирования смыслообразующей мотивации студентов вуза в информационно-образовательной среде [Текст] / А.М. Романов. - Москва: Изд-во «Элит», 2009. - 343 с.

10. Семенова Е.А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа [Текст]: Дисс.канд. психол. наук / Е.А. Семенова; Иркутск, 2003. 200 с.

Zheldochenko Lyudmila Dmitrievna

Southern federal university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: ludmilakateryna@yandex.ru

Professional representation as determinant motivation of students of higher educational institutions

Abstract. The article presents the results of a study of formation of professional representations at students at the initial stage of training at the university, analyzed the influence of adequat representations about the future trade on the learning motivation of students. It is shown that the motivation of educational activity serves as an indicator of success and evaluation of professional development of the future specialist. It was found that students who have a clear idea about the professional qualities, are eager to learn professional knowledge. Students with blurred mosaic professional representations, the main motive of the educational activities is to get a diploma without assimilation of knowledge. Professional representation, as well as learning motivation, characterized by dynamism, which allows you to adjust and raise the level of formation of the phenomena in the process of psycho-pedagogical support of the educational process. Results and conclusions of the study could form the basis as professional orientation of future students, and formed the basis of the programs of psycho-pedagogical support of students at the elementary level.

Keywords: professional representations; learning motivation; professional self-determination; professionalization process; career guidance; psychological and pedagogical support

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.