Научная статья на тему 'Значение социального опыта менеджера в организации педагогической работы с персоналом'

Значение социального опыта менеджера в организации педагогической работы с персоналом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / РУКОВОДЯЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / PEDAGOGICAL WORK / SOCIAL EXPERIENCE / LEADING ACTIVITIES / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / MANAGEMENT EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессмертных Алексей Юрьевич

В данном исследовании рассматриваются вопросы зависимости между эффективностью принимаемых решений в системе педагогических воздействий на персонал компании и компетенциями и уровнем накопленного социального опыта менеджера, выполняющего в ней управленческие функции.This study examines the relationship between the effectiveness of decisions made in the system of pedagogical influences on the company’s personnel and the competencies and the level of accumulated social experience of the manager who performs managerial functions in it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение социального опыта менеджера в организации педагогической работы с персоналом»

УДК 37.022

А. Ю. Бессмертных Академия управления МВД России, Москва

ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЕНЕДЖЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация. В данном исследовании рассматриваются вопросы зависимости между эффективностью принимаемых решений в системе педагогических воздействий на персонал компании и компетенциями и уровнем накопленного социального опыта менеджера, выполняющего в ней управленческие функции.

Ключевые слова: педагогическая работа, социальный опыт, руководящая деятельность, профессиональные знания, эффективность управления.

Не мыслям надобно учить, а мыслить.

Иммануил Кант

Развитие социально-экономических процессов в современном мире принимает достаточно интенсивный характер. Основные изменения связаны с особенностями функционирования систем взаимоотношений производственных и человеческих ресурсов. Происходит рост общественного характера производства, развивается социализация общественных отношений на разных уровнях связей, складывающихся между объектами и субъектами, системами и подсистемами различных сфер деятельности.

Тенденции развития социума определяют потребности любой современной компании иметь эффективную систему управления не только внешними, но и внутренними процессами жизнедеятельности. Роль управления этими процессами, как и любыми процессами, связанными с деятельностью персонала, возлагается на менеджера.

В издании «Большая российская энциклопедия» понятие «менеджмент» (англ. management, от manage - «руководить», «управлять») характеризуется как деятельность, воздействующая на различные системы, а именно технические, социальные, экономические и способствующая их переводу из одного состояния в другое [2].

В рамках темы, рассматриваемой в данной статье, деятельность менеджера понимается как соотношение различных приемов, принципов, форм и методов управления педагогическими процессами, т. е. как управленческие функции образовательного и воспитательного характера, реализуемые посредством руководящей деятельности менеджера.

Становление менеджмента как института социально-экономических взаимоотношений в системе «менеджер - персонал - менеджер» в

истории развития современного общества представляет собой особенно важный этап.

Научные исследования, проведенные многими представителями социально-гуманитарных наук, подчеркивают, что понимание высокой роли руководителя возникло уже в далекой древности, хотя и было преобразовано через особенность архаичного миропонимания. У людей тех эпох сложилось субъективное социальное мнение о том, что предводители различных групп, объединенных определенными общественными отношениями, являются носителями особого статуса, заключающегося в мистической способности создавать, поддерживать и диктовать земные устои.

Такой статус обусловливался наличием у предводителей якобы божественного опыта, выражающегося в мистических ритуалах. На самом деле такой опыт являлся плодом эволюции многих поколений и наличию такого опыта руководители того времени должны быть благодарны своим способностям руководить, сформированным жесткими условиями первобытной общины и позволяющим накапливать и воспроизводить социальные знания предков.

От компетентности управленческого звена тех времен напрямую зависела жизнь нижнего уровня социальной иерархии, в связи с этим будущие управленцы были объектами воздействия изощренной всеобъемлющей педагогической подготовки, в состав которой включались длительные тренировки с жесткими испытаниями со стороны старшего поколения, что способствовало обучению и развитию нового управленческого аппарата, которому передавался достаточно большой объем социального опыта. Вследствие этого они способны были справляться с самыми современными и сложными для своего времени задачами. Каждое решение руководителя взвешивалось неоднократно, ведь просчет мог стоить ему жизни в прямом смысле этого слова.

Как заметил британский антрополог Джеймс Джордж Фрэзер, архаичное общество не прощало ошибок своим вождям [6].

В современном обществе роль руководителя не потеряла своей значимости, но теперь от его деятельности зависит не только слаженность и эффективность работы персонала компании, которой он управляет, но и целый сектор связанной с ней многоуровневой сети внешних социально-экономических отношений.

Перспективы и потенциал развития внешних и внутренних отношений компании как объекта управления в свою очередь напрямую зависят от качества функций управления, по современной формулировке - от эффективности менеджмента.

В индустриальном обществе менеджмент -это особый класс руководителей, наделенных даром вести за собой. Умение использовать этот дар представляет собой эффективность деятельности руководителя. Эффективное руководство, т. е. способность принимать правильное управленческое решение, можно считать единственным из основных преимуществ организации [2]. Понятие «управленческое решение» в научной литературе о менеджменте трактуется как результат выбора [1; 3].

С. И. Ожегов в словаре русского языка видит решение как вывод из чего-нибудь, какое-либо заключение, рождение творческого начала [4].

По отношению к подчиненному персоналу компании эти понятия сводятся к способности ее руководителя, исходя из своих компетенций и накопленного социального опыта, организовать правильную педагогическую работу, которая должна приводить к личностному развитию сотрудников под его руководством и с его поддержкой.

Объем накопленного социального опыта руководителя и алгоритм его использования в организации педагогической работы с персоналом остаются основными средствами для достижения определенных образовательных и воспитательных целей.

Алгоритм использования накопленного опыта предполагает использование творческих способностей, и именно творческая составляющая мышления для многих людей, осуществляющих работу менеджера, становится камнем преткновения в процессе выбора действия или формулировке выводов, так как предполагает активное использование логики и интуиции в процессе психологии рождения новых идей.

Принимать управленческие решения, которые оказывают эффективное воздействие на процесс воспитания личного состава, как показывает практика, достаточно сложно. В современных условиях руководящей работы доминирующее влияние на этот процесс оказывает сразу несколько новых факторов, к которым относятся быстрый рост объемов информационного шума, необходимость все более быстрого принятия управленческих решений, сложность и увеличение плотности

потоков информации. Для того чтобы хоть как-то компенсировать такие негативные влияния, необходимо переосмыслить и изменить принципы подхода к принятию управленческих решений. В систему формирования организационных методик управления следует включить переменные, позволяющие менеджеру адаптивно приспосабливаться к вариативным изменениям внешних факторов, влияющих на процесс принятие решения. Необходимо иначе формулировать и оперативно изменять принципы педагогического искусства.

В целях реализации своих компетенций управляющему любого звена необходимо уметь фокусироваться на цели, разбивать движение к ней на шаги с поэтапным выполнением промежуточных задач, выбирать оптимальный способ взаимодействия с персоналом и метод работы над собой как над субъектом педагогических отношений.

Процесс воспитания предполагает постоянную адаптацию форм обучения к изменениям в поведении персонала, например, выбор наиболее актуального метода его реализации: стажировки, наставничества или планового обучения. Основная цель обучения сотрудников - достижение желаемых целей. Для компании это означает, что надо больше инвестировать в человеческие ресурсы, позволяя сотрудникам работать лучше, максимально использовать свои возможности. Вложением интеллектуальных инвестиций в человеческий капитал достигается улучшение навыков персонала и развитие его умственных способностей. Конечно, на их статус и развитие в значительной степени влияют наследственные наклонности, а также семейное окружение (семейные обычаи и традиции), социальное положение и среда (друзья, родственники), в которой сотрудник живет.

Интеллектуальные инвестиции укрепляют процесс обучения персонала, который должен быть направлен на формирование разносторонних профессиональных навыков у обучаемых, включая социальные знания, необходимые для создания здоровых межличностных отношений на рабочем месте.

Достижение вышеперечисленных задач возможно только при условии приложения корректных управляющих воздействий к коллективу со стороны руководящего аппарата, у которого имеется достаточный для этого социальный опыт и высокий уровень компетенции в его реализации.

Повышение эффективности педагогических решений требует векторных научных изысканий, включающих в себя изучение интрапсихических процессов не только относительно отдельных представителей локализованной группы подчиненного персонала, но и относительно личности управляющего ими менеджера, величины его социального опыта и умения правильно его применять.

Библиографический список

1 Глущенко В. В. Менеджмент: системные основы / В. В. Глущенко. - Москва : НПЦ «Крылья», 1996. - 216 с.

2 Друкер П. Ф. Практика менеджмента / П. Ф. Друкер ; пер. с англ. - Москва : Вильямс, 2000. - 398 с.

3 Завалкевич Л. Э. Принятие решений: Психологические аспекты оптимизации / Л. Э. Завалкевич // Антикризисный менеджмент. - 2003. - № 9. - С. 14-18.

4 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : АЗЪ, 1992. - 955 с.

5 Семёнов А. Л. Менеджмент / А. Л. Семенов // Большая Российская энциклопедия. Том 19. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2011. - С. 730-731.

6 Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии / Д. Д. Фрэзер ; пер. с англ. Том 1. - Москва : Терра-Книжный клуб, 2001. - 525 с.

A. Y. Bessmertnykh MVD Administration Academy of Russia, Moscow

SIGNIFICANCE OF THE SOCIAL EXPERIENCE OF THE MANAGER IN THE ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL

WORK WITH PERSONNEL

Abstract. This study examines the relationship between the effectiveness of decisions made in the system of pedagogical influences on the company's personnel and the competencies and the level of accumulated social experience of the manager who performs managerial functions in it.

Keywords: pedagogical work, social experience, leading activities, professional knowledge, management efficiency.

References

1 Glushhenko V. V. Menedzhment: sistemnye osnovy [Management: system bases]. Moscow: NPC «Kryl'ya». 1996. 216 p.

2 Druker P. F. Praktika menedzhmenta [Management practice]. Moscow: Vil'yams. 2000. 398 p.

3 Zavalkevich L. E. Prinyatie reshenij: Psixologicheskie aspekty optimizacii [Taking decisions: Psychological aspects of optimization]. Antikrizisnyj menedzhment. 2003. No. 9, pp. 14-18.

4 Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 72500 slov i 7500 frazeologicheskix vy'razhenij [Definition dictionary of the Russian language]. Moscow: AZ''. 1992. 955 p.

5 Semyonov A. L. Menedzhment [Management]. Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya. Vol. 19. Moscow: Bol'shaya Rossijskaya e'nciklopediya. 2011, pp. 730-731.

6 Fre'zer D. D. Zolotaya vetv': issledovanie magii i religii [The Golden branch: the research of magic and religion]. Vol. 1. Moscow: Terra-Knizhny'j klub. 2001. 525 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.