СОВРЕМЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК: 614.252:618
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ»
Е.В. Шапошникова, Д.А. Маисеенко, А.Т. Егорова,
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»
Шапошникова Екатерина Викторовна - e-mail: [email protected]
Обеспечение инновационного характера медицинского образования качественно нового уровня с учетом современных требований и мировых тенденций, с формированием системы непрерывного образования как инструмента профессионального развития должно стать стратегической целью. В статье рассмотрен вопрос применения и апробации чек-листов с целью оценки выполнения обучающимися основных практических навыков в рамках раздела «Акушерство» дисциплины «Акушерство и гинекология» по специальности 31.05.02 - «Педиатрия» в Красноярском государственном медицинском университете. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости отработки практических навыков на занятиях с использованием чек-листа, что позволяет улучшить качество профессиональной подготовки медицинских кадров, а следовательно, качество оказываемой ими помоши.
Ключевые слова: акушерство, чек-лист, обучающиеся, контроль, практические навыки.
The based purpose of the ensuring innovative character of medical education is formation of system of the continuous education and new forms of the assessment in formation of professional skills, as instruments of professional development. The article discusses the use and testing of check-lists on the basic practical skills under the «Obstetrics and Gynecology» for students, majoring 31.05.02 - «Pediatrics» in the Medical University. The results indicate the need for practical skills in the classroom, using a check-list, that will help improve the quality of training of medical personnel, and thus the quality of their assistance.
Key words: obstetrics, check-list, students, control, practical skills.
Присоединение Российской Федерации к общеевропейскому образовательному пространству требует модернизации, реформирования и повышения качества научно-образовательной деятельности; поиска и разработок новых механизмов оптимизации обучения, соответствующих динамике современного общества, научным достижениям и темпам формирования информационных потоков; творческого подхода к познавательной деятельности как студента, так и преподавателя; перехода от предметно-центрированного к личностно-ориентирован-ному обучению.
В соответствии с требованиями ФГОС III для обучения студентов еще большее внимание следует уделять овладению практическими навыками по различным специальностям, в том числе по акушерству и гинекологии [1].
Приоритетным направлением современного образования является симуляционное обучение студентов, которое позволяет формировать компетенции по дисциплине и является одним из важных этапов становления специалиста. Согласно действующему законодательству, в связи с отсутствием сертификата врача студентам медицинских вузов ограничено проведение осмотров и манипуляций на пациентках, поэтому особую актуальность приобретает отработка практических навыков на базах клинических кафедр [2].
Оценка качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста обеспечивается разработкой объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников с включением текущего контроля успеваемости, промежуточной
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
аттестации обучающихся и итоговой государственной аттестации выпускников. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программы (ООП) подготовки специалиста (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций [3, 4].
Акушерство и гинекология, наряду с педиатрией, терапией и хирургией, является фундаментальным разделом клинической медицины. Компетенция в области перина-тологии и перинатального акушерства, изучаемого в возрастном аспекте, обязательна для выпускника высшего медицинского учебного заведения, в частности - будущего педиатра. Поэтому один из акцентов обучения направлен на освоение практических навыков по специальности.
Практическая подготовка в акушерстве - это мануальное искусство высочайшего уровня, достигаемое путем многократных повторений одних и тех манипуляций в сочетании с необходимым объемом знаний по анатомии, физиологии и другим базовым дисциплинам. Согласно квалификационной характеристики, студенты овладевают практическими навыками во время курации беременных и рожениц в отделении патологии беременных, родовом и операционном блоке. Цикловая система обучения в сочетании с летней производственной практикой традиционно обеспечивает максимальное взаимоотношение студентов с беременными и роженицами в течение всего периода обучения, что позволяет добиться приближенного к практической деятельности алгоритмического выполнения обязательного перечня практических навыков [3]. Внедрение в практическую подготовку студентов медицинских вузов симуляционных технологий подтверждено законодательно и является обязательным для программ высшего медицинского образования, предшествуя практической деятельности обучающегося, что позволяет избежать ошибок в процессе оказания лечебной деятельности [5, 6].
Важным элементом образовательной программы является оценка степени ее усвоения учащимися. Оценить правильность выполнения практического навыка с использованием тестов, контрольных работ, ситуационных задач - сложная ситуация. С другой стороны, оценивание преподавателем практического навыка должно быть «прозрачно» не только для студента, но и для экзаменационной комиссии в целом (для чего в рамках экзамена по практическим навыкам кроме преподавателя конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов привлекаются будущие работодатели из практического здравоохранения, преподаватели смежных дисциплин). В-третьих, современные возможности оценивания той или иной манипуляции позволяют принимать экзамен дистанционно, с использованием видеорегистрации, что полностью исключает субъективность в оценке обучаемого. Вышеизложенное диктует необходимость разработки новых способов оценки выполнения практических манипуляций, одним из которых являются структурированные листы экспертного контроля (чек-листы). С учетом воз-
можности разработки оценочных средств вузом в Красноярском государственном медицинском университете (КрасГМУ) разработана схема чек-листа по основным практическим навыкам, рекомендованным к изучению, в рамках ФГОС III [3]. Чек лист (dieck list — контрольный список) - список, содержащий ряд последовательных действий, необходимых для проверки какой-либо работы. Отмечая пункты списка, преподаватель может узнать о состоянии (корректности) выполнения практического навыка. Важность чек-листов на современном этапе преподавания трудно переоценить. При правильном создании контролирующего материала он является неоспоримым доказательством оценки манипуляции.
Целью настоящего исследования были разработка и внедрение чек-листов по основным практическим навыкам в рамках раздела «Акушерство» дисциплины «Акушерство и гинекология» для обучающихся по специальности 31.05.02 - «Педиатрия». При составлении чек-листов были соблюдены следующие принципы:
1. один пункт - одна операция;
2. пункты чек-листа - это минимальные полные операции, поэтому каждое действие в чек-листе отображается отдельными пунктами;
3. пункты должны быть написаны в утвердительной форме, так как целью чек-листа является проверка выполнения действия;
4. оптимальное количество пунктов - до 20. Чек-листы не должны быть длинными. Если требуется, лучше разбить практический навык на несколько этапов и составить к каждому этапу отдельный чек-лист;
5. каждый пункт оценивается по системе «+» - нет ошибок, «+/-» - 0,5 ошибки и «-» - 1 ошибка. Каждое нарушение последовательности алгоритма оценивается в 0,5 ошибки;
6. общее количество ошибок подсчитывается в конце: 0-1,0 ошибки - «отлично»; 1,5-2,0 ошибки «хорошо»; 2,5-3,0 ошибки - «удовлетворительно»; более 3,5 ошибок - «неудовлетворительно»;
7. наглядность при оформлении чек-листа;
8. доступность контролирующего материала как для студентов, так и для преподавателя.
Апробация нового способа оценки практических навыков происходила в несколько этапов. На первом этапе мы создали алгоритм описания выполнения пособия, по которому проводилась отработка практического навыка, был снят учебный видеофильм с использованием фантома и комментарий при выполнении каждого действия. Оценка выполнения производилась на основе созданного текстового алгоритма, имеющегося в свободном доступе у обучающихся.
На втором этапе был создан чек-лист, который осваивался на клинических практических занятиях. В процессе работы все пункты чек-листа были подвержены обсуждению и совершенствованию (дополнены упущенными действиями, расставлен порядок, внесены правки), проведено пробное тестирование в качестве оценочного средства. В конечном результате чек-лист был внедрен в образовательный процесс при изучении раздела «Акушерство» дисциплины «Акушерство и гинекология» для обучающихся по специальности 31.05.02 - «Педиатрия» [6].
▲1
5щ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального оораюыкнл Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравооя раненил Российской Федерации
ВЫСЛУШИВАНИЕ С1РДЕЧНЫХ ТОНОВП1СДА ПРАКГ ИЧЕ СКИЙ НАВЫК
Дата.
Check—card
Ф.И.О. обуиющегося_ С пешал ьность_
. Групги.
_Цикл Днсцигтииа_
Пар з метр
1. Прсьерет паголенке беременной (беременная лежит на ашне с обюженньсм животом. ноги чуть согнуты в тазобедренных и коленных суставах руки лежат вдоль туловища).
2. Встал сг^раваот беременной, я нцом к ней
3. Выполнил П прей Леопольда, перевел рук и со дна матки
СЪеякл арава.ъвоств выполвшня
. боковые
пов^оюсги живота иауровне пупка.
4. Дфжа лауге руку неподвижно на боковой повергоюсги •.кивота, а правой рукой, скогыд по левой боков с« швераесги матки прспапьпнробал обращенные тупа части
плода.
Затем
гфавую руку дфжа неподвксно. левой
прсгальпирсьал части ппоса. обращенные к прассй части
5. Выполнил Ш грнем Леопольда: гравуто руку пстютгкгс немного выше лобкового оочпекенга так. чтобы большой палец намянпея на одном сторою. а остальные —на яругой стороне нижнего сегмента mztkh.
6. Погрузил медленным и осторожным движением гпльцы вггубь. скватнл предлежащую часть плода.
7. Зафккснрсеал релтьтат (озвучил).
S. В :ял в правую руку стетоскоп, в левую секундой ер часы.
9. Поставил стетоскоп осттее шчзокнм стеерстгем перпендикулярно передней брюшнс« стенки в месте вероятного Еыслушивання тдаое moca.
10. Плотно прскал к другому концу стетоскопа ушкую рако&ину. н передвигая статоскоп. налит место наиболее четкого выслушивания сердечных то«се плода.
11. Определил ясность и ритмичность сердечных тонов ппоса, и нспсльзую секундомер часы
12. Подсчитал частоту с^дечных сокращений в течение 1
-4- ■
-
+ -
-
-
-
+ +/- -
Кдкдое нарушение последовагжыюсти алгоритма оценивается в 0,5 ошибки_
+ кет ошкоас +/- | 0,5 ошибки ] - | ос на ошибка
0 — 1,0 ошибки - «отлично »; 1 ^ — 2,0 ошибки хорош о; 2,5 — 3,0 сшибки — «удовл.»; бол ее 3, Зошибок — «неудоьл.»
ОЦЕНКА_ Экзаменатор_
РИС.
Check-card «Карта экспертной оценки выполнения практического навыка».
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Сегодня симуляционное обучение получает широкое признание - и как важная составляющая обучения в медицине, и как фундаментальный подход, позволяющий обеспечивать безопасность пациентов. Постоянное совершенствование и поиск новых методов освоения практических навыков - непрерывный и творческий процесс, в котором одновременно активно принимают участие студенты и преподаватели, направленный на улучшение конечного результата - подготовку высококвалифицированного специалиста. Оценка практического навыка с помощью чек-листа представляется объективной и независимой, а результат - корректным и неоспоримым.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хворостухина Н.Ф., Новичков Д.А. Симуляционный курс «Акушерство и гинекология» как реализация компетентностного подхода в рамках модернизации научно-образовательной деятельности. Фундаментальные исследования. 2014. № 4 (2). С. 379-381.
Khvorostukhina N.F., Novichkov D.A. Simulyacionniy kurs «Akusherstvo i ginekologiya» kak realizaciya kompetentnostnogo podkhoda v ramkakh modernizacii nauchno-obrazovatel'noy deyatel'nosti. Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 4 (2). S. 379-381.
2. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании - переломный момент. Фундаментальные исследования. 2010. № 10. С. 534-537.
Murav'ev K.A., Khodzhayan A.B., Roy S.V. Simulyacionnoe obuchenie v medicinskom obrazovanii - perelomniy moment. Fundamental'nye issledovaniya. 2010. № 10. S. 534-537.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.08.2015 г. № 853 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета)». М. 2015. 10 с.
Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.08.2015 g. № 853 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 31.05.02 Pediatriya (uroven' specialiteta)». M. 2015. 10 s.
4. Галактионова М.Ю., Маисеенко Д.А., Таптыгина Е.В. От симулятора - к пациенту: современные подходы к формированию у студентов профессиональных навыков. Сибирское медицинское обозрение. 2015. № 2. С. 108-110.
Galaktionova M.Yu., Maiseenko D.A., Taptygina E.V. Ot simulyatora - k pacientu: sovremennye podkhody k formirovaniyuu studentovprofessional'nykh navykov. Sibirskoe medicinskoe obozrenie. 2015. № 2. S. 108-110.
5. Дейкало В.П., Коневалова Н.Ю., Щупакова А.Н., Егоров К.Н., Сиротко В.В. Система мониторинга качества освоения практических навыков студентами лечебного факультета УО «ВГМУ». Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2013. № 2. С. 135-142.
Deykalo V.P., Konevalova N.Yu., Schupakova A.N., Egorov K.N., Sirotko V.V. Sistema monitoringa kachestva osvoeniya prakticheskikh navykov studentami lechebnogo fakul'teta UO «VGMU». Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. 2013. № 2. S. 135-142.
6. Система менеджмента качества. Алгоритмы выполнения и контроля освоения практических навыков для подготовки студентов 6 курса к прохождению Государственной итоговой аттестации по специальности 060103.65 -Педиатрия / сост. С.Ю. Никулина, Р.Г. Буянкина, М.Ю. Галактионова, Е.Г. Мягкова и др. Красноярск: КрасГМУ, 2015. 174 с.
Sistema menedzhmenta kachestva. Algoritmy vypolneniya i kontrolya osvoeniya prakticheskikh navykov dlya podgotovki studentov 6 kursa k prokhozhdeniyu Gosudarstvennoy itogovoy attestacii po special'nosti 060103.65- Pediatriya /sost. S.Yu. Nikulina, R.G. Buyankina, M.Yu. Galaktionova, E.G. Myagkova i dr. Krasnoyarsk: KrasGMU, 2015. 174 s. __