Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции студентов технического вуза и возможности их формирования в процессе обучения иностранному языку'

Профессиональные компетенции студентов технического вуза и возможности их формирования в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRACTICE ORIENTED TEACHING/LEARNING / PROFESSIONAL COMPETENCES / PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE / ENGINEERING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко Татьяна Валерьевна, Замятина Оксана Михайловна

В статье рассматривается обучение иностранному языку студентов технического вуза как средство формирования профессиональных компетенций. Представлены принципы разработки содержания обучения иностранному языку, обоснован выбор дидактического инструментария; обозначены организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоренко Татьяна Валерьевна, Замятина Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the Professional Competences Development in Teaching Foreign Languages to Technical Students

The foreign language teaching in the article is considered as a process able to influence the effective development of students’ competences. The principles to design the content of the discipline have been proposed and the choice of didactic tools has been explained. Due to the theoretical and practical findings a set of key competences for IT students as a target group has been defined. The data presented allow defining the special teaching (didactic) conditions able to provide the process of competences development in teaching English more effectively.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции студентов технического вуза и возможности их формирования в процессе обучения иностранному языку»

УДК 81’276.6:378.662 ББК Ш12-9:Ч481.2

Сидоренко Татьяна Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра иностранных языков Института кибернетики Национальный исследовательский Томский политехнический университет г. Томск Замятина Оксана Михайловна кандидат технических наук, доцент

кафедра оптимизации систем управления Института кибернетики Национальный исследовательский Томский политехнический университет г. Томск Sidorenko Tatiana Valerievna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Foreign Languages Institute of Cybernetics National Research Tomsk Polytechnic University

Tomsk

Zamyatina Oksana Mikhailovna

Candidate of Technology,

Assistant Professor Chair of Controlling System Optimization Institute of Cybernetics National Research Tomsk Polytechnic University

Tomsk

Профессиональные компетенции студентов технического вуза и возможности их формирования в процессе обучения иностранному языку Approaches to the Professional Competences Development in Teaching Foreign Languages to Technical Students

Статья публикуется в рамках проекта ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» (Мероприятие 1.3.1 - XXXVI очередь, гуманитарные науки). Номер соглашения: 14.B37.21.0721.

В статье рассматривается обучение иностранному языку студентов технического вуза как средство формирования профессиональных компетенций. Представлены принципы разработки содержания обучения иностранному языку, обоснован выбор дидактического инструментария; обозначены организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе обучения иностранному языку.

The foreign language teaching in the article is considered as a process able to influence the effective development of students’ competences. The principles to design the content of the discipline have been proposed and the choice of didactic tools has been explained. Due to the theoretical and practical findings a set of key competences for IT students as a target group has been defined. The data presented allow defining the special teaching (didactic) conditions able to provide the process of competences development in teaching English more effectively.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессионально ориентированный иностранный язык, практико-ориентированное обучение, инженерное образование.

Key words: professional competences, professional foreign language, practice oriented teaching/learning, engineering education.

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в

российском обществе, предъявляют новые требования к содержанию образовательной деятельности вуза. Качество подготовки специалистов на современном этапе развития высшего профессионального образования оценивается через такие показатели как компетентность, самостоятельность, готовность к принятию решений в ситуациях альтернативного выбора, умение адаптироваться в быст-роменяющихся политических, социальных и производственных условиях, наличие мотивации к непрерывному образованию и профессиональному росту. В связи с этим содержание и технологии вузовского образования ориентированы на определение и формирование совокупности специальных знаний, умений и опыта деятельности, что, согласно новому образовательному стандарту (ФГОС), составляет набор общекультурных и профессиональных компетенций, овладение которыми в целом характеризует компетентность будущего специалиста.

В блок общекультурных компетенций, как правило, входят универсальные организационные умения, определяющие готовность и способность выпускников адаптироваться в изменяющихся социально-экономических и политических условиях жизни. В блок профессиональных компетенций входят свойства субъекта, характеризующие его способность к овладению определенным объектом профессиональных знаний и умению применять их на практике.

Очевидно, что обозначенные способности выступают в качестве основополагающих и подразумевают определенную детализацию, которая напрямую

зависит от рода профессиональной деятельности специалистов. В связи с этим для системы высшего профессионального образования становится важным не только определение модели и набора компетенций, актуальных для каждого конкретного образовательного направления, но и выявление отдельных организационно-педагогических условий, способствующих их формированию и развитию при обучении различным дисциплинам, входящим в основную образовательную программу.

Однако стоит понимать, что формирование компетенций в полном объеме не является собственно задачей вуза, поскольку образование призвано реализовывать социальный заказ на минимальную подготовленность специалистов для работы в сфере профессиональной деятельности. В рамках системы высшего профессионального образования у студентов может быть сформирован определенный уровень готовности (способности) к формированию и развитию компетенций, в состав которых входят знания, умения, навыки, опыт деятельности, личностные качества и мотивация [1, с. 3].

Формирование профессиональных компетенций в вузе, как правило, рассматривается в контексте обучения специальным дисциплинам. Прежде всего, это объясняется тем, что термин «профессиональная компетенция» подразумевает принадлежность к профессии и, следовательно, к тем профессиональным знаниям, умениям, навыкам которые обеспечивают ее профессиональное функционирование. При этом не стоит скидывать со счетов дидактический потенциал дисциплин социально-гуманитарного цикла. Рассмотрим, в качестве примера, возможности дисциплины «Иностранный язык».

Обучение иностранному языку (ИЯ) с учетом направления подготовки студентов можно считать приоритетным направлением в обновлении инженерного российского образования. Приходит понимание, что специфика профессионально ориентированного языкового образования заключается в том, что язык является не только предметом и объектом изучения, но и средством обучения, т.е. инструментом получения дополнительных специальных знаний.

Учитывая профессиональную направленность обучения, предположим, что при определенных условиях языковое образование способно воздействовать на эффективность формирования отдельных профессиональных компетенций студентов технического вуза. К таким компетенциям относятся: умение логически верно и ясно строить устную и письменную речь, способность осуществлять сбор и анализ научно-технической информации в области профессиональной деятельности, способность решать коммуникативные задачи в рамках профессионального общения.

Так как в содержательном плане профессиональная компетенция детерминируется профессиональной деятельностью, то и взаимосвязь формирования профессиональных компетенций с возможностями обучения ИЯ целесообразно рассматривать в рамках конкретного направления подготовки студентов. В качестве такого направления рассмотрим образовательные направления в области информационных технологий (далее ГГ-студенты).

Профессиональная область ГГ-студентов в значительной мере отличается от других инженерных областей тем, что иностранный язык здесь является инструментом профессионального общения, и недостаточный уровень владения им может привести к «краху» профессиональной карьеры. В качестве доказательства приведем следующие факторы, обозначающие необходимость знания ИЯ: 1) работа с нелокализованными программными продуктами; 2) изучение стандартов КО в области цифровых и информационных технологий, мобильной связи, мультимедийных средств, сетевых и проводных технологий, коммуникаций наряду с промышленными; 3) необходимость чтения специальной литературы в оригинале; 4) необходимость изучения терминологического аппарата; возможность с помощью Интернета работать на договорной основе сразу с рядом компаний из разных стран; 5) участие в сообществах разработчиков программных продуктов; 6) возможность получения международных квалификационных сертификатов.

Следовательно, для успешной реализации обозначенных производственных потребностей необходимо, чтобы содержание обучения, в том числе и ино-

странному языку, включало универсальную подготовку, которая бы являлась теоретико-практической базой для успешного выполнения перечисленных видов профессиональной деятельности в дальнейшей производственной практике. Для этого конкретизируем перечень способностей (умений), овладение которыми характеризует готовность специалистов осуществлять профессиональную деятельность. Взаимосвязь потребность - способность позволит сформулировать четкие ориентиры в разработке содержания обучения и критериев оценивания результата (Таблица 1).

Для получения целостной картины рассмотрим содержательную и методическую составляющую обучения иностранному языку, т.е., чему учим, на основе чего и за счет чего, с помощью каких методов и форм обучения возможно формирование обозначенных выше способностей специалистов. Определив индикаторы обучения в виде ряда необходимых способностей, сделаем предположение о средствах достижения поставленной цели, а именно, определим виды и типы учебных заданий, а также дидактический инструментарий, способствующей повышению эффективности обучения.

В качестве видов учебных заданий предлагается использовать: 1) проектные работы (групповые или индивидуальные); 2) метод кейсов (case study); 3) написание статей, отчетов, обзоров по профессиональной теме; 4) введение деловой (академической) переписки с «коллегами»; 5) поиск информации и разработка презентации по формату мероприятия (семинар, конференция, круглый стол, выполнение текущих отчетов по проектам и другим видам работ); 6) чтение технической документации при использовании аутентичных источников различного жанра.

Рассмотрим примеры и представим характеристику некоторых из предложенных выше учебных заданий.

Таблица 1

Взаимосвязь потребностей и способностей производственной отрасли

Потребности отрасли Способности

Работа с нелокализованными программными продуктами. Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые профессиональные знания и умения; способность учитывать современные тенденции развития науки и техники в своей профессиональной деятельности.

Изучение стандартов КО в области цифровых и информационных технологий, мобильной связи, сетевых технологий, коммуникаций наряду с промышленными.

Чтение специальной литературы в оригинале. Способность осуществлять сбор и анализ научно-технической информации, обобщать отечественный и зарубежный опыт в профессиональной области, проводить анализ патентной литературы; способность пользоваться русским и иностранным языками как средством делового и профессионального общения.

Изучение терминологического аппарата; возможность с помощью Интернета работать на договорной основе с рядом компаний из разных стран.

Участие в сообществах разработчиков программных продуктов. Способность эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, в том числе над междисциплинарными проектами.

Получение международных квалификационных сертификатов. Способность и готовность специалиста к самостоятельному обучению и освоению новых знаний и умений, непрерывному профессиональному росту и самосовершенствованию на протяжении всего периода профессиональной деятельности [2].

- Метод проектов соответствует модели практико-ориентированного обучения, основанного на коммуникативном подходе. Решение проблемы предусматривает использование разнообразных методов и средств, а также сочетание индивидуальной работы студентов с работой в малых группах. Основные положения проектной методики в обучения ИЯ можно определить как: 1) формирование личностных качеств каждого студента и развитие его творческих способностей в процессе обучения; 2) развитие способности к сотрудничеству в рамках совместной деятельности (работа в малых группах); 3)

обучение ИЯ как средству межкультурного профессионального взаимодействия [4, с.31].

Анализируя возможности использования проектной работы для повышения качества подготовки студентов инженерных специальностей, можно выделить следующие задачи обучения, реализуемые на ее основе: 1) приобретение опыта исследовательской работы; 2) формирование компетенций, связанных со способностью планирования, организации собственных действий в работе над заданиями проекта, критически анализировать ситуацию, принимать ответственность, выполнять работу самостоятельно; 3) формирование профессиональных компетенций за счет приобретения новой специальной информации и дополнительных квалификационных умений.

Подготовка к устной профессионально ориентированной коммуникации может быть реализована при помощи метода ситуативного обучения или кейс-метода, отличительной особенностью которого является создание проблемной ситуации на основе фактов, заимствованных из реальной жизни. Цели ситуативного метода обучения схожи с целями проектной методики, где в центре внимания оказываются профессиональные умения студентов, ориентированные на выстраивание логических схем решения проблемы и аргументации своего мнения. Однако разница может наблюдаться в том, что проект - это субъективная реальность, наши вымыслы, тогда как кейс является реальностью объективной [3].

Образовательные функции данного метода можно обозначить следующим образом: 1) метод предназначен для получения дополнительных знаний в области профессиональной деятельности; 2) акцент обучения делается не на метод овладение готовым знанием, а на получение знаний в процессе коллективного сотрудничества/обсуждения; 3) результатом применения метода являются не только знания, но и профессиональные умения и навыки, которые определяют способность и готовность студентов осуществлять профессиональную деятельность.

Максимальная эффективность при моделировании ситуаций профессионального общения может быть достигнута при использовании информационных технологий, которые используются в качестве средств обучения и средств организации обучения. Выбор информационных технологий обусловлен еще и тем, что ГТ-студенты имеют высокий уровень как теоретических, так и практических знаний, умений и навыков работы с компьютером и программными продуктами. В данном случае использование профессиональных знаний в сочетание с лингвистическими навыками будет способствовать повышению мотивации студентов к изучению ИЯ и прочности получаемых знаний, за счет того, что студенты используют ИЯ как средство выражения содержания, а информационные технологии как средство выражения формы, что соответствует модели их профессиональной деятельности.

В качестве вывода можно заключить, что процесс формирование профессиональных компетенций ^-студентов в процессе обучения ИЯ может быть эффективным при создании следующих организационно-педагогических условий: 1) разработка содержания обучения строится на интеграции

общеобразовательных и специальных дисциплин; 2) содержание обучения ориентировано на потребности отрасли; 3) при реализации обучения используется дидактический инструментарий, сочетающий традиционные методы и средства обучения с инновационными; 4) обеспечивается вариативность выбора образовательных технологий, основанных на интерактивности и гибкости.

Соблюдение обозначенных условия, по мнению авторов, будет способствовать повышению мотивации студентов. Потому как студенты испытывают личную заинтересованность в результате работы и качестве получаемых знаний. Знания, в этом случае, не выступают как бесконтекстные, а, напротив, имеют узкую профессиональную направленность, что в совокупности может способствовать повышению качества обучения в целом.

Библиографический список

1. Адоняев, Д.Ю. Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования: автореф. дис. ... канд. пед.наук / Д.Ю. Адоняев. - Москва, 2010. - 21 с.

2. Государственный образовательный стандарт 3-го поколения высшего профессионального образования. Направление подготовки бакалавра 230400 «Информационные системы и технологии» - М., 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fond.tpu.ru/fond/fgos 3.html

3. Долгорукова, А.Н. Метод кейс-стади как современная технология профессионально ориентированного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vshu.ru/lections. Время обращения 21.03.2011.

4. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 31.

Bibliography

1. Adonyaev, D.Yu. Special Knowledge and Skills Formation in the Process of Design Projecting: Synopsis of Diss. ... cand. of Ped.[Text] / D.Yu. Adonyaev.

- Moscow, 2010. - 21 p.

2. Dolgorukova, A. N. Case Study Method As Modern Technology of Profession-Oriented Training [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.vshu.ru/lections. date of access 21.03.2011.

3. New State Educational Standards of HE. Bachelor Educational Programme 230400 «Information Systems and Technologies». - Moscow, 2009. [Electronic Resource]. - Access Mode: http://fond.tpu.ru/fond/fgos 3.html

4. Polat, E. S. Project Method in Teaching Foreign Languages in School // Foreign Languages in School. - 2000. - № 2. - P. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.