УДК 811:378.147.88
Т. В. Сидоренко, О. Б. Фофанов
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В данной работе демонстрируются практические результаты педагогического проектирования систем организации обучения на основе принципов компетентностного подхода, в частности, рассматривается организация самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку как одно из средств, способствующих формированию и развитию общекультурных и профессиональных компетенций студентов неязыкового вуза.
Ключевые слова: общекультурные и профессиональные компетенции, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студентов, методология ЮЕЕ0.
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в обществе в настоящее время, предъявляют системе высшего профессионального образования качественно новые требования к уровню подготовки специалистов. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года содержание и технологии вузовского образования должны быть ориентированы на определение и формирование совокупности специальных знаний, умений и навыков, практическое применение которых могло бы обеспечить выпускнику успешную реализацию его профессиональных функций [1].
Именно эти знания, умения и навыки являются основой профессиональной деятельности и обозначаются в образовательных стандартах нового поколения (далее - ФГОС) как совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, выступающих в качестве результата образования [2, 3]. В блок общекультурных компетенций, как правило, включаются универсальные организационные умения, определяющие готовность и способность выпускников адаптироваться к современным условиям реальной жизни. В профессиональные компетенции входят свойства субъекта, характеризующие его способность к овладению определенным объектом профессиональных знаний и умению применять их на практике.
Разграничение компетенций на общекультурные и профессиональные влечет за собой детализацию содержания каждой группы компетенций. Таким образом, общекультурные делятся на общенаучные, универсальные, межличностные (социальные) и инструментальные, тогда как профессиональные компетенции подразделяются на общепрофессиональные и узкоспециальные. Содержание ключевых компетенций для каждого направления подготовки в вузе детерминируется содержанием, а точнее, потребностями производственной предметной области. Однако для системы высшего профессионального образования становится важным не только определение содержания компетенций, актуальных для каждого конкретного образовательного на-
правления, но и выявление организационно-педагогических условий их формирования и развития при обучении различным дисциплинам, входящим в основную образовательную программу подготовки студентов. Таким образом, изменения в системе высшего образования влекут за собой необходимость пересмотра традиционных моделей организации обучения и подходов к разработке его содержания.
Моделирование педагогических систем и подсистем является одной из важнейших задач современного образования. Процесс создания модели подразумевает ряд этапов ее построения. Первым этапом можно назвать выбор методологической основы моделирования системы. Как известно, к методологической основе относятся подходы, приемы, методы, принципы обучения. Вторым этапом является постановка задач моделирования, определение дидактической цели. Третьим этапом выступает выбор инструментальных средств моделирования.
Основным требованием к процессу моделирования, а точнее к его результату, можно отнести категорию универсальности модели, т. е. насколько разработанная модель подлежит транслированию для организации аналогичных образовательных систем и систем схожего типа. Основываясь на анализе потребностей высшего профессионального образования в области подготовки инженерных кадров, осуществим моделирование организации обучения по иностранному языку, в частности процесса организации самостоятельной работы. Актуальность рассмотрения аспектов, связанных с организацией самостоятельной работы, обусловлена тем, что ее доля существенно возросла в связи с переходом на двухуровневую систему образования, в то время как подходы к организации изменились незначительно.
Как было сказано выше, цель моделирования заключается в выполнении экспертной оценки относительно текущих проблем организации процесса и анализа потенциальных ее изменений в сторону улучшения. Для выявления существующих не-
достатков необходимо провести сравнительный анализ. Для этого спроектируем модель существующей формы организации самостоятельной работы студентов и назовем ее «как есть».
Анализ организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку в вузах г. Томска показывает, что основная проблема существующей традиционной формы организации самостоятельной работы студентов заключается в том, что она ориентирована на самостоятельную работу репродуктивного типа, вследствие чего ей уделяется мало внимания в процессе обучения и организуется она в большинстве случаев формально. Как правило, вузами используются две формы организации самостоятельной работы при обучении иностранному языку: 1) «традиционная» самостоятельная работа, которая выполняется студентом самостоятельно после каждого практического занятия; 2) аудиторная самостоятельная работа, которая проводится полностью или опосредованно под руководством преподавателя.
Нет сомнения, что данные виды самостоятельной работы важны и эффективны для выполнения определенных задач обучения. Однако зачастую они не имеют системности, носят эпизодический характер и имеют слабую мотивацию у студентов.
Под альтернативным подходом к организации самостоятельной работы студентов понимается вид самостоятельной работы, который предполагает большую индивидуализацию заданий, большую свободу исследовательского поиска, ориентацию на формирование профессиональных компетенций, увеличение творческой активности и инициативности студентов, что происходит за счет применения практико-ориентированных учебных материалов и интеграции межпредметных связей [4]. Данный вид самостоятельной работы может быть определен как четко «организованный и планируемый», что влечет за собой описание различных вариантов его организации и реализации. Чтобы проследить разницу в организации самостоятельной работы студентов «как есть» и «как должно быть», осуществим формализацию этих двух процессов при помощи средств функционального моделирования, методологии ГОЕБО.
В системном анализе под формализацией процесса понимается точное его описание, а также разработка и внедрение регламентирующих документов (программ, инструкций, положений и т. д.). Формализация процесса позволяет представить систему прозрачно и четко определить обязанности и ответственность всех участвующих сторон [5].
Методология ГОЕБО была специально разработана для решения задач моделирования, в частности моделирования бизнес-процессов, однако ее программные и графические средства позволяют
использовать ее как инструмент проектирования и образовательных систем. Целью моделирования является представление некой системы в виде набора взаимосвязанных функциональных блоков. Всякая система подразумевает категории «входа» и «выхода». Другими словами, взаимодействие системы с окружающим миром описывается как «вход» (нечто, что перерабатывается системой), тогда как «выходом» является результат функционирования этой системы. В качестве «входа» рассматриваются элементы управления учебным процессом, т. е. регламентирующие документы, такие как ФГОС, рабочие программы и др., а также ресурсы и исходные данные, необходимые для проведения и выполнения различного вида работ.
Моделирование с помощью методологии ГОЕБО предполагает наличие одной точки зрения (в нашем случае точки зрения исследователей). Первоначально представим две модели организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку «как есть» и «как должно быть» в виде «черного ящика», функциональные блоки которого еще не видны (рис. 1 и 2).
Если обратиться к модели «как должно быть» (рис. 2), то мы видим, что «вход» подразумевает большее количество внешних условий или взаимосвязей с окружающим миром. Так, в модель были добавлены следующие связи, осуществляющие управление системой, - индивидуальные потребности студентов и субъекты, координирующие и управляющие процессом организации.
Рабочая программа
Требования ГОС ВПО
Языковой уровень
Ресурсный фонд
Организовать СРС
Низкая мотивация студента
Низкая успеваемость студента
ППС
Цель: Формализация процесса организации СРС. Разработка процесса «как есть».
Точка зрения: Исследователь.
Рис. 1. Модель организации самостоятельной работы «как есть»
Из представленных моделей следует, что их содержание существенно отличается друг от друга как количеством внутренних компонентов, так и элементами управления. Прежде всего это объясняется разным пониманием сущности самостоя-
0
тельной работы и ее функций. Раскрытие «черного ящика» предполагает декомпозицию процесса организации самостоятельной работы студентов, которая отображает последовательность определенных действий внутри системы. Представим декомпозицию модели «как должно быть» с точки зрения исследователей с учетом обозначенных дополненных «входов» (рис. 3).
Рабочая
программа
Языковой уровень
Требования ГОС ВПО
Ресурсный фонд
Индивидуальные
потребности
студента
Высокая мотивация студента
Организовать СРС
0
ППС
Высокая успеваемость студента
УВП Метод. совет кафедры
Цель: Формализация процесса организации СРС. Разработка процесса «как должно быть».
Точка зрения: Исследователь.
Рис. 2. Модель организации самостоятельной работы студентов «как должно быть»
Таким образом, действия по организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку для формирования профессиональных компетенций должны быть подчинены следующей последовательности с соблюдением определенных взаимосвязей:
1) разработка программы самостоятельной работы студентов (согласованной с целью и содержанием рабочей программы дисциплины);
2) определение форм работы, видов учебной деятельности, видов учебных заданий, предлагаемых студентам в качестве самостоятельной работы;
3) отбор дидактического инструментария для организации и реализации учебных заданий на самостоятельную работу;
4) разработка учебно-методических материалов и регламентирующих инструкций для реализации программы самостоятельной работы студентов;
5) организация форм взаимодействия субъектов учебного процесса;
6) анализ результатов с последующей корректировкой процесса организации, если какой-то из элементов модели не сработал или сработал неэффективно.
Приведем описание каждого компонента модели подробнее.
Разработка программы самостоятельной работы студентов является первым необходимым элементом для реализации всего процесса ее организа-
Рис. 3. Декомпозиция модели «как должно быть»
ции. Цель такой программы полностью согласуется с общей целью обучения, ее задачи соответствуют задачам образовательной программы. Как правило, программа самостоятельной работы по иностранному языку разрабатывается каждым вузом индивидуально и представляет национально-региональный и вузовский блок образовательного стандарта.
Целью обучения иностранному языку в процессе подготовки инженерных кадров является обеспечение студентов таким уровнем владения иностранным языком, который позволит им осуществлять иноязычную коммуникацию в целях решения профессиональных задач. Однако единство цели и задач обучения наблюдается не всегда. Поэтому для четкого соблюдения данного принципа программа самостоятельной работы разрабатывается централизованно методическим советом кафедры с последующим обсуждением ее содержания, форм и методов обучения с преподавателями кафедры, которые ответственны за ее реализацию.
Следующим компонентом модели было обозначено определение форм и видов учебной деятельности для организации самостоятельной работы студентов. Формы и виды учебной деятельности призваны реализовывать содержание обучения. Как было отмечено ранее, содержание обучения должно формироваться на основе требований ФГОС и быть направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов.
Третьим элементом модели декомпозиции системы «как должно быть» обозначено определение или выбор дидактического инструментария. Под дидактическим инструментарием понимается некий набор эффективных средств, методов и подходов к организации обучения, принципов разработки учебно-методических материалов, отвечающих потребностям студентов и квалификационным требованиям образовательных и профессиональных стандартов.
Формирование банка учебно-методических материалов, обозначенного в модели в качестве четвертого компонента, формируется постепенно и
может впоследствии обеспечить студентам, а также преподавателям возможность альтернативного обучения, т. е. выбор видов заданий и форм их реализации может осуществляться самим студентом согласно его текущим индивидуальным потребностям.
Под организацией взаимодействия субъектов учебного процесса подразумевается обеспечение обратной связи, которая осуществляется посредством оказания преподавателями консультативной помощи студентам. Управлением такой помощи является запрос студентов или их потребности, выраженные в мотивации или трудностях при освоении учебного материала. Другим способом организации обратной связи может быть организация «сессий» взаимопроверки выполненных заданий на основе разработанных форм взаимоконтроля. Регламентирующим документом для организации взаимодействия преподавателей и студентов будет являться рейтинг-план дисциплины, который является также формой отчетности об успеваемости студента. Как правило, в рейтинг-плане обозначены виды учебной деятельности, этапы выполнения заданий, способ и форма их оценивания [6].
На основе рейтинг-плана осуществляется диагностирующая, управленческая, корректировочная и стимулирующая функции контроля. На основе результатов анализа успеваемости студентов в конце семестра выполняются корректирующие мероприятия относительно корректности и правомерности поставленных задач, решаемых в рамках самостоятельной работы студентов, адекватности содержания учебно-методических материалов основной цели обучения.
В заключение отметим, что представленная модель является упрощенным описанием сложного процесса организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку, однако отображение ее структурных элементов в определенной взаимосвязи с указанием внешних и внутренних связей может служить основой для оптимизации образовательных технологий и улучшения организации процесса обучения в целом.
Список литературы
1. Концепция модернизации высшего профессионального образования на период до 2010 года // Вести образования. 2000. № 6. С. 10-40.
2. Государственный образовательный стандарт 3-го поколения высшего профессионального образования. Направление подготовки бакалавра 230400 «Информационные системы и технологии». М., 2009. 11^: http://fond.tpu.ru/fond/fgos_3.html
3. Государственный образовательный стандарт 3-го поколения высшего профессионального образования. Направление подготовки бакалавра 220400 «Управление в технических системах». М., 2009. 11^: http://fond.tpu.ru/fond/fgos_3.html
4. Сидоренко Т. В. Самостоятельная работа студентов технического вуза в профессионально ориентированном обучении иностранному языку: условия оптимизации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. Вып. 1 (91). 2010. С. 127-130.
5. Иванова А. И., Хабриев Р. У. Практикум по вМР // Ремедиум, 2008. 11^: http://www.remedium-journal.ru/arhiv/detail
6. Верещагин Ю. В., Ерунов В. П. Рейтинговая система оценки знаний студентов, деятельности преподавателей и подразделений вуза: учеб. пос. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2003. 103 с.
Сидоренко Т. В., ст. преподаватель.
Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Фофанов О. Б., доцент, кандидат технических наук.
Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.03.2011.
T. V Sidorenko, O. B. Fofanov INDEPENDANT WORK MODELING IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO NONLINGUISTIC STUDENTS
In the article the results of pedagogical design depicting the insights of learning and teaching environment are demonstrated. The modeling of the educational process was implemented on the main principals of competence approach. The subject for modeling was considered the self-work of non linguistic students in teaching foreign languages. Independant work is seen as a tool that is able to facilitate competences development.
Key words: cultural and professional competences, pedagogical design, students’ independant work IDEF0 methodology.
Sidorenko T. V.
Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]
Fofanov O. B.
Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]