Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородин А.В., Силаев А.А.

В данной статье проводится анализ содержания ключевых компетенций менеджеров, на основании которого авторами разработан комплекс компетенций, необходимых для эффективного управления человеческим капиталом в современной организации.This article analyzes the content of key competencies of managers on the basis of which the authors have developed the complex competencies required for effective management of human capital in modern organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

компанией, сотрудником и работодателем и во многих других привычных рыночных связях. Пространство, которое «соткано» из различных потоков медиа, или различных видов информации, обладает феноменальной эластичностью. Медийное пространство растягивается до глобальных масштабов, и сужается до вашего «я», в том запросе, который это «я» сейчас создает.

Продукты медийного пространства охватывают все большие сферы нашей жизни: работу, отдых, отношения, хобби, поиск нового опыта, забытье или бегство от повседневного, - в этом выражается обширность его воздействия. А то, что грань между реальной жизнью и жизнью в медийном пространстве, становится все менее уловимой - выражает глубину его охвата.

Использованные источники:

1. Бородай В.А. «Социально-институциональный анализ социетальной сферы торговли в современном обществе»., автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / Новочеркасск, 2009.

УДК 301.101

Бородин А.В. студент-магистрант кафедра экономики и управления ФГБОУВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»

Россия, г. Тула Силаев А.А. студент-магистрант кафедра экономики и управления ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»

Россия, г. Тула

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: в данной статье проводится анализ содержания ключевых компетенций менеджеров, на основании которого авторами разработан комплекс компетенций, необходимых для эффективного управления человеческим капиталом в современной организации.

Ключевые слова: человеческий капитал, компетенции менеджеров PROFESSIONAL COMPETENCE NECESSARY FOR THE EFFECTIVE MANAGEMENT OF HUMAN CAPITAL IN MODERN

ORGANIZATION Annotation: this article analyzes the content of key competencies of managers on the basis of which the authors have developed the complex competencies required for effective management of human capital in modern organization.

Keywords: human capital, management competencies. К задачам первостепенной важности современного профессионального образования можно отнести подготовку специалистов, которые соответствуют имеющимся на рынке труда потребностям. Для этого ВУЗам необходимо обеспечить формирование у сегодняшних студентов профессиональных компетенций.

Краль Н.А. в своей работе определяет компетенции, как «ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов, которые определяют, что будет способен делать студент по завершении всей или части

33

образовательной программы» .

Лукина М.А. считает, что профессиональная компетентность специалиста не сводится только к знаниям и умениям. Сущностная характеристика профессиональной компетенции, по мнению автора, заключается в возможности мобилизовать знания и умения в тот определенный момент, когда появляется такая необходимость. Таким образом, формирование профессиональной компетенции является процессом, который продолжается в ходе всей профессиональной

34

деятельности специалиста и начинается задолго до ее начала .

Захарова Ю.Н. выделяет следующие компетенции управляющего человеческим капиталом:

• понимание бизнеса компании;

• деловой и культурный кругозор;

• стратегические способности;

• экономическая эффективность организации;

• постоянное профессиональное развитие;

• личное доверие;

• способность управлять изменениями;

35

• способность управлять организационной культурой .

При этом, по мнению автора, комплекс компетенций, которыми должен обладать менеджер человеческого капитала, ограничен сущностью управления знаниями сотрудников организации.

В свою очередь, Богомолов В.С, провел анализ работ отечественных и зарубежных ученых по управлению организацией и методологии менеджмента и выделил следующие компетенции современных менеджеров36:

33 Цит. по: Краль Н.А. Формирование и оценка профессиональных компетенций в подготовке будущего управленца-менеджера / Н.А. Краль // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2012. - № 24. - С. 8386.

34 Лукина М.А. Содержательный анализ профессиональных компетенций менеджера туризма / М.А. Лукина // Вестник РМАТ. - 2012. - № 1(4). - С. 86-89.

35 Захарова Ю.А. Структура компетенций управляющего человеческим капиталом организации / Ю.А. Захарова // Креативная экономика. - 2014. - № 1. - С. 9-17.

36 Богомолов В.С. Требования к профессиональным компетенциям качественно нового менеджера / В.С. Богомолов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2012. - № 3. - С. 74-79.

• умение обосновывать и принимать решения, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

• информированность по производственным и другим вопросам;

• знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

• способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления;

• умение использовать современные информационные и коммуникационные технологии;

• способность работать с людьми и управлять самим собой.

К ключевым компетенциям при этом автор относит компетенции, связанные с принятием решений. Богомолов В.С. полагает, что современный менеджер должен знать широкий спектр современных методов принятия решений, уметь планировать и осуществлять принятые решения, а также осуществлять контроль на каждой стадии процесса принятия решений.

На основании вышеописанных компетенций, предложенных различными авторами, мы считаем, что для эффективного управления человеческим капиталом необходимо обладать набором следующих компетенций:

1. Управление временем (time-management).

Данная компетенция должна при этом охватывать управление не только своим временем, но и временем подчиненных. Тайм-менеджмент подразумевает также наличие самодисциплины, умение расставлять приоритеты, с целью эффективного и продуктивного использования времени.

2. Целеполагание.

Заключается, прежде всего, в умении ставить генеральные цели и совокупность побочных целей в соответствии с действующей стратегией.

3. Планирование работы.

Эта компетенция заключается в умении контролировать назначение подчиненных на определенные должности с целью максимальной эффективности выполнения поставленных перед ними задач.

4. Прозрачность коммуникации.

Управляющий человеческим капиталом должен уметь максимально ясно и полно ставить перед подчиненными задачи, сосредотачиваясь на цели и избегая отклонений.

5. Активное слушание.

Заключается в умении слушать подчиненных, обобщать и реорганизовывать их сообщения, с целью дальнейшей эффективной организации их работы.

6. Делегирование полномочий.

Суть делегирования в максимально эффективном распределении работы между подчиненными для достижения конечной цели.

7. Анализ и решение проблем.

Управляющий человеческим капиталом должен уметь быстро провести анализ проблемы и найти эффективные пути разрешения. Причем, сюда можно отнести как проблемы производственного характера, так и конфликтные ситуации между сотрудниками, негативно влияющие на продуктивность их работы и, как следствие, снижающие общую эффективность достижения конечной цели. 8. Принятие решений.

Умение принимать эффективные управленческие решения - одна из ключевых компетенций современного менеджера. Важно правильно выявить возможные варианты решения, оценить возможные риски и результаты, и на основании этого принять максимально эффективное в конкретной ситуации решение.

Таким образом, выделенный комплекс компетенций является ориентиром, для подготовки будущих менеджеров в области управления человеческим капиталом.

Использованные источники:

1. Богомолов В.С. Требования к профессиональным компетенциям качественно нового менеджера / В.С. Богомолов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2012. - № 3. - С. 7479.

2. Захарова Ю.А. Структура компетенций управляющего человеческим капиталом организации / Ю.А. Захарова // Креативная экономика. - 2014. - № 1. - С. 9-17.

3. Краль Н.А. Формирование и оценка профессиональных компетенций в подготовке будущего управленца-менеджера / Н.А. Краль // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2012. - № 24. - С. 83-86.

4. Лукина М.А. Содержательный анализ профессиональных компетенций менеджера туризма / М.А. Лукина // Вестник РМАТ. - 2012. - № 1(4). - С. 8689.

УДК 130.2

Бородина Н.А., к. филос. н.,

доцент

кафедра «Информатики, моделирования и статистики» Донской государственный аграрный университет

Россия, п. Персиановский Грицина В.В. студент 3 курса

Донской государственный аграрный университет

экономический факультет Россия, п. Персиановский

СПС ГАРАНТ

В статье рассматриваются понятие и особенности справочно-правовой системы Гарант (СПС Гарант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.