Научная статья на тему 'Инновационный подход в обучении студентов медицинского вуза мануальному методу обследования молочной железы при мастопатии и раке'

Инновационный подход в обучении студентов медицинского вуза мануальному методу обследования молочной железы при мастопатии и раке Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
219
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТОПАТИЯ / РАК МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ / BREAST CANCER / МАНУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЧЕК-ЛИСТ / MASTOPATIA / EXAMINATION MANUAL CHECK-LIST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дыхно Юрий Александрович, Казанцева Т.В., Турчина Ж.Е., Архипова Г.А.

Профессиональная подготовка будущих врачей неразрывно связана с освоением ими мануальных навыков обследования молочных желез. Для совершенствования проведения данного обследования созданы видеоролики, отражающие этапы обследования на фантоме и больных, а также чек-лист. В целом, это позволило добиться не только совершенствования навыков выполнения данной манипуляции, но и единой трактовки полученных результатов. Чек-лист используется на внеаудиторных и аудиторных занятиях, практическом экзамене итоговой аттестации студентов и внедрён в работу врачей Красноярского краевого клинического онкологического диспансера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дыхно Юрий Александрович, Казанцева Т.В., Турчина Ж.Е., Архипова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH TO TRAINING STUDENTS OF THE MEDICAL UNIVERSITY TO THE MANUAL METHOD OF THE EXAMINATION OF THE BREAST IN MASTOPATHY AND CANCER

Training future doctors is inextricably linked with the development of manual skills examination of mammary glands. To improve this research there were created videos reflecting stages of the examination on the Phantom and the patient, and the check-list. Overall, this has resulted in not only perfection in the performing such manipulation, but single interpretations of results. Check-list is both used on the outside-and classroom and practical exam of the final appraisal in students, and also was introduced in the work of the Krasnoyarsk regional Clinical Oncology Center.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в обучении студентов медицинского вуза мануальному методу обследования молочной железы при мастопатии и раке»

российский онкологический журнал. 2017; 22 (6)

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1028-9984-2017-22-6-340-343

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 618.19-006.04-07:378.661

Дыхно Ю.А., Казанцева Т.В., Турчина Ж.Е., Архипова Г.А.

инновационный подход в обучении студентов медицинского

ВУЗА МАНУАЛЬНОМУ МЕТОДУ ОБСЛЕДОВАНИЯ МОЛОчНОй ЖЕЛЕЗЫ ПРИ МАСТОПАТИИ И РАКЕ

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, 660022, г. Красноярск, Россия

Профессиональная подготовка будущих врачей неразрывно связана с освоением ими мануальных навыков обследования молочных желез.

Для совершенствования проведения данного обследования созданы видеоролики, отражающие этапы обследования на фантоме и больных, а также чек-лист. В целом, это позволило добиться не только совершенствования навыков выполнения данной манипуляции, но и единой трактовки полученных результатов.

Чек-лист используется на внеаудиторных и аудиторных занятиях, практическом экзамене итоговой аттестации студентов и внедрён в работу врачей Красноярского краевого клинического онкологического диспансера.

Ключевые слова: мастопатия; рак молочной железы; мануальное исследование; чек-лист.

Для цитирования: Дыхно Ю.А., Казанцева Т.В., Турчина Ж.Е., Архипова Г.А. Инновационный подход в обучении студентов медицинского вуза мануальному методу обследования молочной железы при мастопатии и раке. Российский онкологический журнал. 2017; 22 (6): 340-343. DOI: http://dx.doi. org/10.18821/1028-9984-2017-22-6-340-343

Для корреспонденции: Дыхно Юрий Александрович, д-р мед. наук, профессор кафедры онкологии и лучевой терапии с курсом последипломного образования; 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1. E-mail: dykhno_yury@mail.ru.

Dykhno Yu.A., Kazancev T.V., Turchina G.E., Archipova G.A.

INNOVATIVE APPROACH TO TRAINING STUDENTS OF THE MEDICAL UNIVERSITY TO THE MANUAL METHOD OF THE EXAMINATION OF THE BREAST IN MASTOPATHY AND CANCER V.F. Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, 660022, Russian Federation

Training future doctors is inextricably linked with the development of manual skills examination of mammary glands. To improve this research there were created videos reflecting stages of the examination on the Phantom and the patient, and the check-list. Overall, this has resulted in not only perfection in the performing such manipulation, but single interpretations of results. Check-list is both used on the outside-and classroom and practical exam of the final appraisal in students, and also was introduced in the work of the Krasnoyarsk regional Clinical Oncology Center.

Keywords: mastopatia; breast cancer; examination manual check-list.

For citation: Dykhno Yu.A., Kazancev T.V., Turchina G.E., Archipova G.A. Innovative approach to training students of the medical University to the manual method of the examination of the breast in mastopathy and cancer. Rossiiskii onkologicheskii zhurnal. (Russian Journal of Oncology). 2017; 22 (6): 340-343. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1028-9984-2017-22-6-340-343

For correspondence: Yuri A. Dykhno, MD, PhD, DSc, Professor of the Department of Oncology and Radiation Therapy with a Course of Postgraduate Education; Krasnoyarsk, 660022, Russian Federation. E-mail: dykhno_ yury@mail.ru. Information about author:

Dykhno Yu.A., http://orcid.org/0000-0003-0075-215X Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgment. The study had no sponsorship.

Received 27 September 2017 Accepted 26 October 2017

Важным аспектом профессиональной подготовки будущих врачей является освоение мануальных навыков в ходе практических занятий, на которых студенты реализуют имеющиеся у них теоретические знания и практические умения. Такой подход в обучении позволяет развить у студентов креативное мышление при решении профессиональных задач, подготовить будущих специалистов к самостоятельной работе [1].

Однако отзывы работодателей медицинских учреждений говорят о низкой практической составляющей профессиональных компетенций выпуск-

ников вузов, о необходимости доучивать молодых специалистов на рабочем месте. А это не только дополнительные временные и финансовые затраты, но ещё и реальная угроза здоровью пациентов. Молодой врач должен знать, что неправильное паль-паторное исследование приводит к неадекватной оценке ситуации, последствий тех или иных симптомов и, как результат, к ошибке в диагностике, негативным отзывам о работе врача со стороны пациента и его родственников [2-4].

Пальпаторное исследование молочных желез широко применяется в ежедневной практике врачей

разных специальностей и, прежде всего, онкологов, хирургов, акушеров-гинекологов, фельдшеров смотровых кабинетов, которые должны определять симптомы онкологического заболевания визуально (симптом площадки, умбиликации и др.) и паль-паторно (ригидность кожи соска, морщинистость кожи над опухолью и др.), владеть приёмами мануального и бимануального обследования. К сожалению, у молодых специалистов рука «не поставлена» для осуществления классического выполнения этих манипуляций. Владение же методом мануального исследования позволяет определить в молочной железе опухоль диаметром 1 см. Однако не только молодые врачи-онкологи, но и врачи общей практики, семейные врачи, имеющие стаж работы, часто не владеют методом мануального исследования молочной железы, не знакомы с его тонкостями.

Существует и другая проблема. Врачи рекомендуют каждой женщине, достигшей 18-летнего возраста, проводить самообследование молочных желез. Распространяются буклеты, в медицинских учреждениях размещают обучающие плакаты. Но это наглядные пособия. Необходимы практические навыки. Возможно, есть медицинские учреждения, где врачи осуществляют практическое обучение женщин, но это единичные случаи. Зачастую, в силу объективных причин, такая возможность у практикующих врачей отсутствует.

Учитывая всё вышеперечисленное, необходимо обратить внимание на усиление практической подготовки студентов медицинских вузов. Именно на это направлено содержание федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения. В учебном процессе значительная часть времени отводится освоению практических навыков1.

Для освоения и совершенствования практических навыков в Красноярском государственном медицинском университете им. проф. В.Ф. Вой-но-Ясенецкого организована кафедра - центр си-муляционных технологий (зав. - доцент Е.В. Тап-тыгина). Помимо этого, клинические кафедры университета, в том числе кафедра онкологии и лучевой терапии с курсом последипломного образования, оснащены фантомами, на которых студенты, интерны и ординаторы под контролем преподавателя отрабатывают различные практические навыки [5].

Преподаватель старается добиться единого понимания процесса проведения исследования и единой трактовки полученных результатов. Техника обследования, выполнение манипуляций доводятся практически до автоматизма. Только после этого можно говорить о допуске студентов в палату для обследования больных [6].

В помощь студентам, для правильного выполнения и интерпретации тех или иных симптомов, на кафедре онкологии созданы два видеоролика, которые размещены на сайте университета. Первый видеоролик отражает методы пальпации молочной железы на фантоме, второй - непосредственно на пациентке.

'Приказ Минобрнауки России от 17.08.2015 № 853 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности Онкология (уровень специалиста)»

HEALTHCARE ORGANISATION

Алгоритм выполнения мануального исследования молочной железы расписан в чек-листе (см. стр. 342) и соответствует последовательности обследования, отражённой в видеороликах.

Чек-лист содержит 23 узловых момента, которые определяют деонтологические принципы общения исследователя с больной, этапы обследования, в которых сгруппированы признаки визуального и пальпаторного исследования, а также действия, которые позволяют достичь максимальных результатов (обследование больной в положении стоя и лежа, на спине и в полубоковой позиции, при расположении её рук на поясе, на плечах исследователя, поднятыми над головой). Весь процесс мануального исследования занимает до 4,5 мин.

Внеаудиторное занятие предусматривает самостоятельное изучение студентами, интернами, ординаторами и слушателями курса ПО чек-листа, видеороликов в должной последовательности (с фантом-пациенткой). В целом, освоение метода мануального исследования молочной железы занимает 1,5-2 часа. Только после этого следует приступать к аудиторному занятию, описанному выше, на котором осуществляется контроль преподавателя.

Алгоритм мануального обследования молочной железы, включающий действия, содержащиеся в чек-листе, внедрён в план практических занятий со студентами 3-6 курсов и слушателями курсов ПО. Чек-лист используется на практическом экзамене итоговой аттестации студентов Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, а также в работе врачей Красноярского краевого клинического онкологического диспансера.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никулина С.Ю., Буянкина Р.Г., Галактионова М.Ю., Мягкова Е.Г., Таптыгина Е.В., Мартынова Г.П. и др., сост. Система менеджмента качества. Алгоритмы выполнения и контроля освоения практических навыков для подготовки студентов 6 курса к прохождению Государственной итоговой аттестации по специальности 060103.65. Педиатрия. Красноярск: КрасГМУ; 2015.

2. Дейкало В.П., Коневалова Н.Ю., Щуканова А.Н., Егоров К.Н., Сиротко В.В. Система мониторинга качества освоения практических навыков студентами лечебного факультета УО «ВГМУ». Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2013; 2: 135-42.

3. Дьяченко Е.В., Носкова М.В., Шихова Е.П., Кропанева Е.М., Казаева А.В., Андрега Д.С. Коммуникативная компетентность врача: актуальность проблемы, принципы формирования в медицинском ВУЗе, методика оценки. Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2015; 1: 28-31.

4. Турчина Ж.Е., Шарова О.Я., Иванов В.Г., Вахрушева Н.П., Фатьянова О.П., Турчина Т.К. и др. Новые подходы в оценке практических умений студентов медицинского вуза. В кн.: Медицина и образование в Сибири. Новосибирск: НГМУ; 2015.

5. Галактионова М.Ю., Моисеенко Д.А., Таптыгина Е.В. От симулятора к пациенту: Современные подходы к формиро-

российский онкологический журнал. 2017; 22 (6) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1028-9984-2017-22-6-340-343

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Check-card «Карта экспертной оценки выполнения практического навыка»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

ПРОВЕДЕНИЕ ПАЛЬПАТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ ПРИ МАСТОПАТИИ И РАКЕ

ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК

Дата__Check-card

Ф.И.О. обучающегося_ Группа_

Специальность_ Цикл/дисциплина_

Параметр

1. Студент представился больной, объяснил цель предстоящего исследования, получил согласие больной

2. Надел перчатки

Исследование в вертикальном положении больной:

3. Сравнил конфигурацию молочных желез

4. Определил состояние кожных покровов (цвет, локальная температура, болезненность, изъязвления и др.)

5. Определил симптом «площадки»

6. Определил симптом «умбиликации»

7. Определил симптом «лимонной корки»

8. Определил уровень стояния сосков и их направленность 9.Определил симптом втяжения сосков

10. Определил ригидность кожи соска и ареола (симптом Краузе) 11.Определил наличие выделения из соска при сжатии его и ареолы двумя пальцами

12. Определил наличие добавочных молочных желёз

13. Определил смещаемость молочных желёз (больная медленно поднимает руки над головой).

14. Измерил сантиметровой лентой окружность плеча в средней его трети и предплечья на уровне верхней, средней и нижней трети для выявления лимфостаза верхней конечности Пропальпировал бимануально молочные железы (руки больной на поясе)

15. Определил наличие опухоли в молочной железе (симптом Кенига), её размеры, консистенцию, связь с окружающими тканями

16. Исследовал смещение опухоли при потягивании за сосок (симптом Прибрама)

17. Определил симптом «морщинистости» кожи молочной железы, взяв кожу над опухолью двумя пальцами и умеренно сведя их (симптом Пайра).

18. Исследовал «сторожевые» лимфатические узлы (руки больной на поясе):

- Соргиуса (2-е межреберье по передней аксиллярной линии);

- Бартельса (3-е межреберье);

- подмышечные (руки больной на плечах врача);

- узел Труазье, надключичные (врач стоит со стороны спины больной). Исследовал молочные железы в горизонтальном положении больной:

19. Определил наличие опухоли в молочной железе (симптом Кенига +)

20. Исследовал подкожный лимфогенный метастатический путь Горотта

21. Исследовал верхненаружный квадрант молочных желёз (больная лежит в полубоковом положении)

22. Пожелал больной выздоровления

23. Снял и утилизировал перчатки в ёмкость для отходов класса «Б».

ДОСТИГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: ПРОВЕДЕНА ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ТКАНИ МОЛОЧНЫХ ЖЕЛЁЗ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ, НАЛИЧИЕ КОЖНЫХ СИМПТОМОВ.

Х - обнуляющий выполнение практического навыка параметр

ИТОГО ОШИБОК:

Каждое нарушение последовательности алгоритма оценивается в 0,5 ошибки Г+~1 нет ошибок I +/- I 0,5 ошибки одна ошибка

0-2,0 ошибки - оценка «отлично»; 2,5-3,5 ошибки - «хорошо»; 4,0-5,5 ошибки - «удовлетворительно»; 6,0 и более ошибок -«неудовлетворительно».

ОЦЕНКА__Экзаменатор_

Оценка правильности выполнения

+ +/- -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+ -

+ +/- -

+ +/- -

+ -

+ -

+ -

+ +/- -

+ -

+ -

+ -

+ -

+ Х

+ -

+ -

+ -

+ -

+ -

ванию у студентов профессиональных навыков. Сибирское медицинское обозрение. 2015; 2: 108-10.

6. Турчина Ж.Е. Практико-ориентированный подход подготовки будущего врача на клинической кафедре факультета фундаментального медицинского образования. В кн.: Педагогика и медицина в служении человеку: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск: КрасГМУ; 2016: 175-9.

REFERENCES

1. Nikulina S.Yu., Buyankina R.G., Galaktionova M.Yu., Myag-kova E.G., Taptygina E.V., Martynova G.P et al. Quality management system. Algorithms for the implementation and control of the development practical skills for the preparation of the 6th year students for passing the State final certification in the specialty 060103.65. Pediatrics. Krasnoyarsk: KGMU; 2015. (in Russian)

2. Deikalo V.P., Konevalov N.Yu., Schukanova A.N., Egorov K.N., Sirotko V.V. The system for monitoring the quality of mastering practical skills by students of the medical faculty of the VSMU. Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; (2): 135-42. (in Russian)

HEALTHCARE ORGANISATION

3. Dyachenko E.V., Noskova M.V., Shikhova E.P., Kropaneva E.M., Kazaeva A.V., Andrega D.S. Communicative competence of the doctor: the urgency of the problem, the principles of formation in a medical univercity, the methodology of assessment. Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. 2015; (1): 28-31. (in Russian)

4. Turchina J.E., Sharova O.Ya., Ivanov V.G., Vakhrusheva N.P., Fatyanova O.P., Turchina T.K. et al. The modern approaches in examing the practical skills of students in a medical university. In: Medicine and education in Siberia.. Novosibirsk: NGMU; 2015. (in Russian)

5. Galaktionova M.Yu., Moiseenko D.A., Taptigina E.V From simulator to patient: Modern approaches to the formation of professional skills among students. Sibirskoe meditsinskoe obozrenie. 2015; (2): 108-10. (in Russian)

6. Turchina J.E. Practical approach of preparing doctors in the clinical department of the Faculty of Fundamental Medical Education. In: Pedagogy and medicine in the service of man: materials III Russian scientific. Krasnoyarsk: KGMU; 2016: 175-9. (in Russian)

Поступила 27.09.17 Принята к печати 26.10.17

информационное письмо

Главное военно-медицинское управление МО РФ, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Научно-практическое общество баротерапевтов Санкт-Петербурга и Ленинградской области

17-18 мая 2018 года проводят Юбилейную X Всеармейскую научно-практическую конференцию «Баротерапия в комплексном лечении и реабилитации раненых, больных и поражённых»

На конференции предполагается рассмотреть:

V теоретические и прикладные вопросы лечения раненых, больных и поражённых;

V проблемы реабилитации человека со сниженной работоспособностью различными видами и методами баротерапии;

V теоретические и практические положения гипербарической физиологии и водолазной медицины.

Конференция состоится в Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова по адресу: 194044, Санкт-Петербург, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, ул. Академика Лебедева, д. 6. Проезд до станции метро «Площадь Ленина».

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИю ТЕЗИСОВ

Тезисы, объёмом не более одной машинописной страницы (формат RTF, шрифт 12, Times New Roman, количество знаков в строке не более 70, поля 2,0 см, через 1,5 интервала, с отступом в начале абзаца), принимаются отпечатанные на бумаге (1 экземпляр с подписями авторов), плюс - в электронном виде на USB-флеш-накопителе или компакт-диске и по электронной почте. Убедительная просьба к авторам, проверять электронные носители на наличие «вирусов».

Верхняя строка - инициалы и фамилии авторов жирным шрифтом (ФИО докладчика подчеркивается шариковой ручкой в экземпляре, отпечатанном на бумаге); ниже - заглавными буквами название работы; ниже - учреждение, город; ниже текст.

К высылаемым тезисам необходимо приложить анкеты участников конференции, в которых приводятся:

1. Фамилия, имя, отчество (полностью);

2. Учёная степень, учёное звание;

3. Должность и стаж в должности;

4. Адрес и телефон (рабочие и, желательно, домашний);

5. Название доклада и необходимые технические средства его сопровождения.

6. Необходимость прислать приглашение на конференцию (указать фамилию, имя, отчество руководителя и адрес учреждения, по которому необходимо выслать такое приглашение, а также количество приглашений и фамилию, имя, отчество приглашаемых).

Иванов И.И.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОПТИМАЛЬНАЯ ДОЗА КИСЛОРОДА ПРИ ОДНОМ СЕАНСЕ ГБО (ОДНОРАЗОВАЯ ДОЗА)

Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова, Санкт-Петербург

iv.ivanov50@list.ru

В исследовании по проблеме оптимальной дозы кислорода при гипербарической оксигенации принимали участие 88 практически здоровых мужчин в возрасте 24-34 лет...

Рассматриваться будут тезисы, отправленные в оргкомитет до 1 марта 2018 г. по адресу: 194044, Санкт-Петербург, Военно-медицинская академия имени С.м. Кирова, ул. Академика Лебедева, д. 6, кафедра физиологии подводного плавания с пометкой: Конференция-2018 и по электронной почте an.a.an@mail.ru, arseniyshitov@mail.ru

При необходимости в марте-апреле 2018 г. в адрес участников конференции будут направлены Приглашения.

Для участников конференции 18 мая планируется культурная программа. КОНТАКТЫ:

Андрусенко Андрей Николаевич

+7(981)860-0591; +7(904)636-4436; E-mail: an.a.an@mail.ru Шитов Арсений юрьевич

+7(911)707-8780; E-mail: arseniyshitov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.