Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ПРОФИЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ПРОФИЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
280
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МЕДИЦИНСКИЙ МИКРОБИОЛОГ / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО МИКРОБИОЛОГА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Евдокимова Ольга Валерьевна, Бирюков Владимир Валентинович, Котелевец Елена Петровна

В статье обсуждаются профиль и профессиональные навыки специалиста в области медицинской микробиологии. Тенденция централизации микробиологических лабораторий с целью повышения уровня финансирования, оснащенности оборудованием, увеличения спектра выполняемых исследований и стандартизации всех этапов лабораторной диагностики (преаналитической, аналитической и постаналитической) требует пересмотра квалификационных требований к медицинскому персоналу. В данном контексте авторами поднимается вопрос внедрения профессионального стандарта в области медицинской микробиологии и анализируются изменения профессиональных задач медицинского микробиолога со времени утверждения первой учебной программы по медицинской микро-биологии до современного этапа развития лабораторной диагностики инфекционных заболеваний. Обсуждаются базовые компетенции, обязательные знания и навыки специалиста в области медицинской микробиологии, необходимые для осуществления трудовых функций в области высокотехнологичных методов исследования, в том числе при изучении генома возбудителей и микробных сообществ. Профиль специалиста рассматривается в контексте необходимого взаимодействия с врачами других специальностей для эффективного решения конкретных задач по антимикробной терапии и профилактике инфекционных заболеваний. При написании обзора проведен поиск источников литературы по базам данных Scopus, Web of Science, MedLine, The Cochrane Library, EMBASE, Global Health, CyberLeninka, РИНЦ. Проведенное исследование показало, что профессиональные навыки медицинского микробиолога можно оценивать в комплексе с личностными характеристиками специалиста, которые в настоящее время становятся одним из факторов успешного прохождения выпускниками аттестаций в учебных заведениях высшего медицинского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Евдокимова Ольга Валерьевна, Бирюков Владимир Валентинович, Котелевец Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SKILLS AND PROFILE OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF MEDICAL MICROBIOLOGY (LITERATURE REVIEW)

The article discusses the profile and professional skills of a specialist in the field of medical microbiology. The recent trend towards the centralization of microbiological laboratories in order to increase the level of funding, equipment, increase the range of studies performed and to standardize all stages of laboratory diagnostics (preanalytical, analytical and postanalytical) requires a revision of the qualification requirements for medical personnel. The authors raise the issue of a professional standard in the field of medical microbiology and analyze changes in the professional tasks of a medical microbiologist from the period of approval of the first curriculum in medical microbiology to the current stage in the development of laboratory diagnostics of infectious diseases. The basic competencies, obligatory knowledge and skills of a specialist in the field of medical microbiology are discussed, these are necessary for the implementation of job functions in the field of high-technological research methods using the genome of pathogens and microbial communities. The profile of a specialist is considered in terms of interaction with doctors of other specialties for the effective decision of medical problems in antimicrobial therapy and the prevention of infectious diseases. The search for literature sources was carried out using the Scopus, Web of Science, MedLine, Cochrane Library, EMBASE, GlobalHealth, CyberLeninka, and RSCI databases. The study showed that the professional skills of a medical microbiologist should be evaluated together with the specialist's personal characteristics, which become necessary for graduates' successful certification in higher medical educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ПРОФИЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)»

ОБЗОРЫ

DOI: 10.23888/humJ202311159-71

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ПРОФИЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ

(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

PROFESSIONAL SKILLS AND PROFILE OF A SPECIALIST IN THE FIELD OF MEDICAL MICROBIOLOGY (LITERATURE REVIEW)

Евдокимова О. В., Бирюков В. В., Котелевец Е. П.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Рязань, Российская Федерация

Evdokimova O. V., Biryukov V. V., Kotelevets E. P.

Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation

Аннотация:

В статье обсуждаются профиль и профессиональные навыки специалиста в области медицинской микробиологии. Тенденция централизации микробиологических лабораторий с целью повышения уровня финансирования, оснащенности оборудованием, увеличения спектра выполняемых исследований и стандартизации всех этапов лабораторной диагностики (преаналитической, аналитической и постаналитической) требует пересмотра квалификационных требований к медицинскому персоналу. В данном контексте авторами поднимается вопрос внедрения профессионального стандарта в области медицинской микробиологии и анализируются изменения профессиональных задач медицинского микробиолога со времени утверждения первой учебной программы по медицинской микро-

Abstract:

The article discusses the profile and professional skills of a specialist in the field of medical microbiology. The recent trend towards the centralization of microbiological laboratories in order to increase the level of funding, equipment, increase the range of studies performed and to standardize all stages of laboratory diagnostics (preanalytical, analytical and postanalytical) requires a revision of the qualification requirements for medical personnel. The authors raise the issue of a professional standard in the field of medical microbiology and analyze changes in the professional tasks of a medical microbiologist from the period of approval of the first curriculum in medical microbiology to the current stage in the development of laboratory diagnostics of infectious diseases. The basic competencies, obligatory

биологии до современного этапа развития лабораторной диагностики инфекционных заболеваний. Обсуждаются базовые компетенции, обязательные знания и навыки специалиста в области медицинской микробиологии, необходимые для осуществления трудовых функций в области высокотехнологичных методов исследования, в том числе при изучении генома возбудителей и микробных сообществ. Профиль специалиста рассматривается в контексте необходимого взаимодействия с врачами других специальностей для эффективного решения конкретных задач по антимикробной терапии и профилактике инфекционных заболеваний. При написании обзора проведен поиск источников литературы по базам данных Scopus, Web of Science, MedLine, The Cochrane Library, EMBASE, Global Health, CyberLeninka, РИНЦ. Проведенное исследование показало, что профессиональные навыки медицинского микробиолога можно оценивать в комплексе с личностными характеристиками специалиста, которые в настоящее время становятся одним из факторов успешного прохождения выпускниками аттестаций в учебных заведениях высшего медицинского образования.

knowledge and skills of a specialist in the field of medical microbiology are discussed, these are necessary for the implementation of job functions in the field of high-technological research methods using the genome of pathogens and microbial communities. The profile of a specialist is considered in terms of interaction with doctors of other specialties for the effective decision of medical problems in antimicrobial therapy and the prevention of infectious diseases. The search for literature sources was carried out using the Scopus, Web of Science, MedLine, Cochrane Library, EMBASE, GlobalHealth, CyberLeninka, and RSCI databases. The study showed that the professional skills of a medical microbiologist should be evaluated together with the specialist's personal characteristics, which become necessary for graduates' successful certification in higher medical educational institutions.

Ключевые слова:

профессиональный стандарт; медицинский микробиолог; базовые компетенции; профессиональные навыки; трудовые функции; личностные качества медицинского микробиолога

Keywords:

professional standard; medical microbiologist; basic competencies; professional skills; job functions; personal qualities of a medical microbiologist

Актуальность

Новый профессиональный стандарт «Специалист в области медицинской микробиологии» утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 384н от 08.06.2021 г. Появление новой специальности является весьма актуальным в условиях тенденций объединения различных аспектов лабораторной деятельности, что позволяет в совокупности с современными информационными технологиями максимально эффективно решать основные задачи лабораторной службы, ориентированные на проведение качественных исследований и снижение временных и трудовых затрат на выполнение анализов [1]. Профессиональные компетенции врача при осуществлении трудовых функций в новой медицинской специальности должны отвечать современному уровню развития медицинских диагностических технологий и соответствовать современным потребностям практической медицины, направленным на сохранение и укрепления здоровья населения.

Формирование профессиональных компетенций у медицинских микробиологов как инструмента достижения основных целей высшего образования предусмотрено образовательным стандартом по специальности и требованиями профессиональных стандартов (ПС). Впервые термин «Профессиональный стандарт» был использован в 1997 году в «Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов» и включал комплекс характеристик, необходимых работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, выполнения определенной трудовой функции, «инструкция по трудовым действиям, которые совершает работник на своем рабочем месте» [2]. Первым создателем национальной системы квалификаций и разработчиком профессиональных стандартов в Российской Федерации стало Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), сформированное в 2006 году.

Необходимость разработки ПС и образовательных программ в области медицинской микробиологии обсуждалась представителями российских и зарубежных профессиональных сообществ неоднократно и в 2017 году. Совет Европейского союза медицинских специалистов (UEMS) утвердил первую учебную программа по медицинской микробиологии. UEMS - это старейшая профессиональная организация врачей, основанная в 1958 году, представляющая около 1,6 миллиона медицинских специалистов в области обучения и практики из 40 стран, деятельность которых направлена на улучшение и гарантии высочайшего уровня обслуживания пациентов [3, 4]. В Российской Федерации современный этап в развитии подготовки специалиста в области медицинской микробиологии связан с введением ФГОС ВО по специальности 32.08.15 «Медицинская микробиология» (декабрь 2021 года), основной особенностью которого является наличие перечня из 5 универсальных, 9 общепрофессиональных компетенций и рекомендаций по составлению перечня профессиональных компетенций в соответствии с действующим ПС [5].

Материалы и методы

С целью изучения изменений требований к знаниям, умениям и объектам профессиональной деятельности медицинского микробиолога, связанных с появлением новой специальности, проведен поиск и ретроспективный анализ источников литературы по базам данных Scopus, Web of Science, MedLine, The Cochrane Library, EMBASE, GlobalHealth, CyberLeninka, РИНЦ.

Результаты и их обсуждение

Основная цель профессиональной деятельности специалиста в области медицинской микробиологии - осуществление микробиологических исследований (бактериологических, вирусологических, микологических и паразитологических) для обеспечения медицинской помощи и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Необходимые знания, умения и трудовые действия специалиста в этой области целиком определяются объектом исследования медицинской микробиологии и направлены на изучение свойств болезнетворных и симбиотических с организмом человека видов микроорганизмов, гельминтов, вызывающих инфекционные заболевания

и инвазии, с целью их детекции в клинических образцах, разработки методов иммунодиагностики, иммунопрофилактики и иммунотерапии инфекционных заболеваний, на выполнение санитарно-микробиологического контроля окружающей среды для обеспечения микробиологической безопасности среды обитания человека [6, 7].

Специализированные функции медицинского микробиолога были сформулированы Европейским Союзом медицинских специалистов в 2005 году и включали в себя теоретические знания, навыки и умения по различным разделам специальности: научные основы клинической микробиологии, вопросы безопасных техник при работе в лаборатории, организация и проведение стерилизации и дезинфекции, выполнение исследований с образцами клинического материала, проведение различных видов микроскопии, владение методами культивирования микроорганизмов и идентификации выделенной культуры, знание вопросов хранения культур, умения по определению антимикробной чувствительности, знание вопросов молекулярной микробиологии и технологий лабораторной диагностики на ее основе. Дополнительные профессиональные навыки включали владение методами набора текста на компьютере и статистической обработки массивов данных, умение составлять отчет о полученных результатах исследования, выполнять контроль качества лабораторных исследований, ориентироваться в вопросах аудита, управления и аккредитации лаборатории [8, 9].

Впервые профессиональные задачи медицинского микробиолога были сформулированы в учебной программе по медицинской микробиологии, принятой UEMS в 2017 году. Уже тогда в обязанности медицинских микробиологов входили консультации по диагностике, лечению и профилактике инфекционных заболеваний; обеспечение научной основы для лабораторной диагностики, выполнение обязанностей по управлению деятельностью лаборатории и контролю за инфекционной заболеваемостью; проведение определенной политики в отношении использования антибиотиков; предоставление данных лабораторных исследований; проведение научно-исследовательской работы и активное участие в образовательных программах [10, 11].

Новый профессиональный стандарт «Специалист в области медицинской микробиологии» содержит две обобщенные трудовые функции (ОТФ): проведение микробиологических исследований и организация работы микробиологической лаборатории. Микробиологические исследования включают выбор методов микробиологических исследований с учетом действующих санитарных правил безопасной работы с потенциальными биологическими агентами различных групп патогенности; проведение исследований биологического материала человека и объектов окружающей среды с использованием рутинных фенотипических и молекулярно-биологических методов. Обязательными являются исследования по видовой идентификации и внутривидового типирования выделенных возбудителей и определению чувствительности и механизмов резистентности микроорганизмов к антимикробным препаратам. Осуществление трудовых действий требует от медицинского микробиолога необходимых умений в организации внутреннего контроля качества микробиологических исследований, регистрации результатов, в том числе с использованием современных информационных систем [12, 13].

В соответствии с образовательным стандартом, медицинский микробиолог, так же как и любой другой врач, должен владеть базовыми компетенциями - медицинскими знаниями и навыками, необходимыми в профессии, знаниями в области доказательной медицины и права; умением хорошо общаться с пациентом и конструктивно сотрудничать с коллегами и медицинскими специалистами; взаимодействовать с социальными организациями с целью профилактики инфекций и общественностью, участвующей в проведении научных исследований; уметь работать над ошибками, постоянно и непрерывно заниматься самообразованием, вести себя этично и корректно по отношению к коллегам и пациентам [14, 15].

Настоящим и будущим врачам-микробиологам необходимо развивать новые научные и технические навыки. Новой компетенцией, включенной в контроль освоения практических навыков медицинского микробиолога, является трудовая функция, связанная с технологией рекомбинантной ДНК. Молекулярно-биологические и физико-химические методы становятся обязательными исследованиями в медицинской микробиологии, наряду со стандартными рутинными микробиологическими техниками, такими как микроскопия, культуральные и иммунологические исследования биологического материала человека [16, 17].

Освоение новых профессиональных навыков требует знаний молекулярной биологии, овладение технологиями гибридизации, амплификации и секвенирования ДНК. Большинство этих методов в настоящее время являются частью диагностического процесса в медицинской микробиологии, некоторые из них уже доступны по месту оказания медицинской помощи в практическом здравоохранении [18, 19].

Сочетание практических навыков и теории биоинформатики, молекулярной биологии и микробиологии успешно реализуется еще в одном активно развивающемся разделе геномики, посвященном изучению генетического материала (метагенома) сообществ микроорганизмов в совокупности. Объектами изучения метагеномики могут являться любые популяции микроорганизмов, обитающих во внешней среде, организме человека или любой другой среде. Важной особенностью метагеномных исследований является отсутствие необходимости в изоляции и культивировании микроорганизмов. К тому же это позволяет включать в анализ присутствующие в популяции бактериофаги и вирусы, что, несомненно, расширяет представление о таксономическом составе метаболических особенностей метагенома. Популярный анализ метагенома -секвенирование гена 16S рибосомной РНК, участвующего в трансляции, - помогает не только отслеживать пути эволюции биологических видов, но и «выстраивать» бактериальное дерево, отражающее состав бактериального сообщества [20-22].

Технология MALDI-TOFMS (матричная лазерная десорбция/ионизационно-время-пролетная масс-спектрометрия) анализирует полученные белковые масс-спектры неизвестных микроорганизмов со спектрами достоверно идентифицированных микроорганизмов из базы данных. Метод используется для идентификации микроорганизмов различных родов, видов, штаммов внутри вида и позволяет получить бактериальный спектр в течение нескольких минут. В соответствии с новым профессиональным стандартом способность и готовность к проведению масс-

спектрометрии является одной из основных трудовых действий специалиста в области медицинской микробиологии [23, 24].

Еще одна новейшая молекулярная технология электрораспылительная ионизационная времяпролетная масс-спектрометрия (PCR-ESI-TOF MS) сочетает масс-спектрометрию с полимеразной цепной реакцией и обеспечивает возможность скрининга всех присутствующих в образце патогенных микроорганизмов как предполагаемых, так и неизвестных, без предварительного культивирования. Основной отличительной чертой PCR-ESI-TOF MS является использование праймеров к фрагментам генома, общим для представителей разных царств микроорганизмов, а также специфичных для отдельных групп и родов микроорганизмов праймеров в сочетании с праймерами к участкам генома бактерий, определяющим их устойчивость к антибиотикам [25-27].

Развитие в области молекулярной диагностики направлено на повышение чувствительности и специфичности этих методов при одновременном сокращении времени выполнения, а, значит, для медицинского микробиолога будет важным определить клиническую значимость, эффективность, специфичность и чувствительность новых технологий. При использовании высокотехнологических методов исследования специалист в области медицинской микробиологии должен иметь достаточные знания об этих технологиях и необходимые умения, чтобы иметь возможность использовать методы и связанные с ними инструменты. Важным умением медицинского микробиолога становится формирование заключения микробиологического исследования, интерпретация результатов в соответствии с характеристиками и ограничениями каждого метода. Например, что касается метагеномного анализа, медицинский микробиолог должен знать, что определенные бактерии нельзя различить на уровне видов на основе гена 16S рибосомой РНК, а некоторые микробиологические исследования могут быть неуместными при определенных заболеваниях [24, 25].

Традиционно академический образовательный процесс подготовки специалиста во многом основан на оценке теоретических и практических навыков. В связи с этим, в дополнение к оценке научной и практической компетентности, активно обсуждается необходимость оценки человеческих, социальных и управленческих навыков при аттестации выпускников высших учебных заведений. В некоторых зарубежных статьях проводится аналитический обзор по вопросу важности взаимодействия и профессионального общения руководителя лаборатории и сотрудников не только в академической среде, но и в области практической медицины [23, 24].

По мнению авторов, некоторые личностные качества врача в области медицинской микробиологии могут быть важными не только для реализации профессиональных навыков, но и для продуктивного взаимодействия со специалистами в области практической медицины. Наш меняющийся мир дает возможность действовать в качестве врача-микробиолога и активно участвовать в продвижении происходящих изменений в профессиональной сфере, проявляя личные творческие способности.

Участие специалиста в научно-исследовательских проектах, научных конференциях в области медицинской микробиологии становится важной частью его профессиональной подготовки и редко бывает успешным без креативности

исследователя. Гибкость мышления помогает адаптироваться к новым задачам, к коллегам, к академическому персоналу и техническим специалистам и легко вступать в новые проекты при возникновении соответствующих возможностей [23, 24].

Способность убеждать связана с качеством выражения мыслей, с хорошими аргументами и подготовкой специалиста. При этом убеждения часто определяют и поведение сотрудника при решении трудовых задач. Проявляя инициативу и ответственность, ограничивая ошибки, создающие риски неконструктивного взаимодействия в профессиональной среде, специалист постепенно завоевывает доверие коллег и руководителя [23, 24].

Энергичность, способность к самовыражению, инициативность подразумевают важную ответственность и понимание микробиологом ситуаций, когда это действительно необходимо, поскольку в этом случае, он вступает в прямое взаимодействие с коллегами и руководителем. Быть активным не означает делать то, что не было запланировано и не является частью исследования, а скорее означает поиск новых способов и решений в рамках текущего проекта [22, 23].

Амбициозность, но не эгоистичность специалиста позволяет двигаться вперед, а способность к самооценке и скромность помогает определить свои возможности при решении определенных задач в деятельности микробиологической лаборатории. Однако, также очень важно, чтобы сотрудник уважал свое академическое окружение, формирующее профессиональную социализацию, и в том числе - готовность к осуществлению трудовой деятельности на эффективном уровне [25, 26].

Наряду с базовыми трудовыми компетенциями медицинскому микробиологу отводится ведущая роль в контроле ряда актуальных направлений в профилактической медицине: мониторинге возбудителей инфекционных заболеваний, предупреждении формирования резистентности к лекарственным препаратам, создании безопасной среды обитания человека [27-29].

Выводы

Рассмотренные выше источники позволяют сделать заключение о значимых требованиях к знаниям и умениям специалиста в области медицинской микробиологии. Новая специальность объединяет 4 ранее известные в области клинической лабораторной диагностики специальности - бактериологию, вирусологию, микологию и паразитологию. Для проведения микробиологических исследований в соответствии с новым профессиональным стандартом важными являются знания принципов работы и правил эксплуатации современных медицинских изделий и лабораторного оборудования. Выбор метода бактериологического, вирусологического, микологического или паразитологического анализа исследуемого материала определяется знанием общей и частной медицинской микробиологии, а также представлением об этиологии и патогенезе различных инфекционных и паразитарных заболеваний. Понимание механизмов действия антимикробных препаратов и развития резистентности к ним позволит формировать не только заключения после завершения исследования, интерпретировать результаты исследований, но и совместно с клиницистом участвовать в выборе эффективного антибиотика и оптимальной схемы лечения пациента.

Современные представления о специфической профилактике различных инфекционных и паразитарных заболеваний необходимы для взаимодействия со специалистами профилактической медицины, которая напрямую связана с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Специалистов, работающих в настоящее время в области бактериологии, вирусологии, лабораторной микологии и паразитологии теперь объединяют основополагающие сведения о биологических рисках и требованиях проведения безопасной работы с ПБА 1-1У группы патогенности с использованием средств индивидуальной защиты, систематизированные данные о методах и способах деконтаминаций объектов внутри- и внебольничной среды, обеззараживания и утилизации отходов, текущей и заключительной дезинфекции.

Наиболее значимыми в практической деятельности специалиста являются профессиональные компетенции, освоение которых позволяет успешно осуществлять микробиологические исследования на основе приобретенных умений: подготовки проб биологического материала человека и объектов окружающей среды с целью проведения микроскопического, бактериологического, вирусологического, микологического и паразитологического исследований. Профессиональные компетенции, включающие владение навыками идентификации и внутривидового типирования микроорганизмов и паразитов, повысят эффективность проведения микробиологического мониторинга в различных областях практической и профилактической медицины, решающих задачи расшифровки этиологии и динамической оценки фенотипов ведущих возбудителей инфекций и инвазий.

Отличительной особенностью умений специалиста в соответствии с новым профессиональным стандартом является владение навыками выполнения молекулярно-биологических и физико-химических, включая масс-спектрометрию, методов исследования биологических проб, основанных на изучении спектра рибосомальных белков микроорганизмов, характеризующихся высокой видовой специфичностью.

Работа по реализации профессионального стандарта проходит поэтапно: приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 464н от 18.05.2021 г. утверждены «Правила проведения лабораторных исследований», где определен перечень обязательного лабораторного оборудования. В настоящее время проводится работа по утверждению правил применения альтернативных видов приборов и устройств для проведения микробиологических исследований. Высшие учебные заведения, реализующие образовательные программы подготовки специалистов разрабатывают программы дополнительного профессионального образования по специальности «Медицинская микробиология», утверждается перечень методических указаний, определяющих процедуры проведения унифицированных микробиологических исследований (вместо утратившего силу Приказа Минздрава СССР №535 от 22.04.1985 г.). Проводится работа по созданию оценочных средств по медицинской микробиологии и созданию банка тестовых заданий для проведения первичной специализированной аккредитации в соответствии с Приказом Минздрава России № 709н от 28.10.2022 г. «Об утверждении положения об аккредитации специалистов» [30-33].

В условиях тенденции к централизации лабораторной деятельности появление новой специальности весьма актуально. В совокупности с современными информационными технологиями централизация бактериологических, вирусологических, микологических и паразитологических исследований позволяет максимально эффективно решать задачу консолидации клинических исследований из лечебных учреждений и улучшить качество микробиологических анализов.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Доступно по: https://www.consultant.ru/document/cons doc L AW 34683/. Ссылка активна на 22.11.2022.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.06.2021 № 384н «Профессиональный стандарт «Специалист в области медицинской микробиологии». Доступно по: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/401359210/. Ссылка активна на 22.11.2022.

3. Directive 2005/36/EC of the European Parliament and of the Council of 7 September 2005 on the recognition of professional qualifi cations. Available at: http://data.europa.eu/eli/dir/2005/36/oj. Accessed: 2022 November 22.

4. O'Donnell L.A., Guarascio A.J. The intersection of antimicrobial stewardship and microbiology: educating the next generation of health care professionals // FEMS Microbiology Letters. 2017. Vol. 364, No. 1. P. fnw281. doi: 10.1093/femsle/fnw281

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 32.08.15 Медицинская микробиология (утв. Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13.12.2021 № 1230). Доступно по: https://base.garant.ru/ 403370269/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. Ссылка активна на 22.11.2022.

6. Wang J.T.H., Huston W.M., Johanesen P., et al. A laboratory competency examination in microbiology // FEMS Microbiology Letters. 2018. Vol. 365, No. 20. doi: 10.1093/femsle/fny224

7. Doyle M., Boyle B., Brennan C., et al. Specialist training in medical microbiology across Europe in 2021-an update on the actual training situation based on a survey // Clinical Microbiology and Infection. 2021. Vol. 27, No. 11. P. 1576-1580. doi: 10.1016/j.cmi.2021.06.027

REFERENCES:

1. Labor Code of the Russian Federation on dated 2021, December 30 No. 197-FL. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons doc L AW 34683/. Accessed: 2022 November 22. (In Russ).

2. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated 2021, June 08 No. 384n 'Professional standard «Specialist in Medical Microbiology»'. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 401359210/. Accessed: 2022 November 22. (In Russ).

3. Directive 2005/36/EC of the European Parliament and of the Council of 7 September 2005 on the recognition of professional qualifi cations. Available at: http://data.europa.eu/eli/dir/2005/36/oj. Accessed: 2022 November 22.

4. O'Donnell LA, Guarascio AJ. The intersection of antimicrobial stewardship and microbiology: educating the next generation of health care professionals. FEMS Microbiology Letters. 2017; 364(1):fnw281. doi: 10.1093/femsle/fnw281

5. Federal state educational standard of higher education - training of highly qualified personnel in residency programs in the specialty 32.08.15 Medical microbiology (Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated 2021, December 13 No. 1230). Available at: https://base.garant.ru/403370269/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/. Accessed: 2022 November 22. (In Russ).

6. Wang JTH, Huston WM, Johanesen P, et al. A laboratory competency examination in microbiology. FEMS Microbiology Letters. 2018;365(20). doi: 10.1093/femsle/fny224

7. Doyle M, Boyle B, Brennan C, et. al. Specialist training in medical microbiology across Europe in 2021-an update on the actual training situation based on a survey. Clinical Microbiology and Infection. 2021;27(11):1576-80. doi: 10.1016/j.cmi.2021.06.027

8. Mehtar S. Review of a consultant microbiologists work practice - an audit // Journal of Clinical Pathology. 1995. Vol. 48, No. 12. P. 1082-1086. doi: 10.1136/jcp.48.12.1082

9. Mol Joji R., Prabu Kumar A., Almarabheh A., et al. Perception of online and face to face microbiology laboratory sessions among medical students and faculty at Arabian Gulf University: a mixed method study // BMC Medical Education. 2022. Vol. 22, No. 1. P. 411. doi: 10.1186/s12909-022-03346-2

10. Исаева Г.Ш., Бадамшина Г.Г., Габидуллина С.Н. Опыт преподавания медицинской микробиологии на медико-профилактическом факультете // Бактериология. 2021. Т. 6, № 2. С. 62-67. doi: 10.20953/2500-1027-2021-2-62-67

11._Припутневич Т.В., Зубков В.В., Трофимов Д.Ю., и др. Эволюция технологий в микробиологии -ключ к формированию новых возможностей надзора и профилактики инфекций в родовспоможении // Вестник Российской академии медицинских наук. 2019. Т. 74, № 6. С. 364-370. doi: 10.15690/vramn1198

12. Meffray A., Ardagna Y., Biagini Ph. Paléopathologie et génétique: approaches moléculaires pour la recherche et la caractérisation de microorganisms pathogènes à partir de restes humains // Corps. 2019. Vol. 1, No. 17. P. 209-222. doi: 10.3917/corp1.017.0209

13. Хафизов К.Ф., Сперанская А.С., Мацвай А.Д., и др. Передовые технологии в диагностике вирусных заболеваний неясной этиологии // Инфекция и иммунитет. 2020. Vol. 10, № 1. P. 9-25. doi: 10.15789/2220-7619-ATI-824

14. Ranque S. Apport de la spectrométrie de masse Maldi-TOF pour identifier les dermatophytes. Contribution of Maldi-TOF mass spectrometry to the identification of dermatophytes // Revue Francophone des Laboratoires. 2022. Vol. 2022, No. 539. P. 58-63. doi: 10.1016/S1773-035X(22)00065-X

15. Липатов В.А., Крюков А.А., Северинов Д.А., и др. Этические и правовые аспекты проведения экспериментальных биомедицинских исследований in vivo. Часть I // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2019. Т. 27, № 1. P. 80-92. doi: 10.23888/PAVL0VT201927180-92

16. Doussineau T., Dugourd Ph., Antoine R. Nouveau spectromètre de masse pour le nanomonde. In: Instrumentation et Interdisciplinarité. 2021. P. 327-332. doi: 10.1051/978-2-7598-1206-6.c041

8. Mehtar S. Review of a consultant microbiologists work practice - an audit. Journal of Clinical Pathology. 1995;48(12):1082-6. doi: 10.1136/jcp.48.12.1082

9. Mol Joji R, Prabu Kumar A, Almarabheh A, et. al. Perception of online and face to face microbiology laboratory sessions among medical students and faculty at Arabian Gulf University: a mixed method study. BMC Medical Education. 2022;22(1):411. doi: 10.1186/s12909-022-03346-2

10. Isaeva GSh, Badamshina GG, Gabidullina SN. Experience in teaching medical microbiology at the Faculty of Preventive Medicine. Bacteriology. 2021;6(2):62-7. (In Russ). doi: 10.20953/2500-10272021-2-62-67

11. Priputnevich TV, Zubkov VV, Trofimov DJu, et al. The evolution of technologies in microbiology is the key to the formation of new opportunities for surveillance and prevention of infections in obstetrics. Bulletin of the Russian Academy of Medical Sciences. 2019;74(6):364-70. (In Russ). doi: 10.15690/vramn1198

12. Meffray A, Ardagna Y, Biagini Ph. Paléopathologie et génétique: approaches moléculaires pour la recherche et la caractérisation de microorganisms pathogènes à partir de restes humains. Corps. 2019;1(17):209-22. (In French). doi: 10.3917/corpL017.0209

13. Hafizov KF, Speranskaja AS, Macvaj AD, et al. Advanced technologies in the diagnosis of viral diseases of unknown etiology. Infection and Immunity. 2020;10(1):9-25. (In Russ). doi: 10.15789/2220-7619-ATI-824

14. Ranque S. Apport de la spectrométrie de masse Maldi-TOF pour identifier les dermatophytes Contribution of Maldi-TOF mass spectrometry to the identification of dermatophytes. Revue Francophone des Laboratoires. 2022;2022(539):58-63. doi: 10.1016/S1773-035X(22)00065-X

15. Lipatov VA, Kryukov AA, Severinov DA, et al. Ethical and legal aspects of in vivo experimental biomedical research. Part I. I. P. Pavlov Russian Medical Biological Herald. 2019; 27(1):80-92. (In Russ). doi: 10.23888/PAVL0VJ 201927180-92

16. Doussineau T, Dugourd Ph, Antoine R. New mass spectrometer for the nanoworld. In: Instrumentation and Interdisciplinarity. 2021. P. 327-32. (In French). doi: 10.1051/978-2-7598-1206-6.c041

68

17. Dumont Y., Michon A.-L., Laurens Ch., et al. Rôle du laboratoire de biologie médicale dans le diagnostic microbiologique des bactéries anaérobies // Revue Francophone des Laboratoires. 2018. №505. P. 40-47. doi: 10.1016/S1773-035X(18)30254-5

18. Peillon S., Benito J., Gelain T., et al. Apport de la microscopie à force atomique dans les études sur la mise en suspension de particules // Congrès Français sur les Aérosols. 2020.

19. Nickel J.C., Stephens-Shields A.J., Landis J.R., et al. A Culture-Independent Analysis of the Microbiota of Female Interstitial Cystitis/Bladder Pain Syndrome Participants in the MAPP Research Network // Journal of Clinical Medicine. 2019. Vol. 8, No. 3. P. 415. doi: 10.3390/jcm8030415

20. Beeching N.J., Rautelin H., Stahl J.P., et al. Training and assessment of medical specialists in clinical microbiology and infectious diseases in Europe // Clinical Microbiology and Infection. 2021. Vol. 27, No. 11. P. 1581-1588. doi: 10.1016/j.cmi.2021.07.009

21. Sipahi O.R., Caglayan Serin D., Pullukcu H., et al. Ùlkemizde Tibbi Mikrobiyoloji, Klinik Mikrobiyoloji ve Enfeksiyon Hastaliklari dallarinda yapilan tipta uzmanlik ve doktora tezlerinin uluslararasi dergilerde yayina donugum oranlari // Mikrobiyoloji Bulteni. 2014. Vol. 48, No. 2. P. 341-345. doi: 10.5578/mb.7003

22. Doyle M., Boyle B., Brennan C., et al. Specialist training in medical microbiology across Europe in 2021-an update on the actual training situation based on a survey // Clinical Microbiology and Infection. 2021. Vol. 27, No. 11. P. 1576-1580. doi: 10.1016/j.cmi.2021.06.027

23. Ha C.W.Y., Devkota S. The new microbiology: cultivating the future of microbiome-directed medicine // American Journal of Physiology. 2020. Vol. 319, No. 6. P. 639-645. doi: 10.1152/ajpgi.00093.2020

24. Blondeau L.D., Rubin J.E., Deneer H., et al. Forensic, investigative and diagnostic microbiology: similar technologies but different priorities // Future Microbiology. 2019. Vol. 14. P. 553-558. doi: 10.2217/fmb-2019-0088

25. Podack E.R. Immunology and microbiology in Miami // Immunologic Research. 2013. Vol. 57, No. 1-3. P. 1-2. doi: 10.1007/s12026-013-8470-3

26. Teitzel G. 25 Years of Trends in Microbiology: Window to the Past and Future // Trends in Microbiology. 2018. Vol. 26, No. 4. P. 243-245. doi: 10.1016/j.tim.2018.02.005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Исаева Г.Ш., Габидуллина С.Н. Актуальные ас-

17. Dumont Y, Michon A-L, Laurens Ch, et al. Rôle du laboratoire de biologie médicale dans le diagnostic microbiologique des bactéries anaérobies. Revue Francophone des Laboratoires. 2018;(505):40-7. (In French). doi: 10.1016/S1773-035X(18)30254-5

18. Peillon S, Benito J, Gelain T, et al. Apport de la microscopie à force atomique dans les études sur la mise en suspension de particules. Congrès Français sur les Aérosols. 2020. (In French).

19. Nickel JC, Stephens-Shields AJ, Landis JR, et al. A Culture-Independent Analysis of the Microbiota of Female Interstitial Cystitis/Bladder Pain Syndrome Participants in the MAPP Research Network. Journal of Clinical Medicine. 2019;8(3):415. doi: 10.3390/jcm8030415

20. Beeching NJ, Rautelin H, Stahl JP, et al. Training and assessment of medical specialists in clinical microbiology and infectious diseases in Europe. Clinical Microbiology and Infection. 2021; 27(11):1581-8. doi: 10.1016/j.cmi.2021.07.009

21. Sipahi OR, Caglayan Serin D, Pullukcu H, et al. The conversion rates of medical specialization and doctoral theses made in the branches of Medical Microbiology, Clinical Microbiology and Infectious Diseases in our country to publication in international journals. Microbiology Bulletin. 2014;48(2):341-5. (In Turkish). doi: 10.5578/mb.7003

22. Doyle M, Boyle B, Brennan C, et al. Specialist training in medical microbiology across Europe in 2021-an update on the actual training situation based on a survey. Clinical Microbiology and Infection. 2021;27(11):1576-80. doi: 10.1016/j.cmi.2021.06.027

23. Ha CWY, Devkota S. The new microbiology: cultivating the future of microbiome-directed medicine. American Journal of Physiology. 2020;319(6):639-45. doi: 10.1152/ajpgi.00093.2020

24. Blondeau LD, Rubin JE, Deneer H, et al. Forensic, investigative and diagnostic microbiology: similar technologies but different priorities. Future Microbiology. 2019;14:553-558. doi: 10.2217/fmb-2019-0088

25. Podack ER. Immunology and microbiology in Miami. Immunologic Research. 2013;57(1-3):1-2. doi: 10.1007/s12026-013-8470-3

26. Teitzel G. 25 Years of Trends in Microbiology: Window to the Past and Future. Trends in Microbiology. 2018;26(4):243-5. doi: 10.1016/j.tim.2018.02.005

27. Isaeva GSh, Gabidullina SN. Actual aspects of teaching microbiology at a medical university

69

пекты преподавания микробиологии в медицинском вузе и подготовки врачей-микро-биологов на современном этапе//Бактериология. 2018. № 2. С. 51-56.

28. Москалев А.В., Сбойчаков В.Б., Карапац М.М., и др. В поисках совершенства непрерывное медицинское образование и актуальные вопросы преподавания микробиологии // Вестник военного образования. 2019. Т. 5, № 20. С. 53-57.

29. Поликарпова С.В., Киргинцева А.Н., Жилина С.В. Вопросы микробиологической диагностики: исследование общественного мнения и пути решения проблем в рамках общественной профессиональной организации // Лабораторная служба. 2017. Т. 6, №1. С. 56-61. doi: 10.17116/labs20176156-61

30. Артемьева М.А. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью в различных условиях ее предоставления // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2017. № 3. С. 389-399. doi: 10.23888/HMT20173389-399

31. Белобородова В.Б., Брусина Е.Б., Козлов Р.С., и др. Программа СКАТ (Стратегия Контроля Антимикробной Терапии) при оказании стационарной медицинской помощи. Методические рекомендации для лечебно-профилактических учреждений Москвы // Consilium Medicum. 2017. № 7-1. С. 15-51.

32. Киргинцева А.Н., Свещинский М.Л. Инструменты повышения результативности микробиологической лабораторной службы: обзор практик и результатов // Лабораторная служба. 2018. Т. 7, № 2. С. 19-27. doi: 10.17116/labs20187219-27

33. Горельникова Е.А., Попов Ю.А., Малюкова Т.А., и др. Реализация компетентностного подхода при профессиональной переподготовке специалистов для работ с патогенными биологическими агентами I—II групп // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2022. Т. 11, № 2. С. 120-128.

and the training of microbiologists at the present stage. Bacteriology. 2018;(2):51-6. (In Russ).

28. Moskalev AV, Sbojchakov VB, Karapac MM, et al. In Search of Excellence Continuing Medical Education and Current Issues in Teaching Microbiology. Bulletin of Military Education. 2019;5(20):53-7. (In Russ).

29. Polikarpova SV, Kirginceva AN, Zhilina SV. Issues of microbiological diagnostics: a study of public opinion and ways to solve problems within the framework of a public professional organization. Laboratory Service. 2017;6(1): 56-61 (in Russ). doi: 10.17116/labs20176156-61

30. Artem'eva MA. Patient satisfaction with medical assistance provided in different conditions. Science of the young (Eruditio Juvenium). 2017;(3): 389-99. (In Russ). doi: 10.23888/HMT20173389-399

31. Beloborodova VB, Brusina EB, Kozlov RS, et al. Antibiotic stewardship program for inpatient care. Clinical guidelines for Moscow hospitals. Consilium Medicum. 2017;(7-1):15-51. (In Russ).

32. Kirginceva AN, Sveshhinskij ML. Tools for improving the performance of microbiological laboratory services: a review of practices and results. Laboratory Service. 2018;7(2):19-27. (In Russ). doi: 10.17116/labs20187219-27

33. Gorel'nikova EA, Popov JuA, Maljukova TA, et al. Implementation of a competency-based approach in the professional retraining of specialists for work with pathogenic biological agents of groups I-II. Infectious Diseases: News, Opinions, Training. 2022;11(2):120-8. (In Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Евдокимова Ольга Валерьевна - кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой микробиологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5035-7302. E-mail: o.evdokimova@rzgmu.ru

Бирюков Владимир Валентинович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры микробиологии. ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-2704-5893. E-mail: birukovvl@rambler.ru

Котелевец Елена Петровна - ассистент кафедры микробиологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7972-5861. E-mail: kotelevetse@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Olga V. Evdokimova - Cand. Sci. (Med.), Associate Professor, Head of the Department of Microbiology. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5035-7302. E-mail: o.evdokimova@rzgmu.ru

Vladimir V. Biryukov - Cand. Sci. (Med.), Associate Professor of the Department of Microbiology. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2704-5893. E-mail: birukovvl@rambler.ru

Elena P. Kotelevets - Assistant of the Department of Microbiology. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7972-5861. E-mail: kotelevetse@mail.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 22.11.2022. ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 31.01.2023. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.03.2023.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Евдокимова О.В., Бирюков В.В., Котелевец Е.П. Профессиональные навыки и профиль специалиста в области медицинской микробиологии (обзор литературы) // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2023. Т. 11, № 1 (40). С. 59-71. Доступно по: http://humjoumal.rzgmu.ш/art&id=558. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888^иш[2023Ш59-71

PAPER RECEIVED: 22.11.2022. PAPER REVISED: 31.01.2023. PAPER ACCEPTED: 01.03.2023.

FOR CITATION:

Evdokimova OV, Biryukov VV, Kotelevets EP. Professional skills and profile of a specialist in the field of Medical Microbiology (literature review). Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2023;11(1):59-71. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=558. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ202311159-71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.