Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕК-ЛИСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕК-ЛИСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
843
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чек-лист / практические навыки / студент / микробиология / компетенции / checklist / practical skills / student / microbiology / competencies

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Малыгина Ольга Геннадьевна, Лейхтер Светлана Николаевна, Давидович Наталия Валерьевна, Бажукова Татьяна Александровна

Профессиональные компетенции врача-биохимика формируются на протяжении обучения в медицинском вузе, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 30.05.01 «Медицинская биохимия». Отсутствие четких критериев оценки практических навыков не позволяло объективно оценить степень овладения практическими умениями. Поэтому в медицинском образовании стала актуальной проблема разработки и внедрения оценочных средств практических навыков. В статье представлены современные методологические подходы к оценке знаний и умений у студентов III курса факультета медико-профилактического дела и медицинской биохимии по дисциплине «Микробиология, вирусология». Нами продемонстрирован вариант ситуационной задачи и чек-листа, позволяющий провести объективную и комплексную оценку сформированных профессиональных навыков, что подготовит будущего выпускника медицинского вуза к успешному прохождению первичной аккредитации специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Малыгина Ольга Геннадьевна, Лейхтер Светлана Николаевна, Давидович Наталия Валерьевна, Бажукова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF CHECKLISTS TO ASSESS THE PRACTICAL SKILLS IN STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

Professional competencies of a biochemist are formed during training at a medical university, in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education, specialty 30.05.01 “Medical Biochemistry”. The lack of clear criteria for assessing practical skills did not allow to assess the mastery of practical skills objectively. Therefore, the problem of developing and implementing assessment tools for practical skills has become urgent in medical education. The article presents modern methodological approaches to the assessment of knowledge and skills among 3rd year students of the Faculty of Preventive Medicine and Medical Biochemistry in the discipline “Microbiology, Virology”. We have demonstrated a variant of a situational task and a checklist, which allowed us to conduct an objective and comprehensive assessment of the professional skills, which would prepare a future medical graduate for the successful completion of the primary accreditation.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕК-ЛИСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕК-ЛИСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Малыгина О.Г., Лейхтер С.Н., Давидович Н.В., Бажукова Т.А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 163000, г. Архангельск, Российская Федерация

Профессиональные компетенции врача-биохимика формируются на протяжении обучения в медицинском вузе, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 30.05.01 «Медицинская биохимия». Отсутствие четких критериев оценки практических навыков не позволяло объективно оценить степень овладения практическими умениями. Поэтому в медицинском образовании стала актуальной проблема разработки и внедрения оценочных средств практических навыков. В статье представлены современные методологические подходы к оценке знаний и умений у студентов III курса факультета медико-профилактического дела и медицинской биохимии по дисциплине «Микробиология, вирусология». Нами продемонстрирован вариант ситуационной задачи и чек-листа, позволяющий провести объективную и комплексную оценку сформированных профессиональных навыков, что подготовит будущего выпускника медицинского вуза к успешному прохождению первичной аккредитации специалиста.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Малыгина О.Г., Лейхтер С.Н., Давидович Н.В., Бажукова Т.А. Использование чек-листов для оценки практических навыков у студентов в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 67-74. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-67-74 Статья поступила в редакцию 29.03.2021. Принята в печать 25.05.2021.

Ключевые слова:

чек-лист, практические навыки, студент, микробиология, компетенции

APPLICATION OF CHECKLISTS TO ASSESS THE PRACTICAL SKILLS IN STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

Malygina O.G., Leikhter S.N., Davidovich N.V., Bazhukova T.A.

Northern State Medical University of the Ministry of Health of Russia, 163000, Arkhangelsk, Russia

Professional competencies of a biochemist are formed during training at a medical university, in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education, specialty 30.05.01 "Medical Biochemistry". The lack of clear criteria for assessing practical skills did not allow to assess the mastery of practical skills objectively. Therefore, the problem of developing and implementing assessment tools for practical skills has become urgent in medical education. The article presents modern methodological approaches to the assessment of knowledge and skills among 3rd year students of the Faculty of Preventive Medicine and Medical Biochemistry in the discipline "Microbiology, Virology". We have demonstrated a variant of a situational task and a checklist, which allowed us to conduct an objective and comprehensive assessment of the professional skills, which would prepare a future medical graduate for the successful completion of the primary accreditation.

Keywords:

checklist, practical skills, student, microbiology, competencies

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

For citation: Malygina O.G., Leikhter S.N., Davidovich N.V., Bazhukova T.A. Application of checklists to assess the practical skills in students of Medical University. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (2): 67-74. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-67-74 (in Russian) Received 29.03.2021. Accepted for publication 25.05.2021.

Происходящие изменения в лабораторной медицине (стандартизация исследований) требуют ответной реакции в подготовке медицинских кадров. Обучение в медицинском вузе направлено на формирование нескольких видов компетенций - общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК). Компетентность будущего работника -это способность показать теоретические знания, практические умения и навыки в конкретной области, которые определяют профессиональное мастерство и обеспечивают эффективность трудовой деятельности специалиста [1]. Компетентность будущего специалиста определяется качеством его подготовки в вузе, что требует постоянного процесса модернизации обучения и контроля полученных знаний. Профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у врача-биохимика, регламентированы Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 30.05.01 «Медицинская биохимия», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1013 (с изм. и доп. от 13 июля 2017 г.). Формирование компетенций происходит в ходе образовательного процесса при непосредственном контакте преподаватель-обучающийся.

Для объективной оценки сформирован-ности профессиональных компетенций потребовалось внедрение новых подходов к оце-

ниванию практических навыков и умений. Традиционные методы оценки основывались на неструктурированном наблюдении за работой обучающихся в ходе выполнения лабораторных работ, зависимости оценки от субъективных факторов. Данные методы не позволяли отразить в полной мере степень овладения практическими навыками ввиду отсутствия четких критериев оценки практических умений. Поэтому в современном медицинском образовании стала актуальной проблема разработки и внедрения оценочных средств практических навыков. Оценочные средства должны быть точными, последовательными, структурированными, позволять быстро, полно и максимально объективно оценивать знания обучающихся и их готовность к самостоятельной профессиональной деятельности [2, 3]. Современные тенденции высшего медицинского образования направлены на практико-ориентированное обучение студентов, что позволяет обучающимся более качественно подготовиться к процедуре прохождения первичной аккредитации и выйти в отрасль более подготовленными специалистами [4].

Цель - показать методику создания чек-листов для объективной оценки практических навыков, полученных в ходе изучения дисциплины «Микробиология, вирусология».

На кафедре клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) реализуется дисциплина «Микробиология, вирусология»

в IV—V семестрах у студентов, обучающихся по направлению подготовки 30.05.01 «Медицинская биохимия». Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций:

• ПК-4 - готовность к проведению лабораторных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;

• ПК-5 - готовность к оценке результатов лабораторных,инструментальных,пато-логоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания [5]. Овладение профессиональными компетенциями осуществляется в ходе образовательного процесса путем учебно-коммуникативного взаимодействия преподавателя и студента. Для этого на кафедре имеется бактериологическая лаборатория,оснащенная необходимым оборудованием и расходными материалами, где проводятся практические занятия со студентами в малых группах. В процессе занятия обучающийся осваивает необходимые навыки при выполнении микробиологических исследований и осуществляет связь теории с практикой. Дисциплина заканчивается промежуточной аттестацией,

включающей контроль теоретических знаний и практических умений.

Для оценки практических навыков нами разработаны и внедрены чек-листы, которые являются валидными и надежными инструментами объективной оценки сформиро-ванности приобретенных компетенций [6]. Каждый комплект оценочных средств включает бланки с условием задачи (направление на исследование), протоколом исследования и чек-листом.

Направление на бактериологическое исследование содержит достаточную информацию для выполнения обучающимися демонстрации микробиологических умений и решения поставленных задач. На бланке протокола исследования указывается шифр студента, что позволяет значительно объективизировать его оценку и исключить роль субъективной оценки преподавателем. В ходе исследования студент заполняет бланк протокола с описанием последовательности своих действий (табл. 1).

Оценку практических умений осуществляют независимые преподаватели на базе лаборатории кафедры. Для демонстрации навыков заранее приготовлены необходимые расходные материалы (бактериологические петли, предметные стекла, пробирки), краски, питательные среды, спиртовки, оборудование

Таблица 1. Протокол исследования

Шифр студента Дата исследования

№ Этап исследования Ход исследования

1 Приготовление мазка из материала обследуемого, микроскопия

2 Посев материала на питательную среду

3 Получение чистой культуры микроорганизма

4 Идентификация микроорганизмов

5 Результат

Таблица 2. Пример оценочного листа

Шифр студента Преподаватель - Задача № _

№ Критерий Балл Результат

1 Приготовление мазка из материала, микроскопия 5,0

1.1 работа в маске, перчатках 0,5

1.2 работа у спиртовки 0,5

1.3 правильное использование бактериологической петли 0,5

1.4 приготовление мазка 1,0

1.5 окрашивание мазка по Граму

1.6 микроскопия мазка с использованием иммерсионного масла - 0,5; морфология - 0,5; грамположительный/-отрицательный - 0,5 1,5

2 Посев материала на питательную среду ,0

2.1 работа в маске, перчатках 0,5

2.2 работа у спиртовки 0,

2.3 правильное держание бактериологической петли 0,5

2.4* посев материала на кровяной агар - 2,0; среду Эндо - 2,0; техника посева - 2,0

2.5 инкубация чашек с кровяным агаром, средой Эндо при температуре 37 °С, 24 ч 0,5

3 Получение чистой культуры микроорганизмов 11,5

3.1 работа в маске, перчатках 0,5

3.2 работа у спиртовки 0,5

3.3 правильное использование бактериологической петли 0,5

3.4 описание выросших колоний на кровяном агаре: форма - 0,5; край - 0,5; цвет - 0,5; поверхность - 0,5; консистенция - 0,5; гемолиз - 0,5 30

3.5 описание колонии на среде Эндо: лактозопозитивные/ лактозонегативные 1,0

3.6 приготовление мазка с кровяного агара -1,0; окрашивание мазка по Граму - 1,0 2,0

3.7 микроскопия мазка с использованием иммерсионного масла - 0,5; морфология - 0,5; грамположительный/-отрицательный - 0,5 1,5

№ Критерий Балл Результат

3.8 пересев колоний со среды Эндо на среду Клиглера для выделения чистой культуры - 1,0; техника посева - 1,0 2,0

3.9 инкубация пробирки с питательной средой с пересеянной чистой культурой (изолированная колония) при 37 °С, 24 ч

4.0 Идентификация микроорганизмов 19,5

4.1 работа в маске, перчатках 0,5

4.2 работа у спиртовки 0,5

4.3 правильное использование бактериологической петли О'

4.4 идентификация микроорганизмов по морфологии: приготовление мазка - 1,0; окраска по методу Грама - 1,0; микроскопия с использованием иммерсионного масла - 0,5; морфология - 0,5; Грам - 0,5 3,5

4.5 Идентификация микроорганизмов по культуральным свойствам: колонии лактозопозитивные/лактозонегативные на среде Эндо -1,0; наличие или отсутствие гемолиза на кровяном агаре - 1,0

4.6 Учет биохимической активности на среде Клиглера: глюкоза, к/кг - 2,0; лактоза, к/кг - 2,0; наличие/отсутствие выделения сероводорода - 2,0 6,0

4.7 Постановка биохимических тестов: лизин - 2,0; цитрат - 2,0; индол - 2,0 чш

4.8 Инкубация пробирок с тестами при 37 °С, 24 ч 0,5

5 Результат

5.1 Учет биохимических тестов: лизин «+» - 1,0; цитрат - «-» 1,0; индол «+» - 1,0 3,0

5.2 определение вида возбудителя - 1,0; написание по латыни - 1,0

5.3 оформление результата исследования на специальном бланке 5,0

Итоговый балл 54,0

Примечание. * - при неправильном выполнении пункта 2.4 дальнейшее исследование не засчитывается, проставляется оценка «неудовлетворительно».

Таблица 3. Результаты удовлетворенности студентов при использовании оценочного чек-листа (%)

Отметка Удовлетворенность студентов

удовлетворены результатом не удовлетворены результатом

«5» 100 100

«4» 81,8 18,2

«3» 85,7 14,3

45 40 35 30 25 20

Чек-лист

Самооценка

Распределение отметок, полученных с использованием чек-листа и самооценки студента (%)

(термостат, СО2-инкубатор, микроскопы). На всех этапах исследования экзаменатор регистрирует ответы/демонстрации студента в оценочном листе. Каждый этап исследования соответствует определенному разделу оценочного листа с полным раскрытием содержания ответа и/или демонстрации умений обучающегося, при этом отдельные компоненты ответа и/или демонстрации подробно раскрыты в оценочном листе [7]. Пункты чек-листа оцениваются определенным количеством баллов в зависимости от важности и приоритетности выполнения данного этапа в реальном микробиологическом исследовании. Зарегистрированные результаты ответов сравниваются с изложенными в столбце «Критерий», с последующим суммированием набранных баллов (табл. 2). По окончании оценки практических умений итоговые баллы трансформируют в отметку

следующим образом: 90% и более - отлично; 80-89% - хорошо; 70-79% - удовлетворительно; <70% - неудовлетворительно.

При изучении результатов оценки практических навыков у студентов III курса по специальности «Медицинская биохимия» с использованием чек-листов выявлено, что у 40,0% обучающихся итоговый балл составил от 44 до 48 и соответствует отметке «хорошо», у 33,3% -от 50 до 52 баллов - «отлично» и у 26,7% - от 38 до 42 баллов - «удовлетворительно».

Впечатления обучающихся о форме проведения оценки практических умений отражены в письменном анкетировании,где каждый студент провел самооценку выполненных заданий. Отмечено, что 88,9% студентов удовлетворены способом оценивания с использованием оценочных листов. При анализе результатов самооценки студентов выявлено, что 18,2% не удовлетворены

оценкой «хорошо», поставленной по результатам использования чек-листа, и считают, что заслуживают оценки «отлично». Подобная тенденция наблюдалась и при удовлетворительных результатах, где 14,3% претендовали на оценку «хорошо» (табл. 3).

На рисунке наглядно видно, что отсутствуют статистически значимые различия между отметками, полученными с использованием чек-листа, и результатами самооценки студентов, поэтому предложенную форму оценки практических навыков можно считать объективной и доказательной. При правильном создании контролирующего материала он является неоспоримым доказательством оценки манипуляции.

По окончании приема практических навыков проводится дебрифинг с целью анализа основных ошибок, определения способов улучшения результатов и оценки эффективности собственных действий.

Опыт прохождения экзаменационной станции «Микробиологические исследования» первичной аккредитации специалистов показал, что все выпускники успешно прошли первичную аккредитацию. Применение современных чек-листов указывает на эффективность качества и высокий уровень практической подготовки студентов, что позволяет сформировать навыки в соответствии с современными алгоритмами диагностики.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России, Архангельск, Российская Федерация: Малыгина Ольга Геннадьевна (Olga G. Malygina)* - кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики E-mail: olgakasatcina0rambler.ru https://orcid.org/0000-0002-3822-796X

Лейхтер Светлана Николаевна (Svetlana N. Leikhter) - кандидат биологических наук, доцент кафедры клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики E-mail: sleihter0rambler.ru https://orcid.org/0000-0002-0538-6753

Давидович Наталия Валерьевна (Nataliya V. Davidovich) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики E-mail: nvdavidovich0gmail.com https://orcid.org/0000-0002-6414-9870

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бажукова Татьяна Александровна (Tatyana A. Bazhukova) - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики

E-mail: tbazhukova0yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-7890-2341

*Автор для корреспонденции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Занина И.А., Михайлова Е.В., Бредихина Т.А. Использование интерактивных педагогических технологий при проведении учебной практики у обучающихся по специальности «Фармация» // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. С. 9.

2. Васильева Е.Ю., Томилова М.И., Юрьева С.В. Чек-лист для оценки навыков общения с пациентом: результаты пилотного проекта // Инновации в образовании. 2019. № 8. С. 63-69.

3. Килейников Д.В., Колесникова И.Ю., Белякова Н.А. Оценка практических навыков с использованием объективного структурированного клинического экзамена // Инновационные технологии в эндокринологии: сборник тезисов III Всероссийского эндокринологического конгресса с международным участием. ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава России; ОО «Российская ассоциация эндокринологов». Москва, 2017. С. 484-485.

4. Гоголев Н.М., Апросимов Л.А., Потапов А.Ф., Ушницкий И.Д. Первичная аккредитация выпускников медицинского института как этап подготовки специалистов новой формации // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия : Медицинские науки. 2017. № 1. С. 18-24.

5. Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 № 1013 (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 30.05.01 Медицинская биохимия (уровень специалитета)» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2016 № 43435). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203984/ (дата обращения: 10.02.2021)

6. Лейхтер С.Н., Малыгина О.Г., Бажукова Т.А. Компетентностно-ориентированный экзамен по клинической лабораторной диагностике у студентов, обучающихся по специальности «Медицинская биохимия» // Клиническая лабораторная диагностика. 2020. № 3. С. 197-200.

7. Мизгирёв Д.В., Васильева Е.Ю. Объективная структурированная оценка хирургических умений // Инновации в образовании. 2017. № 6. С. 12-21.

REFERENCES

1. Zanina I.A., Mikhaylova E.V., Bredikhina T.A. Application interactive pedagogical technologies in conducting educational practice for students in the specialty Pharmacy. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 2020; (4): 9. (in Russian)

2. Vasil'eva E. Yu., Tomilova M.I., Yur'eva S.V. Check-list for evaluating communication skills with patient: the results of the pilot project. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education]. 2019; (8): 63-9. (in Russian)

3. Kileynikov D.V., Kolesnikova I. Yu., Belyakova N.A. Assessment of practical skills using an objective, structured clinical examination. In: Innovative Technologies in Endocrinology. Collection of Abstracts of the III All-Russian Endocrinological Congress with International Participation. Federal State Budgetary Institution «Endocrinological Research Center» of the Russian Ministry of Health; NGO «Russian Association of Endocrinologists». Moscow, 2017: 484-5. (in Russian)

4. Gogolev N.M., Aprosimov L.A., Potapov A.F., Ushnitsky I.D. The initial accreditation of medical institute graduates of as part of the training of new formation specialists. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova. Seriya: Meditsinskie nauki [Bulletin of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. Series: Medical Sciences]. 2017; (1): 18-24. (in Russian)

5. The Ministry of education of Russia from 11.08.2016 No. 1013 (ed. by 13.07.2017) «On approval of Federal state educational standard of higher education in the specialty 30.05.01 Medical biochemistry (specialist's degree level)» (Registered in Ministry of justice of Russia 26.08.2016 No. 43435). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_203984/ (date of access February 10, 2021) (in Russian)

6. Leykhter S.N., Malygina O.G., Bazhukova T.A. Competence-oriented exam in clinical laboratory diagnostics for students studying in the specialty «Medical Biochemistry». Klinicheskaya laboratornaya diagnostika [Clinical Laboratory Diagnostics]. 2020; (3): 197-200. (in Russian)

7. Mizgirev D.V., Vasil'eva E. Yu. Objective structured assessment of surgical skills. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education]. 2017; (6): 12-21. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.